Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОСИСТЕМА ТУРИЗМА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭКОСИСТЕМА / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОСИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сердюкова Н.К., Сердюков С.Д.

В статье авторы исследуют теоретические и прикладные аспекты экосистемного подхоа и экосистем в туризме как разновидности предпринимательских и инновационных экосистемы, локализованных на определенном уровне (национальном, региональном, межрегиональном). Дается обзор отечественной и зарубежной научной литературы по проблематике экосистемного подхода, экосистем в туризме и гостеприимстве, цифровой экосистемы туризма, платформизации экономики. Выделены основные характеристики и оссобенности социально-экономических экосистем. В качестве частного примера успешной реализации экосистемного подхода в туризме анализируются результаты выполнения Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства в России», в том числе показатели роста турпотока, финансирования сферы туризма, развития инфраструктуры и повышения доступности отдыха путем субсидирования. Представлена и обоснована классификация стейкхолдеров экосистемы туризма, статистические показатели развития сферы туризма и смежных отраслей экономики, динамика вклада туризма в ВВП России. Авторы делают вывод о целесообразности дальнейших исследований по теме экосистем в туризме и значения экосистемного подхода в планировании развития туристских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND APPLICABLE ASPECTS OF AN ECOSYSTEM APPROACH TO A DEVELOPMENT OF TOURISM AND HOSPITALITY

In the article, the authors explore the theoretical and applied aspects of the ecosystem approach and ecosystems in tourism as a kind of entrepreneurial and innovative ecosystems localized at a certain level (national, regional, interregional). A review of domestic and foreign scientific literature on the issues of the ecosystem approach, ecosystems in tourism and hospitality, digital tourism ecosystem, platformization of the economy is given. The main characteristics and features of socio-economic ecosystems are highlighted. As a particular example of the successful implementation of the ecosystem approach in tourism, the results of the implementation of the National Project "Tourism and Hospitality Industry in Russia" are analyzed, including indicators of growth in tourist flow, financing of the tourism sector, infrastructure development and increasing the availability of recreation through subsidizing. The classification of stakeholders of the tourism ecosystem, statistical indicators of the development of the tourism sector and related sectors of the economy, the dynamics of the contribution of tourism to Russia's GDP are presented and justified. The authors conclude that it is expedient to further research on the topic of ecosystems in tourism and the importance of the ecosystem approach in planning the development of tourist areas.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА»

экономический механизм, направленный на привлечение российских инвесторов, в том числе и через оказание мер государственной поддержки в виде компенсации прямых затрат. Это необходимо несмотря на то, что отдельным субъектам хозяйствования удается оперативно решать задачи по завозу рыбных кормов и рыбопосадочных материалов из других стран (не все европейские страны прекратили поставки в Россию).

Особо подчеркнем, что выращивание товарной рыбы и морепродуктов за последние 10 лет выросло более чем вдвое. В 2021 г. объем производства продукции товарной аквакультуры составил более 356 тыс. тонн, что на 8,5 % выше уровня 2020 года [6]. Вместе с тем, российские предприятия по-прежнему зависимы от импортных поставок комбикормов и рыбо-посадочного материала. Выводы

Стратегия развития АПК и рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года в целях адаптации к новым экономическим условиям должна быть направлена на выработку системы мер и механизмов преодоления административных барьеров (системных проблем), препятствующих оптимальному и конкурентоспособному развитию рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации.

Необходимо стимулировать разработку и реализацию методологии, концепции и стратегической программы развития рыбохозяйственного кластера рынков FoodNet; инновационной целевой программы развития фермерского рыболовства в условиях Крайнего Севера и Арктики как инструмента национальной государственной политики в интересах коренных малочисленных народов Севера.

Особое внимание должно быть уделено развитию внутреннего рынка рыбной продукции.

Общий вывод. В рамках проведенных изучений и самостоятельных исследований, еще раз удалось убедиться в том, что понятийный аппарат по мере развития и приращения научного знания, безусловно, может уточняться, расширяться и конкретизироваться. Происходит трансформация понятий от «рыбного хозяйства», «рыбной отрасли» до «рыбохозяйственного комплекса» и «рыбопромышленного комплекса».

Понятий и дефиниций, связанных с рыбохозяйственным комплексом может быть значительное множество, все зависит от уровня исследований, профессионализма и компетенций в данной изучаемой области. Каждый исследователь вправе предложить свой вариант, но насколько он будет полноценен судить экспертам.

Источники:

1. Акулич О.В. Государственное регулирование рыбной отрасли: подходы и результаты // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2008. № 4. С. 34-38.

2. Колончин К.В. Целевые ориентиры долгосрочного развития рыбохозяйственного комплекса России. Часть I // Пищевая промышленность. 2020. №>11. С. 34-40.

