Научная статья на тему 'АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ'

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1329
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТУРИЗМА / КРИЗИС 2020 ГОДА / КОРОНАВИРУС / ВСЕМИРНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ООН / НАПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТОКА / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТОК / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА / ГРАНТЫ / ПРОГРАММА КЕШБЭКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бареева Екатерина Дмитриевна, Прохорова Оксана Николаевна

По прогнозам Всемирной туристской организации, потери мирового рынка туризма в 2020 году составили 70 %. Вместе с тем сложившаяся ситуация дала стимул к модификации туристской отрасли. В частности, одна из задач российской экономики заключается в поддержке рынка туризма путем формирования новых направлений развития отрасли. Гипотеза данной работы: пандемия 2020 года стала причиной развития внутреннего туризма не только по традиционно популярным направлениям, но и по удаленным туристическим поездкам в такие регионы как: Карелия, Камчатка, Бурятия, Хакасия, Алтай и др. Целью написания данной работы является на основе систематизации антикризисных мер в индустрии туризма сформулировать основные направления поддержки и развития внутреннего рынка туризма Российской Федерации, способствующие восстановлению туристской отрасли в ближайшей перспективе. В работе были рассмотрены проблемы, связанные с выполнением данных задач. Методами исследования стали сравнение, моделирование и наблюдение. Обзор антикризисных мер и состояния рынка туризма в Российской Федерации показывает, что внутренний рынок был готов к изменениям. В статье предлагаются ключевые направления поддержания и развития внутреннего туризма в России в современных условиях. Государство оказывает значительные единовременные компенсации и другие меры по поддержке отрасли во время кризиса. Также Стратегия развития туризма в России направлена в основном на внутренний рынок, поэтому ее выполнение во многом будет способствовать восстановлению отрасли. Стоит отметить, что правительству Российской Федерации на данном этапе стоит обратить внимание на факторы, сдерживающие темпы восстановления рынка и принять необходимые меры. Несмотря на реализованные меры, не все регионы получили поддержку, а также стоимость путевок до сих пор остается на высоком уровне. Следующим шагом в исследовании авторов станет вопрос оценки эффективности финансовых механизмов развития внутреннего туризма в регионах на примере Республики Карелия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CRISIS MEASURES FOR THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC TOURISM IN RUSSIA

According to forecasts of the world tourism organization, the loss of the world tourism market in 2020 were amount to 70 %. At the same time, the current situation has given an incentive to modify the tourism industry. One of the tasks of the Russian economy is to support the tourism market by creating new directions for the development of the industry. The hypothesis of this work: the 2020 pandemic caused the development of domestic tourism not only in the central regions of our country, but also to remote destinations of tourist trips, such as: Karelia, Kamchatka, Buryatia, Khakassia, Altai, etc. The purpose of this article is to formulate the main directions of support and development of the domestic tourism market of the Russian Federation, contributing to the recovery of the tourism industry soon, based on the systematization of anti-crisis measures in the tourism industry. The paper considered the problems associated with the implementation of these tasks. The research methods were comparison, modeling, and observation. A review of anti-crisis measures and the state of the tourism market in the Russian Federation shows that the domestic market was ready for changes. The article suggests the key directions for maintaining and developing domestic tourism in Russia soon. The state provides significant one-time compensation and other measures to support the industry during the crisis. Also, the strategy of tourism development in Russia is mainly aimed at the domestic market, so its implementation will largely contribute to the recovery of the industry. It is worth noting that the government of the Russian Federation at this stage should pay attention to the factors constraining the pace of market recovery and take the necessary measures. Despite the implemented measures, not all regions received support, and the cost of vouchers remains at a high level. The next step in the authors ' research will be to assess the effectiveness of financial mechanisms for the development of domestic tourism in the regions on the example of the Republic of Karelia.

Текст научной работы на тему «АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ»

ОТРАСЛЕВЫЕ РЫНКИ И РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА SECTORAL MARKETS AND MARKET INFRASTRUCTURE

УДК 338.48

DOI 10.52575/2687-0932-2021-48-2-252-263

Антикризисные меры по развитию внутреннего туризма

в России

Аннотация. По прогнозам Всемирной туристской организации, потери мирового рынка туризма в 2020 году составили 70 %. Вместе с тем сложившаяся ситуация дала стимул к модификации туристской отрасли. В частности, одна из задач российской экономики заключается в поддержке рынка туризма путем формирования новых направлений развития отрасли. Гипотеза данной работы: пандемия 2020 года стала причиной развития внутреннего туризма не только по традиционно популярным направлениям, но и по удаленным туристическим поездкам в такие регионы как: Карелия, Камчатка, Бурятия, Хакасия, Алтай и др. Целью написания данной работы является на основе систематизации антикризисных мер в индустрии туризма сформулировать основные направления поддержки и развития внутреннего рынка туризма Российской Федерации, способствующие восстановлению туристской отрасли в ближайшей перспективе. В работе были рассмотрены проблемы, связанные с выполнением данных задач. Методами исследования стали сравнение, моделирование и наблюдение. Обзор антикризисных мер и состояния рынка туризма в Российской Федерации показывает, что внутренний рынок был готов к изменениям. В статье предлагаются ключевые направления поддержания и развития внутреннего туризма в России в современных условиях. Государство оказывает значительные единовременные компенсации и другие меры по поддержке отрасли во время кризиса. Также Стратегия развития туризма в России направлена в основном на внутренний рынок, поэтому ее выполнение во многом будет способствовать восстановлению отрасли. Стоит отметить, что правительству Российской Федерации на данном этапе стоит обратить внимание на факторы, сдерживающие темпы восстановления рынка и принять необходимые меры. Несмотря на реализованные меры, не все регионы получили поддержку, а также стоимость путевок до сих пор остается на высоком уровне. Следующим шагом в исследовании авторов станет вопрос оценки эффективности финансовых механизмов развития внутреннего туризма в регионах на примере Республики Карелия.

