Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
788
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС ТУРИЗМА / ТУРИСТСКИЙ ПОТОК / МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР / ПАНДЕМИЯ / ОТЛОЖЕННЫЙ ТУРИСТСКИЙ СПРОС / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симонян Гарник Айкарамович, Сарян Акоп Айгазович

В статье рассматриваются последствия кризиса туризма, вызванного циклическим распространением коронавируса. Предметом исследования являются особенности протекания кризиса и его воздействие на туристские потоки. Цель исследования - выявить природу и последствия кризиса, определить возможный сценарий восстановления потока туристов. Предполагается, что необходимость воспроизводства трудовых ресурсов является объективной основой его восстановления на базе обновленных туристских технологий. Исследование проведено методом контент-анализа экспертных оценок и научных публикаций, статистической обработки данных, сравнения, организационного, структурного, функционального анализа, логической интерпретации, табличного и графического методов. Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью исследования негативных последствий кризиса для внутреннего и регионального туризма, вызванного таким медико-биологическим фактором, как пандемия. Рассмотрены теоретические аспекты негативного влияния кризисов на туристские потоки. Установлено, что в разгар кризиса его результатами являются трансформация потока туристов практически до нулевого уровня и кризис индустрии туризма в целом, вызванные запретом на трансграничное и внутреннее перемещение людей. Определены направления развития туристских потоков в посткризисный период с использованием обновленных рекреационных технологий, учитывающих медико-биологический фактор. Проанализированы возможные структурные изменения на туристическом рынке, вызванные кризисом. Прогнозируется установление нового уровня рыночного равновесия в результате изменения спроса на региональные туристские продукты, объема и структуры их рыночного предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF TOURIST FLOWS IN MODERN CONDITIONS

The article examines the impact of the tourism crisis caused by the cyclical spread of the coronavirus. The subject of the research is the peculiarities of the course of the crisis and its impact on tourist flows. The aim of the study is to reveal the nature and consequences of the crisis, to determine a possible scenario for the restoration of the flow of tourists. It is assumed that the need for the reproduction of labor resources is an objective basis for its restoration on the basis of updated tourism technologies. The study was carried out by the method of content analysis of expert assessments and scientific publications, statistical data processing, comparison, organizational, structural, functional analysis, logical interpretation, tabular and graphical methods. The relevance of the topic of the article is due to the need to study the negative consequences of the crisis for domestic and regional tourism caused by such a medical and biological factor as a pandemic. The article examines the theoretical aspects of the negative impact of crises on tourist flows. It has been established that in the midst of the crisis, its results are the transformation of the flow of tourists to almost zero level and the crisis of the tourism industry as a whole, caused by the ban on cross-border and internal movement of people. The directions of development of tourist flows in the post-crisis period are determined using updated recreational technologies that take into account the medical and biological factor. Possible structural changes in the tourism market caused by the crisis have been analyzed. The establishment of a new level of market equilibrium is predicted as a result of changes in demand for regional tourism products, the volume and structure of their market supply.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

2018(10):73-75

9. Zhao Jiabin. Ignite Longjiang economic development "New Engine" - scan of Harbin new district development , The Strive, 2019.02

10. Li Guiqin. The path for building Harbin New Area into an important bearing area for China-Russia comprehensive cooperation // Journal of Harbin Party School, 2019.03.

11. Li Shiyang. Sino-Israel investment cooperation: prospect and enlightenment // International Finance, 2016.05.

ЛЯН СЮЭЦЮ - магистр, научный сотрудник Еврейского института Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян (Харбин, провинция Хэйлунцзян, КНР).

LIANG, XUEQIU - Master Degree, Research Assistant, Jewish Institute, Heilongjiang Academy of Social Sciences; Harbin, Heilongjiang Province (qiuqiu.0909@163.com).

УДК 338.48 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-2-181-189

СИМОНЯН Г.А., САРЯН А. А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ключевые слова: кризис туризма, туристский поток, медико-биологический фактор, пандемия, отложенный туристский спрос, регион.

В статье рассматриваются последствия кризиса туризма, вызванного циклическим распространением коронавируса. Предметом исследования являются особенности протекания кризиса и его воздействие на туристские потоки. Цель исследования - выявить природу и последствия кризиса, определить возможный сценарий восстановления потока туристов. Предполагается, что необходимость воспроизводства трудовых ресурсов является объективной основой его восстановления на базе обновленных туристских технологий. Исследование проведено методом контент-анализа экспертных оценок и научных публикаций, статистической обработки данных, сравнения, организационного, структурного, функционального анализа, логической интерпретации, табличного и графического методов. Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью исследования негативных последствий кризиса для внутреннего и регионального туризма, вызванного таким медико-биологическим фактором, как пандемия. Рассмотрены теоретические аспекты негативного влияния кризисов на туристские потоки. Установлено, что в разгар кризиса его результатами являются трансформация потока туристов практически до нулевого уровня и кризис индустрии туризма в целом, вызванные запретом на трансграничное и внутреннее перемещение людей. Определены направления развития туристских потоков в посткризисный период с использованием обновленных рекреационных технологий, учитывающих медико-биологический фактор. Проанализированы возможные структурные изменения на туристическом рынке, вызванные кризисом. Прогнозируется установление нового уровня рыночного равновесия в результате изменения спроса на региональные туристские продукты, объема и структуры их рыночного предложения.

