Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Е.В., Сладкович Ю.Я.

В статье рассматриваются основные показатели в сфере туризма и гостеприимства. Рассмотрены основные положения национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» применительно к подготовке профессиональных кадров для реализации проекта. Освещена проблема недостаточной практической составляющей учебного процесса по специальности «Туризм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордеева Е.В., Сладкович Ю.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF VOCATIONAL EDUCATION IN TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY

The article discusses the main indicators in the field of tourism and hospitality. The main provisions of the national project "Tourism and the hospitality industry" are considered in relation to the training of professional personnel for the implementation of the project. The problem of insufficient practical component of the educational process in the specialty "Tourism" is highlighted.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Е.В. Гордеева, канд. экон. наук, доцент Ю.Я. Сладкович, студент Сочинский государственный университет (Россия, г. Сочи)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-4-1-102-107

Аннотация. В статье рассматриваются основные показатели в сфере туризма и гостеприимства. Рассмотрены основные положения национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» применительно к подготовке профессиональных кадров для реализации проекта. Освещена проблема недостаточной практической составляющей учебного процесса по специальности «Туризм».

Ключевые слова: сфера туризма и гостеприимства, туристская деятельность, профессиональная подготовка в сфере туризма и гостеприимства.

По данным Росстата, число туристских фирм, иными словами компаний, осуществляющих туроператорскую и ту-рагентскую деятельность, а также любую другую деятельность по организации путешествий, выросло в России за последние 10 лет на 40%, и составляет около 13000 единиц [2].

Число реализованных туров также растет. Так, в 2019 году число реализованных населению России турпакетов составило 5,3 миллиона единиц [2].

Федеральное статистическое наблюдение за рынком платных услуг населению в сфере туризма показывает выросший в 17

раз за последние 20 лет объем платных туристских услуг населению России, в 2019 году он составил порядка 180 миллионов рублей за год. При этом под понятием «Объем туристских услуг» понимается денежный эквивалент услуг, включенных в турпакет (в стоимость турпутевки), а также экскурсионных услуг, организованных для однодневных посетителей экскурсионными бюро, музеями и т.п. В качестве посетителей могут выступать как граждане России, так и других государств [2]. Рост объема платных услуг за период с 2000 по 2019 гг. представлен на рисунке 1.

2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 Рис. 1. Объем платных услуг населению с 2000 по 2019 гг., млн. руб.

Численность российских туристов, отправленных туристскими фирмами в туры по России и зарубежным странам, по данным Федеральной службы государственной статистики, неуклонно растет, и составляла в 2019 году около 12 миллионов человек, из них 4,4 миллиона отправлено в туры по России, остальные - зарубеж. Самое «покупаемое» направление - Турция, 3,7 миллиона российских туристов направлено в эту страну на отдых. Далее в

порядке убывания российские туристы посетили: Таиланд (550 тысяч человек), Китай (460 тысяч человек), Тунис (322 тысячи человек), Объединенные Арабские Эмираты (316 тысяч человек), Греция (313 тысяч человек), Кипр (272 тысячи человек) [2]. Рост численности российских туристов, отправленных туристскими фирмами в туры по России и зарубежным странам в период с 2010 по 2019 года приведен на рисунке 2.

Рис. 2. Численность российских туристов, отправленных туристскими фирмами в туры по России и зарубежным странам в 2010-2019 гг., тысяч человек

Объем платных туристских услуг на душу населения, по данным Росстата, за последние 10 лет вырос вдвое и составил в 2019 году 1225 рублей [2]. Рост объема

платных туристских услуг на душу населения с 2010 по 2019 гг. представлен на рисунке 3.

В 2021 году будет создан национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» на 2021-2030 годы. Национальный проект по развитию туризма будет включать в себя три федеральных проекта: развитие туристической инфраструктуры и создание качественных турпродуктов, повышение доступности и информированности о туристических продуктах, улучшение управления в сфере туризма [7]. По словам руководителя Федерального агентства по туризму З.В. Догузовой, «для решения всех этих задач Ростуризм вместе с бизнесом будет создавать современную круглогодичную туристическую инфраструктуру, дефицит которой сегодня наши граждане остро чувствуют по всей стране» [3].

Целевые показатели проекта - к 2030 году увеличить количество путешествий по России до 140 миллионов в год, увеличить количество рабочих мест в отрасли до 4,7 миллионов, увеличить вклад туристической отрасли в ВВП страны [6].