3. Паршин М.А., Круглов Д.А. Переход России к шестому технологическому укладу: возможности и риски // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/ issues/2014/05/33059

4. Положение о рыбном хозяйстве. Постановление Совета труда и обороны СССР от 3 июля 1925 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2545.htm?ysdid=l66pcrz11c531358583 (дата обращения: 29.07. 2022).

5. Романов, Е. А. Экономика рыбохозяйственного комплекса / Е. А. Романов. - М.: Мир, 2005. - С. 10 - 11.

6. Росрыболовство: санкции не помешали работе рыбохозяйственного комплекса России [Электронный ресурс]. URL: http://soyanews.info/news/rosrybolovstvo-_sanktsii_ne_pomeshali_rabote_rybokhozyaystvennogo_kompleksa_rossii.html.

7. Рыбное хозяйство /Большая советская энциклопедия. Изд-во: БСЭ, 1955. - Том 37. - С.499.

8. Стратегическое управление в рыбной отрасли: учебник / Я. В. Ганич, Е. В. Клиппенштейн, Н. Г. Мищенко, Ю. С. Морозова. - М.: Моркнига, 2014. - С. 6-9.

9. Сысоев, Н. П. Экономика рыбной промышленности / Н. П. Сысоев. - М.: Агропромиздат, 1989. - С. 31.

10. Ше С.Г. Классификация основных субъектов рыбохозяйственной деятельности // Известия: электронный научный журнал Иркутской государственной экономической Академии. - 2013. - № 5. - URL: http://eizvestia.isea.ru/ reader /article.aspx?id=18604.

11. Юшкова И.Е. О дефиниции понятий: рыбная промышленность, рыбное хозяйство, рыбохозяйственный комплекс // Рыбное хозяйство. 2016. №1. С. 20-23.

12. Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года. - М.: ФГБНУ «Роинформагро-тех», 2019. - 68 с.

EDN: SCHMCY

Н.К. Сердюкова - к.э.н., заведующий кафедрой гостиничного и ресторанного бизнеса, доцент, Сочинский государственный университет, Сочи, Россия, nserdyukova@sutr.ru,

N.K Serdyukova - candidate of economic sciences, associate professor, head of hotel and restaurant business department, Sochi state university, Sochi, Russia;

С.Д. Сердюков - к.э.н., начальник отдела дистанционных образовательных программ, АНО ДПО «Российский Международный Олимпийский Университет», Сочи, Россия, s.d.serdyukov@gmail.com,

S.D. Serdyukov - candidate of economic sciences, head of distant educational programs department, Russian International Olympic University, Sochi, Russia.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА THEORETICAL AND APPLICABLE ASPECTS OF AN EroSYSTEM APPROACH TO A DEVELOPMENT

OF TOURISM AND HOSPITALITY

Аннотация. В статье авторы исследуют теоретические и прикладные аспекты экосистемного подхоа и экосистем в туризме как разновидности предпринимательских и инновационных экосистемы, локализованных на определенном уровне (национальном, региональном, межрегиональном). Дается обзор отечественной и зарубежной научной литературы по проблематике экосистемного подхода, экосистем в туризме и гостеприимстве, цифровой экосистемы туризма, платформизации экономики. Выделены основные характеристики и оссобенности социально-экономических экосистем. В качестве частного примера успешной реализации экосистемного подхода в туризме анализируются результаты выполнения Нацпроекта «Ту-

ризм и индустрия гостеприимства в России», в том числе показатели роста турпотока, финансирования сферы туризма, развития инфраструктуры и повышения доступности отдыха путем субсидирования. Представлена и обоснована классификация стейкхолдеров экосистемы туризма, статистические показатели развития сферы туризма и смежных отраслей экономики, динамика вклада туризма в ВВП России. Авторы делают вывод о целесообразности дальнейших исследований по теме экосистем в туризме и значения экосистемного подхода в планировании развития туристских территорий.

Abstract. In the article, the authors explore the theoretical and applied aspects of the ecosystem approach and ecosystems in tourism as a kind of entrepreneurial and innovative ecosystems localized at a certain level (national, regional, interregional). A review of domestic and foreign scientific literature on the issues of the ecosystem approach, ecosystems in tourism and hospitality, digital tourism ecosystem, platformization of the economy is given. The main characteristics and features of socio-economic ecosystems are highlighted. As a particular example of the successful implementation of the ecosystem approach in tourism, the results of the implementation of the National Project "Tourism and Hospitality Industry in Russia" are analyzed, including indicators of growth in tourist flow, financing of the tourism sector, infrastructure development and increasing the availability of recreation through subsidizing. The classification of stakeholders of the tourism ecosystem, statistical indicators of the development of the tourism sector and related sectors of the economy, the dynamics of the contribution of tourism to Russia's GDP are presented and justified. The authors conclude that it is expedient to further research on the topic of ecosystems in tourism and the importance of the ecosystem approach in planning the development of tourist areas.

