Научная статья на тему 'Синдром педагогического насилия как форма дидактогении'

Синдром педагогического насилия как форма дидактогении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровье школьников / педагогическое насилие / дидактогения / классификация / школьная среда / воспитание в семье / профилактика / «Школа / содействующая укреплению здоровья». / health of schoolchildren / pedagogical violence / didactogenia / classification / school environment / education in family / prevention / "School that Contributes to Health Strengthening".

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганузин Валерий Михайлович

В статье обосновывается позиция автора в отношении факторов школьной среды и педагогического процесса, негативно влияющих на психическое и физическое здоровье школьников. Представлены классификация форм синдрома педагогического насилия и факторы, способствующие его возникновению. Даются методы профилактики данного синдрома, показана роль администрации школы и школьного психолога в укреплении психического и физического здоровья учащихся. Авторами разработана анкета, позволяющая осуществлять контроль качества психологического климата в школе. Предлагаются организационно-педагогические методы внедрения в образовательный процесс проекта «Школа без педагогического насилия» в рамках существующей в настоящее время программы «Школа, содействующая укреплению здоровья».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The syndrome of pedagogical violence as a form of dydactogenia

The paper proves the author’s view of the factors of school environment and pedagogical process that affect negatively schoolchildren’s mental and physical health. It represents the classification of the forms of pedagogical violence syndromes and factors that cause it. It gives the methods of preventing this syndrome and shows the role of school administration and a school psychologist in strengthening students’ mental and physical health. The authors elaborated a questionnaire that enables to monitor the quality of a psychological climate in school. They offer managerial-pedagogical methods of implementing the project school without pedagogical violence in the educational process within the framework of the existing program ";School that Contributes to Health Strengthening".

Текст научной работы на тему «Синдром педагогического насилия как форма дидактогении»

Научный сетевой журнал

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ

СИНДРОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ КАК ФОРМА ДИДАКТОГЕНИИ Ганузин В.М.

Ганузин Валерий Михайлович

кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической педиатрии; государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Революционная, д. 5, Ярославль, 150000, Россия. Тел.: (84852) 30-56-41.

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье обосновывается позиция автора в отношении факторов школьной среды и педагогического процесса, негативно влияющих на психическое и физическое здоровье школьников. Представлены классификация форм синдрома педагогического насилия и факторы, способствующие его возникновению. Даются методы профилактики данного синдрома, показана роль администрации школы и школьного психолога в укреплении психического и физического здоровья учащихся. Авторами разработана анкета, позволяющая осуществлять контроль качества психологического климата в школе. Предлагаются организационно-педагогические методы внедрения в образовательный процесс проекта «Школа без педагогического насилия» в рамках существующей в настоящее время программы «Школа, содействующая укреплению здоровья».

Ключевые слова: здоровье школьников; педагогическое насилие; дидактогения; классификация; школьная среда; воспитание в семье; профилактика; «Школа; содействующая укреплению здоровья».

УДК 159.9:371.13

Ссылка для цитирования

Ганузин В.М. Синдром педагогического насилия как форма дидактогении // Медицинская психология в России. - 2013. - T. 5, № 5. - С. 15. doi: 10.24411/2219-8245-2013-15150

Поступила в редакцию: 21.07.2013 Прошла рецензирование: 13.08.2013 Опубликована: 13.09.2013

Координационная деятельность участников образовательного процесса по вопросам здоровьесберегающих технологий в настоящее время наиболее эффективно реализуется в школах, содействующих укреплению здоровья. Однако в ряде школ до сих пор практикуется достаточно жесткое обращение и насилие, приводящие к дидактогениям среди учеников и педагогов [5]. Школа, содействующая укреплению здоровья, предусматривает открытость своей работы, которая, в свою очередь, способствует дальнейшему развитию, укреплению и сохранению здоровья учащихся в школах и подготовки учителей по вопросам укрепления и сохранения здоровья учащихся [7; 8]. Однако многие проблемы, возникающие в условиях педагогического процесса, часто остаются без должного внимания и воспринимаются как нечто обычное. К одной из таких проблем относится и проблема педагогического насилия в школе [4]. На основании ранее проведенных исследований нами предложены термин и классификация синдрома педагогического насилия в школе [5].

Синдром педагогического насилия — возникновение комплекса отклонений в состоянии здоровья школьников под влиянием неадекватных педагогических методов, действий и учебных программ.

Классификация синдрома педагогического насилия (В.М. Ганузин, 2003).

1. Синдром легитимного (узаконенного) педагогического насилия.

