Научная статья на тему 'Развитие гостиничной индустрии как фактор формирования современной экосистемы туризма территории'

Развитие гостиничной индустрии как фактор формирования современной экосистемы туризма территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Гостиничная индустрия / экосистема туризма / туристская индустрия / экосистема гостеприимства. / Hotel industry / hospitality / ecosystem in tourism / tourism industry / ecosystem of hospitality.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сердюкова Надежда, Дарбинян Товмас, Абоимова Дарья

В настоящем исследовании авторы анализируют роль и место гостиничной индустрии в формировании экосистемы туризма территории. Отмечено, что туристская индустрия России быстро восстанавливается после ковидных ограничений на основе системных мер господдержки. Приведен обзор литературы по экосистемному подходу в сфере туризма, подходы сгруппированы на организационно-экономический, технологический и отраслевой. Рассматриваются возможности и риски развития внутреннего туризма с учетом масштабной геополитической трансформации и изменения направлений турпотоков. На основании анализа итогов летнего сезона 2022 в сопоставлении с результатами опроса потребителей, проведенного в апреле 2022 года, делаются выводы о значительном влиянии политических факторов на направления поездок туристов в 2022 году в пользу внутренних дестинаций, динамичном развитии новых направлений туризма в России на основе роста спроса на внутренний турпродукт и мер господдержки, в том числе акции «Туристический кешбэк» и «Детский кешбэк». Гипотезу исследования о роли гостиничной индустрии как ключевого фактора развития экосистемы туризма территории авторы подтверждают анализом результатов реализации Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в 2021-2022 году, результатами анализа отечественных и зарубежных научных трудов, и собственных исследований. Сделан ряд выводов и прогноз относительно направлений развития гостиничной индустрии в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hotel industry development as a factor in the formation of modern territory tourism ecosystem

In this study, the authors analyze the role and place of the hotel industry in the formation of the tourism ecosystem of the territory. It was noted that the Russian tourism industry is rapidly recovering from covid restrictions based on systemic state support measures. A review of the literature on the ecosystem approach in the field of tourism is given, the approaches are grouped into organizational-economic, technological and sectoral. The possibilities and risks of developing domestic tourism are considered, taking into account the large-scale geopolitical transformation and changes in the directions of tourist flows. Based on the analysis of the results of the summer season 2022 in comparison with the results of a consumer survey conducted in April 2022, conclusions are drawn about the significant influence of political factors on the directions of tourist travel in 2022 in favor of domestic destinations, the dynamic development of new tourism destinations in Russia based on demand growth for domestic tourism products and government support measures, including the “Tourist cashback” and “Children’s cashback” campaigns. The authors confirm the hypothesis of the study on the role of the hotel industry as a key factor in the development of the tourism ecosystem of the territory by analyzing the results of the implementation of the National Project “Tourism and Hospitality Industry” in 2021-2022, the results of the analysis of domestic and foreign scientific works and their own research. A number of conclusions and a forecast are made regarding the directions of development of the hotel industry in Russia.

Текст научной работы на тему «Развитие гостиничной индустрии как фактор формирования современной экосистемы туризма территории»

DOI: 10.18572/2686-858X-2022-16-4-29-40

Развитие гостиничной индустрии как фактор формирования современной экосистемы

туризма территории

Hotel industry development as a factor in the formation of modern territory tourism ecosystem

Сердюкова Надежда,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гостиничного и ресторанного бизнеса, Сочинский государственный университет, г. Сочи, Россия E-mail: [email protected] Дарбинян Товмас, управляющий отелями Rixos Krasnaya Polyana Sochi, Novotel Resort Krasnaya Polyana, Dolina 960, советник президента экспертов арабского туризма, г. Сочи, Россия E-mail: [email protected] Абоимова Дарья, магистрант направления «Гостиничное дело», Сочинский государственный университет, управляющая малым отелем, г. Сочи, Россия

E-mail: [email protected]

Nadezhda Serdyukova,

PhD (Economy), Head of Hotel and Restaurant Business Department, Sochi State University, Sochi, Russia, Tovmas Darbinyan,

General Manager of Rixos Krasnaya Polyana Sochi, Novotel Resort Krasnaya Polyana, Dolina 960, Advisor to the President of Arab Tourism Experts Sochi, Russia,

Daryia Aboimova,

Master Student of the Direction "Hospitality", Sochi State University, Manager of a Mini

hotel, Sochi, Russia,

Аннотация. В настоящем исследовании авторы анализируют роль и место гостиничной индустрии в формировании экосистемы туризма территории. Отмечено, что туристская индустрия России быстро восстанавливается после ковидных ограничений на основе системных мер господдержки. Приведен обзор литературы по экосистемному подходу в сфере туризма, подходы сгруппированы на организационно-экономический, технологический и отраслевой. Рассматриваются возможности и риски развития внутреннего туризма с учетом масштабной геополитической трансформации и изменения направлений турпото-ков. На основании анализа итогов летнего сезона 2022 в сопоставлении с результатами опроса потребителей, проведенного в апреле 2022 года, делаются выводы о значительном влиянии политических факторов на направления поездок туристов в 2022 году в пользу внутренних дестинаций, динамичном развитии новых направлений туризма в России на основе роста спроса на внутренний турпродукт и мер господдержки, в том числе акции « Туристический кешбэк» и «Детский кешбэк». Гипотезу исследования о роли гостиничной индустрии как ключевого фактора развития экосистемы туризма территории авторы подтверждают анализом результатов реализации Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в 2021-2022 году, результатами анализа отечественных и зарубежных научных трудов, и собственных исследований. Сделан ряд выводов и прогноз относительно направлений развития гостиничной индустрии в России.

