Научная статья на тему 'Анализ туристского и гостиничного рынка Сочи и трендов потребительского поведения в условиях новой реальности'

Анализ туристского и гостиничного рынка Сочи и трендов потребительского поведения в условиях новой реальности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
354
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Туристский рынок / туристская индустрия / гостиничная индустрия / гостеприимство / интегрированный турпродукт / рынок гостиничных услуг. / Tourism market / tourism industry / hospitality / hotel industry / integrated tourist product / hotel service market.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Надежда Сердюкова, Дмитрий Сердюков, Ольга Филипенкова

В статье представлены данные анализа глобальных трендов, влияющих на развитие индустрии туризма и гостеприимства, и их преломление в развитии рынка туристских и гостиничных услуг Сочи в условиях пандемии коронавируса. Среди глобальных трендов авторы выделяют, в том числе, здоровье и безопасность, благополучие, осознанное потребление, новый взгляд на туризм и путешествия, устойчивый туризм. Проведен SWOT-анализ турпродукта Сочи. Проанализирована система мер государственной поддержки сферы туризма в России, оказавших положительное воздействие на рост внутрироссийского турпотока, в том числе в Сочи. Проведен анализ цен на гостиничные услуги в Сочи. В качестве практического кейса реализации современных трендов в стратегии развития рассмотрен опыт горного курорта Красная Поляна. Авторы делают вывод о необходимости формирования эффективной стратегии развития и продвижения курорта Сочи на внутреннем и международном рынке в постпандемийный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the Sochi tourism and hospitality market and consumer behavior’s trends in the new reality

The article presents data from the analysis of global trends affecting the development of the tourism and hospitality industry, and their refraction in the development of the tourism and hotel services market in Sochi in the context of the coronavirus pandemic. Among the global trends, the authors highlight, among other things, health and safety, well-being, conscious consumption, a new look at tourism and travel, sustainable tourism. A SWOT analysis of the Sochi tourism product was carried out. The system of measures of state support for the tourism sector in Russia is analyzed, which had a positive effect on the growth of domestic Russian tourist flow, including tourist flow to Sochi. The analysis of prices for hotel services in Sochi. The experience of the Krasnaya Polyana mountain resort is considered as a practical case for the implementation of modern trends in the development strategy. The authors conclude that it is necessary to develop an effective strategy for the development and promotion of the resort of Sochi in the domestic and international markets in the post-pandemic period.

Текст научной работы на тему «Анализ туристского и гостиничного рынка Сочи и трендов потребительского поведения в условиях новой реальности»

DOI: 10.18572/2686-858X-2021-11-4-4-13

Анализ туристского и гостиничного рынка Сочи и трендов потребительского поведения в условиях

новой реальности

Analysis of the Sochi tourism and hospitality market and consumer behavior's trends in the new reality

Надежда Сердюкова,

к.э.н., доцент, заведующая кафедрой гостиничного и ресторанного бизнеса

E-mail: nserdyukova@sutr.ru Дмитрий Сердюков, доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса E-mail: serdyukov@sutr.ru ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», г. Сочи, Россия

Ольга Филипенкова, Директор по стратегическому развитию НАО «Красная Поляна» E-mail: Filipenkova@kpresort.ru

Nadezhda Serdyukova,

PhD (Economy), Head of Hotel and Restaurant Business Department

Dmitriy Serdyukov, Associated Professor, Hotel and Restaurant Business Department Sochi State University, Sochi, Russia, Olga Filipenkova, Head of strategic development, Krasnaya Polyana Resort

Аннотация. В статье представлены данные анализа глобальных трендов, влияющих на развитие индустрии туризма и гостеприимства, и их преломление в развитии рынка туристских и гостиничных услуг Сочи в условиях пандемии коронавируса. Среди глобальных трендов авторы выделяют, в том числе, здоровье и безопасность, благополучие, осознанное потребление, новый взгляд на туризм и путешествия, устойчивый туризм. Проведен SWOT-анализ турпродукта Сочи. Проанализирована система мер государственной поддержки сферы туризма в России, оказавших положительное воздействие на рост внутрироссийского турпотока, в том числе в Сочи. Проведен анализ цен на гостиничные услуги в Сочи. В качестве практического кейса реализации современных трендов в стратегии развития рассмотрен опыт горного курорта Красная Поляна. Авторы делают вывод о необходимости формирования эффективной стратегии развития и продвижения курорта Сочи на внутреннем и международном рынке в постпандемийный период.

Ключевые слова. Туристский рынок, туристская индустрия, гостиничная индустрия, гостеприимство, интегрированный турпродукт, рынок гостиничных услуг.

JEL codes: L83, Z32, M31

Abstract. The article presents data from the analysis of global trends affecting the development of the tourism and hospitality industry, and their refraction in the development of the tourism and hotel services market in Sochi in the context of the coronaviruspandemic. Among the global trends, the authors highlight, among other things, health and safety, well-being, conscious consumption, a new look at tourism and travel, sustainable tourism. A SWOT analysis of the Sochi tourism product was carried out. The system of measures of state support for the tourism sector in Russia is analyzed, which had a positive effect on

the ¡growth of domestic Russian tourist flow, including tourist flow to Sochi. The analysis of prices for hotel services in Sochi. The experience of the Krasnaya Polyana mountain resort is considered as a practical case for the implementation of modern trends in the development strategy. The authors conclude that it is necessary to develop an effective strategy for the development and promotion of the resort of Sochi in the domestic and international markets in the post-pandemic period.