Ключевые слова: экосистема туризма, предпринимательская экосистема, индустрия туризма и гостеприимства, туристская индустрия, цифровая экосистема.

Keywords: ecosystem in tourism, entrepreneurial ecosystem, tourism and hospitality industry, tourist industry, digital ecosystem.

Введение

В современных условиях глобальных вызовов и нарастающей турбулентности внешней среды развития экономики, бизнеса и общества, усложнения геополитических, социально-экономических и технологических процессов и взаимосвязей происходит масштабная трансформация общественной, социально-экономической и политической жизни. Формируется новая парадигма развития человечества на основе изменения экономического уклада и цифровой трансформации.

Туризм - межрегиональное, межнациональное, международное, мультикультурное и межотраслевое явление по своей сути - испытывает серьезное давление внешних факторов, включая последствия пандемии COVID-19, изменения геополитической обстановки, трансформации потребительского поведения и масштабных технологических трансформаций.

Меры государственной поддержки туристской индустрии в России в 2020-2022 гг., включая принятие и реализацию Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», налоговых и кредитных льгот и субсидий, программу туристического кэшбека, развитие государственно-частного партнерства, позволили российскому турбизнесу одному из первых в мире преодолеть последствия глобальной пандемии и создать современную основу и перспективы для развития туризма и гостеприимства в условиях масштабной социально-экономической, геополитической и технологической трансформации. Согласно прогнозам Правительства Российской Федерации, в 2022 году внутренний турпоток в России вырастет на 14,2 млн. поездок к 2020 году (+31,4 %) и достигнет 59,45 млн. [1] Объем финансирования сферы туризма вырос в 20 раз по сравнению с 2018 годом [2].

Реализация Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и входящих в него федеральных проектов, а также реализация проектов развития туризма в российских регионах демонстрирует приоритетность системного подхода, синхронизации ресурсов, координации и взаимодействия стейкхолдеров развития туризма территорий. Все это обуславливает целесообразность применения экосистемного подхода и моделирования к развитию туристской индустрии на уровне территорий.

Материалы и методы

Материалы исследования, а также выводы авторов о целесообразности применения экосистемного подхода к развитию туризма, при реализации проектов в туристской индустрии и моделирования развития туризма территории основаны на изучении научных трудов отечественных и зарубежных авторов по теории экосистемы и применении экосистемного подхода, анализе результатов реализации Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в 2021-2022 году, изучении нормативно-правовых документов, статистики туристского рынка, открытых данных, интернет-источников.

Важнейшим источником настоящего исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных экосистемному подходу и исследованию экосистем в различных областях, предпринимательских экосистем, экосистем в туризме, цифровых экосистем. При этом количество публикаций в зарубежных научных журналах как в целом по теории и практике экосистем, так и непосредственно по экосистемам в туризме и гостеприимстве на порядок больше, чем в отечественной научной литературе. Например, по результатам исследования Дж. Филиппа, Х. Тиз, Н. Ольбрих и Х. Пехла-нера методом систематического обзора научной литературы (systematic literature review) изучено 597 публикаций в ведущих научных журналах за последние 10 лет по тематике предпринимательских экосистем, развития туризма, управления дести-нациями, умного туризма, цифровизации туризма, аспектов качества жизни в условиях трансформации и др. Авторы отмечают, что резкий рост публикаций в данной области начинается с 2017 года. Из указанной выборки авторы выделили 70 статей, имеющих непосредственной отношение к исследованию экосистем в туризме [7].

Обсуждение

Гипотиза настоящего исследования состоит в утверждении, что применение экосистемного подхода и рассмотрение национальной, региональной или межрегиональной системы туризма как экосистемы значительно повышает эффективность процессов принятия управленческих решений и реализации проектов развития туризма разичных уровней за счет целенаправленной синхронизации ресурсов, координации действий стейкхолдеров и достижения синергетического эффекта.

Теория экосистем и научные походы к адаптации экосистемного подхода к социально-экономическим процессам рассмотриваются в трудах Е. Митлтон-Келли, Г.Б. Клейнера, М. Якобидиса, К. Кенами, А. Гавера, Р. Аднера, Р.Капура, Дж. Филиппа, Х. Тиз, Н. Ольбрих, Х. Пехланера, Л.А. Раменской, Н.В. Фадейкиной, С.С. Малиной, О.В. Рыжковой, В.В. Бородкиной [3; 4; 7].