Ключевые слова: Гостиничная индустрия, экосистема туризма, туристская индустрия, экосистема гостеприимства. JEL codes: L83, Z32, M31

Abstract. In this study, the authors analyze the role and place of the hotel industry in the formation of the tourism ecosystem of the territory. It was noted that the Russian tourism industry is rapidly recovering from covid restrictions based on systemic state support measures. A review of the literature on the ecosystem approach in the field of tourism is given, the approaches are grouped into organizational-economic, technological and sectoral. The possibilities and risks ofdeveloping domestic tourism are considered, taking into account the large-scale geopolitical transformation and changes in the directions of tourist flows. Based on the analysis of the results of the summer season 2022 in comparison with the results of a consumer survey conducted in April 2022, conclusions are drawn about the significant influence of political factors on the directions of tourist travel in 2022 in favor of domestic destinations, the dynamic development of new tourism destinations in Russia based on demand growth for domestic tourism products and government support measures, including the "Tourist cashback"and "Children's cashback"campaigns. The authors confirm the hypothesis of the study on the role of the hotel industry as a key factor in the development of the tourism ecosystem of the territory by analyzing the results of the implementation of the National Project "Tourism and Hospitality Industry " in 2021-2022, the results of the analysis of domestic and foreign scientific works and their own research. A number of conclusions and a forecast are made regarding the directions of development of the hotel industry in Russia.

Key words: Hotel industry, hospitality, ecosystem in tourism, tourism industry, ecosystem of hospitality.

1. ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях происходящей трансформации общественной, социально-экономической и политической жизни, новых вызовов, существенно влияющих на систему политических и хозяйственных связей, направления и динамику турпо-токов, требуются динамичные изменения туристской индустрии, территориального развития туризма и системы туризма в целом.

Рассматривая туризм как межрегиональное, межнациональное, международное, мультикультурное и межотраслевое явление по своей сути, необходимо констатировать серьезное давление внешних факторов, включая последствия пандемии COVID-19, изменения геополитической обстановки, трансформации потребительского поведения и масштабных технологических трансформаций.

Российский турбизнес и вся отечественная туристская индустрия одними из первых в мире преодолели последствия ковидных ограничений и масштабного кризиса сферы туризма, охватившего весь мир. Это стало возможным благодаря системным мерам государственной поддержки туризма и гостеприимства в России, включая принятие и реализа-

цию Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», налоговых и кредитных льгот и субсидий, программу туристического кэшбека, развитие государственно-частного партнерства, создание специальных институтов развития как, например, АО «Корпорация Туризм.РФ».

Согласно прогнозам Правительства Российской Федерации, в 2022 году внутренний турпоток в России вырастет на 14,2 млн. поездок к 2020 году (+31,4%) и достигнет 59,45 млн. [1] Объем финансирования сферы туризма вырос в 20 раз по сравнению с 2018 годом, номерной фонд к концу 2022 году — 749 тыс. номеров в классифицированных средствах размещения, рост в 1,2 раза по сравнению с доковидным 2019 годом [2]

Гостиничная индустрия и средства размещения являются центральным звеном системы туризма туристской дестинации, или, используя экосистемный подход, экосистемы туризма территории, поскольку обеспечивают реализацию основного сущностного признака туриста как ночующего посетителя. Реализация Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и входящих в него федеральных проектов, а также реализация проектов развития туризма в российских регионах демонстри-

рует приоритетность системного подхода, синхронизации ресурсов, координации и взаимодействия стейкхолдеров развития туризма территорий. Все это обуславливает целесообразность применения экосистем-ного подхода и моделирования к развитию туристской, в том числе гостиничной, индустрии на уровне территорий. Развитие гостиничной индустрии и динамичный рост номерного фонда отечественных турдестинаций — одна из важнейших задач нацпроекта. В связи с этим развитие гостиничной индустрии целесообразно рассматривать как один их важнейших факторов формирования современной экосистемы туризма территории.