2. Синдром административного педагогического насилия.

3. Синдром авторитарного педагогического насилия.

Синдромом легитимного педагогического насилия мы обозначили введение утвержденных Министерством программ школьного образования, которые школьники не могут усвоить в силу своих физиологических и психических особенностей развития, в результате чего появляются отклонений в состоянии здоровья. При этом, как для школьников и их родителей, так и для учителей нет альтернативного решения. Авторы программ обычно ссылаются на аналогичные программы в других, наиболее развитых странах. При этом не учитывается экономическое состояние и состояние здоровья детей в нашей стране. В настоящее время создано огромное количество программ, учебников, более 40% которых ориентировано на «продвинутый» уровень образования, в то время как доля одаренных детей в школах не превышает 6%, а имеющих высокие учебные возможности — 15% [6].

Синдромом административного педагогического насилия — возникновение отклонений в состоянии здоровья у детей, связанное с введением администрацией школы не узаконенных программ, обязательных и факультативных занятий, замену одних уроков другими (например, уроков физкультуры на уроки иностранного языка, математики и т.д.) по профилю школы, введение обязательного посещения школьниками начальных классов групп продленного дня и т.д.

Особая роль в формировании благоприятного климата в школе и классе принадлежит учителям. Любая форма плохого обращения педагога с детьми — насилие над ними, т.к. школьники, особенно начальных классов, не могут себя защитить. Синдром авторитарного педагогического насилия — возникновение отклонений в состоянии здоровья у детей, проявляющихся при непосредственном контакте учителя и ученика в условиях педагогического процесса. Оно может быть направлено на целый класс, группу школьников или непосредственно на конкретного ученика. При этом одновременно страдают школьники и их родители с одной стороны и сами педагоги — с другой.

При авторитарном педагогическом насилии у школьников можно выделить ряд общих признаков [2]:

1. Страхи. В классах, где практикуется педагогическое насилие, школьники, особенно начальных классов, переживают чувство страха, незащищенности. Поведение их под действием страхов может быть разнообразным: от фантазерства, лживости, обмана, нерешительности, пассивности до аутизма и агрессивности. В ряде случаев у детей формируются пограничные психические состояния и неврозы.

2. Изоляция. В большинстве случаев, когда практикуется педагогическое насилие, сам факт насилия открыто не обсуждается. Учителя дают понять школьникам, что не следует обсуждать создавшуюся ситуацию в классе с родителями или с друзьями. Это заставляет детей, участвующих в конфликте, чувствовать себя изолированными, не такими, как все в классе. Может быть и обратная ситуация, когда педагоги открыто обсуждают конфликт, различными способами привлекая на свою сторону основную массу учащихся в классе (школе), их родителей и таким образом способствуют изоляции отдельного ученика или группы школьников.

3. Разочарование. Часть школьников в силу ряда обстоятельств, таких как плохая подготовка на дошкольном этапе, определенный тип мышления, частые острые заболевания или длительная, периодически обостряющаяся хроническая болезнь, вынужденные пропуски уроков и др. не могут усвоить новые темы, не имея базовых знаний. Постепенно количество предметов, по которым ученик имеет неудовлетворительные оценки, увеличивается. Вместо понимания проблемы и помощи со стороны учителей, данные школьники получают обидные прозвища и оскорбления. Они разочаровываются в школе, а порой и в жизни. Постоянный стресс, который они испытывают, вырабатывает у данной группы учащихся определенное поведение. Одни становятся «двоечниками — хулиганами» и постоянно создают конфликтные ситуации в школе, на улице, в семье. У других появляются депрессивное настроение, чувство ненужности, лишнего человека в этой жизни, формируются мысли о суициде.

4. Чувство «заслуженности» жестокого обращения. У ряда школьников, находящихся в изоляции и разочаровавшихся в себе, в конце концов, может сформироваться заниженная самооценка и чувство «заслуженности» жестокого обращения с ними со стороны учителей.

5. Вовлечение в конфликт. В старших классах встречаются сильные личности из школьников, которые хотят остановить педагогическое насилие и конфликты, периодически возникающие в классе между учителем и учеником. Такие школьники часто испытывают чувство ответственности за создавшуюся ситуацию, хотят разрешить конфликт. При этом они могут так глубоко вовлекаться в конфликт, что испытывают чувство собственной вины за создавшуюся ситуацию, становятся напряженными, нервными.

6. Агрессивное поведение. У части подростков формируется вульгарный вариант взрослого поведения. Они позволяют себе прогулы уроков, открытое курение, появление в школе в нетрезвом состоянии. Все это приводит к усилению эмоционального напряжения, проявляющегося агрессивным поведением.

