Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ И ИХ ОТОБРАЖЕНИЕ В СМИ'

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ И ИХ ОТОБРАЖЕНИЕ В СМИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1114
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РОССИЯ / КРЫМ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ САНКЦИИ / СМИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Абдель Вахед Эссам Абдаллах Махмуд

Цель статьи - рассмотреть влияние международных санкций 2014 года на развитие туризма в России. Обосновывается, что туризм сегодня стал важной составляющей роста национальной экономики практически во всех странах мира. Россия является одним из самых популярных туристических направлений в мире благодаря своему богатому культурному наследию и великой природной и драматической истории. Однако санкции 2014, когда государства-члены Европейского Союза, и ряд стран, включая Австралию, США, Канаду, Японию, Новую Зеландию, Швейцарию, Исландию и другие начали вводить санкции в отношении России в связи с «незаконной аннексией Крыма и подрывом территориальной целостности Украины», сыграли отрицательную роль в развитии международного туризма, что также отразилось на страницах средств массовой информации. Материалами исследования стали статистические данные Росстата, на основе которых была дана оценка развития сектора туризма в России. В результате исследования было выявлено, что санкции 2014 года, привели к структурным изменениям и направлению потока туристов. Количество российских туристов в ряд стран, связанных с санкциями, и количество туристов из тех стран, которым запрещен въезд в Россию, сократилось, однако количество туристов из некоторых других стран увеличилось, что значительно улучшили и расширили развитие внутреннего туризма в России. Результаты, выявленные в данном исследовании, в частности рекомендации по созданию образовательных программ и привлечение СМИ для развития рекреационных зон, станут стимулирующим фактором для развития как внутреннего, так и въездного туризма в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM DEVELOPMENT IN RUSSIA IN THE INTERNATIONAL SANCTIONS AND THEIR REPRESENTATION IN THE MEDIA

The article is aimed at considering the impact of international sanctions in 2014 on the tourism development in Russia. It is substantiated that tourism today has become an important component of the growth of the national economy in almost all countries of the world. Russia is one of the most popular travel destinations in the world due to its rich cultural heritage, great natural and dramatic history. However, the 2014 sanctions, when the member states of the European Union, and a number of countries, including Australia, USA, Canada, Japan, New Zealand, Switzerland, Iceland and others, began to impose sanctions on Russia in connection with inclusion of Crimea and complicated relations with Ukrainian government, played a negative role in the development of international tourism, which was also reflected in the pages of the media. The research materials are the statistical data of Federal Statistics Agency, on the basis of which the development of the tourism sector in Russia was assessed. As a result of the study, it was revealed that the sanctions of 2014 led to structural changes and the direction of the flow of tourists. The number of Russian tourists to a number of countries associated with sanctions, and the number of tourists from those countries that are prohibited from entering Russia, decreased, but the number of tourists from some other countries increased, which significantly improved and expanded the development of domestic tourism in Russia. The results identified in this study, in particular, recommendations for the creation of educational programs and the involvement of the media for the development of recreational areas, will become a stimulating factor for the development of both domestic and inbound tourism in Russia.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ И ИХ ОТОБРАЖЕНИЕ В СМИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ MЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ УСЛУГ

INTERNATIONAL COOPERATION IN SERVICES SECTOR: CURRENT ISSUES

УДК 338.48

РО!: 10.24412/1995-042Х-2021-2-57-65

АБДЕЛЬ ВАХЕД Эссам Абдаллах Махмуд

Казанский национальный исследовательский университет (Казань, Респ. Татарстан, РФ)

кандидат филологических наук, доцент; [email protected]

