Гипотезы, дискуссии, размышления
УДК 371.1 ББК 74.202
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ВОЗНИКНОВЕНИИ И РАЗРЕШЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
Селиванова Е. А.
Аннотация. В статье раскрывается актуальность разрешения педагогических конфликтов в образовательном процессе, влияние учителя на возникновение и разрешение конфликтов, причины педагогических конфликтов, рекомендации по их разрешению.
Actuality of solving the problem of pedagogical conflicts in educational process, impact on beginning and solution of conflict, causes of pedagogical conflicts, recommendations of solving conflicts.
Ключевые слова: педагог, учитель, учащийся, конфликт, педагогический конфликт, образовательный процесс.
Pedagogue, teacher, student, conflict, pedagogical conflict, educational process.
Педагогический процесс строится на основе личностных взаимоотношений каждого учителя с учениками. Именно эти отношения, целенаправленные, тщательно продуманные, окрашенные богатой палитрой чувств учителя, помогают ему достигнуть тайников души ученика, воздействовать на его чувства, разум. Нередко общение педагога с учащимися носит конфликтный характер. Конфликты в педагогическом общении, которые ведут к накоплению негативного опыта взаимодействия учителя с учениками, препятствуют полноценному развитию личности, что противоречит основной цели обучения и воспитания в Российской Федерации.
Педагогический конфликт можно рассматривать как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъ-
ектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин [7].
Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется, как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Правильно реагируя на поведение ребёнка, учитель берёт ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение у ученика несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт [6].
Сам по себе педагогический конфликт -нормальное социальное явление, вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современная школа. Тем не менее, конфликты в педагогической деятельности зачастую надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворённость своей работой. В связи с этим педагогу необходимо уметь владеть навы -ками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает всё большую остроту [3].
М. М. Рыбакова среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций выделяет следующие: ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемо-
сти, внеучебной деятельности; ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы; ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности [5].
Принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов или противостояний: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-родители, ученик-администратор, учитель-учитель, учитель-родители, учитель-администратор, родители-родители, родители-администратор, администратор-администратор.
Рассмотрим причины наиболее часто встречающихся и актуальных педагогических конфликтов.
Причиной конфликтов «Учитель - ученик» является, в первую очередь, недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя, проявляющийся в эмоционально напряженных взаимоотношениях педагога с детьми. Они выражаются:
- в демонстрации своего превосходства, своего особого статуса;
- в серьёзных ошибках взаимодействия, таких, как дискриминация по отношению к отдельным учащимся, открытое или маскируемое нарушение педагогической этики на почве борьбы за лидерство;
- в педагогически непрофессиональных действиях учителей (плохая организация класса, приказной тон, крик учителя, который часто провоцирует грубые нарушения дисциплины учащимися);
- в предвзятом отношении учителя к ученикам, проявляющемся в систематическом занижении отметок, в выделении «любимчиков»;
- в неумении организовать познавательный интерес у учащихся к своему предмету;
- в «навешивании ярлыков», например неуспевающего ученика;
- в акцентировании внимания окружающих на психологических проблемах и недостатках ученика;
- в оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности ученика;
- в неумении организовать занятия со всеми учащимися.
Еще одной из причин нарушения взаимоотношений учителя с учащимися является несоблюдение школьных требований последними: неподготовленность домашних заданий, умышленное нарушение дисциплины, пропуски уроков без уважительной причины [2].
Конфликты типа «Учитель-учитель» обусловлены особенностью отношений субъектов педагогических конфликтов. Они могут быть между различными учителями, иногда между учителями, чьи дети учатся в школе.
Тип конфликта «Учитель-администратор» является очень распространённым и наиболее трудно преодолимым. Причинами данного противостояния являются: недостаточно чёткое разграничение управленческого влияния; жёсткая регламентация школьной жизни, оценочноимперативный характер применения требований; перекладывание на учителя «чужих» обязанностей; недооценка руководителем профес -сионального честолюбия педагога и прочие.
Конфликт типа «Учитель-родитель» часто проявляется, как стремление учителя утвердить свой профессиональный статус, а родителя -защитить своего ребёнка. Причинами могут быть: разные уровни общей и педагогической культуры; несогласованность стратегии и такти -ки; непонимание родителями сложности учебновоспитательного процесса, зависимости его эффективности от многих факторов, помимо школы и семьи; различия в отношении к ребёнку как к личности; отрицательное отношение родителей к школе, иждивенческая позиция семьи; столкновение двух лидеров, претендующих на главенство своей точки зрения; профессиональная некомпетентность учителя [4].
Управлять конфликтом, прогнозировать его развитие и уметь разрешать - своеобразная «техника безопасности» педагогической деятельности.