Ключевые слова: рынок туризма, кризис 2020 года, коронавирус, Всемирная туристическая организация ООН, направления туристического потока, внутренний туризм, туристический поток, восстановление туристской отрасли, стратегия развития внутреннего туризма, гранты, программа кешбэка.

Для цитирования: Бареева Е.Д., Прохорова О.Н. 2021. Антикризисные меры по развитию внутреннего туризма в России. Экономика. Информатика. 48 (2): 252-263. БЭТ 10.52575/2687-09322021-48-2-252-263.

Anti-crisis measures for the development of domestic tourism

in Russia

Ekaterina D. Bareeva, Oksana N. Prokhorova

Petrozavodsk State University, 33 Lenin St, Petrozavodsk, 185000, Russia E-mail: [email protected], [email protected]

Abstract. According to forecasts of the world tourism organization, the loss of the world tourism market in 2020 were amount to 70 %. At the same time, the current situation has given an incentive to modify the tourism

Бареева Е.Д., Прохорова О.Н.

Петрозаводский государственный университет, Россия, 185000, г. Петрозаводск, пр-т. Ленина, 33 E-mail: [email protected], [email protected]

industry. One of the tasks of the Russian economy is to support the tourism market by creating new directions for the development of the industry. The hypothesis of this work: the 2020 pandemic caused the development of domestic tourism not only in the central regions of our country, but also to remote destinations of tourist trips, such as: Karelia, Kamchatka, Buryatia, Khakassia, Altai, etc. The purpose of this article is to formulate the main directions of support and development of the domestic tourism market of the Russian Federation, contributing to the recovery of the tourism industry soon, based on the systematization of anti-crisis measures in the tourism industry. The paper considered the problems associated with the implementation of these tasks. The research methods were comparison, modeling, and observation. A review of anti-crisis measures and the state of the tourism market in the Russian Federation shows that the domestic market was ready for changes. The article suggests the key directions for maintaining and developing domestic tourism in Russia soon. The state provides significant one-time compensation and other measures to support the industry during the crisis. Also, the strategy of tourism development in Russia is mainly aimed at the domestic market, so its implementation will largely contribute to the recovery of the industry. It is worth noting that the government of the Russian Federation at this stage should pay attention to the factors constraining the pace of market recovery and take the necessary measures. Despite the implemented measures, not all regions received support, and the cost of vouchers remains at a high level. The next step in the authors ' research will be to assess the effectiveness of financial mechanisms for the development of domestic tourism in the regions on the example of the Republic of Karelia.

Keywords: Tourism market, crisis of 2020, coronavirus, UN world tourism organization, directions of tourist flow, domestic tourism, tourist flow, recovery of the tourism industry, strategy for the development of domestic tourism, grants, cashback program.

For citation: Bareeva E.D., Prokhorova O.N. 2021. Anti-crisis measures for the development of domestic tourism in Russia. Economics. Information technologies. 48 (2): 252-263. DOI 10.52575/2687-0932-202148-2-252-263.

Введение

Мировой рынок туризма на протяжении последних 10 лет стабильно рос [Станцева, 2020]. Не был исключением 2019 год: по данным Всемирной туристической организации ООН (UNWTO), международные поездки достигли уровня в 1,5 млрд, что дало рост в 4 % по сравнению с 2018 годом [Станцева, 2020].

Такой же прирост ожидался в 2020 году: 47 % экспертов Всемирной туристической организации считали, что рост рынка туризма составит до 4 % по сравнению с 2019 годом [Федеральная служба государственной статистики, 2020]. В свою очередь, 43 % экспертов полагали, что объем рынка не изменится. Рост данного сектора могли обеспечить крупные мировые события, например, Олимпийские игры в Токио, и культурные события, такие как ЭКСП0-2020 в Дубае [Федеральная служба государственной статистики, 2020].

В 2019 году отмечалось влияние глобальных проблем на рынок: замедление темпа роста рынка туризма наблюдали в Европе, Азии и Тихоокеанском регионе [Станцева, 2020]. Данное снижение темпов роста было вызвано выходом Великобритании из Евросоюза (Brexit), ликвидацией крупнейшей туристической компании Thomas Cook (представленной на рынке в 16 странах), геополитической напряженностью и глобальным экономическим спадом [ООО «Яндекс», 2020].

По данным Всемирной туристической организации, за восемь месяцев 2020 года количество международных прибытий во всем мире упало на 70 %, что составило 700 миллионов долларов упущенной прибыли и 730 миллиардов долларов упущенных экспортных поступлений от международного туризма [Панферова, 2020]. Это более чем в восемь раз превышает потери, понесенные на фоне глобального экономического и финансового кризиса 2009 года [Панферова, 2020].

По итогам 2020 года эксперты Всемирной туристической организации ожидают сохранение падения международных прибытий в целом на уровне 20 % [Ставцева, 2020]. Восстановление отрасли, по мнению специалистов UNWTO, можно ожидать не раньше

третьего квартала 2021 года. Однако 20 % экспертов делают прогноз восстановления рынка на 2022 год [Ставцева, 2020].

За последние двадцать лет туристический рынок России развивался как для внешнего потребителя, так и для внутреннего: был сформирован образ страны, где возможно провести разнообразный и комфортный отдых.