SIMONYAN, G.A., SARYAN, A.A.

FEATURES OF THE FORMATION OF TOURIST FLOWS IN MODERN CONDITIONS

Key words: tourism crisis, touristflow, biomedical factor, pandemic, delayed tourist demand, region.

The article examines the impact of the tourism crisis caused by the cyclical spread of the coronavirus. The subject of the research is the peculiarities of the course of the crisis and its impact on tourist flows. The aim of the study is to reveal the nature and consequences of the crisis, to determine a possible scenario for the restoration of the flow of tourists. It is assumed that the need for the reproduction of labor resources is an objective basis for its restoration on the basis of updated tourism technologie s. The study was carried out by the method of content analysis of expert assessments and scientific publications, statistical data processing, comparison, organizational, structural, functional analysis, logical interpretation, tabular and graphical methods. The relevance of the topic of the article is due to the need to study the negative consequences of the crisis for domestic and regional tourism caused by such a medical and biological factor as a pandemic. The article examines the theoretical aspects o f the negative impact of crises on tourist flows. It has been established that in the midst of the crisis, its results are the transformation of the flow of tourists to almost zero level and the crisis of the tourism industry as a whole, caused by the ban on cross-border and internal movement of people. The directions of development of tourist flows in the post-crisis period are determined using updated recreational technologies that take into account the medical and biological factor. Possible structural changes in the tourism market caused by the crisis have been analyzed. The establishment of a new level of market equilibrium is predicted as a result of changes in demand for regional tourism products, the volume and structure of their market supply.

Теоретические аспекты исследования влияния экономических кризисов на туристские потоки.

Туризм является одним из самых динамичных видов деятельности. До наступления кризиса, вызванного коронавирусом, темпы его роста превышали скорость развития других отраслей мировой экономики. Такие темпы обеспечивались не только эффективностью функционирования туристских предприятий, но и всей туристской инфраструктурой, которая включает предприятия нескольких десятков отраслей экономики и видов деятельности. Размеры и направления туристских потоков формируются в различных условиях и под воздействием

комплекса факторов. В региональном разрезе эти потоки отличаются своими размерами, интенсивностью и плотностью. Туристские потоки эластичны к различным изменениям в социальной и экономической жизни общества, особенно тех факторов, от которых зависит их развитие. Например, от располагаемых населением доходов, волатильности курса национальной валюты, от разного рода форс-мажорных обстоятельств. В отдельных случаях туристские потоки подвергаются существенной трансформации под воздействием этих факторов. Развитие туристского потока описывается определенной траекторией и возможными вариантами направлений этого развития, которые показаны на рис.1.

В первой половине 2020 г в результате объявленной пандемии случился глобальный кризис в туризме, вызванный фактором непреодолимой силы, который практически на какое-то время обнулил все туристские потоки. Возможное возникновение кризисных ситуаций и их последствий для туризма изучалось и теоретически обосновывалось в 2018 г в научно-исследовательской работе Сочинского научно-исследовательского центра Российской Академии Наук (СНИЦ РАН) «Оценка направлений трансформации туристского потока в рекреационных регионах России» [1]. В результатах отчета НИР за 2018 г. изучались такие варианты развития туристского потока, как взрывной рост, устойчивое развитие, сохранение устойчивого развития, стагнация потока туристов (см. рис. 1).

Рисунок 1. Жизненный цикл туристского потока 1 - трансформация в направлении «взрывного роста»; 2 - устойчивое развитие; 3 - сохранение устойчивого состояния; 4 -стагнация после падения; 5 - трансформация до обнуления потока.

Глобальное обнуление туристских потоков в результате экономических и иных кризисов является исключительно редким явлением, когда практически перестает функционировать весь отдельно взятый вид деятельности. Не имеет значения какого масштаба и откуда эти кризисы начинаются, но всегда в той или иной степени они создают внешний отрицательный эффект вынужденного сокращения туристского спроса, имеющего достаточно высокую чувствительность к отрицательным параметрам экономических, валютно-финансовых, военных, политических кризисов. При этом сфера туризма по сравнению с другими отраслями деятельности несколько быстрее реагирует на кризисы и приспосабливается к ним, преодолевая их негативные последствия, восстанавливая туристские потоки [2]. Относительно высокая гибкость механизма функционирования туризма вызвана тем, что в период кризиса туристский спрос, сокращаясь и становясь менее устойчивым, не угасает и в определенной части до окончания кризиса трансформируется в отложенный спрос. После преодоления кризиса этот спрос играет роль катализатора восстановления и скачкообразного развития туристских потоков, способных в отдельных случаях вызвать даже такие локальные проявления, как овертуризм и туризмофобия.

Туризм сам по себе никогда не выступает в качестве фактора, вызывающего кризисы. Кризисные явления, как правило, берут свое начало в других отраслях и секторах экономики, к примеру, в сфере финансов. Результаты этих кризисов негативно сказываются на состоянии туристской индустрии, особенно, на финансовом положении туроператоров и туристских агентств, вызывая при каждом кризисе мультипликационный отрицательный эффект: волну

банкротств, финансовые потери, увольнение сотрудников, сокращение офисной сети и трансформацию региональных и иных туристских потоков вплоть, до их обнуления. Вместе с тем, сам по себе кризис в туризме не сказывается катастрофично на экономическом состоянии сопряженных отраслей экономики и видов деятельности.

