Научная статья на тему 'ПАНДЕМИЯ COVID-19 И САНКЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ НА ТУРИСТИЧЕСКУЮ ОТРАСЛЬ РОССИИ'

ПАНДЕМИЯ COVID-19 И САНКЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ НА ТУРИСТИЧЕСКУЮ ОТРАСЛЬ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1038
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / САНКЦИИ / КРИЗИС В ТУРИЗМЕ / ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ханина Анна Владимировна

В статье поднимается актуальный вопрос влияния последствий пандемии COVID-19 и введенных ранее санкций против Российской Федерации на туристическую отрасль. В качестве первой гипотезы исследования автором предполагается убеждение, что экономические санкции, вводимые против Российской Федерации, оказали наиболее пагубное влияние, чем пандемия коронавируса. Вторая гипотеза исследования направлена на изучение возможных позитивных последствий кризисных ситуаций, ведь циклическое развитие всех экономических процессов свидетельствует о том, что за каждым кризисным явлением следует подъем. За базис исследования была взята информация о динамике выездного туризма граждан РФ в такие страны как Абхазия, Турция и Чешская Республика - выбор данных стран обоснован значительным интересом российских граждан к их посещению, а также наличием различного рода введенных политических ограничений со стороны руководителей данных стран против РФ. Методами статистического анализа, основанными на графическом описании процессов, были рассчитаны и представлены динамика туристических потоков в различные периоды, а также доли от общего количества туристов. В результате исследования был сделан вывод о том, что политические факторы оказывают большее воздействие на развитие мирового туризма, чем пандемия. Автором высказано предположение о возможных позитивных последствиях выхода из кризиса пандемии туристической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COVID-19 PANDEMIC AND SANCTIONS: FEATURES OF THE IMPACT ON THE TOURISM INDUSTRY

The article raises the topical issue of the impact of the COVID-19 pandemic consequences and the previously imposed sanctions against the Russian Federation on the tourism industry. As the first hypothesis of the study, the author assumes the belief that the economic sanctions imposed against the Russian Federation have had a more harmful impact than the coronavirus pandemic. The second hypothesis of research is aimed at studying the possible positive consequences of crisis situations, because the cyclical development of all economic processes indicates that each crisis phenomenon is followed by an upswing. The study is based on information about the dynamics of outbound tourism of Russian citizens to countries such as Abkhazia, Turkey and the Czech Republic - the choice of these countries is justified by the significant interest of Russian citizens in visiting them, as well as the presence of various kinds of political restrictions imposed by the leaders of these countries against the Russian Federation. Using statistical analysis methods based on a graphical description of the processes, the dynamics of tourist flows in different periods, as well as the share of the total number of tourists, were calculated and presented. The study concluded that political factors have a greater impact on the world tourism development than the pandemic. The author suggests the possible positive consequences of the exit from the crisis of the pandemic of the tourism industry.

Текст научной работы на тему «ПАНДЕМИЯ COVID-19 И САНКЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ НА ТУРИСТИЧЕСКУЮ ОТРАСЛЬ РОССИИ»

УДК 338.48

DOI: 10.24412/1995-042X-2021-3-199-208

ХАНИНА Анна Владимировна

Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону, РФ) кандидат экономических наук, доцент; e-mail: [email protected]

ПАНДЕМИЯ COVID-19 И САНКЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ НА ТУРИСТИЧЕСКУЮ ОТРАСЛЬ РОССИИ

В статье поднимается актуальный вопрос влияния последствий пандемии COVID-19 и введенных ранее санкций против Российской Федерации на туристическую отрасль. В качестве первой гипотезы исследования автором предполагается убеждение, что экономические санкции, вводимые против Российской Федерации, оказали наиболее пагубное влияние, чем пандемия коронавируса. Вторая гипотеза исследования направлена на изучение возможных позитивных последствий кризисных ситуаций, ведь циклическое развитие всех экономических процессов свидетельствует о том, что за каждым кризисным явлением следует подъем. За базис исследования была взята информация о динамике выездного туризма граждан РФ в такие страны как Абхазия, Турция и Чешская Республика - выбор данных стран обоснован значительным интересом российских граждан к их посещению, а также наличием различного рода введенных политических ограничений со стороны руководителей данных стран против РФ. Методами статистического анализа, основанными на графическом описании процессов, были рассчитаны и представлены динамика туристических потоков в различные периоды, а также доли от общего количества туристов. В результате исследования был сделан вывод о том, что политические факторы оказывают большее воздействие на развитие мирового туризма, чем пандемия. Автором высказано предположение о возможных позитивных последствиях выхода из кризиса пандемии туристической отрасли.

