«Профессиональная ориентация» ^^ ISSN 2411-2550
2024, №1 4.2. ПАРАДИГМА www.careerjourney.ru
УДК 372.8
Ильичева О. С.
Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия
Особенности использования кроссенсов при изучении
органической химии
Аннотация: в работе рассмотрены подходы к организации лабораторных работ по органической химии на основе кроссенс технологии. В статье приведены подобранные автором кроссенсы по органической химии.
Ключевые слова: урок химии, лабораторная работа, органическая химия, кроссенс.
Ilyicheva O.S.
Features of using crossenses in the study of organic chemistry
Abstract: the paper discusses approaches to organizing laboratory work in organic chemistry based on cross-sense technology. The article presents cross-sections compiled by the author.
Key words: chemistry lesson, laboratory work, organic chemistry, crossence.
Научный руководитель - Е.Г. Нелюбина
Усвоение учебной информации зависит не только от ее содержания, но и от форм ее представления. В учебной литературе существуют такие формы подачи содержания материала, как текст, таблицы, рисунки, схемы, диаграммы и др. [1]. Их сочетание находит отражение в графах, фреймах, опорных конспектах, структурно-логических схемах и других средствах обучения [1]. Независимо от того как будет представлен учебный материал, сначала необходимо провести его структурно-логический анализ и выделить в нем дидактические единицы содержания. На основе установленных связей между этими элементами выбирается определенная форма подачи изучаемого материала, которая также зависит от типа занятия и специфики содержания учебного курса. Например, содержание химического эксперимента в практикумах чаще всего представлено в форме сплошного текста, текста с выделением действий или в табличной форме, которые используются непосредственно для подготовки и проведения опытов. Для закрепления техники проведения опытов, их теоретического содержания или контроля знаний, полученных на лабораторных занятиях, применяются чаще всего такие традиционные формы подачи информации, как тексты, изображения, графики, диаграммы, схемы, тесты, и крайне редко используются кроссенсы.
Термин «кроссенс» означает «пересечение смыслов», а в переводе с английского - «пересечение слов». Кроссенс как форма восприятия и осмысления графической информации был предложен С. Фединым и В. Бусленко [2].
В его основе лежит выделение ассоциативных связей в изученном материале, которые представлены в изображениях, расположенных в таблице.
«Профессиональная ориентация» ^^ ^БЫ 2411-2550
2024, №1 ч.2. ПАРАДИГМА www.careerjourney.ru
Таблица содержит чаще всего девять ячеек с изображениями, которые в совокупности представляют собой кроссенс. Девять изображений размещены таким образом, что каждое имеет связь с предыдущим и последующим.
При создании кроссенса, иллюстрирующего содержание химического опыта, выделяют следующие этапы:
- определение тематики опыта и общей идеи для кроссенса;
- выделение определенного числа элементов содержания, имеющих основное смысловое назначение при выполнении опыта;
- нахождение связей между выделенными элементами содержания, определение последовательности их расположения;
- расположение элементов содержания эксперимента по ячейкам в таблице;
- поиск и подбор изображений, иллюстрирующих последовательность осуществления эксперимента;
- замена выделенных действий проведения эксперимента на графические изображения.
Учитывая изложенное выше, охарактеризуем методику использования кроссенса на занятиях дисциплины «Школьный химический эксперимент». Вначале преподавателем разрабатывается кроссенс, содержание которого составляют изображения, иллюстрирующие этапы выполнения конкретного химического опыта.
Далее осуществляется знакомство с понятием «кроссенс», принципами составления кроссенса и методикой работы с ним. Преподаватель на конкретном примере поясняет обучающимся порядок расшифровки графической информации в нем. Рассмотрение информации можно начинать как с первого, так и с любого узнаваемого изображения.
Затем следует выявить последовательность действий в осуществлении опыта, установив связи между графическими изображениями.
