Научная статья на тему 'Сочетание стратегий медицинского дискурса в работе врача-стоматолога'

Сочетание стратегий медицинского дискурса в работе врача-стоматолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
148
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ДИСКУРС / ВРАЧ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мансурова А. А.

Общение врача и пациента – процесс, требующий от врача не только профессиональных, но и коммуникативных навыков. Как происходит диалог врача с больным, знают только его участники. В своей работе я попытаюсь осветить этот процесс. Для сбора результатов я записалась на прием к стоматологу, ведь именно в кабинете данного врача людей охватывает неописуемый страх. С первых минут разговора для врача важно расположить к себе пациента, вызвать доверие. В арсенале врача вербальные и невербальные средства установления контакта с пациентом: П.: /Здравствуйте// (пациентка входит в кабинет стоматолога) Вр.: /Здравствуй// /садись// (Врач кивает, смотрит на входящую и делает рукой жест, предлагая сесть) /что-то беспокоит?/// В ситуации начала разговора врач может использовать и обращение по имени. Это возможно при общении врача со своим постоянным пациентом, что часто случается в стоматологии, или в случае подчеркнуто вежливого обращения к пациенту. Дальнейший диалог носит вопросно-ответный характер. Для врача важно не только диагностировать заболевание (Вр.: /Вот здесь и здесь кариес/ видишь?/), но и провести лечение, при этом необходимо заручиться поддержкой самого пациента на совершение необходимых манипуляций. Важно сформировать у пациента уверенность в правильности выбранных действий. Эту задачу поможет выполнить тактика объяснения [Барсукова, 2007]: П.: /Я смотрела/ ничего вроде не было/ и зубы чищу постоянно/// Вр.: /Бывает/ что кариес могут определить только стоматологи/ так просто не увидишь// И что зубы чистишь// это хорошо/ но надо пользоваться еще зубной нитью///. Как видно из диалога, врач подчеркивает необходимость профессионального осмотра, хвалит пациентку, что продолжает реализацию тактики сближения, и дает дополнительные рекомендации по уходу за зубами. Во время всего приема доктор ведет фактически одностороннюю беседу, а пациент находится в напряжении. Заканчивается встреча тактикой обязательного сотрудничества (Вр.: /Жду тебя через полгода///). В нашем материале реализация тактики обязательного сотрудничества носит директивный характер, врач словно не допускает возражений. Таким образом, в ходе одной встречи стоматолога с пациентом врач диагностирует заболевание, производит лечение пациента, успокаивает и отвлекает его, поддерживая разговор, дает указания по дальнейшему поддержанию здоровья и строит планы долгосрочного общения для поддержания здоровья пациента, что доказывает сочетание всех трех стратегий медицинского дискурса – диагностирующей, лечащей и рекомендующей в течение приема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сочетание стратегий медицинского дискурса в работе врача-стоматолога»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2014. Volume 4. Issue 5

Ю: 2014-05-81-Т-3713 Тезис

Мансурова А.А.

Сочетание стратегий медицинского дискурса в работе врача-стоматолога

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра русской и классической филологии Научный руководитель: к.ф.н., доцент Барсукова М.И.

Общение врача и пациента - процесс, требующий от врача не только профессиональных, но и коммуникативных навыков. Как происходит диалог врача с больным, знают только его участники.

В своей работе я попытаюсь осветить этот процесс. Для сбора результатов я записалась на прием к стоматологу, ведь именно в кабинете данного врача людей охватывает неописуемый страх. С первых минут разговора для врача важно расположить к себе пациента, вызвать доверие. В арсенале врача вербальные и невербальные средства установления контакта с пациентом: П.: Здравствуйте/ (пациентка входит в кабинет стоматолога) Вр.: Здравствуй/ садись/ (Врач кивает, смотрит на входящую и делает рукой жест, предлагая сесть) что-то беспокоит?// В ситуации начала разговора врач может использовать и обращение по имени. Это возможно при общении врача со своим постоянным пациентом, что часто случается в стоматологии, или в случае подчеркнуто вежливого обращения к пациенту. Дальнейший диалог носит вопросно-ответный характер. Для врача важно не только диагностировать заболевание (Вр.: Вот здесь и здесь кариес/видишь?), но и провести лечение, при этом необходимо заручиться поддержкой самого пациента на совершение необходимых манипуляций. Важно сформировать у пациента уверенность в правильности выбранных действий. Эту задачу поможет выполнить тактика объяснения [Барсукова, 2007]: П.: Я смотрела/ничего вроде не было/ и зубы чищу постоянно// Вр.: Бывает/ что кариес могут определить только стоматологи/ так просто не увидишь// И что зубы чистишь// это хорошо/ но надо пользоваться еще зубной нитью//. Как видно из диалога, врач подчеркивает необходимость профессионального осмотра, хвалит пациентку, что продолжает реализацию тактики сближения, и дает дополнительные рекомендации по уходу за зубами. Во время всего приема доктор ведет фактически одностороннюю беседу, а пациент находится в напряжении. Заканчивается встреча тактикой обязательного сотрудничества (Вр.: Жду тебя через полгода//). В нашем материале реализация тактики обязательного сотрудничества носит директивный характер, врач словно не допускает возражений.

Таким образом, в ходе одной встречи стоматолога с пациентом врач диагностирует заболевание, производит лечение пациента, успокаивает и отвлекает его, поддерживая разговор, дает указания по дальнейшему поддержанию здоровья и строит планы долгосрочного общения для поддержания здоровья пациента, что доказывает сочетание всех трех стратегий медицинского дискурса - диагностирующей, лечащей и рекомендующей - в течение приема.

Ключевые слова: медицинский дискурс, врач, коммуникативные навыки

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.