Научная статья на тему 'Редакторская аналитика публикаций в сфере туризма и гостеприимства'

Редакторская аналитика публикаций в сфере туризма и гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сфера туризма и гостеприимства / туризм / гостеприимство / новая реальность / кризис / санкции / развитие. / tourism and hospitality / tourism / hospitality / new reality / crisis / sanctions / progress

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Галина Максимовна, Карпова Галина Алексеевна, Гриненко Светлана Викторовна

Аналитика публикаций в сфере туризма и гостеприимства направлена на анализ существующего в современных условиях проблемного поля, оценку реагирования научных исследований и публикаций на сигналы и вызовы внешней среды. Представленные результаты позволят как выбрать актуальное направление исследований, так и осуществить грамотный анализ существующих публикаций для использований опыта коллег при разработке эффективных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Editorial analytics of publications in the field of tourism and hospitality

The analytics of publications in the field of tourism and hospitality is aimed at analyzing the problem field that exists in modern conditions, assessing the response of scientific research and publications to signals and challenges of the external environment. The presented results will allow both to choose an actual direction of research and to carry out a competent analysis of existing publications in order to use the experience of colleagues in developing effective solutions.

Текст научной работы на тему «Редакторская аналитика публикаций в сфере туризма и гостеприимства»

DOI: 10.18572/2686-858X-2022-16-4-4-14

Редакторская аналитика публикаций в сфере туризма и гостеприимства

Editorial analytics of publications in the field of tourism and hospitality

Романова Галина Максимовна,

д.э.н., профессор, главный редактор, г. Сочи Карпова Галина Алексеевна, д.э.н., профессор, председатель редакционного совета, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург Гриненко Светлана Викторовна, д.э.н., профессор, зам. главного редактора, Международный банковский университет им. Анатолия Собчака, г. Санкт-Петербург E-mail: Sveta.grinenko@gmail.com

Calina Romanova,

Doctor of Economics, Professor, Editor-in-Chief, Sochi Galina Karpova,

Doctor of Economics, Professor, Chairman of the Editorial Board, St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg Svetlana Grinenko,

Doctor of Economics, Professor, Deputy Editor-in-Chief, International Banking University.

Anatoly Sobchak, St. Petersburg

Аннотация. Аналитика публикаций в сфере туризма и гостеприимства направлена на анализ существующего в современных условиях проблемного поля, оценку реагирования научных исследований и публикаций на сигналы и вызовы внешней среды. Представленные результаты позволят как выбрать актуальное направление исследований, так и осуществить грамотный анализ существующих публикаций для использований опыта коллег при разработке эффективных решений.

Ключевые слова: сфера туризма и гостеприимства, туризм, гостеприимство, новая реальность, кризис, санкции, развитие.

Jel code: Z3, L83

Abstract. The analytics of publications in the field of tourism and hospitality is aimed at analyzing the problem field that exists in modern conditions, assessing the response of scientific research and publications to signals and challenges of the external environment. The presented results will allow both to choose an actual direction of research and to carry out a competent analysis of existing publications in order to use the experience of colleagues in developing effective solutions.

Key words: tourism and hospitality, tourism, hospitality, new reality, crisis, sanctions, progress.

1. ВВЕДЕНИЕ

Новая реальность экономического развития России обусловила изменения во всех отраслях, безусловно, повлияв на сферу туризма и гостеприимства. Такие значительные изменения влияют на количество публикаций, поскольку требуют

анализа и осмысления происходящих процессов, разработки предложений по адаптации и реагированию на сигналы внешней среды. Это определило актуальность проводимого анализа публикаций посредством контекстного анализа по соответствующим ключевым словам.

В статье представим анализ публикаций в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU — крупнейшем российском информационно-аналитическом портале. Международные базы цитирования не задействуем, поскольку областью исследования станет развитие туризма и гостеприимства в условиях санкций.

2. АНАЛИТИКА

Первый поиск осуществим по ключевому слову «туризм».

На рисунке 1 представлен анализ публикаций с 2000 года, в которых одним из ключевых слов указана категория «туризм», напечатанных в журналах национальной библиографической базе данных научного цитирования РОССИЙСКИЙ ИНДЕКС НАУЧНОГО ЦИТИРОВАНИЯ (РИНЦ). Рост количества публикаций был достаточно быстрым — количество публикаций выросло в 40 раз за 10 лет, а затем тенденция роста установилась на уровне примерно 20 % с падением в 2007 году (финансовый кризис), 2020 году (пандемия), 2022 году (СВО и санкции) — в целом выйдя на уровень 2015 года. При этом падение в 2020 году составляло всего 4 %, тогда как в 2007 количество публикаций уменьшилось на 12 %, а в 2022 — упало на 18 %. Для сопоставления общего количества публикаций — всего в РИНЦ опубликовано 30207 работ с ключевым словом «туризм», 202437 работ с ключевым словом

«экономика» — т.е. всего 15 % публикаций посвящены теме туризма.