Мировой кризис туризма, вызванный действием одновременно двух кризисов: медико-биологическим и экономическим, сказывается, прежде всего, на туристском предложении и спросе, изменение которых, в свою очередь, сказывается на направлениях, размерах, интенсивности и плотности туристских потоков. Прошлые кризисы значительно слабее воздействовали на объем и структуру туристского предложения, чем на спрос, так как они возникали главным образом из-за экономических и политических причин, которые выступали как факторы, изменяющие рыночное равновесие со стороны спроса. Тогда как предложение туристского продукта на рынке, имея в кратко- и среднесрочном периоде технологическую возможность сохранить основные параметры производства туристских продуктов, вынуждено было приспосабливаться к условиям рынка, чтобы выйти на новый уровень туристского спроса. Исключением является сегмент туристского рынка, удовлетворяющий потребности высокодоходной группы российских граждан. Спрос и предложение этого сегмента рынка туристского продукта остаются относительно устойчивыми к воздействию кризисов.

Потребительский спрос принимает на себя основной удар кризиса. В этот период максимальному негативному воздействию подвергаются доходы населения: на фоне общего сокращения располагаемых доходов они начинают уменьшаться еще быстрее, увеличивается банкротство предпринимателей, растет безработица. Финансовая поддержка населения со стороны государства может иметь избирательный характер или оказываться в форме различных выплат всему населению с целью обеспечения его жизнедеятельности. Таким образом, эта поддержка направлена на удовлетворение первичных жизненных потребностей наименее доходных групп населения, в число которых не входят потребности в туризме. После кризиса по мере увеличения платежеспособности населения туристские потоки начинают восстанавливаться с наиболее популярных региональных направлений.

Туризм в России за последние 20 лет пережил несколько локальных кризисов. Их возникновение было связано с относительно высокой волатильностью курса национальной валюты, локальными военными и политическими конфликтами, административными запретами и другими причинами, временно выводящих туристский рынок из состояния равновесия. В результате терялась устойчивость развития туристских потоков, менялась их география, а также плотность и интенсивность по отдельным региональным направлениям. В качестве примера укажем на факторы, которые приводили в кризисное состояние туристский рынок в 2014-2017 годах. Эти факторы представлены в таблице 1.

Наступивший в 2020 г. из-за пандемии кризис в туризме и сопутствовавшие ограничения, усугубились еще и экономическим кризисом. Вместе они оказали комбинированное воздействие на туристский рынок. В результате возник отрицательный синергический эффект такой силы, который на какой-то момент практически парализовал туристскую деятельность. На туристские потоки оказали негативное воздействие как экономические, так и медико-биологические факторы, которые тесно взаимосвязаны. Объявленная пандемия вынудила хозяйствующие субъекты временно прекратить экономическую деятельность, что привело к кризисному состоянию индустрию туризма в целом. Таким образом, произошло наложение двух разнохарактерных факторов, соотносящихся друг к другу как причина и следствие.

Пандемия, как глобальный кризис, сама по себе вынудила, за редким исключением, временно прекратить оказание туристских услуг и их потребление независимо от места проживания граждан и уровня их доходов. По сути, в таком кризисе переплетаются экономические, социальные и медицинские проблемы, что многократно усиливает кризисную ситуацию.

Таблица 1.

Факторы, вызывавшие кризис туризма в 2014 - 2020 годах 1_

№ п/п Факторы, изменившие направления и размеры туристских потоков в период кризисов в период мировых и локальных кризисов

1 В 2009 г. мировой экономический кризис обанкротил 10,0% турагентств и 5,0% туроператоров. Из Реестра Ростуризма были исключены 700 туристских компаний

2 В январе 2014 г. произошло снижение курса рубля; при этом курс доллара США вырос до 37 руб., а евро - до 51 руб. Произошло падение туристского спроса, банкротство туристских компаний и прекращение авиаперевозок по отдельным направлениям 22 апреля 2014 г. введен правительственный запрет на выезд за рубеж с туристическими целями сотрудникам силовых и иных ведомств, что вызвало снижение выездного туристского потока и увеличение внутренних потоков В июле - сентябре 2014 г. объявлено о банкротстве, приостановке и прекращении работы 15 туристических компаний. 16 декабря 2014 г. произошел значительный рост курса доллара США и евро по отношению к рублю («Черный вторник») - до 80,1 и 100,74 соответственно, это повлияло на направления и величину туристских потоков

3 В первом полугодии 2015 г. курсы долл. США и евро повысились до 69,66 и 78,79 руб. соответственно, затем наступила стабилизация курса рубля к курсам этих валют. Во втором полугодии 2015 г. произошло ослабление курса рубля до 71,07 руб. за долл. США и 83,5 руб. за евро. 26 октября 2015 г. был отозван сертификат у авиапредприятия «Трансаэро»