В. М. Афонькова утверждает, что успешность педагогического вмешательства в конфликты учащихся зависит от позиции педагога. Таких позиций может быть, как минимум, четыре:
- позиция авторитарного вмешательства в конфликт - педагог, не будучи убежден, что конфликт - это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его;
СОДЕИСГв
ГжД
ЧИППКРО
- позиция нейтралитета - педагог старается не замечать и не вмешиваться в столкновения, возникающие среди воспитанников;
- позиция избегания конфликта - педагог убеждён, что конфликт - показатель его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации;
- позиция целесообразного вмешательства в конфликт - педагог, опираясь на хорошее знание коллектива учащихся, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиться до определенного предела [1].
Действия педагога в четвёртой позиции позволяют контролировать и управлять конфликтом. Однако педагогу достаточно часто не хва -тает культуры и техники взаимодействия с воспитанниками, что приводит к взаимному отчуждению. Человек с высокой техникой общения характеризуется стремлением не только верно разрешать конфликт, но и понять его причины. Для разрешения конфликтов среди подростков весьма уместен метод убеждения как путь примирения сторон. Он помогает показать подросткам нецелесообразность некоторых форм, которые они используют для разрешения конфликта (драки, присвоение кличек, запугивание и т. п.). В то же время педагоги, используя этот метод, допускают типичную ошибку, ориентируясь только на логику своих доказательств, не учитывая взглядов и мнений самого подростка. Ни логика, ни эмоциональность не достигают цели, если педагог игнорирует взгляды и опыт воспитанника.
Успешное разрешение конфликтов обычно включает цикл, состоящий из определения проблемы, её анализа, действия по её разрешению и оценке результата. В любой конкретной ситуации следует выявить источник конфликта до того, как заняться разработкой политики по их разрешению.
Прежде всего, надо выяснить, что произошло. На этом этапе важно изложить факты, чтобы все согласились с определением проблемы. Чувства и ценностные оценки должны четко отделяться от фактов. Когда конфликт проанализирован, можно переходить к совместному в духе сотрудничества поиску шагов, чтобы привести всех к примирению.
Наряду с деловыми конфликтными ситуациями «учитель-ученик» нередки противоречия и личностного характера. Попадая в конфликтную ситуацию, учитель может направлять свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики. В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путём налаживания взаимопонимания между людьми, устранения недомолвок, несогласованности.
Опытные педагоги знают, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как сказать (эмоциональное сопровождение разговора), когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребёнку речи (время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате).
В общении педагога с учениками большое значение имеют не только содержание речи, но и её тон, интонация, мимика. Если при общении взрослых интонация может нести до 40 % информации, то в процессе общения с ребёнком воздействие интонации существенно увеличивается. Принципиально важно уметь слушать и слышать ученика. Это не так легко сделать по ряду причин: во-первых, трудно ждать от ученика плавной и связной речи, в силу чего взрослые часто прерывают его, чем еще больше затрудняют высказывание («Ладно, всё понятно, иди!»). Во-вторых, учителям часто некогда выслушать ученика, хотя у того есть потребность поговорить, а когда учителю надо что-то узнать, ученик уже потерял интерес к разговору.
Конфликт может считаться продуктивно разрешённым, если налицо реальные объективные и субъективные изменения в условиях и организации всего образовательного процесса, в системе коллективных норм и правил, в позитивных установках субъектов этого процесса по отношению друг к другу, в готовности к конструктивному поведению в будущих конфликтах.
Реальный механизм установления нормальных отношений видится в снижении количества и накала конфликтов путём перевода их в педагогическую ситуацию, когда не нарушается взаимодействие в педагогическом процессе, хотя такая работа связана с определёнными трудностями для учителя.
Объективными причинами возникновения конфликтов на уроке могут быть:
а) утомление учащихся;
б) конфликты на предыдущем уроке;
в) ответственная контрольная работа;
г) ссора на перемене, настроение учителя;
д) его умение или неумение организовать работу на уроке;
е) состояние здоровья и личностные качества.
Конфликтные ситуации на уроках, особенно в подростковых классах, большинством признаются типичными, закономерными. Для их разрешения учителю надо уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся подросткового возраста, усиливая деловую взаимосвязь между ними; дело доходит до конфликта, как правило, с учеником, плохо успевающим, «трудным» по поведению. Нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету - это ведет к затяжному личностному конфликту с учителем. Для того чтобы конфликтная ситуация была успешно преодолена, она должна быть подвергнута психологическому анализу. Его основной целью является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения в условиях возникшей ситуации. Торопливая реакция учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ ученика, приводит к обмену «словесными ударами», и ситуация становится конфликтной.
