оригинальная статья
DOI: 10.26794/2304-022X-2022-12-2-45-54 УДК 338.048(045) JEL Z30, Z32, Z38
(CC) ]
BY 4.0
Антикризисные меры по снижению последствий влияния санкций на сферу туризма России
Т. П. Розанова
Финансовый университет, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
В условиях существующих угроз: отсутствия полноценной возможности путешествий, роста тарифов на авиаперевозки из-за усложнения логистики полетов и увеличения их длительности, валютных рисков - ограничиваются возможности развития выездного и въездного направлений туристской отрасли. Необходимы ее переориентация на развитие и поддержку внутреннего туризма с фрагментарным увеличением въездного потока из нейтральных или дружественных стран, увеличение разнообразных видов путешествий внутри страны, востребованных российскими гражданами, разработка и реализация ряда антикризисных мер для нивелирования возникших для отрасли угроз.-Объектом исследования выступают управленческие решения в сфере туризма в условиях международных санкций. Цель исследования заключается в анализе возможных мер для ее стабилизации в условиях санкций международного сообщества. Задачами являются изучение состояние индустрии туризма и гостеприимства; выявление рисков, возникших в отрасли в связи введением санкций; определение основных видов инструментов, нивелирующих внешние угрозы, и рассмотрение возможности применения предложенных антикризисных мер.-В работе использовались общие методы исследования, такие как наблюдение, систематизация и обобщение собранного теоретического и практического материала. Ключевые слова: туризм; международные санкции; въездной и выездной туризм; внутренний туризм; инструменты влияния; устойчивое развитие
Для цитирования: Розанова Т. П. Антикризисные меры по снижению последствий влияния санкций на сферу туризма России. Управленческие науки. 2022;12(2):45-54. DOI: 10.26794/2304-022X^022-12-2-45-54
original paper
Anti-crisis Measures to Reduce the consequences
of the impact of sanctions on the Tourism industry of Russia
T. P. Rozanova
Financial University, Moscow, Russia
abstract
In the conditions of existing threats - the lack of full-fledged travel mobility, the growth of air fares due to the complication of flight logistics and the duration of air travel, currency risks - the opportunities for the development of outbound and inbound tourism are limited. It is necessary to reorient the tourism business to the development and support of domestic tourism with the fragmented development of the incoming flow from neutral and friendly countries. To promote the development of various types of domestic tourism in demand by Russian citizens. To develop and implement a number of management solutions for leveling the emerging threats to the tourism sector. The object of the article is management decisions in the field of tourism in the context of international sanctions. The purpose of the article is to analyze possible measures to stabilize it in the face of sanctions by the international community. The tasks are to study the state of the tourism industry and hospitality; identification of risks posed to the industry by the imposition of sanctions; determination of the main types of instruments that mitigate external threats and consideration of the possibility of applying the proposed anti-crisis measures. In the article used common methods of research, such as observation, systematization and synthesis of collected theoretical and practical material. Keywords: tourism; international sanctions; inbound and outbound tourism; domestic tourism; instruments of influence; sustainable development
For citation: Rozanova T. P. Anti-crisis measures to reduce the consequences of the impact of sanctions on the tourism industry of Russia. Management Sciences. 2022;12(2):45-54. (In Russ.). DOI: 10.26794/2304-022X-2022-12-2-45-54
© Розанова Т. П., 2022
введение
Мировая индустрия туризма и гостеприимства переживает сегодня сложные времена. Антиковидные ограничения затронули эту сферу во всех странах. По данным Всемирной туристической организации (UNWTO), количество международных поездок в 2021 г. по сравнению с 2019 г. уменьшилось на 72%, причем доходы отрасли составили лишь 54% от уровня 2019 г.1 В условиях, когда туристическая отрасль не успела восстановиться после последствий пандемии, к ней применяются международные санкции, которые ставят под угрозу ее устойчивое развитие и особенно — ее международную составляющую. Таким образом, становится очевидной целесообразность поиска управленческих решений, направленных на нивелирование данных угроз.
Анализ данных Росстата по каждому виду платных услуг в сфере туризма в России за период ограничения турпотоков показывает значительное снижение показателей в 2019-2020 гг. (табл. 1).
Оборот российской туристической отрасли в 2021 г. составил 2,5 трлн руб., или 70% от уровня 2019 г. [1]. Антиковидные меры значительно снизили поток въездного туризма в Россию: с января по сентябрь 2021 г. иностранцы совершили 175,8 тыс. визитов, хотя в аналогичный период 2019 г. это количество достигало 4,3 млн.
