Научная статья на тему 'Конвергентный подход как способ формирования функциональной грамотности на уроках географии'

Конвергентный подход как способ формирования функциональной грамотности на уроках географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конвергентный подход / образование / функциональная грамотность / урок географии / междпредметные связи / интеграция

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимова С. А., Соколова О. В.

в статье актуализируется значимость развития на уроке географии конвергентного подхода в формировании функциональной грамотности обучающихся. Задания с конвергентным подходом на формирование функциональной грамотности носят комплексный характер. Их структура предполагает ряд взаимосвязанных задач, выстраиваемых на основе комплекса информационных средств и предполагающих различные формы работы с информацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конвергентный подход как способ формирования функциональной грамотности на уроках географии»

«Профессиональная ориентация» ^^ ISSN 2411-2550

2024, №1 4.2. ПАРАДИГМА www.careerjourney.ru

УДК 372.8

Ибрагимова С.А., Соколова О.В.

Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара; учитель географии МБОУ Школа№28 г.о. Самара, Россия

Конвергентный подход как способ формирования функциональной грамотности на уроках географии

Аннотация: в статье актуализируется значимость развития на уроке географии конвергентного подхода в формировании функциональной грамотности обучающихся. Задания с конвергентным подходом на формирование функциональной грамотности носят комплексный характер. Их структура предполагает ряд взаимосвязанных задач, выстраиваемых на основе комплекса информационных средств и предполагающих различные формы работы с информацией.

Ключевые слова: конвергентный подход, образование, функциональная грамотность, урок географии, междпредметные связи, интеграция.

Ibrahimova S.A., Sokolova O. V.

Convergent approach as a way of forming functional literacy in

geography lessons

Annotation: The article actualizes the importance of the development of a convergent approach in the formation of functional literacy of students in the geography lesson. Tasks with a convergent approach to the formation of functional literacy are complex in nature. Their structure assumes a number of interrelated tasks, built on the basis of a complex of information tools and involving various forms of work with information. Key words: convergent approach, education, functional literacy, geography lesson, interdisciplinary communication, integration.

Обновленный ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Это не просто овладение знаниями и умениями, но и способность применять их при решении широкого круга жизненных задач в различных сферах деятельности.

Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад. На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме. Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека

«Профессиональная ориентация» ^^ ^БЫ 2411-2550

2024, №1 ч.2. ПАРАДИГМА www.careerjourney.ru

использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач.

Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Выпускнику школы уже сейчас приходится жить в условиях мощного информационного давления новой среды существования, и он должен уметь адаптироваться к быстро изменяющимся условиям. Следовательно, задача учителя подготовить выпускника школы к принятию адекватных решений в любой жизненной ситуации. Решению этой проблемы могут помочь конвергентные технологии. Конвергенции в образовании посвящено довольно много работ, но, несмотря на это, она понимается довольно узко. Ряд ученых под конвергенцией понимают образовательную технологию, другие - учебную программу. Конвергентное же обучение, в нашем понимании, направлено на формирование такой междисциплинарной образовательной среды, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, где обучающиеся воспринимают окружающий мир как единое целое [1].

Конвергенция в образовании - это построение целостных учебных дисциплин, в которых интегрируются научные знания и технологические достижения на основе фундаментальных закономерностей развития естественных и общественных наук и КВДС-технологий (нанотехнологий, биотехнологии, информационных и когнитивных технологий) и, в которых будут отображаться взаимопроникновения наук и технологий в ходе прогрессивного развития человечества. Таким образом, под конвергентными технологиями понимается взаимное проникновение различных наук и технологий.

Конвергентность или междисциплинарность - это отражение процесса объединения научных знаний и интегративного характера современного научного знания (рис. 1). И школа должна обучать именно этому новому научному знанию, однако важной составляющей конвергентного подхода является неразрывность предмета и способов его подачи: описывать природный мир «как он есть сам по себе», вне учета его восприятий людьми, почти невозможно. Научные знания обретают смысл, преломляясь в сознании личности конкретного человека.

«Профессиональная ориентация»

2024, №1 ч.2.

ISSN 2411-2550

www.careerjourney.ru

Рис. 1. Система конвергентного подхода в образовании

Междпредметные связи - наиболее разработанная в педагогической теории и практике методическая область [2]. Например, в географии 6 класса понимание атмосферного давления, зарождение ветра или особенностей формирования ледниковых форм рельефа, очень сложно, не используя на законы физики. А связь географии с биологией, пожалуй, наиболее очевидна. Обе науки изучают природу. Вот только биология концентрирует свое внимание на живых организмах (растения, животные, грибы и микроорганизмы), а география - на абиотических её компонентах (горные породы, реки, озера, климат и т. д.). Поскольку связь между живыми и неживыми компонентами в природе очень тесная, это значит, что и данные науки, априори, связаны.

