Научная статья на тему 'ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ И РОЛЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ'

ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ И РОЛЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
319
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ГОСТИНИЧНЫЕПРЕДПРИЯТИЯ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ / domestic tourism / hotel enterprises / hospitality industry / standardization / sustainable development / indicators

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зворыкина Т.И., Носова А.А.

Рассматриваются основные тренды развития индустрии гостеприимства как инфраструктурного элемента туризма. Анализируются тенденции въездного и выездного туризма, проблемы туристической отрасли в российских регионах. Уделено особое внимание вопросам устойчивого развития индустрии гостеприимства на основе национальных и международных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Зворыкина Т.И., Носова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE HOSPITALITY INDUSTRY DEVELOPMENT OF RUSSIA REGIONS AND ROLE OF STANDARDIZATION

We examined the role of tourism and the hospitality industry in the economy of the regions, the main directions of development of the industry. The main trends were also analyzed in the development of the hospitality industry as an infrastructural element of tourism, which are a response to modern challenges of the time. The data on the trends of inbound and outbound tourism, the income of the regions of Russia, the number of employees in the industry are given.We paid special attention to the issues of sustainable development of the hospitality industry based on national and international standards. We believe that it is necessary to form a promising program for the development of standardization documents and maximally adapt standards in the field of sustainable development to the possibilities of promoting tourism and the hospitality industry in the Russian regions.

Текст научной работы на тему «ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ И РОЛЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ»

Тренды развития индустрии гостеприимства в регионах России и роль стандартизации*

Рассматриваются основные тренды развития индустрии гостеприимства как инфраструктурного элемента туризма. Анализируются тенденции въездного и выездного туризма, проблемы туристической отрасли в российских регионах. Уделено особое внимание вопросам устойчивого развития индустрии гостеприимства на основе национальных и международных стандартов. УДК статьи 338.1

Т.И. Зворыкина1, 2

АО «Институт региональных

экономических исследований»

АНО ВО «Российский новый

университет»,

д-р экон. наук, профессор,

sss2800@mail.ru

А.А. Носова3

АНО ВО «Российский новый

университет»,

nosova-aanosova@yandex.ru

* Статья подготовлена

при финансовой поддержке РФФИ,

проект № 20-010-00343-22

1 руководитель Центра научных исследований и технического регулирования в сфере услуг, Москва, Россия

2 профессор кафедры, Москва, Россия

3 магистрант, Москва, Россия

Для цитирования: Зворыкина Т.И., Носова А.А.Тренды развития индустрии гостеприимства в регионах России и роль стандартизации // Компетентность / Competency (Russia). — 2022. — № 9-10.

DOI: 10.24412/1993-8780-2022-9-31-37

ключевые слова

внутренний туризм, гостиничные предприятия, индустрия гостеприимства, стандартизация, устойчивое развитие, показатели

настоящее время туризм, как и другие отрасли сферы услуг, претерпевает серьезные изменения. Современные вызовы времени — пандемия, комплекс антироссийских санкций, ориентация туризма на внутреннее развитие (когда вместо зарубежных поездок российским любителям путешествий приходится осваивать отечественные территории), рост цифровизации многих процессов обслуживания и др. — кардинально повлияли на развитие отрасли и ее инфраструктуру [1, 2]. Анализ статистических данных [3-6] и публикаций в официальных источниках [1] показывает резкое сокращение притока в Россию зарубежных гостей и выезда отечественных туристов в другие страны (см. рисунок). Можно сказать, что эта сфера экономики оказалась наиболее уязвимой и требует поддержки государства.

Роль туризма и индустрии гостеприимства в экономике регионов России

Опыт таких стран, как Турция, Испания, Китай, Япония, До-миникана и др., показывает, что

туризм может приносить до 30 и более процентов в бюджеты всех уровней при высоком качестве предоставляемых услуг.

Данная отрасль важна для развития малого и среднего бизнеса, создания рабочих мест, способствует росту интереса к конкретному региону как со стороны органов исполнительной власти, бизнес-сообществ, так и среди жителей различных территорий. Сегодня туризм формирует 3,4 % ВВП страны, влияя на 53 смежные отрасли, таким образом оказывая синергетический эффект. Создание одного рабочего места в сфере туризма способствует возникновению до 5 рабочих мест в смежных отраслях экономики (гостиничный бизнес, транспортная инфраструктура, предприятия питания и т.д.) [4, 5]. Правительство РФ уделяет значительное внимание развитию и поддержанию туристической отрасти страны, понимая ее серьезный экономический потенциал [7]. На государственном уровне действуют: Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ; Указ Президента РФ о национальных целях от 21.07.2020 № 474; Стратегия национальной без-

60000 -

50000

40000

30000

20000 -

10000

0

51122

Число въездных поездок иностранных граждан, тыс. чел. Число выездных поездок граждан России, тыс. чел.