Эти и последующие данные служат подтверждением тому, что туриндустрия РФ на протяжение последних трех лет переживает сложные времена [2, 3] — годовые показатели деятельности организаций отрасли, приведенные в табл. 1, позволяют отметить отрицательную динамику.
Исходя из данных табл. 2, в период 2017-2020 гг. происходило сокращение работников, занятых в сфере туризма: их средняя и среднесписочная численность уменьшилась соответственно на 45 038 чел. (или 3,8%) и на 33 827 чел. (или 3,0%). Отрасль испытала на себе отрицательное воздействие ограничения туристских потоков, которое выразилось в том, что до 2019 г. наблюдался рост основных показателей ее деятельности, а в 2020 г. произошел резкий спад: оборот сократился на 1096,8 млрд руб. (или 36,1%), инвестиции в основной капитал уменьшились на 16,1 млрд руб. (или 4,5%), полная стоимость основных фондов снизилась на 1464,9 млрд руб. (или 29,6%), а остаточная — на 1072,5 млрд руб. (или 34,4%), ввод новых основных фондов
1 Сайт Ассоциации туроператоров России (АТОР). URL: https://www.atorus.ru/News/Press-Centre/new/58410.html
сократился на 138,7 млрд руб. (или 32,6%). Износ основных фондов в период 2017-2020 гг.-увеличился с 35,5 до 41,1% (на 5,6 п.п.), средняя заработная плата работников туриндустрии снизилась на 1200 руб. (или 2,2%) (см. рисунок).
Таково было состояние индустрии туризма РФ после пандемии. Многое делалось для ее устойчивого развития и выхода на прежний уровень, для восстановления потока путешественников. Именно на это и был направлен национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства»2, в котором был обозначен курс на развитие внутреннего туризма и четко прописаны меры поддержки. Сегодняшние внешние санкции подтолкнули к реализации данной стратегической цели и ускорили этот процесс. Жесткие меры со стороны международного сообщества ставят под угрозу устойчивое развитие российской сферы туризма и особенно ее международной составляющей. В этих условиях целесообразно переориентироваться на развитие и поддержку внутреннего туризма.
Ограничение Росавиацией полетов над территорией РФ авиакомпаниям из 36 стран мира в ответ на запрет перемещения по воздуху над странами ЕС, Канадой и т.д. ведет к сокращению возможностей в сфере выездного и въездного туризма. Происходит рост тарифов на авиаперевозки из-за усложнения логистики авиаперелетов и их длительности — оставшиеся на нашем рынке зарубежные авиакомпании (в частности, Emirates, Turkish Airlines) уже заявили об увеличении стоимости билетов на 20%.
Просматриваются риски со стороны международных гостиничных сетей: отзыв франшиз, разрыв договорных отношений с собственниками предприятий. Уже стала свершившимся фактом остановка деятельности в РФ финского холдинга S-Group, управляющего отелями Sokos и работающего на российском рынке с 2006 г.
Поскольку в настоящее время в нашей стране представлены 22 международных гостиничных оператора, такие санкции становятся реальной угрозой для отрасли. К 2023 г. на рынок планировали выйти еще минимум три оператора, работающих в верхнем ценовом сегменте: Jumeirah Group, Mandarin Oriental Hotel Group и TASIGO. Пятерка международных гостиничных операторов (Accor Hotels, Radisson Hotel
2 Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». URL: https://tourism.gov.ru/contents/documenty/ plan-deyatelnosti/natsionalnyy-proekt-turizm-i-industriya-gostepriimstva
Таблица 1 / Table 1
Объем платных услуг в сфере туризма в России за период 2017-2020 гг. / The volume of paid services in the field of tourism in Russia for the period 2017-2020
Объем платных услуг населению, млн руб. / The volume of paid services to the population, million rubles 2017 2018 2019 2020
Туристических 166520 172090 179826 91 884
Гостиничных и аналогичных средств размещения 219916 255708 247279 181 577
Специализированных коллективных средств размещения 137031 155296 163824 114 755
Из них: санаторно-курортных организаций 112305 124783 127186 85 527
Источник/Source: разработано автором по материалам Росстата. Платные услуги населению в сфере туризма. URL: https://rosstat.gov. ru/ (дата обращения: 04.03.2022) / developed by the author based on the materials of Rosstat. Paid services to the population in the field of tourism. URL: https://rosstat.gov.ru (accessed on 04.03.2022).