Понятие «предпринимательской экосистемы», введенное Дж. Ф. Муром, впоследствии развивается в трудах таких авторов, как М. Ривз, Р. Аднер, Н.В. Фадейкина, С.С. Малина. Ряд авторов считает экосистемы в туризме подразделом предпринимательских экосистемы в региональном разрезе [3; 7].

С учетом развития экосистемного подхода на основе цифровизации и платформизации, которые обусловили возможность быстрой и успешной координации действий и ресурсов стейкхолдеров на основе цифровой интеграции их бизнес-процессов и систем, вопросы развития предпринимательских экосистем в научной литературе часто рассмотариваются с позиций инновационных и цифровых экосистем, в том числе в туризме, например, в трудах О.В. Рыжковой, В.В. Бородкиной, А.И. Лойко, Д.И. Киселева, Р. Аднера, Э.А. Степаняна, А.В. Улезько, К.Д. Недикова, Д.В. Хмелева, Т.В. Гудковой, Н.В. Василенко, И.Н. Глухих и др., Е.И. Иншаковой, М.А. Морозова, Н.С. Морозовой. Отдельно стоит отметить публикации по теме умного туризма и умного гостеприимства (smart tourism, smart hospitality), например, Д. Бухалиса, П. О'Коннор, Р. Ленг, и платформизации экономики, как в работах Т.А. Головиной, А.В. Полянина, И.Л. Авдеевой, И.В. Данилина, З.А. Мамедьярова, Е.А. Карелиной, А.Н. Брынцева, А. Альмеда-Сантано, Т. Давида-Негре, С. Морен-Джил и др. [4; 5; 6; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 18; 19; 20; 21; 22]

Заслуживающим внимания представляется подход к формированию и развитию бизнес-стратегии через участие в предпринимательских экосистемах, что весьма актуально для гостиничного и туристского бизнеса, например, в работе авторов Андреевой Е.Л., Глухих П.Л., Мысляковой Ю.Г. [28]

Еще один важный аспект проблематики стратегического развития бизнеса и применения экосистемного подхода -взаимодействие с государством, в том числе через механизмы государственно-частного партнерства и корпоративной социальной ответственности бизнеса. Данные подходы исследуются в трудах М.А. Абыкеевой, Т.Р. Сергазиевой, А.В. Вавилиной, Т.В. Комаровой, И. Веленси, Р.С. Райхер [27; 29; 30]. Подходы и механизм государственно-частного партнерства активно используется, в частности, при реализации Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Исследование и результаты

Проведенное исследование научных трудов, теоретических и прикладных подходов к толкованию и применению теории экосистем позволяет проследить развитие данных понятий в научных трудах (рисунок 1). Пока в научной литературе не сформулированы дефиниции «экосистема туризма», «экосистема туризма территории». При этом сформированы методические основы применения экосистемного подхода в социально-экономической сфере в целом и в сфере туризма в частности, а также имеются практические кейсы прикладной реализации экосистемного подхода в туризме.

Среди научных дефиниций экосистемы выделим определение социально-экономической экосистемы Г.Б. Клейнера как «пространственно локализованного комплекса неконтролируемых иерархически организаций, бизнес-процессов, инновационных проектов и инфраструктурных систем, взаимодействующих между собой в ходе создания и обращения материальных и символических благ и ценностей, способных к длительному самостоятельному функционированию за счет кругооборота указанных благ и систем»... При этом «социально-экономические экосистемы в настоящее время становятся центральным элементом социально-экономического ландшафта страны» [7]. По мнению авторов, данное определение применимо к экосистеме туризма.

Рисунок 1

- Развитие экосистемного подхода в социально-экономической сфере в научной литературе

(составлено авторами)

Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», инициированный Правительством Российской Федерации в качестве ответа на вызовы глобальной пандемии для сферы туризма с целью поддержки отечественной туристской индустрии и стимулирования развития внутреннего и въездного туризма в 2021 году, может рассматриваться в качестве успешного практического кейса экосистемного подхода к развитию туризма на национальном, региональном и межрегиональном уровнях.

Проектный подход предполагает четкую формулировку целей, задач и ключевых целевых показателей реализации проекта, что позволяет оценивать промежуточные результаты и эффективность проекта. Некоторые результаты и показатели реализации Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» представлены ниже (табл. 1-3, составленные авторами на основе [1; 2]).

По данным Правительства Российской Федерации объем финансирования сферы туризма вырос в 20 раз по сравнению с 2018 годом, на период 2021-2024 гг. в рамках реализации Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» запланированы инвестиции суммарно 1,005 трлн. рублей, в т.ч.:

- из федерального бюджета - 223 млрд руб.;

- из региональных бюджетов - 94 млрд руб.;

- внебюджетные инвестиции - 688 млрд руб.

