В заключении следует отметить, что несмотря на все трудности учителя продолжают работать и учить детей. Задача учителя иностранного языка -сформировать у обучаемых коммуникативные навыки для достижения взаимопонимания. «Понимание - недостижимый идеал, к которому, тем не менее, необходимо стремиться».
References
1. Nurislamova V.F., Yakovleva N.A. ROLE OF FOREIGN LANGUAGES IN THE MODERN WORLD // Materials of the VI International Student Electronic Scientific Conference "Student Scientific Forum" URL: www.scienceforum.ru/2014/509/3295
2. Fundamental core of the content of general education / Ros. acad. Sciences, Ros. acad. education; ed. V.V. Kozlova, A.M. Kondakova. - 4th ed., Rev. - M .: Education, 2011 .-- P. 16.
3. "On the study of foreign languages in educational institutions", Ministry of Education of the Russian Federation of 28.11.2000, No. 3131 / 11-13
4. "The state of teaching foreign languages in educational institutions of the Amur region", monitoring of GAU DPO "Amur Institute for Educational Development", 2020
5. "On one-time social benefits to employees of state organizations of the region carrying out educational activities", the law of the Amur region of March 17, 2005 N 461-OZ
6. "On social support of citizens of certain categories", the law of the Amur region of December 5, 2005 No. 99-OZ
Литература
1. Нурисламова В.Ф., Яковлева Н.А. РОЛЬ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: www.sciencefo-rum.ru/2014/509/3295
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М Кондакова. -4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - С. 16.
3. «Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях», Министерство образования РФ от 28.11.2000 г. № 3131/11-13
4. «Состояние преподавания иностранных языков в образовательных организациях Амурской области», мониторинг ГАУ ДПО «Амурский Институт Развития Образования», 2020 г.
5. «О единовременных социальных пособиях работникам государственных организаций области, осуществляющих образовательную деятельность», закон Амурской области от 17 марта 2005 г. N 461-ОЗ
6. «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», закон Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ
ORGANIZATIONAL FEATURES OF CONDUCTING A PEDAGOGICAL EXPERIMENT TO IDENTIFY THE LEVEL OF FORMATION OF CONFLICTOLOGICAL COMMUNICATIVE
COMPETENCE
Sergeeva T.V.
Branch of the military educational and scientific center of the Navy "Naval Academy"
236026, 82, Sovetsky avenue, Kaliningrad
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСОБЕННОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Сергеева Т. В.
Филиал военного учебно-научного центра Военно-морского флота
«Военно-морская академия» 236026, 82, Советский проспект, Калининград
Abstract
The article discusses the need for the formation of speech behavior in conflict situations of communication among teachers. It is proved that the degree of formation of the teacher's communicative conflictological competence has a direct impact on the professional and spiritual and moral education of students in the process of creating a social situation of development in modern changing socio-cultural realities. The survey made it possible to reveal the validity of the methodology for assessing the conflictological communicative competence of future teachers.
Аннотация
В статье рассматривается необходимость формирования речевого поведения в конфликтных ситуациях общения у педагогов. Доказано, что степень сформированности коммуникативной конфликтологической компетентности педагога оказывает прямое воздействие на профессиональное и духовно-нравственное воспитание обучающихся в процессе создания социальной ситуации развития в современных изменяющихся социокультурных реалиях. Проведенные опрос позволил выявить валидность методики оценки конфликтологической коммуникативной компетентности будущих педагогов.
Keywords: safe educational environment, speech behavior, pedagogical conflict, legal framework. Ключевые слова: безопасная образовательная среда, речевое поведение, педагогический конфликт, правовые основы.