На рисунке 2 представлен анализ публикаций с 2000 года, в которых одним из ключевых слов указана категория «туризм», напечатанных в журналах списка ВАК. Следует отметить, что количество таких публикаций до 2008 года было незначительным, только в 2009 году достигнув показателя в 109 публикаций. Последующий прирост был достаточно быстрым — количество публикаций выросло в 67 раз за 10 лет, а затем тенденция роста установилась на уровне примерно 10 % с падением в 2018 году (финансовый кризис), 2020 году (пандемия), 2022 году (СВО и санкции) — в целом выйдя на уровень 2015 года. Для сопоставления общего количества публикаций — всего в журналах перечня ВАК опубликовано 6244 работы с ключевым словом «туризм», 15994 работы с ключевым словом «экономика» — т.е. 40 % публикаций, практически половина — в области туризма.

В национальной библиографической базе данных научного цитирования РИНЦ в 2022 году было размещено 2628 публикаций с ключевым словом «туризм» с общим количеством цитирований: 228, среди которых:

— ВАК — всего найдено 488 публикаций с общим количеством цитирований 124;

— Ядро РИНЦ — всего найдена 31 публикация с общим количеством цитирований 10;

Рисунок 1. Публикации с ключевым словом «туризм» в национальной библиографической базе данных научного цитирования РИНЦ

— RSCI — всего найдено 22 публикации с общим количеством цитирований 9;

— WoS и Scopus — всего найдено 20 публикаций с общим количеством цитирований 5.

Соотношение с публикациями с ключевым словом «экономика» (в 2022 году представлено 5393 работы) — это 49 % работ.

Поскольку цель исследования — оценить работы, направленные на развитие внутреннего туризма в Росси в условиях санкций, проанализируем количество публикаций с ключевым словом «внутренний туризм» — рис. 3.

Публикации, посвященные развитию внутреннего туризма, начали активно появляться в 2014 году с введением первых санкций — рост в 70 раз по отношению к 2000 году. Далее наблюдалась тенденция незначительного снижения, но в 2020 году в связи с пандемией и закрытыми границами публикации, как и сам туризм выросли на 45 % по отношению к предыдущему году, далее рост на 20 %, а вот в 2022 году, несмотря на значительный рост санкций количество публикаций упало на 16 %, что является негативной тенденцией, поскольку свидетельствует об отсутствии имеющихся решений и под-

600

500

400

300

200

100

о^ ^ <0* <0* ^ <0*

с> -с^ -cb

С<\ cS>

iO-J ЛЛУ Л Л ьЪ (О? ЛЛ> Л. \ /О? г, У лк л,'

\> о> CS>" _С\> СЧ' CN> С\> C^^ СлЬ" .cv-

^ г т г г V г г г" г г г" г г г г V г" г г41 г г г41 г

Рисунок 2. Публикации с ключевым словом «туризм» в рецензируемых журналах,

рекомендованных ВАК

Рисунок 3. Публикации с ключевым словом «внутренний туризм» в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК

ходов к развитию внутреннего туризма в сложившихся условиях.

Среди найденных 373 публикаций с общим количеством цитирований: 46 с ключевым словом «внутренний туризм» за 2022 год:

— ВАК — всего найдено 86 публикаций с общим количеством цитирований 36;

— Ядро РИНЦ — всего найдено 5 публикаций с общим количеством цитирований 6;

— RSCI — всего найдено 3 публикации с общим количеством цитирований 2.

Проанализируем тематику основных публикаций, представленных в журналах, входящих в ядро РИНЦ и RSCI в рамках литобзора.

Авторами Морошкиной М.В. и Кондратьевой С.В. [9] представлено исследование, посвященное стимулированию туристско-рекреационной сферы деятельности в целях повышения доступности туризма и отдыха, что послужит с одной стороны, в качестве фактора социально-экономического развития российских регионов, с другой — как удовлетворение потребности населения в восстановлении физических и эмоциональных сил. В статье показано, что наблюдаемая дифференциация субъектов РФ по возможностям организации отдыха и туризма определяется рядом факторов, среди которых одним из ключевых представляется экономический фактор, детерминирующий возможности туристской поездки и выбора дестинации для населения российских регионов.