2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Теория экосистем и научные походы к адаптации экосистемного подхода к социально-экономическим процессам рассматриваются в трудах Е. Митлтон-Келли, Г.Б. Клейнера, М. Якобидиса, К. Кенами, А. Гавера, Р. Аднера, Р. Капура, Дж. Филиппа, Х. Тиз, Н. Ольбрих, Х. Пех-ланера, Л.А. Раменской, Н.В. Фадейкиной, С.С. Малиной, О.В. Рыжковой, В.В. Бо-родкиной [3; 4; 7]

Понятие «предпринимательской экосистемы», введенное Дж. Ф. Муром, впоследствии развивается в трудах таких авторов, как М. Ривз, Р. Аднер, Н.В. Фадейкина, С.С. Малина. Ряд авторов считает экосистемы в туризме подразделом предпринимательских экосистемы в региональном разрезе [3; 7]

С учетом развития экосистемного подхода на основе цифровизации и плат-формизации, которые обусловили возможность быстрой и успешной координации действий и ресурсов стейкхолдеров на основе цифровой интеграции их бизнес-процессов и систем, вопросы развития предпринимательских экосистем в научной литературе часто рассмотариваются с позиций инновационных и цифровых экосистем, в том числе в туризме, например, в трудах О.В. Рыжковой, В.В. Бород-киной, А.И. Лойко, Д.И. Киселева, Р. Аднера, Э.А. Степаняна, А.В. Улезько, К.Д. Не-дикова, Д.В. Хмелева, Т.В. Гудковой, Н.В. Василенко, И.Н. Глухих и др., Е.И. Иншаковой, М.А. Морозова, Н.С. Морозовой. Отдельно стоит отметить публикации по теме умного туризма и

умного гостеприимства (smart tourism, smart hospitality), например, Д. Бухалиса, П. О'Коннор, Р. Ленг, и платформизации экономики, как в работах Т.А. Головиной, А.В. Полянина, И.Л. Авдеевой, И.В. Данилина, З.А. Мамедьярова, Е.А. Карелиной, А.Н. Брынцева, А. Альмеда-Сантано, Т. Давида-Негре, С. Морен-Джил и др. [4; 5; 6; 8; 9; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 18; 19; 20; 21; 22]

Заслуживающим внимания представляется подход к формированию и развитию бизнес-стратегии через участие в предпринимательских экосистемах, что весьма актуально для гостиничного и туристского бизнеса, например, в работе авторов Е.Л. Андреевой, П.Л. Глухих, Ю.Г. Мыс-ляковой [28]

Еще один важный аспект проблематики стратегического развития бизнеса и применения экосистемного подхода — взаимодействие с государством, в том числе через механизмы государственно-частного партнерства и корпоративной социальной ответственности бизнеса. Данные подходы исследуются в трудах М.А. Абыкеевой, Т.Р. Сергазиевой, А.В. Вавилиной, Т.В. Комаровой, И. Веленси, Р.С. Райхер [27; 29; 30]. Подходы и механизм государственно-частного партнерства активно используется, в частности, при реализации Нацпроек-та «Туризм и индустрия гостеприимства».

Важнейшим источником настоящего исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных экосистемному подходу и исследованию экосистем в различных областях, предпринимательских экосистем, экосистем в туризме, цифровых экосистем. При этом количество публикаций в зарубежных научных журналах как в целом по теории и практике экосистем, так и непосредственно по экосистемам в туризме и гостеприимстве на порядок больше, чем в отечественной научной литературе. Например, по результатам исследования Дж. Филиппа, Х. Тис, Н. Ольбрих и Х. Пехланера методом систематического обзора научной литературы (systematic literature review) изучено 597 публикаций в ведущих научных журналах за последние 10 лет по тематике предпринимательских экосистем, развития туризма, управления дестинациями, умного туризма, цифрови-зации туризма, аспектов качества жизни

в условиях трансформации и др. Авторы отмечают, что резкий рост публикаций в данной области начинается с 2017 года. Из указанной выборки авторы выделили 70 статей, имеющих непосредственной отношение к исследованию экосистем в туризме. [7]

3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Материалы исследования, а также выводы авторов о целесообразности применения экосистемного подхода к развитию туризма и гостиничной индустрии при реализации проектов в туристской индустрии и моделирования развития туризма территории основаны на изучении научных трудов отечественных и зарубежных авторов по теории экосистемы и применении экосистемного подхода, анализе результатов реализации Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в 2021-2022 году, изучении нормативно-правовых документов, статистики туристского рынка, открытых данных, интернет-источников.

Использованы методы контент-анализа, систематического анализа научной литературы, анализ и синтез, метод индукции и экстраполяции, бенч-маркинга, научного прогнозирования, статистический анализ, социологический опрос. Исследования проводились авторами в 2021-2022 году, включая опрос потребителей и экспертов.

4. ДИСКУССИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Гипотеза настоящего исследования состоит в утверждении, что применение экосистемного подхода и рассмотрение национальной, региональной или межрегиональной системы туризма как экосистемы значительно повышает эффективность процессов принятия управленческих решений и реализации проектов развития туризма различных уровней за счет целенаправленной синхронизации ресурсов, координации действий стейкхолдеров и достижения синергетического эффекта. Центральным звеном проектирования развития туризма на туристской территории является развитие гостиничной индустрии, рост количества и повышение качества номерного фонда для размещения туристов.