Keywords. Tourism market, tourism industry, hospitality, hotel industry, integrated tourist product, hotel service market.

1. ВВЕДЕНИЕ

Предварительные итоги 2021 года показывают, что глобальный туризм вернулся на уровень тридцатилетней давности по показателям международных прибытий и доходов от туризма. Восстановление мирового туризма ограничивается новыми штаммами коро-навируса и введением новых ограничений. Сегодня эксперты UNWTO прогнозируют, что вернуться к допандемийным показателям мировой туризм сможет не ранее 2023 года. На начало декабря 2021 года остаются закрытыми границы каждого пятого туристского направления в мире. Большинство экспертов связывают надежды с возрождением международных турпотоков с эффектом отложенного спроса и ростом темпов вакцинации в ряде стран. (UNWTO, 2021).

Пандемия снизила прямой ВВП от международного туризма более, чем в 2 раза: на 2 трлн. долларов США, до 1,8% мирового ВВП. В рекордном 2019 году вклад туризма в мировую экономику составил 3,5 трлн. долларов США или 4% мирового ВВП (UNWTO, 2021).

Одновременно с глубоким кризисом международного туризма наблюдается активное развитие внутреннего туризма в России, расширение направлений отдыха внутри России, рост турпотоков не только в традиционные туристские дестинации, но и в другие регионы России. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), по итогам 9 месяцев 2021 года турпоток в 11 самых востребованных туристских дестинациях России составил 58 млн. поездок (часть данных по итогам за 6 месяцев, то есть итоговая цифра будет выше). По отдельным регионам показатели турпотока уже достигли уровня 2019 года, по Крыму допандемийный уровень турпотока превышен на 25%. Эксперты АТОР прогнозируют прирост турпотока по России в 2021 году в размере 20% к уровню 2019 года (ATOR, 2021). По данным Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, турпоток на курорты региона за 11 месяцев 2021 года превысил 16 млн. туристов, что равно допандемийным показателям 2019 г. и на 40% больше, чем в

2020 году. В зимнем сезона 2021-2021 году в Краснодарском крае ожидают 500 тыс. туристов.

Данные показатели свидетельствуют об активном росте спроса на поездки по России в условиях продолжающейся пандемии коронавируса. Туристская индустрия России функционирует в условиях пандемийной реальности с конца марта 2020 года. За это время сформировался регуляторный механизм работы отрасли, выработана система правил и ограничений, обеспечивающих безопасность путешествий по России, действуют механизмы государственной поддержки туристского бизнеса и туристского спроса на рынке внутреннего туризма. В 2021 году принят Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», который эксперты считают важным драйвером развития туристской индустрии, внутреннего и въездного туризма на период до 2030 года.

Участники рынка туризма и гостеприимства в российских дестинациях меняют подходы к развитию бизнеса, адаптируются к условиям новой реальности, строят бизнес-модели, позволяющие успешно функционировать в условиях пандемии коронавируса и развивать бизнес на перспективу. Немаловажную роль в этих процессах является цифрови-зация туристского и гостиничного рынка и трансформация потребительского поведения под влиянием целого ряда факторов, характеризующих новую реальность производства, потребления и общественной жизни.

2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

В научной литературе активно исследуются вопросы будущего туристского рынка, изменения бизнеса туроператоров и турагентов, новых подходов к туризму и путешествиям в рамках концепции устойчивого развития (Abrate G. et. al., 2019; Bogdanova V.G., 2020; Eliseev D.O., 2020; Karpova G.A. et. al., 2019; Morozov M.A., Morozova N.S., 2020; Polukhina A.N., 2021; Serdyukova N.K., Serdyukov D.A., 2019; Wu W., 2020).

Вопросы цифровой трансформации туризма, внедрения цифровых сервисов и решений в туристскую деятельность ис-

следуются во многих работах отечественных и зарубежных авторов (Eliseev D.O., 2020; Mulyani A. et. al., 2020; Oborin M.S., Saryan A.A., 2019; Serdyukov S.D., 2021).

Многие авторы в исследованиях фокусируются на изменении потребительского поведения, развитие интеллектуальных туристских систем, возрастании роли уникального опыта и впечатлений как цели и драйвера туристских путешествий, в том числе под влиянием пандемии коронави-руса, самостоятельных путешествиях как инновационного вектора развития туризма (Abrate G. et. al., 2019; Kleinlein R. et. al., 2019; Leith С., 2020; Polukhina A.N., 2021; Serdyukov S.D., 2021; Stenyushkina S.G., Yakoven-ko O.V., 2021; Vedernikov A.P., 2020; Wu W., 2020). Исследуется международный опыт регулирования и стимулирования туристской отрасли в условиях пандемии корона-вируса (Nurpeissova A., Islam D.Md.Z., 2021).

