нейшего устойчивого развития инновационной деятельности компании. Эти инструменты представляют собой постепенную перестройку стратегии через базовое принятие рыночной модели инновационной деятельности, оценку текущего состояния компании на рынке, создание структуры, команды и портфеля инноваций, а также выбор оптимальной инновационной стратегии выхода на рынок.
Источники:
1. Алексеева, М. Б. Анализ инновационной деятельности : учебник и практикум для вузов / М. Б. Алексеева, П.П. Ветренко. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 303 с.
2. Сапунова Т.А., Короткая А.М. Система стратегического планирования в Российской Федерации. Вестник ИМСИТ. 2015. №1 (61). С.12.
3. Зверева, Т. М. Необходимость обновления форм и методов управления в условиях использования инновационного менеджмента / Т. М. Зверева // Электронный научный журнал. - 2020. - № 1(30). - С. 67-70.
4. Сапунов А.В. Стратегический менеджмент и современные стратегии рыночного поведения крупных торговых компаний. Modern Science. 2020. №10-2. C. 138-143.
5. Македон В., Валиков В., Куринная И., Кошляк Е.. Стратегическое инновационное развитие предприятий: теория и методология // «Экономика и финансы», (2). - 2019. - C. 52-62.
References:
1. Alekseeva, M. B. Analysis of innovation activity: textbook and workshop for universities / M. B. Alekseeva, P. P. Vetren-ko. - Moscow : Yurayt Publishing House, 2021. - 303 p.
2. Sapunova T.A., Korotkaya A.M. Strategic planning system in the Russian Federation. IMSIT Bulletin. 2015. No. 1 (61). p.12
3. Zvereva, T. M. The need to update forms and methods of management in the conditions of using innovative management / T. M. Zvereva // Electronic scientific journal. - 2020. - № 1(30). - Pp. 67-70.
4. Sapunov A.V. Strategic management and modern strategies of market behavior of large trading companies. Modern Science. 2020. №10-2. C. 138-143
5. Makedon V., Valikov V., Kurinnaya I., Koshlyak E.. Strategic innovative development of enterprises: theory and methodology // «Economics and Finance», (2). - 2019. - C. 52-62.
EDN: KCAMLO
Н.К. Сердюкова - к.э.н., заведующий кафедрой гостиничного и ресторанного бизнеса, доцент, Сочинский государственныйуниверсите», [email protected],
N.K. Serdyukova - Ph.D. (Economy), Associate Professor, Head of Hotel and Restaurant Business Department, Sochi State University;
С.Д Сердюков - к.э.н., начальник отдела дистанционных образовательных программ, Российский Международный Олимпийский Университет, [email protected],
S.D. Serdyukov - Ph.D. (Economy), Head of Distant Educational Programs Department, Russian International Olympic University.
СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА MODERN BUSINESS DEVELOPMENT STRATEGIES IN TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY
Аннотация. В статье проводится анализ теоретических и прикладных подходов к формированию бизнес-стратегий, в том числе актуальных стратегий развития бизнеса в индустрии туризма и гостеприимства. Авторы рассматривают различные теории и подходы, связанные со стратегических планированием и формированием бизнес-моделей, а также их адаптации к практике индустрии туризма и гостеприимства. На основе проведенного авторами опроса потребителей проведено сравнение паттернов поведения потребителей на туристском рынке до и во время пандемии, выявлены направления и факторы планирования путешествий в 2022 году, риски путешествий за рубеж, а также риски и ограничения для развития туризма в ближайшем будущем. Выявлено, что в период пандемии значительно сократилось число международных выездных поездок с одновременным ростом путешествий по России. Среди значимых факторов при планировании поездки выделены цена, безопасность и транспортная логистика. Среди рисков зарубежных поездок в 2022 году преобладают высокая цена и факторы, связанные с безопасностью путешествий в условиях санкций и русофобии. Анализируются итоги первого года реализации Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Определены основные бизнес-модели в туризме и гостеприимстве в России. Стратегия развития бизнеса управляющих компаний в отельном бизнесе определена как перспективная бизнес-модель, в том числе для туроператоров.
