Научная статья на тему 'Преодоление конфликтных ситуаций участников образовательного процесса'

Преодоление конфликтных ситуаций участников образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1015
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ / РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бодрая Ю.В., Моцовкина Елена Владимировна

В статье проанализированы работы исследователей по проблеме возникновения и преодоления конфликтных ситуаций в педагогическом общении. Исследование проводилось с целью уменьшения количества нежелательных конфликтов в образовательной среде. На примере системы отношений «педагог-обучающийся», раскрывается сущность протекания конфликтных ситуаций. Выделяются и рассматриваются три вида педагогических ситуаций, которые могут стать конфликтными. В педагогическом взаимодействии очень важно отличать, что конфликтная ситуация это ещё не сам конфликт, и его лучше и легче предотвратить на ранних стадиях, чем разрешать уже сложившийся конфликт. Поэтому главной задачей педагога является недопущение перерастания конфликтной ситуации в конфликт. Исходя из этой задачи, нами составлены рекомендации для педагогов, которые помогут предупредить конфликт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преодоление конфликтных ситуаций участников образовательного процесса»

Преодоление конфликтных ситуаций участников образовательного процесса Overcoming of conflict situations of participants of educational process

Бодрая Ю.В.

Студентка 4 курса,

специальности «Педагогика и психология девиантного поведения», ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»,

РФ, г. Ялта e-mail: bodraya.djulia@yandex.ru

Bodraya Y.

4th year student,

specialty «Pedagogy and psychology of deviant behavior», V.I. Vernadsky Crimean Federal University

Russia, Yalta e-mail: bodraya.djulia@yandex.ru

Моцовкина Елена Владимировна

кандидат педагогических наук., доцент ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

им. В.И. Вернадского», РФ, г. Ялта e-mail: mozovkina.helen@mail.ru

Motzovkina E.

candidate of pedagogics., associate Professor V.I. Vernadsky Crimean Federal University

Russia, Yalta e-mail: mozovkina.helen@mail.ru

Аннотация.

В статье проанализированы работы исследователей по проблеме возникновения и преодоления конфликтных ситуаций в педагогическом общении. Исследование проводилось с целью уменьшения количества нежелательных конфликтов в образовательной среде. На примере системы отношений «педагог-обучающийся», раскрывается сущность протекания конфликтных ситуаций. Выделяются и рассматриваются три вида педагогических ситуаций, которые могут стать конфликтными. В педагогическом взаимодействии очень важно отличать, что конфликтная ситуация - это ещё не сам конфликт, и его лучше и легче предотвратить на ранних стадиях, чем разрешать уже сложившийся конфликт. Поэтому главной задачей педагога является недопущение перерастания конфликтной ситуации в конфликт. Исходя из этой задачи, нами составлены рекомендации для педагогов, которые помогут предупредить конфликт.

Annotation.

The article analyzes the work of researchers on the problem of emergence and overcoming of conflict situations in pedagogical communication. The study was conducted to reduce the number of unwanted conflicts in the educational environment. On the example of the system of relations "teacher-student", reveals the essence of the course of conflict situations. Three types of pedagogical situations which can become conflict are allocated and considered. In pedagogical interaction it is very important to distinguish that a conflict situation is not the conflict itself, and it is better and easier to prevent it at the early stages than to resolve the already existing conflict. Therefore, the main task of the teacher is to prevent the conflict situation from developing into a conflict. In this regard, we have drawn up guidelines for teachers, which will help to prevent conflict.

Ключевые слова: общение, педагогическое общение, конфликтные ситуации, разрешение конфликтной ситуации.

Key words: communication, pedagogical communication, conflict situations, conflict resolution.

Значительным атрибутом педагогической деятельности, без которого невозможно достижение целей обучения и воспитания, является общение. Педагог в своей профессиональной деятельности строит общение с обучающимися, их родителями, со своими коллегами и руководством. Однако именно в педагогическом общении могут возникать различные по типу конфликты.