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ

И ИХ ОТОБРАЖЕНИЕ В СМИ

Цель статьи - рассмотреть влияние международных санкций 2014 года на развитие туризма в России. Обосновывается, что туризм сегодня стал важной составляющей роста национальной экономики практически во всех странах мира. Россия является одним из самых популярных туристических направлений в мире благодаря своему богатому культурному наследию и великой природной и драматической истории. Однако санкции 2014, когда государства-члены Европейского Союза, и ряд стран, включая Австралию, США, Канаду, Японию, Новую Зеландию, Швейцарию, Исландию и другие начали вводить санкции в отношении России в связи с «незаконной аннексией Крыма и подрывом территориальной целостности Украины», сыграли отрицательную роль в развитии международного туризма, что также отразилось на страницах средств массовой информации. Материалами исследования стали статистические данные Росстата, на основе которых была дана оценка развития сектора туризма в России. В результате исследования было выявлено, что санкции 2014 года, привели к структурным изменениям и направлению потока туристов. Количество российских туристов в ряд стран, связанных с санкциями, и количество туристов из тех стран, которым запрещен въезд в Россию, сократилось, однако количество туристов из некоторых других стран увеличилось, что значительно улучшили и расширили развитие внутреннего туризма в России. Результаты, выявленные в данном исследовании, в частности рекомендации по созданию образовательных программ и привлечение СМИ для развития рекреационных зон, станут стимулирующим фактором для развития как внутреннего, так и въездного туризма в России.

Ключевые слова: туризм, Россия, Крым, международные санкции, СМИ

Для цитирования: Абдель Вахед Э.А.М. Развитие туризма в России в условиях международных санкций и их отображение в СМИ // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т.15. №2. С. 57-65. РО!: 10.24412/1995-042Х-2021-2-57-65.

Дата поступления в редакцию: 15 февраля 2021 г. Дата утверждения в печать: 7 апреля 2021 г.

UDC 338.48

DOI: 10.24412/1995-042X-2021-2-57-65

Essam A. M. ABDEL VAHED

Kazan National Research University (Kazan, Republic of Tatarstan, Russia) PhD in Philology, Associate Professor; e-mail: [email protected]

TOURISM DEVELOPMENT IN RUSSIA IN THE INTERNATIONAL SANCTIONS AND THEIR REPRESENTATION IN THE MEDIA

Abstract. The article is aimed at considering the impact of international sanctions in 2014 on the tourism development in Russia. It is substantiated that tourism today has become an important component of the growth of the national economy in almost all countries of the world. Russia is one of the most popular travel destinations in the world due to its rich cultural heritage, great natural and dramatic history. However, the 2014 sanctions, when the member states of the European Union, and a number of countries, including Australia, USA, Canada, Japan, New Zealand, Switzerland, Iceland and others, began to impose sanctions on Russia in connection with inclusion of Crimea and complicated relations with Ukrainian government, played a negative role in the development of international tourism, which was also reflected in the pages of the media. The research materials are the statistical data of Federal Statistics Agency, on the basis of which the development of the tourism sector in Russia was assessed. As a result of the study, it was revealed that the sanctions of 2014 led to structural changes and the direction of the flow of tourists. The number of Russian tourists to a number of countries associated with sanctions, and the number of tourists from those countries that are prohibited from entering Russia, decreased, but the number of tourists from some other countries increased, which significantly improved and expanded the development of domestic tourism in Russia. The results identified in this study, in particular, recommendations for the creation of educational programs and the involvement of the media for the development of recreational areas, will become a stimulating factor for the development of both domestic and inbound tourism in Russia.

Keywords: tourism, Russia, Crimea, international sanctions, media.

Citation: Abdel Vahed, E. A. M. (2021). Tourism development in Russia in the international sanctions and their representation in the media. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 15(2), 5765. doi: 10.24412/1995-042X-2021-2-57-65.

Article History

Received 15 February 2021 Accepted 7 April 2021

Disclosure statement

No potential conflict of interest was reported by the author(s).

© 2021 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/

Введение

В настоящее время туризм является важной составляющей роста национальной экономики практически во всех странах мира. Рост индустрии туризма оказывает непосредственное влияние на улучшение технологических, экономических и социальных показателей, как в отдельных странах, так и во всем мире. В России туризм тоже играет важную роль.

Закон РФ N 132-ФЗ от 24 ноября 1996 года «Об основах туристской деятельности в РФ» определяет туризм как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания».