Abstract. The article analyzes theoretical and applied approaches to the business strategies development, including current business development strategies in the tourism and hospitality industry. The authors consider various theories and approaches related to strategic planning and the business models development, as well as their adaptation to the practice of the tourism and hospitality industry. Based on a consumer survey conducted by the authors, a comparison was made of consumer behavior patterns in the tourism market before and during the pandemic, the directions and factors of travel planning in 2022, the risks of traveling abroad, as well as the risks and restrictions for tourism development in the near future were identified. It was revealed that during the pandemic, the number of international outbound trips significantly decreased with a simultaneous increase in travel across Russia. Among the significant factors in planning a trip, price, safety and transport logistics are highlighted. Among the risks of foreign travel in 2022, the high price and factors related to the safety of travel in the face of sanctions and Russophobia predominate. The results of the first year of the implementation of the National project "Tourism and hospitality industry" are analyzed. The main business models in tourism and hospitality in Russia are determined. The business development strategy of management companies in the hotel business is defined as a promising business model, including for tour operators.
Ключевые слова: гостеприимство, индустрия туризма и гостеприимства, внутренний туризм, бизнес-стратегии,
стратегии в туризме и гостеприимстве.
Keywords: hospitality, tourism and hospitality industry, domestic tourism, business-strategies, business development strategy in tourism and hospitality.
Введение. В последние два-три года внешние факторы функционирования рынка туризма и гостеприимства серьезно изменились, причем это касается как глобальных трендов международного туризма, так и внутреннего рынка туризма и гостеприимства России [1]. Серьезным вызовом для мирового туризма стала пандемия коронавируса. Падение объемов авиаперевозок, турпотоков в популярные международные дестинации, объемов реализации услуг туристам составило за первое полугодие 2020 года до 90 % по всему миру по сравнению с рекордным для мирового туризма 2019 годом. Политические события февраля-марта 2022 года усилили кризис на рынке международного туризма.
На фоне глубокого кризиса международного туризма в период пандемии наметился тренд развития внутреннего туризма в условиях закрытых границ. По данным Ростуризма, число внутренних туристов в России, совершивших в 2021 году не менее одной ночевки в отелях, составило 56 млн человек, этот показатель равен 90 % к 2019 году, что показывает высокие темпы восстановления внутреннего туризма в России [2]. Некоторые российские дестинации в условиях высокого спроса столкнулись с явлением овертуризма [3].
Правительством России в 2020-2021 гг. был принят пакет мер, направленных на поддержку отрасли. Драйвером развития туризма в России является национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». В условиях беспрецедентных экономических и политических санкций против России, вступивших в действие в марте-апреле 2022 года, окно возможностей для развития предпринимательства в сфере туризма и гостеприимства в России расширилось, благодаря росту спроса и мерам государственной поддержки [1]. Одновременно российские дестинации испытывают недостаток в развитии инфраструктуры туризма, квалифицированных кадров, в том числе управленцев, имеются серьезные вопросы к качеству сервиса и услуг на туристском и гостиничном рынке. Поэтому в текущих условиях весьма актуальными являются вопросы стратегий развития предпринимательства в туристской индустрии в России, в том числе бизнеса управляющих компаний на гостиничном рынке.
Материалы и методы. Материал статьи и результаты исследования основаны на изучении научных трудов отечественных и зарубежных авторов, анализе экспертных мнений, исследований туристского и гостиничного рынка в условиях пандемии коронавируса и политических событий последнего времени, результатов реализации Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в 2021 году, изучении нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность туристской индустрии в России, в том числе в условиях пандемии, статистики туристского рынка, открытых данных, интернет-источников. Выводы авторов об актуальных стратегиях развития бизнеса в индустрии туризма и гостеприимства базируются, в том числе, на исследовании рынка и опросе потребителей, проведенном авторами в апреле 2022 года.