Ключевые слова: туризм, пандемия, COVID-19, санкции, кризис в туризме, выездной туризм, развитие туризма.

Для цитирования: Ханина А.В. Пандемия COVID-19 и санкции: особенности влияния на туристическую отрасль России // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т.15. №3. С. 199-208. 001: 10.24412/1995-042Х-2021-3-199-208.

Дата поступления в редакцию: 7 июля 2021 г. Дата утверждения в печать: 6 сентября 2021 г.

СЕРВИС

Т. 15, No. 3 (95)

2021

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

UDC 338.48

DOI: 10.24412/1995-042X-2021-3-199-208

Anna V. KHANINA

Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia) PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected]

THE COVID-19 PANDEMIC AND SANCTIONS: FEATURES OF THE IMPACT ON THE TOURISM INDUSTRY

Abstract. The article raises the topical issue of the impact of the COVID-19 pandemic consequences and the previously imposed sanctions against the Russian Federation on the tourism industry. As the first hypothesis of the study, the author assumes the belief that the economic sanctions imposed against the Russian Federation have had a more harmful impact than the coronavirus pandemic. The second hypothesis of research is aimed at studying the possible positive consequences of crisis situations, because the cyclical development of all economic processes indicates that each crisis phenomenon is followed by an upswing. The study is based on information about the dynamics of outbound tourism of Russian citizens to countries such as Abkhazia, Turkey and the Czech Republic - the choice of these countries is justified by the significant interest of Russian citizens in visiting them, as well as the presence of various kinds of political restrictions imposed by the leaders of these countries against the Russian Federation. Using statistical analysis methods based on a graphical description of the processes, the dynamics of tourist flows in different periods, as well as the share of the total number of tourists, were calculated and presented. The study concluded that political factors have a greater impact on the world tourism development than the pandemic. The author suggests the possible positive consequences of the exit from the crisis of the pandemic of the tourism industry.

Keywords: tourism, pandemic, COVID-19, sanctions, crisis in tourism, outbound tourism, tourism development.

Citation: Khanina, A. V. (2021). The COVID-19 pandemic and sanctions: features of the impact on the tourism industry. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 15(3), 199-208. doi: 10.24412/1995-042X-2021-3-199-208.

Article History Disclosure statement

Received 7 July 2021 No potential conflict of interest was reported

Accepted 6 September 2021 by the author(s).

© 2021 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/

Введение

Значимым направлением социально-экономического развития Российской Федерации, декларируемым в последние годы, стал туризм. Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 г. определяет1, что для 73 из 85 регионов России данная отрасль экономики является важным элементом в структуре экономики региона. К 2035 г.2 по прогнозам экспертов туризм должен приносить в экономику России 16,3 трлн руб., что в 5 раз превышает уровень сегодняшнего дохода от туристического сектора [1]. Для развития региональной экономики потенциал туризма является важнейшим направлением развития: именно здесь формируются денежные потоки, задействуются различные сферы экономики, что в комплексе дают мощный мультипликативный эффект.

Туризм классически считается высокодоходной сферой экономики, а для многих стран системообразующим фактором, катализатором экономического развития. К тому же туристическая отрасль оказывает значительный мультипликативный эффект на ряд смежных отраслей - сельское хозяйство, транспорт, торговля, строительство и т.п. Данный фактор необходимо учитывать при анализе и формировании прогноза развития туризма в разных странах и регионах [5, 9].

На сегодняшний день вклад туристической отрасли в экономику России не настолько велик, как в ряде европейских государств, однако достигает 3,4% ВВП, а в Европе такой показатель может достигать и 10% уровня. Однако весной 2020 г. мир захлестнула новая

угроза человечеству - коронавирус. По мнению Л. Григорьева, пандемия С0УЮ-19 показала реальное место туристической отрасли в мировой экономике3. Тотальный локдаун свел все туристические потоки на минимум, чего не было даже во время введения санкций или политических войн между странами.

По оценке Всемирной туристической организации ООН (ЮНВТО), в январе-августе 2020 г. численность международных туристических прибытий в мире сократилось на 700 млн (на 70%)4,5. Массовое свертывание туристической деятельности приводит не только к сокращению доходов туроператоров, но также влияет на муниципальные и региональные бюджеты в той местности, где туризм является основным источником дохода.

