Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ТРЕНДОВ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

АНАЛИЗ ТРЕНДОВ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3111
559
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТЕПРИИМСТВО / ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА / НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ТУРИСТСКИЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сердюкова Н.К., Сердюков Д.А., Баль Н.В.

В статье представлены результаты исследования актуальных трендов развития туризма и гостеприимства в условиях пандемии коронавируса, изменения паттернов потребительского поведения и складывающейся под влиянием современных политических и экономических событий новой реальности функционирования российского рынка туризма. Результаты исследования основаны на анализе экспертных мнений, тенденций развития туристского рынка, глобальных трендов развития, нормативно-правовой базы туристской деятельности в России, мер государственной поддержки туристской индустрии в период пандемии и текущих условиях. Авторы статьи справедливо отмечают наряду с наличием проблем и вызовов новой ситуации для туристского рынка открывающиеся возможности для развития внутреннего туризма, изменения направлений турпотоков въездного и выездного туризма. Выявлены основные характеристики развития российского рынка туризма и гостеприимства, на основе проведенного анализа выявлены перспективные направления и меры государ ственной поддержки отрасли туризма и гостеприимства в условиях масштабной структурной перестройки российской экономики. Анализ турпотоков в 2020-2022 гг. показывает, что последние два года стали рекордными для отечественных туристских дестинаций, формируются новые направления турпотоков внутри России, в рамках реализации Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» развивается региональный и межрегиональный туризм. Тренды развития туризма в России, сформировавшиеся в период пандемии коронавируса, усиливаются текущими политическими событиями, закрытием традиционных рынков выездного и въездного туризма для российского турбизнеса, переориентацией логистических цепочек, направлений турпотоков, необходимостью импортозамещения технологий и продуктов. Представлен пример моделирования развития внутреннего туризма на основе нового паттерна потребительского поведения с продуктовым подкреплением на основе господдержки отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сердюкова Н.К., Сердюков Д.А., Баль Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM AND HOSPITALITY DEVELOPMENT TRENDS IN NEW REALITY

The article presents the results of a study of current trends in the development of tourism and hospitality in the context of the coronavirus pandemic, changes in patterns of consumer behavior and the new reality of the functioning of the Russian tourism market that is emerging under the influence of current political and economic events. The results of the study are based on an analysis of expert opinions, trends in the development of the tourism market, global development trends, the regulatory framework for tourism activities in Russia, government support measures for the tourism industry during the pandemic and current conditions. The authors of the article rightly point out, along with the problems and challenges of the new situation for the tourism market, the opening opportunities for the development of domestic tourism, changes in the directions of tourist flows of inbound and outbound tourism. The main characteristics of the development of the Russian tourism and hospitality market are identified, based on the analysis, promising areas and measures of state support for the tourism and hospitality industry in the context of a large-scale structural restructuring of the Russian economy are identified. Analysis of tourist flows in 2020-2022 shows that the last two years have become record-breaking for domestic tourist destinations, new directions of tourist flows within Russia are being formed, regional and interregional tourism is developing as part of the implementation of the National Project "Tourism and Hospitality Industry". Tourism development trends in Russia, formed during the coronavirus pandemic, are intensified by current political events, the closure of traditional markets for outbound and inbound tourism for the Russian tourist industry, the reorientation of logistics chains, directions of tourist flows, the need for import substitution of technologies and products. An example of modeling the development of domestic tourism based on a new pattern of consumer behavior with food reinforcement based on state support of the industry is presented.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ТРЕНДОВ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

Сейчас ситуация кардинально изменилась: валютные резервы России заморожены, крупные транспортные компании отказались поставлять товары в страну, более 400 иностранных компаний объявили о приостановке своей деятельности или уходе из страны, а покупатели российской нефти отворачиваются от страны. Менее чем за месяц военной операции в Украине возник дефицит электроники, деталей для производства. Это первые последствия кризиса, которые будут распространяться. Иностранные компании перестанут выплачивать зарплату своим сотрудникам в июне, в результате чего более 200 000 россиян останутся без работы и дохода. В цепочке контрагентов более 1 миллиона человек могут оказаться без работы и дохода. В связи с этим государство должно взять под жесткий контроль ценовую политику в стране, а также продолжить курс на импортозамещение.

Источники:

1. Сапунова Т.А. Анализ показателей инфляции в России. Modem Science. 2021. № 6-1. С. 142-146.

2. Топильская А., Сапунов А.В. Инфляция в России: определение факторов и способов её регулирования. Modern Science. 2019. № 12-3. С. 130-134.

3. Прогноз инфляции в России от экспертов АПЭКОН [Электронный ресурс] Apecon.ru: информ. - справочный портал. // URL: https://apecon.ru/prognoz-inflyatsii-na-gody-v-rossii.

4. Брыскина Е.О. Анализ и оценка инфляционных процессов в России [Электронный ресурс] Research-journal.org: информ. - справочный портал. // URL: https://research-journal.org/economical/analiz-i-ocenka-inflyacionnyx-processov-v-rossii/.

5. Кочубей Е.И., Сапунов А.В. Факторы дестабилизации экономики России в 2020 г. и механизмы их предотвращения. Естественно-гуманитарные исследования. 2021. №34 (2). С. 108-112.

References:

1. Sapunova T.A. Analysis of inflation indicators in Russia. Modern Science. 2021. No. 6-1. pp. 142-146.

2. Topilskaya A., Sapunov A.V. Inflation in Russia: determination of factors and methods of its regulation. Modern Science. 2019. No. 12-3. pp. 130-134.

3. Inflation forecast in Russia from APECON experts [Electronic resource] Аресоп.ги: inform. - reference portal. // URL: https://apecon.ru/prognoz-inflyatsii-na-gody-v-rossii.