Актуализация интереса к повышению конфликтологической коммуникативной компетентности педагогов образовательных организаций обусловлена социальным заказом государственной политики. В современном инновационном развитии и усовершенствовании системы основного и высшего образования педагогическому составу, как действующего, так и будущего поколений, больше повышаются требования к способности педагога решать сложные социально-педагогические задачи, уметь конструктивно реагировать на конфликтные ситуации, легко адаптироваться к сложным обстоятельствам и стремиться к профессиональному самосовершенствованию. Эти положения отражены в нормативно-правовой документации, регламентирующей учебную и воспитательную деятельности (права и обязанности) работников и обучающихся образовательных учреждений. Основными такими документами служат Закон РФ «Об образовании», федеральные государственные образовательные стандарты в сфере общего, среднего, высшего и профессионального образования (далее ФГОС) и профессиональные стандарты (далее ПС).
Качество образовательного процесса напрямую зависит от условий, обеспечивающих безопасность образовательной среды в рамках реализации образовательных программ. Для успешного формирования и развития у молодого поколения корректного и адекватного речевого поведения в конфликтных ситуациях к таким условиям, прежде всего, относятся психолого-педагогические, которые позволяют устанавливать и выстраивать конструктивную коммуникацию между участниками образовательных отношений.
Необходимость повышения конфликтологической компетентности в конфликтных ситуациях педагогов обусловлена требованиями профессиональных стандартов педагогов всех профилей подготовки, где речевой компонент является ведущим способом оказания педагогической поддержки обучающихся в трудных коммуникативных ситуациях, а также защиты их достоинств и интересов в конфликтных ситуациях и неблагоприятных обстоятельствах. Так, в рамках педагогической деятельности по «проектированию и реализации образовательного процесса в образовательной организации, основных образовательных программ», «оказанию психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования» педагог должен «формировать культуру диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций», «моделировать виды профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в неё заинтересованных обучающихся»
[2]; в организационно-управленческой деятельности с целью стимулирования, мотивирования учебно-познавательной деятельности и общения обучающихся педагог «уметь устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся», знать «методы коррекции социального -психологического климата, урегулирования конфликтов», «методы, приемы, способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества учащихся» [1]; в воспитательной деятельности контроль и управление поведением обучающихся в целях обеспечения комфортной обстановки учебно-образовательного процесса включает «защиту достоинства и интересов обучающихся, помощь детям, оказавшихся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях», умение «анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружественную атмосферу» и «знания основных закономерностей возрастного развития и социализации личности, индикаторы индивидуальные особенности траектории жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики» [2].
Конфликты, возникающие во время общения между участниками образовательного процесса (педагогами, ученикам, администрацией, родителями), обусловлены рядом несоответствий между устаревающими педагогическими представлениями, концепциями, практической организацией формирования личности и новыми развивающимися, усложняющимися требованиями жизни к растущему человеку. Это накладывает отпечаток на речевое поведение педагогов и обучающихся, в частности его динамики и последствиях.
Речевое взаимодействие может иметь конструктивный или деструктивных характер в зависимости от целей (просьба, убеждение, доверие, объяснение и т. п.), установок и формы протекания коммуникативного акта (вежливое/грубое общение). Конструктивным речевым поведением в конфликте мы называем такое вербальное воздействие участников коммуникации, при котором все коммуниканты соблюдают и/или придерживаются этических норм деловых отношений и разумной аргументированности. Деструктивное поведение в ситуациях конфликта проявляется в отклонениях от норм эффективного и конструктивного речевого взаимодействия, при котором коммуникантами используются различные жёсткие тактики (способы психологического насилия и психологического давления) в рамках таких стратегий поведения как конфронтация и соперничество [3].
Как показывает практика, большинство случаев речевого взаимодействия в сфере образования носят деструктивный характер, что свидетельствуют вспышки многочисленных межличностных и межгрупповых конфликтов.
Конструктивное речевое взаимодействие создает благоприятные условия, при которых выполняются все образовательные права обеих сторон. Противоположная ситуация возникает при деструктивном речевом взаимодействии, итогом которого становятся ущемления прав одной из сторон, не выполнение своих обязанностей. Такое конфликтное поведение в речевом взаимодействии негативно сказывается на социально-психологическом климате.
