«Профессиональная ориентация» ^^ ISSN 2411-2550
2024, №1 4.2. ПАРАДИГМА www.careerjourney.ru
УДК 372.8
Кормакова С.В.
Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия
Задания по химии, направленные на формирование навыков безопасного обращения с веществами, используемыми в
повседневной жизни
Аннотация: статья ориентирована на подбор заданий, направленных на формирование навыков безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни, которые можно использовать на уроках химии в 8-9 классе. Ключевые слова: урок, задание, химия, вещества, безопасное обращение с химическими веществами.
Kormakova S. V.
Chemistry assignments aimed at developing skills for safe handling of substances used in everyday life
Abstract: the article is focused on the selection of tasks aimed at developing skills for safe handling of substances used in everyday life, which can be used in chemistry lessons in grades 8-9.
Key words: lesson, task, chemistry, substances, safe handling of chemicals.
Научный руководитель - Е.Г. Нелюбина
По мнению Г.М. Чернобельской, использование нестандартных заданий бытовой направленности (практико-ориентированных заданий) при изучении курса химии позволяет поддерживать интерес к предмету, способствует формированию у обучающихся целостной естественнонаучной картины мира, развивает умение самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснять происходящие явления, воспитывает грамотное отношение к окружающей действительности.^]
При изучении Раздела I. Теоретические основы химии можно использовать следующие задания:
1) При варке супа на 3 литра добавляют 3 чайной ложки поваренной соли. Чайная ложка вмещает около 10 г поваренной соли. Определите массу хлора содержащегося в данной порции вещества?
2) Приведите примеры каталитических реакций, используемых в быту и технике, происходящих в живом организме, и дайте их описание. Назовите вещества, выполняющие в них роль катализаторов (ингибиторов). [Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова и Н.Н. Гара]
3) Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60°C и замочила в ней белье. Вторая нагрела воду до кипения, прокипятила ее 5 минут, а затем охладила до 60°C и только после этого начала стирку. У
«Профессиональная ориентация» ^^ ISSN 2411-2550
2024, №1 4.2. ПАРАДИГМА www.careerjourney.ru
кого белье лучше отстирается? С помощью какого простого опыта это можно доказать и как объяснить? [Пичугина Г.В.]
4) В замечательной книге П. Руденко и Е. Таубе «От водорода до ...» статья о хлоре называется «Убийца, спрятавшийся в солонке». Объясните это название. [Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова и Н.Н. Гара]
5) Людям, страдающим нервными заболеваниями, иногда прописывают бром. Как вы думаете, о каком броме и в таких условиях может идти речь? [Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова и Н.Н. Гара]
7) Какой объем (н.у.) углекислого газа займут поры бисквитного торта, если для его приготовления повар взял 4 г гидрокарбоната натрия с содержанием примесей 0,1% и обработал уксусной кислотой? Количеством углекислого газа, попавшего в воздух, пренебречь при протекании реакции по уравнению: NaHCO3 + CH3COOH ^ CH3COONa + H2O + CO2 Т
8) Раствор питьевой соды уменьшит зуд от укусов комаров. Для приготовления такого раствора взяли 1 столовую ложку (12 г) соды и примерно треть стакана воды. При этом был получен раствор с массовой долей соды 12,5%. Рассчитайте массу полученного раствора и массу воды, взятой для его приготовления. Запишите подробное решение задачи.
При изучении Раздела II. Элементы-неметаллы и их соединения можно использовать следующие задания:
1) Фармацевту необходимо приготовить 5%-ный раствор йода, который используют для обработки ран. Какой объем раствора может приготовить фармацевт из 10 г кристаллического йода, если плотность раствора должна быть 0,950 г/мл? [Е.А. Сеген]
2) Хлор используется для обеззараживания воды. Рассчитайте, какая масса хлора потребуется для хлорирования 500 г воды. Если при хлорировании расходуется 0,002 мг хлора на 1 л воды. Напишите уравнение реакции взаимодействия хлора с водой и объясните химико-биологическую сущность процесса хлорирования. [Кендиван О.Д.]