На последующих занятиях студенты, будучи уже знакомы с данной методикой, непосредственно приступают к самостоятельной работе над кроссенсами, которые предлагает преподаватель. Обучающиеся выполняют следующие задания:
- внимательно рассмотрите кроссенс;
- определите название опыта;
- установите последовательность его проведения на основе изображений;
- поясните методику выполнения химического эксперимента;
- напишите уравнения соответствующих химических реакций.
«Профессиональная ориентация»
2024, №1 ч.2.
ISSN 2411-2550
www.careerjourney.ru
Полистирол получают реакцией полимеризации стирола — представителя ароматических углеводородов. Структурная формула бензола. Для ароматических углеводородов характерна sp2-гибридизация. Структурная формула толуола (метилбензола). Ароматические углеводороды получают из каменного угля. Общая формула аренов — СН*. В молекуле бензола есть ароматическое кольцо, которое представляет собой шестиэлектронную п-связь. Ф. Кекуле предложил первую структурную формулу бензола.
0 ш
Уротропин • f
с„н2по
Альдегиды входят в состав известных марок духов. Уротропин — лекарственное средство, которое получают из формальдегида. Качественной реакцией на альдегиды является реакция с Си (ОН) при нагревании, в результате образуется осадок красного цвета. Формалин — 40% раствор формальдегида (муравьиного альдегида). Шаростержневая модель ароматического альдегида. На основе альдегидов получают лекарственные средства. Качественной реакцией на альдегиды является реакция «серебряного зеркала». Общая формула альдегидов — СНаО.
Подобранные автором кроссенсы используются на лабораторных занятиях при закреплении знаний по технике и методике проведения химических опытов, при обобщении и систематизации умений и навыков экспериментального характера, при контроле знаний на итоговых занятиях химических дисциплин.
«Профессиональная ориентация» ^^ ^БЫ 2411-2550
2024, №1 ч.2. ПАРАДИГМА www.careerjourney.ru
Практика преподавания показывает, что обучающийся может начать расшифровывать кроссенс не с первого изображения, а с того, которое ему более знакомо. Подобная форма представления графической информации техники выполнения химического эксперимента позволяет выявлять понимание обучающимся сущности химического опыта, последовательности проведения операций, так как в кроссенс включены смысловые элементы, составляющие основу опыта.
Одновременно с этим работа с кроссенсами способствует развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения, проявления нестандартного мышления, креативности и самовыражения. При такой работе совершенствуются коммуникативные умения, навыки работы с информацией, повышается любознательность и мотивация к изучению химических дисциплин.
Для преподавателя использование кроссенсов - это один из способов разнообразить формы и методику закрепления и контроля знаний и умений при изучении химических курсов в педагогическом вузе, а также познакомить будущих учителей химии с возможностями и особенностями их применения в школьном курсе химии, показав ее методический аспект.
Таким образом, использование кроссенсов при освоении химического эксперимента позволяет реализовать развивающее, личностно ориентированное и коммуникативное обучение, повышая при этом уровень овладения профессиональными компетенциями, активизируя мыслительную деятельность. При этом повышается интерес к химии, развивается наблюдательность, зрительное восприятие информации, память и внимание. Также составление и использование кроссенсов оказывают положительное эмоциональное воздействие на обучающихся, позволяют более эффективно усвоить химический материал, что поможет им более качественно подготовиться к педагогической практике и будущей профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Абдулина О., Маркова Н. Инновации и стандарты: мониторинг педагогического образования. // Среднее образование в России. - 1999. - №5.
2. Кирпач Л.Е. Инновационные технологии на уроках истории и обществознания. Крестики-нолики и «кроссенсы» http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,143689/Itemid, 118/
Информация об авторе:
Ильичева Оксана Сергеевна, магистрант 2 курса очно-заочной формы обучения направления подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование направленность (профиль): «Естественнонаучное образование (биология, химия, география)», ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара. Научный руководитель:
Нелюбина Елена Георгиевна, к.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.