В своем послании Федеральному собранию 21 апреля 2021 года Президент Российской Федерации В.В. Путин анонсировал национальный проект в сфере туризма. В ближайшее время будет запущена программа льготных кредитов на строительство и реконструкцию гостиниц, а также другой туристической инфраструктуры. В срок до 2030 года планируется реализовать множество пилотных проектов, - развитие Шерегеша (ведущего горнолыжного центра Кузбасса), создание яхтенного курорта в Балаклавской бухте в Севастополе, укрепление туриндустрии на Алтае и в Калининградской области. Многие туристические кластеры получат с помощью инфраструктурных кредитов новый импульс в развитии. В Центральной России будут усовершенствованы маршруты Золотого кольца, а малые города Центральной России, такие как Таруса, Палех, Муром, Гороховец, Тутаев, Боровск, раскроют свой туристский потенциал. Ждут развития и города Поволжья, и курорты Крыма, а также курорты черноморского и тихоокеанского побережья. Задача, поставленная Президентом, достаточно конкретна: «чтобы из большинства

стран можно было дистанционно, без лишних формальностей и всего за четыре дня оформить электронную визу для поездок в Россию» [1].

Реализация национального проекта в сфере туризма вслед за увеличением объема туристских услуг и ростом числа туристских фирм неизменно приведет к потенциальному увеличению потребности в квалифицированных кадрах в сфере туризма и индустрии гостеприимства.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2020 году в организациях туриндустрии (по сумме кодов ОКВЭД2, входящих в собирательную группировку «Туризм») без учета субъектов малого предпринимательства, были заняты 1 146 426 сотрудников [2]. При достижении ключевой цели национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» роста количества рабочих мест в отрасли до 4,7 миллионов, неизменно возрастет важность вопроса профессиональной подготовки кадров для работы в сфере туризма и индустрии гостеприимства.

По данным Федерального агентства по туризму в Российской Федерации 634 профильных учреждения высшего профессионального образования осуществляют подготовку кадров для сферы туризма и гостеприимства [3]. Именно эти учреждения к 2030 году должны подготовить необходимые 4,7 миллиона специалистов.

Выпускники ВУЗов должны будут принести в сферу туризма и гостеприимства инновации, прогресс и креативность, а также современные методы обслуживания, именно этого ждет от выпускников бизнес.

По мнению экспертов, оторванность учебного процесса от современных методов работы предприятий сферы туризма и гостеприимства - самая большая проблема профессиональной подготовки кадров. Процесс обучения в России сейчас значительно отстает от современного мирового опыта. Специалисты отмечают, что опыт профессиональной подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства в странах Западной Европы и Северной Америки гораздо больше, чем в странах Восточной Европы, в том числе и в России.

Характерные особенности профессиональной подготовки в сфере туристского бизнеса стран Западной Европы, такие как практическая направленность обучения, внимание к международному опыту подготовки кадров, привлечение к подготовке кадров сферы менеджмента зарубежных специалистов, необходимо внедрять и в наши учебные программы подготовки специалистов сферы туризма и гостеприимства. Передовой мировой опыт указывает также на необходимость уделять большее внимание в процессе подготовки специалистов сферы гостеприимства на получение знаний в области прикладных дисциплин (поликультурное образование, этика, иностранные языки, межкультурная коммуникация и др.).

В Российской Федерации разработан и утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата) [4].

Согласно ФГОС ВО, выпускник ВУЗа по специальности «Туризм» будет разрабатывать, продвигать и реализовывать туристский продукт, обладающий качествами, удовлетворяющими требования потребителей (туристов), организовывать комплексное туристское обслуживание в основных секторах туристской индустрии [4].

Выпускник должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности: проектная, организационно-управленческая, научно-исследовательская, производственно-технологическая, сервисная [4].

Программа обучения, согласно ФГОС ВО, может быть или научно-исследовательской, или прикладной [4].

В разрезе данного ФГОС ВО нет конкретной информации на какую должность может претендовать выпускник ВУЗа по специальности «Туризм». Быстроразвива-ющемуся туристскому бизнесу не нужны специалисты широкого профиля, ему нужны специалисты, выполняющие специфические функции в сфере туризма и гостеприимства, причем на высоком профессиональном уровне. Очень востребованы ме-

неджеры по продажам, агенты по бронированию, организаторы мероприятий, гиды, управляющие гостиницей, администраторы, экскурсоводы, специалисты визового центра и т.д., то есть люди, имеющие конкретные знания, умения и навыки.

При существующем дефиците квалифицированного персонала для сферы туризма и гостеприимства отмечается невостребованность выпускников профильных вузов, поскольку они не имеют достаточно практических навыков и знаний по конкретным специализациям. Выпускники, обладая лишь теоретическими знаниями, не умеют обращаться с системами бронирования, не обладают навыками продаж, не знакомы с оформлением визовых документов, плохо знакомы с профессиональной терминологией и т.д. При этом требовательность потребителей туристских услуг неуклонно растет, и зачастую их познания в этой сфере значительно выше, чем у выпускников ВУЗов.