Обсуждение. В условиях стремительно меняющейся внешней среды вопросы стратегии развития, ее формирования и трансформации приобретают особую важность на всех уровнях управления: маркоэконономическом, мезоэкономическом, микроэкономическом [4]. Вопросы стратегического планирования и разработки стратегий рассматриваются в трудах отечетственных и зарубежных ученых: И. Ансоффа, А. Остервальдера, Х. Виссема, О.С. Виханского, Р.М. Нижегородцева, А.В. Вавилиной, Т.В. Комаровой, И. Веленси, Р.С. Райхер и многих других [5, 6, 7, 8, 14]
Ряд авторов рассматривает вопросы стратегии развития бизнеса во взаимосвязи с формированием эффективных бизнес-моделей, учитывающих многофакторное влияение меняющейся внешней среды современной реальности, в том числе Р.М. Нижегородцев, И. Пинье, А. Остервальдер и др. [5, 11]
Заслуживающим внимания представляется подход к формированию и развитию бизнес-стратегии через участие в предпринимательских экосистемах, что весьма актуально для гостиничного и туристского бизнеса, например, в работе авторов Андреевой Е.Л., Глухих П.Л., Мысляковой Ю.Г. [13].
Еще один важный аспект проблематики стратегического развития бизнеса - взаимодействие с государством, в том числе через механизмы государственно-частного партнерства и корпоративной социальной ответственности бизнеса. Данные подходы исследуются в трудах М.А. Абыкеевой, Т.Р. Сергазиевой, А.В. Вавилиной, Т.В. Комаровой, И. Веленси, Р.С. Райхер [10, 14, 15]. Данные вопросы сегодня активно исследуются в теории и внедряются в практику работы гостиничных и туристских холдингов и предприятий. Кроме того, в аспекте реализации Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» вопросы взаимодейтсвия с государством, привлечение бюджетного финансирования, возможности использования мер государственной поддержки являются очень актуальными для бизнеса при реализации инвестиционных проектов. Для максимально эффективного
использования таких возможностей необходима оптимальная стратегия развития бизнеса.
В научной литературе не так много публикаций касательно стратегий развития гостиничного бизнеса и бизнес-стратегий применительно к сфере туризма и гостеприимства [12, 17, 18] Актуальным для индустрии туризма и гостепримства является прикладной аспект разработки и реализации бизнес-стратегий и формирования на их основе эффективных бизнес-моделей, отвечающим вызовам новой реальности российского и международного рынка.
Поэтому изучение теоретических и прикладных аспектов разработки стратегий развития бизнеса, адаптация релевантных подходов и лучших практик к реалиям российского туризма и гостеприимства является актуальной исследовательской темой междисциплинарного характера на стыке экономики, менеджмента, маркетинга и цифровизации.
Исследование и результаты. В научной литературе неоднократно делались попытки разработки и описания универсальных подходов к разработке стратегий и выделения, так называемых базовых бизнес-стратегий, применимых в любых сферах бизнеса. Среди подходов такого рода часто выделяют продуктово-рыночные комбинации И. Ансоффа [6]. Интересной и заслуживающей внимания является предложенная Р.М. Нижегородцевым логика формирования бизнес-стратегий, названная автором «кубик Рубика», основанная на позиционировании компании во внешней среде по трем направлениям [5]:
1) центральным направлением предлагается считать позиционирование компании относительно динамики конъюнктуры, в рамках данного направления выделяются стратегии прорыва, эволюционного развития или выживания;
2) второе направление - позиционирование компании относительно хозяйственных связей, реализуемое в виде стратегий интеграции, кооперации и обособления;
3) третье направление - позиционирование относительно управления структурой отраслевого рынка, которое предполагает стратегии диверсификации, фрагментации и отраслевой локации.
Исследования авторов позволяют сделать вывод, что для многих предприятия сферы туризма и гостеприимства сегодня характерны стратегии выживания, обособления и диверсификации, хотя имеют место отдельные примеры реализации стратегии прорыва. В целом для отечественного рынка сегодня характерна стратегия обособления и поиск путей интеграции и кооперации на новых международных рынках. Стратегия диверсификации часто реализуется в виде интегрированных курортов, например, всесезонный горный курорт Красная Поляна в Сочи [16], формирования интегрированного гостиничного и туристского продукта и реализуется в комплексе со стратегией выживания.