5 6 ноября 2015 г. был введен запрет на авиасообщение с Египтом из-за террористического акта. 28 ноября 2015 г. был введен запрет на продажу туров в Турцию, который был снят только 30 июня 2016 г. Произошло сокращение выездного туристского потока и его перераспределение на внутренний поток и на другие направления

6 В 2016 г на развитие туристских потоков России оказало влияние увеличение внутренних и внешних авиаперевозок, что способствовало росту внутренних туристских потоков и перераспределению выездных потоков в пользу внутренних. Сокращение реальных доходов из-за падения, а также снижение курса рубля в 2015 г. не позволили около трети российских граждан осуществить туристические поездки

7 В 2017 г. туристские потоки развивались устойчиво. Рост выездного потока происходил во многом за счет турецкого направления; внутреннее направление оставалось устойчивым

8 В 2018 г в туризме произошел внутриотраслевой кризис. Обанкротились более 10 небольших туристских компаний, что не сказалось на развитии туристских потоков

9 В 2019 г. туризм развивался в бескризисных условиях. Туристские потоки возросли практически по всем региональным направлениям

10 В 2020 г. туризм подвергся воздействию уникальной ранее не наблюдаемой пандемии коронавируса, обнулившей практически все региональные направления туристских потоков, ввергнув туризм в мировой кризис

11 Циклический (волнообразный) характер динамики распространения коронавируса в 2020-2021 годах, требующий установления временно повторяющихся ограничений на туристскую деятельность, изменяющих направления, структуру, количественные и качественные значения показателей, характеризующих туристские потоки. Появление новых мутаций коронавируса

1 Таблица составлена авторами по материалам источников 3-7

В таких условиях население не только не имеет возможность удовлетворять свои потребности в туризме и рекреации, но и не имеет право свободно перемещаться в местах постоянного проживания со всеми вытекающими из этого последствиями социально-экономического, психологического и медицинского характера.

Некоторые особенности структурных изменений на туристическом рынке в период кризиса.

Глобальный экономико-биологический кризис устанавливает новый уровень равновесия на рынке туристского продукта. Если рассуждать категориями экономической теории, то эта ситуация означает, что кривые потребительского спроса и рыночного предложения туристского продукта, характеризующие состояние этого рынка до кризиса, сдвинулись с прежней точки равновесия значительно ниже. Во-первых, потому что на пике кризиса происходит практически тотальное обнуление спроса из-за установления административных запретов на перемещение граждан с туристическими целями. Во-вторых, административный запрет на трансграничную и внутреннюю туристическую деятельность также в равной степени, как и спрос, обрекает ее на минимальный уровень.

Таким образом, на пике кризиса туристский рынок практически не функционирует. Он начинает постепенно восстанавливаться после прекращения пандемии и отмены ограничений, связанных с нею до следующей волны пикового распространения коронавируса.

Последствия кризиса сказываются на структуре туристского рынка. Изменения в первую очередь сказываются на направлениях и размерах туристского потока в результате изменившегося туристского спроса и предложения. Рассмотрим особенности обновления туристского спроса в приложении к направлениям туристского потока в связи с установлением ограничений, вызванных циклическим распространением коронавируса в 2020 г. на примере выездных туристских потоков (см. табл. 2).

Таблица 2.

Изменение направлений выездного туристского потока в связи с установлением ограничений _из-за циклического распространения коронавируса в 2020 г.2_

№ п\п Направление туристского потока Предпочтения по туристским направлениям (в%)

Выбор направления туризма в случае ограничений на выезд за границу (ноябрь 2020 г)

1 Туристский поток в направлении г. Калининграда 15,9

2 Туристский поток в направлении Алтая 13,2

3 Туристский поток в направлении Дальнего Востока(Камчатка, Приморье, Курилы, Сахалин) 12,0

4 Туристский поток в направлении Карелии 11,6

5 Туристский поток в направлении Байкала 10,5

Предпочтения в отношении поездок с туристскими целями за рубеж

6 Предпочитают туризм за рубежом 91,0

7 Не стремятся осуществить турпоездку за рубеж 7,0

8 Не определились по направлению турпоездки 2,0

Предпочтение направления выездного или внутреннего туризма

9 Внутренний туризм не заменяет поездку за границу 76,0

10 Внутренний туризм заменяет поездку за границу 24,0

Изменение планов на туристические поездки в связи обострением эпидемиологической ситуации (октябрь 2020 г.)

11 Изменили планы на туристические поездки 56,0

12 Отказались от туристических поездок 33,0

13 Сменили направление турпоездки и/или вид туризма 22,0

14 Не изменили своих планов осуществить турпоездку 21,0

2 Таблица разработана на основе материала источника: Россияне определились с направлениями поездок по России наследующий год. [Электронный ресурс]. URL: https://ratanews.ru/news/news_25112020_10.stm (дата обращения: 26.03.2021)

Как видно из данных таблицы 2, несмотря на кризис и ограничения, по многим регионам страны сохраняется спрос на внутренний туризм. Выездной сегмент потока туристов на 76,0% означает, что внутренний туризм не заменяет поездку за границу. Большая часть потенциальных туристов изменили свои планы на туристические поездки: сменили направление и вид туризма, отказались от поездки (55,0%), 21,0% - не изменили своих туристических планов. В целом, результаты опроса показывают, что, несмотря на эпидемиологическую ситуацию, потребности и спрос на туристский продукт сохраняются в силу существования объективной необходимости восстановления трудовых ресурсов, как одного из базовых факторов производства материальных благ.

