Научная статья на тему 'Конфликты в школе и конфликтная компетентность учителя'

Конфликты в школе и конфликтная компетентность учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3466
509
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОНФЛИКТОМ / КОНФЛИКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / КОМПОНЕНТЫ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амиргамзаева Джамиля Низамиевна

В статье дается определение педагогического конфликта как разновидности социального конфликта, освещаются разнообразные педагогические конфликты. Конфликтная компетентность учителя рассматривается автором как необходимое условие конструктивного управления педагогическим конфликтом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфликты в школе и конфликтная компетентность учителя»

екая работоспособность, двигательная активность, физическое развитие студентов этой категории ниже, чем у студентов основной медицинской группы.

Такие особенности физического развития и физической подготовленности необходимо учитывать при отборе, использовании средств физической культуры и спорта, организации и проведении занятий со студентами, имеющими ослабленное здоровье.

В процессе исследования определена взаимосвязь между показателями физического развития и физической подготовленности. Наиболее слабая физическая подготовленность наблюдалась у студентов, имеющих низкий уровень физиче-

УДК 373.1.02

ского развития. Ни в одном случае студент с низким уровнем физического развития не показал хороший результат по видам контрольных испытаний. Такая морфофункцио-нальная зависимость была характерна для студентов всех учебных отделений. В связи с этим необходимо ввести в учебный план факультативные занятия по физическому воспитанию на протяжении всего периода обучения в вузе в объеме 4 часов в неделю для студентов старших курсов. Это будет способствовать повышению самостоятельной двигательной активности, улучшению физического развития, физической подготовленности, сохранению и укреплению здоровья студентов.

КОНФЛИКТЫ В ШКОЛЕ и КОНФЛИКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

©zoos дмиргамзаева Д.Н.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье дается определение педагогического конфликта как разновидности социального конфликта, освещаются разнообразные педагогические конфликты. Конфликтная компетентность учителя рассматривается автором как необходимое условие конструктивного управления педагогическим конфликтом.

In the article the definition of the pedagogical conflict is given as a kind of the social conflict, the varied pedagogical conflicts are dealt. The teacher's conflict competence is considered by the author as the necessitive condition of constructive control of pedagogical conflict.

Ключевые слова: конфликт, педагогический конфликт, управление педагогическим конфликтом, конфликтная компетентность учителя, компоненты конфликтной компетенции.

Keywords: conflict, pedagogical conflict, management of pedagogical conflict, teacher's conflict competence, components of conflict competence.

Конфликты стали неотъемлемой частью жизнедеятельности современного человека и функционирования социальных систем. Современная наука не мыслит существования и развития социальных систем и

структур, в том числе и педагогических, как бесконфликтных.

Для общеобразовательной школы, как и для любого социального института, характерны разнообразные конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех

видов целенаправленного формирования личности, и ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику, родителям [2].

Различные аспекты педагогических конфликтов изучены Б.Т. Лихачевым, В.М. Афоньковой, Т.В. Драгу-новой, М.М. Рыбаковой, И.И. Рыда-новой, Е.Е. Тонковым и др.

Проблема противоречий и конфликтов педагогического процесса стала предметом исследования ряда ученых: Л .С. Выготского, П. П. Блон-ского, В.И. Загвязинского, A.C. Макаренко, Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухо-млинского и других.

Л .С. Выготский выдвинул положение о том, что к движущим силам умственного развития относятся противоречия между требованиями, которые предъявляются учащимся, и возможностями их выполнения. Процесс развития ребенка - это процесс становления, борьбы. Противоречия являются источником развития, интегрируя биологические факторы с факторами воспитания и социального окружения.

По Ш.А. Амонашвили, противоречивым является сам процесс становления личности каждого ребенка, протекая в постоянной борьбе зарождающихся черт с отживающими, между новыми потребностями и устаревшими способами их удовлетворения, стремлением к взрослости, самостоятельности и инфантильностью, желанием самоутвердиться и неадекватными средствами его реализации, сознанием и поведением. Воспитатель призван помочь ребенку преодолеть внутриличностные противоречия, сопровождающие процесс взросления [1].