Исследователи выделили пять типологических групп регионов РФ, различающихся по возможностям организации отдыха и туризма. В пятой части субъектов РФ население обладает высокими и выше среднего возможностями в организации отдыха и выборе дестина-ций. Их можно рассматривать в качестве доноров туристов для других российских регионов и для собственной территории, они стимулируют развитие внутреннего туризма в России, а также выступают потенциальными потребителями услуг зарубежных туристских дестинаций. Большая часть российских регионов (68,2%) относятся к группам низкого и ниже среднего уровня возможностей для населения в

организации отдыха и туризма, что актуализирует проблематику доступности внутреннего туризма и отдыха.

Авторы Рогач О.В., Фролова Е.В. и Медведева Н.В. [16] рассматривают развитие туристского потенциала российских территорий как комплекса туристских ресурсов, обеспечивающих формирование и удовлетворение потребностей потенциальных туристов. Ключевым методом исследования выступил опрос руководителей муниципалитетов РФ. Анализ позволил выявить противоречие между уверенностью руководителей муниципалитетов в наличии туристского потенциала их территории и отсутствием базовых туристских ресурсов в их оценках. В региональном разрезе для большинства территорий характерна нехватка финансовых средств, частных инвестиций и поддержки со стороны спонсоров и меценатов. При этом власть видит проблемы формирования туристского потенциала в моделях поведения населения: недостатке предпринимательской активности и низком платежеспособном спросе на продукты внутреннего туризма. Результаты исследования показали существование устойчивой зависимости между поддержкой властных инициатив со стороны местного сообщества и наличием у органов власти ресурсов для повышения туристической привлекательности российских территорий.

Исследователи Иванов И.А., Васильева Т.В., Красильникова И.Н., Мана-ков А.Г. [6] рассматривают туризм с позиций географии и представляют направление исследований по изучению динамики и направленности туристских потоков, которое опирается на официальную статистику на уровне государств, регионов и низовых административных единиц.

В 2022 г. Росстатом была впервые предоставлена статистика прибытий и ночевок по муниципальным образованиям страны, что позволило авторам статьи осуществить их классификацию по данным показателям за 2021 г. в Северо-Западном федеральном округе. Классификация муниципальных образований строилась на основе шести показателей, характеризующих объем туристского потока и степень развитости гостинично-ресто-

ранной инфраструктуры. Северо-Западный федеральный округ из-за пандемии COVID-19 испытал значительное сокращение туристского потока в 2020 г. Однако на фоне семикратного уменьшения въездного туристского потока внутренний турпоток сократился только на четверть. При этом уже в 2021 г. в федеральном округе произошел почти полуторакрат-ный рост внутреннего турпотока, что позволило ему более чем на треть заместить сокращение въездного турпотока в первый год пандемии.

Авторами представлен картографический анализ, сопровождающий разработку классификации муниципальных районов, который позволил увидеть внутрирегиональные различия по величине турпотока и развитости туристской инфраструктуры, которые не прослеживаются при анализе туристской статистики на региональном уровне.

Статья Леонидовой Е.Г. [8] актуализирует не только позитивные стороны, но и угрозы развития внутреннего регионального туризма. Автор говорит о том, что пандемия коронавирусной инфекции активизировала востребованность отдыха в российских регионах и обусловила дополнительное внимание к его развитию со стороны органов власти.

Автором на основе материалов проведенного исследования предложено обоснование приоритетов и выявлены угрозы развития регионального туризма, что позволит увеличить эффективность использования потенциала внутреннего туризма и повысит востребованность населением отдыха в России. Исследование позволило определить сохраняющийся тренд на востребованность внутреннего отдыха в стране, выявить тенденции спроса туристов в Северо-Западном федеральном округе, уточнить ограничения, препятствующие низкой востребованности туристских услуг населением.

Исследователи Гарипова Г. Р. и Богдан Е.А. [3] рассматривают проблемы геокультурного брендинга объектов геокультурного значения: природных и культурных охраняемых территорий (заповедников, парков, биосферных заповедников, геопарков и пр.) Тувы и Башкортостана. Предложения в сфере туризма в обеих

республиках схожи, присутствуют варианты экотуризма, этнотуризма и геотуризма. Очевидна связь развития туристического потенциала с разработкой концепции социально-экономического развития региона. Органы регионального управления активно участвуют в оформлении статуса туристическо-рекреационных зон. Очевидна проблема информационной закрытости, низкой осведомленности потенциальных потребителей — жителей региона и туристов из других регионов и стран о геокультурных особенностях и перспективах развития туризма в регионах. Это показывают результаты опроса населения.

Авторами рассмотрены логотипы и образы ряда объектов (в Туве — биосферного заповедника «Убсунурская котловина», природного парка «Тыва», этнокультурного комплекса «Алдын-Булак»; в Башкортостане — геопарка «Янган-Тау», биосферного заповедника «Шульган-Таш», биосферного резервата «Башкирский Урал») отражают общую цель объектов геокультурного брендинга — сохранение и продвижение уникального геокультурного наследия (ландшафта, флоры и фауны, культурных памятников), на основе чего выявлена проблема в использовании этого важного компонента в продвижении туристических услуг.