Таблица 2/ Table 2
Показатели деятельности организаций туриндустрии без учета субъектов малого предпринимательства за период 2017-2020 гг. / Performance indicators of tourism industry organizations excluding small businesses for the period 2017-2020
Показатель / indicator 2017 2018 2019 2020
Средняя численность работников, чел. 1 191464 1 166350 1 179697 1 146 426
Среднесписочная численность работников, чел. 1 117 138 1 091 346 1 104 288 1 083 311
Среднемесячная начисленная заработная плата работников, руб. 46 160,3 51 580,0 54 185,4 52 984,9
Оборот, млрд руб. 2416,5 2785,4 3041,1 1944,3
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 313,1 348,9 359,5 343,4
Наличие основных фондов по полной учетной стоимости на конец года, млрд руб. 4254,3 4807,5 4942,9 3478,0
Наличие основных фондов на конец года по остаточной балансовой стоимости, млрд руб. 2744,2 3091,7 3121,8 2049,3
Ввод новых основных фондов, млрд руб. 242,1 385,4 425,9 287,2
Степень износа основных фондов на конец года, % 35,5 35,7 36,8 41,1
Источник/Source: разработано автором по материалам Росстата. Отдельные показатели деятельности организаций туриндустрии (по сумме кодов ОКВЭД2, входящих в собирательную группировку «Туризм». URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 04.03.2022) / developed by the author based on Rosstat. Separate performance of the activities of the tourism industry (by the amount of OKVED 2 codes included in the collecting group "Tourism". URL: https://rosstat.gov.ru (accessed on 04.03.2022).
Group, Marriott International, IHG, Hilton Worldwide) формируют 80% российского сетевого номерного фонда (это 78% гостиниц). На рынке представлено также 35 отечественных сетей, но их концентрация российских сетей, в отличие от международных, более низкая. При этом из 25,3 тыс. средств размещения в России четверть относится к постройкам советского
периода (санатории, пансионаты, базы отдыха), в том числе большое количество отелей и здравниц в Крыму, многие из которых не проходили реновацию в течение 10-20 лет3.
3 Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). URL: https://tourism.gov.ru (дата обращения: 04.03.2022).
Рис./Fig. динамика основных показателей деятельности организаций туриндустрии (без субъектов малого предпринимательства) до и во время пандемии / Dynamics of the main indicators of tourism industry organizations (without small businesses) before and during the pandemic
Источник/Source: разработано автором по данным Росстата. Отдельные показатели деятельности организаций туриндустрии (по сумме кодов ОКВЭД2, входящих в собирательную группировку «Туризм»). URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 04.03.2022) / developed by the author based on Rosstat. Separate performance of the activities of the tourism industry (by the amount of OKVED 2 codes included in the collecting group "Tourism"). URL: https://rosstat.gov.ru (accessed on 04.03.2022).
Реальна также угроза отзыва лицензий и прекращение поддержки программного обеспечения для туристского и гостиничного бизнеса (Micros, Fidelio, Epitome) его международными производителями (Booking. Com уже не работает на территории РФ).
Валютные риски, изменения курсов валют, девальвация рубля, снижение покупательной способности населения также не могут не сказаться на развитии туризма. Введение санкций, дефицит, увеличение цен на импортные продукты, не подлежащие импортозамещению (кофе, шоколад и т.д.), — все эти факторы станут причиной нарушения технологических цепочек приготовления блюд из ассортимента многих ресторанов при отелях в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Нельзя не сказать о психологическом аспекте. Путешествия с вероятностью возникновения в них непредсказуемых ситуаций и возможные угрозы повышают уровень тревожности российских туристов, вследствие чего они откладывают поездки на неопределенное время.
Таким образом, ожидаемые последствия от примененных санкций для сферы туризма могут быть следующими:
• потеря ее гуманитарной и социальной функции в отношениях с теми странами, которые поддержали санкции;
• угроза для развития въездного и выездного туризма;
• отсутствие в России дохода от данной отрасли за счет экспорта услуг;
• фактическое прекращение деятельности тех фирм, которые специализировались на международных направлениях;
• разрушение партнерских отношений с зарубежными компаниями;
• ограничение рынков событийного и делового туризма;
• временные крупные финансовые убытки у туроператоров выездного туризма, авиаперевозчиков, аэропортов, туристических агентств.