4. Bryskina E.O. Analysis and evaluation of inflationary processes in Russia [Electronic resource] Research-journal.org: inform. - reference portal. // URL: https://research-journal.org/economical/analiz-i-ocenka-inflyacionnyx-processov-v-rossii/.

5. Kochubey E.I., Sapunov A.V. Factors of destabilization of the Russian economy in 2020 and mechanisms of their prevention. Natural sciences and humanities research. 2021. No.34 (2). pp. 108-112.

EDN: WTSTRM

Н.К. Сердюкова - к.э.н., доцент, заведующий кафедрой гостиничного и ресторанного бизнеса, ФГБОУВО Сочинский государственный университет, nserdyukova@sutr.ru

N.K. Serdyukova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Hotel and Restaurant Business, Sochi State University;

Д.А. Сердюков - старший преподаватель кафедры управления и технологий в туризме и рекреации, ФГБОУ ВО Сочинский государственный университет, serdyukov@sutr.ru,

D.A. Serdyukov - Senior Lecturer, Department of Management and Technology for Tourism and Service, Sochi State University;

Н.В. Баль - к.э.н., доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса, ФГБОУ ВО Сочинский государственный университет, nina_bal73@mail.ru,

N.V. Bal - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Hotel and Restaurant Business, Sochi State University.

АНАЛИЗ ТРЕНДОВ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ TOURISM AND HOSPITALITY DEVELOPMENT TRENDS IN NEW REALITY

Аннотация. В статье представлены результаты исследования актуальных трендов развития туризма и гостеприимства в условиях пандемии коронавируса, изменения паттернов потребительского поведения и складывающейся под влиянием современных политических и экономических событий новой реальности функционирования российского рынка туризма. Результаты исследования основаны на анализе экспертных мнений, тенденций развития туристского рынка, глобальных трендов развития, нормативно-правовой базы туристской деятельности в России, мер государственной поддержки туристской индустрии в период пандемии и текущих условиях. Авторы статьи справедливо отмечают наряду с наличием проблем и вызовов новой ситуации для туристского рынка открывающиеся возможности для развития внутреннего туризма, изменения направлений турпотоков въездного и выездного туризма. Выявлены основные характеристики развития российского рынка туризма и гостеприимства, на основе проведенного анализа выявлены перспективные направления и меры государ-

ственной поддержки отрасли туризма и гостеприимства в условиях масштабной структурной перестройки российской экономики. Анализ турпотоков в 2020-2022 гг. показывает, что последние два года стали рекордными для отечественных туристских дестинаций, формируются новые направления турпотоков внутри России, в рамках реализации Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» развивается региональный и межрегиональный туризм. Тренды развития туризма в России, сформировавшиеся в период пандемии коронавируса, усиливаются текущими политическими событиями, закрытием традиционных рынков выездного и въездного туризма для российского турбизнеса, переориентацией логистических цепочек, направлений турпотоков, необходимостью импортозамещения технологий и продуктов. Представлен пример моделирования развития внутреннего туризма на основе нового паттерна потребительского поведения с продуктовым подкреплением на основе господдержки отрасли.

Abstract. The article presents the results of a study of current trends in the development of tourism and hospitality in the context of the coronavirus pandemic, changes in patterns of consumer behavior and the new reality of the functioning of the Russian tourism market that is emerging under the influence of current political and economic events. The results of the study are based on an analysis of expert opinions, trends in the development of the tourism market, global development trends, the regulatory framework for tourism activities in Russia, government support measures for the tourism industry during the pandemic and current conditions. The authors of the article rightly point out, along with the problems and challenges of the new situation for the tourism market, the opening opportunities for the development of domestic tourism, changes in the directions of tourist flows of inbound and outbound tourism. The main characteristics of the development of the Russian tourism and hospitality market are identified, based on the analysis, promising areas and measures of state support for the tourism and hospitality industry in the context of a large-scale structural restructuring of the Russian economy are identified. Analysis of tourist flows in 2020-2022 shows that the last two years have become record-breaking for domestic tourist destinations, new directions of tourist flows within Russia are being formed, regional and interregional tourism is developing as part of the implementation of the National Project "Tourism and Hospitality Industry". Tourism development trends in Russia, formed during the coronavirus pandemic, are intensified by current political events, the closure of traditional markets for outbound and inbound tourism for the Russian tourist industry, the reorientation of logistics chains, directions of tourist flows, the need for import substitution of technologies and products. An example of modeling the development of domestic tourism based on a new pattern of consumer behavior with food reinforcement based on state support of the industry is presented.

Ключевые слова: гостеприимство, тренды развития индустрии туризма и гостеприимства, новая реальность, туристский рынок.

Keywords: hospitality, tourism and hospitality development trends, new reality, tourist market.

Введение. По итогам 2021 года глобальный туризм вернулся на уровень тридцатилетней давности по показателям международных прибытий и доходов от туризма. Однако есть и поводы для сдержанного оптимизма. После постепенного спада новой волны коронавируса в марте многие страны Европы планируют открытие своих границ для международных туристов, сохраняя ряд ограничений и формальностей. В целом, эксперты UNWTO прогнозируют, что вернуться к допандемийным показателям мировой туризм сможет не ранее, чем через 2-3 года. Это без учета политических рисков и санкций последнего времени. Большинство экспертов связывают надежды с возрождением международных турпотоков с эффектом отложенного спроса и ростом темпов вакцинации в ряде стран. Пандемия снизила прямой ВВП от международного туризма более, чем в 2 раза: на 2 трлн. долларов США, до 1,8 % мирового ВВП. В рекордном 2019 году вклад туризма в мировую экономику составил 3,5 трлн долларов США или 4 % мирового ВВП. [1] Политические события февраля-марта 2022 года усилили кризис на рынке международного туризма.