Россия является одним из самых популярных туристических направлений в мире благодаря своему богатому культурному наследию и великой природной и драматической истории. Туризм в России переживает бурный рост с конца советских времен, включая внутренний туризм, въездной туризм и выездной туризм. Но 2015 год стал худшим за всю историю существования выездного туристического бизнеса в России, отмечает Российский союз туриндустрии. По данным Росстата, выезд за рубеж с целью туризма в 2015 году сократился на 31,3% - до 12 107,19 тыс. поездок. Это следствие экономических санкций против России, которые были введены в 2014 году.

I.Определение экономических санкций

Экономические санкции определяются как прекращение обычных торговых и финансовых отношений в целях внешней политики и политики безопасности. Санкции могут быть всеобъемлющими, запрещающими коммерческую деятельность в отношении целой страны, или же они могут быть целенаправленными, блокирующими операции отдельных предприятий, групп или отдельных лиц. Подробнее эта

тема рассмотрена в нескольких статьях [1; 2, с. 17-25; 5].

II.Какие санкции введены против России и их последствия

В 2014 году как государства-члены Европейского Союза, и ряд стран, включая Австралию, США, Канаду, Японию, Новую Зеландию, Швейцарию, Исландию и другие начали вводить санкции в отношении России в связи с незаконной аннексией Крыма и подрывом территориальной целостности Украины. 17 марта 2014 года, когда были предприняты первые действия против России, и они затронули в основном физических лиц, основные меры против российских институтов (банков, компаний оборонно-промышленного комплекса, нефтегазовых компаний и т.д.) были приняты в сентябре 2014 года. Первый пакет санкций со стороны США, Евросоюза, Австралии, Новой Зеландии и Канады предусматривал замораживание активов и визовые ограничения для граждан РФ, включенных в специальные списки (так называемые «список ЕС» и «список США»). В последующие годы были введены новые санкции, направленные против Российской Федерации, в частности, связанные с предполагаемым применением химического оружия в Солсбери, инцидентом в Керченском проливе.

Введение антироссийских санкций резко изменило положение российского населения в различных сферах жизни. Сложная ситуация сложилась в банковском секторе, в промышленном секторе, в нефтегазовом секторе, в военно-техническом секторе, в космической отрасли и т. д. Индустрия туризма не является исключением. Сократились туристические потоки из России в Европу, возросли риски создания совместных инвестиционных предприятий в сфере гостеприимства, ухудшилась репутация России как страны, благоприятной для въездного туризма. Влияние экономических санкций в этом регионе усилилось за счет воздействия двух других негативных факторов-де-вальвации рубля и падения ведущих игроков туристической отрасли. Президент России

Владимир Путин оценил потери России от международных санкций в 50 млрд USD во время прямого маршрута в 2019 году.

III.Влияние экономических санкций на туризм в России 1. Обзор

Индустрия туризма с увеличением вклада прибыли все больше занимает важные позиции в развитии экономики России (табл. 1).

Основные показатели деятельности коллективных средств размещения в России за 2010-2019 годы демонстрируют неравномерный рост на протяжении многих лет (табл. 2).

2. Отображение введенных санкций в СМИ

Известно, что СМИ являются одними из важных источников формирования общественного мнения. И в этом отношении, информация, подаваемая в СМИ, может показать отношение к возникающему феномену. Проанализировав немецкие и российские печатные

издания М.Н. Игнатова, С.Н. Ефремова отметили, что «и российские, и немецкие СМИ рассматривают ситуацию, в основном, однобоко, акцентируя внимание лишь на положительных моментах в первом случае и на отрицательных во втором» [3, с. 55].

С.К. Пчегатлук, О.П. Занина отмечают: «В СМИ также отражается двойственное отношение к санкциям среди государств, находящихся по одну сторону. В отечественных и иностранных статьях в подробностях освещается проблема непринятия последних санкций США Европейским союзом. Публикуются красноречивые негативные высказывания политиков ЕС и предполагаемые последствия. Такой раскол, конечно, на руку Российской Федерации, но при этом он может осложнить международные отношения, если каждая из сторон решит вводить индивидуальные запретительные и ограничительные меры [4; с. 32].