Из рабочей версии проекта Плана правительства4 следует, что общая стоимость первоочередных мер по
4 Известия (на основе рабочей версии проекта плана Правительства РФ). URL: https://iz.ru/1303423/evgenii-kuznetcov-mariia-kolobova-mariia-perevoshchikova/po-bolshomu-raschetu-stoimost-antikrizisnykh-mer-prevysit-1-trln-rublei
поддержке российской экономики для федерального бюджета превысит 1 трлн руб. Большая часть дополнительных расходов пойдет на социальную поддержку, включая стимулирование рынка труда, — 496 млрд руб. На втором месте — транспорт (275 млрд руб.). На помощь малому и среднему бизнесу планируется направить 23,3 млрд руб., промышленности — 20 млрд руб. Проводить оценку ущерба, нанесенного российской сфере туризма и гостеприимства, пока несвоевременно. Но уже сейчас можно говорить о тех убытках, которые в первую очередь связаны с организацией вывозных рейсов для туристов из-за рубежа, о потенциальных финансовых потерях авиакомпаний, средств размещения, а также туроператоров (из-за отказа иностранцев от путешествий по нашей стране). По предварительным расчетам, начиная с 25 февраля 2022 г. туристский бизнес теряет 40-45% продаж по сравнению с январем 2020 г. Количество бронирований на различные курорты на лето текущего года сократилось примерно на 30%. Путешественники выбирают Краснодарский край, Крым, ориентируются на доступные направления. Самыми популярными являются Турция, Египет, Юго-Восточная Азия.
Для оценки урона, нанесенного туристскому и гостиничному бизнесу в среднесрочном периоде, целесообразно провести полноценный качественный и количественный мониторинг. Для этого необходимо собрать от туроператоров информацию:
• об ожидаемых турпотоках до и после санкций в количественном и денежном выражении (общую и по различным направлениям);
• о количестве туристов, планировавших совершать путешествия по России до введения санкций, и предполагаемых денежных доходах организаций отрасли;
• о предполагаемых отказах в получении виз и связанных с этим потерях;
• о компаниях, которые закрываются и планируют закрыться в ближайшее время (количестве сокращенных сотрудников).
Особое внимание следует уделить регионам и получить данные с мест о туристских потоках, средствах размещения и соответствующей инфраструктуре. Это может послужить базой для принятия дальнейших управленческих решений касательно развития внутреннего туризма в России и переориентации всей индустрии на его поддержку. При этом въездной поток из нейтральных или дружественных в отношении РФ стран (таких, как Турция, Египет, Тунис) может поддерживаться фрагментарно.
Ряд государств не ввели санкции против России: в их числе Бразилия, Индия, Китай, ЮАР, Турция, Мексика, Аргентина, Сербия, Босния и Герцеговина, Куба, Венесуэла, Никарагуа, Сирия, Египет, ОАЭ, а также страны СНГ — Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Армения, Киргизия, Грузия, Азербайджан, Молдавия. Венгрия занимает двойственную позицию, страны Африки и Латинской Америки — нейтральную. Это тот целевой рынок, с которым в перспективе можно работать по въездному и выездному туризму. По опыту прошлых лет на него приходится чуть больше трети поездок иностранных граждан в нашу страну [4, 5]. С учетом геополитической обстановки и требований к безопасности международных маршрутов возможно увеличение потока из Индии, Китая. Для этих стран целесообразно упростить визовый режим, увеличить срок пребывания по электронной визе, снизить консульский сбор за ее оформление.
Но приоритет все-таки следует отдать внутреннему туризму как драйверу нивелирования существующих санкционных угроз. И для этого есть реальные основания — в России наблюдается положительная динамика восстановления путешествий по стране: в 2021 г. в них приняло участие 56 млн чел., что составило почти 90% от «доковидного» показателя 2019 г. [6].
Говоря о санкциях, следует отметить, что они имеют длительную историю (в истории античности и средневековья они имели свое название — «репрессалии»). Государства часто влияли на своих соседей, используя непрямые методы воздействия. Наиболее частой причиной санкций, особенно со стороны США, является демонстрация силы и целенаправленное принуждение страны, против которой они направлены, к повышению своих экономических затрат. Но, как показывает история, санкции, создавая проблемы, нередко предоставляют шансы для принятия неординарных мер для их преодоления, зачастую вызывая эффект сплочения населения вокруг правительства и поиска альтернативных путей выхода из сложившейся ситуации [7]. Автор предлагает некоторые антикризисные меры реагирования на угрозы и вызовы для сферы туризма (табл. 3).