Рассматривая сферу туризма и гостеприимства далее проанализируем публикации с ключевыми словами «гостеприимство» и «гостиничный бизнес».

Всего в РИНЦ найдено 1343 публикации с общим количеством цитирований: 2133, среди которых 160 размещены в 2022 году. В журналах, рекомендованных ВАК опубликовано 317 публикаций с общим количеством цитирований: 830, из которых 35 в 2022 году.

При этом именно гостиничному бизнесу из 35 работ внимание уделено в 3 статьях, представленных далее.

Пшеничных Ю.А. и Адамюк А.П. [14] в исследовании говорят о современных тенденциях развития индустрии туризма и гостеприимства под влиянием пандемии и усиливающейся конкуренции актуализируют необходимость поиска новых инновационных подходов к управлению развитием гостиничных предприятий

с целью повышения социальной и эмоциональной ценности гостиничных услуг для потребителей. Способность предприятия гостиничного бизнеса произвести желаемое впечатление на потребителя будет определять его конкурентное положение и успех на рынке. Недостаточное освещение принципиально важных вопросов, связанных с исследованием сущности понятия экономики впечатлений, недостаточное теоретическое рассмотрение теоретико-методологических аспектов понятия экономики впечатлений в управлении развитием предприятий гостиничного бизнеса подтверждают актуальность и цель настоящего исследования. В работе рассмотрена суть концепции, основные идеи и тенденции последних лет в области становления экономики впечатлений; предпринята попытка использовать терминологию и инструментарий экономики впечатлений применительно к гостиничному продукту.

Петрякова А.В. и Конобеева А.Б. [13] акцентирую внимание на обработке персональных данных на предприятиях индустрии гостеприимства, которая должна соответствовать требованиям законодательства, регулирующего защиту персональных данных граждан, и одновременно отражать отраслевую специфику гостиничного бизнеса, правила делового оборота, учитывать интересы и пожелания конкретного гостя. Успех гостиничного бизнеса в условиях острой конкуренции зависит в первую очередь от умения менеджмента выстроить индивидуальные, персонифицированные, фидуциарные отношения с клиентами. Особые пожелания клиентов, связанные с анонимным проживанием («no name guests»), нежелание гостей делиться со средством размещения персональной информацией могут повлечь конфликт и отказ от заключения договора. Авторы анализируют требования законодательства, касающиеся обработки персональных данных клиентов индустрии гостеприимства, защиты прав потребителей, обозначают некоторые проблемы в этом вопросе и предлагают варианты их решения.

Святая Е.О., Симонова Т.Ю. и Королев А.В. [18] пишут о том, что новая экономическая реальность побудила предпри-

нимателей гостинично-туристического бизнеса к принятию сложных решений по оптимизации существующих бизнес-моделей, поиску новых векторов развития бизнеса, способствующих обеспечению устойчивости и конкурентоспособности на рынке. Результаты проведенного исследования позволили авторам систематизировать информацию, сформулировать выводы и определить новые векторы развития гостинично-туристического бизнеса в условиях новой экономической реальности: разработка мер государственной поддержки бизнеса; развитие внутреннего туризма, новые тревел-тренды и совершенствование инфраструктуры; разработка омниканальной коммуникации с использованием новых digital-решений и технологий.

По ключевому слову «гостиничный бизнес» всего в РИНЦ найдено 2354 публикации с общим количеством цитирований: 3806, среди которых 279 размещены в 2022 году. В журналах, рекомендованных ВАК опубликовано 433 публикации с общим количеством цитирований: 1771, из которых 33 в 2022 году — несмотря на то, что общее количество публикаций в два раза больше, чем с ключевым словом «гостеприимство», в исследуемом 2022 количество представленных статей даже меньше.

При этом сочетание с ключевым словом «санкции» не найдено, ни одной статьи по адаптации гостиничного бизнеса и индустрии гостеприимства к функционированию в условиях санкций не представлено, несмотря на значительные изменения, уход с рынка известных сетей и т.п. Статьи представляют развитие индустрии гостеприимства в условиях цифровизации, повышения уровня сервиса, развития инвестиций.

Продолжая анализ определим количество публикаций в РИНЦ с ключевым словом «санкции» (рис. 4). Отметим, что таких публикаций практически не было до 2014 года, затем после двухлетней активности наблюдалась тенденция снижения и скачок в 2022 году, что, безусловно связано с выработкой решений по адаптации экономики к сигналам и вызовам внешней среды.

