УДК 37.013
ПЕДАГОГИКА
Жуковский Владимир Петрович
доктор педагогических наук, профессор Саратовский областной институт развития образования
Скворцова Лариса Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент Саратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагарина
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА: СОДЕРЖАТЕЛЬНО-СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ
В статье проводится теоретический анализ сущности и содержания конфликтов, возникающих в образовательной среде между ее субъектами. Рассматриваемый в статье феномен конфликтологической компетентности выступает в качестве приоритетного личностного свойства педагога, позволяющего ему продуктивно взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса, выстраивать траекторию конструктивного диалога на бесконфликтной основе. При этом акцент делается на актуализацию внутренней установки личности педагога, задействование его личностных когнитивно-регуляторных механизмов, направленных на целесообразные действия по минимизации или предотвращению конфликтной ситуации. В структуре конфликтологической компетентности целесообразно представить наряду с общепринятыми (гностический, регулятивный, проектировочный, рефлексивный, нормативный) компонентами, мотивационный, эмоциональный и нравственный компоненты, которые позволяют охватить все аспекты проявления конфликтологической компетентности педагогического работника.
Ключевые слова: конфликт, субъекты образовательной системы, профессионализм, компетентность, профессиональная компетентность, конфликтологическая компетентность, структура.
В современных условиях реализации мо-дернизационных процессов в системе российского образования, усиления роли и расширения полномочий участников образовательных отношений актуализируется проблема возникновения конфликтов между субъектами образовательной системы. Очевиден тот факт, что деятельность педагогического работника, представляя по своей природе преобразующую деятельность, направлена на осуществление социально-личностных перемен и, следовательно, предопределяет саму возможность сопротивления со стороны других участников образовательных отношений.
Парадоксально, что, несмотря на общность целей всех субъектов образовательной системы, выражающихся в получении обучающимися качественного образования, результатом которого является приобретение последними совокупности знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, интересы субъектов образовательной общности могут существенным образом отличаться, вызывая тем самым конфликтные ситуации.
Следуя мнению В.И. Курбатова [5, с. 68] и Р.И. Мокшанцева [6, с. 27], конфликт в общем смысле представляет собой столкновение разнонаправленных мнений, интересов и субъектных позиций относительно той или иной проблемы в результате возникновения пограничных противоречий. По мнению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова [1, с. 81], конфликт, представляя острый способ разрешений противоречий между субъектами социальной среды, сопровождается негативными эмоциями, имеет биполярный, активный характер.
В условиях педагогической деятельности конфликт представляет способ взаимодействия участников образовательных отношений, который характеризуется расхождением интересов и выражается в обострении противоречий, проявляясь в эмоциональной форме.
В научной литературе (Р.Л. Кричевский, А.А. Урбанович) выделяются различные группы причин, которые могут привести к конфликтам в образовательной среде: причины, находящиеся внутри функционального поля организации (конфликты, возникающие по вертикали «руководитель - педагог», «педагог - обучающийся», и по горизонтали «педагог - педагог», «педагог - родители»), когда действия одного из субъектов, по мнению другого, не соответствуют требованиям внутриорганизационной культуры; причины, обусловленные психологическими особенностями межличностных коммуникаций (взаимные симпатии и антипатии, неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе и семье, возможные коммуникативные барьеры, нарушение «субъективной зоны» личности и др.); причины, в основе которых лежат характерологические особенности личности (повышенный уровень тревожности, низкий уровень эмоциональной устойчивости и коммуникабельности и др.)
Безусловно, вышеуказанные причины взаимодетерминируют друг друга, находятся в интегративном единстве, актуализируя при этом конструктивные и деструктивные противоречия между участниками образовательных отношений.