В современных условиях сфере туризма необходимо использовать следующие возможности:
Развитие железнодорожного и автомобильного туризма и сопутствующей инфраструктуры.
• Ограничения в работе некоторых аэропортов в Российской Федерации и угроза изъятия лессора-ми самолетов у российских авиакомпаний предпо-
лагают не только разработку новой транспортной схемы для авиакомпаний, но и использование возможностей существующей транспортной инфраструктуры, а заставляют обратить внимание на развитие железнодорожного транспорта и железнодорожного туризма (возможно использование опыта РЖД).
• Увеличение роли автомобильного туризма потребует, в свою очередь, аудита существующей инфраструктуры. Представляется целесообразным в кратчайшие сроки разработать и внедрить инвестиционный проект строительства национальной сети мотелей, обеспечивающих качество и безопасность гостиничных услуг для бюджетных путешествий (уровня 2-3 звезды), площадок для кемпингов, а также придорожных современных и безопасных мест для отдыха, оборудованных душевыми кабинами, туалетами т.д. В связи со снижением уровня доходов потенциальных туристов представляется нецелесообразным дальнейшее повышение тарифов за проезд по платным участкам дорог ГК «Автодор».
Становление агротуризма и частного предпринимательства, для чего необходимо:
• разработать ряд мер по развитию агротуриз-ма, использованию деревень, сел, гостевых домов в различных регионах Российской Федерации в качестве туристских объектов; оборудованию пляжных зон рек, озер, водохранилищ;
• договориться о взаимодействии с частными инвесторами о предоставлении льготного кредитования и налоговых льгот;
• внедрять разработанную российскими специалистами систему бронирования подобных объектов;
• Минсельхозу, Минстрою, Ростуризму — соответственно подготовить предложения о строительстве средств размещения на землях сельхозназначения с учетом защиты сельскохозяйственных угодий от выбытия из производства (что потребует внесения изменений в законодательство).
Введение новых гостиничных форматов, в том числе не являющихся объектами капитального строительства.
С учетом востребованности реабилитационных туров и отдыха на природе необходимо провести аудит объектов санаторно-курортной сферы, а также внедрять модульные конструкции (глэмпинги) в непосредственной близости к рекреационным зонам, национальным заповедникам, развивать со-
ответствующую инфраструктуру. Удачным примером можно назвать проект развития природного парка «Кудыкина гора» в Липецкой области, предлагающего гостям не только размещение и питание, но и участие в различных досуговых мероприятиях.
Создание турпродуктов территорий.
Такие регионы, как Крым, Краснодарский край, Алтай, Камчатка, Калининградская область, Карелия, Сахалин, Мурманская область, Дагестан, Кабардино-Балкария в 2020 г. полностью восстановили провалы в туристической отрасли, возникшие из-за антиковидных ограничений, доказав, что имеют большой потенциал. Необходима дальнейшая работа по туристскому территориальному проектированию с целью создания турпродуктов государственных субъектов с учетом их уникальных особенностей, кросс-региональная координация и синхронизация. В первую очередь это должно коснуться тех 11 приоритетных территорий, которые определены национальным проектом «Туризм и индустрия гостеприимства».
Разработка российского программного обеспечения в сфере туризма и гостиничного бизнеса.
Угроза отзыва лицензий и прекращения поддержки программного обеспечения международными производителями вплотную подводит нас к необходимости развивать в среде молодых предпринимателей, студентов, стартапы, направленные на производство российского программного обеспечения в сфере управления отелями, доходами на гостиничном предприятии, продажами. Должна существовать система грантов на становление цифровых лабораторий при профильных учебных заведениях, обеспечивающих интеграцию специалистов в сфере информационных технологий и безопасности гостиничного бизнеса для проектной реализации поставленных задач в сжатые сроки в краткосрочной перспективе.
Скорейшее завершение модернизации правовой базы развития туризма [9, 10], принятие обновленного закона о туристской деятельности, нового законодательного акта о туристских территориях.
Использование финансовых мер поддержки туристского и гостиничного бизнеса со стороны государства:
• дотирование стоимости билетов на летний период с целью распределения турпотока не только в Крым и Краснодарский край, но и в другие регионы;
• увеличение сроков возврата кредитов;
Таблица 3/ Table 3
Антикризисные меры реагирования на угрозы и вызовы для сферы туризма / Anti-crisis response measures to threats and challenges for the tourism sector /
Субъекты сферы туризма и гостеприимства / Subjects of tourism and hospitality
Меры мгновенного реагирования / Response immediate measures
Меры в краткосрочном периоде / Short-term measures
Меры в среднесрочном периоде / Measures in the medium term
Туристские компании и объекты туристской инфраструктуры
• Проведение регулярных онлайн информационных встреч, собраний по реальной ситуации в туротра-сли с Ростуризмом, Росавиацией, МИД РФ и другими ведомствами.