В программе прикладного бакалавриата согласно ФГОС ВО по направлению подготовки «Туризм» только 14% от общего объема программы занимает практика (33 з.е. из 240 з.е.). Согласно ФГОС ВО, учебная практика помогает получить первичные профессиональные умения и навыки, в том числе умения и навыки научно-исследовательской деятельности, во время производственной практики студент получает профессиональные умения и опыт профессиональной деятельности [4].

Для получения вышеуказанных навыков время, отведенное практических занятий, должно быть увеличено. У студентов профильных ВУЗов отмечается нехватка именно практических навыков, которые могут дать практика и обучающие стажировки. Объем практики должен намного превосходить количество часов читаемой преподавателями теории.

Для примера рассмотрим ВУЗ, занимающий первое место в рейтинге ВУЗов по специальности «Туризм» и первое место в рейтинге ВУЗов по востребованности выпускников работодателями - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Основанием для ранжирования в данном рейтинге служили ре-

зультаты ВУЗов при оценке по группам показателей: сотрудничество с работодателями и качество карьеры выпускников, по данным RAEX («РАЭКС-Аналитика») [8].

В соответствии с учебным планом подготовка специалистов по специальности «Туризм» в МГУ им. М.В. Ломоносова включает 4 недели учебной практики и 21 неделю производственной практики [5].

Учебно-ознакомительная практика 1 курса состоит из московской части (10 дней) и полевой практики (13 дней), в т.ч. социально-экономической (7 дней) и эко-лого-рекреационной (6 дней) [5].

В процессе учебно-ознакомительной практики, которая проходит в Москве, студенты изучают взаимосвязь туризма и хозяйственного комплекса города, а также знакомятся с перспективами развития туристской отрасли столицы. Туристские фирмы, гостиничные предприятия, образовательные центры, консалтинговые фирмы - в той или иной степени вовлечены в процесс организации практики студентов. Более того, у студентов есть возможность познакомиться не только с деятельностью частных предприятий, но и органов законодательной и исполнительной власти в сфере туризма, и общественными организациями, таких как Комитет по туризму Государственной Думы, Комитет по туризму Правительства Москвы, Российский Союз Туриндустрии [5].

Вторая полевая часть практики проводится на Сатинском полигоне географического факультета МГУ. Перед студентами ставится задача произвести первичную оценку туристско-рекреационного потенциала Сатинского полигона и выявить социально-экономические условия его использования [5].

2-3 недели отводится на первую часть практики по окончании второго курса, ин-

рубежом, вторую же часть, московскую, студенты проходят в известном гостиничном комплексе «Измайлово», а также на базе учебного туристского предприятия «МКТА». Здесь студенты самостоятельно проходят все этапы формирования туристского продукта под руководством бизнес-тренера [5].

Производственная практика студентов после третьего и четвертого курсов проходит на различных предприятиях туристской индустрии города Москвы [5].

Практика студента должна проходить по индивидуальному плану, который бы учитывал специфику конкретной туристской фирмы и выбранную студентом специализацию. На практике студент должен получить необходимые конкретные знания и умения, например, составлять программы туров для российских и зарубежных клиентов, составлять турпакеты с использованием иностранного языка, оформлять документы для консульств, оформлять регистрацию иностранным гражданам, оформлять страховые полисы и т.п. В таком случае, выпускник будет востребованным при трудоустройстве по окончании ВУЗа.

Акцент на специфику конкретного региона и его рекреационные возможности при прохождении практики неизменно будет способствовать совершенствованию профориентации студента. Так, студенты профильных ВУЗов Краснодарского края должны владеть информацией о рекреационных ресурсах края и их специфике.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что главной целью профессионального образования в сфере туризма и гостеприимства должно стать улучшение его качества с учетом тенденций развития мирового туризма, опыта ведущих профильных учебных заведений и потребностей регионов России.

тересно, что данная практика проходит за

Библиографический список

1. Послание Президента Федеральному Собранию 21.04.2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/65418

2. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/

3. Федеральное агентство по туризму. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tourism.gov.ru/

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/430302.pdf

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tourism.msu.ru/practice/

6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vesti.ru/finance/article/2537307

7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn—dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai/national-project-turizm-2030

8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://raex-a.ru/

CURRENT PROBLEMS OF VOCATIONAL EDUCATION IN TOURISM AND

HOSPITALITY INDUSTRY

E.V. Gordeeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Yu.Ya. Sladkovich, Student Sochi State University (Russia, Sochi)

Abstract. The article discusses the main indicators in the field of tourism and hospitality. The main provisions of the national project "Tourism and the hospitality industry" are considered in relation to the training ofprofessional personnel for the implementation of the project. The problem of insufficient practical component of the educational process in the specialty "Tourism" is highlighted.

Keywords: tourism and hospitality, tourism activities, professional training in tourism and hospitality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.