Внутри выборки сделаем акцент на ключевых словах, определяющих отно-

шение публикации к сфере туризма и гостеприимства: «туризм», «внутренний туризм», «tourism», «выездной туризм», «туристическая отрасль».

Всего найдено 86 публикаций с общим количеством цитирований: 125, из них 34 публикации с общим количеством цитирований: 14 сделаны в 2022 году и 10 публикаций с общим количеством цитирований: 8 представлены в журналах из списка ВАК — по ним и сделаем литобзор.

Авторы Воскресенский В.Ю. и Ку-тайцева О.Н. в статье о региональных особенностях выездного туризма [2] анализируют проблему выбора направлений выездного туризма в условиях экономических санкций. Анализируя туристические маршруты, развитие которых возможно в новых политических реалиях авторы утверждают, что несмотря на санкционное давление, возможности российского выездного туризма значительны, поскольку туристические ресурсы Китая, Вьетнама, Мексики позволят развивать выездной туризм.

Назарова Л.Х. и Балицкий М.А. [10] представляют современный подход о перспективности travel-блоггинга как средства продвижения Сахалинской области на туристском рынке России с помощью наиболее используемых социальных сетей. В ходе исследования авторами рассмотрены генерирующие факторы развития внутреннего туризма

Сахалинской области. Были определены ключевые особенности организации туров с участием блогеров как эффективного средства популяризации туристских территорий, а также проанализированы функциональные особенности наиболее используемых социальных сетей на туристском рынке России.

Исследователи Новичков Н.В., Но-вичкова А.В. и Савченко Е.А. [11] представляют туризм как международное социальное явление с точки зрения его связи с различными проявлениями политического влияния и политического позиционирования современных государств. В статье выявлены основные проявления сущности туризма как фактора глобального политического развития, обозначено, что туризм имеет существенное значение в международных политических отношениях инструмент вывода государств на глобальные рынки, как способ выхода стран из международной изоляции, как фактор формирования позитивного образа страны, её инвестиционной и прочей привлекательности, как локомотив для синергетического развития иных отраслей экономики. Кроме того, обосновано, что туристический поток может использоваться с точки зрения политического давления на то или иное государство.

Авторами сформулированы особенности туризма как политического инструмента международной трансляции гуманитарных ценностей и смыслов,

-V4 т г4 г41 г т1 г ги т г4 г" г" т г ^ г4 т г4 ^

Рисунок 4. Публикации с ключевым словом «санкции» в национальной библиографической базе данных научного цитирования РИНЦ

осуществления народной дипломатии и реализации факторов «мягкой силы» в современных международных отношениях на платформе прямой взаимосвязи разных форм международной политической активности и туристической деятельности в ретроспективном аспекте.

В статье сформулирован ряд рекомендаций по гармонизации влияния туристической деятельности на политические отношения на международном и глобальном уровнях. Отмечен особый характер международной политической ситуации в 2022 году, связанный с беспрецедентным набором санкций ряда западных стран и международных организаций против Российской Федерации. Сделаны выводы о том, что необходимо обращать особое внимание на сущностные особенности туристической деятельности в части её связи с международным политическим процессом.

Паранина Т.О. в условиях новой реальности рассматривает эффективность инвестиций в Республику Крым [12]. Оценка современного состояния инвестиционного климата показывает, что приток инвестиций растет и зависит от международных и региональных политических процессов. С целью привлечения инвестиций в регион формируются особые условия, примером являются особые экономические зоны. Свободная экономическая зона (СЭЗ) в Крыму и Севастополе начала функционировать с 1 января 2015 года, после подписания федерального закона, сроком на 25 лет, но возможно продление режима.

Расулова З.Д. [15] рассматривает цель превращения сектора туризма в динамично развивающуюся и высокодоходную отрасль экономики, для достижения которой необходимо создание соответствующих институциональных условий: законодательных норм и структур управления, что стало бы основой создания эффективного механизма функционирования отрасли.

Жуковская И.Ф. [4] рассматривает новые санкции как проблемы и, одновременно, возможности для развития внутреннего туризма в России. Туристическая отрасль России столкнулась с беспрецедентными внешнеэкономическими

и политическими санкциями с начала проводимой специальной операции на Украине, но проблемы начались ещё в период пандемии, вызванной коронави-русом SARS-CoV-2 (COVID-19), когда были практически полностью нарушены все турпотоки. В статье рассматривается динамика развития внутреннего туризма за последнее десятилетие, выявлены проблемы туриндустрии, обусловленные новыми санкциями и определены основные направления развития внутреннего туризма на ближайшую перспективу. Одним из направлений туризма, который Жуковская И.Ф. предлагает развивать является туризм «темного неба» [5]. До пандемии, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2 (COVID-19) туризм был одной из быстро развивающихся отраслей. Развитие внутреннего туризма и внедрение новых инновационных турпродуктов стало одним из важнейших факторов развития туристской отрасли в России. В статье рассматривается одно из новых направлений туризма — туризм «тёмного неба», как одного из инструментов восстановления и развития внутреннего туризма.