Для того чтобы создать и поддерживать комфортную атмосферу как на уроке, так и вне, педагогу необходимо уметь вовремя предвидеть и предотвратить предконфликтные ситуации в процессе речевого воздействия. В рамках учебно-воспитательного процесса этому может способствовать профилактическая работа конфликтных ситуаций, которая должна быть реализована оказанной педагогом педагогической поддержки обучающихся при помощи языка нормативно-правовой документации. Именно знание своих прав, свобод и обязанностей педагогом или учеником возлагает на каждого ответственность за контроль и коррекцию своего социального и речевого поведения.
С целью выявления степени сформированно-сти умения обучающимися анализировать конфликтные ситуации объективным нормативным языком нами был проведен эксперимент. Участниками исследования являлись студенты-бакалавры
первого года обучения по специальности «Физическая культура». Основная задача для респондентов заключалась в формировании единой интерпретационной оценки конфликтов, основанной на полемике нормативно-правого языка. Материалами исследования послужили художественные и кинематографические случаи педагогических конфликтных ситуаций.
В ходе эксперимента респондентам необходимо было оценить конфликтные ситуации с точки зрения соблюдения или нарушения прав на образование со стороны участников коммуникативных конфликтов (педагогов, учителей, школьников, студентов). В нормативно-правовую базу для оценки конфликтов входили законодательные права, правила поведения учащихся в образовательной организации, права и обязанности учащихся согласно Уставу образовательной организации. Эксперимент проводился в форме анкетирования с открытыми ответами.
Критерии оценивания результативности эксперимента включали следующие составляющие: 1) соблюдение и/или нарушение того или иного права, (не) выполнение обязанностей/требование, (не)со-блюдение правил/положений Устава; 2) субъекты нарушители прав в процессе общения (кто нарушает/соблюдает, в чью сторону). На основе каждой составляющей анализ полученных результатов производился по триаде «верно-неверно-допустимо», что позволило выявить корреляционные отношения прав и обязанностей в соответствии конфликтным ситуациям общения в процессе речевого взаимодействия.
ИКС-1 88КС-2 ИКС-3
63
23
50
7000% 6000% -Е 5000% 4000% -Е 3000% 2000% -Р 1000% 4 0%
верное соответствие неверное соответствие допустимое соответствие Рис. 1 Оценка достоверности прав на образования в процессе речевого конфликтного взаимодействия
Респондентами в результате анализа было выявлено 18 нарушенных прав и 3 соблюдаемых права в представленных конфликтных ситуациях общения. Данные результаты демонстрируют средний уровень (41,3%) владения коммуникативной конфликтологической компетентности, который выражается в способности обучающихся адекватно анализировать и описывать конфликтные ситуации с позиции соблюдения или нарушения образователь-
ных прав как ребенка, так и профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, опираясь на когнитивные умения соотносить язык дискурса с языком нормативных документов.
Таким образом, опытно-поисковая работа показала относительную готовность в процессе профессиональной деятельности будущих педагогов к формированию и развитию у своих учеников навыков конструктивного общения, воспитания в них
толерантных личностей, а также регулирование речевое взаимодействие между участниками диалога (учениками).
Однако данные навыки недостаточны для проявления полноценной готовности обучающихся конструктивно решать конфликты, адекватно корректировать свое поведение в процессе педагогического взаимодействия. Это создает условия для дальнейшего углубления, совершенствования и развития фоновых знаний педагогической конфликтологии на практическом уровне, что требует модернизации конфликтологической подготовки педагога в аспекте владения конструктивными тактиками и стратегиями, которые сформируют образцы речевого конфликтного поведения.
References
1. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 298n dated May 5, 2018 "On approval of the professional standard" Teacher of additional education for children and adults ". - Moscow, 2018.
2. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 544n of October 18, 2013 "On the approval of the professional standard" Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher) ". - Moscow 2013.
3. Samsonova N.V. Deviant conflict behavior of adolescents /N.V. Samsonova, E.V. Deynega //The world of science, culture, education. - 2018. - .№ 6(73). - Pp. 188-189
INTERKULTURELLE KOMPETENZ IM FREMDSPRACHUNTERRICHT
Tursunov Z.Z.