• Организация информирования турбизнеса через специализированные средства массовой информации о ситуации в отрасли
• Выделение дотаций туроператорам для компенсации несостоявшихся туров.
• Грамотно организованная работа со страховыми компаниями по выплатам туроператорским компаниям.
• Продление программы кэшбэка
в 2022 г.
• Облегчение участия в программе кэшбэк.
• Развитие системы кэшбэк для детского отдыха
• Снижение налоговой нагрузки туристским компаниям, транспортным компаниям, компаниям, реализующим авиабилеты (авиакассы), которые существенно пострадали от форсмажорных обстоятельств: отмена уплаты НДС в течение 3 лет, снижение ставки налога на прибыль до 3%, снижение ставки НДФЛ до 5%.
• Предоставление туроператорам льготных гарантированных государством кредитов (со ставкой не более 5%) на выплату средств туристам за несостоявшиеся
в 2022 г. из-за санкций туры и выплату зарплат сотрудникам.
• Предоставление кредитных каникул.
• Облегчение работы туроператорам на рынке внутреннего и въездного туризма в плане страхового взноса или банковской гарантии [8].
• Создание стратегии развития детского туризма
в Российской Федерации, определение программных мероприятий по развитию детского туризма в Российской Федерации.
• Создание дополнительных программ финансирования для отдыха населения внутри страны (для детей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, для лиц преклонного возраста - пенсионеров, для молодежи).
• Разработка программы развития железнодорожного туризма между городами Российской Федерации.
• Разработка программы развития речного туризма, строительство причальных стенок в городах Астрахань, Махачкала, Дербент с целью развития морского круиз-ного туризма в Каспийском море.
• Разработка системы мероприятий для развития сотрудничества в сфере туризма с странами, которые не вводят санкции против России и открыты к сотрудничеству. Это Китай, Индия, другие азиатские и арабские страны, страны СНГ.
• Решение вопроса по ускоренной процедуре получения виз в РФ, запуск е-виз для иностранных туристов.
• Субсидирование чартерных рейсов из стран, которые имеют потенциал по наращиванию турпотоков: Китая, арабских стран, Индии.
• Содействие в создании российских систем бронирования авиабилетов, железнодорожных билетов.
• Обеспечение доступности перевозок за счет предоставления субсидий на внутренние поездки, в том числе поездки в межсезонье.
• Содействие в создании цифровых платформ о туристских ресурсах, событийных мероприятиях в туризме, о туристских регионах.
• Разработка системы мер поддержки и развития санаторно-курортной отрасли
Окончание таблицы 3/ Table 3 (continued)
Субъекты сферы туризма и гостеприимства / Subjects of tourism and hospitality
Меры мгновенного реагирования / Response immediate measures
Меры в краткосрочном периоде / Short-term measures
Меры в среднесрочном периоде / Measures in the medium term
Гостиничные комплексы
• Срочный аудит всех имеющихся российских онлайн-каналов бронирования или альтернативных систем дистрибуции: Ostrovok, AllHotel Market, Bronevik.com, Яндекс.Путешествия, Academservice (Best Eastern Hotels),
One Two Trip, Tvil (аналог Airbnb, сервис посуточной аренды квартир и апартаментов).
• Разработка новых онлайн-каналов бронирования,
а также модулей бронирования, адаптированных для крупных и сетевых отелей. Разработкой систем управления гостиничными предприятиями на основе облачных технологий разработка новых стартапов по разработке безопасного программного обеспечения для управления отелями
• Разработка вариантов управления гостиничными предприятиями, вхождение их
в российские сети, как с учетом опыта западных и сетевых технологий (копирование и внедрение), так и с применением новых стандартов.
• Переориентация собственников отелей на новое программное обеспечение вместо отозванного международными гостиничными сетями
• Повышение качества услуг со стороны российских гостиничных предприятий, восстановление устаревшего номерного фонда особенно в регионах РФ.
• Разработка системы мер поддержки для развития гостиничной индустрии.
• Создание системы грантов для строительства быстровозводимых комплексов - средств размещения.
• Предоставление льготных кредитов для строительства, реконструкции гостиничной инфраструктуры.