Симонян Г.А. и Сарян А.А. [19] в опубликованной статье рассматриваются вопросы стратегического развития туризма, находящегося в состоянии неопределенности долгосрочных перспектив в результате действия трудно прогнозируемых факторов, которые сформировались в результате обострения международного положения и возникновения в 2022 г. очередной волны распространения ко-ронавируса. Новая реальность внутри и вне России порождает проблему корректировки стратегических целей и задач развития туризма, которые определены Национальным проектом «Туризм и индустрия гостеприимства» и в производных от него региональных проектах. В исследовании актуализируется необходимость обновления стратегических ориентиров развития внутреннего туризма в условиях наращивания западными странами системных санкций по отношению к России в современных условиях.

Исследователи Тхао М.Т.Ф., Змияк С.С. и Решетникова Н.Н. анализируют тенденции развития туризма в условиях кризиса на основе обзора мирового

и российского сектора [20]. Пандемия коронавируса, распространившаяся по всему миру, начиная с 2019 года, особым образом повлияла на развитие международного туризма. С момента первого локдауна, и закрытия границ, произошло историческое падение международных туристских прибытий. В исследовании идет речь об основных тенденциях развития международного и российского туризма, представлен прогноз восстановления отрасли до 2024 года. Особый акцент сделан на прямой взаимосвязи коронакризиса и кризиса в международном и российском туризме за счет повсеместных ограничений по всему миру, кроме того, обострением отношений России и ЕС, и ряда стран Запада в том числе США, вызванного военным конфликтом в Украине. Обзор мирового сектора туризма и российского туристского рынка представляется актуальным на фоне отчетов Всемирной Организации по Туризму, Федерального агентства по туризму Российской Федерации, и других международных, региональных и национальных исследований.

Авторы Кучумов А.В. и Тестина Я.С. представляют в своем исследовании новые вызовы индустрии туризма в России в 2022 году [7]. Индустрия туризма в настоящее время сталкивается с жесточайшими вызовами, которые подталкивают её к постоянному реформированию, необходимости молниеносно реагировать на мировые экономические, политические и эпидемиологические процессы. Продолжающаяся пандемия Covid-19 привела к сокращению въездного и выездного туристского потока. Санкционные ограничения, уход иностранных компаний с российского рынка, ограничение полётов гражданской авиации усугубили эту ситуацию. Однако, несмотря на рецессию, происходят позитивные направления развития индустрии туризма: реализация Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», внедрение туристического кэшбека, активизация строительства туристической инфраструктуры, льготное кредитование и налогообложение предприятий отрасли. В статье рассмотрены проблемы, с которыми столкнулась индустрия туризма в 2022 г., а также направления их решений.

Ханина А.В. [21] в статье поднимает актуальный вопрос влияния последствий пандемии COVID-19 и введенных санкций против Российской Федерации на туристическую отрасль. В качестве первой гипотезы исследования автором предполагается убеждение, что экономические санкции, вводимые против Российской Федерации, оказали наиболее пагубное влияние, чем пандемия коронавируса. Вторая гипотеза исследования направлена на изучение возможных позитивных последствий кризисных ситуаций, ведь циклическое развитие всех экономических процессов свидетельствует о том, что за каждым кризисным явлением следует подъем. За базис исследования была взята информация о динамике выездного туризма граждан РФ в такие страны как Абхазия, Турция и Чешская Республика — выбор данных стран обоснован значительным интересом российских граждан к их посещению, а также наличием различного рода введенных политических ограничений со стороны руководителей данных стран против РФ. В результате исследования был сделан вывод о том, что политические факторы оказывают большее воздействие на развитие мирового туризма, чем пандемия.

Одной из вариаций ключевого слова «санкции» является термин — ключевое слово — «международные санкции». Всего в национальной библиографической базе данных научного цитирования найдено 268 публикаций с общим количеством цитирований: 807. Из них таких, в которых вторым ключевым словом является «туризм» всего 2.