На сегодняшний день в научной литературе практически не представлены исследования о преломлении глобальных трендов трансформации системы туризма под влиянием цифровизации, изменений потребительского поведения и пандемии коронавируса в конкретных дестинациях. Достаточно интересной и важной представляется проблематика адаптации мировой и отечественной индустрии туризма и гостеприимства к стабильной и устойчивой работе в условиях новой реальности, нового потребителя и новой системы регулирования деятельности. Курорт Сочи как крупнейшая дестинация России сегодня переживает бум туристского спроса, связанный с ограничением международных поездок. При этом перед участниками туристского рынка уже сейчас встают вопросы о необходимости выработки новых подходов и стратегии конкурентоспособности на российском и международных рынках в постковидном мире.

3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Материал данной статьи основан на анализе экспертных мнений, исследований туристского и гостиничного рынка в условиях пандемии коронавируса, оценки динамики туристских потоков регионов России, Сочи и Краснодарского края за период 20192021 гг., нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность туристской индустрии в России, в том числе в условиях пандемии, статистики туристского рынка и исследований потребительского поведения, открытых данных, интернет-источников. В качестве практического кейса реализа-

ции инновационной рыночной стратегии в условиях новой реальности исследован опыт всесезонного горного курорта Красная Поляна. В исследовании использованы методы контент-анализа, статистического анализа, экспертных оценок, графической интерпретации данных, анализа и синтеза, организационного моделирования.

4. ДИСКУССИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Развитие туристской индустрии в России в 2021 году происходит в условиях новой реальности, которая характеризуется наличием целого ряда ограничений для сферы путешествий и услуг, а также внедрением цифровых технологий и новых моделей ведения бизнеса.

Глобальные тренды, которые определяют развитие рынка туризма и гостеприимства в последние годы и на ближайшую перспективу, по мнению отечественных и зарубежных экспертов, представлены в табл. 1.

Проведем SWOT-анализ туристского продукта Сочи в 2021 году с учетом действующих трендов и условий новой реальности (табл. 2).

Анализ функционирования российского рынка туризма и гостеприимства в 20202021 гг. в условиях пандемийных ограничений позволяет выделить следующие ключевые факторы, определившие возможность достаточно быстрой стабилизации ситуации и восстановления объемов внутреннего туризма:

• пакет мер государственной поддержки туристского бизнеса, начиная с апреля 2020 года: субсидии на выплату заработной платы, стимулирование занятости и сохранения рабочих мест, льготное кредитование малого и среднего предпринимательства, введение сертификатов за несостоявшиеся туристские поездки и продление сроков их действия, смягчение требований финансовых гарантий туроператоров;

• субсидирование спроса на внутренний турпродукт с помощью акции туристического кешбэка и кешбэка на детский отдых;

• выделение грантов на развитие внутреннего туризма в регионах (Премии Правительства России, гранты Ростуризма, гранты регионов и др.).

Акция туристического кешбэка, впервые запущенная в августе 2020 года, является ярким примером реализации государственно-частного партнерства, симбиоза цифровых технологий и принципов устойчивого развития в сфере публичного регулирования. С начала 2021 года программой

Таблица 1

Глобальные тренды, влияющие на развитие индустрии туризма и гостеприимства*

Тренды Характеристика влияния на сектор туризма и гостеприимства

Здоровье и безопасность Потребители уделяют гораздо больше внимания всем видам безопасности, гигиене и процедурам, направленным на охрану здоровья (здоровьесбереже-ние). Чтобы добиться доверия потребителей, компаниям необходимо быть одновременно прозрачными и надежными

Благополучие и wellness Акцент на ментальном здоровье и благополучии под влиянием экстремальных сценариев изоляции, локдауна и вынужденного одиночества (ООН). Распространение занятий спортом дома, правильного питания, регулярных медицинских осмотров, принципов ЗОЖ

Потребление и расходы Многие потребители будут уделять приоритетное внимание расходам на основные продукты и внимательному выбору отдыха из-за снижения покупательной способности вследствие роста безработицы. Выбор лучшего качества или известного бренда. Снижение спонтанных и рост заранее планируемых покупок

Цифровизация Онлайн конференции, вебинары, использование цифровых платформ — неотъемлемые компоненты профессиональной деятельности современного человека. Развитие сервисов доставки, бесконтактных платежей, теле-меди-цины, мобильного мониторинга ковид-обстановки и т.д. Развитие цифровых сервисов для путешественников и гостей отелей: распознавание лиц, мобильные приложения для гостиничных замков, рум-сервиса, QR-коды, цифровой консьерж-сервис и др.

Персонализа-ция Стремление современного потребителя к индивидуальному походу, развитие CRM-систем, систем лояльности, персонализированной коммуникации с клиентом, личное обращение в письмах, обращение по имени при звонке клиента в caИ-центр и т.д.

Уникальный опыт путешественника и эссенциализм Запрос на персонализацию путешествий и получение уникального опыта, рост числа самостоятельных путешествий, трансформация бизнеса турагентов и туроператоров, стремление путешественника к простоте, прямому общению с местным сообществом, стремление к осознанному потреблению. Рост ни-шевых секторов путешествий: приключения, практики релаксации, единение с природой и т.д.

