«Профессиональная ориентация» ^^ ISSN 2411-2550
2024, №1 4.2. ПАРАДИГМА www.careerjourney.ru
УДК 372.8
Сафина Л.Г.
к.п.н., доцент кафедры химии, географии и методики их преподавания СГСПУ, г. Самара
Особенности дидактических игр по химии с использованием
химического эксперимента
Аннотация: в статье представлены методические рекомендации по проведению уроков в игровой форме с использованием химического эксперимента.
Ключевые слова: урок, химия в школе, дидактическая игра, химический эксперимент, методические рекомендации.
Safina L. G.
Features of didactical games in chemistry using a chemical
experiment
Abstract: the article presents methodological recommendations for conducting lessons in a playful way using a chemical experiment.
Key words: lesson, chemistry at school, didactic game, chemical experiment, methodological recommendations.
На современном этапе развития общества перед системой образования стоят важные задач поиска в теории и практике обучения, новых подходов в дальнейшем совершенствовании содержания, форм, методов, технологий, приемов и средств обучения, направленных на формирование и развитие социально активных, коммуникативных, креативных и творческих выпускников школ. Развитию таких качеств личность может способствовать организация и проведение уроков в игровой форме, которые способны выступать в качестве эффективного средства обучения школьников, т.к. атмосфера игры создает условия, при которых учащиеся включены в активную деятельность. Уроки с использованием дидактических игр вызывают живой интерес у учащихся, а интерес, как известно, есть стимул познания. [2]
Проведение дидактических игр с использованием химического эксперимента, может позволить не только повысить интерес обучающихся к изучению химии, но и выполнить требования обновленных ФГОС в части формирования функциональной грамотности учащихся, под которой понимается способность применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах.
Урок - это основная форма организации учебно- воспитательного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с классом учащихся - по утвержденному руководством школы
«Профессиональная ориентация» ^^ ^БЫ 2411-2550
2024, №1 ч.2. ПАРАДИГМА www.careerjourney.ru
расписанию, используя разнообразные приемы, технологии, методы и средства обучения для решения поставленных образовательных задач. [1]
Традиционный урок характеризуется порядком, проверенной регламентацией, точными очертаниями учебного материала, сложившимися традициями и стереотипами.
Урок в игровой форме имеет нетрадиционную (неустановленную) структуру. Урок - игра необычен по замыслу, организации и методике проведения, он формируют у учащихся познавательный интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. [1]
Особенности урока - игра заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
На уроках-играх учащиеся должны получать нестандартные задания признаками которых являются:
• деятельностный подход в решении;
• поисковый характер решения;
• эвристический подход в решении;
• решение строится на актуализации ранее полученных знаний;
• необычные условия работы.
Решение нестандартных заданий игры и может быть индикатором сформированности функциональной грамотности обучающихся. Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?"), а также в виде выполнения химического эксперимента.
Методические рекомендации по проведению уроков в игровой форме с использованием химического эксперимента [1]
1. Уроки игры следует проводить при подведении итогов изучения темы на уроках обобщения и систематизации знаний и умений учащихся;
2. Уроки в игровой форме не следует проводить очень часто, т.к. может потеряться устойчивый интерес к процессу учения;
«Профессиональная ориентация» ^^ ^БЫ 2411-2550
2024, №1 ч.2. ПАРАДИГМА www.careerjourney.ru
3. Уроку игра должна предшествовать тщательная подготовка, должны быть четко определены цели и задачи урока, а также задания игры должны быть связаны с изученным материалом пройденной темы;
4. В дидактические игры должны быть включены проблемные задания, решения которых неоднозначны и не имеют четкого шаблонного решения.
5. При подборе химических опытов для проведения дидактической игры, необходимо подбирать опыты простые в проведение и коротко срочные по времени.
6. Используемый химический эксперимент должен носить проблемный характер, быть исследовательским, практикоориентированным.
7. На вводном этапе урока - игра, учитель должен провести инструктаж по технике безопасности.
Урок в игровой форме - это необычная форма предоставления материала на занятии, позволяющая развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить, самовыражаться и решать любые проблемные задания игры, выходящие за рамки решения задач по алгоритму, что однозначно может позволить как развитию познавательного интереса, так и формированию функциональной грамотности обучающихся.
Использование учителем химического эксперимента при организации и проведении дидактических игр, в качестве выполнения одного или нескольких заданий игры, может позволить сформировать у учащихся умение применять на практике ранее полученные знания и практические умения по химии.
Библиографический список
1. Пак М.С. Теория и методика обучения химии: учебник для вузов. - СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. - 306 с.
2. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффективные опыты по химии / Б.Д. Степин. - М.: Дрофа, 2002. - С. 12-25.
3. Толкунов В.И. Химический эксперимент в средней школе. Исторический экскурс, теория и практика. Экологические аспекты: Пособ. для учителей, слушателей курсов повышения квалификации и студ. вузов. Изд. 2-е, перер. и доплн. Самара, 2008.
Информация об авторе:
Сафина Лилия Галимзановна, к.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.