Диверсификация в сфере туризма и гостеприимства в современных условиях идет по нескольким направлениям:
- диверсификация туристского и гостиничного продукта, а также туристских сервисов под влиянием цифровой трансформации в широком смысле;
- диверсификация туристского и гостиничного продукта под влиянием трансформации потребительского подведения в условиях пандемии коронавируса;
- диверсификация туристского и гостиничного продукта, а также всего туристского бизнеса в контексте развития региональных туристских экосистем, в том числе в рамках реализации Нацпроек-та «Туризм и индустрия гостеприимства».
Для эффективной реализации стратегии развития бизнеса целессобразна разработка аналитической модели, предусматривающая определенную последовательность принятий управленческих решений (рисунок 1).
Целеполагание и разработка системы актуальных задач по каждому направлению развития предприятия является важнейшим этапом формирования эффективной стратегии развития на всех уровнях управления [4].
Классическим примером построения бизнес-моделей принято считать Модель Остервальдера, которая фрагментирует бизнес на девять позиций, пересекающихся и влияющих друга на друга [11]:
- целевой потребитель;
- ценность как предложение;
- сбыт;
- отношения с потребителями;
- каналы доходов;
- ключевые ресурсы;
- основные виды деятельности;
- основные партнеры;
- модель издержек.
Рисунок 1 - Аналитическая модель реализации бизнес-стратегии [10]
Предложенный подход позволяет сформировать стратегию развития бизнеса от потребителя к ценности, а затем к процессной и операционной деятельности компании. В случае гостиничного бизнеса подобная бизнес-модель должна быть выстроена на этапе проектирования отеля и реализации инвестиционного проекта для достижения максимального коммерческого результата и плановой окупаемости проекта.
Как показывает предложенный А. Остервальдором подход, в основании бизнес-модели лежит определение целевого потребителя, что является подтверждением клиентоориентированной системы успешного бизнеса, формирование которого связано с внедрением стандартов системы менеджмента качества ИСО серии 2000 и последующих версий документов.
Поэтому в ходе данного исследования важно было выяснить текущие потребительские предпочтения на рынке туризма и гостеприимства для определения актуальных стратегий развития бизнеса.
В ходе исследования в апреле 2022 году авторами был проведен интернет-опрос касательно потребительского поведения на рынке туризма до пандемии, в период пандемии и в текущих условиях. До 2020 года 38,9 % респондентов путешествовали 1 раз в году, 26,7 % - 2 раза в год, 27,8 % - более 2 раз в году, то есть 93,4 % опрошенных путешествовали до пандемии не менее 1 раза в год. За 2 года в 2020-2021 гг. (пандемия коронавируса) 31,5 % путешествовали 1 раз, 21,3 % - 2 раза, 40,4 % -более 2 раз. То есть частота поездок снизилась, но не так значительно.
Данные опроса показывают, что количество зарубежных поездок в период пандемии сократилось более, чем в 2 раза, количество путешествий по России выросло (таблица 1). Сокращение числа поездок по своему региону можно объяснить снижением общего числа поездок и выбором одного длинного отпуска в году, что обусловлено падением доходов и подтверждает глобальный тренд в отношении потребления и расходов.
Таблица 1 - Направления туристских поездок по результатам опроса (множественный ответ), в % к итогу (составлено авторами)
Направления туристских поездок До 2020 года В 2020-2021 гг.
За рубеж 54,4 % 20,2 %
По России 65,6 % 78,7 %
В своем регионе 34,4 % 30,3 %
При этом 7,8 % респондентов ответили, что пандемия не повлияла на количество совершаемых путешествий. Касательно путешествий в 2022 году подавляющее большинство опрошенных (91,2 %) планируют туристскую поездку в 2022 г. По планируемым направления поездки мнения респондентов представлены на рисунке 2.
Топ-3 важнейших факторов при планировании путешествия в 2022 году: цена (84,6 %), безопасность (52,7 %), транспортная логистика (49,5 %), все результаты на рисунке 3.
Среди факторов нежелания совершить зарубежную поездку в 2022 году ценовой фактор снова на первой позиции с большим отрывом (50,5 %), затем идут безопасность поездки (30,8 %), «сейчас не время поездок за границу» (26,4 %), русофобия (20,9 %) (рисунок 4). Суммарно экономические риски набирают 75,8 % (цена, ограничения по картам и валюте), риски, связанные с безопасностью -78,1 % (безопасность, русофобия и не время поездок за границу). Таким образом, забота о безопасности у респондентов превалирует перед экономическими рисками, что ярко характеризует текущую политическую ситуацию вокруг России «cancel Russia».