На начальном этапе развития кризиса туристский спрос будет предъявляться группой граждан с высокими доходами и теми, кто в период кризиса экономически не пострадал, кто готов удовлетворять свои туристские потребности, как и до кризиса. Эта группа достаточно многочисленна. По данным доклада Global Wealth Report швейцарского банка Credit Suisse, в середине 2019 г в России насчитывалось 246,0 тысяч долларовых миллионеров, а с учетом членов их семей 600,0-700,0 тысяч [8].

В период кризиса доходы основной массы граждан сокращаются, они нуждаются в финансовой поддержке государства, чтобы удовлетворить потребности в товарах и услугах первой необходимости. В этих условиях на туристском рынке изменяется модель поведения населения. Формируются следующие четыре рыночных сегмента, включающие:

• туристов, модель поведения которых на туристском рынке не изменяется, они совершают турпоездки независимо от цены предложения;

• туристов-дачников, которые не имеют возможности отправиться в путешествие из-за сокращения доходов;

• туристов, которые предъявляют действительный спрос на относительно недорогие туры и тех, кому туристская поездка субсидируется государством или предприятиями;

• потенциальных туристов, которые накапливают средства, формируя отложенный спрос, чтобы совершить туристские поездки в будущем.

Структурные сдвиги потребительского спроса в условиях сокращения его общего объема ведут в любом случае к уменьшению потока туристов по большинству направлений и к экономическим потерям субъектов туристского рынка и уровней бюджетной системы РФ.

Помимо потребительского спроса воздействие кризиса испытает также рыночное предложение турпродукта: оно будет постепенно адаптироваться к сокращению доходов населения и новой структуре спроса. По сути, станет необходимым изменить действующие технологии туризма, которые должны соответствовать требованиям по защите от коронавируса. На старте пандемии эти требования были указаны в письме Роспотребнадзора «О направлении рекомендаций по соблюдению режима в санаторно-курортных учреждениях» от 21.04.2020 г. органам исполнительной власти субъектов РФ и руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации [9]. По экспертным оценкам, если бы переход к новым условиям произошел строго в соответствии с Рекомендациями Роспотребнадзора, то было бы неизбежным закрытие или перепрофилирование несколько десятков санаторно-курортных объектов и повышение цен на путевки в оставшихся предприятиях [10].

Производство туристского продукта и соответственно его товарное предложение в сравнении с потребительским спросом не могут быстро адаптироваться к новым технологическим требования, которые связаны с сохранением рисков распространения COVID-19. Для этого необходимы определенное время и затраты, чтобы приспособить туристские технологии под эти требования. Следствием этого станет повышение стоимости потребления комплексного туристского продукта, которое коснется практически все его составляющие: перемещение туристов, размещение, оздоровление, питание, развлекательное и экскурсионное обслуживание. Под воздействием этого фактора определенная часть выездного туристского потока, который до кризиса формировался средним классом, трансформируется во внутренние потоки или обнулится, удовлетворившись «квартирным и дачным» отдыхом. К моменту, когда откроются государственные границы и будут отменены ограничения на перемещение людей внутри страны, как это было до пандемии, сформируется отложенный спрос. По оценке президента Российского союза туриндустрии (РСТ) А. Игнатьева, из-за распространения коронавируса туроператоры и объекты размещения не оказали туристам услуг почти на 200,0 млрд. рублей. Эта сумма равна стоимости невыполненных обязательств туроператоров и отелей за неосуществленные поездки, то есть на эту величину формируется отложенный спрос, который будет стремиться реализоваться сразу после того, как будут отменены ограничения на совершение турпоездок [11].

По приблизительным подсчетам туристским спросом после отмены пандемии коронавируса сможет воспользоваться примерно десятая часть населения России, что составляет 14,67 млн. человек. Благодаря этому спросу начнут восстанавливаться традиционные направления туристских потоков. Отложенный спрос в данном случае выступит в роли катализатора этого процесса постепенного формирования и развития туристских потоков. Для значительной части населения необходимо время для возрождения потерянных доходов и погашения финансовых обязательств, реструктуризированных во время кризиса. Для этого потребуется как минимум от двух до трех лет. Для меньшего количества граждан России такой необходимости не существует в связи с достаточностью доходов [7, 12]. Тем не менее, после резкого и тотального сокращения размеров туристского потока по всем направлениям, в 2020-2021 годах начался процесс их восстановления, о чем говорят результаты опросов. К примеру, данные ежемесячного мониторинга, который проводит исследовательская платформа Skift (Skift Recovery index), показали, что Россия в 2020-2021 годах достигла наилучшей динамики частичного восстановления туриндустрии. Аналитические материалы Aviasales и результаты расчетов OneTwoTrip показывают, что в России после острой фазы кризиса происходит резкий рост активности на рынке внутреннего туризма и увеличивается доля бронирования билетов в наиболее туристские города России. Данные об этом обобщенном виде и представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Индекс восстановления индустрии туризма в России в сравнении с другими государствами _в 2020-2021 годах 3_