Согласно глобальному рейтингу конкурентоспособности в сфере туризма Всемирного экономического форума (The Travel and Tourism Competitiveness Report), в 2019 году Россия заняла 39 место из 140, в 2017 - 44 место [World Economic Forum, 2019].

В Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года сказано, что Россия может быть сильным конкурентом на мировом рынке туризма в связи с «наличием множества точек притяжения для внутренних и въездных туристов, которые имеют всемирное значение и благодаря которым можно развивать практически любые виды туризма» [Правительство России, 2019].

В 2020 году российская индустрия туризма, как и во всем мире, переживала кризис, вызванный стремительным распространением вируса. Гипотеза данной работы: пандемия 2020 года стала причиной развития внутреннего туризма не только в основополагающих районах страны (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи и прочие), но и в дальних частях страны (Карелия, Камчатка, Сибирь, Бурятия и прочие).

Целью написания данной работы является на основе систематизации антикризисных мер в индустрии туризма сформулировать основные направления поддержки и развития внутреннего рынка туризма Российской Федерации, способствующие восстановлению туристской отрасли в ближайшей перспективе.

Объект и методы исследования

Объектом исследования данной работы является внутренний рынок туризма. Методами исследования стали сравнение, моделирование и наблюдение. Обзор антикризисных мер и состояния рынка туризма в Российской Федерации показывает, что внутренний рынок был готов к изменениям. В статье предлагаются ключевые направления поддержания и развития внутреннего туризма в России на ближайшую перспективу.

Результаты и их обсуждение

Развитие внутреннего рынка туризма до пандемии 2020. Согласно статистике, доля туризма в мировом ВВП составила 10,3 % в 2019 году, в свою очередь доля туризма в ВВП Российской Федерации - 4,8 % [Knoema, 2020] - см. рисунок 1.

9,8 9,6 9,3 9,4 9,5 9,6 9,7 10 10,1 10,3 10,4 10,3

5,4 5,9 5,3 5,2 4,8 4,8 4,7 4,6 4,8 4,7 4,8 4,8

0 -

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Российская Федерация Мировой ВВП

Рис. 1. Доля рынка туризма в мировом ВВП и ВВП РФ за 2008-2019 года, % [Knoema, 2020] Fig. 1. The share of the tourism market in the world GDP and the GDP of the Russian Federation

for 2008-2019, %

Однако рынок туризма не осуществляет значительный вклад в экономику Российской Федерации на данный момент. Для многих стран рынок туризма является основополагающим рынком всей экономики. Например, доля туризма в ВВП Мальдив составила 66,1 % в 2019

15 10 5

году, в ВВП Сейшельских островов - 65,8 % [Knoema, 2020]. В свою очередь для стран с развитой экономикой доля туризма в ВВП страны составляет до 11 % [Knoema, 2020] - см. рисунок 2.

12

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

США ■ Китай ■ Япония ■ Германия ■ Великобритания

Рис. 2. Доля рынка туризма в ВВП стран с развитой экономикой в 2008-2019 годах, %

[Knoema, 2020]

Fig. 2. Tourism market share in GDP of advanced economies in 2008-2019, %

В 2019 году российский потребитель предпочел внешний туризм внутреннему. По данным Пограничной службы ФСБ России, в 2019 г. граждане России совершили более 48 миллионов поездок в 176 зарубежных государств [Федорцова, 2020]. В то же самое время по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), в 2019 году общий турпоток по стране составил более 6 миллионов человек [Гридин, 2020].

Рассмотрим более подробно каждое направление. В 2019 году россияне в большей степени предпочли для отдыха Турцию [Федорцова, 2020]: почти 7 миллионов россиян побывали в этой стране, что составило прирост в 18 % по сравнению с 2018 годом -см. таблицу 1.

Таблица 1 Table 1

ТОП-10 популярных направлений выездного туризма среди россиян в 2019 году: количество

поездок и прирост [Федорцова, 2020] TOP-10 popular outbound tourism destinations among Russians in 2019:

number of trips and growth

Направление Количество поездок в 2019 году, ед. Прирост к 2018 году, %

Турция 6991528 + 18,5 %

Абхазия 4802475 + 6,5 %

Финляндия 3962865 + 7,9 %

Казахстан 3417996 + 7,5 %

Китай 2606719 + 13,5 %

Украина 2177871 + 1,05 %

Эстония 1890452 + 0,8 %

Германия 1426262 + 1,30 %

Италия 1361946 + 16,7 %

Таиланд 1231441 + 0,6 %

На внутреннем рынке в 2019 году можно выделить следующие популярные направления [Гридин, 2020]:

• Москва и Московская область - 7,58 % российских туристов;

• Сочи - 6,29 %;

• Анапа - 3,27 %;

• Санкт-Петербург - 3,25 %;

• Южный берег Крыма (Ялта, Алушта, Судак) - 3,11 %;

• Геленджик - 2,42 %;

• Западный берег Крыма (Евпатория, Оленевка, Саки) - 1,32 %;

• Туапсе - 1,28 %;

• Восточный берег Крыма (Феодосия, Керчь) - 1,26 %;

• Казань - 0,93 %.

Для развития внутреннего туризма как среди зарубежного, так и среди внутреннего потребителей, 20 сентября 2019 года распоряжением председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева была утверждена «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» [Одиноков, 2019].

Стратегия включает в себя комплекс направлений развития, в том числе «развитие туристской, коммунальной и транспортной инфраструктуры, строительство и реконструкцию объектов магистральной инфраструктуры, формирование туристского продукта с учетом природного, культурного, этнического разнообразия регионов России» [Правительство России, 2019].

