Научная статья на тему 'Методические рекомендации по использованию синквейнов на уроках химии'

Методические рекомендации по использованию синквейнов на уроках химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
урок / химия в школе / синквейн

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафина Л.Г.

в статье представлены методические рекомендации по использованию синквейнов на уроках химии с конкретными примерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по использованию синквейнов на уроках химии»

«Профессиональная ориентация» ^^ ISSN 2411-2550

2024, №1 4.2. ПАРАДИГМА www.careerjourney.ru

УДК 372.8

Сафина Л.Г.

к.п.н., доцент кафедры химии, географии и методики их преподавания СГСПУ, г. Самара

Методические рекомендации по использованию синквейнов

на уроках химии

Аннотация: в статье представлены методические рекомендации по использованию синквейнов на уроках химии с конкретными примерами. Ключевые слова: урок, химия в школе, синквейн.

Safina L. G.

Methodological recommendations for the use of syncwains in

chemistry lessons

Abstract: the article presents methodological recommendations for the use of syncwines in chemistry lessons with specific examples. Key words: lesson, chemistry at school, cinquain.

Синквейн — это педагогическая технология, которая представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Не всегда дети сразу включаются в работу с использованием синквейн технологии. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь обучающимся, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.

Основной задачей учителя, применяющего синквейн технологию на уроке химии, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.[2]

В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, понятия, закона, теории, явления, которое и будет являться основной темой урока. На первых уроках изучения химии в восьмом классе, учителю нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. На первых уроках следует использовать

«Профессиональная ориентация» ^^ ^БЫ 2411-2550

2024, №1 ч.2. ПАРАДИГМА www.careerjourney.ru

классический вариант готовых синквейнов на вводном и основном этапах урока, при целеполагании урока или обобщении и закреплении изученного материала. Только после того, как ученики поймут алгоритм составления и логику построения синквейна, его можно использовать в виде заданий: составление краткого рассказа по готовому синквейну; коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна; создание собственного синквейна по изученному материалу как на уроке, так и дома.

После завершения творческого процесса создания синквейнов, ученики по желанию могут зачитывать свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

Синквейн как инновационная педагогическая технология обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае технология является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

А можно использовать синквейн технологию и на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще

применяется при изучении гуманитарных предметов -литературы,

истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, химии

«Профессиональная ориентация» ^^ ISSN 2411-2550

2024, №1 4.2. ИДгДИИ!МД www.careerjourney.ru

например. После ознакомления с темой «Атомы и молекулы», учитель предлагает детям составить синквейн. Атом

Ответьте, используя прилагательные, какой он? Маленький, неделимый Расскажите, используя глаголы, что он делает? Движется, колеблется, взаимодействует.

Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Самая наименьшая электронейтральная частица, из которой состоят молекулы Подведите итог, выразив его одним словом. Элемент. Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.

Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

Например при изучении темы «Простые и сложные вещества»

Вещества

Просты, сложные

Образуются, взаимодействуют, имеют свойства

Состоят из одинаковых или разных атомов химических элементов

Молекулы

«Все химические вещества разделяют на простые и сложные. Все атомы взаимодействуют друг с другом, образуя молекулы простых и сложных веществ. Простые вещества образуются атомами одного и того же химического элемента, а сложные из разных химических элементов. Каждое вещество имеет определенные физические и химические свойства».

Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его. Например, при изучении темы «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», можно использовать синквейн с заранее допущенными ошибками. Периодический закон Закономерный, хаотичный Систематизируют, разделяет, упорядочивают

Химические элементы расположены в Периодической системе по мере возрастания зарядов ядер Постулат

По уже предложенному готовому синквейну осуществляется работа по таким направлением, как обсуждение неточных фраз и замены их другими -

так, в данном случае ученику необходимо заменить «Хаотичный», на «Периодичный» и заменит глагол «Разделяет», на «Объединяет».

Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о

«Профессиональная ориентация» ^^ ^БЫ 2411-2550

2024, №1 ч.2. ПАРАДИГМА www.careerjourney.ru

чем идет речь. Например, при изучении темы «Физические и химические свойства воды»...

Питьевая, дистиллированная Растворяет, замерзает, смачивает Вода камень точит Вещество

Ученики должны определить, что тема данного синквейна — «Вода». К достоинствам составления синквейнов на уроках химии можно отнести:

- повышается интерес к изучаемому материалу;

- развивается образное мышление;

- развиваются творческие способности учащихся;

- совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;

- развивается мышление и воображение;

- вырабатывается способность к анализу;

- уменьшается время, отводимое на запоминание информации;

- расширяется словарный запас.[ 1]

Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

В ходе работы по данной технологии ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

Библиографический список

1. Бахман Е.В. Синквейны на уроках химии http://www.den-za dnem.ru/page.php?article = 410 (дата обращения. 19.12.2023).

2. Пак М.С. Теория и методика обучения химии: учебник для вузов. - СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. - 306 с.

Информация об авторе:

Сафина Лилия Галимзановна, к.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.