41964

31659

2011 ' 2012 ' 2013 ' 2014 ' 2015 ' 2016 ' 2017 ' 2018 ' 2019 ' 2020

Выездные поездки россиян и въездные поездки иностранных граждан с 2011-го по 2020 год [Outbound trips of Russian citizens and inbound trips of foreign citizens in 2011 to 2020]

Туризм формирует 3,4 % ВВП страны, влияя на 53 смежные отрасли, таким образом оказывая синергетический эффект

опасности от 2.07.2021 № 400; Распоряжение Правительства РФ о Стратегии развития туризма до 2035 года. Важнейшим документом является Постановление Правительства РФ о государственной программе «Развитие туризма» от 24.12.2021 № 2439, четко определяющее направления развития и те преференции, которыми могут пользоваться туристские предприятия. Базой для нормативного регулирования служит также комплекс международных, межгосударственных и национальных стандартов на услуги туризма и индустрии гостеприимства [1].

Направления развития индустрии гостеприимства и влияние стандартизации

Для выявления направлений развития индустрии гостеприимства применялись традиционные общенаучные и конкретно-предметные методы исследования. Были проанализированы статистические данные о развитии индустрии туризма и гостеприимства, проведен контент-анализ с научными и литературными источниками. Изучалась деятельность двух отечественных комитетов (ТК 161 и ТК 401) и международного тех-

Таблица 1

Число коллективных средств размещения в регионах России, ед. [Number of collective accommodation facilities in the regions of Russia, units]

Регион РФ [RF Region] 2017 2018 2019 2020 2021

Калининградская область 221 248 249 253 291

Республика Карелия 213 238 240 243 293

Республика Алтай 223 229 256 263 288

Иркутская область 332 374 390 95 497

Краснодарский край 4 641 5 883 5 759 5 124 5 404

Республика Крым 1 257 1 312 1 320 1 490 1 630

г. Москва 1 323 1 593 1 548 1 170 1 250

Московская область 568 605 713 730 908

нического комитета (ТК/ИСО 228) по стандартизации в области туризма и индустрии гостеприимства. Рассмотрены и проанализированы международные стандарты в области устойчивого развития, разработанные ТК 115, оценена возможность их применения в регионах России для установления степени устойчивости развития туризма и индустрии гостеприимства. Был проведен опрос ведущих менеджеров пяти гостиниц для подтверждения или опровержения позиции о необходимости внесения изменений в международные стандарты по устойчивому развитию.

Анализ основных статистических данных развития российского внутреннего туризма

Как показали исследования, самыми популярными туристическими направлениями в 2022 году стали поездки в Калининградскую область, Республику Карелия, Республику Алтай, на озеро Байкал, а также в Краснодарский край, Республику Крым и центральные регионы — Москву и Московскую область. Как уже отмечалось, развитие туризма в конкретных регионах способствует развитию сопутствующей инфраструктуры, в том числе гостиничного бизнеса. Данные Росстата [3-6] содержат информацию о составе и количестве средств размещения в конкретных регионах, количестве номеров, численности размещенных лиц, доходах коллективных средств размещения от предоставляемых услуг, среднесписочной численности работников и т.д. В соответствии с действующим определением к коллективным средствам размещения относятся гостиницы, мотели, хостелы и другие учреждения гостиничного типа, а также специализированные средства размещения: санаторно-курортные организации, дома отдыха, пансионаты, кемпинги, базы отдыха, туристские базы [4]. В табл. 1 приведены данные последних 5 лет о наличии коллективных средств размещения в наиболее популярных регионах России [3-6].

Таблица 2

Доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг без НДС, акцизов и аналогичных платежей, руб. [Income of collective accommodation facilities from the services provided, excluding VAT, excises and similar payments, rub.]