Рисунок 2 - Планируемые направления путешествий в 2022 г. (множественный ответ), в % к числу опрошенных (составлено авторами)
Цена Безопасность Транспортная логистика Выбор вариантов размещещения Наличие прямого авиарепса Возможность отмены бронирования без штрафов 84,6%
^ш
Возможность онлайн покупки и оплаты ЧЬЛЧЛ.
Выбор услуг в составе турпакета
Формальности при поездке Комфорт с ребенком 8,8% 1,1%
Рисунок 3 - Факторы планирования путешествий в 2022 г. (множественный ответ), в % к числу опрошенных (составлено авторами)
Высокая цена Безопасность поездки Сейчас не время поездок за границу Русофобия
20.9%
Проблемы с использованием банковских карт 19,8%
Неудобная транспортная логистика ^■ 17,6%
Хочу поддержать российский туризм 16,5%
Риск не получить визу Ш 9,9%
Ограничения на вывоз наличной валюты Н 5,5%
Спецоперация ■ 2,2%
Отсутствие работы и финансов 1 1,1%
Много интересных российских направлений 1 1,1%
Рисунок 4 - Риски путешествий за рубеж путешествий в 2022 г. (множественный ответ), в % к числу опрошенных (составлено авторами)
Отвечая на вопрос о вызовах и рисках для развития туризма в ближайшие годы, респонденты отметили падение доходов населения (76,9 %), закрытие воздушного пространства (57,1 %), экономические санкции (44,0 %). Отмечаем первоочередное значение экономических факторов, которые
преобладают как при принятии решения о совершении поездки, ее направлении, а также при общей оценке ситуации на рынке туризма и относительно перспектив его развития, что соответствует глобальным трендам.
По данным Правительства России, россияне за 10 лет потратили на зарубежный отдых более $ 250 млрд, поэтому необходимо создать условия, чтобы граждане РФ захотели эти деньги расходовать на поездки по своей стране. По данным Ростуризма, ежегодно россияне тратили в поездках за рубежом около $ 36 млрд На реализацию нацпроекта по развитию внутреннего туризма до 2030 года будет потрачено 529 млрд рублей из федерального бюджета и 72 млрд рублей - из средств регионов [2].
Итоги первого года реализации Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства:
1. В рамках федерального проекта 1 «Развитие инфраструктуры» в 2021 потрачено 29,9 млрд руб., в 2022 году запланировано 38,8 млрд руб. В ближайшие 2-3 года будет построено 14 тыс. гостиничных номеров и реализовано 80 инвестпроектов.
2. В рамках федерального проекта 2 «Повышение доступности туристических продуктов» получены следующие результаты (таблица 2).
Таблица 2 - Результаты реализации 2 Федерального проекта «Повышение доступности туристических продуктов» [1]
Инструменты проекта 2021 г. 2022 г. (план)
Бюджет, млрд руб. 11,02 12,5
Кешбек за туры по России, млн человек 1,7 > 3,5
Поддержка детского туризма «Детский кешбек», тыс. детей > 400 > 450
Объем перевозок на субсидированных чартерах по России, тыс. человек > 26 > 30
Поддержка молодежного туризма «Больше, чем путешествие», тыс. человек 50,6 > 50
3. В рамках Федерального проекта 3 «Совершенствование управления в сфере туризма» предусмотрены инструменты в области законодательства управления и подготовки кадров (таблица 3).
