Научная статья на тему 'Рече-поведенческая тактика объяснения в речи врача (на примере речи врача-оториноларинголога)'

Рече-поведенческая тактика объяснения в речи врача (на примере речи врача-оториноларинголога) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
101
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ВРАЧ / ПАЦИЕНТ / ТАКТИКА ОБЪЯСНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гладкова Ю.К., Мендрух Н.Ю.

Основные стратегии медицинского дискурса реализуются в различных рече-поведенческих тактиках. Одной из универсальных тактик общения врача с пациентом является тактика объяснения (Барсукова, 2007). Наш материал подтверждает мнение о том, что слияние и взаимопроникновение речевых стратегий является характерной особенностью медицинского дискурса. Рассмотрим, как реализуется данная тактика в ситуации амбулаторного приёма врача оториноларинголога. В анализируемом диалоге врач в ситуации одного приёма должен поставить пациенту диагноз (диагностирующая стратегия) и назначить лечение (рекомендующая стратегия). Тактика объяснения, применяемая в обеих стратегиях медицинского дискурса, имеет различные коммуникативные цели.Пациент жалуется на продолжительные боли в ухе, а также на различные способы лечения, которые он испробовал, но долгосрочного результата не получил. Коммуникативная задача врача осложняется тем, что пациент уже лечился у других врачей, но результат не был достигнут. Во время осмотра врач не только комментирует увиденное (Вот отёк сейчас справа но проход всё равно в данный момент больше так как воспаление идёт пока что снизу), но и объясняет причины болезненного состояния (У Вас сейчас слуховой проход воспалён и он практически схлопывается естественно воздушная волна не проходит от этого дискомфорт и болевой синдром). Основная задача тактики объяснения в данном случае состоит в том, чтобы донести до пациента в доступной для него форме, в чём заключается причина недомогания. Врач использует профессиональную лексику (/слуховой проход, воздушная волна, болевой синдром), но это не мешает пациенту понять сказанное, а вызывает уважение и доверие к врачу. Авторское словно показывает, что происходит в больном органе.Особая черта тактики объяснения при реализации рекомендующей стратегии заключается в том, чтобы понятно рассказать пациенту то, как он должен осуществлять назначенное лечение: Капайте 3-4 раза в день эти ушные капли с антибиотиком. Есть еще хорошие дешёвые таблетки «Нистатин» противогрибковые если Вы раньше их никогда не пили то я думаю хорошо подействуют. Врач апеллирует к качеству препарата (хорошие) и подчёркивает его доступность (дешёвые), обещая результат при условии, что организм не привык к этому препарату (если Вы раньше их никогда не пили).Таким образом, выбор определённого речевого поведения в конкретной ситуации способствует общей цели профессиональной коммуникации – оказать действенную помощь пациенту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рече-поведенческая тактика объяснения в речи врача (на примере речи врача-оториноларинголога)»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2016. Volume 6. Issue 5

Ю: 2016-05-81-Т-7107 Тезис

Гладкова Ю.К., Мендрух Н.Ю.

Рече-поведенческая тактика объяснения в речи врача (на примере речи врача-оториноларинголога)

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра русской и классической филологии

Научный руководитель: доц. Барсукова М.И.

Основные стратегии медицинского дискурса реализуются в различных рече-поведенческих тактиках. Одной из универсальных тактик общения врача с пациентом является тактика объяснения (Барсукова, 2007). Наш материал подтверждает мнение о том, что слияние и взаимопроникновение речевых стратегий является характерной особенностью медицинского дискурса. Рассмотрим, как реализуется данная тактика в ситуации амбулаторного приёма врача оториноларинголога. В анализируемом диалоге врач в ситуации одного приёма должен поставить пациенту диагноз (диагностирующая стратегия) и назначить лечение (рекомендующая стратегия). Тактика объяснения, применяемая в обеих стратегиях медицинского дискурса, имеет различные коммуникативные цели.

Пациент жалуется на продолжительные боли в ухе, а также на различные способы лечения, которые он испробовал, но долгосрочного результата не получил. Коммуникативная задача врача осложняется тем, что пациент уже лечился у других врачей, но результат не был достигнут. Во время осмотра врач не только комментирует увиденное (Вот отёк сейчас справа/но проход всё равно в данный момент больше/так как воспаление идёт пока что снизу//), но и объясняет причины болезненного состояния (У Вас сейчас слуховой проход воспалён/ и он практически схлопывается// естественно воздушная волна не проходит/ от этого дискомфорт и болевой синдром). Основная задача тактики объяснения в данном случае состоит в том, чтобы донести до пациента в доступной для него форме, в чём заключается причина недомогания. Врач использует профессиональную лексику (слуховой проход, воздушная волна, болевой синдром), но это не мешает пациенту понять сказанное, а вызывает уважение и доверие к врачу. Авторское схлопываетсясловно показывает, что происходит в больном органе.

Особая черта тактики объяснения при реализации рекомендующей стратегии заключается в том, чтобы понятно рассказать пациенту то, как он должен осуществлять назначенное лечение: Капайте 3-4 раза в день/ эти ушные капли с антибиотиком// Есть еще хорошие дешёвые таблетки/ «Нистатин»// противогрибковые// если Вы раньше их никогда не пили/ то я думаю/ хорошо подействуют//. Врач апеллирует к качеству препарата (хорошие) и подчёркивает его доступность (дешёвые), обещая результат при условии, что организм не привык к этому препарату (если Вы раньше их никогда не пили).

Таким образом, выбор определённого речевого поведения в конкретной ситуации способствует общей цели профессиональной коммуникации - оказать действенную помощь пациенту.

Ключевые слова: коммуникация, врач, пациент, тактика объяснения

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.