Одновременно с глубоким кризисом международного туризма наблюдается активное развитие внутреннего туризма в России, расширение направлений отдыха внутри России, рост турпотоков не только в традиционные туристские дестинации, но и в другие регионы России. По данным Ростуризма, число внутренних туристов в России, совершивших в 2021 году не менее одной ночевки отелях, составило 56 млн человек, этот показатель равен 90 % к 2019 году, что показывает высокие темпы восстановления внутреннего туризма в России [2]. Динамка восстановления внутреннего туризма в России на конец 2021 года - одна из лучших в мире, что, во многом, достигнуто благодаря мерам поддержки отрасли со стороны государства. В 2021 году российский туристские дестинации пережили ажиотажный спрос, популярные курорты впервые заговорили об овер-туризме (англ. over-tourism или overtourism), явление которого ранее фиксировалось только в самых популярных европейских дестинациях (Барселона, Париж и др.). В условиях закрытых границ россияне открывают свою страну для путешествий, появились новые чартерные программы в регионы России.

По данным Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, турпоток на курорты региона за 11 месяцев 2021 года превысил 16 млн. туристов, что равно допандемийным показателям 2019 г. и на 40 % больше, чем в 2020 году. По итогам зимнего сезона 2021-2022 году в Краснодарском крае ожидают 500 тыс. туристов. По данным городской

Администрации, Сочи в 2021 году принял более 7 млн туристов, что выше допандемийного показателя 2019 года. В условиях формирования новой реальности для туризма и гостеприимства как в глобальном, так и в национальном масштабе у субъектов рынка и стейкхолдеров системы туризма возникают новые цели и задачи [1; 3; 4].

Поэтому сегодня актуальным является вопрос об определении трендов развития рынка туризма и гостеприимства в условиях новой реальности для целей краткосрочного и долгосрочного планирования развития организаций, разработки эффективных стратегий развития, включая определение направлений турпотоков, конкурентоспособные виды туризма, туристского и гостиничного продукта. Индустрия гостеприимства сегодня претерпевает серьезные организационно-технологические изменения, связанные с цифровой трансформацией бизнеса и общества и изменением потребительского поведения, политическими и экономическими событиями вокруг России.

Материалы и методы. Материал статьи и результаты основаны на анализе экспертных мнений, исследований туристского и гостиничного рынка в условиях пандемии коронавируса и политических событий последнего времени, оценки динамики туристских потоков регионов России, Сочи и Краснодарского края, а также трендов развития рынка туризма и гостеприимства под влиянием внешних факторов в 2020-2022 гг., нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность туристской индустрии в России, в том числе в условиях пандемии, статистики туристского рынка и исследований потребительского поведения, открытых данных, интернет-источников. В качестве практического кейса реализации инновационной рыночной стратегии в условиях новой реальности исследован опыт курорта Большой Сочи, федеральной территории Сириус и всесезонного горного курорта Красная Поляна. В исследовании использованы методы контент-анализа, статистического анализа, экспертных оценок, интервью, графической интерпретации данных, анализа и синтеза, организационного моделирования.

Обсуждение. Отечественные и зарубежные авторы изучают вопросы трансформации туристского рынка, бизнеса туроператоров и турагентов, новые теоретические и прикладные подходы к туризму и путешествиям в рамках концепции устойчивого развития, в том числе в работах Абрате Г., Богдановой В.Г., Елисеева Д.О., Карповой Г.А., Морозова М.А., Морозовой Н.С., Похухиной А.Н., Сердюковой Н.К., Сердюкова Д.А. и др. [5; 6; 7; 8; 11; 15; 17]

Активно исследуются в научной литературе вопросы цифровой трансформации туризма, внедрения цифровых сервисов и решений в туристскую деятельность, интеграций цифровых сервисов в работу предприятий индустрии гостеприимства, такие авторы, как Елисеев Д.О., Му-лани А., Оборин М.С., Сарьян А.А., Сердюков С.Д. и др. [7; 12; 13; 16]. Совершенно справедливо и обосновано целый ряд ученых в своих исследованиях фокусируются на глобальных изменениях потребительского поведения и туристского рынка, развитии интеллектуальных туристских систем, возрастании роли уникального опыта и впечатлений как цели и драйвера туристских путешествий, в том числе под влиянием пандемии коронавируса, самостоятельных путешествиях как инновационного вектора развития туризма (Абрате Г., Кляйнлайн Р., Лейт С., Полухина А.Н., Сердюков С.Д., Стенюшкина С.Д., Яковенко О.В. и др.) [5; 9; 10; 16; 18] Исследуется международный опыт регулирования и стимулирования туристской отрасли в условиях пандемии коронавируса в работах Нурпейссовой А., Ислам Д.М.З. и др. [14]

Проблемы овер-туризма, или сверхтуризма, (overtourism, over-tourism) активно исследуются в отечественной и зарубежной научной литературе. Например, в системе РИНЦ индексировано 42 научных публикации по данной проблематике в период с 2018 по 2021 год, в том числе таких авторов, как Ветитнев А.М., Наумова И.В., Савельев И.И., Чигарев Д.В., Новичко-ва А.В., Попова А.С., Макрушина И.В., Еремина Е.А. и др. [19; 20] Овертуризм является одной из самых популярных тем в современных исследованиях в области туризма, в т.ч. Zemla M., Szromek A.R., Schubert S.F., Schamel G., Дедок В.М. и др. По данным поисковой системы Scholar.google, в период между началом 2020 г. и на конец ноября 2020 г. 173 научные публикации содержали слово «овертуризм» в их названии. В 2017 году таких публикаций было всего 37. [21; 22] За рубежом явление овертуризма появилось и начало исследоваться раньше, име-

ется гораздо больше публикаций по этой проблематике. Причем ряд авторов выявляет проблемы негативного влияния массовых турпотоков на жизнь местного сообщества и экологию принимающих дестинаций. Формируется явление «туризмофобии» как реакции местного сообщества на овертуризм [19].