A.C. Макаренко активно разрабатывал механизмы преодоления педагогических конфликтов в ученических коллективах. Педагог выдвинул два пути решения сложных педагогиче-

ских ситуаций: эволюционный и взрывной. Первый путь предполагает постепенное становление личности, где в эволюционном порядке намечаются изменения в духовной структуре. Но для их реализации нужен второй путь - более острые моменты, взрывы, потрясения [6]. В свою очередь В.А. Сухомлинский называл конфликты «подводными камнями педагогического процесса», которые могут приводить к деформации личности ребенка [9].

Все многообразие педагогических конфликтов возникает в следующих основных подсистемах межличностных взаимоотношений в школе:

- Конфликты в подсистеме «взрослый - взрослый» (учитель -учитель, учитель - администрация, учитель - родитель, родитель - администрация, родитель - родитель). Конфликты данного типа согласуются с закономерностями конфликтного взаимодействия в любой социальной группе, организации и учреждении.

- Конфликты в подсистеме «ребенок - ребенок». Специфика конфликтов между школьниками связана со следующими факторами. Во-первых, с возрастной психологией. Возраст ученика оказывает значительное влияние как на причины возникновения конфликтов, так и особенности их развития и способы завершения. Межличностный конфликт выступает одной из форм проявления социализации школьников. С помощью конфликтов с окружающими школьники осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям и родителям. Во-вторых, с влиянием учебной деятельности на систему межличностных отношений в коллективе, особенностями ее организации в конкретном общеобразовательном учреждении [2].

- Конфликты в подсистеме «взрослый - ребенок» (учитель - ученик, администратор - ученик, родитель - ребенок).

На наш взгляд, следует согласиться с мнением некоторых иссле-

дователей [8, 11], что собственно педагогическими можно считать конфликты, возникающие в системе «учитель - учащийся».

Т.А. Чистякова определяет педагогический конфликт как момент «противостояния» или «разрыва» во взаимодействии воспитателя и вос-питуемого, появления «смыслового барьера» между ними, рассогласование в самом смысле их общения [11. С. 11].

Специфика педагогического конфликта заключается в том, что в нем сталкиваются представители разных социальных групп, обладающих разным социальным статусом. Цель учителя заключается в том, чтобы не навязать ребенку свое решение, а наоборот, укрепить его волю и разум, пробудить добрые чувства. Что касается конфликтного взаимодействия учителя с коллегами, родителями учащихся, школьной администрацией, то оно подчиняется общепринятым нормам делового общения [8].

Существует ряд особенностей педагогических конфликтов:

- ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа -модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;

- разный социальный статус (учитель - ученик) участников конфликтов, чем и определяется их поведение в конфликте;

- разница в жизненном опыте участников - источник разной степени ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;

- различное понимание событий и их причин (поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить их разуму);

- превращение других учеников из свидетелей в участников конфликта, который приобретает воспитательный смысл и для них;

- профессиональная позиция учителя в конфликте, обязывающая его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

- порождение новых проблем и конфликтов как следствие ошибки учителя;

- предупреждение конфликта -более легкий процесс, чем его разрешение [2].

Понятие «управление педагогическим конфликтом» раскрывает способ осуществления действий, направленных на реализацию единых целей и задач. Управление конфликтом - это сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая на всех этапах возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной.

В настоящее время в школе сложилась следующая практика разрешения возникающих конфликтов. Управленческая деятельность педагога сводится к беседе с детьми, разговору с родителями или наказанию ребенка. Учитель тем самым выступает в роли судьи, берущего на себя разрешение сложной ситуации. Данная ситуация коренным образом не удовлетворяет запросы современной школы. Поведение взрослого по отношению к конфликтам часто ориентирует ребенка на неконструктивные формы разрешения конфликтов - их игнорирование и подавление, а также на поиск «правого» и «виноватого» [4].

Управление педагогическими конфликтами можно рассматривать в двух аспектах - внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте [5]. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (учитель или администрация школы). Именно в этом аспекте мы рассматриваем данную проблему.

Профессиональная ответственность за педагогически правильное управление конфликтными ситуациями лежит на учителе. Задачей современного педагога являются знание и способность практического применения всех механизмов и способов управления конфликтом.