№ п/п Индекса восстановления туристской индустрии (рост количества туристов) (2019 г. = 100,0) Значение Индекса (пункта)

1 Среднее значение индекса восстановления туризма в мире (декабрь 2020 г.) 42,0

2 Среднее значение индекса восстановления туризма в России (декабрь 2020 г.) 59,0

3 Среднее значение индекса восстановления туризма в мире (январь 2021 г.) 44,0

4 Среднее значение индекса восстановления туризма в России (январь 2021 г.) 61,0

Индекс восстановления туристской активности (динамика поиска и бронирования туристских услуг) (2019 г. = 100,0)

5 Минимальное значение Индекса туристской активности в мире в апреле 2020 г. 16,0

6 Минимальное значение Индекса туристской активности в России в апреле 2020 г. 21,0

7 Минимальное значение Индекса туристской активности в мире в августе 2020 г. 47,0

8 Минимальное значение Индекса туристской активности в России в августе 2020 г. 72,0

Рост доли бронирования билетов в российские города в начале 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. (в %%)

9 Прирост доли бронирования билетов в г. Санкт-Петербург 27,0

10 Прирост доли бронирования билетов в г. Москва 13,0

11 Прирост доли бронирования билетов в г. Сочи 25,0

3 Таблица составлена на основе материалов источника: Туриндустрия в России показывает наилучшую динамику восстановления. [Электронный ресурс]. URL: https://ratanews.ru/news/news_19022021_4.stm

Ограниченность располагаемых доходов населения, понижение в этой связи туристских потребностей и повторяющиеся вспышки коронавируса циклического характера - это те факторы, которые будут определять траекторию развития туристских потоков и туристского спроса в ближайшей среднесрочной перспективе. Спрос на туристский продукт не может абсолютно обнулиться на долгое время, имея в виду, что существует объективная необходимость в воспроизводстве трудовых ресурсов. Поэтому даже в кризис существует спрос на туристские продукты с относительно низкой потребительской стоимостью, которая достигается путем снижения себестоимости комплексного туристского продукта и/или исключение из него отдельных его составляющих. Туристские продукты с относительно низкой и доступной потребительской стоимостью совместно с туристскими услугами для высокодоходных групп населения формируют туристский спрос кризисного периода с последующим его расширением после преодоления кризиса. Тренд на экономию затрат на туризм наметился еще до кризиса, об этом свидетельствуют данные таблицы 2, которые были получены в результате масштабного опроса более 500 туроператоров из 85 городов, проведенного Сервис онлайн-бронирования В2В Ostrovok.ru [13]. Кризис только усилил его. Безусловно, цифры таблицы 4 показывают, что модель рыночного поведения потенциальных туристов нацелена на экономию расходов на туризм, которая достигается, по мнению туроператоров, различными способами. Данные о них и частоте туристских поездок представлены в таблице.

Таблица 4.

Способы экономии на туризме и частота туристских поездок российских граждан, выбирающих

пакетные туры в 2019 г.4

№ п/п Способы сокращения стоимости туризма из-за снижения покупательной способности населения Количество туроператоров (в %)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Снижение количества туристических поездок в году 39,0

2 Выбор более дешевых направлений туризма 35,0

3 Выбор более дешевых мест размещения 33,0

4 Экономия на авиабилетах 23,0

Модели поведения туристов в области частоты поездок и экономии

5 Частота туристических поездок не изменилась 11,0

6 Частота туристических поездок увеличилась 12,0

7 Туристские поездки, исключающие экономию 2,0

8 Количество граждан, снижающих затраты на туризм и отдых (в %) 46,0

4 Лишь 11% турагентств не видят снижения покупательской активности клиентов. [Электронный ресурс]. URL: https://ratanews.ru/news/news_7022020_2.stm (дата обращения: 9 февраля 2020 г.); Россияне экономят на отдыхе из-за нехватки денег. [Электронный ресурс]. URL: https://ratanews.ru/ news /news_11102019_9.

Количество российских граждан, целенаправленно снижающих затраты на туризм, отметили 46,0% опрошенных компаний, работающих в сфере туризма. И в среднем только 11,5% туристических агентств отметили, что их клиенты не сократили частоту поездок с туристическими целями. Экономия на туристских затратах усилится после кризиса, который заставил граждан израсходовать имеющиеся средства на текущее потребление. Этот тренд-фактор повышает потребительский спрос на туристские услуги, оказываемые сравнительно простыми туристскими технологиями [15]. Эффект экономии, достигаемый на сокращении потребительских расходов и использовании менее технологичных способов оздоровительных туров, способен привести к существенному росту совокупности туристского спроса, что увеличивает вероятность возникновения локальных чрезмерных туристских потоков и отрицательных внешних эффектов.

Выводы. По степени распространения и источнику происхождения коронавирус можно классифицировать как глобальный медико-биологический фактор, оказавший негативное влияние не только на общественное здоровье, но и экономику государств. Сила его деструктивного воздействия на здоровье людей настолько высока, что заставило большинство государств практически одновременно запретить трансграничное перемещение людей и ввести максимально возможные внутренние ограничения, что в совокупности вызвало кризис, в том числе и мирового туризма. Туристские потоки по всем направлениям сократились до минимального уровня, что принесло индустрии туризма небывалые ранее экономические потери. По масштабу и силе воздействия коронавирус превзошел военные, политические и экономические факторы, которые когда-либо вызывали кризис в сфере туризма с практически абсолютной остановкой на некоторое время его деятельности.

