«Профессиональная ориентация»
2024, №1 ч.1.
ISSN 2411-2550
www.careerjourney.ru
УДК 372.8
Жирняк Е.В.
Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия
Ребусы как интерактивное средство обучения химии в
восьмом классе
Аннотация: в статье рассмотрены методические особенности использования такого интерактивного средства обучения, как решение ребусов на уроках химии, представлено комплексное игровое задание, которое можно использовать при изучении темы «Химические элементы» в восьмом классе.
Ключевые слова: урок химии, химические ребусы, интерактивные средства обучения, химические элементы, загадки по химии.
Научный руководитель - Л.Г. Сафина
Перед каждым учителем стоит нелегкая задача в выборе методов, приемов и средств обучения при подготовке и проведении урока как по химии, так и по любому другому школьному предмету. Ведь от верно подобранных методов, приемов и средств обучения зависит эффективность процесса обучения по формированию и развитию образовательных результатов, а также результативность усвоения школьной программы обучающимися.
Основными характеристиками выпускника современной школы являются его мобильность, компетентность, креативность, то изучение учебных предметов фокусируется на процессе познания, который в свою очередь зависит от познавательной активности самого обучающегося. Успех процесса познания не зависит только от того, что усваивается, но и зависит от того каким способом. Именно поэтому обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты требуют замены объяснительного обучения, на новые принципы обучения, активизирующие мыслительную деятельность учащихся, повышающих их готовность к саморазвитию и развивающих их творческий потенциал, а также уровень их функциональной грамотности.
Для выполнения требований, обновленных ФГОС, современный учитель использует в своей практике огромное разнообразие технологий, методов, интерактивных приемов и средств обучения, не задумываясь о их эффективности и влияние на познавательную активность обучающихся [4].
Многие учителя используют ребусы на уроках химии, но практически никто не обучает школьников как их решать, а не умение решать ребусы, вызывает негативные эмоции у ученика и тем самым снижается их познавательная активность к изучению и так не простого предмета Химия. Ведь ребусы можно использовать для мотивации учащихся при введении новых понятий, на этапе актуализации знаний, при повторении изученного
«Профессиональная ориентация» ^^ ISSN 2411-2550
2024, №1 4.1. ИДИШ www.careerjourney.ru
материала. Применение ребусов очень эффективно при работе в тех классах, где другими средствами обучения учащихся трудно вовлечь в учебный процесс.
Использование на уроках интерактивных приемов обучения имеет целью, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребёнка, выявить и обеспечить развитие способностей, активизировать познавательную деятельность учащихся. Одним из способов решения данных задач, является применение в урочной и внеурочной деятельности работы с ребусами. Ребусы оживляют учебный процесс, повышают интерес к занятиям, способствуют лучшему пониманию материала.
К сожалению, сделать ребус естественной и регулярной частью занятий не так легко. Можно самостоятельно составить ребус, но это серьёзные времязатраты, даже если учитель с лёгкостью анализируете и шифруете слово, только на подбор картинного материала могут уйти часы.
Облегчить работу учителя по разработке ребусов, помогает генератор ребусов - очень простой в использовании онлайн ресурс. Сервис русскоязычный. В разделе «Генератор ребусов» достаточно ввести любое слово, и программа моментально выдаст подходящий вариант. Для некоторых слов доступно несколько видов шифровки, просмотреть их можно, нажав на кнопку «другой вариант ребуса». Созданные на сайте ребусы можно легко скачать и распечатать [2].
Учащиеся начинают изучать химию в восьмом классе. Первоначально изучения химии вызывает интерес у учащихся, основной задачей учителя становится поддержание появившегося познавательного интереса и далее. Самое начало изучения химии предполагает освоение обучающимися химического языка, что уже вызывает затруднение и в дальнейшем снижение интереса к изучению и знаков химических элементов и т.д.
Урок по теме «Химические элементы» в восьмом классе является ключевым для дальнейшего изучения химии, проведение данного урока должно быть интересным и запоминающимся для учеников, поэтому мы считаем, что данный урок следует проводить, используя игровые моменты, т.к. человек в любом возрасте любит играть, а тем более школьник т.к. в процессе выполнения задания игры, изучаемый материал не кажется ему сложным, а это существенно повысит интерес к изучаемому и позволит им лучше запомнить названия химических элементов. Для этого нами было разработано задание с использованием ребусов и загадок, при выполнении которого учащиеся изучат не только знаки химических элементов и их название, но и рассмотрят их положение в периодической системе. Разработанное нами задание можно использовать частями на любом этапе урока и даже в качестве домашнего задания и т.к. оно нестандартное, его выполнение позволит применить имеющиеся умения учащихся по
«Профессиональная ориентация» ^^ ISSN 2411-2550
2024, №1 4.1. ИДИШ www.careerjourney.ru
решению ребусов и разгадыванию загадок в новой для них ситуации. В начале выполнения задания учителю стоит напомнить правила решения ребусов и проводить контроль правильности выполнения задания, обсуждать допущенные ошибки и проводить их коррекцию [1].
Игровое задание для урока «Химические элементы» по химии в восьмом классе» [2,3]
Отгадайте загадку и расшифруйте ребус, в котором зашифрован один из химических элементов и пользуясь таблицей «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» назовите его, запишите его химический знак, определите его порядковый номер, заряд ядра атома, номер группы и периода в котором он находится и значение относительной атомной массы
Загадка
Ребус
о и О
<ц —
О
<D
S
¡3 О S R X со
«
S И
о <ц
-
S -
X
¡3
я
со
« «
о и
ч «
а о
а «
£ го
л С
с
^
а
<Ц
S о X
й ч о к
а
<ц
С а
<Ц
s
о X
Удивить готов он нас
- Он и уголь, и алмаз, Он в карандашах сидит, Потому что он
— графит. Грамотный народ поймет То, что это ...
Нрав у газа, ох, непрост! Много жизней он унес, А сейчас нам помогает, От микробов защищает.
Металл в солях -опора многих, А нас без них, не носят ноги.
Первый слог -предлог известный, Слог второй трудней найти: Часть его составит цифра, К ней добавьте букву «Й». Чтобы целое узнать, Надо вам металл назвать.
«Профессиональная ориентация»
2024, №1 ч.1.
ISSN 2411-2550
www.careerjourney.ru
Я блестящий, светлосерый, Образую хлорофилл, И меня фотограф первый Очень поджигать любил! (Магний)
Умение разгадывать ребусы может пробуждать интерес у учащихся к учебному труду и развить их интеллект. В основу ребусов могут быть положены ключевые понятия и (или) термины определенной темы. Решение ребусов на уроках химии - это увлекательное и очень полезное занятие, позволяющее тренировать память ребенка, расширить его кругозор, развить их логическое мышление, привить интерес к изучению химии в школе.
Библиографический список
1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2023. - 286 с.
2. Генератор ребусов http://kvestodel.ru/ цепега1:ог-геЬ^оу (дата обращения: 13.12.2023).
3. Загадки по химии для школьников https://po-ymy.ru/obuchayushhie-zagadki-po-ximii-dlya-detei-i-yzroslyx.html (дата обращения: 13.12. 2023).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://fgosreestпru/educatюnaLstandard/federalnyi-gosudarstуennyi-obrazoуatelnyi-standart-osnovnogo-obshchego-obrazovamia (дата обращения: 13.12.2023)
Информация об авторе:
Жирняк Елена Валерьевна, студент 6 курса заочной формы обучения направления подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки, направленность (профиль): «Биология» и «Химия», ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.
Научный руководитель:
Сафина Лилия Галимзановна, к.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.