Регион РФ [RF Region] 2017 2018 2019 2020 2021

Калининградская область 3 279 390,4 3 964 332,1 4 439 183,0 3 733 416,5 6 837 511,5

Республика Карелия 3 024 392,8 3 203 758,0 3 395 261,7 3 1 83 774,9 5 053 331,0

Республика Алтай 1 049 449,4 1 237 160,3 1 488 393,7 1 597 677,1 3 069 209,2

Иркутская область 4 185 985,2 4 633 248,6 5 338 371,1 4 391 472,5 6 877 621,3

Краснодарский край 80 666 219,7 89 378 646,4 94 542 633,2 77 242 982,5 122 893 806,2

Республика Крым 23 062 356,0 28 742 1 66,9 32 248 710,9 33 886 263,3 51 026 263,6

г. Москва 109 162 522,2 140 569 277,4 138 656 492,0 427 672,869 371 839,0

Московская область 23 105 204,6 27 719 798,1 37 250 081,6 21 594 534,0 35 466 608,3

Данные таблицы свидетельствуют, что в различных регионах страны наметилась тенденция увеличения средств размещения для гостей. Активное строительство этих объектов началось в 2019 году из-за роста потока туристов внутри России. Как правило, малые средства размещения в регионах строятся и открываются благодаря поддержке государства и малого бизнеса. Лидерами в этом отношении являются Краснодарский край, Республика Крым, Москва и Московская область. В последние два года активно растет туристический поток в Калининградскую область, Республику Карелия и Республику Алтай, однако строительство новых средств размещения происходит там недостаточно активно. Хотя при увеличении туристического потока строительство в регионе новых средств размещения должно сыграть важнейшую роль в развитии его туристской индустрии и экономики в целом.

Информация о доходах средств размещения, влияющих на наполнение региональных бюджетов, представлена в табл. 2. Ее анализ показывает, что наибольший доход от услуг, предлагаемых средствами размещения, получает Москва, за ней следует Краснодарский край. Третье место по доходности коллективных средств размещения занимает Республика Крым, потом идет Московская область. Далее следуют Калининградская область, Республика Карелия и Иркутская область. Последнее место в списке занимает Республи-

ка Алтай. (Считаем, что региону для увеличения доходности коллективных средств размещения необходимо увеличивать их количество, а также набор соответствующих услуг.)

Состав работающих сотрудников в средствах размещения иллюстрирует табл. 3. Согласно представленным сведениям больше всего рабочих мест в индустрии гостеприимства занято в Краснодарском крае. Этому есть объяснение: данный регион имеет ярко выраженную сезонность, а последние несколько лет туристический поток на курорты Краснодарского края неуклонно растет. Соответственно открываются новые коллективные средства размещения и появляются дополнительные рабочие места для коренного населения. Численность работников в среде гостиничного бизнеса вели-

Таблица 3

Среднесписочная численность работников без внешних совместителей и работников несписочного состава, чел.

[The average number of employees without external part-time workers and non-roster employees, people]

Регион РФ [RF Region] 2017 2018 2019 2020 2021

Калининградская область 3 771 3 711 3 835 3 813 4 186

Республика Карелия 2 446 2 462 2 371 2 208 2 525

Республика Алтай 1 109 1 257 1 277 1 444 1 725

Иркутская область 4 803 4 866 4 892 4 402 5 220

Краснодарский край 61 325 70 519 56 315 60 411 64 244

Республика Крым 37 122 30 894 32 144 30 607 33 462

г. Москва 51 603 58 467 51 891 25 766 23 372

Московская область 28 059 25 813 25 305 26 863 27 524

Стандарты устанавливают требования к качеству предоставляемых туристских и гостиничных услуг и влияют на устойчивость развития региона в целом

ка также в Республике Крым, Москве и Московской области. За ними следуют регионы Калининградской и Иркутской областей, Республик Карелия и Алтай, где данный показатель значительно ниже (что связано с гораздо меньшим числом средств размещения в данных регионах).

Основные тренды развития индустрии гостеприимства в регионах

Как показали исследования, важнейшим трендом логично считать стратегическую возможность развития индустрии гостеприимства на основе формирования и поддержки отечественных гостиничных сетей [8]. Необходимость их развития объясняется следующими обстоятельствами. Начиная с 2020 года многие средства размещения из-за пандемии Covid-19 приостановили свою деятельность, а в марте 2022-го ряд международных гостиничных операторов заявил о частичной приостановке своей деятельности на территории РФ. При этом сократился поток иностранных туристов. Большинство руководителей индустрии гостеприимства оптимистично считают уход зарубежных брендов в сочетании с ростом внутреннего туризма катализатором для развития отрасли и отечественных сетей. При отсутствии западных туристов переход на российский бренд станет более выгодной стратегией для собственников отелей [3].