Удаленная работа Новые бизнес-модели с удаленной работой сотрудников вне офиса с рядом положительных эффектов как для работодателей, так и для работников: снижение расходов на офисы, повышение производительности труда, уменьшение стресса, баланс между работой и жизнью, гибкий график, больше времени на общение внутри сообщества. Рост спроса на недвижимость и аренду жилья в дестинациях, благоприятных для удаленной работы (мягкий климат, благоприятная городская среда, развитая инфраструктура и т.д.)

Новый взгляд на туризм и путешествия Ограничения ковидной реальности вызывают новый взгляд на путешествия: выбор «зеленых» дестинаций, путешествия ближе к дому, рост путешествий на собственном автомобиле, совмещение удаленной работы с путешествиями, сельский туризм.

Устойчивое развитие, ESG, устойчивый туризм Ключевая тема ООН накануне пандемии. Снижение потребления и отходов. Снижение пищевых отходов. Продвижение здорового образа жизни. Производство и потребление, основанное на принципах устойчивого развития, «зеленая повестка», эко-отели, экологические продукты и т.д. Развитие энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. Социальная ответственность бизнеса.

Планирование Новые подходы к планированию бизнеса и развитию компании на основе внедрения цифровых технологий и цифровизации всех бизнес-процессов. Планирование в условиях глобальной турбулентности и постоянных изменений.

*составлено авторами

Таблица 2

SWOT-анализ туристского продукта Сочи*

Сильные стороны Слабые стороны

— развитая инфраструктура для отдыха и туризма; — большой выбор гостиниц и средств размещения, включая международные гостиничные бренды; — мягкий субтропический климат и уникальная природа; — сочетание моря и гор; — лечебно-оздоровительные ресурсы знаменитого бальнеоклиматического курорта; — транспортная доступность и развитая транспортная логистика; — комфортная городская среда. — высокие цены на размещение и услуги; — уровень сервиса не всегда соответствует заявленным ценам; — загруженные городские улицы и трассы, пробки на дорогах; — недостаточная информационная обеспеченность туризма, включая объекты показа, экскурсии, транспортные маршруты, активный отдых; — отсутствие бесшовных цифровых технологий для самостоятельной организации путешествий и отдыха.

Возможности Угрозы

— высокий спрос на рынке внутреннего туризма в условиях закрытых границ; — эпидемиологическая безопасность отдыха внутри страны; — субсидирование отдыха по программе туристического кешбэка; — возможности развития новых видов туризма и новых маршрутов, в том числе нишевых (гастрономический, эногастрономический, экологический, природный, сельский и др.); — принятие Концепции развития яхтенного туризма в России и Концепции развития инфраструктуры яхтенного туризма на Азово-Черно-морском побережье; — запуск Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». — введение новых ограничений в связи с появлением новых штаммов ковида; — введение QR-кодов на транспорте; — медленные темы вакцинации населения; — инфляция и снижение покупательной способности; — ограничения для развития въездного туризма; — нехватка квалифицированного персонала для индустрии гостеприимства; — недостаточное продвижение на рынке внутреннего туризма; — проблемы овертуризма в высокий сезон.

*составлено авторами

воспользовались почти 1,7 млн. граждан России, сумма покупок туров и проживания в отелях составила более 34 млрд. рублей, в виде кешбэка на карты гражданам вернулось 6,7 млрд. рублей (Rostourism, 2021). По данным компании Travelline, оператора программы кешбэка по подключению отелей и операторов к платформе программы, лидером среди дестинаций всех этапов акции, был курорт Сочи.

Основные показатели эффективности программы кешбэка, по мнению экспертов отрасли (Rostourism, 2021):

• привлечение новых туристов к отдыху внутри страны: не менее 50% участников акции приняли решение купить туры по России благодаря акции кешбэка;

• повышение доступности путешествий по России для семей с детьми: в среднем, на каждую транзакцию пришлось 2,2 человека, 25% из которых — дети;

• поддержка экономики регионов: 70 млрд. рублей прямого и косвенного эффекта для экономик российских дестинаций в период низкого сезона;

• повышение спроса на «непляжные» направления и новые виды путешествий по России: экотуризм, активный отдых, круизы и др., чартерные программы в отдаленные регионы России, рост популярности новых направлений составил от 5 до 40%;

• повышение загрузки в низкий сезон, формирование круглогодичных дестинаций: загрузка инфраструктуры, поддержание занятости, уровень бронирований в низкий сезон вырос до 80%;

• поддержка малого и среднего бизнеса: у многих участников в период работы Программы (176 дней в 2021 году) был равен их годовому обороту;

• перезапуск круизного туризма по основным речным и морским маршрутам России: спрос на круизы вырос, в среднем, на 30%, были запущены дополнительные маршруты.