Это статья Розановой Т.П. [17] об антикризисных мерах по снижению последствий влияния санкций на сферу туризма России. В которой говорится о том, что в условиях существующих угроз: отсутствия полноценной возможности путешествий, роста тарифов на авиаперевозки из-за усложнения логистики полетов и увеличения их длительности, валютных рисков — ограничиваются возможности развития выездного и въездного направлений туристской отрасли. Необходимы ее переориентация на развитие и поддержку внутреннего туризма с фрагментарным увеличением въездного потока из

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нейтральных или дружественных стран, увеличение разнообразных видов путешествий внутри страны, востребованных российскими гражданами, разработка и реализация ряда антикризисных мер для нивелирования возникших для отрасли угроз. Объектом исследования выступают управленческие решения в сфере туризма в условиях международных санкций. Цель исследования заключается в анализе возможных мер для ее стабилизации в условиях санкций международного сообщества. Задачами являются изучение состояние индустрии туризма и гостеприимства; выявление рисков, возникших в отрасли в связи введением санкций; определение основных видов инструментов, нивелирующих внешние угрозы, и рассмотрение возможности применения предложенных антикризисных мер.

Абдель вахед Э.А.М. рассматривает развитие туризма в России в условиях международных санкций и их отображение в СМИ [1]. Автор обосновывает, что туризм сегодня стал важной составляющей роста национальной экономики практически во всех странах мира. Россия является одним из самых популярных туристических направлений в мире благодаря своему богатому культурному наследию и великой природной и драматической истории. Однако санкции 2014, когда государства-члены Европейского Союза, и ряд стран, включая Австралию, США, Канаду, Японию, Новую Зеландию, Швейцарию, Исландию и другие начали вводить санкции в отношении России в связи с «незаконной аннексией Крыма и подрывом территориальной целостности Украины», сыграли отрицательную роль в развитии международного туризма, что также отразилось на страницах средств массовой информации.

В результате исследования было выявлено, что санкции 2014 года, привели к

структурным изменениям и направлению потока туристов. Количество российских туристов в ряд стран, связанных с санкциями, и количество туристов из тех стран, которым запрещен въезд в Россию, сократилось, однако количество туристов из некоторых других стран увеличилось, что значительно улучшили и расширили развитие внутреннего туризма в России. Результаты, выявленные в данном исследовании, в частности рекомендации по созданию образовательных программ и привлечение СМИ для развития рекреационных зон, станут стимулирующим фактором для развития как внутреннего, так и въездного туризма в России.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ публикаций в области туризма и гостеприимства, представленных в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU с акцентом на 2022 год и исследования, посвященные развитию внутреннего туризма и функционирования отрасли в условиях новой реальности, позволило сделать следующие выводы: при том, что количество публикаций с ключевым словом «санкции» резко выросло в 2022 году, количество публикаций с ключевым словом «внутренний туризм» снизилось. В публикациях представлены проблемы, связанные с санкциями, дана оценка положительных и отрицательных последствий введения санкций, исследованы перспективы развития устойчивого туризма в регионах.

Одним из выводов обозначим направленность публикаций Профессорского журнала в 2023 году на развитие внутреннего туризма в России и увеличению количества публикаций, посвященных деятельности предприятий индустрии туризма и гостеприимства в условиях новой реальности. Это определит тематику последующих выпусков.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдель Вахед Э.А.М. Развитие туризма в России в условиях международных санкций и их отображение в СМИ / Э.А.М. Абдель Вахед // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т. 15. № 2 (94). С. 57-65. Б01: 10.24412/1995-042Х-2021-2-57-65. ЕБ№ IQPMRI.

2. Воскресенский В.Ю. О региональных особенностях выездного туризма России в условиях санкций / В.Ю. Воскресенский, О.Н. Кутайцева // Региональная экономика: теория и практика. 2022. Т. 20. № 5 (500). С. 988-1000. Б01: 10.24891/ге.20.5.988. ЕБ№ BMRNFG.

3. Гарипова, Г. Р. Проблемы развития геокультурного брендинга в Туве и Башкортостане / Г.Р. Гарипова, Е.А. Богдан // Новые исследования Тувы. 2022. № 2. С. 115—127. Б01: 10.25178/^.2022.2.8. ЕБ№ ВИТОИ.

4. Жуковская И.Ф. Внутренний туризм в России: новые санкции, проблемы и возможности / И.Ф. Жуковская // Наука Красноярья. 2022. Т 11. № 3-2. С. 36-41. ЕБ№ WNCGEG.

5. Жуковская, И.Ф. Туризм «темного неба» как одно из инновационных направлений развития внутреннего туризма в России / И. Ф. Жуковская // Наука Красноярья. 2022. Т. 11. № 4-4. С. 61-65. ЕБ№ MSWZZL.

6. Иванов И.А. Внутренний туризм в муниципальных образованиях СЗФО: статистические оценки и влияние пандемии С0УГО-19 / И.А. Иванов, Т.В. Васильева, И. . Красиль-никова, А. Г. Манаков // Известия Русского географического общества. 2022. Т. 154. № 5-6. С. 59-72. Б01: 10.31857^0869607122050044. ЕБ№ СТРОТБ.