М. М. Рыбакова предлагает учитывать ответные реакции учащихся в конфликтных ситуациях следующим образом:
- описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, причина и место возникновения, деятельность участников и т. д.);
- возрастные и индивидуальные особенности участников конфликтной ситуации;
- ситуация глазами ученика и учителя;
- личностная позиция учителя в возникшей ситуации, реальные цели учителя при взаимодействии с учеником;
- новая информация об учениках, оказавшихся в ситуации;
- варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения учащихся;
- выбор средств и приёмов педагогического воздействия и определение конкретных
участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу [5].
Основным условием разрешения конструктивного конфликта психологи считают открытое и эффективное общение конфликтующих сторон, которое может принимать различные формы:
- высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно;
- открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений;
- информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;
- демонстрация того, что партнёр воспринимается как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков.
Действия педагога по изменению хода конфликта можно отнести к действиям, предупреждающим его. Тогда конфликтотерпимыми действиями можно будет назвать неконструктивные действия (отложить решение конфликтной ситуации, пристыдить, пригрозить и т. д.) и компромиссные действия, а конфликтогенными - репрессивные действия (обратиться в администрацию, написать докладную и др.) и агрессивные действия (разорвать работу ученика, высмеять и др.). Как видим, выбор действий по изменению хода конфликтной ситуации имеет приоритетное значение.
Приведём ряд ситуаций и поведение педагога при их возникновении:
- невыполнение учебных поручений в связи с отсутствием умения, знания мотива (изменить формы работы с данным учеником, стиля преподавания, коррекция уровня «трудности» материала и др.);
- неправильное выполнение учебных поручений (скорректировать оценку результатов и хода преподавания с учетом выясненной причины неправильного усвоения информации);
- эмоциональное неприятие учителя (изменить стиль общения с данным учеником);
- эмоциональная неуравновешенность учащихся (смягчить тон, стиль общения, пред-
СОДЕИСГв
ГжД
ЧИППКРО
ложить помощь, переключить внимание остальных учащихся).
В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога. Иногда следует прибегнуть к самоанализу для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым, проведя границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к себе.
Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом:
- воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;
- не делать поспешных выводов;
- при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;
- научиться ставить себя на место другой стороны;
- не давать конфликту разрастись;
- проблемы должны решаться теми, кто их создал;
- уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;
- пытаться искать компромисс;
- преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.
Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.
Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах участников является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны.
Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий. Выявление и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие участника. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять - не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях участника. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то
положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта.
Суммируя описанные стратегии и методы решения конфликтов, можно самостоятельно выработать модель поведения в ситуации кризиса, конфликта и добиваться осуществления своих целей в каждом конкретном случае. При этом необходимо учесть, что важную роль в разрешении кризисных моментов играют следующие факторы:
- адекватность отражения конфликта;
- открытость и эффективность общения конфликтующих сторон;
- создание климата взаимного доверия и сотрудничества.
Практически невозможно работать с учащимися без конфликтных ситуаций. Конфликты имманентно присущи процессу обучения и общению учителя и учащихся. В то же время конфликтная ситуация - это сигнал, звонок какого-то нарушения. Это возникшее, обнажившееся пpотивоpечие. Не замечать его нельзя. Главный способ бесконфликтного педагогического общения - формирование высокого уровня педагогического профессионализма, владение искусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства.
Литература
1. Афонькова, В. М. К вопросу о проблеме конфликтов в детской среде [Текст] / В. М. Афонькова // Нравственное воспитание учащихся общеобразовательной школы. - М. : НИИ ОПП АПН СССР, 1975. - С. 16.
2. Воронин, Г. Л. Конфликты в школе [Текст] / Г. Л. Воронин // Социологические исследования. - 1994. - № 3. - С. 94.
3. Журавлев, В. И. Основы педагогической конфликтологии [Текст] : учебник / В. И. Журавлев. - М. : Российское педагогическое агентство, 1995. - 184 с.
4. Поташник, М. М. Педагогические ситуации [Текст] / М. М. Поташник, Б. З. Вульфов. - М. : Педагогика, 1983. - 144 с.
5. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст] : кн. для учителя / М. М. Рыбакова. - М. : Просвещение, 1991. - 128 с.
6. Психологический словарь [Текст] / под общей науч. ред. П. С. Гуревича. - М. : ОЛМА, 2007. - 800 с.
7. Современная конфликтология в контексте культуры мира : материалы I Международного конгресса конфликтологов [Текст] / под ред. Е. И. Степанова. - М. : Эдиториал УРСС, 2001. - 592 с.
8. Современный психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - М. : АСТ; СПб, 2007. - 490 с.