В педагогической деятельности конструктивные противоречия носят длительный характер
18
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
© Жуковский В.П., Скворцова Л.А., 2015
Конфликтологическая компетентность педагога: содержательно-структурный анализ понятия
и обусловлены спецификой взаимодействия между субъектами образовательной системы: 1) между сложившейся системой образования и новыми образовательными реалиями, вызванными модер-низационными процессами, происходящими в социокультурном пространстве, 2) между ролевым статусом отдельных участников образовательных отношений и ролевым статусом педагога, реализующего определенные полномочия по обучению и воспитанию, решения которого подчас идут вразрез с ожиданиями обучающихся и родителей за счет игнорирования их интересов и потребностей. Деструктивные противоречия носят стихийный характер и обусловлены неожиданными эмоциональными переживаниями в случае возникновения различных педагогических ситуаций.
В основном, конфликты, возникающие в педагогической среде, определяются личностными особенностями участников образовательного процесса, их субъектной позицией по отношению к той или иной проблеме, которая является для них значимой, затрагивает личностное пространство субъекта. Вектор конфликта может исходить от любого из участников образовательных отношений, поэтому педагогу необходимо обладать соответствующей компетентностью; с одной стороны, не допустить возникновения конфликта, а с другой -обладать готовностью к реализации продуктивных стратегий выхода из конфликтной ситуации в случае возникновения последней.
Актуализируя необходимость обладания педагогом компетентностью по предупреждению (разрешению) конфликтов, отметим, что в общем смысле, следуя позиции Э.Ф. Зеера [3, с. 37], компетентность представляет собой качество личности, характеризующееся наличием устойчивых знаний в определенной сфере, позволяющее определить соответствие личности предъявляемым требованиям. Понятие «компетентность» получает дифференциацию на различные виды в зависимости от того пространства, где она должна быть реализована. В частности, в педагогической деятельности как особом виде профессионального труда, актуализируется понятие профессиональной (профессионально-педагогической) компетентности, которое имеет прикладную направленность, предъявляя специальные требования к специалистам образовательной сферы.
В трактовке Д.А. Иванова [4, с. 43] профессиональная компетентность представляется как способность специалиста к использованию знаний в решении практических задач в соответствии с его функциональными обязанностями. Весьма интересно и для нас значимо определение, предложенное Г.В. Кравец [7, с. 61], в рамках которого автор определяет профессиональную компетентность как базовое личностное свойство, позволяющее обеспечить взаимодействие специалиста с про-
фессиональной средой за счет реализации фонда знаний, умений и навыков, а также способствующее активизации внутренних ресурсов личности и механизмов саморегуляции в направлении ее развития. Полагаем весьма важным, что в данном определении автор сделал акцент на задействование внутриличностных регуляторных механизмов, которые обеспечивают в нашем случае функциональную вариативность педагога в образовательном пространстве, его готовность к изменению траектории своего поведения в направлении повышения эффективности и стабильности педагогической деятельности.
В русле актуализации данного аспекта и опираясь на научные представления ряда исследователей (Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин, М.М. Кашапов, Г.Ю. Любимова, Б.И. Хасан), полагаем, что в рамках профессиональной компетентности педагога вполне уместно вести речь о конфликтологической компетентности как одной из составляющих компонентов профессиональной компетентности педагогического работника.
Б.И. Хасан трактует понятие конфликтологической компетентности с позиций способности личности в условиях конфликта осуществлять деятельность, направленную на снижение деструктивных последствий конфликтной ситуации с целью ее перевода в конструктивное русло [9, с. 97]. По мнению А.А. Кузиной, конфликтологическая компетентность педагога включает комплекс знаний, умений, навыков, которые, действуя системно, позволяют выстроить правильную траекторию общения в конфликтных ситуациях [8, с. 14].
А.А. Деркач [2, с. 135] определяет конфликтологическую компетентность как когнитивно-регуляторную подструктуру профессионализма специалиста и характеризует ее с позиций личностной готовности к прогнозированию, предвосхищению конфликтов и их разрешению на справедливой основе. При этом автор акцентирует внимание на обязательное наличие у специалиста устойчивой мотивации, эмоциональной стабильности и профессионально значимых качеств. По нашему мнению, позиция автора, связанная с выделением, наряду со знаниево-операциональным аспектом конфликтологической компетентности психологических аспектов, весьма оправданна. Очевиден тот факт, что именно направленность и эффективность функционирования психических процессов, является базисом для осуществления продуктивного взаимодействия субъектов образовательной общности и определяет стабильность их эмоциональных состояний.
