Научная статья на тему 'РЕЧЕВОЕ КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК ОТВЕТ НА НЕСТАБИЛЬНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

РЕЧЕВОЕ КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК ОТВЕТ НА НЕСТАБИЛЬНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная среда / речевое поведение / конфликт / педагогическая деятельность / educational environment / speech behavior / conflict / pedagogical activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Татьяна Вячеславовна

Статья посвящена коммуникативному поведению педагога в конфликте как основному средству профессионального и духовно-нравственного воспитания обучающихся в процессе создания социальной ситуации развития в современных изменяющихся социокультурных реалиях. Представлены результаты исследования речевого поведения педагога физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH CONFLICT BEHAVIOR OF THE TEACHER AS AN ANSWER TO THE UNSTABLE REALITY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article is devoted to the communicative behavior of the teacher in the conflict as the main means of professional and spiritual and moral education of students in the process of creating a social development situation in modern changing sociocultural realities. The results of the study of the speech behavior of the teacher of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «РЕЧЕВОЕ КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК ОТВЕТ НА НЕСТАБИЛЬНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

За десять лет реализации представленной модели педагогического сопровождения профессиональной самореализации педагогов подготовлено более 30 участников финала регионального этапа конкурса «Учитель года Самарской области», среди них 20 человек в различные годы входили в пятерку победителей областного этапа конкурса, двое стали победителями областного этапа конкурса, а один из них абсолютным победителем российского этапа конкурса «Учитель года» в 2015 году.

В настоящее время работает десять инновационных площадок по реализаии компе-тентностно-контекстной модели обучения и воспитания школьников [2] и сопровождения профессионального саморазвития педагогов.

Литература

1. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования: учебное пособие. — М.: МПГУ, 2017.

2. Психологические средства преодоления трудностей личностно-профессионального развития и сохранения здоровья субъектов образования / Под ред. Л.М. Митиной. — М.; СПб.: Нестор-История, 2015.

3. Рыбакина Н.А. Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания в общеобразовательной школе // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 2. С. 31—50.

4. Рыбакина Н.А. Образовательная компетенция: сущность и педагогическая модель формирования в контексте непрерывного образования // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 5. С. 32—55.

РЕЧЕВОЕ КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК ОТВЕТ НА НЕСТАБИЛЬНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Сергеева Татьяна Вячеславовна (Калининград, Россия), преподаватель кафедры русского языка, Филиал Военного учебно-научного центра Военно-морского флота «Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова» (Калининград). E-mail: tanya_1600@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена коммуникативному поведению педагога в конфликте как основному средству профессионального и духовно-нравственного воспитания обучающихся в процессе создания социальной ситуации развития в современных изменяющихся социокультурных реалиях. Представлены результаты исследования речевого поведения педагога физической культуры и спорта.

Ключевые слова: образовательная среда, речевое поведение, конфликт, педагогическая деятельность.

SPEECH CONFLICT BEHAVIOR OF THE TEACHER AS AN ANSWER TO THE UNSTABLE REALITY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Sergeeva Tatiana Vyacheslavovna (Kaliningrad, Russia), Lecturer of the Department of Russian Language, Branch of the Military Training and Scientific Center of the Navy "Naval Academy ofAcademy. N.G. Kuznetsova" (Kaliningrad). E-mail: tanya_1600@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the communicative behavior of the teacher in the conflict as the main means of professional and spiritual and moral education of students in the process of creating a social development situation in modern changing sociocultural realities. The results of the study of the speech behavior of the teacher of physical culture and sports.

Keywords: educational environment, speech behavior, conflict, pedagogical activity.

Одна из проблем образовательной среды заключается в возникновении конфликтных ситуаций между педагогическим составом и обучающимися.

Под образовательной средой мы понимаем совокупность социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности [6, с. 4].

Имманентная конфликтность как объектовая реальность образовательного процесса обусловлена противоречиями, возникающие в образовательной среде. Педагогические противоречия возникают в виде образующегося несоответствия между устаревающими педагогическими представлениями, концепциями, практической организацией формирования личности и новыми развивающимися, усложняющимися требованиями жизни к растущему человеку.