Ответом индустрии туризма и гостеприимства на развитие явлений оверт-туризма и ту-ризмофобии в отечественных турдестинациях должны стать системный подход к развитию туризма, основанный на принципах устойчивого развития, а также диверсификация туристских и гостиничных продуктов и услуг в соответствии с трендами глобального развития туризма. Стоит отметить, что пока в научной литературе практически не представлены исследования о преломлении глобальных трендов трансформации системы туризма под влиянием цифровизации, изменений потребительского поведения и пандемии коронавируса в конкретных дестинациях.

Исследование и результаты.

В условиях пандемии коронавируса основные рынки международного туризма пережили кризисный шок, сформировались новые условия и формальности совершения туристских поездок, а также новые паттерны потребительского поведения. В Российской Федерации с 2020 года наметился глубокий и серьезный долговременный тренд на активное и системное развитие рынка внутреннего туризма в связи с ограничением возможностей путешествий за границу для россиян. Ограничения выездного туризма, вызванные пандемией, вакцинными и визовыми ограничениями, усилились политическими событиями начала 2022 года, которые поставили перед отраслью туризма и гостеприимства России новые вызовы и вопросы [23].

Зарубежные и отечественные эксперты отмечают формирование глобальных трендов развития общества и рынков, которые в ближайшее время будут оказывать серьезное влияние на развитие туризма и гостеприимства (таблица 1).

Таблица 1 - Анализ глобальных трендов, влияющих на развитие туризма и гостеприимства в постпандемийном мире [24]

Тренды Характеристика влияния на сектор туризма и гостеприимства

Здоровье и безопасность Потребители уделяют гораздо больше внимания всем видам безопасности, гигиене и процедурам, направленным на охрану здоровья (здоровьесбережение). Чтобы добиться доверия потребителей, компаниям необходимо быть одновременно прозрачными и надежными

Благополучие и wellness Акцент на ментальном здоровье и благополучии под влиянием экстремальных сценариев изоляции, локдауна и вынужденного одиночества (ООН). Распространение занятий спортом дома, правильного питания, регулярных медицинских осмотров, принципов ЗОЖ

Потребление и расходы Многие потребители будут уделять приоритетное внимание расходам на основные продукты и внимательному выбору отдыха из-за снижения покупательной способности вследствие роста безработицы. Выбор лучшего качества или известного бренда. Снижение спонтанных и рост заранее планируемых покупок

Цифровизация Онлайн конференции, вебинары, использование цифровых платформ - неотъемлемые компоненты профессиональной деятельности современного человека. Развитие сервисов доставки, бесконтактных платежей, теле-медицины, мобильного мониторинга ковид-обстановки и т.д. Развитие цифровых сервисов для путешественников и гостей отелей: распознавание лиц, мобильные приложения для гостиничных замков, рум-сервиса, QR-коды, цифровой консьерж-сервис и др.

Персонализация Стремление современного потребителя к индивидуальному подходу, развитие CRM-систем, систем лояльности, персонализированной коммуникации с клиентом, личное обращение в письмах, обращение по имени при звонке клиента в call-центр и т.д.

Уникальный опыт путешественника и эссенциализм Запрос на персонализацию путешествий и получение уникального опыта, рост числа самостоятельных путешествий, трансформация бизнеса турагентов и туроператоров, стремление путешественника к простоте, прямому общению с местным сообществом, стремление к осознанному потреблению. Рост нишевых секторов путешествий: приключения, практики релаксации, единение с природой и т.д.

Удаленная работа Новые бизнес-модели с удаленной работой сотрудников вне офиса с рядом положительных эффектов как для работодателей, так и для работников: снижение расходов на офисы, повышение производительности труда, уменьшение стресса, баланс между работой и жизнью, гибкий график, больше времени на общение внутри сообщества. Рост спроса на недвижимость и аренду жилья в дестинациях, благоприятных для удаленной работы (мягкий климат, благоприятная городская среда, развитая инфраструктура и т.д.)

Новый взгляд на туризм и путешествия Ограничения ковидной реальности вызывают новый взгляд на путешествия: выбор «зеленых» дестинаций, путешествия ближе к дому, рост путешествий на собственном автомобиле, совмещение удаленной работы с путешествиями, сельский туризм.

Устойчивое развитие, ESG, устойчивый туризм Ключевая тема ООН накануне пандемии. Снижение потребления и отходов. Снижение пищевых отходов. Продвижение здорового образа жизни. Производство и потребление, основанное на принципах устойчивого развития, «зеленая повестка», эко-отели, экологические продукты и т.д. Развитие энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. Социальная ответственность бизнеса.

Планирование Новые подходы к планированию бизнеса и развитию компании на основе внедрения цифровых технологий и цифровизации всех бизнес-процессов. Планирование в условиях глобальной турбулентности и постоянных изменений.

Политические события февраля-марта 2022 года, которые усилили для российского рынка тренды ограничения выездного и въездного туризм, обозначили долгосрочные тренды на изменение направлений турпотоков и транспортной логистики российского туризма. Экспертные оценки профессионалов туристской индустрии России в марте 2022 года содержат следующее видение развития российской индустрии туризма и гостеприимства в ближайшие 1-2 года [25]:

- высокий спрос на доступный продукт регионов России в пределах комфортной транспортной доступности на собственном автомобиле;

- изменение направлений турпотоков внутреннего, въездного и выездного туризма в связи с изменениями транспортной логистики внутри и за пределы России;

- возможное изменение платежеспособного спроса, среднего чека и потребительских предпочтений на рынке внутреннего и выездного туризма в связи с ухудшением социально-экономической ситуации, неопределенностью, кризисом и ростом инфляции;

- продолжение работы международных гостиничных брендов в действующих проектах и возможность продолжать бизнес под новыми брендами благодаря наработанным компетенциям и собственным стандартам отечественных отельеров;