Таблица 1 - Показатели развития туристской индустрии в России в 2019-2022 гг.

Показатели 2019 2020 2021 2022

Финансирование сферы туризма, млрд. руб. 7,0 11,1 42,1 74,3

Внутренний турпоток, мл. поездок, в т.ч. 65,2 45,2 56,5 59,4*

- бизнес-поездки 44,0 31,4 28,9 21,3*

- отдых 21,2 13,8 27,6 38,1*

Номерной фонд в классифицированных СР1, тыс. номеров 608 743 730 749*

Примечания: * Прогноз Правительства РФ по итогам 2022 г. 1 СР - средства размещения

Таблица 2 - Показатели развития инфраструктуры туризма и гостеприимства в России на основе мер _государственной поддержки в 2021-2022 гг._

Меры поддержки 2021 2022

Льготные кредиты 38 проектов 13 967 номеров 0,5 млрд. руб. 51 проект 13 562 номеров 3,8 млрд. руб.

Участие в уставных капиталах 50 проектов 36,5 млрд. руб. 25 проектов 22,5 млрд. руб.

Обеспечивающая инфраструктура 49 объектов в 26 туркластерах 9,4 млрд. руб. 43 объектов в 22 туркластерах 13 млрд. руб.

Модульные отели - 2 500 номеров, 176 проектов 4,0 млрд. руб.

Гранты 474 проекта 1,2 млрд. руб. 800 проектов 3,5 млрд. руб.

Отмена НДС на 5 лет - На реализацию гостиничных услуг, а также для новых объектов с момента ввода в эксплуатацию

Таблица 3 - Показатели роста турпотока за счет повышения доступности отдыха в России на основе _мер государственной поддержки в 2021-2022 гг._

Меры поддержки 2021 2022 Итого за 2021-2022 гг.

Туристический кешбэк

турпоток, млн чел. 1,5 2,8 4,3

кешбэк, млрд руб. 6,25 10,6 16,85

Детский кешбэк 1500 лагерей 2104 лагеря, 89 палаточных

турпоток, тыс. детей 419 844 1263

кешбэк, млрд руб. 4,0 10,1 14,1

Молодежный туризм 360 программ, 43 туроператора, познавательный туризм

турпоток, тыс. чел. 50,6 50,0* 100,6*

субсидии, млрд руб. 2,0 2,0 4,0

Школьный туризм 5-9 класс, короткие культурно-познавательные поездки

турпоток, тыс. чел. - 100,0 100,0

субсидии, млн руб. - 500,0 500,0

Примечание: * Прогноз Правительства РФ по итогам 2022 г.

Среди особенностей социально-экономических, предпринимательских и инновационных экосистем можно выделить:

- пространственную локализацию организаций, бизнес-проектов и инфраструктурных систем;

- взаимодействие стейкхолдеров на основе синхронизации целей, задач и интересов;

- наличие механизмов координации и синхронизации ресурсов стейкхолдеров, в том числе на основе цифровой интеграции и платформизации;

- синергетический эффект за счет синхронизации ресурсов и координации действий стейкхолдеров;

- многостороннее взаимодействие для достижения общего ценностного предложения, единого, ориентированного на потребителя продукта, например, регионального турпродукта;

- технологическая взаимозависимость экономически независимых игроков;

- взаимозаменяемость конкурирующих субъектов и продуктов их деятельности.

Многие исследователи отмечают взаимосвязь конкуренции между стейкхолдерами экосистемы туризма и их экономической координации в процессе создания турпродукта [7; 14].

В составе основных стейкхолдеров (выгодоприобретателей) экосистем туризма выделяют жителей территории, предпринимательское сообщество, органы государственного управления и муниципального самоуправления и потребителей. В ходе исследования были выделены и классифицированы следующие стейкхолдеры современной экосистемы туризма территории (таблица 4).

Таблица 4 - Стейкхолдеры экосистемы туризма (составлено авторами)

Группы стейкхолдеров Стейкхолдеры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предпринимательское сообщество, организации сферы туризма и смежных отраслей (40 видов экономической деятельности, 53 смежных отрасли) - Средства размещения (отели, санатории, пансионаты, курортные комплексы, базы отдыха и др.) - Транспортные компании - Рецептивные и инициативные туроператоры - Турагенты, онлайн трэвел агенты, виртуальные бюро путешествий - Экскурсионные компании, экскурсоводы, гиды - Объекты показа и другие предприятия сферы туризма и гостеприимства - Ассоциации предприятий сферы туризма - ТИЦ, операторы ИТС, ИТ-компании, цифровые платформы, агрегаторы услуг для туристов - Системы навигации, ГИС-системы - Ивент-компании, М1СЕ-компании, спортивные организации и др. в зависимости от вида туризма - Банки, страховые компании, агентства недвижимости, инвесторы - Каналы продвижения туристских и гостиничных услуг (веб-сайты, социальные сети, мобильные приложения и др.) - Другие стейкхолдеры, участвующие в формировании, продвижении и реализации турпродукта и услуг