Следующим по значимости трендом можно считать программный подход к развитию гостиничной индустрии. Внутренний туризм продолжает оставаться основным драйвером роста гостиничного рынка России, откры-

вая новые возможности для различных регионов, кластеров и создавая новые точки роста для бизнеса. В регионах формируются программы развития данной отрасли. При этом государство оказывает финансовую, организационную и социальную поддержку внутреннему туризму и туристическому бизнесу в целом. В качестве примера можно привести программу туристического кешбэка для путешественников, желающих провести свой отпуск внутри страны, систему льготных кредитов для финансирования инвестиционных проектов в сфере гостиничного бизнеса и т.д. [2].

Третий тренд — развитие новых туристских направлений в регионах России. В последние годы наибольшую популярность получили туры в такие регионы России, как Калининградская область, Алтай, Карелия и Байкал, продолжает развиваться сеть туристских маршрутов в Краснодарском крае, на Крымском полуострове, в Москве и Московской области.

Еще один тренд связан с формированием идеологии устойчивого развития туризма и индустрии гостеприимства. Как известно, еще в 2015 году ООН приняла Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Повестка содержит 17 целей, которые должны быть достигнуты в течение 15 лет [4]. В одной из них говорится о необходимости системного развития туризма и индустрии гостеприимства как элемента устойчивого развития региона.

Последний, пятый тренд свидетельствует о развитии региона и его инфраструктуры через туризм. Сферу развития регионов России можно отнести к одиннадцатой цели Повестки ООН «Устойчивые города и населенные пункты». Концепция устойчивого развития предусматривает, что регион будет развиваться при государственной поддержке и в условиях социально-экономической, культурной и экологической устойчивости. Причем сфера туризма может быть отнесена к активным отраслям, создающим условия для устойчивого развития региона. Ее мож-

но считать фактором экономической и культурной устойчивости, поскольку если в регионе есть рекреационная возможность для развития туристического потенциала, то вокруг нее будет развиваться необходимая инфраструктура, начнут создаваться условия для развития малого и среднего бизнеса, появятся дополнительные рабочие места, увеличится поток туристов и улучшится экономическое состояние региона.

Устойчивое развитие региона через туризм: предложения по применению стандартизации

Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует о том, что важным инструментом интенсификации развития туризма и индустрии гостеприимства остается международная и национальная стандартизация. Стандарты устанавливают требования к качеству предоставляемых туристских и гостиничных услуг, влияют на устойчивость развития региона в целом. В последние три года был модернизирован организационный механизм разработки стандартов.

В России созданы два национальных технических комитета, нацеленных на формирование инновационных документов по стандартизации:

► ТК 161 «Услуги в сфере гостеприимства», приказ Росстандарта от 28.02.2018 № 385 (на базе «Опоры России»);

► ТК 401 «Туризм и сопутствующие услуги», приказ Росстандарта от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22.03.2021 № 381 (на базе Федерального агентства по туризму).

В рамках Международной организации по стандартизации действует ТК ISO/TC 228 «Туризм и сопутствующие услуги» (Tourism and related services). Всего в системе действует 45 национальных документов по стандартизации, на международном уровне — 36 стандартов [2]. Значительная часть национальных стандартов гармонизирована с международными. При разработке стандартов необходимо учитывать наметившиеся тренды развития отрасли.

Наряду с созданием стандартов на услуги продолжается подготовка национальных стандартов (на основе международных) в области устойчивого развития регионов [9, 10]. Работу проводит ТК 115 «Устойчивое развитие». Уже приняты идентичные стандарты, важнейший из них — ГОСТ Р ИСО 37120-2020 «Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни». Изучение данного стандарта дает нам основание внести в него некоторые уточнения и изменения. Так, в документе отсутствуют показатели для оценки туризма, в первую очередь для услуг, предоставляемых лицам с ограниченными возможностями здоровья. Вопрос уже неоднократно обсуждался [9, 11-13]. В табл. 4 представлены предлагаемые авторами дополнения в ГОСТ Р ИСО 37120-2020.