На наш взгляд, конфликтологическая компетентность педагога представляет собой системное личностное свойство педагогического работника, обладающего комплексом теоретических и прикладных компетенций, соответствующих профес-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
19
ПЕДАГОГИКА
сиональной квалификации, выполняющее когнитивно-регуляторную функцию и способствующее актуализации внутренней установки на предотвращение конфликтов либо целесообразные действия по его минимизации.
Структурируя конфликтологическую компетентность, А.А. Деркач определил ее состав, включающий следующие компоненты:
- гностический, представленный системой теоретических знаний в области причин возникновения конфликтов, особенностей его развития, специфики поведения и деятельности конфликтующих субъектов с учетом оценки их характерологических свойств;
- регулятивный (конструктивный), включающий умений оказывать влияние на действия конфликтующих сторон, разрешать конфликты на конструктивной основе, владея для этого соответствующими стратегиями и техниками;
- проектировочный, содержащий умения организации проектной, прогнозной деятельности на основе имеющихся теоретических знаний о природе и механизмах развития конфликта с целью его предотвращения на различных стадиях возникающих противоречий;
- рефлексивный, обеспечивающий организацию деятельности с учетом мониторинга собственного поведения, проявления эмоциональных реакций в той или иной ситуации общения;
- нормативный, включающий знание корпоративных норм поведения в деятельности и следование их требованиям.
Принимая данную структуру в качестве достаточно полной, отражающей большинство аспектов проявления конфликтологической компетентности, заметим, что, по нашему мнению, в нее можно добавить (с учетом специфики педагогической деятельности) мотивационный, эмоциональный и нравственный компоненты.
Необходимость введения мотивационного компонента в структуру конфликтологической компетентности предопределяется тем, что успешность любой деятельности возможна в случае осознания субъектом ее социальной и личностной значимости, принятия ее ценностно-смысловых идеалов и наличия устойчивой мотивации на ее осуществление.
Эмоциональный компонент в структуре рассматриваемой компетентности представлен высоким уровнем эмоциональной устойчивости по отношению к различным неблагоприятным факторам среды, уверенностью в правильности избранной траектории профессионального поведения, ин-тернальным локусом контроля и низким уровнем личностной и ситуативной тревожности.
Специфика нравственного компонента связана с необходимостью наличия у педагога нравственной ответственности за процесс и результаты педагогического труда в целом и действия в конкретных педагогических ситуациях, в частности. В данном случае уместна точка зрения А.А. Царана [10, с. 54], которая связана с определением нравственной ответственности через нравственные отношения, рассматриваемые с одной стороны с позиций нормативно заданных полномочий, правил поведения, а с другой - с внутренней нравственной позицией личности, ее готовностью к решению профессиональных проблем с учетом задействования и проявления внутренних нравственных установок.
В заключении отметим, что содержательноструктурное обоснование феномена «конфликтологическая компетентность педагога», представленное в рамках настоящей статьи, может являться теоретической базой для прикладных решений по развитию конфликтологической компетентности педагога в системе педагогического образования и системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Библиографический список
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 1999. - 81 с.
2. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. -СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
3. ЗеерЭ.Ф., ЗимняяИ.А. Компетентностный подход // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8.
4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. - М.: АПКи-ПРО, 2003. - 101 с.
5. Курбатов В.И. Конфликтология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 445 с.
6. Мокшанцев Р.И. Конфликтология в социальной работе. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 314 с.
7. Кравец Г.В. Социально-коммуникативная компетентность как ключевая компетентность в профессиональном становлении психолога // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - № 5. - С. 60-64.
8. Кузина А.А. Воспитание конфликтологической компетентности старшеклассников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 21 с.
9. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. - СПб.: Питер, 2003. - 250 с.
10. Царан А.А. Формирование нравственных отношений будущих менеджеров как педагогическое условие их нравственного самоопределения // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 1. - С. 54.
20
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21