После преодоления этого кризиса, возможно, что мировой туризм потеряет свою старую конфигурацию и в ней усилятся процессы регионализации, частично совпадающие с границами формирования зон валютного влияния. Эта точка зрения является прогностической, требующей дальнейшего осмысления, и, возможно, высказана несколько преждевременно, так как сформулирована в период кризиса, когда еще не видны все его негативные результаты, способы выхода из него и направления развития в новых условиях. Однако, учитывая достаточно высокую эластичность туризма к курсам свободно конвертируемых валют, формулировка этого вывода имеет под собой объективную основу Она заключается в необратимости в современных условиях процесса регионализации валютного пространства мировой экономики и формировании нескольких зон валютного влияния по мере ослабления американского доллара как мировой валюты.

Усиление регионализации туристских потоков, которое наблюдалось еще до кризиса, после отмены всех ограничений, связанных с пандемией, продолжится. Углубление дифференциации направлений потока туристов по регионам и популярным дестинациям также будет усиливаться. Большая часть оставшихся выездных туристских потоков из России продолжит концентрироваться в направлении Европы в зоне евро, включающей, прежде всего, страны Шенгенской зоны, а также страны Ближнего зарубежья и, прежде всего, в страны СНГ. Третье направление включает азиатский регион, в котором пока доминирует доллар США. Меньшая часть платежеспособных российских граждан будут предъявлять спрос на туристский продукт остальных регионов мира. Продолжится усиление внутреннего туризма за счет сокращения выездного направления, частоты внутренних туристских поездок, расширения рыночного предложения относительно недорогих туристских продуктов, расширения регионального туристского пространства.

Практически процесс перезапуска туризма как вида деятельности начался еще в период после существенного сокращения его потоков. Их восстановление происходит в условиях, определяемых рекомендациями надзорных органов и попытками туристских предприятий добиться для себя финансовых преференций от государства. На особенности этого процесса оказывают влияние факторы, которые сложились в результате кризиса. Лидерство в прогнозировании результатов воздействия этих факторов на туризм на начальном этапе его восстановления захватило экспертное сообщество. Считается, что прежняя география направлений туристских потоков претерпит некоторую трансформацию: вначале спросом будет пользоваться внутренний туристский продукт с относительно низкой стоимостью потребления, его увеличение будет происходить также за счет туристского продукта с преобладанием его природной компоненты. Фактор доходов и цены станет решающим для основной массы потенциальных туристов. Чтобы соответствовать этому требованию спроса, туристские компании будут вынуждены упростить технологии гостеприимства или включить в состав туристского продукта эксклюзивные услуги с целью переориентации на внутреннее направление платежеспособный сегмент туристского рынка. Восстановлению въездного туристского потока будут способствовать сравнительно низкий летальный исход от короновируса, внедрение электронных виз, благоприятный валютный курс и, скорее всего, неудовлетворенный туристский спрос, сформированный во время кризиса.

По длительности воздействия факторы, вызвавшие кризис в туризме, являются краткосрочными, поэтому произойдет постепенное восстановление прежних туристских потоков. Если прекратится волнообразное развитие коронавируса, развитие туризма будет происходить под

воздействием факторов, которые действовали до кризиса.

Литература и источники

1. Отчет НИР: Оценка направлений трансформации туристского потока в рекреационных регионах России. Гос. рег. АААА-А17-117021310240-8. Гос. рег. отч. АААА-Б18-122690079-9. СНИЦ РАН, г. Сочи, 2018 г.

2. Келлер П. Влияние мировых кризисов на туризм // Вестник РМАТ. - 2013. - № 3(9). - С. 17-20

3. Золотова В.И., Мартышенко Н.С. Влияние кризисных явлений на туристский рынок Приморского края // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6

4. Джанджугазова Е.А., Первунин С.Н. Российский туризм: анатомия кризиса //Российские регионы: взгляд в будущее. - 2015.

- Т.2. - №1. - С. 116-129.

5. Воронцова Е.А. Индустрия туризма в условиях экономического кризиса: тенденции и перспективы развития // Studia Humanitatis Borealis. - 2015. - № 1. - С. 59-67.

6. Итоги года в российском туризме: обошлось без потрясений. [Электронный ресурс] // URL: https://1prime.ru/business/20191227/830747757.html (дата обращения: 15 апреля 2020 г.)

7. Симонян Г.А., Сарян А.А. О влиянии пандемии коронавируса на туризм // Современная научная мысль. - 2020. - № 2. - С. 158-164.

8. CREDIT SulSSE. Research Institute Global wealth Report. Russia. Changing fortunes. 2019. Page 47

9. Рекомендации по организации санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Приложение к письму Роспотребнадзора от 21.04.2020 г., № 02/7505-2020-24 «О направлении рекомендаций по соблюдению режима в санаторно-курортных учреждениях»

10. Здоровье не для всех: требования Роспотребнадзора увеличат стоимость отдыха в российских санаториях на 40%. [Электронный ресурс]. // URL: https://www.tourdom.ru/news /zdorove-ne-dlya-vsekh-trebovaniya-rospotrebnadzora-uvelichat-stoimost-otdykha-v-rossiyskikh-sanatori.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2 Fyandex.ru%2Fnews (дата обращения: 14.05.2020 г.)