7. Кучумов А.В. Новые вызовы индустрии туризма в России в 2022 году / А.В. Кучумов, Я.С. Тестина // Экономический вектор. 2022. № 3 (30). С. 70-74. Б01: 10.36807/24117269-2022-3-30-70-74. ЕБ№ PICR0S.

8. Леонидова Е.Г. Приоритеты и угрозы развития регионального туризма / Е. Г. Леонидова // Регионология. 2022. Т. 30. № 3 (120). С. 624-646. Б01: 10.15507/24131407.120.030.202203.624-646. ЕБ№ EEJSZZ.

9. Морошкина М.В. Доступность туризма и отдыха для населения России: экономический аспект / М.В. Морошкина, С.В. Кондратьева // Регион: Экономика и Социология. 2022. № 3(115). С. 105-125. Б01: 10.15372/REG20220305. ЕБ№ AMGHRX.

10. Назарова Л.Х. Организация пресс-туров с участием блогеров как средство продвижения Сахалинской области на туристском рынке России / Л.Х. Назарова, М.А. Балицкий // Вестник Национальной академии туризма. 2022. № 2 (62). С. 55-58. Б01: 10.51677/2073-0624_2022_62_2_12. ЕБ№ БТ^К

11. Новичков Н.В. Туризм как фактор глобального политического влияния и позиционирования / Н.В. Новичков, А.В. Новичкова, Е.А. Савченко // Современные проблемы сервиса и туризма. 2022. Т. 16. № 1. С. 24-32. Б01: 10.24412/1995-0411-2022-1-24-32. ЕБ№ DLAYDS.

12. Паранина Т.О. Анализ инвестиций в туристско-рекреационный комплекс Республики Крым / Т.О. Паранина // Инновации и инвестиции. 2022. № 3. С. 239-246. ЕБ№ SU0KHD.

13. Петрякова А.В. Обработка персональных данных в гостиничном бизнесе: правовые и организационные аспекты / А.В. Петрякова, А.Б. Конобеева // Туризм: право и экономика. 2022. № 3. С. 16-19. Б01 10.18572/1813-1212-2022-3-16-19. ЕБ№ MEQBTM.

14. Пшеничных Ю.А. Применение инструментария экономики впечатлений в гостиничной индустрии / Ю.А. Пшеничных, А.П. Адамюк // Вестник университета. 2022. № 3. С. 75-83. Б01: 10.26425/1816-4277-2022-3-75-83. ЕБ№ SEIM0B.

15. Расулова З.Д. Перспективные налоговые поступления от туристской деятельности в РФ и РД в период мировых санкций / З. Д. Расулова // Экономика и предпринимательство. 2022. № 7 (144). С. 846-849. Б01: 10.34925/Е1Р.2022.144.7.167. ЕБ№ RLFCVR.

16. Рогач О.В. Туристский потенциал российских территорий: позиция муниципальных органов власти / О.В. Рогач, Е.В. Фролова, Н.В. Медведева // Вопросы экономики. 2022. № 9. С. 125-138. Б01: 10.32609/0042-8736-2022-9-125-138. ЕБ№ DGEPQM.

17. Розанова Т.П. Антикризисные меры по снижению последствий влияния санкций на сферу туризма России / Т.П. Розанова // Управленческие науки. 2022. Т. 12. № 2. С. 45-54. D0I: 10.26794/2304-022Х-2022-12-2-45-54. EDN: DZQPCP.

18. Святая Е.О. Трансформация гостинично-туристического бизнеса в условиях новой экономической реальности / Е.О. Святая, Т.Ю. Симонова, А.В. Королев // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2022. № 6 (97). С. 239-251. D0I: 10.21295/2223-5639-2022-6-239-251. EDN: ZY0SSN.

19. Симонян Г.А. Стратегические цели и задачи развития внутреннего туризма в новых условиях / Г.А. Симонян, А.А. Сарян // Современная научная мысль. 2022. № 6. С. 266-273. D0I: 10.24412/2308-264Х-2022-6-266-273. EDN: VYKUFA.

20. Тхао М.Т.Ф. Тенденции развития туризма в условиях кризиса: обзор мирового и российского сектора / М.Т.Ф. Тхао, С.С. Змияк, Н.Н. Решетникова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2022. № 1 (58). С. 169-178. EDN: HYXLHS.

21. Ханина А.В. Пандемия C0VID-19 и санкции: особенности влияния на туристическую отрасль России / А.В. Ханина // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т. 15. № 3 (95). С. 199-208. D0I: 10.24412/1995-042Х-2021-3-199-208. EDN: LABDWA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.