Целью данного исследования является рассмотрение особенностей влияния различных внешних воздействий на динамику туристических потоков, в частности пандемия С0УЮ-19 и политические санкции. К тому же, проанализированы возможные позитивные исходы из сложившихся обстоятельств.

Основными источниками информации для настоящего исследования послужили: нормативно-правовые документы в виде Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г., Стратегия развития туризма в России до 2035 г. Кроме того, в работу были включены данные из периодических изданий, научных монографий и статей, посвященных кризисным явлениям в современном туристском секторе. Основная часть литературы по изучаемому вопросу рассматривает базовые экономические факторы и

1 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 №207-р. URL: http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf (Дата обращения: 15.06.2021).

2 Стратегия развития туризма в России до 2035 года: Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 г. №2129-р. URL: http://government.ru/docs/37906/ (Дата обращения: 15.06.2021).

3 Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publica-tions/BRE/BRE_68.pdf (Дата обращения: 15.06.2021).

4 Tourism and COVID-19 - unprecedented economic impacts. URL: https://www.unwto.org/tourism-and-covid-19-unprec-edented-economic-impacts (Дата обращения: 15.06.2021).

5 Статистические отчеты об экономических последствиях COVID-19. URL: https://wttc.org/Research/Economic-Impact (Дата обращения: 11.06.2021).

последствия влияния кризисных явлений как на мировой туризм в целом, так и на отдельные страны и регионы. Актуальная статистическая информация была получена с портала государственной статистики (РОССТАТ), федерального агентства по туризму и т.п.

В методах исследования, примененных автором в работе - анализ литературы, метод обобщения, статистический и сравнительный анализ. Теоретическая значимость работы состоит в изучении основных тенденций кризисных явлений и их последствий на туристическую отрасль. Практическая часть исследования направлена на изучение позитивных исходов кризисных явлений в туризме.

Специфика кризисных явлений в сфере туризма

Классическая экономическая теория и развитие мировой экономики свидетельствуют о том, что кризис - неотъемлемая часть развития общества и экономики и чем дольше кризис не появляется, тем сложнее будут его последствия [2, 10]. Тем не менее, каждый кризис завершается экономическим ростом, что характеризует цикличность развития отрасли, страны или региона (рис. 1).

кризис

Рис. 1 - Цикличность экономического развития

Туристская деятельность подвержена воздействию широкого круга факторов разнородного характера от экономического и политического, до природного и техногенного, в числе которых можно выделить [4, 8]:

• безопасность туристов (терроризм, техногенная катастрофа);

• наличие неравномерности в распределении туристских потоков между странами;

• нестабильность в политических отношениях;

• долгая мировая рецессия;

• переориентация на национальный и внутренний туризм и т.п.

Туризм является одной из самых уязвимых сфер при наступлении кризисного явления, быстро реагирует на сложившиеся изменения, а период восстановления может быть как достаточно непродолжительным, так и затянувшимся.

Можно обратить внимание на середину XX в. (1950-1960 гг.), тогда в мировом туризме наблюдался значительный рост прибыли несмотря на то, что экономическая обстановка была крайне нестабильна. Тогда же был сделан ошибочный вывод, что туризм не подвергается кризису. Экономический кризис в 1966-1967 гг. уже показал, что снижение туристских прибылей в процессе нестабильной экономической ситуации возможен. Следующий кризис наблюдался в начале 1970-х и 1980-х. Не самым благоприятным для туризма стал период в начале XX в., эпидемия гриппа, политическая нестабильность в ряде стран и очередной экономический кризис [3, 5], также сложности туристская отрасль испытывала во время введения санкций против различных стран в 2017-2019 гг.

Пандемия СОУЮ-1Э и санкции против РФ: влияние на туризм

По мнению некоторых экспертов, негативное воздействие пандемии на современный туризм даже выше, чем падение курса валют. Если наблюдается политический запрет на туризм, то изменение курсов валют уже не может оказать никакого влияния на уровень турпотока и туристский спрос. После снятия режима запрета на туризм данный уровень спроса должен восстановиться. Тем не менее, даже во время карантина некоторые страны считались «безопасными» и открывали свои границы для туристов. К таким странам можно отнести Абхазию, Кубу, Мексику, Доминиканскую Республику и ряд некоторых стран Азии.

Совокупный выездной турпоток россиян в 2020 г. по данным официальной статистики сократился на 70% и составил около 10 млн чел. Популярными направлениями стали

Абхазия, Турция, Украина и Казахстан. На рис. 2 представлена динамика туристических

потоков в популярных странах за 2020 и аналогичный период 2019 гг.

