Научная статья на тему 'Управление педагогическим конфликтом'

Управление педагогическим конфликтом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2776
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОНФЛИКТОМ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТ / MANAGEMENT OF TEACHING CONFLICT / TEACHERS CONFLICT / CONFLICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджикурбанова Г.М.

В статье рассматривается проблема поиска механизмов управления педагогическими конфликтами. Обоснованы этапы управления конфликтом. В отдельной конфликтной ситуации необходимо использование различных технологий управления. В целях конструктивного завершения педагогических конфликтов наиболее эффективно использование таких управленческих воздействий, как прогнозирование, предупреждение, профилактика и разрешение конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING CONFLICT MANAGEMENT

The article deals with the problem of finding teaching conflict management mechanisms. Grounded stages of conflict management. In a separate conflict situation requires the use of different control technologies. In order to complete meaningful pedagogical conflicts the most effective use of such management actions as forecasting, prevention, prevention and resolution of conflicts.

Текст научной работы на тему «Управление педагогическим конфликтом»

УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОНФЛИКТОМ

Гаджикурбанова Г. М., к.п.н, ассистент кафедры педагогики и технологий профессионального образования ФГБУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический

университет»

Аннотация. В статье рассматривается проблема поиска механизмов управления педагогическими конфликтами. Обоснованы этапы управления конфликтом. В отдельной конфликтной ситуации необходимо использование различных технологий управления. В целях конструктивного завершения педагогических конфликтов наиболее эффективно использование таких управленческих воздействий, как прогнозирование, предупреждение, профилактика и разрешение конфликтов.

Ключевые слова: управление педагогическим конфликтом, педагогический конфликт, конфликт.

TEACHING CONFLICT MANAGEMENT Gadzhikurbanova G. M., k.p.n., assistant department of pedagogy and technology vocational education FGBOU VO "Dagestan State Pedagogical University"

Abstract. The article deals with the problem of finding teaching conflict management mechanisms. Grounded stages of conflict management. In a separate conflict situation requires the use of different control technologies. In order to complete meaningful pedagogical conflicts the most effective use of such management actions as forecasting, prevention, prevention and resolution of conflicts.

Keywords: management of teaching conflict, teachers conflict, conflict.

Конфликты являются неотъемлемой частью человеческой жизни и охватывают все ее сферы. Противоречия в природе, обществе и мышлении, столкновение противоположных желаний и мотивов в человеческой душе, борьба между людьми, общественными классами, государствами - все это было предметом размышления философов, социологов и психологов на протяжении многих лет.

История изучения конфликта восходит к ранней древности. Еще в работах Лао-Цзы, Анаксимандра, Гераклита, Платона, Эпикура и др. содержатся мысли и суждения о природе конфликта. Конфликту посвящены работы философов Ф. Бэкона, Т. Гоббса, И. Канта, К. Маркса и др.

В социологии сложилось несколько направлений изучения конфликта. Г. Спенсер отождествлял конфликт с борьбой, которая рассматривалась как форма (часто основная) социального взаимодействия. М. Вебер считал, что конфликты являются частью социальной жизни и устранение их невозможно. Г. Зиммель, соглашаясь с его мнением, считал, что протекание конфликтов смягчается социальными связями, существующими между людьми и социальными группами. Работы Л. Коузера и Р. Дарендорфа стали непосредственным основанием современной конфликтологии, осуществившей переход от теоретических описаний конфликта к практической работе с ними. Л. Коузер обосновал всеобщность и универсальность конфликта.

Наряду с существованием различных подходов к пониманию сущности конфликта нет единого определения понятия «конфликт». Слово «конфликт» происходит от латинского сопШк^ш - столкновение и присутствует в практически неизменном виде во многих языках. В философии конфликт рассматривается как «предельный случай обострения противоречия» [6]. В психологии конфликт трактуется как «столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия» [9]. А.Я. Анцупов [1] добавляет, что протекание конфликта сопровождается появлением негативных эмоций оппонентов по отношению друг к другу.

Понятие «конфликт» является предметом изучения, в основном, одиннадцати областей научного знания: психологии, социологии, политологии, истории, философии, искусствоведения, педагогики, правоведения, социобиологии, математики и военной науки.