Ростуризм анонсировал новый этап программы туристического кешбэка, который стартует с 18 января 2022 года и продлится до 12 апреля включительно, запланирован и осенний этап программы на путешествия

с октября. Ростуризм охватывает акцией все виды зимнего отдыха, включая горнолыжные туры, а также оздоровительный и санаторно-курортных отдых. На 2022 год в рамках Национального проекта на субсидирование поездок по России заложено 5 млрд. рублей ^с^о^ш, 2021).

Все это создает условия для формирования и продвижения привлекательных туристических и гостиничных продуктов в российских регионах, а также для развития цифровых технологий продажи и цифровых сервисов для туристов. Участники туристского и гостиничного рынка Сочи активно участвуют в акции туристического кешбэка. По данным аналитики курорта Красная Поляна, в 2021 году спрос гостей на участие в акции кешбэка вырос в 2,5 раза: с 837 бронирований в 2020 году до 2134 бронирований в 2021 году.

Среди основных трендов потребительского поведения, определяющих динамику продаж на туристском рынке Сочи, эксперты горного курорта Красная Поляна выделяют следующие тренды, полностью соответствующие мировой повестке и глобальным трендам, влияющим на путешествия:

1. Рост тенденции спонтанного бронирования. Одновременно наблюдается повышенный спрос на услуги горы и проживание, а также уменьшение глубины бронирования. Гости меньше стали покупать услуги по пресейлу, то есть гости не хотят покупать заранее, из чего делается вывод, что гости планируют поездку более спонтанно. Данная ситуация также обусловлена постоянными изменениями в связи с санитарным ограничениями.

2. Рост осознанного путешественника. В настоящее время гости планируют свое пребывание более осознанно. На этапе бронирования уже, как правило, известно какие есть предпочтения по проживанию, дате и продолжительности пребывания, а также цели поездке и набору услуг и сервисов.

3. Технологичность, онлайн сервисы. Веб-сайт курорта www.kpresort.ru постоянно развивается. На сегодняшний день на веб-сайте курорта можно приобрести практически любую услугу. За первое полугодие 2021 веб-сайт посетило в два раза большое посетителей, чем в прошлом году за аналогичный период. В абсолютных цифрах это более 1,2 млн пользователей.

4. Продуктовые предложения как инструмент «борьбы» с сезонностью. На курорте успешно внедрены сезонные продукты, например «Зарядись энергией гор», который

ориентирован на активную семейную аудиторию и более 80% гостей в летний период выбирают именно этот продукт.

6. Устойчивый туризм. Рынок будет продолжать двигаться в сторону осознанного потребления. Важно не обманывать гостя, он очень чувствителен к таким вещам: делаем мы экошаги для улучшения жизни или для увеличения продаж. Курорт выбрал один отель, который практически полностью перевели в экоформат —Ibis Styles 4*. Этот отель стал первым зеленым отелем в России.

Понимая важность качественных характеристик гостиничного продукта и уровня сервиса в условиях достаточно высоких цен на размещение, курорт Красная Поляна уделяет особое внимание качеству сервиса и инфраструктуры. Например, отель Courtyard by Marriott Krasnaya Polyana 4* в 2021 году стал лучшим отелем бренда в Европе и Африке, отель Rixos Krasnaya Polyana Sochi 5* занял 2-е место среди отелей бренда по всему миру.

Кейс курорта Красная Поляна свидетельствует, что участники рынка, заинтересованные в долгосрочной стабильной работе на рынке, проводят грамотную продуктовую и коммуникационную стратегию, работают над качеством гостиничного продукта и сервисов для туристов, формируют интегрированные туристские продукты горного курорта для целевых сегментов потребителей.

Анализ текущей динамики цен на рынке гостиничных услуг Сочи в период декабрь 2021 — январь 2022 позволяет сделать следующие выводы (табл. 3):

• наибольший разброс цен наблюдается в сегменте апартаментов, где представлены как экономичные квартиры, так и апартаменты в новых апартаментных комплексах с высокой комфортностью размещения;

• разница между ценой размещения в новогоднюю ночь в прибрежном и горном кластере Сочи составляет от 100 до 200%, за исключением сегмента 5*, где цены на размещение сопоставимы;

• эксклюзивные варианты размещения в сегменте 5* в центре Сочи стоят дороже, чем размещение в отелях 5* на Красной Поляне и в Сириусе;

• наибольшая ценовая дифференциация по минимальной цене наблюдается между отелями 4 и 5*, что соответствует мировой практике гостиничного рынка;

• середина декабря — период традиционного низкого сезона в Сочи с более низкими ценами на размещение как в прибрежном, так и в горном кластере.