По мнению авторов, основанному в том числе на результатах собственных исследований и практического опыта, а также экспертных оценках, функционирование

туристской индустрии в России в 20202022 гг. происходило в условиях высокой турбулентности и рисков при наличии ряда возможностей (табл. 1). Имеющиеся возможности сконцентрированы в сфере внутреннего туризма, изменения потребительский предпочтений и направлений туризма, трансформации системы территориального проектирования развития туризма в России.

Кроме того, на развитие туристской и гостиничной индустрии оказывают серьезное воздействие процессы диверсификации туристского и гостиничного продукта [10]:

• диверсификация туристского и гостиничного продукта, а также туристских сервисов под влиянием цифровой трансформации в широком смысле;

• диверсификация туристского и гостиничного продукта под влиянием трансформации потребительского подведения в условиях пандемии коронавируса, санкций и геополитических событий;

• диверсификация туристского и гостиничного продукта, а также всего туристского бизнеса в контексте развития региональных туристских экосистем.

Проведенное исследование научных трудов, теоретических и прикладных подходов к толкованию и применению теории экосистем позволяет проследить развитие данных понятий в научных трудах (рис. 1). Выделенные варианты экосистем-ного подхода классифицированы нами на следующие группы:

1. организационно-экономический подход

2. технологический подход

3. отраслевой подход

Пока в научной литературе не сформулированы дефиниции «экосистема туризма», «экосистема туризма территории». При этом сформированы методические основы применения экосистемного подхода в социально-экономической сфере в целом и в сфере туризма в частности, а также имеются практические кейсы прикладной реализации экосистемного подхода в туризме.

Среди научных дефиниций экосистемы выделим определение социально-экономической экосистемы Г.Б. Клейнера как «пространственно локализованного комплекса неконтролируемых иерархически организаций, бизнес-процессов, иннова-

Таблица 1

Возможности и риски развития туристской индустрии в России в 2020-2022 гг.

(составлено авторами)

Возможности Риски

высокий спрос на внутренний турпродукт в связи с закрытием границы и политическими событиями развитие внутреннего туризма, появление новых направлений с субсидируемой чартерной перевозкой меры государственной поддержки российской туриндустрии мода на путешествия по России нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» как драйвер развития туризма и туристской индустрии последствия пандемии и санкций, сложное положение туроператоров и турагентов, падение маржинальности турбизнеса закрытие 11 аэропортов на юге и западе России падение платежеспособного спроса тревожность потенциального туриста проблемы в системе электронных платежей из-за санкций уход с рынка крупных популярных агрегато-ров услуг размещения

м ш б

о р

О ш

Оч X О

С

организационно-экономический подход

технологический подход

отраслевой подход

■ социальная экосистема (Е. Милтон-Келли, 2003}

■ социально-экономическая экосистема (ПБ. Клейнер, 2017)

■ предпринимательская экосистема (Дж. Мур, 1996)

■ университетская предпринимательская экосистема (Дж. Мур, 1996)

• бизнес-экосистем а (М. Ривз)

■ инновационная экосистема {Р. Аднер, Р. Айрес, Ч. Весснер, А.Ю. Яковлева)

■ национальная инновационная эшсистеыа {К. Факуда, К Ватанабе)

■ цифровая экосистема (А.И. Лойко, Т В Гудкова, А Д Тихонова и др.)

■ промышленная экосистема {Р. Фрош, Н. Галлопулос, 1989) • цифровая экосистема туризма (МА Морозов,

Н С Морозова)

■ экосистема гостеприимства (ЕоН) (Дж. Филипп, X. Тис, Н. Олбрих, X Пехланер, 2022)

■ экосистема туризма территории (Н.К. Сердкжова, 2022)

Рисунок

1. Развитие экосистемного подхода в социально-экономической сфере в научной литературе (составлено авторами)

ционных проектов и инфраструктурных систем, взаимодействующих между собой в ходе создания и обращения материальных и символических благ и ценностей, способных к длительному самостоятельному функционированию за счет кругооборота указанных благ и систем». При этом «социально-экономические экосистемы в настоящее время становятся центральным элементом социально-экономического ландшафта страны» [7, с. 108]. По мнению авторов, данное определение применимо к экосистеме туризма.

Переходя к вопросу развития гостиничной индустрии как важнейшего фактора формирования экосистемы туризма территории, необходимо проанализировать динамику внутреннего турпотока и тренды развития внутреннего туризма в последние годы.

В апреле 2022 года авторами проводился опрос потребителей с целью выяснения предпочтений в организации и планировании путешествий в 2022 году по сравнению с предыдущими годами (табл. 2, рис. 2).

В топ-5 наиболее значимых факторов планирования путешествий в 2022 году, которые выделили опрошенные в апреле 2022 года респонденты, вошли цена (84,6%), безопасность (52,7%), транспортная логистика (49,5%), выбор вариантов размещения (39,6%), наличие прямого авиарейса (38,5%). В топ-5 выделенных респондентами рисков путешествий за рубеж в 2022 году вошли: высокая цена (50,5%), безопасность поездки (30,8%), сейчас не время поездок за границу (26,4%), русофобия (20,9%), проблемы с использованием банковских карт (19,8%). В полный перечень факторов и рисков вошли также другие характеристики (рис. 3, 4).