Таблица 4

Предложения авторов по дополнению ГОСТ Р ИСО 37120-2020 новыми индикаторами и показателями для обеспечения комфортных условий людям с ограниченными возможностями [Proposals of the authors to supplement GOST R ISO 37120-2020 with new indicators and parameters, including in terms of providing comfortable conditions for people with disabilities]

Раздел стандарта и его название [Section and name of the standard] Предложение по расширению показателей и индикаторов [Proposai for the expansion of parameters and indicators]

14. Отдых ► Площадь крытых общественных зон отдыха на одного человека с ограниченными возможностями ► Площадь помещений средств размещения, доступных для людей с ограниченными возможностями ► Доля средств, направляемых на развитие средств размещения, приходящихся на одного человека с ограниченными возможностями ► Доля туристов с ограниченными возможностями, посещающих территорию

17. Спорт и культура ► Доля бюджетных ассигнований, выделяемых на объекты культуры и спорта для людей с ограниченными возможностями ► Количество культурных мероприятий (выставки, фестивали, концерты) в год, в расчете на 100 000 жителей, доступных для лиц с ограниченными возможностями

Панорама кремля в Измайлово [Kremlin in Izmailovo panorama]

Внесение уточнений в содержание стандарта позволит эффективнее реализовать одну из функций устойчивого развития региона — обеспечить социальную поддержку граждан.

Заключение

Как показали исследования, несмотря на ряд экономических, организационных и политических вызовов времени, туризм и индустрия гостеприимства при поддержке государства развиваются и приносят ощутимые доходы в бюджеты всех уровней. Основными трендами развития индустрии гостеприимства, по мнению авторов, являются: ► стратегическая возможность развития индустрии гостеприимства на основе формирования и поддержки отечественных гостиничных сетей;

► программный подход к развитию гостиничной индустрии;

► развитие новых туристских направлений в регионах России;

► формирование идеологии устойчивого развития туризма и индустрии гостеприимства в регионах России;

► развитие через туризм экономики региона в целом и его инфраструктуры.

Интенсификация развития внутреннего туризма возможна с привлечением такого важного инструмента развития экономики, как стандартизация. Необходимо сформировать перспективную программу разработки документов по стандартизации, максимально адаптировать стандарты в области устойчивого развития к оценке и возможностям продвижения туризма и индустрии гостеприимства в российских регионах. ■

Статья поступила в редакцию 2.10.2022

Список литературы

1. Зворыкина Т.И., Бакай Б.И. Инновационный подход к развитию индустрии гостеприимства на основе применения статистических методов контроля качества // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. — 2022. — № 4(68).

2. Куприков Н.М., Доронин Д.О., Куприкова Е.М., Екимов А.И., Куприков М.Ю. Новые подходы к формированию перспективной программы стандартизации в сфере туризма и сопутствующих услуг // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. — 2022. — № 1(65).

3. Федеральная служба государственной статистики; http://rosstat.gov.ru/folder/23457 (дата обращения: 2.08.2022).

4. Росстат. Коллективные средства размещения; https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Opred_KSR.pdf.

5. Статистика и тренды гостиничного бизнеса-2022; https://www.travelline.ru/blog/statistika-i-trendy-gostinichnogo-biznesa-2022/.

6. Новые реалии гостиничного рынка России; https://logistics.ru/riteyl/novye-realii-gostinichnogo-rynka-rossii-iyul-2022.

7. Белобрагин В.Я., Зажигалкин А.В., Зворыкина Т.И. Основы стандартизации: учебное пособие. 2-е изд., доп. — М.: Стандарты и качество, 2017.

8. Будник В.Н., Силина Е.Д., Николаева Н.А. Современный опыт развития туризма в России и за рубежом: основные проблемы // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2019. — № 1.

9. Росстат. О целях устойчивого развития; https://rosstat.gov.ru/sdg.

10. Окрепилов В.В. Устойчивое развитие административно-территориальных образований на основе экономики качества // Экономика качества. — 2014. — № 2(6).

11. Зворыкина Т.И., Харитонова Т.В., Кудрявцева Е.А. Макет основополагающего инновационного национального стандарта, формирующего систему показателей и индикаторов устойчивого развития территорий // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. — 2019. — № 4(50).

12. Аверин А.В., Андреев Н.В. Разработка предложений по устойчивому развитию туризма и индустрии гостеприимства в период пандемии // Креативная экономика. — 2021. — Т. 15. — № 12 (дата обращения: 5.10.2022).