Наиболее распространенными и изучаемыми являются социальные конфликты, понимаемые как «один из видов социального отношения; состояние противоречия, борьбы между отдельными индивидами или группами людей, пронизывающее все области общественных отношений и сферы человеческой деятельности» [8].

Общеобразовательной школе, как одному из социальных институтов, присущи разнообразные конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее суть сводится к деятельности по передаче и освоению социального опыта. Школа является моделью общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально -психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику, родителям. Существование педагогических конфликтов связано с противоречивой природой самой педагогической деятельности, включающей в себя множество людей с разнообразными особенностями.

Одной из первых работ в педагогике, посвященной проблеме конфликта, была статья Б.Т. Лихачева «О конфликте в детском коллективе». Различные аспекты педагогических конфликтов изучены В.М. Афоньковой, Т.В. Драгуновой, М.М. Рыбаковой, И.И. Рыдановой, Е.Е. Тонковым и др.

В. Воронин [1] классифицирует педагогические конфликты в зависимости от субъектов взаимодействия: ученик - ученик; ученик - учитель; ученик - родители; ученик - администратор; учитель - учитель; учитель - родители; учитель -администратор; родители - родители; родители - администратор; администратор -администратор. Из вышесказанного следует, что в школе возможны конфликты как по горизонтали, так и по вертикали.

Существует два подхода к пониманию того, какой конфликт, возникающий в школе, является собственно педагогическим. А.С.Белкин и И.С. Зимина [3] утверждают, что педагогическими можно считать конфликты, затрагивающие только учебно-воспитательный процесс. Другие исследователи (Н.В. Щуркова, О.Н. Лукашонок и др.) считают педагогическим любой конфликт в условиях образовательного учреждения, так как даже на перемене учащиеся должны контролироваться педагогом. По мнению М.М. Рыбаковой [10], собственно педагогическими можно считать конфликты, возникающие в системе «учитель -ученик». Данный тип конфликта является наиболее актуальным, т.к.

взаимоотношения между учителем и учеником главенствуют в учебно-воспитательном процессе.

Конфликты учителя с учеником разделяют на три вида: конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий; конфликты поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее; конфликты отношений, возникающие в сфере эмоциональных отношений учащихся и учителей.

Ученые-исследоватали [1] выделяют следующие особенности педагогических конфликтов:

- участники конфликтов (учитель - ученик) имеют разный социальный статус, чем и определяется их поведение в конфликте;

- профессиональная ответственность за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций лежит на учителе; в школе ученики только усваивают нормы отношений в обществе;

- присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками и в результате конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;

- профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место ставить интересы ученика;

- различное понимание событий и их причин участниками конфликта, поэтому учитель не всегда понимает глубину переживаний ребенка, а ученик не может справиться с эмоциями и подчинить их разуму.

В науке сложилось двойственное отношение к роли конфликта в социуме и социальных институтах. Согласно первой позиции конфликт рассматривается как нежелательное явление, нарушающее нормальное функционирование социальной системы. В другой научной традиции конфликт рассматривается как постоянный и необходимый компонент социальной системы, движущая сила развития. Это мнение разделяли Аристотель, Гоббс, Гегель, Вебер, Маркс, Дарендорф и др.

Такая двойственность функций характерна и для педагогического конфликта. Диаметрально противоположных взглядов на этот вопрос придерживались великие педагоги В.А. Сухомлинский и А.С. Макаренко. В.А. Сухомлинский [12] указывал на негативный характер конфликтов для функционирования школы. А.С. Макаренко [7], напротив, считал конфликты полезными в педагогическом процессе, так как они помогают педагогу научиться владеть различными педагогическими ситуациями и создавать благоприятный психологический климат. Как показывает анализ теории и практики, в большинстве случаев конфликты в школе носят деструктивный характер. Последствия конфликтов сказываются на психическом состоянии его участников, сопровождаются стрессом, отражаются на эффективности деятельности оппонентов, отрицательно влияют на развитие личности. Конфликт может отрицательно повлиять и на взаимоотношения в коллективе, ведет к снижению групповой сплоченности и ухудшению качества совместной деятельности. Взрослый человек с его жизненным опытом, образованием более подготовлен к решению возникающих конфликтных ситуаций, а ребенку нужна помощь.