Анализ итогов летнего туристического сезона 2022 показал точность прогнозов на основе проведенного опроса: выездной турпоток из России существенно снизился, внутренний туризм показал серьезный рост, увеличилось количество российских дестинаций, популярных для отдыха, например, второе место по объемам организованного турпотока, по данным АТОР, занял Северный Кавказ (табл. 3, 4).

В топ-10 самых популярных внутренних летних направлений помимо вышеперечисленных, также вошли:

• отдых на реках России (речные круизы);

• Калининградская область;

• Казань;

• Алтай;

• Тюменская область.

Анализ динамики показателей развития рынка гостиничных услуг свидетельствует о значительном росте числа размещенных в гостиницах России туристов в 2021 году по сравнению с ковидным 2020 годом (табл. 5).

Общее количество гостиниц России на конец 2021 года составляет 21 000, при этом больше половины, или 11 600 гостиниц (55%) относятся к категории без звезд, гостиниц 5* немногим более 330 (1,6%), что позволяет сделать вывод о важности и необходимость развития гостиничной инфраструктуры и повышения качества номерного фонда и гостиничных услуг (рис. 5).

Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», реализуемый в России с 2021 года, является успешным кейсом экосистемного подхода к развитию туризма на национальном, региональном и межрегиональном уровнях.

В рамках проектного подхода четко определены цели, задачи и основные

Таблица 2

Направления туристских поездок по результатам опроса туристов в апреле 2022 г., в процентах к числу опрошенных (составлено авторами)

Направления туристских поездок До 2020 года В 2020-2021 гг.

За рубеж 54,4% 20,2%

По России 65,6% 78,7%

В своем регионе 34,4% 30,3%

Рисунок 2. Планируемые направления путешествий в 2022 г., множественный ответ, в процентах к числу опрошенных (составлено авторами)

Цена Безопасность Транспортная логистика Выбор вариантов размещещения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие прямого авиарейса

Возможность отмены бронирования без штрафов

Возможность онлайн покупки и оплаты Выбор услуг в составе турпакета Формальности при поездке

И,6%

I 11,0% 8,8%

Комфорт с ребенком I 1,1%

Рисунок 3. Факторы планирования путешествий в 2022 г., множественный ответ, в процентах к числу опрошенных (составлено авторами)

Цена Безопасность Транспортная логистика Выбор вариантов размещещения Наличие прямого авиарейса Возможность отмены бронирования.. Возможность онлайн покупки и оплаты Выбор услуг в составе турпакета Формальности при поездке

И,6%

■ 11,0% I 8,8%

Комфорт с ребенком I 1,1%

Рисунок 4. Риски путешествий за рубеж в 2022 г., множественный ответ, в процентах к числу опрошенных (составлено авторами)

реализации проекта, что позволяет оценивать промежуточные результаты и эффективность проекта, при необходимости вносить корректировки в зависимости от развития экосистемы туризма на различных уровнях. Некоторые результаты и показатели реализации Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» представлены ниже (табл. 6,7, составленные авторами на основе [1; 2]).

По данным Правительства Российской Федерации объем финансирования сфе-

ры туризма вырос в 20 раз по сравнению с 2018 годом, на период 2021-2024 гг. в рамках реализации Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» запланированы инвестиции суммарно 1,005 трлн. рублей, в т.ч.:

• из федерального бюджета — 223 млрд. руб.;

• из региональных бюджетов — 94 млрд. руб.;

• внебюджетные инвестиции — 688 млрд. руб.

Таблица 3

Топ-5 направлений выездного туризма лето 2022 (составлено авторами по данным АТОР, источник: atorus.ru)

Место Страна Турпоток из России всего Организованный туризм Средний чек на 2 чел., руб.

1 Турция 2,1 млн. 1,85 млн. (88%) 175 тыс. — 235 тыс. с перелетом

2 Абхазия 800 тыс. Нет данных 55 тыс. без перелета 85 тыс. с перелетом

3 ОАЭ 180 тыс. Нет данных 165 тыс. — 320 тыс. с перелетом

4 Египет 100 тыс. 100% 171 тыс. с перелетом

5 Мальдивы 55 тыс. 100% 380 тыс. с перелетом

Таблица 4 Топ-5 направлений организованного внутреннего туризма лето 2022 (составлено авторами по данным АТОР, источник: atorus.ru)

Место Регион Показатели

1 Краснодарский край Не менее 50% всех продаж. Среди курортов однозначный лидер — Сочи. Турпоток в Анапу и Геленджик просел из-за закрытых аэропортов, из-за чего немного уменьшился и общий организованный поток в край — на 5% по сравнению с 2021 годом. Средний чек на двоих летом (без перелета), по данным «Дельфина», составил около 68 тыс. р. на двоих (+9,4% к 2021 году)

2 Северный Кавказ Турпоток поток вырос по сравнению с летом 2021 года на 35%. Лидеры — Кавказские минеральные воды и Дагестан. Дагестан стал безусловным хитом этого лета по динамике турпотока, в том числе и благодаря чартерным программам туроператоров. Средний чек в Кав-минводах — около 80 тыс. на двоих без перелета (не вырос по сравнению с 2021 годом), туры в Дагестан на чартере можно купить за сумму порядка 50 тыс. р. на двоих. В регионе отмечен наименьший рост цен.