Группы стейкхолдеров Стейкхолдеры

Органы государственного управления и муниципального самоуправления - Правительство РФ - Министерство экономического развития РФ - 18 ФОИВ, участвующих в реализации Нацпроекта по туризму - Региональные и местные туристские администрации в 85 субъектах РФ - Органы государственного управления и муниципального самоуправления в 85 субъектах РФ

Местные жители - Работники предприятий туристской индустрии - Работники предприятий смежных отраслей, участвующих в обслуживании туристов - Другие жители, в т.ч. пользующиеся объектами туристской индустрии

Потребители турпродукта и услуг туристской индустрии - Туристы - Экскурсанты

По данным Правительства Российской Федерации в экосистеме туризма объединяются организации 53 сфер народного хозяйства 40 видов экономической деятельности, всего более 200 000 компаний: туруслуги, услуги размещения, культура и искусство, спорт и развлечения, транспорт, общественное питание, торговля (таблица 5).

Таблица 5 - Предприятия, осуществляющие туристскую и гостиничную деятельность в России

(составлено авторами на основе [2])

Туруслуги (всего 45 643 организаций)1 Услуги размещения (всего 22 684 объекта)2

Турператоры, включая туристские компании - 4 275 Турагентства - 40 000 Сопутствующий бизнес - 1 368 Гостиницы - 12 961 Мотели - 500 Хостелы - 1 814 Санатории - 1 768 Базы отдыха - 190 Базы отдыха, кемпинги, турбазы - 5 446

Примечания: 1 На 01.09.2022. 2 На 01.01.2022

Вклад туризма в ВВП России по годам: 2019 - 2,9 %, 2020 - 2,5 %, 2021 - 3,1 %. По результатам реализации Нацпро-екта «Туризм и индустрия гостеприимства в 2021-2022 гг. можно сделать вывод об эффективности применения экосистем-ного подхода к проектам развития туризма, позволяющего использовать синергетический эффект от синхронизации и координации ресурсов и деятельности стейкхолдеров экосистемы туризма. Заключение

Проведенное исследование теоретических и прикладных аспектов экосистемного подхода в развитии туризма позволяет сделать следующие выводы:

1) в научной литературе пока не сформированы понятий «экосистема туризма» и «экосистема туризма территории», что является направлением дальнейших исследований и формирования понятийного аппарата сферы туризма в условиях глобальных вызовов и трансформаций;

2) экосистема туризма имеет признаки предпринимательской, инновационной и социально-экономической экосистемы, сочетая в себе основные характерные черты экосистемы и принципов ее функционирования;

3) в зарубежной научной литературе помимо понятия экосистемы в туризме используется дефиниция «экосистемы гостеприимства», в центре которой находится отель и собственник отельного бизнеса;

4) наибольшую активность и развитие в исследования экосистем в бизнесе, экономике и туризме наблюдаем в последние пять лет, что напрямую связано с цифровизацией и платформизацией экономики и бизнеса, которые создали основу для формирования механизма эффективной синхронизации, координации и интеграции субъектов экосистемы туризма в процессе создания новой ценности - турпродукта;

5) социально-экономические экосистемы, в том числе экосистемы туризма, становятся центральным элементов социально-экономического ландшафта страны и регионов, что обуславливает важность применения экосистемного подхода при реализации проектов развития туризме территорий.

Источники:

1. Заседание Президиума Госсовета по вопросам развития туризма. 6 сентября 2022 года. Приморский край, остров Русский [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный веб-сайт. - Доступ свободный по URL: http://kremlin.ru/events/president/news/69291.

2. Рабочая встреча с Заместителем Председателя Правительства Дмитрием Чернышенко. 24 октября 2022 года. Москва, Кремль [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный веб-сайт. - Доступ свободный по URL: http://kremlin.ru/events/president/news/69665.

3. Фадейкина Н.В., Малина С.С. Развитие теоретических представлений на категории «экосистема» и «инновационная экосистема» // Сибирская финансовая школа. 2021. № 2 (142). С. 103-111.

4. Рыжкова О.В., Бородкина В.В. Успешность региональных инновационных экосистем и их интеграция в национальную инновационную экосистему // в сборнике: Промышленная политика в цифровой экономике: проблемы и перспективы. Труды научно-практической конференции с международным участием. Под ред. А.В. Бабкина. 2017. С. 302-310.