Также в данном документе указаны целевые показатели, которые власти намерены достичь к 2035 году: «рост объема туристской индустрии с 3 158 млрд рублей до 16 306 млрд рублей; увеличение более чем в два раза количества внутренних туристских поездок на одного жителя России; увеличение экспорта туристских услуг с 8,9 млрд до 28,6 млрд долларов США; увеличение инвестиций в сферу туризма в три раза» [Правительство России, 2019].

За каждым регионом, согласно Стратегии, закрепляется большой перечень определенных специализаций, которые могут обеспечить весомый вклад в развитие экономики. Соответственно, туризм стал «перспективной экономической специализацией» практически во всех регионах.

Стоит также отметить, что в документе выделено отдельно направление развития инфраструктуры [Правительство России, 2019]:

• развитие межрегионального авиационного сообщения за счет реконструкции региональных аэропортов и сокращения доли перелетов через Москву с 63 % до 48,7 % и менее к 2025 году;

• улучшение транспортной доступности туристских территорий Российской Федерации;

• развитие сети федеральных, региональных и местных автодорог, востребованных для развития туризма, а также приведение их в нормативное состояние.

Еще одним направлением в рамках развития внутреннего туризма станет детский туризм. Планируется дополнительная интеграция туризма в программы общеобразовательных (например, экскурсии в музеи) и внеурочных (например, профориентация) занятий [Правительство России, 2019].

Также в Стратегии предлагается широкий спектр решений, направленных на развитие цифровых технологий в российском туризме, в числе которых: «внедрение и развитие мультиязычных информационных сервисов помощи туристам; разработка и реализация электронной туристской карты гостя и аналогичного мобильного приложения в городах и субъектах РФ; предоставление прозрачной электронной системы оценки качества предлагаемых туристских услуг; обеспечение возможности ознакомления с культурными и природными достопримечательностями, экспозициями музеев, туристскими маршрутами в онлайн-режиме; создание и развитие сервисов дополненной реальности для навигации по городам и объектам

показа; развитие сервисов онлайн-построения туристского маршрута с возможностью покупки билетов и бронирования гостиниц» и прочее [Правительство России, 2019].

В Стратегии затронут вопрос о формировании туристического бренда Российской Федерации путем создания различных направлений отдыха, в том числе краеведческих и экологических. Безусловно, данному направлению будет способствовать создание цифровой платформы для развития туризма и размещения информации о туристических событиях, а также проведение массовых международных федеральных и региональных событийных мероприятий, нацеленных на привлечение туристов в регионы России.

Другим важным событием для поддержки внутреннего туризма в Российской Федерации стал Приказ о предоставлении «субсидий и грантов предпринимателям на развитие внутреннего и въездного туризма из средств федерального бюджета». Данные правила вступили в силу с 1 января 2020 года.

На получение грантов смогут претендовать только российские юридические лица и индивидуальные предприниматели. Гранты предоставляются «в целях реализации мероприятий, направленных на увеличение объема туристских услуг, числа ночевок, а также на приобретение туристского оборудования, модульных гостиниц, катеров, мототехники, микроавтобусов» [Правительство России, 2019].

Таким образом, можно сделать вывод, что в 2020 год Российская Федерация вошла с формированной стратегией развития внутреннего туризма в стране. Однако многие направления требуют значительных вложений, которые только планировалось реализовать в течение 15 лет, а не с огромными темпами внедрять за несколько лет, как потребовала действительность. Также стоит отметить, что в том числе из-за начальной стадии развития внутреннего туризма отрасль понесла такой уровень потерь в 2020 году.

Развитие внутреннего рынка туризма в России. Безусловно, пандемия изменила ход деятельности во всех сферах хозяйства, особенно в туризме. В России, по оценке Ростуризма, объем продаж туристской отрасли весной 2020 года сократился почти на 100 %. По оценкам экспертов, 1,5 трлн рублей составит общий объем недополученных доходов, учитывая доходы всей сферы деятельности туристической отрасли (отели, санатории, туроператоры, перевозки и так далее) [Федеральная служба государственной статистики, 2020], отрасли требовалась государственная поддержка для выхода из кризиса.

Правительство Российской Федерации в конце марта 2020 года выделило отрасли, которые смогут получить государственную поддержку [Гайва, 2020]. В числе перечисленных отраслей были выделены туризм, гостиничный бизнес и санаторно-курортная деятельность. В основном поддержка заключалась в налоговых льготах: отсрочка уплаты налоговых платежей и страховых взносов, предоставления деклараций, проведения налоговых проверок и другое.

Согласно общероссийскому плану восстановления экономики Российской Федерации государство намерено выделить 73 млрд рублей на поддержку рынка туризма и гостеприимства в 2020-2021 годах [ТАСС, 2020]. Часть средств была заложена в рамках реализации Стратегии развития туризма до 2035 года, часть высвободилась в результате перераспределения [ТАСС, 2020].

Так, в начале апреля туроператорам было выделено 3,5 млрд рублей на выплаты компенсаций туристам за невозвратные билеты, проданные в составе турпакетов [Федеральное агентство по туризму, 2021]. Также было выделено 6,7 млрд рублей на поддержку гостиниц на компенсацию платежей по процентам (до 50 %) и на отсрочку выплаты основного долга по ранее выданным кредитам [ТАСС, 2020].

В августе 2020 года Правительство Российской Федерации выделило 15 млрд рублей на программу поддержки внутреннего туризма: путешествия по России, турист получает 20 % от стоимости поездок при выполнении ряда условий [Федеральное агентство по туризму, 2021].