Таблица 3

Ценовой диапазон на рынке гостиничных услуг в Сочи в 2021-2022 году, в рублях за номер в сутки на двоих (по данным веб-сайта booking.com)

Категория гостиницы Декабрь 2021 Новый год 2022 Январь 2022

Прибрежный кластер Сочи

Апартаменты 999 - 2 500 2 200 - 11 800 1 100 - 11 050

Гостиницы 3* 1 500 - 6 000 2 800 - 14 900 1 120 - 7 800

Гостиницы 4* 2 700 - 10 400 5 490 - 18 000 3 400 - 12 000

Гостиницы 5* 10 500 - 35 000 23 850 - 42 000 8 000 - 35 000

Прибрежный кластер Адлер, Сириус

Апартаменты 900 - 4 100 3 000 - 17 000 1 700 - 18 000

Гостиницы 3* 1 000 - 4 500 2 800 - 15 000 1 500 - 9 600

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гостиницы 4* 2 320 - 9 600 6 250 - 38 000 3 500 - 15 250

Гостиницы 5* 9 900 - 13 300 23 000 - 27 000 14 500 - 15 000

Горный кластер

Апартаменты 1 699 - 19 890 6 299 - 99 782 3 700 - 19 890

Гостиницы 3* 1 872 - 15 589 10 500 - 24 660 5 500 - 13 500

Гостиницы 4* 4 100 - 17 000 21 000 - 41 000 8 400 - 22 300

Гостиницы 5* 7 735 - 24 300 25 620 - 49 250 10 973 - 30 650

*составлено авторами

В таблице представлены ценовые предложения, доступные к бронированию. То есть тенденция уменьшения глубины продаж и спонтанного бронирования, отмечаемая международными и отечественными экспертами, подтверждается итогами настоящего исследования. На новогодние праздники в Сочи за две недели до заезда имеется достаточное количество предложений, включая возможность забронировать номер в отеле на 1 сутки.

На рис. 1 представлен анализ цен на гостиничное размещение в Сочи в Новогоднюю ночь с 31.12.2021 по 01.01.2022 г. в трех анализируемых кластерах Сочи по категориям размещения.

Если анализировать в целом динамику спроса и продаж на новогодние праздники 2022 года на российском турррынке, то аналитики онлайн трэвел отмечают 15%-ный рост спроса на новогодние праздники по сравнению с тем же периодом 2019 года.

В то же самое время расходы россиян на туры, купленные во второй половине ноября выросли более, ем в 5 раз по сравнению с 2020 годом, а количество покупок туров выросло в 2 раза (ИпкоГГ Р^езЬезМа, 2021).

Уменьшение среднего чека путешествия на новогодние праздники по России связано с частичным открытием зарубежных направлений, увеличением предложения туроператоров по России и введением

Рис. 1. Анализ цен на гостиничные номера в Сочи на Новогодние праздники 2022, цена в рублях за номер в сутки на двоих (составлено авторами)

Таблица 4

Динамика среднего чека на новогодние праздники 2021-2022 по сравнению с 2019-2020 г.

Дестинация Рост среднего чека в 2021 г. по сравнению с 2019 г.

Турция +30%

ОАЭ +48%

Россия -17%

*составлено авторами на основе (Tinkoff Puteshestvia, 2021)

QR-кодов в регионах России. В таблице 5 представлены данные о наиболее популярных направлениях туристских поездок россиян на новогодние праздники 2022 за рубеж и по России.

Таким образом, суммарно на курорт Большой Сочи в конце ноября 2021 года пришлось 62% бронирований новогодних туров по России, что свидетельствует о высоком спросе на турпродукт Сочи в текущих условиях.

Недавний опрос ВЦИОМ показал, что в ближайшие несколько лет 75% опрошенных россиян предполагают отдыхать в России чаще, чем за рубежом. 58% планируют отдых в России и после пандемии после снятия всех ограничений, 33% хотят отправиться за границу. В топ-3 факторов удовлетворенности туристов путешествиями по России вошли: 1 — природа и климат России, 2 — возможность узнать новое и побывать в новых местах, 3 — безопасность туризма. Наибольший негатив вызывает соотношение цены и качества в путешествиях по России

(угаом, 2021).

В 2020-2021 году в большинстве стран мира были выработаны механизмы, благодаря которым путешествия внутри стран и между странами постепенно восстановились и стали относительно безопасными для путешественников. В свою очередь путешественники и бизнес научились организовывать поездки в условиях действующих ограничений. Требования постоянно меняются с учетом изменений ситуации с коронавиру-сом, темпов вакцинации и появления новых штаммов. Глобально и на национальном уровне созданы цифровые сервисы для путешественников, позволяющие оперативно знакомиться с требованиями к путешественникам в различных странах мира.

Например, на сайте Всемирной туристской организации запущен UNWTO/IATA Travel Tracker — первый глобальный сервис мониторинга ограничений авиапутешествий и требований касательно здоровья для въезда в страны мира. Треккер включает данные по 4 разделам (табл. 6).

На сайте Федерального агентства по туризму представлен мониторинг стран, въезд в которые разрешен для граждан России, вакцинированных Спутником V. На декабрь 2021 года вакцина Спутник V признана для въезда россиян в 48 государств, в 25 из них не нужен ПЦР-тест по приезду. Также на сайте Ростуризма представлена актуальная информация о правилах въезда в страны мира для россиян.

На официальном туристском портале Сочи visit-sochi.com размещена информация о правилах заселения в гостиницы, санатории и пансионаты курорта, что позволяет туристам планировать свою поездку заранее.