5. Лойко А.И. Технологии цифровых экосистем // Вестник Самарского Государственного Технического Университета. Серия «Философия». 2022. Т. 4. № 1. С. 49-56.

6. Киселев Д.И. Влияние внедрения инновации экосистем на бизнес // Economy and Business: Theory and Practice. 2022. № 3-1 (85). С. 140-147.

7. Philipp, Ju., Thees, H., Olbrich, N., Pechlaner H. (2022). Towards an Ecosystem of Hospitality: The Dynamic Future of Destinations. Sustainability 14(2):821. DOI: 10.3390/su14020821.

8. Adner R. Match your innovation strategy to your innovation ecosystem [Online] // Harvard Business Review. 2006. № 4. РР. 98-107. - Доступ свободный по URL: https://hbr.org/2006/04/match-your-innovation-strategy-to-your-innovation-ecosystem/.

9. Степанян Э.А. Методический подход для оценки уровня сформированности цифровой экосистемы региона // Форум молодых ученых. 2019. № 6 (34). С. 1080-1081.

10. Улезько А.В., Недиков К.Д., Хмелев Д.В. Цифровые экосистемы экономических кластеров // в сборнике: Организационно-экономические и финансовые аспекты развития АПК. Материалы национальной научно-практической конференции, посвященной 70-летию экономического факультета Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I. Воронеж, 2021. С. 8-14.

11. Гудкова Т.В. Экономическая эволюция фирмы: от классической концепции к цифровой экосистеме // Экономическое возрождение России. 2019. № 4 (62). С. 74-84.

12. Василенко Н.В., Глухих И.Н., Дадаева Б.Ш., Заугарова Е.В., Карачева А.А., Ларионова Ю.В., Осипов М.А., Островская О.Л., Петрова Е.Е., Подшивалова М.М., Сисина Н.Н., Толстолесова Л.А., Уманцева Л.В., Штиллер М.В., Юманова Н.Н. Цифровые экосистемы устойчивого развития экономических субъектов и бизнес-анализ: монография [Текст] // под ред. М.А. Осипова. - СПб: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. - 158 с.

13. Иншакова Е.И. Формирование экосистемы цифровой экономики Российской Федерации: институциональный аспект // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2020. Т. 22. № 4. С. 6-17.

14. Морозов М.А., Морозова Н.С. Стратегические подходы к созданию цифровой экосистемы туризма и гостеприимства // в сборнике: Стратегии и современные тренды развития предприятий туристского и гостиничного бизнеса. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 345-351.

15. Морозов М.М., Морозов М.А. Цифровые экосистемы как инструмент трансформации сервисной экономики // Вестник Академии знаний. 2021. № 45 (4). С. 221-227.

16. Buhalis D., O'Connor P. and Leung R. (2022). Smart Hospitality: From Smart Cities and Smart Tourism Towards Agile Business Ecosystems in Networked Destinations. International Journal of Contemporary Hospitality Management. DOI: 10.1108/IJCHM-04-2022-0497.

17. Майорова К.С., Балашова Е.С. Цифровой переход промышленных предприятий в «Smart» экосистему // International Research Journal. 2021. № 12-4 (114). С. 79-86.

18. Головина Т.А., Полянин А.В., Авдеева И.Л. Развитие цифровых платформ как фактор конкурентоспособности современных экономических систем // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2019. Т. 14. № 4. С. 551-564.

19. Данилин И.В., Мамедьяров З.А. Роль глобальных платформ в стимулировании цифровой трансформации: компетенционный и инновационный аспекты // Вестник МГИМО Университета. 2020. Т. 13. № 3. С. 267-282.

20. Карелина Е.А. Возможности формирования эффективных цифровых платформ и экосистем в развивающихся странах // E-Management.

2020. Т. 3. № 1. С. 59-67.

21. Брынцев А.Н. Экономика платформенных решений - новый этап развития страны // Проблемы рыночной экономики. 2021. № 3. С. 98-107.

22. Almeida-Santana A., David-Negre T., Moreno-Gil S. et al. New digital tourism ecosystem: understanding the relationship between information sources and sharing economy platforms. International Journal of Tourism Cities, 2020. Vol. 6 №2, pp. 335-345.

23. Chao Z, Kaihua C., Rongping M. The digital innovation ecosystems: Theory building and a research agenda. Science Research Management,

2021, 42(3): 1-11.

24. Hein, A., Schreieck, M., Riasanow, T. et al. Digital platform ecosystems. Electron Markets. 2020. .№30, pp. 87-98.

25. Jacobides M., Cennamo C., Gawer A. Towards a Theory of Ecosystems. Strategic Management Journal. 2018. Vol.39, Issue 8, pp. 2255-2276.