3 Санкт-Петербург Организованный летний турпоток вырос на 50-55% по сравнению с летом 2021 года. Средний чек тура без перелета — около 35 тыс. р. на двоих (+7% к 2021 году). Средняя продолжительность отдыха — порядка 3,8 ночи.

4 Москва и Подмосковье Прирост на уровне 10-15% у разных компаний. Средний чек отдыха в Подмосковье составил около 68 тыс. р. на двоих, рост +29% год к году, несмотря на некоторое сокращение средней продолжительности отдыха (с 6 до 5,5 ночей).

5 Крым Официальные данные по турпотоку на полуостров за лето: 4,млн туристов. Оценка снижения к лету 2021 года: -19%. Средний чек тура в Крым летом (без перелета) составил около 70 тыс. р. на двоих (+5% к 2021 году). Средняя продолжительность отдыха составила 8,9 ночей.

Таблица 5

Динамика показателей развития рынка гостиничных услуг в России в 2020-2021 гг.

(составлено авторами, источник: Центр экономики рынков 31])

Показатели Ед. изм. 2020 2021 Прирост, %

Количество туристов, размещенных в гостиницах млн. чел. 38,3 59,1 54,3

Количество мест в гостиницах тыс. ед. 1 362 1 478 8,5

Количество номеров в гостиницах тыс. ед. 730 753,5 3,2

Число гостиниц ед. 20 400 21 000 2,9

Анализ итогов реализации Нацпроекта в 2021-2022 году показывает, что в центре внимания госорганов и системы оценки эффективности находятся показатели развития и качества номерного фонда гостиничной инфраструктуры России, что подтверждает гипотезу исследования о гостиничной индустрии как ключевом факторе развития и элементе экосистемы туризма.

По данным Правительства Российской Федерации в экосистеме туризма объединяются организации 53 сфер народного хозяйства 40 видов экономической деятельности, всего более 200 000 компаний: туруслуги, услуги размещения, культура и искусство, спорт и развлечения, транспорт, общественное питание, торговля (табл. 8).

Вклад туризма в ВВП России по годам: 2019 — 2,9%, 2020 — 2,5%, 2021 — 3,1%. По результатам реализации Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства в 2021-2022 гг. можно сделать вывод об эффективности применения экосистемного подхода к проектам развития туризма, позволяющего использовать синерге-тический эффект от синхронизации и координации ресурсов и деятельности стейкхолдеров экосистемы туризма.

Рисунок 5. Количество гостиниц в России по категориям (составлено авторами по материалам [31])

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного исследования гостиничной индустрии как фактора развития экосистемы туризма в рамках эко-системного подхода к индустрии туризма и гостеприимства сделаны следующие выводы:

1) в научной литературе пока не в полной мере сформирован понятийный аппарат экосистем туризма территории, что является направлением дальнейших исследований и формирования понятийного аппарата сферы туризма в условиях глобальных вызовов и трансформаций;

Таблица 6

Показатели развития туристской индустрии в России в 2019-2022 гг.

Показатели 2019 2020 2021 2022

Финансирование сферы туризма, млрд. руб. 7,0 11,1 42,1 74,3

Внутренний турпоток, мл. поездок, в т.ч. 65,2 45,2 56,5 59,4*

— бизнес-поездки

— отдых 44,0 31,4 28,9 21,3*

21,2 13,8 27,6 38,1*

Номерной фонд в классифицированных СР**, 608 743 730 749*

тыс. номеров

Примечания: * Прогноз Правительства РФ по итогам 2022 г. ** СР — средства размещения

Таблица 7

Показатели развития инфраструктуры туризма и гостеприимства в России на основе мер государственной поддержки в 2021-2022 гг.

Меры поддержки 2021 2022

Льготные кредиты 38 проектов 13 967 номеров 0,5 млрд. руб. 51 проект 13 562 номеров 3,8 млрд. руб.

Участие в уставных капиталах 50 проектов 36,5 млрд. руб. 25 проектов 22,5 млрд. руб.

Обеспечивающая инфраструктура 49 объектов в 26 туркласте-рах 9,4 млрд. руб. 43 объектов в 22 туркластерах 13 млрд. руб.

Модульные отели - 2 500 номеров, 176 проектов 4,0 млрд. руб.

Гранты 474 проекта 1,2 млрд. руб. 800 проектов 3,5 млрд. руб.