- перестройки логистических цепочек поставщиков для гостиничного бизнеса (в пределах 50-70 % поставок);

- приход новых партнеров - авиаперевозчиков из дружественных стран для туроператоров массового рынка;

- вопросы обеспечения функционирования крупных системообразующих инфраструктурных объектов в связи с санкционной политикой западных стран (например, обслуживание канатных дорог на горных курортах);

- новые рынки въездного туризма: страны СНГ, ОАЭ, Катар, Ближний Восток, страны Африки, Юго-Восточной Азии, Индия, Китай и др.;

- новые рынки выездного туризма: страны СНГ, Венесуэла, Ближний Восток, страны Африки, Азия и др.;

- создание нового международного авиационного хаба на юге России (возможные варианты - Сочи, Минеральные воды);

- возможности для активного развития межрегионального туризма и автотуризма в России на базе тренда, сложившегося в пандемию.

Проведем SWOT-анализ российского турпродукта по состоянию на март 2022 года с учетом действующих трендов и условий новой реальности (таблица 2).

Таблица 2 - SWOT-анализ российского турпродукта (составлено авторами)

Сильные стороны Слабые стороны

стабильное социально-экономическое положение России, возможность противостоять внешним угрозам и санкциям; продовольственная и энергетическая безопасность, возможности импортозамещения; богатые туристские ресурсы для формирования турпродуктов различных видов туризма; развитая инфраструктура для отдыха и туризма популярных дестинаций; наработанные компетенции и стандарты отечественных отельеров; ресурсная база лечебно-оздоровительных курортов и курортных местностей; многие регионы России сформировали уникальный привлекательный турпродукт в период пандемии; улучшение качества автодорог и транспортной инфраструктуры; развитие регионального туризма; высокий уровень цифровизации туристского рынка России высокие цены на размещение и услуги; уровень сервиса не всегда соответствует заявленным ценам; недостаточная информационная обеспеченность туризма, включая объекты показа, экскурсии, транспортные маршруты, активный отдых; зависимость от импорта товаров и технологий во многих секторах экономики, в том числе в области цифровых платформ для организации туристских поездок; зависимость от доллара в международных расчетах; отсутствие бесшовных цифровых технологий для самостоятельной организации путешествий и отдыха в России на базе отечественных программных продуктов и цифровых платформ; российские туроператоры и турагенты не оправились от пандемий- ного кризиса и нуждаются в поддержке.

Возможности Угрозы

высокий спрос на рынке внутреннего туризма в условиях закрытых для Россиян рынков традиционного выездного туризма; эпидемиологическая и политическая безопасность отдыха внутри страны; субсидирование отдыха по программе туристического кешбэка; санкции против российских авиаперевозчиков, переформатирование рынка авиаперевозок; санкции против банковской системы России, ограничение трансграничных банковских операций, проблемы с платежными сервисами и банковскими картами;

Продолжение таблицы

Возможности Угрозы

возможности развития новых видов туризма и новых маршрутов, в том числе нишевых (гастрономический, эногастрономический, экологический, природный, сельский и др.); реализация Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства»; развитие регионального туризма на базе автотуризма на собственных-автомобилях или арендованных автодомах; поддержка развития туризма и гостеприимства в России на националь--ном и региональном уровнях; создание международного авиа-хаба на юге России; -новые рынки въездного туризма, привлечение платежеспособных туристов из дружественных стран ускорение инфляции и снижение покупательной способности; ограничения для развития въездного туризма; нехватка квалифицированного персонала для индустрии гостеприимства; недостаточное продвижение на рынке внутреннего туризма; проблемы овертуризма в высокий сезон на популярных курортах; нарушение логистических цепочек в гостиничной индустрии и ресторанном бизнесе; уход с рынка международных компаний и необходимость импорто-замещения в ряде смежных отраслей.

Опрошенные в ходе исследования эксперты считают, что у внутрироссийского туризма неплохие перспективы развития в ближайшие года, но необходима согласованная государственная политика в области туризма, в том числе комплексные и адресные меры поддержки туристской индустрии. Так, на начало 2022 года средний уровень загрузки отелей Москвы составил 50 %, горные курорты Красной Поляны отмечают в марте 2022 г. снижение числа гостей до 30 % к аналогичному периоду 2021 г. Отмечается постепенный рост интереса к летнему отдыху, который в том числе обусловлен запуском с 15.03.2022 г. нового этапа акции кешбэка за туры по России [25].

Эксперты рынка считают, что нужны срочные меры для поддержания отрасли туризма и гостеприимства, которая не в полной мере оправилась от пандемийного кризиса. В настоящее время НДС в гостиничном бизнесе отменен на новые проекты, вводящиеся в эксплуатацию, и для гостиниц, осуществляющих реновацию.

Среди мер поддержки, в которых нуждается туристская индустрия России, в ходе исследования выделены следующие:

1) отмена/снижение НДС для гостиниц и крупных туроператоров для повышения конкурентоспособности отечественного турпродукта; в выездном туризме НДС не платится, в связи с чем крупные туроператоры отказываются от пакетирования турпродукта по России, осуществляют реализацию отдельных услуг, дробят бизнес, гостиничные предприятия реализуют оздоровительные и санаторно-курортные путевки для ухода от уплаты НДС. По мнению экспертов, данная мера не только повысит конкурентоспособность внутреннего турпродукта, но и позволит «обелить» рынок, вывести из тени туристский бизнес;

2) субсидирование чартерных перевозок по России для туроператоров (новые дести-нации туризма с длинной логистикой);

3) запуск электронной визы для иностранных туристов из дружественных стран, расширение территорий и срока безвизовых въездов на привлекательные для новых рынков въездного туризма дестинации, например, Сочи до 120 часов, для формирования конкурентоспособного турпродукта Long Week-end для туристов из стран Ближнего Востока и Африки;