Межпредметная интеграция - это создание целостных учебных программ и уроков, в которых будут отражены взаимосвязь систем фундаментальных закономерностей развития науки. Например, интегрированные уроки: «Углеводороды и нефтеперерабатывающая отрасль топливной промышленности России» (география и химия); «Африканские мотивы в поэзии Н. Гумилева» (география и литература) и др.

В настоящее время главная задача учителя сделать уроки более конвергентными, не изменяя при этом фундаментальных основ обучения -методов, форм, и приемов. Конвергентный подход можно начать с личностно-ориентированный технологии, где учитываются индивидуальные возможности обучающихся. Обучающиеся на уроке выполняют различные задания по сложности с учетом их способностей. Например, одни могут анализировать климатограммы, диаграммы, графики работать со статистическим материалом и т.д., другие определяют географические координаты объектов на карте, что развивает мышление, концентрацию и внимание. При таком подходе сохраняется индивидуальность обучающего и не блокируется его развитие.

«Профессиональная ориентация» ^^ ^БЫ 2411-2550

2024, №1 ч.2. ПАРАДИГМА www.careerjourney.ru

Необходимым элементом конвергентного обучения является применение методов исследований. Это может быть выполнение заданий на поиск информации. Например, используя инструктивную карту, статистический материал, тематические карты, репродукции картин, литературные источники, изучите особенности рельефа России, выделите главные особенности их формирования. Выполнение работ можно организовать как индивидуально, так и в групповой форме и результатом такой работы может стать мини-проекты.

«Географическая почта» - пример групповой форм работы с географическими картами. Группа учащихся получает набор карточек в конверте с изображениями различных географических объектов (гор, океанов, материков, государств). Ребятам необходимо прикрепить полученные фрагменты к нужным адресам (горы к материкам, на которых они расположены, материки и океаны к полушариям, странам и т. д.). Работу можно организовать как соревнование и определить время выполнения.

На уроках-практикумах задания чаще всего носят исследовательский характер: наблюдения за погодой, работа с образцами минералов и пород, анализ тематических карт и т.д. Примером служит работа обучающихся с атласом (8 класс):

1. Как распределяются высоты на территории России?» (Работая с картой и статистическим материалам, учащиеся определяют наивысшую и самую низкую точки России и отмечают общий уклон территории к северу, к берегам Северного-Ледовитого океана).

2. Сопоставьте физическую и тектоническую карты по основным формам рельефа. Сделайте вывод. (Делается вывод: платформа - равнина; складчатость - горы).

Связь теории с практикой повышает познавательный интерес к предмету и мотивирует обучающихся к исследовательской и проектной деятельности вне урока. В ходе исследовательской деятельности обучающиеся приобретают умение мыслить, анализировать, систематизировать, выявлять динамику и применять школьные знания в реальной жизни.

Технологии виртуальной реальности и мультимедиа способствуют расширению уровня когнитивной деятельности обучающихся. Технологии мультимедиа — это совокупность методов и инструментов, которые позволяют создавать, обрабатывать и воспроизводить информацию, объединяющую различные типы медиа-контента, такие как текст, изображения, звук и видео. Эти технологии позволяют создавать интерактивные и наглядные материалы, которые способствуют более глубокому пониманию учебного материала и активному участию обучающихся в обучении [3]. В 5 классе при изучении темы «Планета

«Профессиональная ориентация» ^^ ^БЫ 2411-2550

2024, №1 ч.2. ПАРАДИГМА www.careerjourney.ru

Земля» можно провести виртуальные путешествия на Марс, Луну, а также исследовать звездное небо. Презентацию «Природа Дальнего Востока» (урок в 8 классе) с успехом можно использовать при изучении нового материала.

Таким образом, конвергентный подход в формировании функциональной грамотности способствует пониманию и, как следствие, запоминанию информации; воспитанию способности к адекватному восприятию перемен, которые постоянно происходят в повседневной жизни; обучению учиться и противостоять стрессу; формированию навыков верификации информации, способности жить в цифровом мире и сохранять человечность.

Библиографический список

1. Капранов В. К., Капранова М. Н. Конвергенция образования// Стандарт. - 2016. -№ 3 (51). - С. 2-3.

2. Конвергентное образование [Электронный ресурс] // УГ Москва. - 2017. - № 06 от 7 февраля. - Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/68696 (дата обращения: 01.02.2024).

3. Исмагилов Р. М. О конвергентном образовании [Электронный ресурс] // Концепт. - 2015. - Т. 13. - С. 351-355. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/85071.htm (дата обращения: 01.02.2024).

Информация об авторе:

Ибрагимова Сакиня Абдулловна, преподаватель, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.

Соколова Ольга Викторовна, учитель географии МБОУ Школа№28 г.о. Самара, г. Самара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.