Отмена НДС на 5 лет - На реализацию гостиничных услуг, а также для новых объектов с момента ввода в эксплуатацию

Таблица 8

Предприятия, осуществляющие туристскую и гостиничную деятельность в России (составлено авторами на основе [2])

Туруслуги (всего 45 643 организаций)* Услуги размещения (всего 22 684 объекта)**

Турператоры, включая туристские компании — 4 275 Турагентства — 40 000 Сопутствующий бизнес — 1 368 Гостиницы — 12 961 Мотели — 500 Хостелы — 1 814 Санатории — 1 768 Базы отдыха — 190 Базы отдыха, кемпинги, турбазы — 5 446

Примечания: * На 01.09.2022. ** На 01.01.2022

2) существующий научный подход к рассмотрению «экосистемы гостеприимства» для описания роли и процессов развития туризма на туристской территории, являющийся развитием теорий «управления местом», «бизнес-локаций», например, у Дж. Филиппа, Х. Тиз, Н. Ольбрих, Х. Пехланера [7], в полной мере отражает ключевое значений гостиничной индустрии, сектора, традиций и атмосферы гостеприимства в формировании и развитии экосистемы туризма территории;

3) важность гостиничной индустрии как фактора развития экосистемы туризма территории подтверждается промежуточными результатами реализации Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства в России», где показатели роста и повышения качества номерного фонда являются одними из важнейших показателей эффективности, а большинство проектов, получивших господдержку через АО «Корпорация Туризм.РФ», связаны с развитием

гостиничной инфраструктуры регионов России;

4) социально-экономические экосистемы, в том числе экосистемы туризма, становятся центральным элементом социально-экономического ландшафта страны и регионов, что обуславливает важность применения экосистемного подхода при реализации проектов развития туризма территорий;

5) развитие гостиничной индустрии туристской территории должно быть увязано с общей стратегией развития туризма на данной туристской территории, четким пониманием видов туризма и турпродук-тов, которые будут развиваться/формироваться, портрета целевого потребителя и целевых рынков привлечения туристов;

6) учитывая структуру гостиничной инфраструктуры России по категориям средств размещения можно прогнозировать два важнейших тренда ее развития в ближайшие годы:

• с одной стороны, в России наблюдается явная нехватка и необходимость роста количества комфортабельных средств размещения категорий 4*, 5* и, особенно, сегмента luxury,

• с другой стороны, учитывая объективные факторы количества средств размещения категории «без звезд», высокого спроса на бюджетное размещение и

развития видов туризма, базирующихся на использовании малых средств размещения, например, сельский туризм, экологический туризм, необходимы эффективные стратегии развития малых и бюджетных средств размещения, вывода их из «серой» зоны, внедрения новых форматов налогообложения и легализации их деятельности.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Заседание Президиума Госсовета по вопросам развития туризма //Президент России. 2022. 6 сентября.

2. Чернышенко Д. Рабочая встреча с Заместителем Председателя Правительства Дмитрием Чернышенко. 24 октября 2022 года. Москва, Кремль. // https://www. kremlin.ru/events/president/transcripts/69665

3. Фадейкина Н.В. Развитие теоретических представлений на категории «экосистема» и «инновационная экосистема» / Н.В. Фадейкина, С.С. Малина // Сибирская финансовая школа. 2021. № 2 (142). С. 103-111. EDN: GMHHOC.

4. Рыжкова О.В. Обоснование показателей для оценки интеграции региональной и национальной инновационных экосистем / О.В. Рыжкова, В.В. Бородкина // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2018. Т. 11. № 1. С. 146-153.

5. Лойко А.И. Философия цифровых технологий : учебное пособие / А.И. Лойко. Минск : БНТУ, 2022. 207 с.

6. Kiselev, D.I. The impact of ecosystem implementation on business / D.I. Kiselev // Economy and Business: Theory and Practice. 2022. № 3-1 (85). С. 140-147.

7. Philipp, J. Towards an Ecosystem of Hospitality: The Dynamic Future of Destinations / J. Philipp, H. Thees, N. Olbrich, H. Pechlaner // Sustainability. 2022. Vol. 14. Iss. 2. P. 821. DOI: 10.3390/su14020821.

8. Adner, R. Match your innovation strategy to your innovation ecosystem / R. Adner // Harvard Business Review. 2006. Vol. 4. Р. 98-107.

9. Степанян Е.А. Методический подход для оценки уровня сформированности цифровой экосистемы региона / Е.А. Степанян // Форум молодых ученых. 2019. № 6 (34). С. 1080-1081.

10. Сердюкова Н.К. Диверсификация туристского и гостиничного продукта в постковидной реальности / Н.К. Сердюкова // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2021. № 3 (11). C. 25-34. DOI: 10.18572/2686-858X-2021-11-3-25-34.

11. Гудкова Т.В. Экономическая эволюция фирмы: от классической концепции к цифровой экосистеме / Т.В. Гудкова // Экономическое возрождение России.

2019. № 4 (62). С. 74-84.