7. Психосоциальная дезадаптация. В этих случаях у школьников имеет место несформированность навыков учебной деятельности, коммуникативных навыков, недостаточно развит самоконтроль. Стремление таких подростков к общению и лидерству в сочетании с эмоциональной несбалансированностью приводит к конфликтным ситуациям с педагогами и сверстниками в школе и на улице.

В свою очередь, формы реакции школьников на педагогическое насилие могут быть разнообразными и зависят от множества факторов. К психосоматическим и невротическим расстройствам приводят кризисные ситуации в семье, негармоничные типы семей, конфликтная структура семьи; личность родителей, неполная семья.

Большую роль в ответной реакции на педагогическое насилие играет также тип семейного воспитания. При отверженном типе воспитания ребенок ощущает себя лишним в семье. Родители считают, что все несчастья и неудачи в их собственной семье связаны с данным ребенком. Школьника постоянно заставляют чувствовать, что он плох, неумел, несообразителен и, вообще, только мешает всем в доме. В этом случае ребенок перестает верить в свои силы и постоянно переживает чувство вины. Отношение к неудачам в школе и возникновение болезни на этой почве у ребенка формируется как наказание за что-то.

Может быть и другой тип воспитания в семье — гиперопека. В этом случае родители проявляют чрезвычайную заботу и повышенную тревожность в воспитании своего ребенка. В результате такого воспитания дети становятся заторможенными, невротическими. У них появляются фобии, эмоциональная неуравновешенность. В раде случаев дети становятся пассивными, зависимыми от старших, в связи с чем неадекватно реагируют на учебный процесс и плохо приспосабливаются к условиям школы.

При воспитании в семье по типу повышенной моральной ответственности у детей от постоянного напряжения в условиях конфликтной ситуации с педагогом могут возникать неврозы, психические и психосоматические расстройства. При противоположном типе воспитания в семье для школьника создается неблагоприятная психологическая ситуация в форме противоречивых требований, затрудняющая адаптацию к школе и углубляющая формирование на этом фоне невротических форм личности.

К невротическому развитию личности приводят, как правило, непоследовательный и противоречивый стиль воспитания, несоответствие требований родителей возможностям и потребностям детей, ритму их психофизиологического развития, конституциональным и половым особенностям, непринятие индивидуальности и эмоциональное непринятие детей, неравномерный характер воспитания в различные периоды жизни детей.

Опрос 220 студентов, ранее обучавшихся в школах различных регионов России выявил, что у 58,6% из них в период обучения в школе отмечалось наличие конфликтов с учителями; 51,8% — боялись своих учителей; 35,1% — подвергались унижению педагогами; к 75,7% учителя относились несправедливо. Результатом таких взаимоотношений, согласно данным опроса, явилось ухудшение состояния здоровья учащихся. При этом у 67,1% школьников отмечались невротические расстройства; у 52,7% — угнетение настроения; у 22,5% — депрессивное состояние; у 14,4% — боли в животе; у 47,5% — головные боли; у 14,9% — обострения хронических заболеваний. Таким образом, синдром педагогического насилия является одним из факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье школьников.

Учитывая полученные данные, мы предлагаем обсудить возможность разработки и внедрения проекта «Школа без педагогического насилия» в рамках существующей в настоящее время программы «Школа, содействующая укреплению здоровья». Обсуждение, разработка и внедрение проекта должно осуществляться в несколько этапов. Задачей первого этапа проекта является привлечение к обсуждению проблемы педагогического насилия в школе всех участников образовательного процесса. На втором этапе должны быть сформулированы предложения по конкретным формам работы в этом направлении, разработан и утвержден сам проект «Школа без педагогического насилия». Третий этап — реализация проекта в конкретной школе. Процесс улучшения ситуации в школе — это длительный процесс, требующий кропотливой работы с педагогическим персоналом, школьниками и их родителями. В качестве инструмента контроля психологической атмосферы в школе может служить анкетирование учащихся средних и старших классов с целью получения максимально полной информации о случаях педагогического насилия в школе.

