удк 159.99 Селиванова Елена Анатольевна,
кандидат психологических наук Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ВОЗНИКНОВЕНИИ И РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В статье раскрываются особенности современного образовательного процесса, конфликтные ситуации, возникающие в педагогическом процессе, влияние стиля педагогического воздействия на возникновение конфликтов и рекомендации по их разрешению с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Ключевые слова: учитель, педагогическая ситуация, конфликт, педагогическая поддержка, ученик.
Сегодня многие школы похожи на поле битвы. Учителя испытывают повышенные нервные нагрузки, которые связаны с рядом изменений политики государства в области образования, в частности это введение стандартов второго поколения, новая система оплаты труда, обсуждение нового закона об образовании. Вместе в тем отмечается также повышенный уровень невро-тизации учащихся, их родителей, руководителей образовательных учреждений что приводит к растерянности, подавленности и конфликтности современных педагогов. Стрессовое состояние педагогов влияют на качество их педагогической деятельности и в первую очередь на взаимодействие с обучающимися. Вместе с тем ответственность за психологическое здоровье детей лежит именно на взрослых, в том числе на институте социализации, которые они возглавляют.
Каждый день складываются различные педагогические ситуации, в которых необходимо оценивать поведение ребенка, занимать определённую позицию, использовать различные формы воздействия на него. Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Современному ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования педагогов на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: так как жизнь детей в школе не ограничивается учёбой, возможны ссоры, обиды, смена настроения и т. п.
Правильно реагируя на поведение ребёнка, учитель берет ситуацию под собственный конт-
роль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение у ученика несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.
Сам по себе педагогический конфликт - нормальное социальное явление, вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современная школа. Тем не менее, конфликты в педагогической деятельности зачастую надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворённость своей работой. В связи с этим педагогу необходимо уметь владеть навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту [2].
Нами было организовано анкетирование педагогов общеобразовательных школ г. Челябинска и Челябинской области с целью анализа опыта решения конфликтных ситуаций в образовательном процессе. Всего в исследовании приняло участие 287 педагогов-предметников муниципальных образовательных учреждений. Анализ представленных ситуаций показывает, что многие педагоги (68%) ориентируются в вопросах решения педагогических ситуаций, возникающих в процессе их деятельности. Они дают рекомендации по возможному разрешению ситуаций, предлагают несколько вариантов выхода из ситуации, либо делятся собственным опытом решения конфликтных ситуаций. Однако 32% оказались не готовы к ряду ситуаций, они либо ушли от решения проблемы, либо сняли с себя ответственность по её разрешению, либо
178
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
© Селиванова Е. А., 2011
только усугубили конфликтную ситуацию. Причем это не зависит от педагогического стажа, уровня образования или квалификации педагога, хотя 8% из данной группы составили молодые специалисты.
Таким образом, приходим к выводу, что необходимо повышать психологическую компетентность педагога в вопросах решения педагогических ситуаций в образовательном процессе. Для успешного решения этих задач в системе межкурсовой подготовки в учреждениях дополнительного профессионально-педагогического образования важно сформировать у работников общеобразовательных учреждений умения и навыки, которые позволят им с развитой профессиональной активностью постоянно совершенствовать своё мастерство и быть грамотными организаторами и руководителями образовательного процесса.
Корректное решение конфликтных ситуаций - необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя. Педагогическое воздействие может проявляться в различных аспектах.
Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах «авторитарных» учителей.
Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть - просто рекомендация. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т. д.
Управлять конфликтом, прогнозировать его развитие и уметь разрешать - своеобразная «техника безопасности» педагогической деятельности.
В. М. Афонькова утверждает, что успешность педагогического вмешательства в конфликты учащихся зависит от позиции педагога. Таких позиций может быть, как минимум, четыре:
- позиция авторитарного вмешательства в конфликт - педагог, будучи убежден, что конфликт - это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его;
- позиция нейтралитета - педагог старается не замечать и не вмешиваться в столкновения, возникающие среди воспитанников;
- позиция избежания конфликта - педагог убежден, что конфликт - показатель его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации;
- позиция целесообразного вмешательства в конфликт - педагог, опираясь на хорошее знание коллектива учеников, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиться до определенного предела [1].