4) мораторий на введение новых законов и нормативных актов в сфере туризма, в том числе нового закона «О туризме и туристской деятельности» и документов о введении и использовании электронной путевки во избежание дополнительных административных барьеров и давления на участников туристского рынка в период кризиса и масштабной структурной перестройки экономики России;

5) продление действующих свидетельств о классификации гостиниц и других средств размещения и действия финансовых гарантий для туроператоров на 2022-2023 гг. по аналогии с продлением действия лицензий и регулирующих деятельность документов в других отраслях, ограничение выплат туроператорами в фонды персональной ответственности по аналогии с периодом пандемии;

6) мораторий на введение новых правил регулирования деятельности гостевых домов и средств размещения на землях ИЖС до конца 2022 года с параллельной разработкой эффективного механизма регулирования данной деятельности;

7) льготное кредитование и субсидирование процентных ставок по кредитам для новых проектов в сфере туризма и гостеприимства, в том числе инфраструктурных и в области цифровых технологий для гостиничного и туристского бизнеса;

8) меры для стимулирования предпринимательства и самозанятости в сфере туризма и гостеприимства: период с нулевым налогообложением для новых бизнесов, сокращение налогов на фонд оплаты труда, льготное кредитование, упрощенная процедура регистрации бизнеса, выделение земельных участков и упрощенный порядок подключения к инженерным сетям и коммуникациям.

В 2022 году государством запланировано выделение 1,2 млрд. руб. на поддержку российских туроператоров, что позволит сформировать турпродукт и обслужить дополнительно порядка 500 тыс. российских туристов. Запланировано, что по акции кешбэка за туры по России будет реализовано более 500 000 туристских услуг на внутреннем рынке туризма [25].

В рамках реализации Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» на основании поведенческого паттерна «Больше времени проводить вместе», усилившегося в пандемию (по данным соцопросов, 63% россиян стали больше времени проводить с семьей в период пандемии), можно сформулировать следующую коммуникационную идею и модель развития внутреннего туризма, подкрепленную мерами субсидирования поездок по России в качестве практического кейса моделирования внутреннего туризма в условиях новой реальности (рисунок 1).

Рисунок 1 - Моделирование внутреннего турпродукта по России в условиях новой реальности с продуктовым подкреплением (составлено авторами)

Данный подход позволяет моделировать развитие внутреннего туризма на конкретной туристской территории с учетом имеющихся ресурсов и возможного продуктового подкрепления.

Заключение. Текущая рыночная ситуация в туризме и гостеприимства в России, с одной стороны, характеризуется наличием целого ряда кризисных явлений и сложных социально-экономических и политических вызовов, а с другой стороны, открывает широкие возможности развития внутреннего туризма на базе импортозамещения в широком смысле как драйвера социально-экономического развития регионов в условиях масштабной структурной перестройки российской экономики. Тренды трансформации рынка и потребительского поведения, сложившиеся под влиянием пандемии, а также опыт деятельности предприятий отечественной туристской индустрии в условиях значительной турбулентности и неопределенности будут способствовать достаточно быстрой адаптации туристского рынка к условиям новой политической и экономической реальности при системной государственной поддержке отрасли и граждан.

Проведенное исследование показало, что для быстрой и успешной адаптации туристского рынка России к новым условиям функционирования необходимы следующие меры и условия:

- система мер государственной поддержки предприятий туристской индустрии на основе пандемийного опыта и сложившихся условий, приоритетное развитие регионального и межрегионального туризма;

- субсидирование путешествий по России, меры поддержки граждан в условиях масштабной структурной перестройки экономики, поддержание платежеспособного спроса;

- ускоренное импортозамещение в отраслях, критически важных для поддержания и развития туризма в России: авиаперевозки, перевозки всеми видами транспорта, инфраструктура, цифровые технологии, финансовый сектор, торговля, общественное питание, гостиничный бизнес и др.

Источники:

1. Международный туризм откатился на уровень 30-летней давности. [Электронный ресурс] // Доступ свободный по URL: https://ratanews.ru/news/news_3122021_6.stm .

2. Ростуризм: 56 млн человек совершили турпоездки по России в 2021 году. [Электронный ресурс] // Интерфакс. Туризм. - Доступ свободный по URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/84274/

3. Глобальные тренды и тенденции российского рынка 2020. Jones Lang LaSalle (JLL) (исследование предоставлено компании Interstate Hotels & Resorts).

4. Бровко С.Б., Солод Т.В. Специфика реагирования индустрии туризма на глобальные экономические риски // Экономические отношения. - 2020. - № 4. - doi: 10.18334/eo. 10.4.111142.

5. Abrate, G., Bruno, C., Erbetta, F., Fraquelli, G.. Which Future for Traditional Travel Agencies? A Dynamic Capabilities Approach. [Online] // Available: https://doi.org/10.1177/0047287519870250. 777-791.

6. Богданова В.Г. Управление развитием сферы услуг интегрированного горноклиматического курорта России. [Текст] // Диссертация на соискание степени кандидата экономических наук, 2020. 150 с.

7. Елисеев Д.О. Роль цифровых технологий в развитии рекреационно-туристского потенциала регионов России. [Электронный ресурс] // Доступ свободный по URL: http://mes-journal.ru/wp-content/uploads/2020/12/mes-5.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Karpova, G.A., Kuchumov, A.V., Voloshinova, M.V., Testina, Y.S. (2019) Digitalization of a Tourist Destination. - Text: direct. Proceedings of the 2019 International SPBPU Scientific Conference on Innovations in Digital Economy (SPBPU IDE '19). 2019. P. 337-342.

9. Kleinlein, R., García-Faura, Á., Luna Jiménez, C., Montero, J. M., Díaz-de-María, F., & Fernández-Martínez, F. (2019). Predicting Image Aesthetics for Intelligent Tourism. - [Online] Available: https://doi:10.3390/electronics8060671. (September 20, 2021).