Первая волна программы прошла с 21 по 28 августа. За этот период было реализовано туров на сумму более 1 млрд рублей [Мошняга, 2013]. По данным всех туроператоров - членов

Ассоциации Туроператоров, акция положительно отразилась на спросе на туры по России. Продажи увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2019 года: у Национального туроператора АЛЕАН выросли на 73 %, у туроператора «Интурист» - на 45 %, у «Дельфина» и туроператора ПАКС - на 40 %, у «Тари Тур» - на 14 % [Гридин, 2020].

По данным ряда крупных туроператоров с большими объемами реализованных туров, средний чек по приобретенным турам с кешбэком составил 50-57 тысяч рублей [Гридин, 2020]. Около 70-80 % всех реализованных туров пришлись на осень. По данным туроператоров, большего всего туров было приобретено в Краснодарский край, Крым и Кавказские минеральные воды. Также большое число туров реализовано для поездок в Санкт-Петербург, Татарстан, Калининград, Алтайский край, Байкал [Гридин, 2020].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программа была признана эффективной, и на этом основании было принято решение о продлении акции до 10 января 2021 года. За первую неделю второго этапа акции реализовано туров на сумму более 900 млн рублей [Эксперт, 2020]. Большинство туроператоров и гостиниц фиксируют рост продаж в 1,5-2 раза по сравнению с периодом до старта акции. Продажи по нескольким направлениям по сравнению с первым этапом акции выросли в 3-4 раза [Эксперт, 2020]. Однако чаще туристы бронируют путевки с заездом в ближайшие 10-14 дней, что связано с эпидемиологической обстановкой: ужесточение ограничений и рост заболеваемости в стране [Эксперт, 2020].

В рамках реализации Стратегии развития туризма до 2035 года был проведен конкурс для получения гранта и субсидий на развитие отрасли туризма. В этом году в ней приняли участие 4061 компаний, из которых в середине октября 2020 года было выбрано 474 для получения гранта и реализации своих проектов [Федеральное агентство по туризму, 2021 ].

Больше всего проектов было направлено на «приобретение туристского оборудования, модульных гостиниц, оборудования для туристских информационных центров, пунктов проката, объектов туристского показа и объектов развлекательной инфраструктуры» - 70,5 % [Федеральное агентство по туризму, 2021 ].

По данным общероссийского плана восстановления экономики Российской Федерации, для реализации проектов, которые победили в конкурсе, направят [ТАСС, 2020]:

• в 2020 году - 6,09 млрд рублей, в 2021 году - 5,32 млрд рублей на расширение государственной поддержки внутренних и въездных туроператоров для обеспечения прироста въездных и внутренних турпотоков, в том числе путем формирования новых привлекательных маршрутов и поддержки детского туризма;

• в 2020 году - 10,39 млрд рублей, в 2021 году - 22,55 млрд рублей на системное развитие туристской и иной инфраструктуры, включая льготное кредитование, субсидирование ввода новых гостиниц и обеспечивающей инфраструктуры, планы развития перспективных туристских территорий, формирование туристско-привлекательных центров городов;

• в 2020 году - 1,67 млрд рублей, в 2021 году - 2,7 млрд рублей на оказание мер государственной финансовой поддержки, направленной на снижение стоимости авиационных и железнодорожных перевозок в целях повышения конкурентоспособности внутреннего туристского продукта.

Одновременно Российский союз туриндустрии (РСТ) составил ряд мер по восстановлению туристической отрасли после кризиса [Ставцева, 2020]:

• субсидирование путевок для снижения продукта на рынке с целью формирования массового туризма;

• субсидирование социального туризма — организованных поездок социально незащищенных групп (школьников, студентов, пенсионеров и т.п.);

• частичное субсидирование авиаперелетов в малодоступные (в связи с высокой стоимостью перелета) регионы (например, Байкал и Сахалин);

• субсидирование грантов, выданных предпринимателям с целью развития туризма в регионах (продукта, инфраструктуры и прочее).

На данный момент многие антикризисные меры РСТ уже были реализованы: летом 2020 года при поддержке Ростуризма были запущены чартерные рейсы в малодоступные регионы, что позволило снизить цену на стоимость перелета [Федеральная служба государственной статистики, 2020]. К примеру, стоимость путевки на двоих на 7 дней в Республику Хакасию составляла от 42 тыс. рублей, в Республику Алтай - от 47 тыс. рублей [Федеральная служба государственной статистики, 2020].

Также было сформировано чартерное направление на Байкал: прилет в город Улан-Удэ (Бурятия). Туристам предлагалось проживание на побережье Байкала и путешествие по самой Бурятии со стоимостью путевок на 9 дней на двоих от 50 тыс. рублей [Федеральная служба государственной статистики, 2020].

Стоит отметить, что в развитии транспортной инфраструктуры активное участие принимает и Министерство транспорта РФ. Например, в рамках Программы развития сообщений между городами России из столицы Карелии в 2020 году были запущено авиасообщение в Москву, Симферополь, Анапу, Сочи, Калининград, Мурманск, Череповец и Архангельск [Федеральное агентство по туризму, 2021]. В 2021 году планируется запуск перелетов в следующие города: Казань, Минск, Хельсинки и Минеральные Воды [Федеральное агентство по туризму, 2021].

В целом, по оценке Ростуризма, запуск чартерных рейсов, открытие пляжного отдыха с 1 июня и программа по возврату туристического кешбэка восстановили летний туристический поток: за период с июня по август он составил 90 % от того же периода 2019 года [Эксперт, 2020].