3) Для засола огурцов используют 7%-ный водный раствор поваренной соли (хлорида натрия). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микробов и плесневого грибка и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Рассчитайте массу соли и объем воды для приготовления 5 л 7%-го раствора хлорида натрия, если его плотность равна 1,048 г/мл. [Сеген Е.А.]
4) Применяемая в медицине йодная настойка представляет собой 10%-ный раствор йода в спирте. Сколько надо взять йода и спирта, чтобы приготовить для школьной аптечки 250 г йодной настойки.
При изучении Раздел III. Металлы можно использовать следующие задания:
«Профессиональная ориентация» ^^ ^БЫ 2411-2550
2024, №1 ч.2. ПАРАДИГМА www.careerjourney.ru
1) Ржавчина растворяется в кислотах. Составьте молекулярное, полное и сокращенное уравнение реакций растворения гидроксида железа (III) в серной кислоте. [Шехурдина Т.А.]
2) Опыт на определение влияния повышенного содержания солей железа в воде на состояние металлоконструкций (например, стальных труб):
Налейте в чистую пробирку 3 - 4 капли раствора хлорида железа (III), проверьте кислотность раствора при помощи универсальной индикаторной бумаги. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции гидролиза в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме; укажите реакцию среды и рН среды водного раствора. [Н.Г. Пахомова]
3) Был разбит градусник, и ртуть раскатилась по полу. Её собрали в сосуд, который закупорили. Необходимо провести демеркуризацию помещения подкисленным соляной кислотой раствором марганцовки с массовой долей перманганата калия 10%. Предложите быстрый грубый способ приготовления раствора в 12-литровом ведре. А как приготовить раствор точно? [Н.Г. Пахомова]
4) Карбонат кальция входит в состав зубных паст. Его готовят химическим взаимодействием карбоната натрия и какой-либо растворимой соли кальция. Напишите уравнение этой реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. [Магараева З.С.]
5) Для лечения и профилактики гипертонии используется гиперсол. В его состав входят хлорид натрия, сульфат натрия, ортофосфат натрия, гидрокарбонат натрия, иодид натрия, хлорид калия, вода. Составьте формулы веществ этого средства. [Магараева З.С.]
6) Алюминиевый сплав Ал-7 содержит 5% меди. Сплав массой 90 г обработали избытком соляной кислоты. Сколько литров водорода при этом выделилось (н.у.)?
7) Почему серебро используется для изготовления контактов в многочисленных автоматических устройствах, космических ракетах и подводных лодках? [Курочка Ю.В, Подукова Г. П.]
8) Объясните, на каком свойстве гашеной извести основано ее использование как связующего материала? [Курочка Ю.В, Подукова Г. П.]
9) Сколько кг гашеной извести необходимо взять для обработки стволов яблонь, если при гашении 19 кг негашеной извести водой, выход гидроксида кальция составил 90% от теоретически возможного. [Курочка Ю.В, Подукова Г. П.]
10) Памятник Кузьме Минину в Нижнем Новгороде выполнен из бронзы (75 % Си, 25 % Sn), поэтому он постепенно разрушается под действием кислотных дождей. Масса памятника принимается равной 2750 кг. Напишите реакции коррозии памятника. Какой объем газа выделится при 5%-м разрушении памятника? [Курочка Ю.В, Подукова Г. П.]
«Профессиональная ориентация» ^^ ^БЫ 2411-2550
2024, №1 ч.2. ПАРАДИГМА www.careerjourney.ru
11) Для соблюдения гигиены используют мыло, основным компонентом которого является стеарат натрия. Сколько ионов натрия образуется при диссоциации 2 г стеарата? [Курочка Ю.В, Подукова Г. П.]
Анализ литературы показал, что школьные учебники химии и методические рекомендации для учителей химии содержат недостаточное количество рекомендаций, направленных на формирование навыков безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Библиографический список
1. Шукшина Ю. А. Практико-ориентированные учебные задания в системе обучения // Мир науки и образования. - Саранск: «Мордовский гуманитарный институт». - 2016. - №4. - С. 11-18
Информация об авторе:
Кормакова Светлана Васильевна, магистрант 2 курса очно-заочной формы обучения направления подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование направленность (профиль): «Естественнонаучное образование (биология, химия, география)», ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.
Научный руководитель:
Нелюбина Елена Георгиевна, к.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.