I Ii

I Ii

^ о^ ^ ^ / ^

Январь - сентябрь 2019, тыс.поездок Январь - сентябрь 2020, тыс.поездок

со

I,

О

5 ^н а<н |<н |<н о lo Ol

I I I I I I Г

^ ^ ^ ^ ^

# С^ 04

/

Рис. 2 - Топ-20 стран по числу выездных туристических поездок, тыс. чел., 2019-2020 гг.6

В рамках данного исследования автором проведен анализ въездного туристического потока в такие страны как Абхазия, Турция и Чешская Республика. Выбор данных стран обоснован тем, что Чешская Республика одна из первых, вместе со странами Евросоюза закрыла границы для туристов на время пандемии. Турция является ключевым объектом выездного туризма для российских туристов, а Абхазия принимала туристов даже во время карантина и по табл. 1 видно, что у нее один из самых низких уровней снижения объема туристического потока.

Также стоит отметить, что с 4го квартала 2015 г. по 2й квартал 2017 г. действовали ограничительные мероприятия в связи с нарастанием угрозы со стороны Турции из-за террористических актов в турецком аэропорту, а также сбитого военного самолета на турецко-сирийской границе.

В 2015-2016 гг. волна санкций

прокатилась по странам, были введены запреты на ввоз ряда товаров в Россию из ЕС, под санкциями оказались российские госбанки и нефтяная отрасль РФ. Вся эта ситуация негативно отразилась и на туристических потоках.

Посмотрим, как повлияли санкции, террористические войны и пандемия на развитие туризма и туристические потоки со стороны российских граждан в исследуемые страны (рис. 3).

Из рис. 3 очевидно, что пик туристических потоков приходится на 3й квартал, что очевидно - лето является основным периодом для нарастания туристических потоков. Тем не менее, динамика остальных периодов до 2020 г. относительно стабильна и схожа. Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в туристический поток Абхазии, тем не менее наиболее явный спад наблюдается только во 2м квартале 2020 г., когда были введены первые ограничения, и жители России находились на

6 Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. URL: ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BRE/BRE_68.pdf (Дата обращения: 15.06.2021).

2 500 000 чел.

2 000 000 1 500 000 1 000 000 -

I МЛ^Т^ГЧ Т^Л Г1ЛТШ Т1 Г\Г1 ТТГЧОО'ГТтТТТТЛГ /V

35,00%

- 30,00%

- 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

3 500 000 чел. 3 000 000

2 500 000

2 000 000

1 500 000

1 000 000

500 000

0

Выезд граждан РФ в Абхазию

Рис. 3 - Динамика туристического потока в Абхазию7

1 Всего туристов, посетивших Турцию -

2016 2017 2018

Выезд граждан РФ в Турцию

Рис. 4 - Динамика туристического потока в Турцию

0

самоизоляции. Несмотря на пандемию, в 2020 г. также наблюдается небольшой всплеск в 3м квартале. Безусловно, число туристов сократилось, но динамика турпотоков в традиционные

не сезонные периоды почти не изменилась. В период COVID-ных ограничений Абхазия "потеряла" российских туристов меньше, нежели другие страны (если обратить внимание на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Рис. 2-5 сост. на осн. данных: https://tourism.gov.ru/contents/analytics/statistics/

204 1-

график, то доля туристов в Абхазии от общего количества туристов выросла с 10-12% до 3033%).

Турция одна из традиционных стран для отдыха российских туристов. Ограничения тур-потоков, связанных с нарастанием террористической угрозы, привели к значительному спаду числа российских граждан, посетивших Турцию в 2016 г., так, можно заметить, что доля российских туристов в общем числе туристов, прибывших в Турцию в данный период практически равна 0%. Введение антиковидных ограничений не так повлияли на туристов из России, явный спад наблюдается только во 2м квартале 2020 г. После открытия границ и возобновления чартерных рейсов, пусть и с ограничительным мерами, турпоток россиян в

Турцию был гораздо выше, чем в 2016. В 2020 г. можно также отметить некоторую сезонность, наибольшее число туристов посетило страну именно в 3м квартале. Также стоит заметить, что доля российских туристов в 2020 г. в Турции в числе общего турпотока составила 35%.