Зарубежные дестинации Доля бронирований,в % Российские дестинации Доля бронирований, в %

1 Египет 50 Сочи, Адлер 45

2 Турция 23 Сочи, Красная Поляна 8

3 ОАЭ 10 Санкт-Петербург 8

4 Куба 7 Ялта 6

5 Доминикана 6 Сочи, Центр 6

6 Абхазия 1 Калининград и область 6

7 Шри-Ланка 1 Сочи, Дагомыс 4

8 Венесуэла 1 Москва 4

9 Болгария 1 Геленджик 2

10 Венгрия 0,5 Сочи, Сириус 2

*составлено авторами на основе (Tinkoff Puteshestvia, 2021)

Таблица 5

Топ-10 дестинаций на новогодние праздники 2021-2022 по России и за рубеж (по доле бронирований на конец ноября 2021 г.)

Таблица 6

Данные, включенные в глобальный UNWTO/IATA Travel Tracker

Индикаторы здоровья Регулирование авиаперевозок Ограничения дестинации Регулирование поведения

- Заболеваемость СОУГО-19 на 100 тыс. населения - Количество положительных тестов на СО- УГО-19 - Уровень вакцинации - Приостановка полетов - Ограничения на въезд - Карантин - Уровень ограничений - Необходимость ПЦР-тестирования - Объекты показа - События - Инфраструктура - Размещение - Питание и напитки - Транзит - Общественный транспорт - Локдаун — Протоколы здоровья — Масочный режим

*составлено автором по данным веб-сайта unwto.org

В современных условиях информационное обеспечение туризма имеет ключевое значение как на этапе проектирования туристской поездки, так и во время ее совершения. Особую актуальность в условиях пандемии коронавируса имеет возможность получить актуальную информацию об ограничениях и условиях въезда в дестинацию в режиме реального времени. При этом традиционные информационные инструменты активно заменяются цифровыми (Serdyu-kov S.D., 2021).

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате изучения современных трендов трансформации туристского рынка, потребительского поведения и социально-экономических факторов на глобальном уровне и применительно к гостиничному и туристскому рынку Сочи можно сделать следующие выводы касательно развития туристского рынка Сочи и трендов формирования конкурентоспособного турпродукта Сочи в условиях новой реальности:

• ограничения на международные поездки в связи с пандемией коронавируса генерируют высокий спрос на турпродукт российских дестинаций, при этом курорт Сочи остается самой популярной дестина-

цией России круглогодично, включая новогодние праздники и зимний сезон;

• рост спроса неизбежно вызывает рост цен, прежде всего на услуги размещения в отелях, санаториях, пансионатах, при этом большинство участников рынка понимает, что за ростом цен должна следовать продуманная продуктовая стратегия, обеспечивающая соответствие продукта с высокой ценой ожиданиям потребителей;

• горный кластер курорта Сочи осуществляет формирование интегрированных турпродуктов горных курортов, наполнение которых в значительной степени отвечает современным трендам потребительского поведения: экологичность, единение с природой, забота о здоровье, активный отдых на природе, цифровые сервисы обслуживания и проектирования отдыха;

• растущая конкуренция на рынке внутреннего туризма требует продуманной стратегии продвижения турпродукта Сочи, консолидации усилий участников рынка и городской туристской администрации;

• постепенное открытие границ и процесс взаимного признания вакцин требует продуманной стратегии выхода на международные туристские рынки для привлечения целевых сегментов иностранных туристов в Сочи.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Abrate, G., Bruno, C., Erbetta, F., Fraquelli, G. (2019). Which Future for Traditional Travel Agencies? A Dynamic Capabilities Approach. — [Online] Available: https://doi.org/10.1177/0047287519870250. 777-791. (December 10, 2021).

2. ATOR (2021). ATOR: 2021 god mozhet okazat'sya rekordnym dlya vnutrennego turizma [ATOR: 2021 could be a record year for domestic tourism] — [Online] Available: https://www.atorus.ru/ news/press-centre/new/57172.html. (December 05, 2021).

3. Bogdanova, V.G. (2020). Upravlenie razvitiem sfery uslug integrirovannogo gornoklimaticheskogo kurorta Rossii [Service development management integrated mountain climate resort of Russia] — Text: direct. Dissertation for the degree of candidate of economic sciences, 2020. 150 p.

4. Eliseev, D.O. (2020). Rol' cifrovyh tekhnologij v razvitii rekreacionnoturistskogo potenciala regionov Rossii [Role of digital technologies in development of recreation and tourist potential of Russian regions]. — [Online] Available: http://mes-journal.ru/wp-content/uploads/2020/12/mes-5.pdf (December 10, 2021).

5. Karpova, G.A., Kuchumov, A.V., Voloshinova, M.V., Testina, Y.S. (2019) Digitalization of a Tourist Destination. — Text: direct. Proceedings of the 2019 International SPBPU Scientific Conference on Innovations in Digital Economy (SPBPU IDE '19). 2019. P. 337-342.

6. Kleinlein, R., García-Faura, Á., Luna Jiménez, C., Montero, J. M., Díaz-de-María, F., & Fernández-Martínez, F. (2019). Predicting Image Aesthetics for Intelligent Tourism. — [Online] Available: https://doi:10.3390/electronics8060671. (September 20, 2021).