• Освобождение от уплаты налогов на прибыль, НДС предприятий, которые реконструируют или возводят объекты размещения для туристов.
• Проведение аудита гостиничного фонда
в Российской Федерации, сопоставив количество сетевых и независимых отелей разной классификации, составить региональную карту охвата различных регионов гостиничными объектами.
• Создание и приоритетное развитие российских гостиничных групп и сетей.
• Развитие новых форматов гостиничных предприятий: бюджетные кемпинги (модульные конструкции), мотели (в целях развития автотуризма), санаторно-курортные объекты и развитие национальных сетей санаторно-курортных объектов в долгосрочной перспективе
Источник/Source: разработано автором / developed by the author.
• отмена НДФЛ на субсидии;
• отсрочка в платежах по страховым взносам;
• дотации на часть арендных платежей (особенно ресторанному бизнесу);
• выделение средств на возобновление программы «Туристический кешбэк».
Формирование позитивного образа путешествий внутри страны на ближайшую и долгосрочную перспективу для тех стран, которые поддерживают Российскую Федерацию и не накладывают санкции.
Развитие на базе профильных учебных заведений профессиональных школ, занимающихся
целевой подготовкой и обучением специалистов гостиничного и туристического сектора, направленного на повышение качества предоставляемых услуг населению.
Формирование российских гостиничных сетей. Российской ассоциации независимых отелей аналогично европейским структурам "The Leading Hotels of the World" и т.д. нужно:
• заняться внедрением собственных сетей, эксплуатация которых, позволяя собственникам сохранять операционную независимость, заставит вводить стандарты качества и оказывать маркетинговую поддержку;
• произвести аудит гостиничного фонда в Российской Федерации, сопоставив количество сетевых и независимых отелей разной классификации, составить региональную карту охвата различных регионов гостиничными объектами в краткосрочной перспективе с привлечением специалистов из профильных учебных заведений, Ростуризма, ведущих гостиничных аналитиков и консультантов, не аффилированных с международными компаниями.
Отдельно нужно остановиться на работе с регионами.
В этом направлении целесообразно:
• создание туристских паспортов и размещение в онлайн-пространстве с целью информирования населения о туристских ресурсах;
• поддержка за счет средств бюджетов бюджетной системы строительства и развития инфраструктуры в регионах;
• выпуск туристских календарей в регионах и информирование населения;
• создание туристских брендов регионов и позиционирование региона через разработанные бренды;
• организация волонтерского туристского движения;
• разработка информационных качественных ресурсов о туристском потенциале региона;
• обучение представителей регионов, курирующих туризм, основным аспектам туристской деятельности, разработке бизнес-планов и привлечению инвесторов, маркетинговому продвижению и т.д.;
• развитие межрегионального сотрудничества, создание межрегиональных туристских программ.
Важное место среди антикризисных мер занимает коммуникационная работа с населением:
• организация грамотного информирования о туристском потенциале России, об уникальных туристических объектах, регионах;
• создание циклов телевизионных передач о туристических возможностях страны, в том числе мультиязычных;
• внедрение предмета «Краеведение» в школах;
• возрождение акции «Моя Родина — Российская Федерация» в образовательных учреждениях;
• разработка цикла общеразвивающих лекций по туризму в рамках общества «Знание»;
• привлечение населения к участию в событийных мероприятиях.
Еще одно направление антикризисных мер — это подготовка квалифицированных кадров, а значит, требуется:
• поддержка образовательных организаций, реализующих программы среднего и высшего образования для сферы туризма;
• выделение дополнительных бюджетных мест для направлений подготовки «Туризм», «Гостиничное дело»;
• привлечение образовательных организаций для осуществления программ повышения квалификации и переподготовки за счет федерального бюджета, региональных бюджетов;
• возрождение системы развивающего обучения в сфере туризма.
выводы
В существующих условиях необходима мобилизация всех составляющих туристической отрасли: транспортной инфраструктуры, гостиничных и туристических комплексов, специалистов в данной области (в том числе представителей туристических компаний и туроператоров), экспертов по территориям — для подготовки новых туристических продуктов и предоставления их гражданам России. В работе проанализированы нынешние угрозы и риски сферы туризма и разработаны некоторые антикризисные меры реагирования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Ломидзе М. В АТОР подвели туристические итоги 2021 года. Ассоциация туроператоров. 22.12.2021. URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/58171.html
2. Rozanova T. P., Stytsiuk R. Y., Artemyeva O. A., Motagali Y. B. Assessment of the tourism potential of the Russian Federation. In: Gaol F. L., Filimonova N., Maslennikov V., eds. Financial and economic tools used in the world hospitality industry. Leiden: CRC Press/Balkema; 2018:183-188.
