Научная статья на тему 'Поддержание контактоустанавливающей тактики в речи врача'

Поддержание контактоустанавливающей тактики в речи врача Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧ / РЕЧЕВЫЕ ТАКТИКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Айдаев М.Ш., Генина М.А., Гянджалиев Я.А., Ковбасюк П.А.

Отличительной чертой медицинского дискурса является взаимопроникновение стратегий [Барсукова 2007]. В зависимости от цели обращения к врачу доминировать может каждая из стратегий: диагностирующая, лечащая или рекомендующая. Выбор тактик реализации стратегий зависит от целей общения и от языковой компетенции врача.Материал исследования включает расшифрованные диктофонные записи речи одного врача в ходе нескольких приемов различных пациентов. Рассмотрим речевые ситуации, в которых органично сочетаются элементы всех трех стратегий, однако реализация и поддержание контактоустанавливающей тактики отмечается в течение всего диалога. Контактная функция заключается в выборе языковых средств для установления, поддержания и укрепления индивидуального контакта. Приступая к общению с пациентом, врачу необходимо сразу установить контакт с пациентом, определить общую тональность диалога. Исследованный материал показывает, что в ходе разговора врач использует мы-совместное (врач и пациент), тем самым создавая эффект совместных усилий, направленный на достижение желаемых результатов (/Давайте посмотрим на состояние десны/ и решим/ будем ли сегодня восстанавливать/ или на следующий раз отложим///). Постоянное использование такого средства поддерживает атмосферу сотрудничества и делают пациента участником процесса лечения: /Давайте поэкспериментируем с верхней челюстью;Так/ не глотаем/ споласкиваем; Давайте проверим/ по высоте не мешает?; Прикрываем// открываем/.Использование обращений (/умничка/) в ходе диалога – характерный рече-поведенческий шаг врача – позволяет не только поддерживать установленный контакт, но и применять тактику поощрения, что сказывается на эффективности общения в целом.Регулярное использование слов с уменьшительными суффиксами отмечено нами во всех анализируемых диалогах: /зубик, дёсенка/ и проч. Несмотря на неоправданность употребления таких лексических единиц с точки зрения культуры речи, их употребление вызвано, видимо, желанием врача сгладить или приукрасить действительность [Барсукова 2013]. На наш взгляд, это тоже является способом поддержания контактоустанавливающей тактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поддержание контактоустанавливающей тактики в речи врача»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2017. Том 7. № 6

Ю: 2017-06-4451-Т-14755 Тезис

Айдаев М.Ш., Генина М.А., Гянджалиев Я.А., Ковбасюк П.А.

Поддержание контактоустанавливающей тактики в речи врача

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра русской и классической филологии

Научный руководитель: Барсукова М.И.

Отличительной чертой медицинского дискурса является взаимопроникновение стратегий [Барсукова 2007]. В зависимости от цели обращения к врачу доминировать может каждая из стратегий: диагностирующая, лечащая или рекомендующая. Выбор тактик реализации стратегий зависит от целей общения и от языковой компетенции врача.

Материал исследования включает расшифрованные диктофонные записи речи одного врача в ходе нескольких приемов различных пациентов. Рассмотрим речевые ситуации, в которых органично сочетаются элементы всех трех стратегий, однако реализация и поддержание контактоустанавливающей тактики отмечается в течение всего диалога. Контактная функция заключается в выборе языковых средств для установления, поддержания и укрепления индивидуального контакта. Приступая к общению с пациентом, врачу необходимо сразу установить контакт с пациентом, определить общую тональность диалога. Исследованный материал показывает, что в ходе разговора врач использует мы-совместное (врач и пациент), тем самым создавая эффект совместных усилий, направленный на достижение желаемых результатов (Давайте посмотрим на состояние десны/ и решим/ будем ли сегодня восстанавливать/ или на следующий раз отложим//). Постоянное использование такого средства поддерживает атмосферу сотрудничества и делают пациента участником процесса лечения: Давайте поэкспериментируем с верхней челюстью;Так/ не глотаем/ споласкиваем; Давайте проверим/ по высоте не мешает ?; Прикрываем// открываем.

Использование обращений (умничка) в ходе диалога - характерный рече-поведенческий шаг врача - позволяет не только поддерживать установленный контакт, но и применять тактику поощрения, что сказывается на эффективности общения в целом.

Регулярное использование слов с уменьшительными суффиксами отмечено нами во всех анализируемых диалогах: зубик, дёсенка и проч. Несмотря на неоправданность употребления таких лексических единиц с точки зрения культуры речи, их употребление вызвано, видимо, желанием врача сгладить или приукрасить действительность [Барсукова 2013]. На наш взгляд, это тоже является способом поддержания контактоустанавливающей тактики.

Ключевые слова: врач, речевые тактики

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2017

www.medconfer.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.