Можно сделать вывод, что политические запреты и ограничения, связанные с предотвращением террористических угроз, повлияли на туристический поток Турции гораздо больше, чем пандемия. Полное закрытие границ по политическим решениям не давали возможности совершить перелет, в то время как коронавирусные меры ослабляются и ужесточаются с некоторой периодичностью, во время которых туристы из России могут посетить Турецкую республику.

I Всего туристов, посетивших Чехию ■ Доля от общего кол-ва туристов

200 000 '

150 000

Ограничение туризма из-за "санкционных войн"

100 000

50 000

Ц Ц ц Ч Ц Ц ц Ч Ц Ц ц Ч Ц Ц ц Ч Ч Ц ч Ч Ч Ч Ц Ч Ч Ч ч

я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я

н н н н н н н н н н н н н н н н н н н н н н н н н н н

& & & & & & & & & & & & & & & & & & & & & & & & & & &

я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я

я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я

X X И X X И X X И X X И X X И X X И X X

К н > К н > К н > К Н > с: н > с: Н > с: Н

2013

2014

2019

2015 2016 2017 2018

Выезд граждан РФ в Чешскую республику

Рис. 5 - Динамика туристического потока в Чешскую Республику

1,80% 1,60% 1,40% 1,20% 1,00% 0,80% 0,60% 0,40% 0,20% 0,00%

0

Чешская Республика никогда не была ключевым направлением для российских туристов, что можно заметить из доли россиян в общем числе туристов, посещавших Чехию, она колеблется от 0,8% до 1,8%. Поэтому, также трудно отметить сезонные колебания и найти какую-либо зависимость. Отметить можно только тот факт, что политические

«санкционные войны» практически не повлияли на туристический поток в Чехию, в то время как пандемийные ограничения почти полностью ограничили поток туристов из России в страну. В сравнении с Турцией, где политические запреты в том же 2015-2016 г. сыграли значительную роль в сокращении числа туристов, в Чешской Республики именно

коронавирус ограничил все турпотоки.

Таким образом, можно говорить о том, что авторская гипотеза о более сильном влиянии санкций и политический решений в развитии туристского кризиса подтвердилась на примере стран, предоставляющих традиционный пляжный отдых. В то время, как Европейские страны почти полностью ограничили тур-поток из-за пандемии. Учитывая тот факт, что доля российских туристов в европейских странах гораздо ниже, чем в средиземноморских, можно сделать вывод, что политика оказывает

более существенное влияние на туризм, нежели пандемия СОУЮ-19.

Позитивные последствия кризисов в туризме

При всех негативных последствиях настоящего кризиса необходимо обратить внимание на важный момент: туристическая отрасль переживает значительные изменения [6, 7]. Пандемия СОУЮ-19 и политические решения только ускоряют назревавшие процессы. Рассмотрим на схеме возможные варианты трансформации индустрии туризма после пандемии.

Возможные последствия пандемии СОУ1Б-19 для сферы туризма

Виртуальная и дополненная реальность

Экономика впечатлений

Информационные системы для туристов

Онлайн обучение туризму

Развитие ранее не пользовавшихся спросом направлений в туризме

Экологический туризм

Индивидуальный туризм

Внутренний туризм

Контроль температуры

Использование антисептиков при уборке _помещений_

Ограничение числа туристов в помещениях

Рис. 6 - Возможные последствия пандемии COVID-19 для сферы туризма (сост. на осн. [5])

Выводы

Из всех кризисных явлений необходимо выносить позитивные моменты, даже пандемия, с ограничительными мерами стимулирует развитие туристской отрасли. Так, в числе позитивных мер в постковидное время можно

назвать развитие цифровизации туризма, применение некоторых технологий, связанных с виртуальной и дополненной реальностью, экономикой впечатлений привнесут определенный рост в развитии туризма. К тому же пандемия и санкции стали катализатором развития

внутреннего и индивидуального туризма, а санитарные нормы, которые сейчас активно используются во всех туристских сервисах, вполне могут быть внедрены и на постоянной основе. Таким образом, даже сложные условия пандемии могут стать драйвером развития туристской отрасли в будущем.

В результате проведения анализа статистических данных относительно выездного туризма в Российской Федерации в ряд

исследуемых стран, таких как Абхазия, Турция и Чехия можно говорить о том, что политические санкции играют гораздо сильную роль и оказывают воздействие на число туристов, нежели продолжающаяся второй год пандемия СОУЮ-19. Приведенные возможные положительные последствия снижения туристического потока говорит о возможности извлечения положительного результата из негативных ситуаций.