Если мы говорим о конфликтах, то они чаще всего вызывают у нас неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, обиды, попытки доказать. В результате этого сложилось мнение, что конфликт оказывает отрицательное влияние на человека, а именно разрушает или деформирует его личность и жизнь. Однако, успешное преодоление конфликта становится фактором удовлетворенности жизнью.

Таким образом, мы считаем актуальным освещение проблемы возникновения и разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом общении с целью уменьшения количества нежелательных конфликтов в образовательной среде.

Существенный вклад в исследовании данной проблемы внесли А.А. Леонтьев и М.М. Рыбакова.

М.М. Рыбакова изучает типичные конфликтные ситуации между педагогами и обучающимися. Она характеризует причины, типы конфликтов, позиции, которые занимают в них педагоги, так как считает, что они являются инициаторами большинства конфликтов.

А.А. Леонтьев в своих работах рассматривает общение педагога с обучающимися. Исследователь утверждает, что успех обучения и воспитания зависит от того, насколько педагог понимает, слушает детей и как говорит с ними. А.А. Леонтьев обращает внимание на качества и умения педагога, которые способствуют созданию благоприятных условий для педагогического общения.

По мнению М.М. Рыбаковой, «педагогическое общение - это влияние учителя на личность ученика с целью изменения его поведения, убеждений, стиля отношения к самому себе и окружающим людям, формирования ценностных ориентаций и качеств личности» [1, с. 16].

Взаимодействие педагога с обучающимися осуществляется путём разрешения педагогических ситуаций.

Н.В. Кузьмина считала, что педагогическая ситуация является реальной обстановкой в учебной группе и в сложной системе взаимоотношений обучающихся, на которую необходимо обращать внимание при принятии решений и способах воздействия на них [2, с. 79].

В зависимости от протекания событий, можно разделить педагогические ситуации на простые и сложные. Простые педагог разрешает без негативной реакции обучающихся при организации их поведения в образовательной среде. В сложных ситуациях важным фактором является эмоциональное состояние педагога и обучающегося, характер сложившихся отношений с соучастником ситуации [3, с. 34]. Часто, в процессе разрешения сложных ситуаций, возникают конфликтные ситуации.

В Большой современной энциклопедии «конфликтные ситуации - это ситуация, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои, не совпадающие с другими, цели, интересы, позиции, мнения или взгляды, касающиеся объекта конфликта» [4, с. 107].

В сфере педагогического взаимодействия принято выделять четыре субъекта деятельности: обучающийся, педагог, родители, администратор. Исходя из того, какие субъекты деятельности участвуют во взаимодействии, можно определить следующие виды конфликтов: обучающийся - обучающийся; обучающийся -педагог; обучающийся - родители; обучающийся - администратор; педагог -педагог; педагог - родители; педагог - администратор; родители - родители; родители - администратор; администратор -администратор. Мы же более детально исследовали систему отношений «педагог-обучающийся» и протекание конфликтных ситуаций внутри неё.

Среди педагогических ситуаций, которые могут стать конфликтными в системе «педагог-обучающийся», можно выделить следующие:

- ситуации деятельности;

- ситуации поведения (поступков);

- ситуации отношений [1, с. 46].

Охарактеризуем перечисленные педагогические конфликтные ситуации более подробно.

1. Ситуации и конфликты деятельности возникают по поводу выполнения или невыполнения обучающимися учебных заданий, уровня успеваемости, участия или бездействия во внеучебной деятельности.

Отличительной особенностью этих конфликтных ситуаций является то, что они могут приобретать групповой характер, а также переходить в конфликт поведения и конфликт отношений.

В современной школе можно наблюдать подобные конфликты достаточно часто, так как иногда преподаватели завышают требования к выполнению предметов, а оценки служат методом наказания тех, кто не слушается учителя, отказывается выполнять все его требования или нарушает дисциплину в процессе урока. Таки образом, искажается подлинный мотив учебной деятельности.

2. Ситуации и конфликты поступков. Причинами их возникновения являются нарушения обучающимися правил поведения в школе, чаще на уроках, а также вне школы.