3. Чхотуа И. З. Стратегические направления развития туристской отрасли в цифровой экономике. Управленческое консультирование. 2021;(4):81-96. DOI: 10.22394/1726-1139-2021-4-81-96
4. Иванов А. А. История российского туризма (IX-XX вв.). М.: Форум; 2020. 320 с.
5. Симонян Г. А., Сарян А. А. Особенности формирования туристских потоков в современных условиях. Современная научная мысль. 2021;(2):181-189. DOI: 10.24412/2308-264X-2021-2-181-189
6. Догузова З. Ростуризм оценил годовой оборот туротрасли в 70% от "доковидного" уровня. Интерфакс. 27.12.2021. URL: https://www.interfax.ru/business/812686
7. Hufbauer G. C., Schott J. J., Elliott K. A., Oegg B. Economic sanctions reconsidered. 3rd ed. Washington, DC: Peterson Institute for International Economics; 2009. 233 p.
8. Федорова Т. А. Управление рисками и страхование в туризме. М.: Магистр; Инфра-М; 2020. 192 с.
9. Тельминова Н. И. Основные проблемы в сфере административно-правового регулирования туристской деятельности. Молодой ученый. 2022;(5):230-233.
10. Золотовский В. А., Золотовская Н. Я. Правовое регулирование в сфере туризма. М.: Юрайт; 2020. 247 с.
REFERENCES
1. Lomidze M. The Association of Tour Operators summed up the tourist results of 2021. Association of Tour Operators. Dec. 22, 2021. URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/58171.html (In Russ.).
2. Rozanova T. P., Stytsiuk R. Y., Artemyeva O. A., Motagali Y. B. Assessment of the tourism potential of the Russian Federation. In: Gaol F. L., Filimonova N., Maslennikov V., eds. Financial and economic tools used in the world hospitality industry. Leiden: CRC Press/Balkema; 2018:183-188.
3. Chkhotua I. Z. Strategic directions of tourism industry development in the digital economy. Upravlencheskoe konsul'tirovanie = Administrative Consulting. 2021;(4):81-96. (In Russ.). DOI: 10.22394/1726-1139-2021-4-81-96
4. Ivanov A. A. History of Russian tourism (IX-XX centuries). Moscow: Forum; 2020. 320 p. (In Russ.).
5. Simonyan G. A., Saryan A. A. Features of the formation of tourist flows in modern conditions. Sovremennaya nauchnaya mysl' = Modern Scientific Thought. 2021;(2):181-189. (In Russ.). DOI: 10.24412/2308-264X-2021-2-181-189
6. Doguzova Z. Rostourism estimated the annual turnover of the tourism industry at 70% of the "pre-COVID" level. Interfax. Dec. 27, 2021. URL: https://www.interfax.ru/business/812686 (In Russ.).
7. Hufbauer G. C., Schott J. J., Elliott K. A., Oegg B. Economic sanctions reconsidered. 3rd ed. Washington, DC: Peterson Institute for International Economics; 2009. 233 p.
8. Fedorova T. A. Risk management and insurance in tourism. Moscow: Magistr; Infra-M; 2020. 192 p. (In Russ.).
9. Tel'minova N. I. The main problems in the field of administrative and legal regulation of tourism activity. Molodoi uchenyi = Young Scientist. 2022;(5):230-233. (In Russ.).
10. Zolotovskii V. A., Zolotovskaya N. Ya. Legal regulation in the field of tourism. Moscow: Urait; 2020. 247 p. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR
Татьяна Павловна Розанова — доктор экономических наук, профессор департамента логистики и маркетинга, руководитель департамента туризма и гостиничного бизнеса, Финансовый университет, Москва, Россия
Tat'yana P. Rozanova — Dr. Sc. (Econ), Professor of the Department of Logistics and Marketing, Head of the Department of Tourism and Hotel Business, Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-9516-5411 [email protected]
Конфликт интересов: автор заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.
Статья поступила в редакцию 03.03.2022; после рецензирования 11.04.2022; принята к публикации 15.04.2022.
Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи.
The article was submitted on 03.03.2022; revised on 11.04.2022 and accepted for publication on 15.04.2022.
The author read and approved the final version of the manuscript.