12. Иванов А.Л. Исследование цифровых экосистем как фундаментального элемента цифровой экономики / А.Л. Иванов, И.С. Шустова // Креативная экономика.

2020. Т. 14. № 5. С. 655-670. DOI: 10.18334/ce.14.5.110151.

13. Иншакова Е.И. Формирование экосистемы цифровой экономики российской федерации: институциональный аспект / Е.И. Иншакова // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2020. Т. 22. № 4. С. 6-17.

14. Морозов М.А. Стратегические подходы к созданию цифровой экосистемы туризма и гостеприимства / М.А. Морозов, Н.С. Морозова // Стратегии и современные тренды развития предприятий туристского и гостиничного бизнеса : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 23 апреля 2021 г.) : сборник научных статей / научный редактор Е.Е. Коновалова.

Москва : Российский государственный университет туризма и сервиса, 2021. С. 345-351. EDN: OFSZGP.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Морозов М.М. Цифровые экосистемы как инструмент трансформации сервисной экономики / М.М. Морозов, М.А. Морозов // Вестник Академии знаний. 2021. № 45 (4). С. 221-227.

16. Buhalis, D. Smart Hospitality: From Smart Cities and Smart Tourism Towards Agile Business Ecosystems in Networked Destinations / D. Buhalis, P. O'Connor, R. Leung // International Journal of Contemporary Hospitality Management. 2023. Vol. 35. Iss. 1. P. 369-393. DOI: 10.1108/IJCHM-04-2022-0497.

17. Майорова К.С. Цифровой переход промышленных предприятий в «smart» экосистему. Экономика промышленности / К.С. Майорова, Е.С. Балашова // Russian Journal of Industrial Economics. 2021. Vol. 14. Iss. 4. P. 433-444. https://doi. org/10.17073/2072-1633-2021-4-433-444.

18. Головина Т.А. Развитие цифровых платформ как фактор конкурентоспособности современных экономических систем / Т.А. Головина, А.В. Полянин, И.Л. Авдеева // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2019. Т. 14. № 4. С. 551-564.

19. Данилин И.В. Роль глобальных платформ в стимулировании цифровой трансформации: компетенционный и инновационный аспекты / И.В. Данилин, З.А. Мамедьяров // Вестник МГИМО Университета. 2020. Т. 13. № 3. С. 267-282. DOI: 10.24833/2071-8160-2020-3-72-267-282. EDN: NYHEGJ.

20. Карелина Е.А. Возможности формирования эффективных цифровых платформ и экосистем в развивающихся странах / Е.А. Карелина // E-Management. 2020. Т. 3. № 1. С. 59-67.

21. Брынцев А.Н. Экономика платформенных решений — новый этап развития страны / А.Н. Брынцев // Проблемы рыночной экономики. 2021. № 3. С. 98-107. DOI: https://doi.org/10.33051/2500-2325-2021-3-98-107.

22. Almeida-Santana, A. New digital tourism ecosystem: understanding the relationship between information sources and sharing economy platforms / A. Almeida-Santana, T. David-Negre, S. Moreno-Gil [et al.] // International Journal of Tourism Cities. 2020. Vol. 6. Iss. 2. P. 335-345.

23. Chao, Z. The digital innovation ecosystems: Theory building and a research agenda / Z. Chao, C. Kaihua, M. Rongping // Science Research Management. 2021. Vol. 42. Iss. 3. P. 1-11.

24. Hein, A. Digital platform ecosystems / A. Hein, M. Schreieck, T. Riasanow [et al.] // Electron Markets. 2020. Iss. 30. P. 87-98.

25. Jacobides, M. Towards a Theory of Ecosystems / M. Jacobides, C. Cennamo, A. Gawer // Strategic Management Journal. 2018. Vol. 39. Iss. 8. P. 2255-2276.

26. Tiwana, A. Evolutionary competition in platform ecosystems / A. Tiwana // Information Systems Research. 2015. Vol. 18. Iss. 1. P. 7047-7047.

27. Сергазиева Т.Р. Управленческие вопросы преобразования организации для реализации бизнес-стратегии / Т.Р. Сергазиева // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 12-2. С. 133-135. EDN: YFLXYH.

28. Андреева Е.Л. Бизнес-стратегии участия компании в предпринимательских экосистемах / Е.Л. Андреева, П.Л. Глухих, Ю.Г. Мыслякова // Управленец. 2018. Т. 9. № 6. С. 49-57.

29. Вавилина А.В. Корпоративная социальная ответственность как элемент бизнес-стратегии компании / А.В. Вавилина, Т.В. Комарова, И. Веленси, Р. Райхер // Лидерство и менеджмент. 2019. Т. 6. № 4. С. 425-436.

30. Абыкеева М.А. Государство и бизнес: стратегии взаимодействия / М.А. Абыке-ева // Экономика. Управление. Образование. 2017. № 1 (4). С. 24-27.

31. Анализ гостиничного рынка в 2021 году // Центр экономики рынков. URL: https://research-center.ru/analiz-gostinichnogo-rynka-v-2021-godu/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.