Педагоги, оценивая поступки обучающихся, включают в оценку прежде всего личность обучающегося, что может вызвать обоснованное возмущение и протест у обучающихся, а иногда желание вести себя так, как понравилось бы педагогу, чтобы соответствовать его ожиданиям.

Такие поступки и провокации со стороны педагога могут стать причиной конфликтного поведения подростков, слепого подражания образцу, при котором обучающийся самостоятельно не оценивают свои поступки. Также такая позиция со стороны педагогов не несёт воспитательного смысла и часто переходит в конфликт.

3. Ситуации и конфликты отношений. Причинами возникновения являются эмоционально-личностные отношения обучающихся и педагогов.

Следует отметить, что конфликты в педагогическом общении и взаимодействии имеют ряд особенностей:

- ответственность за педагогически правильное разрешение конфликтной ситуации возлагается на педагога, так как именно на своём примере педагог должен показать социально приемлемые нормы отношений между людьми;

- на определяющую модель поведения оказывает влияние различный социальный статус участников конфликта (педагог - обучающийся);

- профессиональная позиция у педагога в конфликте принуждает его быть инициатором в его разрешении [1, с. 53].

В педагогическом взаимодействии очень важно отличать, что конфликтная ситуация - это ещё не сам конфликт, и его лучше и легче предотвратить на ранних стадиях, чем разрешать уже сложившийся конфликт. Поэтому главной задачей педагога является недопущение перерастания конфликтной ситуации в конфликт.

Достичь выше поставленную задачу помогут сформированные нами рекомендации:

1. При беседе с обучающимся по вопросу его поступка, педагогу следует проявлять искренний интерес к личности ребенка, желание помочь, а не торопиться оценивать поступок и выражать своё недовольство относительно его поведения, наказывать, упрекать за непослушание, иначе обучающийся займет оборонительную позицию, а общение превратится в обмен «словесными ударами».

2. В процессе общения с обучающимися педагогу следует обратить внимание на мимику, тон и интонацию речи, так как от этого зависит реакция подростка на услышанное.

3. Педагогу также необходимо научиться слушать и слышать обучающегося. Однако, это достаточно сложно, педагоги часто допускают здесь ошибки, так как им трудно дождаться от обучающегося плавной и связной речи, взрослые начинают перебивать ребёнка, чем еще больше затрудняют высказывание обучающегося.

4. Педагог допускает грубейшую ошибку, может потерять в глазах ребёнка свой статус, если будет упрекать его за неблагополучие в семье, за поведение его родителей и других членов семьи - этого обучающиеся не прощают педагогам.

Для успешного же разрешения уже сложившегося конфликта педагогу необходимо научиться поэтапно анализировать сложившуюся ситуацию:

- разобрать ситуацию, которая предшествовала возникшей конфликтной ситуации;

- описать уже возникшую ситуацию, а именно выделить её участников, указать в каком месте возник конфликт и что при этом делали его участники;

- выявить основные причины возникшей ситуации и их содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);

- проанализировать ситуацию со стороны как педагога, так и обучающегося;

- выяснить личностную позицию педагога в возникшей ситуации (его взаимоотношения с обучающимся);

- какие новые стороны личности обучающихся открылись перед педагогом в результате сложившейся ситуации, совершенного поступка;

- выбрать варианты устранения ситуации, продумать план деятельности по исправлению поведения обучающегося [1, с. 105].

Конечно, возникшая конфликтная ситуация может не соответствовать всем критериям схемы, однако выделенные компоненты анализа могут помочь определить существенно важный компонент в ситуации.

Таким образом, мы рассмотрели различные способы преодоления конфликтных ситуаций в педагогическом общении. Необходимо только научиться правильно анализировать конфликтные ситуации с целью предупреждения дальнейшего перерастания их в конфликты.

Список используемой литературы:

1. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. - М.: «Просвещение», 2007. - 227 с.

2. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 2009. - 114 с.

3. Темина С.Ю. Конфликт школы или «школа конфликта»? (Введение в конфликтологию образования) / С.Ю. Темина. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 2011. - 144 с.

4. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Соврем. слово», 2005.

- 720 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.