Таблица 1 - Вклад туризма в экономику России в 2013-2019 гг.1

Показатели \ Годы 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом внутреннем продукте Российской Федерации, % 3 3,2 3,3 3,4 3,9 3,9 —

Объем услуг туристических агентств, туроператоров и прочих услуг по бронированию и сопутствующих им услуг, млрд руб. — — — — 166,5 172,1 179,8

Таблица 2 - Основные показатели деятельности коллективных средств размещения в России за 2010-2019 гг.

Показатели \ Годы 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Число коллективных средств размещения, ед. 12 585 13 062 14 019 14 583 15 590 20 135 20 534 25 292 28 074 28 302

в % к пред. году 101,6 103,8 107,3 104,0 106,9 129,2 102,0 123,2 111,0 100,8

Число мест, тыс. 1 263,2 1 294,4 1 345,0 1 386,8 1 573,3 1 762,6 1 848,1 2 167,9 2 415,3 2 495,7

в % к пред. году 101,2 102,5 103,9 103,1 113,5 112,0 104,9 117,3 111,4 103,3

Численность размещенных лиц, тыс. чел. 34 746,5 37 399,5 41 065,1 42 635,2 44 218,9 49284,2 54430,9 61563,2 71538,1 76041,7

в % к пред. году 109,6 107,6 109,8 103,8 103,7 111,5 110,4 113,1 116,2 106,3

Число ночевок, тыс. 162 987,8 166 197,1 173 614,2 172 630,5 184 017,7 212 195,3 216 837,6 253 022,7 274 584,7 283 191,0

в % к пред. году 100,1 102,0 104,5 99,4 106,6 115,3 102,2 116,7 108,5 103,1

3. Российский туризм до введения экономических санкций

В период 1992-2013 гг. можно выделить 3 этапа, дифференцированных по уровню и

характеру воздействия факторов риска на туризм.

Первый этап (1992-2002 гг.) - отсутствие четкой государственной политики в области

1 Таблицы 1 и 2 составлены по данным Росстата

60 I-

внутреннего и въездного туризма, устаревание материально-технической базы туристской отрасли и стагнация инвестиционной активности.

Второй этап (2002-2008 годы) - низкая популярность российских туристско-рекреаци-онных зон была связана с неразвитостью современной структуры отдыха и развлечений, высокими ценами, сезонностью российского турпродукта и отсутствием эффективного маркетинга применительно к различным туристским программам.

В третьем периоде (2009-2013 гг.) увеличилось количество независимых отелей и многонациональных гостиничных сетей (Hilton, Kempinski, Radisson SAS Hotel, Park Inn Hotel и др.), увеличилось количество номеров и уровень заполняемости. Положительную динамику продемонстрировали несколько показателей туризма. По данным ЮНВТО, Россия вошла в первую десятку мировых лидеров в 2012 году по двум показателям: приезд туристов (9-е место) и расходы туристов (5-е место). Согласно статистике Всемирной туристской организации за 2013 год, Россию посетили 28,4 млн туристов и она заняла 9-е место в рейтинге самых посещаемых стран мира. Рост внутреннего туризма в России в 2013 году составил 6-8%, въездного - 10%, выездного - 15%. Стили туризма, предлагаемые в России, очень разнообразны с точки зрения пляжного, экологического, лыжного и рекреационного. Причины этого - недостаточное количество гостиниц туристического класса и проблемы с транспортом.

4. Развитие туризма в России в условиях экономических санкций Введение политических и экономических санкций против России в результате инцидента на востоке Украины привело к значительному снижению потока туристов из России в ЕС в 2014 году. Большой отток российских туристов ощутили такие европейские страны, как Финляндия (-62,4%), Чехия (-9,5%), Греция (-48,4%), Австрия (-12,8%). В 2015 году Росстат отметил снижение числа туристов в Россию из следующих стран: США (-9%), Великобритании (-20%), Германии (-4%), Японии (-3%) и Канады (-25%)

(по сравнению с черным материалом 2014 года). Турция и Египет закрылись для россиян в ноябре 2015 года, пока сохранили две верхние позиции в рейтинге самых популярных направлений и даже не стали лидерами по снижению показателей. Турция потеряла 19%, Египет-28%, отмечают в RUTI. Кроме того, есть европейские страны, которые потеряли больше всего туристов из России: Мальта (41,6%), Португалия (-40,4%), Чехия (-36%), Италия (-35,6%), Швеция (-38%), Австрия (-37,6%).