10. Leith С. Tourism trends: lifestyle developments and the links to solo tourism. - [Online] Available: https://doi: 10.1108/JTF-11-2019-0126. (September 20, 2021).

11. Морозов М.А., Морозова Н.С. Как современные технологии меняют сферу туризма и подход к организации бизнеса. // Сервис в России и за рубежом. 2020. - Т. 14. № 2. - С. 205 - 211.

12. Mulyani, A., Kurniadi, D., Septiana, Y., Wahyono, T. Strategic Planning For The Implementation of Tourism Information System. -[Online] Available: https://www.researchgate.net/publication/339386290_Strategic_Planning_For_The_ Implementa-tion_of_Tourism_ Information_Systems. 4714-4717.

13. Оборин М.С., Сарьян А.А. Роль цифровых технологий в развитии информационного пространства управления региональным туризмом. // Сервис в России и за рубежом. 2019. - Т. 13. № 3 (85). - С. 24 - 33.

14. Nurpeissova A., Islam D.Md.Z. Analysis of key steps to overcome the crisis in tourism during a pandemic: the experience of Kazakhstan and the United Kingdom. // Central Asian Economic Review. 2021. № 2 (137). С. 64-80. [Online] Available: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46306934_31012399.pdf.

15. Полухина А.Н. Самодеятельный туризм как инновационная модель развития туризма в эпоху пандемии коронавируса. [Электронный ресурс] // Инновационное развитие экономики. 2021. № 4 (64). - С. 34-41. - Доступ свободный по URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47126766_83566872.pdf.

16. Сердюков С.Д. Формирование системы информационного обеспечения продвижения туристской дестинации в условиях цифровой трансформации: Диссертация на соискание степени кандидата экономических наук. - Сочи, 2021 (на правах рукописи). - 187 С.

17. Сердюкова Н.К., Сердюков Д.А. Трансформация ролей участников туристского рынка и современные тренды туристского образования // Сборник трудов конференции «Олимпийское наследие и крупномасштабные события: влияние на экономику, экологию и социо-культурное развитие принимающих дестинаций». Сочи, 14-15 ноября, 2019. - С. 222-226.

18. Стенюшкина С.Г., Яковенко О.В. Социальный туризм как одно из приоритетных направлений развития внутреннего туризма в Российской Федерации в условиях пандемии коронавируса [Электронный ресурс] // Доступ свободный по URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47302528_93710000.pdf.

19. Ветитнев А.М., Чигарев Д.В. Отношение жителей к туристам как показатель проблем овертуризма и туризмофобии для туристских дестинаций (на примере города-курорта Сочи) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т. 13. № 4. С. 112-121.

20. Наумова И.В., Савельев И.И. Овертуризм: сущность и пути решения проблемы // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т. 13. № 4. С. 27-35.

21. Zemla M., Szromek A.R. Influence of the residents' perception of overtourism on the selection of innovative anti-overtourism solutions [Online] // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. - Volume 7, Ussue 3. September 2021, # 202. -DOI 10.3390/joitmc7030202.

22. Schubert S.F., Schamel G. Sustainable tourism development: A dynamic model incorporating resident spillovers [Online] // Tourism Economics. - Volume 27, Ussue 7, P. 1561 - 1587. - November 2021. - DOI 10.1177/1354816620934552.

23. Тесалов С.Е., Сердюкова Н.К. Сочи - пост-ковидная эпоха. анализ потенциальных угроз [Электронный ресурс] // В сборнике: Молодежь-науке - XII. Актуальные проблемы туризма, гостеприимства, общественного питания и технического сервиса. Материалы Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Отв. редактор Л.Н. Приходько. Сочи, 2021. С. 818-823. Доступ по URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47444310.

24. Сердюкова Н., Сердюков Д., Филипенкова О. Анализ туристского и гостиничного рынка Сочи и трендов потребительского поведения в условиях новой реальности. // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2021. № 4 (12). - С. 4-13.

25. Материалы онлайн заседания отраслевой комиссии по гостиничному бизнесу и туризму Ассоциации менеджеров «Отрасль туризма и гостиничного бизнеса: актуальное» 18.03.2022 г. [Электронный ресурс] // Доступ: для зарегистрированных участников. - https://amr.ru/calendar/association/list/6035/.

References:

1. Mezhdunarodnyj turizm otkatilsya na uroven' 30-letnej davnosti. [Elektronnyj resurs] // Dostup svobodnyj po URL: https://ratanews.ru/news/news_3122021_6.stm .

2. Rosturizm: 56 mln chelovek sovershili turpoezdki po Rossii v 2021 godu. [Elektronnyj resurs] // Interfaks. Turizm. - Dostup svobodnyj po URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/84274/

3. Global'nye trendy i tendencii rossijskogo rynka 2020. Jones Lang LaSalle (JLL) (issledovanie predostavleno kompanii Interstate Hotels & Resorts).

4. Brovko S.B., Solod T.V. Specifika reagirovaniya industrii turizma na global'nye ekonomicheskie riski // Ekonomicheskie otnosheniya. - 2020. - № 4. - doi:10.18334/eo.10.4.111142.

5. Abrate, G., Bruno, C., Erbetta, F., Fraquelli, G.. Which Future for Traditional Travel Agencies? A Dynamic Capabilities Approach. [Online] // Available: https://doi.org/10.1177/0047287519870250. 777-791.

6. Bogdanova V.G. Upravlenie razvitiem sfery uslug integrirovannogo gornoklimaticheskogo kurorta Rossii. [Tekst] // Dissertaciya na soiskanie stepeni kandidata ekonomicheskih nauk, 2020. 150 s.