Согласно данным Яндекс, этим летом значительно выросло количество туристических запросов о южных направлениях. Помимо этого, выросли запросы о таких непопулярных местах отдыха, как: Калининградская область, Республика Карелия и Байкал: на 60 %, 45 % и 18 %, соответственно, по сравнению с тем же периодом 2019 года [ООО «Яндекс», 2020].

Необходимо отметить, что летом 2020 года наблюдался рост запросов про неотельные типы размещения: у пользователей на 12 % по сравнению с прошлым годом увеличился интерес к базам отдыха, коттеджам, кемпингам, домам отдыха, пансионатам. На этом фоне спрос на отельный тип размещения в июне-июле сократился на 36 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 года [ООО «Яндекс», 2020] - см. рисунок 3.

Запросы, млн —Неотельные типы размещения Отели

25

о -

2016 Апр Июл Сна 2019 Апр Июп Окт 2020 Апр Июл

Рис. 3. Туристические запросы в России на всех устройствах за июнь-июль 2020 года,

млн [ООО «Яндекс», 2020] Fig. 3. Travel requests in Russia on all devices for June-July 2020, mln

По результатам исследования Яндекс, больше всего поисковых запросов в летний период 2020 пришлось на базы отдыха, пансионаты и кемпинги: 12 млн, 2,7 млн и 1 млн запросов, соответственно [ООО «Яндекс», 2020]. Пользователей также интересует размещение в домах отдыха - 732 тыс. запросов, аренда домов - 644 тыс. и коттеджей - 538 тыс. запросов [ООО «Яндекс», 2020].

Однако эксперты Ростуризма ожидают, что к концу года туристический поток составит только 60-70 % от туристического потока 2019 года [Эксперт, 2020]. Данные показатели связаны с бизнес-туризмом, который значительно сократился из-за запрета на проведение массовых мероприятий и перехода многих компаний на удаленный режим работы.

Таким образом, внутреннему рынку туризма оказывается значительная государственная поддержка: компенсация потерь отрасли, выплаты участникам рынка, дополнительные выплаты туристам, развитие транспортной инфраструктуры. Безусловно, основным механизмом стимулирования внутреннего туризма является развитие транспортной системы и программа возврата туристам - кешбэк, так как оба инструмента способствуют снижению стоимости путешествия.

Рекомендации для российской индустрии туризма с учетом мирового опыта поддержки и развития внутреннего туристического рынка. В индустрию туризма из 195 государств вовлечены более 150 [Мошняга, 2013]. Десятая часть трудоспособного населения Земли, по данным Всемирного совета по туризму, работала в 2019 году в сфере туризма [Мошняга, 2013].

В 2018 году 10,3 % мирового ВВП приходилась на туристическую отрасль [Федеральная служба государственной статистики, 2020]. В 2019 году мировой ВВП сектора туризма и путешествий по сравнению с 2018 годом вырос на 103,5 %. Вклад туризма в мировой ВВП в 2019 году составил 8,9 трлн долларов США, число рабочих мест, занятых в сфере мирового туризма - 330 млн человек, инвестиции в основной капитал в индустрии туризма - 948 млрд долларов США. Для сравнения, рост мирового ВВП составил в 2019 году, по сравнению с 2018 годом, 102,5 % [Федеральная служба государственной статистики, 2020], т. е. мировой туризм как отрасль рос быстрее, чем мировая экономика в целом.

С приходом пандемии положительная тенденция роста мирового рынка туризма в 2020 году прервалась. В нынешних условиях первостепенной стала задача найти достойные выходы из кризиса. Всемирная туристская организация составила рекомендации по выводу из кризиса туристической отрасли в различных странах, выделив три направления поддержки и развития туристической отрасли в современной действительности: смягчение последствий, восстановление индустрии и работа на перспективу. По каждому из этих трех направлений относительно восстановления российской отрасли туризма возможно заключить следующее.

Во-первых, нашим государством оказываются значительные единовременные компенсации и другие меры по поддержке отрасли во время кризиса. Во-вторых, Стратегия развития туризма в России направлена в основном на внутренний рынок, поэтому ее выполнение во многом будет способствовать восстановлению отрасли. В-третьих, Всемирная туристская организация выделяет экологический туризм в числе приоритетных направлений развития туризма в России, что обусловлено особыми природными условиями страны и прогнозом популярности данных направлений после спада распространения вируса. Данный факт необходимо учитывать при реализации Стратегии развития отрасли. В частности, при отборе компаний на получение гранта из федеральных программ. В-четвертых, правительству Российской Федерации на данном этапе стоит обратить внимание на факторы, сдерживающие темпы восстановления рынка, и ориентироваться на мнение экспертов Всемирной туристической организации, приняв необходимые меры, которые можно разделить на три блока [World Economic Forum, 2019].

1) Управление кризисом и смягчение его последствий: сохранение рабочих мест; поддержка ликвидности компаний; пересмотр налогов и сборов, связанных с индустрией туризма; защита прав потребителей; повышение цифровых навыков работников туристского бизнеса; включение туризма в общие стратегии спасения экономики различных регионов и государств, создание механизмов антикризисного управления.

2) Стимулирование ускоренного восстановления индустрии туризма: стимулирование инвестиций в туризм; обеспечение подготовки туристов к путешествиям, связанной, в том числе, с имеющимся уровнем риска пандемий; создание новых рабочих мест; учет

экологической устойчивости туристских регионов; понимание рынка и оперативные действия на рынке туристских услуг; повышение роли маркетинга; создание специального органа управления, регулирующего восстановление туризма.