Таблица 3 - Результаты реализации 3 Федерального проекта «Совершенствование управления в сфере туризма» [1]
Актуальное законодательство «Умное» управление отраслью Кадры решают все
Обновление нормативной базы Стандарты отрасли: 65 национальных стандартов до 2024 г. в туризме, включая стандарт «Все включено» «Обеление» отрасли: Повышение налоговых поступлений Особые территориальные режимы для туризма Большие данные: качество и актуальность статистики для принятия решений Госуслуги и госфункции онлайн: Цифровой формат сервисов и мер поддержки Цифровые реестры Управление: создание инфраструктуры отдыха на реках, озерах, морях Туристические деревни и села: Цифровые решения для защиты прав туристов Прозрачность рынка туроператоров Образовательные программы: Практико-ориентированные программы Предпринимательство в туризме (акседераторы) Волонтерские программы: эко-волонтерство, Work&Travel Повышение престижа туристских профессий
Одним из инструментов реализации Нацпроекта является АО «Корпорация Туризм.РФ», в рамках которой реализуются проекты на основе государственно-частного партнерства. Данные возможности безусловно необходимо учитывать при разработке стратегий развития бизнеса в сфере туризма и гостеприимства в России в современных условиях. Для инвестиционных проектов в сфере гостиничного бизнеса предусмотрена нулевая ставка НДС на 5 лет. 4 млрд рублей выделено на софи-нансирование создания быстровозводимых модульных отелей [1].
На сегодня можно выделить следующие бизнес-модели предпринимательства в индустрии гостеприимства в России:
- сетевые отели на основе управления или франчайзинга международных или российских гостиничных брендов;
- независимые отели (бизнес-модель возможна как на базе индивидуального предпринимательства, так и создания юридического лица), управляемые собственником или управляющей компанией;
- независимые малые отели, управляемые собственником, арендатором или управляющей компанией;
- индивидуальные средства размещения на землях ИЖС, на сегодня данная бизнес-модель находится вне правого поля гостиничной деятельности, так как данные средства размещения не могут прохо-
дить классификацию, являющейся обязательной в России с 01.01.2021 г., действуют на основе договоров найма жилого помещения, оказывают не гостиничные услуги, а услуги найма помещения.
Развитие бизнеса управляющих компаний позволит собственникам малых средств размещения повысить качество предоставляемых гостиничных услуг, получить доступ к эффективным каналам продаж на фоне ухода booking.com и airbnb.com. Стратегия развития бизнеса управляющих компаний на гостиничном рынке может быть антикризисной стратегией для российских туроператоров, которая позволит диверсифицировать деятельность и повысить устойчивость бизнеса. Основные преимущества работы с управляющей компанией:
1) наличие технологических стандартов и организационно-технологического пакета для управления отелем;
2) брендинг отеля, аксессуаров и др.;
3) оптимизация расходов на управление, продвижение, операционную деятельность и закупки;
4) доступ к программному обеспечению управляющей компании (PMS);
5) страница отеля на веб-сайте управляющей компании с модулем бронирования;
6) доступность популярных каналов продаж;
7) повышение привлекательности и качества гостиничного продукта;
8) продвижение отеля и его услуг;
9) квалифицированный персонал.
Бизнес-модель управляющей компании позволяет малому гостиничному предприятию реализовать бизнес-стратегию участия в предпринимательских экосистемах по типу «Хитрый лис» или «Охота на слона» [9]. Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. в текущей ситуации вследствие сложившихся внешних факторов и беспрецедентных мер государственной поддержки сферы туризма и гостеприимства сложились уникальные условиях для реализации эффективных стратегий развития бизнеса в сфере внутреннего и въездного туризма;
2. для максимальной реализации возможностей необходим системный подход к разработке бизнес-стратегии и построению эффективной бизнес-модели при реализации инвестиционных проектов в сфере туризма и гостеприимства;
3. эффективными стратегиями развития бизнеса в сфере туризма и гостеприимства в текущих условиях являются стратегии выживания, обособления, интеграции и кооперации на новых международных рынках, диверсификации различных типов;
4. бизнес-стратегия участия в предпринимательских экосистемах на гостиничном рынке актуальна как для крупных игроков, так и для малых отелей в форме бизнеса управляющих компаний в отельном бизнесе;
5. меры государственной поддержки туризма в России позволяют формировать и реализовы-вать бизнес-стратегии на основе государственно-частного партнерства, что является весьма актуальным при реализации проектов развития туризма на туристских территориях.
Источники:
1. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства»: итоги года. // Материалы совещания в Координационном центре Правительства Российской Федерации - Москва, 17.05.2022 г.