7. Eliseev D.O. Rol' cifrovyh tekhnologij v razvitii rekreacionno-turistskogo potenciala regionov Rossii. [Elektronnyj resurs] // Dostup svobodnyj po URL: http://mes-journal.ru/wp-content/uploads/2020/12/mes-5.pdf.

8. Karpova, G.A., Kuchumov, A.V., Voloshinova, M.V., Testina, Y.S. (2019) Digitalization of a Tourist Destination. - Text: direct. Proceedings of the 2019 International SPBPU Scientific Conference on Innovations in Digital Economy (SPBPU IDE '19). 2019. P. 337342.

9. Kleinlein, R., García-Faura, Á., Luna Jiménez, C., Montero, J. M., Díaz-de-María, F., & Fernández-Martínez, F. (2019). Predicting Image Aesthetics for Intelligent Tourism. - [Online] Available: https://doi:10.3390/electronics8060671. (September 20, 2021).

10. Leith S. Tourism trends: lifestyle developments and the links to solo tourism. - [Online] Available: https://doi: 10.1108/JTF-11-2019-0126. (September 20, 2021).

11. Morozov M.A., Morozova N.S. Kak sovremennye tekhnologii menyayut sferu turizma i podhod k organizacii biznesa. // Servis v Rossii i za rubezhom. 2020. - T. 14. № 2. - S. 205 - 211.

12. Mulyani, A., Kurniadi, D., Septiana, Y., Wahyono, T. Strategic Planning For The Implementation of Tourism Information System. -[Online] Available: https://www.researchgate.net/publication/339386290_Strategic_Planning_For_ The_Implementation _of_Tourism_Information_ Systems. 4714-4717.

13. Oborin M.S., Sar'yan A.A. Rol' cifrovyh tekhnologij v razvitii informacionnogo prostranstva upravleniya regional'nym turizmom. // Servis v Rossii i za rubezhom. 2019. - T. 13. № 3 (85). - S. 24 - 33.

14. Nurpeissova A., Islam D.Md.Z. Analysis of key steps to overcome the crisis in tourism during a pandemic: the experience of Kazakhstan and the United Kingdom. // Central Asian Economic Review. 2021. № 2 (137). S. 64-80. [Online] Available: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_46306934_31012399.pdf.

15. Poluhina A.N. Samodeyatel'nyj turizm kak innovacionnaya model' razvitiya turizma v epohu pandemii koronavirusa. [Elektronnyj resurs] // Innovacionnoe razvitie ekonomiki. 2021. № 4 (64). - S. 34-41. - Dostup svobodnyj po URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_47126766_83566872.pdf.

16. Serdyukov S.D. Formirovanie sistemy informacionnogo obespecheniya prodvizheniya turistskoj destinacii v usloviyah cifrovoj trans-formacii: Dissertaciya na soiskanie stepeni kandidata ekonomicheskih nauk. - Sochi, 2021 (na pravah rukopisi). - 187 S.

17. Serdyukova N.K., Serdyukov D.A. Transformaciya rolej uchastnikov turistskogo rynka i sovremennye trendy turistskogo obrazovani-ya // Sbornik trudov konferencii «Olimpijskoe nasledie i krupnomasshtabnye sobytiya: vliyanie na ekonomiku, ekologiyu i socio-kul'turnoe razvitie prinimayushchih destinacij». Sochi, 14-15 noyabrya, 2019. - S. 222-226.

18. Stenyushkina S.G., YAkovenko O.V. Social'nyj turizm kak odno iz prioritetnyh napravlenij razvitiya vnutrennego turizma v Ros-sijskoj Federacii v usloviyah pandemii koronavirusa [Elektronnyj resurs] // Dostup svobodnyj po URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_47302528_93710000.pdf.

19. Vetitnev A.M., CHigarev D.V. Otnoshenie zhitelej k turistam kak pokazatel' problem overturizma i turizmofobii dlya turistskih desti-nacij (na primere goroda-kurorta Sochi) // Sovremennye problemy servisa i turizma. 2019. T. 13. № 4. S. 112-121.

20. Naumova I.V., Savel'ev I.I. Overturizm: sushchnost' i puti resheniya problemy // Sovremennye problemy servisa i turizma. 2019. T. 13. № 4. S. 27-35.

21. Zemla M., Szromek A.R. Influence of the residents' perception of overtourism on the selection of innovative anti-overtourism solutions [Online] // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. - Volume 7, Ussue 3. September 2021, # 202. -DOI 10.3390/joitmc7030202.

22. Schubert S.F., Schamel G. Sustainable tourism development: A dynamic model incorporating resident spillovers [Online] // Tourism Economics. - Volume 27, Ussue 7, P. 1561 - 1587. - November 2021. - DOI 10.1177/1354816620934552.

23. Tesalov S.E., Serdyukova N.K. Sochi - post-kovidnaya epoha. analiz potencial'nyh ugroz [Elektronnyj resurs] // V sbornike: Mo-lodezh'-nauke - XII. Aktual'nye problemy turizma, gostepriimstva, obshchestvennogo pitaniya i tekhnicheskogo servisa. Materialy Vserossijskoj molodezhnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otv. redaktor L.N. Prihod'ko. Sochi, 2021. S. 818-823. Dostup po URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=47444310.

24. Serdyukova N., Serdyukov D., Filipenkova O. Analiz turistskogo i gostinichnogo rynka Sochi i trendov potrebitel'skogo povedeniya v usloviyah novoj real'nosti. // Professorskij zhurnal. Seriya: Rekreaciya i turizm. 2021. № 4 (12). - S. 4-13.

25. Materialy onlajn zasedaniya otraslevoj komissii po gostinichnomu biznesu i turizmu Associacii menedzherov «Otrasl' turizma i gostinichnogo biznesa: aktual'noe» 18.03.2022 g. [Elektronnyj resurs] // Dostup: dlya zaregistrirovannyh uchastnikov. -https://amr.ru/calendar/ association/list/6035/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.