3) Подготовка к завтрашнему дню: диверсификация рынков, продуктов и сервисов, инвестиции в системы исследования рынка и цифровой трансформации; повышение эффективности управления туризмом на всех уровнях; обеспечение готовности к кризисным ситуациям; инвестиции в человеческий капитал; переход к безотходной экономике и принятие целей устойчивого развития.

В рамках данного подхода одним из трендов после спада пандемии стало развитие экологического туризма, который подразумевает отсутствие массовых путешествий и, как следствие, снижение вероятности заражения. Такой вид направления подразумевает размещение на природе в комфортном жилье, например, типа глэмпинга (глэмпинг -разновидность кемпинга, объединяющая в себе комфорт гостиничного номера с возможностью отдыха на природе) [Devine, 2018].

Согласно данным Всемирной туристской организации, доля экологических туров в мировом туризме составляет около 10 % по итогам 2019 года. Экологический туризм обладает следующими характеристиками [Логунцова, 2019]:

• использование природных ресурсов;

• сохранение природного, социального и культурного разнообразия;

• планирование, комплексный подход, интеграция экотуризма в планы регионального развития;

• поддержка местной экономики;

• участие местного населения в развитии туризма;

• повышение уровня экологического образования посетителей.

Объектами экологического туризма могут выступать как природные ландшафты, так и культурные достопримечательности. Экологический туризм требует минимальный объем инфраструктуры в отличие от других видов туризма [Логунцова, 2019].

Заключение

Сделав обзор отечественного российского рынка туризма до и после пандемии 2020 года, можно сделать ряд выводов.

Во-первых, несмотря на все последствия кризиса важно отметить, что внутренний рынок туризма давно находится в преддверии больших перемен. Сложившаяся ситуация только ускорила приближающуюся трансформацию.

Во-вторых, Стратегия развития внутреннего рынка туризма до 2035 года включала в себя план развития внутреннего рынка туризма. Однако план был составлен на 15 лет, а современные условия требуют его реализации за несколько лет в связи с восстановлением отрасли после кризиса 2020 года.

В-третьих, текущие программы направлены на поддержку регионов, на которые есть спрос среди туристов, но стоимость путевки высокая. Например, был запущен чартерный рейс в Бурятию с целью снижения стоимости посещения озера Байкал, что привело к росту спроса по данному направлению.

В-четвертых, многим направлениям туристических поездок не была оказана поддержка в 2020 году, например, Карелии и Камчатке. Безусловно, добраться в Карелию из центральных регионов нашей страны намного дешевле и легче с точки зрения инфраструктуры, чем на Камчатку. Данные регионы особенно интересны с точки зрения развития экологического и уединенного туризма.

Для развития данных регионов требуется: запуск чартерных рейсов на Камчатку, расширение направлений рейсов, проверка качества оказываемых туристических услуг, формирование новых направлений туризма (например, экологического) путем выдачи грантов по текущей программе заинтересованным компаниям, поддержка существующих компаний, прошедших проверку.

Вместе с тем перечисленные выше меры требуют формирования четкой системы оценки их эффективности. Следующим шагом в исследовании авторов станет вопрос оценки эффективности финансовых механизмов развития внутреннего туризма в регионах на примере Республики Карелия.

1. Правительство России. 2019. Стратегия развития туризма Российской Федерации на период до 2035 г., утверждена Распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р. URL: http://govemment.ru/docs/37906/ (дата обращения: 01.02.2021).

2. Правительство России. 2019. Постановление от 7 декабря 2019 г. № 1619 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета на грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма». Правительство России. URL: https://tourism.gov.ru/doc/2020Постановление%201619%20в% 20редакции%2011-08-2020^ (дата обращения: 01.02.2021).

3. Исследование ООО «Яндекс». 2020. Путешествия по России и не только: туризм после самоизоляции. URL: https://yandex.ru/adv/analytics-now/puteshestviya-po-rossii-i-ne-tolko-turizm-posle-samoizolyatsii (дата обращения: 01.02.2021).

4. Федеральная служба государственной статистики. 2020. По данным ежегодного исследования Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) с участием экспертов Oxford Economics за 2019 год. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/100185 (дата обращения: 01.02.2021).

5. Федеральное агентство по туризму. 2021. Оплачивайте путешествия по России картой «Мир» и верните 20 % от стоимости поездки. Официальный сайт программы Росстуризм. URL: https://мирпутешествий.рф (дата обращения: 01.02.2021).

6. Федеральное агентство по туризму. 2021. Объявлены победители конкурса на получение грантов для развития туризма. Федеральное агентство по туризму. URL: https://tourism.gov.ru/news/16973/ (дата обращения: 01.02.2021).

7. Эксперт. 2020. «Россия: Туризм - 2020»: новые направления для отдыха внутри страны. URL: https://expert.ru/2020/07/20/rossiya-turizm-2020_-novyie-napravleniya-dlya-otdyiha-vnutri-stranyi/ (дата обращения: 01.02.2021).

8. Электронная газета ТАСС. 2020. Туризм в 2020-2021 годах получит более 70 млрд рублей господдержки. URL: https://tass.ru/ekonomika/9644931 (дата обращения: 01.02.2021).

9. World Economic Forum. 2019. Travel & Tourism Competitiveness Index. World Economic Forum. URL: http://reports.weforum.org/travel-and-tourism-competitiveness-report-2019/rankings/ (дата обращения: 01.02.2021).