Trends in the Hospitality Industry Development of Russia Regions and Role of Standardization

T.I. Zvorykina1, 2, JSC Institute for Regional Economic Research, ANO HE Russian New University, Prof. Dr. (Ec.), sss2800@mail.ru

A.A. Nosova3, ANO HE Russian New University, nosova-aanosova@yandex.ru

1 Head of Center for Scientific Research and Technical Regulation in Service Sector, Moscow, Russia

2 Professor of Department, Moscow, Russia

3 Master's Student, Moscow, Russia

Citation: Zvorykina T.I., Nosova A.A. Trends in the Hospitality Industry Development of Russia Regions and Role of Standardization, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2022, no. 9-10, pp. 31-37. DOI: 10.24412/1993-8780-2022-9-31-37

key words

domestic tourism, hotel enterprises, hospitality industry, standardization, sustainable development, indicators

References

We examined the role of tourism and the hospitality industry in the economy of the regions, the main directions of development of the industry. The main trends were also analyzed in the development of the hospitality industry as an infrastructural element of tourism, which are a response to modern challenges of the time. The data on the trends of inbound and outbound tourism, the income of the regions of Russia, the number of employees in the industry are given.

We paid special attention to the issues of sustainable development of the hospitality industry based on national and international standards. We believe that it is necessary to form a promising program for the development of standardization documents and maximally adapt standards in the field of sustainable development to the possibilities of promoting tourism and the hospitality industry in the Russian regions.

1. Zvorykina T.I., Bakay B.I. Innovatsionnyy podkhod k razvitiyu industrii gostepriimstva na osnove primeneniya statisticheskikh metodov kontrolya kachestva [An innovative approach to the development of the hospitality industry based on the use of statistical methods of quality control], Information and economic aspects of standardization and technical regulation, 2022, no. 4(68), pp. 20-27.

2. Kuprikov N.M., Doronin D.O., Kuprikova E.M., Ekimov A.I., Kuprikov M.Yu. Novye podkhody k formirovaniyu perspektivnoy programmy standartizatsii v sfere turizma i soputstvuyushchikh uslug [New approaches to the formation of a promising standardization program in the field of tourism and related services], Information and economic aspects of standardization and technical regulation, 2022, no. 1(65).

3. Federal State Statistics Service; http://rosstat.gov.ru/folder/23457 (acc.: 2.08.2022).

4. Rosstat. Collective accommodation facilities; https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Opred_ KSR.pdf.

5. Hospitality statistics and trends 2022; https://www.travelline.ru/blog/statistika-i-trendy-gostinichnogo-biznesa-2022/.

6. New realities of the Russian hotel market; https://logistics.ru/riteyl/novye-realii-gostinichnogo-rynka-rossii-iyul-2022.

7. Belobragin V.Ya., Zazhigalkin A.V., Zvorykina T.I. Osnovy standartizatsii [Standardization fundamentals], Moscow, Standards and quality, 2017, 516 P.

8. Budnik V.N., Silina E.D., Nikolaeva N.A. Sovremennyy opyt razvitiya turizma v Rossii i za rubezhom: osnovnye problemy [Modern experience of tourism development in Russia and abroad: main problems], Bulletin of the Association of universities of tourism and service, 2019, no. 1, pp. 4-12.

9. Rosstat. On the sustainable development goals; https://rosstat.gov.ru/sdg.

10. Okrepilov V.V. Ustoychivoe razvitie administrativno-territorial'nykh obrazovaniy na osnove ekonomiki kachestva [Sustainable development of administrative-territorial entities based on the economy of quality], Economics of quality, 2014, no. 2(6).

11. Zvorykina T.I., Kharitonova T.V., Kudryavtseva E.A. Maket osnovopolagayushchego innovatsionnogo natsional'nogo standarta, formiruyushchego sistemu pokazateley i indikatorov ustoychivogo razvitiya territoriy [Model of the fundamental innovative national standard that forms the system of indicators and indicators of sustainable development of territories], Information and economic aspects of standardization and technical regulation, 2019, no. 4(50), pp. 10-21.

12. Averin A.V., Andreev N.V. Razrabotka predlozheniy po ustoychivomu razvitiyu turizma i industrii gostepriimstva v period pandemii [Development of proposals for the sustainable development of tourism and the hospitality industry during the pandemic], Creative economy, 2021, vol. 15, no. 12 (acc.: 5.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.