2. Ростуризм: 56 млн человек совершили турпоездки по России в 2021 году. [Электронный ресурс] // Интерфакс. Туризм. -Доступ свободный по URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/84274/
3. Ветитнев А.М., Чигарев Д.В. Отношение жителей к туристам как показатель проблем овертуризма и туризмофобии для туристских дестинаций (на примере города-курорта Сочи) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т. 13. № 4. С. 112-121.
4. Сердюкова Н.К. Развитие системы управления внутренним туризмом: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Соч. науч.-исслед. центр РАН. Сочи, 2009. - На правах рукописи.
5. Нижегородцев Р.М. Базовые бизнес-стратегии: кубик Рубика для стратегического менеджмента [Электронный ресурс] // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2018. № 2. С. 91-96. - Доступ свободный по URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_35174347_75210397.pdf.
6. Ansoff H.I. Corporate strategy: an analytical approach to business policy for growth and expansion. N.Y.: McGraw Hill, 1965.
7. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания. М.: Фин-пресс, 2000. - 271 с.
8. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Экономистъ, 2008. - 296 с.
9. Горлевская Л.Э., Секерин В.Д. Обоснование формирования концепции Маркетинг№1 // Маркетинг в России и за рубежом. - 2017. - № 3. - С. 3-9.
10. Сергазиева Т.Р. Управленческие вопросы преобразования организации для реализации бизнес - стратегии [Электронный ресурс] // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 12-2. С. 133-135. - Доступ свободный по URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28764742_20174386.pdf
11. Пинье И., Остервальдер А. Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и новатора. - М.: Альпина Паблишер. - 288 с. - Пер. с англ.
12. Безель Е.Э. Бизнес-стратегии управления конкурентоспособностью высокоразрядных гостиничных предприятий: автореферат дис. ... кандидата экономических наук / Рос. эконом. акад. им. Г.В. Плеханова. Москва, 2008. [Электронный ресурс] - Доступ свободный по URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003444682.
13. Андреева Е.Л., Глухих П.Л., Мыслякова Ю.Г. Бизнес-стратегии участия компании в предпринимательских экосистемах. [Электронный ресурс] // Управленец. 2018. Т. 9. № 6. С. 49-57. - Доступ свободный по URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_37051013_62530801 .pdf.
14. Вавилина А.В., Комарова Т.В., Веленси И., Райхер Р.С. Корпоративная социальная ответственность как элемент бизнес-стратегии компании [Электронный ресурс] // Лидерство и менеджмент. 2019. Т. 6. № 4. С. 425-436. - Доступ свободный по URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42446126_64123818.pdf.
15. Абыкеева М.А. Государство и бизнес: стратегии взаимодействия [Электронный ресурс] // Экономика. Управление. Образование. 2017. № 1 (4). С. 24-27. - Доступ свободный по URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_42336666_ 58224160.pdf.
16. Сердюкова Н., Сердюков Д., Филипенкова О. Анализ туристского и гостиничного рынка Сочи и трендов потребительского поведения в условиях новой реальности. // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2021. № 4 (12). - С. 4-13.5.
17. Романова Л.М. Концепция child-friendly как современный подход к организации пространства и технологий отеля. // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2021. № 4 (12). - С. 20-32.
18. Сердюкова Н.К., Романова Л.М., Сердюков Д.А. Теоретические и прикладные подходы к формированию стратегии развития и продвижения гостиничного предприятия. // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 36 (4). С. 225-237. References:
1. Nacional'nyj proekt «Turizm i industriya gostepriimstva»: itogi goda. // Materialy soveshchaniya v Koordinacionnom centre Pravitel'stva Rossijskoj Federacii - Moskva, 17.05.2022 g.
2. Rosturizm: 56 mln chelovek sovershili turpoezdki po Rossii v 2021 godu. [Elektronnyj resurs] // Interfaks. Turizm. - Dostup svo-bodnyj po URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/84274/.
3. Vetitnev A.M., CHigarev D.V. Otnoshenie zhitelej k turistam kak pokazatel' problem overturizma i turizmofobii dlya turistskih destinacij (na primere goroda-kurorta Sochi) // Sovremennye problemy servisa i turizma. 2019. T. 13. № 4. S. 112-121.