Вместе с тем каждая из тактик педагогического воздействия имеет свои особенности и не является универсальной, необходимо в первую очередь в конфликтной ситуации выявить причину конкретного конфликта: в частности мотив поведения ученика или другого субъекта образовательного процесса. При разрешении конфликтов между учителем и учащимся необходимо помимо анализа причин конфликта, учитывать возрастной фактор. Пренебрежение знаниями возрастной психологии учителем зачастую приводит к множеству конфликтных ситуаций, обостряет негативные черты кризисных периодов и отрицательно сказывается на учебной деятельности школьника.
Возрастная периодизация и выделение характерных для каждого возраста ситуаций и конфликтов дают возможность учителю ориентироваться в тех причинах, которые нарушают взаимодействие с учеником. К психолого-педагоги-ческой характеристике возраста относятся кризисные периоды, ведущая деятельность, возрастные новообразования, психические процессы и, в частности, особенности общения.
Типичные ситуации для младшего школьного возраста: проблемы адаптации учащихся к школе, проблемы поведения, нарушения внимания, драки, воровство, страхи и прочее. Они обусловлены личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями младших школьников. При решении конфликтных ситуаций
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 1
179
в младших классах педагогу целесообразно использовать метод проекции: через анализ сказок, рассказов, мультфильмов или фильмов рассматривать типичные ситуации, встречающиеся в данном возрасте и находить пути выхода из них либо предупреждение их возникновения.
В последнее время встречаются всё больше гиперактивных, тревожных, аутичных и агрессивных детей. Эти так называемые «трудные» дети и создают зачастую многие конфликтные ситуации. Учителю, чтобы разрешить их, нужно знать особенности этих детей, чтобы адекватно разрешить возникшую ситуацию. В каждом конкретном случае необходимо подбирать соответствующие методы и алгоритмы.
Наиболее часто конфликтные ситуации возникают именно в подростковом возрасте. Это обусловлено возрастными особенностями подростков. Как правило, конфликты возникают из-за возникшего у подростка чувства взрослости и стремления признать себя таковым и отсутствием у педагога оснований для признания его равным себе. В случае неверной тактики педагога это может привести к устойчивой личной взаимной неприязни и даже вражде [3]. Для разрешения конфликтов среди подростков весьма уместен метод убеждения как путь примирения сторон. Он помогает показать подросткам нецелесообразность некоторых форм, которые они используют для разрешения конфликта (драки, присвоение кличек, запугивание и т. п.). В то же время педагоги, используя этот метод, допускают типичную ошибку, ориентируясь только на логику своих доказательств, не учитывая взглядов и мнений самого подростка. Ни логика, ни эмоциональность не достигают цели, если педагог игнорирует взгляды и опыт обучающегося [4].
По сравнению с предыдущими возрастами, ранняя юность имеет свою ситуацию развития: перед старшеклассниками встают новые жизненные задачи, в решении которых происходит их психосоциальное развитие. Прежде всего - это серьёзная задача выбора дальнейшего жизненного пути. В связи с необходимость профессионального и жизненного самоопределения у учащихся повышается тревожность. И, несмотря на то, что для данного возраста, в общем, характерна стабилизация личности, иногда возникают конфликтные ситуации. При
разрешении конфликтных ситуаций учителю важно не обвинять учащегося, а выразить свою грусть, обиду и желание наладить отношения. Можно после урока поговорить с ним наедине, сказать о своих чувствах, использовать «Я-со-общение». Например, вместо того, чтобы сказать: «Ты ужасно себя ведёшь, когда игнорируешь замечания» - «Я не люблю, когда люди так себя ведут, и меня это очень расстраивает». «Я-сообщение» позволяет педагогу выразить свои негативные чувства в необидной для ученика форме. Высказывая свои чувства без приказа или выговора, педагог оставляет за детьми возможность самим принять решение, тогда они начинают учитывать желания и переживания взрослого.
