Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)
2017. Volume 7. Issue 6
Ю: 2017-06-4451-^14754 Тезис
Калюжная М.С., Кривоногова А.Г.
Употребление терминов в речи врача-дерматолога
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра русской и классической филологии
Научный руководитель: Барсукова М.И.
Ежедневно на приём к врачу приходят десятки пациентов, с абсолютно разным анамнезом. Исследовав, как проходит приём, можно сделать вывод, что все пациенты отличаются друг от друга не только возрастом и заболеваниями, но и своей осведомленностью в медицинских терминах, способностью с первого раза понимать речь врача, который старается понятными для пациента словами сформулировать специальную медицинскую информацию.
В задачи нашего исследования входит анализ речи врача с целью выявления употребительности узкоспециальных и широко используемых терминов. Материалом послужили рукописные записи диалогов детского врача-дерматолога с юным пациентом и его родителем, сделанные в клинике г. Саратова. Время одного приёма 20 минут. За это время врач произносит приблизительно 400 слов, чтобы собрать данные о пациенте, провести осмотр, выявить диагноз и назначить лечение. Как показывает исследованный материал, большинство употребляемых врачом терминов при реализации диагностической стратегии [Барсукова 2007] являются понятными для пациента, что помогает врачу собрать полную и достоверную информацию: В: Хорошо, чем болела кроме ОРВИ? Ангина/ бронхит/пневмония?// П: Не было ничего//
В: Аллергии на лекарства/ из тех что получала/не было ?// П: Не было//
Ситуация меняется, когда врач начинает проводить осмотр пациентов и периодически обращаться к родителям. В его речи появляются узкоспециальные термины.
В: Кожа сама по себе неспокойна/есть фолликулиты// П: Чего-чего (испуганно)?//
В: Это раздражение фолликула пушкового волоса// То есть всё наше тело покрыто пушковым волосом/ и от любого механического раздражения/ именно контактного// синтетическая нитка в одежде/ краситель в одежде// оно усиливается// Из приведённого диалога видно, что непонимание вызывает у родителя страх за здоровье ребёнка, и, чтобы исправить ситуацию, врач прибегает к тактике объяснения [Барсукова 2007]. Несмотря на то что термин фолликул по-прежнему употреблён врачом в начале своего объяснения, родителя успокаивает толкование ситуации.
Таким образом, в ходе проведённого исследования мы пришли к выводу, что использование врачом понятных для пациента терминов облегчает общение, а использование узкоспециальных терминов приводит к коммуникативным рискам [Барсукова 2013] и требует от врача дополнительного объяснения.
Ключевые слова: врач-дерматолог, речь, термины
www.medconfer.com
© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2017