4. Serdyukova N.K. Razvitie sistemy upravleniya vnutrennim turizmom: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata ekonomicheskih nauk / Soch. nauch.-issled. centr RAN. Sochi, 2009. - Na pravah rukopisi.
5. Nizhegorodcev R.M. Bazovye biznes-strategii: kubik Rubika dlya strategicheskogo menedzhmenta [Elektronnyj resurs] // Menedzhment i biznes-administrirovanie. 2018. № 2. S. 91-96. - Dostup svobodnyj po URL: https://www.elibrary.ru/ down-load/elibrary_35174347_75210397.pdf.
6. Ansoff H.I. Corporate strategy: an analytical approach to business policy for growth and expansion. N.Y.: McGraw Hill, 1965.
7. Vissema H. Strategicheskij menedzhment i predprinimatel'stvo: vozmozhnosti dlya budushchego procvetaniya. M.: Finpress, 2000. - 271 s.
8. Vihanskij O.S. Strategicheskoe upravlenie. M.: Ekonomist", 2008. - 296 s.
9. Gorlevskaya L.E., Sekerin V.D. Obosnovanie formirovaniya koncepcii MarketingNet // Marketing v Rossii i za rubezhom. -2017. - № 3. - S. -9.
10. Sergazieva T.R. Upravlencheskie voprosy preobrazovaniya organizacii dlya realizacii biznes - strategii [Elektronnyj resurs] // No-vaya nauka: Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya. 2016. № 12-2. S. 133-135. - Dostup svobodnyj po URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28764742_20174386.pdf.
11. Pin'e I., Osterval'der A. Postroenie biznes-modelej: nastol'naya kniga stratega i novatora. - M.: Al'pina Pablisher. - 288 s. - Per. s angl.
12. Bezel' E.E. Biznes-strategii upravleniya konkurentosposobnost'yu vysokorazryadnyh gostinichnyh predpriyatij: avtoreferat dis. ... kandidata ekonomicheskih nauk / Ros. ekonom. akad. im. G.V. Plekhanova. Moskva, 2008. [Elektronnyj resurs] - Dostup svobodnyj po URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003444682.
13. Andreeva E.L., Gluhih P.L., Myslyakova YU.G. Biznes-strategii uchastiya kompanii v predprinimatel'skih ekosistemah. [Elektronnyj resurs] // Upravlenec. 2018. T. 9. № 6. S. 49-57. - Dostup svobodnyj po URL: https://www.elibrary.ru/ down-load/elibrary_37051013_62530801 .pdf.
14. Vavilina A.V., Komarova T.V., Velensi I., Rajher R.S. Korporativnaya social'naya otvetstvennost' kak element biznes-strategii kompanii [Elektronnyj resurs] // Liderstvo i menedzhment. 2019. T. 6. № 4. S. 425-436. - Dostup svobodnyj po URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42446126_64123818.pdf.
15. Abykeeva M.A. Gosudarstvo i biznes: strategii vzaimodejstviya [Elektronnyj resurs] // Ekonomika. Upravlenie. Obrazovanie. 2017. № 1 (4). S. 24-27. - Dostup svobodnyj po URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_42336666_58224160.pdf.
16. Serdyukova N., Serdyukov D., Filipenkova O. Analiz turistskogo i gostinichnogo rynka Sochi i trendov potrebitel'skogo povedeniya v usloviyah novoj real'nosti. // Professorskij zhurnal. Seriya: Rekreaciya i turizm. 2021. № 4 (12). - S. 4-13.5.
17. Romanova L.M. Koncepciya child-friendly kak sovremennyj podhod k organizacii prostranstva i tekhnologij otelya. // Professorskij zhurnal. Seriya: Rekreaciya i turizm. 2021. № 4 (12). - S. 20-32.
18. Serdyukova N.K., Romanova L.M., Serdyukov D.A. Teoreticheskie i prikladnye podhody k formirovaniyu strategii razvitiya i prodvizheniya gostinichnogo predpriyatiya. // Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. 2021. № 36 (4). S. 225-237.