11. Более 180 млрд. рублей - стоимость услуг, не оказанных туристам из-за коронавируса. [Электронный ресурс]. // URL: https://ratanews.ru/news/news_19052020_3.stm (дата обращения: 14.05. 2020 г.)

12. Итоги года: 10% россиян владеют почти 90% национального богатства. [Электронный ресурс]. // URL: https:// www.buro247.ru/lifestyle/obshcestvo/itogi-goda-10-rossiyan-vladeyut-pochti-90-natciona.htm (дата обращения: 10.05.2020 г.)

13. Лишь 11% турагентств не видят снижения покупательской активности клиентов. [Электронный ресурс]. // URL: https://ratanews.ru/news/news_7022020_2.stm (дата обращения: 9 февраля 2020 г.)

14. Россияне экономят на отдыхе из-за нехватки денег. [Электронный ресурс]. // URL: https://ratanews.ru/ news /news_11102019_9. (дата обращения: 9 февраля 2020 г.)

15. Когда туристы снова смогут путешествовать, и как будет выглядеть туризм после пандемии. Обзор. [Электронный ресурс]. // URL: https://www.interfax.ru/world/703736 (дата обращения: 10.05.2020 г.)

References and sources

1. R & D report: Assessment of the directions of transformation of the tourist flow in the recreational regions of Russia. State reg. AAAA-A17-117021310240-8. State reg. AAAA-B18-122690079-9. SNITS RAS, Sochi, 2018

2. Keller P. The impact of global crises on tourism // Vestnik RMAT. 2013. No. 3(9). pp. 17-20

3. Zolotova V. I., Martyshenko N. S. Influence of crisis phenomena on the tourist market of Primorsky Krai // Modern problems of science and education.

- 2014. -№ 6

4. Dzhandzhugazova E.A., Pervunin S.N. Russian tourism: anatomy of a crisis // Russian regions: a look into the future. - 2015. - Vol. 2, No. 1. - pp. 116-129.

5. Vorontsova E.A. Tourism industry in the conditions of the economic crisis: trends and prospects of development / / Studia Humanitatis Borealis. 2015. No. 1. pp. 59-67.

6. Results of the year in Russian tourism: there were no shocks. [Electronic resource]. URL: https://1prime.ru/business/20191227/830747757.html (accessed: April 15, 2020)

7. Simonyan G.A., Saryan A.A. On the impact of the coronavirus pandemic on tourism // Modern scientific thought. 2020. No. 2. pp. 158-164.

8. CREDIT SuISSE. Research Institute Global wealth Report. Russia. Changing fortunes. 2019. Page 47

9. Recommendations for the organization of health resorts in conditions of continuing risks of the spread of COVID-19. Appendix to the letter of Rospotrebnadzor dated 21.04.2020, no. 02/7505-2020-24 "On the direction of recommendations on compliance with the regime in health resorts»

10. Health is not for everyone: the requirements of Rospotrebnadzor will increase the cost of recreation in Russian sanatoriums by 40%. [Electronic resource]. URL: https://www.tourdom.ru/news /zdorove-ne-dlya-vsekh-trebovaniya-rospotrebnadzora-uvelichat-stoimost-otdykha-v-rossiyskikh-sanatori.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews (accessed: 14.05.2020 g)

11. More than 180 billion rubles - the cost of services not provided to the tourists because of the coronavirus. [Electronic resource]. URL: https://ratanews.ru/news/news_19052020_3.stm (accessed: 14.05. 2020)

12. Results of the year: 10% of Russians own almost 90% of the national wealth. [Electronic resource]. URL: https://www.buro247.ru/ lifestyle/obshcestvo/itogi-goda-10-rossiyan-vladeyut-pochti-90-natciona.htm (accessed: 10.05.2020)

13. Only 11% of travel agencies do not see a decrease in customer purchasing activity. [Electronic resource]. URL: https://ratanews.ru/news/ news_7022020_2.stm (accessed: February 9, 2020)

14. Russians are saving on vacation due to lack of money. [Electronic resource]. URL: https://ratanews.ru/ news /news_11102019_9. (accessed February 9, 2020)

15. When will tourists be able to travel again, and what will tourism look like after the pandemic. Review. [Electronic resource]. URL: https://www.interfax.ru/world/703736 (accessed: 10.05.2020)

СИМОНЯН ГАРНИК АИКАРАМОВИЧ - доктор экономических наук, вице-президент НИИ истории экономики и права (Москва) (sgar@yandex.ru).

САРЯН АКОП АЙГАЗОВИЧ - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Субтропического научного центра Российской академии наук (ФИЦ СНЦ РАН) (akopsar@rambler.ru).

SIMONYAN, GARNIK A. - Doctor of Economics, Vice-President History, Economics and Law Research Institute (HELRI) (sgar@yandex.ru).

SARYAN, АKOP A. - Ph.D. in Economics, Leading Researcher of the Federal Research Centre the Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences (FRC SSC RAS) (akopsar@rambler.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.