С 2014 по 2015 гг. выездной туризм из России сократился на 35%, в то время как рост внутреннего туризма за тот же период вырос на 25%. Помимо того, что рост курса валюты делает зарубежные поездки более дорогими, росту качества и количества туристических услуг и транспорта также способствует рост внутреннего туризма. Количество русских людей в города Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Камчатки, Приморья увеличить быстро. В 2017 г. в России насчитывается 24,6 млн иностранных туристов. Топ самых популярных у россиян стран для посещений в 2017 г.: Турция, Финляндия, Казахстан, Украина, Китай.

В 2018 году доходы от туризма составят 9 миллиардов долларов. В 2019 году Россия поднялась в мировом рейтинге в сфере туризма с 43-го на 39-е место по итогам доклада отчет о конкурентоспособности путешествий и туризма за 2019 год, опубликованного Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). Финляндия (2 млн 695 тыс), Эстония (1 млн 348 тыс), Италия (1 млн 12 тыс), Германия (977 тыс), Испания (846 тыс), Польша (834 тыс), Греция (686 тыс), Кипр (716 тыс), Литва (510 тыс) и Франция входят в топ-10 стран ЕС в 2019 году по туристическим поездкам из России в Европу (422 тыс.). 4. Казахстан-2,471 тыс. (+161 тыс., +7%). Турпо-ток из США увеличился на 6%, по данным ассоциации, где было совершено 241,1 тысячи туристических визитов в Россию. В прошлом году в Россию из Израиля приехали 199 тысяч туристов, что на 21,7% больше, чем в предыдущем году. Турпоток из Италии (154,8 тыс. поездок) также увеличился на 22%, из Франции (154,3

тыс. поездок) - на 32,4% и из Великобритании (133,8 тыс. поездок).

Помимо растущего пиара на государственном уровне и недавнего чемпиона мира по футболу 2018 года, World Skills 2019, растущая туристическая популярность России среди иностранцев обусловлена в первую очередь экономическими факторами. Низкий курс рубля привел к значительному увеличению турпотока из Китая и других стран Юго-Восточной и Центральной Азии. Недавно Россия заняла 16-е место в топ-20 известных туристических стран.

В 2020 году туристическая отрасль была одной из тех отраслей российской экономики, которые одними из первых пострадали от последней коронавирусной инфекции. Рост туристической отрасли находится под серьезной угрозой в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки. В таких ситуациях значительные убытки несут туроператоры,

турагенты, авиакомпании и другие игроки индустрии туристических услуг. По оценкам экспертов, спрос на все исходящие направления снизился на 20-25% только в первые месяцы пандемии и упал почти до нуля после закрытия границ несколькими странами. Средневзвешенное снижение числа туристов из России по странам, отчитавшимся за июнь, составило 66,1%, за июль-58,0%, за август-68,5% и за сен-тябрь-86,3%, что свидетельствует о дальнейшем снижении числа туристов из России в сентябре. Россия изначально была исключена из списка одобренных ЕС стран, и только с постепенным возобновлением доступа на российский рынок это, вероятно, повлияло на показатели российских прибытий по всей Европе. Последние данные 1АТА показывают, что внутренний спрос на авиапассажиров в России вырос в августе по сравнению с прошлым годом, что, возможно, свидетельствует о предпочтении внутренних рейсов.