Свои взаимоотношения с учащимися учитель осуществляет главным образом с помощью словесных воздействий, которые можно разделить на три вида:
- организующие (инструктирование, наставление, совет, предупреждение от ошибок в работе и др.);
- оценочные (похвала, критические замечания, осуждение и др.);
- дисциплинирующие (замечание-утверждение, замечание-вопрос, повышение интонации и др.) [5]
Для хороших взаимоотношений между учеником и уроком требуется актёрский талант учителя. Жесты, мимика, интонация, юмор, нестандартные обращения к ученикам, перемещения по классу - всё это составляет актёрское мастерство учителя. Неожиданные ходы на уроке действуют на ребёнка сильнее угроз, крика, двоек. Известно, что дети постоянно испытывают учителя на прочность, предлагая ему несложные в общем-то ситуации, в которых, как им кажется, они ставят учителя в тупик. Они ждут реакции, прежде всего, неадекватной, ждут слабости, растерянности. Нормальный ребёнок хочет всё время удивлять, вот он и удивляет учителя. Вот и педагогу стоит в этом плане поучиться у детей, единственное, его ходы не должны быть оскорбительны для ученика. Необходимо понимать, где грани дозволенного. А удивлять можно по-разному. Например, если ученик на уроке или перемене ведёт себя крайне вызывающе, можно подойти к нему, и погладить его по голове, интересуясь его трудностями.
180
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
В любом случае для любого ученика важна педагогическая поддержка. Именно благодаря ей создается благоприятный психологический климат в коллективе, который является профилактикой возникновения педагогических конфликтов.
Педагогическая поддержка - процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Подлинная поддержка взрослыми ребёнка должна основываться на подчёркивании его способностей, возможностей - его положительных сторон.
К. Роджерс считает, что учитель сможет создать в классе нужную атмосферу, если будет руководствоваться следующими правилами:
1. С самого начала и на всём протяжении учебного процесса демонстрировать детям своё полное к ним доверие.
2. Помогать учащимся в формулировании целей и задач урока, стоящих как перед группами, так и перед каждым учеником в отдельности.
3. Всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
4. Выступать для учащихся в качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
5. Выступать в такой роли для каждого ученика.
6. Развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы (класса) и принимать его (соизмерять свои действия с этим настроем).
7. Быть активным участником группового взаимодействия.
8. Открыто выражать в группе (классе) свои чувства.
9. Стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
10. Хорошо знать самого себя.
В педагогической практике неразрывно связаны психологические и педагогические ситуации. Педагогика - это психология в действии. Истоки любой педагогической ситуации и результаты её разрешения имеют психологическую основу: педагог оказывает на обучающихся психологическое влияние, они получают определённое впечатление, что ведёт к возникновению и проявлению того или иного психо-лого-педагогического эффекта, способствующего необходимому решению педагогической задачи. Знание алгоритмов решения педагогических ситуаций и психологических эффектов поможет педагогу управлять процессом воспитания учащихся, а также окажет содействие эффективному усвоению учебного материала детьми и личностному и профессиональному росту педагога.
Современному педагогу необходимо научиться разрешать на практике педагогические ситуации, возникающие в образовательном процессе. Этому способствует знание механизмов психического развития ребенка, развитие коммуникативной компетентности педагога, владение алгоритмами анализа педагогических ситуаций и собственный педагогический опыт.
Библиографический список
1. Афонькова В. М. К вопросу о проблеме конфликтов в детской среде // Нравственное воспитание учащихся общеобразовательной школы. - М. : НИИ ОПП АПН СССР, 1975. - С. 16.
2. Засобина Г. А., Кабыльницкая С. Л., Савин Н. В. Практикум по педагогике: учебное пособие. - М. : Просвещение, 1986. - 111с
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. -Ростов н/Д : Феникс, 1997. - 480 с.
4. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя. Ч. 2. Педагогические ситуации в школе : учеб. пособие для слуш. проф. переподготовки и повышения квалиф. раб. образования / Д. Ф. Ильясов, Е. А. Селиванова, Г. А. Синтяева. - Челябинск : «Образование», 2010. - 326 с.
5. Фридман Л. М. Психология в современной школе: Для руководителей и работников образования. - М. : ТЦ «Сфера», 2001. - 224 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
181