Список источников

1. Carlsson-Szlezak P., Reeves M., Swartz P. What coronavirus could mean for the global economy // Harvard Business Rev. 2020. Iss.3. Pp. 1-10.

2. Hall C.M. Biological invasion, biosecurity, tourism, and globalization // Handbook of globalization and tourism. 2020. Pp. 114-125.

3. Seraphin H., Gowreesunkar V.G., Platania M. Examining the Relationship between Residents' Level of Happiness and Supportiveness to Tourism Events: Winchester (UK) as a Case Study // Journal of Tourismology. 2019. Vol.5. Iss.2. Pp. 93-112.

4. Козлова Е.В., Солод Т.В., Завьялов А.А. Международный туризм в условиях кризиса мировой экономики: тенденции и проблемы развития // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. №4(107). С. 7-12.

5. Логунцова И.В. Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: вызовы и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник Вып. 80. 2020. C. 50-67.

6. Оборин М.С. Последствия влияния пандемии COVID-19 на мировой туризм // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т.15. №1. С. 47-58. doi: 10.24412/1995-042X-2021-1-47-58.

7. Рубцов В.А., Джумаев Б.А. Влияния «COVID-19» на индустрию туризма // Учёные записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. География. Геология. Т.7(73). №2. 2021. С. 166-175.

8. Толстых К.С. Специфика развития рынка труда индустрии туризма в рамках экономического кризиса // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. №1. С. 261-268.

9. Швец И.Ю. Сфера туризма во время пандемии COVID-19 // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. Т.5. №4. С. 7-15.

10. Шпырня О.В. Тенденции развития международного рынка туристских услуг // Научный вестник Южного института менеджмента. 2018. №1. С. 62-66.

References

1. Carlsson-Szlezak, P., Reeves, M., & Swartz, P. (2020). What coronavirus could mean for the global economy. Harvard Business, 3, 1-10.

2. Hall, C. M. (2020). Biological invasion, biosecurity, tourism, and globalization. Handbook of globalization and tourism, 114-125.

3. Seraphin, H., Gowreesunkar, V. G., & Platania, M. (2019). Examining the Relationship between Residents' Level of Happiness and Supportiveness to Tourism Events: Winchester (UK) as a Case Study. Journal of Tourismology, 5(2), 93-112.

4. Kozlova, E. V., Solod, T. V., & Zav'yalov, A. A. (2019). Mezhdunarodnyj turizm v usloviyah krizisa mirovoj ekonomiki: tendencii i problemy razvitiya [International tourism in the context of the global economic crisis: trends and development problems]. Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i

СЕРВИС

Т. 15, No. 3 (95)

2021

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie [Science and education: economy and economy; entrepreneurship; law and administration], 4(107), 7-12. (In Russ.).

5. Loguncova, I. V. (2020). Industriya turizma v usloviyah pandemii koronavirusa: vyzovy i perspek-tivy [The tourism industry in the context of the coronavirus pandemic: challenges and prospects]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik [Public Administration. Electronic Bulletin], 80, 2020, 50-67. (In Russ.).

6. Oborin, M. S. (2021). Posledstviya vliyaniya pandemii COVID-19 na mirovoj turizm [Consequences of the impact of the COVID-19 pandemic on world tourism]. Servis vRossiiiza rubezhom [Service in Russia and Abroad], 15(1), 47-58. doi: 10.24412/1995-042X-2021-1-47-58. (In Russ.).

7. Rubcov, V. A., & Dzhumaev, B. A. (2021). Vliyaniya "COVID-19" na industriyu turizma [Impact of "COVID-19" on the tourism industry]. Uchyonye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Geografiya. Geologiya [Scientific notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Geography. Geology], 7(73/2), 166-175. (In Russ.).

8. Tolstykh, K. S. (2018). Specifika razvitiya rynka truda industrii turizma v ramkah ekonomich-eskogo krizisa [The specifics of the development of the labor market of the tourism industry in the framework of the economic crisis]. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski [State and municipal management. Scholarly notes], 1, 261-268. (In Russ.).

9. Shvets, I. Yu. (2020). Sfera turizma vo vremya pandemii COVID-19 [The sphere of tourism during the COVID-19 pandemic]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation], 5(4), 7-15. (In Russ.).

10.Shpyrnya, O. V. (2018). Tendencii razvitiya mezhdunarodnogo rynka turistskih uslug [Trends in the development of the international market of tourist services]. Nauchnyj vestnik Yuzhnogo instituta menedzhmenta [Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management], 1, 62-66. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.