1. Гайва Е. 2020. Правительство выделило 3,5 млрд рублей для компенсации аннулированных туров. Российская газета. URL: https://rg.ru/2020/04/08/pravitelstvo-vydelilo-35-mlrd-rublej-dlia-kompensacii-annulirovannyh-turov.html (дата обращения: 01.02.2021).

2. Гридин Д. 2020. Статистика внутреннего туризма в России в 2019 году. Turazbuka NEWS™. URL: https://ekec.ru/statistika-vnutrennego-turizma-v-rossii-v-2019-godu/ (дата обращения: 01.02.2021).

3. Логунцова И.В. 2019. Маркетинговые аспекты управления туризмом. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 110.

4. Мошняга Е.В. 2013. Основные тенденции развития туризма в современном мире. Вестник РМАТ, 3 (9): 20-34.

5. Одиноков Е. 2019 Итоги года в российском туризме: обошлось без потрясений. «АЭИ «ПРАЙМ». URL: https://1prime.ru/business/20191227/ 830747757.html (дата обращения: 20.11.2020).

6. Панферова Н. 2020. UNWTO посчитала потери мирового туризма. Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. URL: https://ratanews.ru/news/ news_2102020_9.stm (дата обращения: 01.02.2021).

7. Ставцева С. 2020. В UNWTO спрогнозировали сроки восстановления международного туризма. Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. URL: https://ratanews.ru/news/news_28102020_4.stm (дата обращения: 01.02.2021).

Список источников

Список литературы

8. Ставцева С. 2020. Такой активной совместной работы регионов мы давно не видели. Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. URL: https://ratanews.ru/news/ news_7042020_10.stm (дата обращения: 01.02.2021).

9. Ставцева С. 2020. Туризм вновь выступил драйвером мировой экономики. Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. URL: https://ratanews.ru/news/news_ 21012020_7 stm. (дата обращения: 01.02.2021).

10. Федорцова С.С. 2020. Современное состояние индустрии туризма Colloquium-journal, 8 (60): 8-11.

11. Darren Devine. 2018. Glamping's yurts, podes and domes continue to lead way for Welsh tourism. Wales Online. URL: https://www.walesonline.co.uk/news/wales-news/glampings-yurts-podes-domes-continue-8863161 (дата обращения: 01.02.2021).

12. Knoema. 2020. Общий вклад туризма в ВВП. URL: https://knoema.ru/atlas/topics/Туризм/ Общий-вклад-туризма-в-ВВП/Общий-вклад-в-ВВП-доля-percent (дата обращения: 01.02.2021).

References

1. Gaiva E. 2020. The government allocated 3.5 billion rubles to compensate for the canceled tours. Rossiyskaya gazeta. URL: https://rg.ru/2020/04/08/pravitelstvo-vydelilo-35-mlrd-rublej-dlia-kompensacii-annulirovannyh-turov.html (accessed: 01.02.2021).

2. Gridin D. 2020. Statistics of domestic tourism in Russia in 2019. Turazbuka NEWS ™ . URL: https://ekec.ru/statistika-vnutrennego-turizma-v-rossii-v-2019-godu/ (accessed: 01.02.2021).

3. Loguntsova I.V. 2019. Marketing aspects oftourism management. Moscow: ARGAMAK-MEDIA, 110.

4. Moshnyaga E.V. 2013. The main trends in the development of tourism in the modern world. Bulletin of the RMAT, 3 (9): 20-34.

5. Odinokov E. 2019 Results of the year in Russian tourism: there were no shocks. "AEI " PRIME". URL: https://1prime.ru/business/20191227/ 830747757.html (accessed: 20.11.2020).

6. Panferova N. 2020. UNWTO counted the losses of world tourism. Daily electronic newspaper of the Russian Union of Travel Industry. URL: https://ratanews.ru/news/ news_2102020_9. stm (accessed: 01.02.2021).

7. Stavtseva S. 2020. UNWTO predicted the timing of the recovery of international tourism. Daily electronic newspaper of the Russian Union of Travel Industry. URL: https://ratanews.ru/news/ news_28102020_4.stm (accessed: 01.02.2021).

8. Stavtseva S. 2020. We have not seen such an active joint work of the regions for a long time. Daily electronic newspaper of the Russian Union of Travel Industry. URL: https://ratanews.ru/news/ news_7042020_10.stm (accessed: 01.02.2021).

9. Stavtseva S. 2020. Tourism has once again become a driver ofthe global economy. Daily electronic newspaper of the Russian Union of Travel Industry. URL: https://ratanews.ru/news/ news_21012020_7 stm. (accessed: 01.02.2021).

10. Fedortsova S.S. 2020. The current state of the tourism industry Colloquium-j ournal, 8 (60): 8-11.

11. Darren Devine. 2018. Glamping's yurts, podes and domes continue to lead way for Welsh tourism. Wales Online. URL: https://www.walesonline.co.uk/news/wales-news/glampings-yurts-podes-domes-continue-8863161 (дата обращения: 01.02.2021).

12. Knoema. 2020. Туризма в ВВП. URL: https://knoema.ru/atlas/topics/Туризм/ Общий-вклад-туризма-в-ВВП/Общий-вклад-в-ВВП-доля-percent (дата обращения: 01.02.2021).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Бареева Екатерина Дмитриевна, магистр, 2 курс, Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск, Россия

Прохорова Оксана Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и менеджмента Института экономики и права, Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск, Россия

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Ekaterina D. Bareeva, Master's degree 2nd year, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia

Oksana N. Prokhorova, Ph. D. in Economics, Docent, Professor of the Department of economic theory and management, Institute of Economics and law, Petrozavodsk State University, Petroza-vodsk, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.