Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2017. Том 7. № 6
Ю: 2017-06-4451-Т-14751 Тезис
Аблязова С.Р., Смирнова П.А., Телюкова Д.С.
Использование тактик речевого поведения во время одного приема врача
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра русской и классической филологии
Научный руководитель: Барсукова М.И.
Важнейшим фактором достижения профессионального успеха является коммуникативная компетентность врача и стиль его речевого поведения. Задача нашего исследования - проанализировать речь врача в ходе одного медицинского приема. Какими тактиками пользуется врач в ходе одной беседы с пациентом? Какие языковые средства реализации речевых тактик характерны для него? Материалом послужили рукописные записи диалогов врача с пациентом, сделанные в клинике г. Саратова осенью 2016 года. Исследованный материал позволяет выявить перечень речевых тактик, используемых врачом при реализации стратегий медицинского дискурса. Проанализируем наиболее характерные тактические шаги врача. Традиционное начало диалога -этикетные формулы - позволяют реализовать контактоустанавливающую тактику (ну/рассказывай/как зовут?/). Тактика запроса конкретной информации реализуется с помощью прямых вопросов (какая проблема у тебя?) и вопросов- кокретизаторов (А когда болит?// Постоянно?// Периодически?).
Форма ты-общения в данном диалоге вызвана желанием врача продемонстрировать простоту общения и доверительность (ложись на спину).
Языковая игра, юмор, образность речи позволяют снять эмоциональное напряжение и облегчают общение. Вынося предварительный диагноз, который может напугать пациентку, врач вместо термина нефроптоз использует метафору (почка небось убежала); употребление сниженно-разговорного небось делают обстановку сложного специального разговора совершенно спокойной. Для постановки диагноза или его подтверждения врачу приходится назначать дополнительные исследования, и тактика сотрудничества, реализованная с помощью мы-совместное (Ну/ сейчас на УЗИ сходим/ и узнаем точно//), демонстрирует заинтересованность врача, общность их задачи. Подтвердившийся диагноз врач озвучивает (конечно/ опущение почки), но опять вводит в свою речь оборот, вызывающий у пациентки улыбку (как тебя только ветер не сдувает!).
Врач обязан учитывать всевозможные личностные особенности пациента, степень его образованности, социально-демографические характеристики. В нашем материале врач спрашивает Где учишься? уже в самом конце разговора, видимо, стараясь разрядить обстановку после вынесения диагноза. Услышанный ответ (в медицинском) поддерживается в тактике утешения (Ну/ничего/врачи тоже болеют//).
Рекомендующая стратегия, реализацией которой органично завершается разговор (Срочно нужно поправляться минимум на 5 кг// Кушай в перерывах/ по возможности/ или перекусывай чем-то хотя бы/ поправишься немного/ и все будет хорошо) содержит тактики формирования хода мыслей и обязательного успеха.
Изучение стратегий и тактик медицинского дискурса, используемых в ходе одного врачебного приема, позволяет заключить, что в общении с пациентом врач использует разнообразные рече-поведенческие тактики.
Ключевые слова: тактики речевого поведения, медицина
© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2017
www.medconfer.com