Признание многоплановости педагогического конфликта, его конструктивной и деструктивной функций, свидетельствует о необходимости управления им. Исследованию сущности и путей педагогического управления решением конфликтных ситуаций посвящены работы В.Г. Афанасьева, Ф. Генова, Е.С. Жарикова, ВЛ. Симонова, Е.Е. Тонкова. Педагогическое управление

конфликтом позволит стимулировать одни, полезные для развития находчивости, умения анализировать, сообразительности, и предупредить другие конфликты, ведущие к деструктивным последствиям.

Понятие управление раскрывает способ осуществления действий, направленных на реализацию единых целей и задач. Управление конфликтом - это сознательная и целенаправленная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной [5].

Д.П. Зеркин [5] в управление конфликтом включает следующие этапы: прогнозирование конфликта; предупреждение одних и стимулирование других; прекращение и подавление; регулирование и разрешение конфликтов. А.Я. Анцупов [1] добавляет такие управляющие воздействия, как симптоматику, профилактику, ослабление, пресечение, гашение, преодоление и устранение конфликтов,

В каждой отдельной конфликтной ситуации необходимо использование различных технологий управления. Одни конфликты необходимо предотвращать, другие - поощрять (в частности, конкурентные), третьи - подавлять (связанные с преступностью), четвертые - разрешать в интересах обеих конфликтующих сторон.

В целях конструктивного завершения педагогических конфликтов наиболее эффективно использование таких управленческих воздействий, как прогнозирование, предупреждение, профилактика и разрешение конфликтов. Прогнозирование педагогических конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении и особенностях развития, что повышает вероятность оптимального разрешения противоречия. Предупреждение конфликта - это деятельность, направленная на недопущение его возникновения. Профилактика конфликтов заключается в такой организации субъектов педагогического взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними. Разрешение педагогических конфликтов предполагает совместную деятельность его участников, направленную на решение проблемы, которая привела к столкновению.

Литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. - М.,

2004.

2. Бабосов Е.М. Конфликтология: учебное пособие. - М., 2001.

3. Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология - наука о гармонии.-Екатеринбург, 1995.

4. Дмитриев А.В. Конфликтология. Учебное пособие. - М., 2003.

5. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций. - Ростов н/Д., 1998.

6. Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом - М., 2004.

7. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - М., 1978.

8. Новая философская энциклопедия. - М., 2001.

9. Психология: словарь / Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.

10. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1991.

11. Самоукина Н.В. Педагогический конфликт // Народное образование, 1993. - №4.

Literature:

1. Ancupov A.Ya., Shipilov a.I. Konfliktologiya: textbook for the institutes of higher. it is M., 2004.

2. Babosov E.M. Konfliktologiya: train aid. it is M., 2001.

3. Belkin A.S., Zhavoronkov v.d., Zimina I.S. Konfliktologiya is science about harmony.-Âêàôâôèiâôôâ, 1995.

4. Dmitriev A.V. Konfliktologiya. Train aid. it is M., 2003.

5. Zerkin D.P. Bases of konfliktologii: course of lectures. it is Rostov of n / D., 1998.

6. Kozlov V.V., Kozlova A.A. Management a conflict is M., 2004.

7. Makarenko A.S. Lectures about education of children. it is M., 1978.

8. Новая философская энциклопедия. - М., 2001.

9. Психология: словарь / Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.

10. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1991.

11. Самоукина Н.В. Педагогический конфликт // Народное образование, 1993. - №4.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Османов М. Х. к. ю. н., старший преподаватель Филиал ФГБОУ ВПО «Дагестанский Государственный Университет», г.

Дербент

Аннотация. в работе выделены и проанализированы этапы информатизации системы образования в России, выявлены недостатки существующих форм повышения квалификации учителей, предложена модель подготовки учителя к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: информатизация системы образования, профессиональная подготовка учителя, информационные технологии.

METHODS OF PREPARING TEACHERS FOR THE USE OF MEANS OF INFORMATION AND INFORMATION TECHNOLOGY.

Osmanov, M. Kh., candidate of law. B., senior lecturer Branch FGBOU VPO "Dagestan State University", Derbent

Abstract. in isolated and analyzed stages of informatization of education system in Russia, revealed the shortcomings of the existing forms of teacher training, the model of training teachers to use ICT in their professional activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.