Namanganer Staatliche Universität
Abstrakt
In diesem Artikel handlt es sich um die interkulturlle Komptenz und ihre Entwicklung im Fremdsprachunterricht. Es wird die Rolle und Bedeutung der interkulturllen Komptenz bei der Vermittlung der Fremdsprachen.
Schlüsselwörter: interkulturelle Kompetenz, die Kommunikation, sprachliche Fertigkeiten, die Landeskunde, die Toleranz, die Methode des interkulturllen Lernens, die Fertigkeiten
Das interkulturelle Lernen ist ein wichtiger individueller Entwicklungsschritt für Lehrende und Lernende. Das Erlernen einer fremden Sprache bedeutet immer fremde Kulturen kennen zu lernen, diese neben der eigenen Kultur akzeptieren zu lernen und die dabei aufkommenden Verschiedenheiten als normal zu betrachten. Interkulturelles Lernen hat das Ziel, einen sprachlichen Zugang zu einer fremden Welt zu öffnen. Das Lehrziel des interkulturellen Lernens ist dementsprechend, den Lernenden die Fähigkeit beizubringen mit Gesprächspartnern unterschiedlichster Kulturen zu kommunizieren. Dabei handelt es sich nicht nur über die Vermittlung von Sprachkenntnissen, wie zum Beispiel Grammatik, Lexik, Phonetik und Landeskunde, sondern auch um die Ausbildung von Persönlichkeitseigenschaften wie Empathie und Toleranz.
Das Lernziel besteht darin, die Unterschiede der Kulturen ausfindig und bewusst zu machen. Das Ziel des interkulturellen Lernens ist daher dem Lernenden Kompetenzen bereitzustellen, um Missverständnisse oder missglückte Kommunikationen in mehrsprachigen und multikulturellen Umgebungen zu vermeiden. Unter dem interkulturellen Kompetenz versteht man effektives und angemessenes Interagieren auf Grundlage bestimmter Haltungen und Einstellungen sowie besonderer Handlungs- und Reflexionsfähigkeiten in interkulturellen Situationen.
Die detaillierten Zielbereiche des interkulturellen Lernens nach Knapp-Pothoff 2 sind folgende:
1. Affektive Ziele. Unter den affektiven Zielen versteht man Empathiefähigkeit und Toleranz. Die beiden Ziele dienen dazu, die Bereitschaft mit Vertretern anderer Kulturen in Kontakt zu treten und die Kommunikation fortzusetzen.
2. Kulturspezifisches Wissen. Dieses Ziel schließt sich im Grunde drei Bereiche ein. Zum ersten geht es hier um das Wissen über die Unterschiede zwischen der eigenen und fremden Kultur.
-Strategien zur Beseitigung und Aufhebung von möglichen Missverständnissen;
-Die vereinzelte Änderung des eigenen Verhaltens, um die Kommunikationsbereitschaft des Gegenübers zu erhalten. Dazu gehören unter anderem die Verwendung der Sprache, die Beachtung von Tabus und Ritualen
Dabei ist es wichtig, über das spezifische Wissen der eigenen Kultur zu verfügen, um Unterschiede zu erkennen und sich auch über diese verständigen zu können;
3. Allgemeines Wissen über Kultur und Kommunikation. An dieser Stelle geht es um das interkulturelle Kommunikationsbewusstsein, also darum, das eventuell mangelnde Wissen über eine bestimmte Kulturgruppe durch ein allgemeines Wissen über Sprache, Kommunikation und Kultur zu ergänzen.
4. Strategien für interkulturelle Situationen
a) Interaktionsbezogene Strategien:
- Suche nach Gemeinsamkeiten (Erfahrungshintergründe, ähnliche soziale
2 Knapp-Potthoff, Annelie (1997): Interkulturelle Kommunikationfähigkeit als Lernziel. In:Knapp-Pothoff, Annelie,
Martina Liedke (1997): Aspekte interkultureller Kommunikationsfähigkeit. München: Iudicium Verlag, S.399-402