Нами предложен экспресс-метод для определения синдрома авторитарного педагогического насилия [3]. Он проводится с помощью анкеты, которая включает в себя ряд вопросов, отражающих взаимоотношения учеников и педагогов:

А. 1. Были ли у Вас конфликты с преподавателями? Да/Нет

2. Боялись ли Вы своих преподавателей? Да/Нет

3, Подвергались ли Вы педагогом унижению? Да/Нет

4. Относились ли к Вам педагоги несправедливо? Да/Нет

Б. Перечисленные выше взаимоотношения с педагогами явились

причиной развития у Вас:

а) невротического состояния Да/Нет

б) угнетения настроения Да/Нет

в) депрессивного состояния Да/Нет

г) головной боли Да/Нет

д) боли в животе Да/Нет

е) боли в сердце Да/Нет

В. Если у Вас имелись хронические заболевания, то негативное

взаимоотношения с педагогами приводили к их обострению? Да/Нет

Данная анкета заполняется анонимно школьниками под руководством школьного психолога. Итоги анкетирования должны доводиться до администрации и педагогического коллектива школы. В свою очередь, администрация, контролирующая психологический климат в школе и классах, при выявлении случаев педагогического насилия должна корригировать стиль работы педагогов с учениками.

Поскольку синдром педагогического насилия является одним из факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье школьников, мы предлагаем следующие пути профилактики данного синдрома:

Во-первых, родители должны получить советы детского врача и психолога, какую программу в школе сможет освоить их ребенок.

Во-вторых, администрация школы должна контролировать психологический климат в школе и классах, при необходимости корригировать стиль работы педагогов с учениками, а также не должна внедрять авторские программы обучения, не прошедшие сертификацию.

В-третьих, должна быть координация деятельности медицинских, педагогических работников и психологов в изучении данного синдрома, что позволит скоординировать их совместную работу по профилактике заболеваний и оздоровлению детей в условиях образовательного учреждения.

В-четвертых, разработка и внедрение проекта «Школа без педагогического насилия» в действующую программу «Школа, содействующая укреплению здоровья» позволит исключить административное и авторитарное педагогическое насилие в общеобразовательной школе, что будет способствовать улучшению психического и физического здоровья, как школьников, так и педагогов.

Литература

1. Ганузин В.М. О правомочности применения в педиатрии термина «синдром педагогического насилия» // Материалы VIII Конгресса педиатров России. - М., 2003. -С. 77.

2. Ганузин В.М. Методы диагностики и пути профилактики синдрома педагогического насилия // Насилие и пренебрежение по отношению к детям: профилактика, выявление, вмешательство: материалы научного симпозиума / под ред. О.Н. Боголюбовой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. - С. 13-14.

3. Ганузин В.М. Диагностика синдрома педагогического насилия // Материалы XV Конгресса педиатров России. - М., 2011. - С. 173.

4. Жданова Л.А., Молькова Л.К., Зайцева Е.С. Стиль поведения учителя и состояние здоровья детей // Материалы XIV Конгресса педиатров России. - М., 2010. - С. 286.

5. Здоровье. Предупреждение насилия в школе / В.Н. Касаткин, Т.П. Константинова, А.Г. Манелис [и др.]. - М., 2005. - 174 с.

6. Кучма Р.В. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001. - 376 с.

7. Кучма В.Р. Концепция, проблемы и направления работы школ, содействующих укреплению здоровья // Здоровьесберегающее образование. - 2010. - № 1. - С. 33-39.

8. Харисова Л.А. Культура формирования духовного и физического здоровья у обучающихся // Здоровьесберегающее образование. - 2010. - № 1. - С. 106-109.

Mg-A MI4MHCKA 9\ ncvxonorMfl B POCCMM

The syndrome of pedagogical violence as a form of dydactogenia

Ganuzin V.M.

E-mail: [email protected]

Yaroslavl State Medical Academy Revolyutsionnaya St., 5, Yaroslavl, 150000, Russia Phone: (4852) 30-56-41

Abstract. The paper proves the author's view of the factors of school environment and pedagogical process that affect negatively schoolchildren's mental and physical health. It represents the classification of the forms of pedagogical violence syndromes and factors that cause it. It gives the methods of preventing this syndrome and shows the role of school administration and a school psychologist in strengthening students' mental and physical health. The authors elaborated a questionnaire that enables to monitor the quality of a psychological climate in school. They offer managerial-pedagogical methods of implementing the project school without pedagogical violence in the educational process within the framework of the existing program "School that Contributes to Health Strengthening".

Key words: health of schoolchildren; pedagogical violence; didactogenia; classification; school environment; education in family; prevention; "School that Contributes to Health Strengthening".

For citation

Ganuzin V.M. The syndrome of pedagogical violence as a form of dydactogenia. Med. psihol. Ross., 2013, vol. 5, no. 5, p. 15. doi: 10.24411/2219-8245-2013-15150 [in Russian, abstract in English].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.