Педагогическая компетентность означает, что человек, профессионально работающий в области педагогики, способен рационально использовать всю совокупность циви-лизационного опыта в деле обучения и воспитания, а значит, в достаточной степени владеет способами и формами цивилизационной (целесообразной) педагогической деятельности и отношений.

Составной частью педагогической компетентности рассматривается конфликтная компетентность учителя. Б.И. Хасан видит в конфликтной компетентности неотъемлемую часть коммуникативной компетентности, включающую в себя определенный уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умения реализовать эти стратегии в конкретной жизненной или педагогической ситуации.

Существует два уровня конфликтной компетентности. Первый предусматривает способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания воплощенного в нем противоречия и владение способами регулирования для его разрешения. Второй - умение проектировать необходимые для достижения определенных результатов конфликты и конструировать их непосредственно в ситуациях взаимодействия [10].

Анализ психолого-педагогической литературы [2] и наш опыт позволяют выделить в конфликтной компетентности следующие составляющие:

- понимание природы противоречий и конфликтов между людьми;

- формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации;

- обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях;

- умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;

- умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов;

- предвидение возможных последствий конфликтов;

- конструктивное регулирование противоречий и конфликтов;

- наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов.

В конфликтной компетентности педагога можно выделить следующие структурные компоненты: когнитивный, технологический, личностно-эмоциональный.

Когнитивный компонент включает совокупность знаний и понятий о конфликте, стратегиях управления им, необходимых педагогу, чтобы диагностировать, спрогнозировать, предупредить и разрешить конфликт.

Технологический компонент предполагает наличие у учителей сформированной системы умений и навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также управления конфликтами.

Личностно-эмоциональный компонент конфликтной компетентности педагога характеризует уровень конфликтности личности.

Под «конфликтностью личности» А.Я. Анцупов понимает ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. Конфликтность личности определяется комплексным действием психологических (темперамент, уровень агрессивности, психологическая устойчивость, уровень притязаний и др.), социально-психологических (социальные установки и ценности, компетентность в общении и др.) и социальных факторов (условия жизни и деятельности,

социальное окружение и общий уровень культуры) [2].

В целях изучения существующей практики управления педагогическим конфликтом нами было проведено анкетирование 220 учителей школ города Махачкалы. Исследование показало, что учителя чаще всего сталкиваются со следующими видами конфликтов в школе: между учениками (47%); учителями и учениками (43%); учителями и администрацией школы (18%); родителями и администрацией школы (17%); учителями (14%). На взгляд педагогов, труднее всего разрешить конфликты: между родителями и администрацией школы (23%); учителями и администрацией школы (20%); учителями и учениками (9%); учителями (8%).

54% опрошенных считают, что конфликты позитивно сказываются на процессе обучения школьников, 34% - только негативно. Положительное воздействие конфликта на развитие личности отмечают 52% респондентов; всегда отрицательное - 36 %.

Примечания

Показателем способности педагога к управлению педагогическим конфликтом выступает готовность учителя к прогнозированию, профилактике, стимулированию и разрешению конфликтов. Анализ теоретического материала и практический опыт позволили разработать спецкурс «Педагогическая конфликтология», целью которого является подготовка студентов педагогических вузов к управлению конфликтом в школе. Внедрение спецкурса осуществлялось на факультетах информатики и экономики и дизайна инженерно-педагогического института Дагестанского государственного педагогического университета. Изучение дисциплины позволило вооружить будущих педагогов знаниями о конфликте, стратегиях управления им; сформировать систему умений и навыков поведения в конфликтных ситуациях и управления ими; сформировать конструктивное отношение к конфликтам в учебно-

воспитательном процессе.

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! Пособие для учителя. - М„ 1983. 2. АнцуповА.Я., Ши-пилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. - М., 2004. 3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М„ 1984. 4. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2004. 5. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб., 2004. 6. Макаренко A.C. Лекции о воспитании детей. -М., 1978. 7. Психология: словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990. 8. Рыданова И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления. - М., 1998. 9. Сухо-млинский В.В. Мудрая власть коллектива. - М„ 1975. 10. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. - СПб., 2003. 11. Чистякова Т.В. Педагогический конфликт и способы его преодоления. - Л., 1987. 12. Философская энциклопедия. - М„ 1964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.