26. Tiwana A. Evolutionary competition in platform ecosystems. Information Systems Research, 2015. .№18(1), pp. 7047-7047.

27. Сергазиева Т.Р. Управленческие вопросы преобразования организации для реализации бизнес - стратегии [Электронный ресурс] // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 12-2. С. 133-135. - Доступ свободный по URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28764742_20174386.pdf

28. Андреева Е.Л., Глухих П.Л., Мыслякова Ю.Г. Бизнес-стратегии участия компании в предпринимательских экосистемах. [Электронный ресурс] // Управленец. 2018. Т. 9. № 6. С. 49-57. - Доступ свободный по URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_ 37051013_62530801.pdf.

29. Вавилина А.В., Комарова Т.В., Веленси И., Райхер Р.С. Корпоративная социальная ответственность как элемент бизнес-стратегии компании [Электронный ресурс] // Лидерство и менеджмент. 2019. Т. 6. N° 4. С. 425-436. - Доступ свободный по URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42446126_64123818.pdf.

30. Абыкеева М.А. Государство и бизнес: стратегии взаимодействия [Электронный ресурс] // Экономика. Управление. Образование. 2017. № 1 (4). С. 24-27. - Доступ свободный по URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42336666_58224160.pdf.

EDN: RUOYWK

В.В. Сериков - генеральный директор АО «Энергия», Елец, Россия, serikov2012@gmail.com, V.V. Serikov - general director, JSC «Energiya», Yelets, Russia.

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫРАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЫНКА ЛИТИЙ-ИОННЫХ АККУМУЛЯТОРОВ) ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE ELECTROCHEMICAL INDUSTRY (BY THE EXAMPLE OF THE MARKET OF LITHIUM-ION BATTERIES)

Аннотация. Настоящее исследование посвященоанализу трендов идинамики развития электрохимической промышленности, с фокусом на производство литий-ионных аккумуляторов, как стратегически важногосегментадля российской экономики. Текущая экономическая конъюнктура предполагает необходимость предания импульса индустриальному развитию российской экономики с целью реставрации отечественного промышленного комплексав соответствии спринципам российской экономической политики в части достижения технологического суверенитета. В рамках исследования был проведен анализ мирового рынка накопителей энергии, исследованы его сегменты и ключевые производители в сопряжении с исследованием прогнозной динамики мирового потребления лития и литий-ионных батарей. Комплексное исследование развития отрасли предопределило фокусировку автора статьи на ресурсной составляющей производства литий-ионных аккумуляторов, а также оценке возможностей их производства с учетом дефицита компонентов для их производства ввиду введенных ограничительных мер в отношении российских производителей.Автор выдвигает и обосновывает предположение о том, чтовнедрение циркулярных бизнес-моделей, построенных в соответствии с принципами ресурсоэффективности (производственно-технологической, экономической, экологической и др.) в контексте текущей рыночной конъюнктуры может способствовать снижению рисков в части дефицита ресурсов (лития и других компонентов), а также соответствовать императивам стратегии импортозамещения.

Abstract. This study is devoted to the analysis of trends and development dynamics of the electrochemical industry, with a focus on the production of lithium-ion batteries, as a strategically important segment for the Russian economy. The current economic situation suggests the need to give impetus to the industrial development of the Russian economy in order to restore the domestic industrial complex in accordance with the principles of Russian economic policy in terms of achieving technological sovereignty. As part of the study, an analysis of the global energy storage market was carried out, its segments and key manufacturers were studied in conjunction with a study of the forecast dynamics of the global consumption of lithium and lithium-ion batteries. A comprehensive study of the development of the industry predetermined the focus of the author of the article on the resource component of the production of lithium-ion batteries, as well as assessing the possibilities of their production, taking into account the shortage of components for their production due to the restrictive measures introduced against Russian manufacturers. The author puts forward and substantiates the assumption that the introduction of circular business models built in accordance with the principles of resource efficiency (production and technological, economic, environmental, etc.) in the context of the current market situation can help reduce risks in terms of resource shortages (lithium and other components), as well as comply with the imperatives of the import substitution strategy.

Ключевыеслова: развитие промышленности,электрохимическая промышленность, рынок литий-ионных аккумуляторов, импортозамещение циркулярная экономика.

Keywords: industrial development, electrochemical industry, lithium-ion battery market, import substitution, circular economy.

В императивах индустриального развития российской экономики, преодоления зависимости от импортных технологий и товаров, одним из ключевых направлений модернизации отечественной промышленности является формирование и развитие перспективных отраслей, обладающих высоким потенциалом роста. В соответствии с ключевой целью сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности, ориентированной на «формирование в Российской Федерации про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.