Базовыми движущими силами конфликтного поведения в процессе обучения являются противоречия содержательной, мотивационной и операционной сферы. Противоречия содержательной сферы проявляются у обучающихся между прежним уровнем знаний и новыми знаниями, между знаниями и умениями их использовать. Противоречиями мотивационной сферы выступает несоответствие между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к обучению, к процессу получения знаний. Операционные противоречия проявляются между более познавательной задачей и наличием прежних, недостаточных для ее решения способов [3]. В конфликтных ситуациях данные типы противоречий приобретают практический характер (нарушение дисциплины, плохая успеваемость, игнорирование требований педагога, агрессивное поведение в адрес педагога и одноклассников и т.п.).

В образовательной организации педагогические конфликты влияют на решение задач обучения и воспитания. В то же время они являются одним из двигателей развития образовательной среды. Межличностное взаимодействие в образовательной организации можно представить в виде горизонтальных («обучающийся—обучающийся», «педагогический работник — педагогический работник», «администратор—администратор», «родитель—родитель»), вертикальных («педагогический работник — обучающийся», «педагогический работник — администрация», «обучающийся—администрация» и т.д.) и смешанных связей («педагогический работник — обучающийся — педагогический работник», «педагогический работник — обучающийся — родитель», «педагогический работник — педагогический работник — администратор», «педагогический работник — обучающийся — администратор»), а также по уровням: макроуровень (система образования — общество), средний (администрация, учителя, родители) и нижний (учитель—ученик, родители-ученики) уровни.

Конфликтные ситуации в образовательной сфере могут классифицироваться по содержанию: конфликты деятельности (успеваемость, завышенные требования к усвоению предмета), конфликты поведения, поступков (нарушение правил поведения), конфликты отношений (эмоционально личностные отношения) [4]. О.А. Иванова выделяет педагогические конфликты на основе результатов ошибок профессиональной деятельности педагога, к которым относятся конфликты оценки (оценивание), взаимодействия, организации деятельности (организации деятельности учащихся), информационные, стимулов и мотивации (стимулирование и мотивация учебной деятельности) [2].

Указанные причины и требования отражаются на речевом поведении педагога и обучающихся. В большинстве случаях противоречия порождают деструктивную коммуникацию, девиантное поведение, что приводит субъектов речевой ситуации к конфликтам.

Деструктивное конфликтное поведение представляет собой отклоняющееся от нормы конструктивного конфликтного взаимодействия со взрослыми и детьми поведение с использованием стратегии конфронтации, соперничества в сочетании с жесткими тактиками, физического и психологического насилия, разрешения конфликтов [5]. В процессе общения девиантное поведение выражается жесткими тактиками и стратегиями, такими

как психологическое насилие (грубость, оскорбление, оскорбительные жесты, негативная личностная оценка, клевета, обман, унижение) и давление (предъявление требований, указания, ультиматумы, шантаж) [1].

Конструктивное поведение в конфликте — это речевое взаимодействие участников образовательного процесса, не выходящее за пределы этических норм деловых отношений и разумной аргументированности. Реализации такого поведения способствуют мягкие и нейтральные тактики коммуникативного акта, направленные на создание партнерских отношений, создания доверия, уважения и взаимопомощи (аргументация своей позиции, урегулирование споров, умение слушать и слышать собеседника, корректно и уместно задавать и отвечать на вопросы, умение идти на уступки).

Речевое поведение в конфликте предстает как форма взаимодействия участников образовательного процесса посредством вербальных средств языковой системы (система высказываний, суждений, доказательств, интонаций, внутреннего подтекста и т.п.), которые при зарождении или развитии конфликта реализуются различными тактиками и стратегиями, имеющими определенные цели воздействия (убедить, доказать свою позицию, навязать мнение, уступить, выразить пожелание, просьбу и т.д.).

На современном этапе образовательного процесса при реализации ФГОС перед образовательными организациями основной задачей в рамках компетентностного подхода становится применение практико-ориентированных технологий, подготовка к практической деятельности, формирование важных профессиональных коммуникативных компетенций — способностей, навыков, умений осуществлять социальной взаимодействие, принимать решения и работать в коллективе, способности планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений.

Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся в образовательных организациях профессионального и высшего образования реализуется в совокупности профориентационных знаний, навыков и умений, которая представляет собой профори-ентационную компетенцию как часть образовательного результата по профилированным программам.

В этой связи актуальной задачей для вузовских преподавателей остановится поиск эффективных методик, способствующих повышению уровня коммуникативных конфликтологических навыков в сфере профессиональной деятельности.

Современное состояние взаимодействия и взаимопонимания сообщества работодателей различных государственных структур и системы образования по вопросам профессионализации будущих и действующих работников в сфере образования связывается с формированием конфликтологической компетенции, обеспечивающей иной уровень готовности выпускников профессиональных и высших учебных заведений к эффективной трудовой деятельности.

Конфликтологическому дискурсу уделяется значительное внимание в рамках формирования базовых компетенций (в соответствии с ФГОС ВО 3++, сопряженным с профессиональными стандартами соответствующего вида деятельности) на разных этапах образовательного процесса. На каждом уровне квалификационной степени и направлениям подготовки в рамках высшего образования обучающиеся должны владеть конфликтологической компетентностью для решения профессиональных задач.

Среди большого разнообразия предметов в образовательных организациях наиболь-ше внимание требуется уделять формированию конфликтологической компетентности педагогов физкультуры. Как показывает практика, большинство разрешений конфликтов, возникающих между педагогами физической культуры и обучающимися, носят деструктивный характер. В связи с этим нами было проведена опытно-поисковая работа, цель которой состояла в выявлении уровня владения речевым конфликтным поведением

будущих педагогов физической культуры в рамках прогнозируемых конфликтных ситуаций. Анкетирование проводилось на базе Балтийского федерального университета им. И. Канта в рамках образовательного курса «Основы педагогического мастерства» среди обучающихся педагогического факультета по профилю «Физическая культура», не имеющих педагогического стажа.

На основе проведенного опроса выявлена валидность методики оценки речевого поведения педагога в конфликтных ситуациях. Результаты продемонстрировали у 45 % обучающихся среднюю готовность конструктивно решать конфликты, адекватно корректировать свое поведение в процессе педагогического взаимодействия. 20 % респондентов продемонстрировали неготовность к осуществлению контроля и проведение адекватной оценки речевой ситуации, способность пользоваться уместными и эффективными тактиками и стратегиями для своевременного предотвращения конфликта в определенной коммуникативной ситуации.

Данные итоги создают условия для дальнейшего углубления, совершенствования и развития фоновых знаний педагогической конфликтологии на практическом уровне, что требует создать дидактическое обеспечение в данной области в рамках реализации образовательных программ по педагогическим направлениям.

Таким образом, необходима модернизация конфликтологической подготовки педагога в аспекте владения конструктивными тактиками и стратегиями, которые сформируют образцы речевого конфликтного поведения.

Литература

1. Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000.

2. Иванова О.А. Конфликты в школьной образовательной среде: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Институт образования взрослых РАО, 2003. — 193 с.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. — М.: Прометей, Юрайт, 1998. — 464 с.

4. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 128 с.

5. Самсонова Н.В., Дейнега Е.В. Девиантное конфликтное поведение подростков // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 188—189.

6. Тарасов С.В. Образовательная среда и развитие школьника. — СПб.: ЛОИРО, 2003. — 139 с.

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС, КОЛЛЕДЖ, ВУЗ1

Слепко Юрий Николаевич (Ярославль, Россия), кандидат психологических наук, доцент, декан педагогического факультета, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. E-mail: slepko@inbox.ru

Аннотация. В статье представлены результаты исследования генезиса и психологической структуры мотивации в процессе профессиональной подготовки педагога. Рассматривается система подготовки педагога в педагогическом классе, педагогическом колледже и педагогическом университете. На основе анализа организованности структур мотивации, их сравнения в разные периоды педагогического образования формулируются выводы о неравномерности и гетерохронности развития мотивации педагогической деятельности.

Ключевые слова: мотивация, способности, педагогический класс, колледж, вуз, развитие.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.