Таблица 3 - Международный туризм в 2017-2019 гг.2

Показатели Международные туристские прибытия по странам назначения, млн Доходы от международного туризма, млрд USD Международные туристские расходы, млрд USD

2019 Прирост 2019 к 2018, % 2019 Прирост 2019 к 2018, % 2019 г. Прирост 2019 к 2018, %

Мир 1 458 3,5 1 478 1,4 1 478 1,4

Россия 24,4 -0,5 11,0 -5,4 36,2 5,5

Таблица 4 - Самые популярные туристические страны мира3

Ранг Страна Посещаемость по годам, млн. туристов

2018 2017 2016 2015 2014 2013

1 Франция 93,2 86,9 84,7 86,3 83.7 83,6

2 Испания 82,8 81,8 60,7 68,1 65,0 60,7

3 США 82,2 76,9 69,8 77,9 74,8 70,0

4 Китай 62,9 60,7 55,7 56,9 55,6 55,7

5 Италия 62,1 58,3 47,7 50,8 48,6 47,7

16 Россия 24,6 24,4 28,4 31,6 29,8 28,4

2 Информация подготовлена на основе публикации Всемирной туристской организации (UNWTO). World Tourism Barometer. Volume 18 Issue 5 August/September 2020.

3 По данным Всемирной туристской организации UNWTO (www2.unwto.org)

Рис. 1 - Туризм в России в I и II кварталах 2020 г. в %% к аналогичному периоду предыдущего года4

Введение санкций 2014 года оказало влияние на разные сферы туризма. Во-первых, девальвация рубля негативным образом повлияла на возможности российских туристов посещать зарубежные страны; во-вторых, уменьшился пассажиропоток, что повлияло на количество бронирования гостиниц. Однако влияние экономических санкций оказало положительное влияние на развитие внутреннего туризма, эта тенденция продолжается и сегодня.

IV. Как Россия поддерживает развитие национальной индустрии туризма Национальная индустрия туризма активно финансируется и поддерживается правительством, до 2018 года действовала федеральная приоритетная программа: «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)» с общим объемом финансирования около 10 млрд долларов. В

2018 году была утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)», в которую были внесены изменения от 11 июля 2019 года. Согласно положениям Концепции Ростуризм был определен государственным заказчиком вышеназванной программы. Был установлен предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета, который составил 69,27 млрд. руб. Ростуризму было предписано обеспечить разработку проекта Программы и внесение его на обсуждение в Правительство Российской Федерации. Однако проект еще не утвержден.

Очевидно, что в результате существующей неблагоприятной эпидемиологической ситуации в мире Правительство Российской Федерации акцентирует внимание на развитие

4 Источник: Росстат. Статистический бюллетень Росстата к Всемирному дню туризма - 2020. URL: https://www.cci.lt/wp-content/uploads/2020/10/Rusija_Turizmo-sektoriaus-apzvalga_2020_Rusija-ir-kt-Rosstat-ir-Eurostat.pdf (Дата обращения: 03.01.2021).

внутреннего туризма, на развитие туристической инфраструктуры и создание качественных туристских продуктов, совершенствование управления в сфере туризма.

Заключение

Туризм относится к несырьевой сфере -сфере услуги и имеет большое значение для социально-экономического развития субьек-тов Российской Федерации. Хотя экономическая ситуация в России и в мире более сложная, индустрия туризма пытается развиваться.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Санкции, которые будут применены, привели к структурным изменениям и направлению потока туристов. Количество российских туристов в ряд стран, связанных с санкциями, и количество туристов из тех стран, которым запрещен въезд в Россию, сократилось, однако количество туристов из некоторых других стран увеличилось. Если, как и раньше, до введения санкций, очередь основных гостей стекалась за рубеж, при этом доля внутреннего туризма не была значительной, то сегодня, по мнению многих аналитиков, применяемые санкции значительно улучшили и расширили развитие внутреннего туризма в России. Влияние коронавируса также помогает более четко ориентировать туристическую отрасль, ориентироваться на инвестиции, строительство, реконструкцию, развитие инфраструктуры, повышение качества обслуживания туристского сектора, продвигать внутренний туризм, а также

готовиться к приему иностранных туристов после открытия. У государства также есть планы, связанные с развитием туризма в России.