7. Leith С. (2020). Tourism trends: lifestyle developments and the links to solo tourism. — [Online] Available: https://doi: 10.1108/JTF-11-2019-0126. (September 20, 2021).

8. Morozov, M.A., Morozova, N.S. (2020) Kak sovremennye tekhnologii menyayut sferu turizma i podhod k organizacii biznesa. [How modern technologies are changing the field of tourism and the approach to business organization]. — Text: direct. Journal Service in Russia and Abroad. 2020. V. 14. № 2. 205 — 211.

9. Mulyani, A., Kurniadi, D., Septiana, Y., Wahyono, T Strategic Planning For The Implementation of Tourism Information System (2020). — [Online] Available: https://www.researchgate.net/ pubHcation/339386290_Strategic_Planning_For_The_Implementation_of_Tourism_Information_ Systems. 4714-4717. (December 10, 2021).

10. Oborin, M.S., Saryan, A.A. (2019). Rol' cifrovyh tekhnologij v razvitii informacionnogo prostranstva upravleniya regional'nym turizmom. Servis v Rossii i za rubezhom. [The role of digital technologies in the development of the information space of regional tourism management]. — Text: direct. Journal Service in Russia and Abroad, 2019. V. 13. № 3 (85). 24 — 33.

11. Nurpeissova A., Islam D.Md.Z. (2021). Analysis ofkey steps to overcome the crisis in tourism during a pandemic: the experience of Kazakhstan and the United Kingdom. — Central Asian Economic Review. 2021. № 2 (137). С. 64-80. — [Online] Available: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_46306934_31012399.pdf (December 05, 2021).

12. Polukhina A.N. (2021) Samodeyatel'nyj turizm kak innovacionnaya model' razvitiya turizma v epohu pandemii koronavirusa. [Amateur tourism as an innovative model of tourism development in the context of the coronavirus pandemic] — Innovacionnoe razvitie ekonomiki. 2021. № 4 (64). С. 34-41. [Online] Available: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47126766_83566872.pdf (December 05, 2021).

13. Rostourism (2021). Novoe okno prodazh po programme turisticheskogo keshbeka startuet v yanvare 2022 goda [A new sales window for the tourist cashback program starts in January 2022]. — [Online] Available: https://tourism.gov.ru/news/17988/ (December 05, 2021).

14. Serdyukov, S.D. (2021). Formirovanie sistemy informacionnogo obespecheniya prodvizheniya turistskoj destinacii v usloviyah cifrovoj transformacii [Information support system development for the promotion of a tourist destination in the context of digital transformation]. — Text: direct. Dissertation for the degree of candidate of economic sciences, 2021. 187 p.

15. Serdyukova, N.K., Serdyukov, D.A. (2019). Transformaciya rolej uchastnikov turistskogo rynka i sovremennye trendy turistskogo obrazovaniya [Transformation of the role of the tourism market participants and modern trends of tourist education] — Text: direct. Sbornik trudov konferntsii. Olimpijskoje nasledie i krupnomashtabnye sobytiya: vliyanie na economicu, ecologiju i socio-kulturnuju spheru prinimajuschih destinatsij. Sochi. November 14-15, 2019. 222-226.

16. Stenyushkina S.G., Yakovenko O.V. (2021) Social'nyj turizm kak odno iz prioritetnyh napravlenij razvitiya vnutrennego turizma v RF v period pandemii koronavirusa. — [Online] Available: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_47302528_93710000.pdf (December 05, 2021).

17. Strategiya (2019). Strategiya razvitiya turizma v Rossijskoj Federacii na period do 2035 goda. [Tourism development strategy in the Russian Federation for the period up to 2035.] — [Online] Available: http://static.government.ru/media/files/FjJ74rYOaVA4yzPAshEulYxmWSp B4lrM.pdf. (December 10, 2021).

18. Tinkoff Puteshestvia (2021). Novogodnij otdyh za rubezhom po sravneniyu s «dopandemiej» podorozhal, a v Rossii — podeshevel [New Year's holiday abroad in comparison with the "pre-pandemic" has risen in price, and in Russia — has fallen in price] — [Online] Available: https:// ratanews.ru/news/news_10122021_5.stm. (December 05, 2021).

19. UNWTO (2021) Mezhdunarodnyj turizm otkatilsya na uroven' 30-letnej davnosti. [International tourism fell back to the level of 30 years ago] — [Online] Available: https://ratanews.ru/news/ news_3122021_6.stm (December 05, 2021).

20. Vedernikov A. P. (2020) Sobytijnyj turizm v realiyah pandemii-2020. — [Online] Available: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_44230252_51738107.pdf (December 05, 2021).

21. VTSIOM (2021). Rossiyane i posle pandemii gotovy chashche puteshestvovat' po svoej strane [Russians are ready to travel around their country more often after the pandemic] — [Online] Available: https:// ratanews.ru/news/news_8122021_7.stm (December 05, 2021).

22. Wu, W (2020) Analysis ofDigital Tourism, Virtual Tourism andWisdom Tourism — [Online] Available: doi: 10.1007/978-3-030-43309-3_3. (December 05, 2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.