Конечно, ключевыми целями нацпроекта являются интеграция и координация всех государственных операций, региональных инициатив, национальных проектов, федеральных проектов, мероприятий, которые уделяют внимание росту туризма, а также мер государственной поддержки.

Одна из вариантов направлений, который поможет российской индустрии туризма это развитие Крыма. Необходимо совершенствовать программу образования, внедрение понятия «образовательный туризм» для того, чтобы Крым стал научным центром, в котором будут получать образование студенты, магистранты, аспиранты. Это было бы экономически рентабельным проектом, поскольку ежегодно в Россию прибывает много иностранных студентов для получения образования по внебюджетной программе. Важным подспорьем в этом могут стать возможности СМИ, в частности развитие спутникового телевидения, в которых будут осуществляться трансляция о туризме в России на разных языках. Все эти мероприятия окажут укрепляющее воздействие на развитие туризма в России, что и показал туристский сезон лета 2020 года, оказавшийся благополучным для развития внутреннего туризма.

Список источников

1. Брисова А.С. Развитие туристической области в России в условиях экономических санкций // Мат. VIII Междунар. студ. науч. конф. «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016019013 (Дата обращения: 03.01.2021).

2. Зиганшин И.И., Овчаров А.О., Рысаева М.А. Влияние экономических санкций на развитие российского туризма // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. С. 17-25.

3. Игнатова М.Н., Ефремова С.Н. Влияние санкций Евросоюза на российскую экономику по материалам немецких и российских СМИ // Актуальные проблемы международных отношений в условиях формирования мультиполярного мира: Сб. науч. ст. II Междунар. науч.-практ. конф., 2015. С. 54-58.

4. Пчегатлук С.К., Занина О.П. Проблема международных санкций в зарубежных и российских СМИ: социологический анализ // Теория и практика общественного развития. 2018. №5(123). С. 31-35.

5. Страчко В.О., Метельская К.А. Санкции и их виды в международном праве // БГЭ. 2014.

URL: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/17044/2/Strachko_V_0_2014_S_173-

174_ocr.pdf (Дата обращения: 03.01.2021).

References

1. Brisova, A. S. (2021). Razvitie turisticheskoj oblasti v Rossii v uslovijah ekonomicheskih sankcij [Development of the tourist area in Russia under the conditions of economic sanctions]. Stu-dencheskijnauchnyjforum [StudentScientific Forum]: Materials of the VIII International Student Scientific Conference. URL https://scienceforum.ru/2016/article/2016019013 (Assessed on January 03, 2021). (In Russ.).

2. Ziganshin, I. I., Ovcharov, A. O., & Rysaeva, M. A. (2015). Vlijanie ekonomicheskih sankcij na razvitie rossijskogo turizma [Impact of economic sanctions on the development of Russian tourism]. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava [Actual problems of economics and law], 17-25. (In Russ.).

3. Ignatova, M. N., & Efremova, S. N. (2015). Vlijanie sankcij Evrosojuza na rossijskuju ekonomiku po materialam nemeckih i rossijskih SMI [Impact of EU sanctions on the Russian economy based on materials from German and Russian media]. Aktual'nye problemy mezhdunarodnyh otnoshenij v uslovijah formirovanija mul'tipoljarnogo mira [Actual problems of international relations in the context of the formation of a multi-polar world]: Collection of scientific articles, 5458. (In Russ.).

4. Pchegatluk, S. K., & Zanina, O. P. (2018). Problema mezhdunarodnyh sankcij v zarubezhnyh i rossijskih SMI: sociologicheskij analiz [The problem of international sanctions in foreign and Russian media: sociological analysis]. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija [Theory and practice of social development], 5(123), 31-35. (In Russ.).

5. Strachko, V. O., & Metel'skaja, K. A. (2014). Sankcii i ih vidy v mezhdunarodnom prave [Sanctions and their types in international law]. BGE. URL http://edoc.bseu.by:8080/bit-

stream/edoc/17044/2/Strachko_V_O_2014_S_173-174_ocr.pdf (Assessed on January 03,

2021). (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.