Научная статья на тему 'УРОК ХИМИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ'

УРОК ХИМИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИГРОВАЯ ФОРМА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрищева Любовь Петровна, Бекетова Татьяна Сергеевна, Мишина Анна Михайловна

В статье рассматривается проблема использования игровой формы обучения на уроках химии для развития познавательного интереса к предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрищева Любовь Петровна, Бекетова Татьяна Сергеевна, Мишина Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHEMISTRY LESSON WITH THE APPLICATION OF THE GAME FORM OF LEARNING

The article deals with the problem of using a game form of education in chemistry lessons to develop cognitive interest in the subject.

Текст научной работы на тему «УРОК ХИМИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 372.854

УРОК ХИМИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ФОРМЫ

ОБУЧЕНИЯ

Любовь Петровна Петрищева

кандидат химических наук, доцент dekbiol.michgpi@yandex.ru Татьяна Сергеевна Бекетова

студент

Анна Михайловна Мишина

студент

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается проблема использования игровой формы обучения на уроках химии для развития познавательного интереса к предмету.

Ключевые слова: интерактивное обучение, игровая форма, познавательный интерес.

В настоящее время одной из проблем современной школы является отсутствие интереса к учебе. Особенно это проявляется в подростковом возрасте, когда обучающиеся мало поддаются давлению и авторитарный стиль воспитания становится малоэффективным. Так как выбор профессии является еще довольно далекой перспективой, подросток пока не знает, чего хочет от жизни и не имеет определенных целей. Чаще всего ученик не участвует в добывании знаний на уроке и обсуждении предметного материала [2, 8].

Исправить издержки снижения активизации учебной деятельности позволяют современные формы и методы, способствующие формированию познавательного интереса [3, 5].

Особое место занимают интерактивные методы обучения, в том числе дидактические игры, приводящие к взаимодействию не только учителя и ученика, но учеников между собой [6].

При интерактивном обучении учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают [1,4, 7]. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Нами разработана модель имитационной игры «Все по закону», суть которой заключается в изучении свойств химических веществ в рамках работы детективного агентства. Данный вид активности соответствует уровню развития обучающихся.

Руководитель детективного агентства «Все по закону» озвучивает легенду и порядок игры:

«К нам поступило заявление о покушении на жизнь господина Хлорида Аммония, в котором говорится, что до сих пор в маленьком тихом городке Неорганика жизнь текла спокойно и размеренно. В мире и согласии жили между собой и другими жителями городка Оксиды, Соли, Кислоты, Основания.

Но однажды произошло в городке ужасное происшествие. Было совершено покушение на жизнь Хлорида Аммония: из него были украдены Хлор и Водород. Вследствие чего, он приобрел резкий сильный запах, потерял свои ионы, а его заряд стал нейтральным. Из-за этих факторов с ним никто больше не хотел общаться и поэтому, он решил обратиться в детективное агентство, чтобы найти свои недостающие ионы и наказать злоумышленника.

Наше детективное агентство сформирует команды детективов, которым необходимо произвести расследование. Команды должны выполнять задания на этапах, составлять протоколы расследования (т.е. маршрутные листы), что приблизит их к разгадке. По итогу всех станций злоумышленник должен быть выявлен. Победителями станет команда, набравшая большее количество баллов. При выставлении баллов учитывается скорость выполнения задания и его правильность».

Задание 1. Идентификация личности

1. Напишите формулу хлорида аммония. (N^01)

2. Вычислите молярную массу хлорида аммония. (МЩН4С1) = 53.5 г/моль)

3. Какое агрегатное состояние у данного вещества? (Бесцветные кубические кристаллы)

4. Выясните опытным путем, растворяется ли хлорид аммония в воде. (Хлорид аммония хорошо растворим в воде)

5. Напишите уравнения реакций, подтверждающие химические свойства пострадавшего.

(а) N^01 + №0И ^ №С1 + Н2О + ЯИз|

б) N^01 + AgNOз^ AgCЦ + N^N03

в) N^01 + №N02 ^ №С1 + N2! + 2Н2О

1 |2^3 + 6е ^ N2°

1|2№3 - 6е ^N2° )

Задание 2. Установление родственных связей.

1. Как получают хлорид аммония? Какие вещества используются (родители). Составьте уравнение реакции, в результате которой продуктом будет являться хлорид аммония.

( NH3 + HCl = NH4CI. Исходные вещества NH3 и HCl)

2. Детективам необходимо выявить больше информации о родителях пострадавшего, поэтому в предложенном тексте нужно вставить сведения о них.

Аммиак - бинарное соединение, состоящее из одного атома (азота) и (трех) атомов водорода. Формула - (NH3). Физические свойства:

- агрегатное состояние (при обычных условиях газ);

- внешний вид (бесцветный с резким запахом);

- плотность по воздуху (вдвое меньше);

- молярная масса (17 г/моль);

Способность переходить в жидкое состояние - (высокая).

Свойства жидкого аммиака - (хороший) растворитель как для органических, так и для (неорганических) соединений.

Соляная кислота (также хлороводородная) - образуется при растворении (хлороводорода) в (воде), формула (HCl), по составу относится к (бескислородным) кислотам. Концентрированная кислота имеет концентрацию (37%).

Физические свойства:

- внешний вид (бесцветная, прозрачная, едкая жидкость, «дымящаяся» на воздухе.

Задание 3. Жилищные условия

1. Детективам необходимо исследовать атомы, входящие в состав хлорида аммония и их местожительство.

Заполнить таблицу:

Нахождение в Периодической системе

Химический Период Группа Электронная Валентные Атомная

элемент формула возможности масса

Азот 2 5 1б2 2б2 2р3 I, II, III и IV 14,01

Водород 1 1 181 I 1,01

Хлор 3 7 1б2 2б2 2р6 зб2 Зр5. I, III, V, VII. 35,45

2. Для выяснения близкого окружения пострадавшего следует выяснить соседей в месте хранения (проживания). Установите соответствие между тривиальным (бытовым) и химическим названием.

1) нашатырь а) нитрат аммония N^N03

2) аммиак б) хлорид натрия №С1

3) поваренная соль в) хлорид аммония N^0

4) известь гашеная (пушонка) г) нитрид водорода

5) селитра аммиачная д) гидроксид кальция Са(ОН)2 (1- в, 2- г, 3- б, 4- д, 5- а)

Задание 4. Генетические связи

Осуществить цепочку превращений получения Хлорида Аммония, составив необходимые уравнения реакций:

№С1^НС1 ^Н2 ^ ^ЫНз^- ЯНС

(1) 2№С1 + Н2Б04 = №2804 + 2НС1

2) + 2НС1 = 7пСЬ + Н2

3) 3Н2+^ = 2^ЫНз

4) ^ЫНз+НС1=^ЫН4С1)

Задание 5.Химические связи

Используя рисунок, ответьте на вопросы.

1. Составить ионное уравнение реакции получения иона аммония. ( Уравнение реакции:

NH3 + HCl ^ NH4CI Полное ионное уравнение: NH3+ H++Cl-^ NH4+ + Cl-Сокращенное ионное уравнение: NH3 + H+ ^ NH4+ )

2. Какие электроны атома азота в молекуле аммиака участвуют в образовании связи по донорно-акцепторному механизму:

(Неподеленная пара электронов 2Б2подуровня)

3.Соберите пазл, характеризующий электронное строение иона аммония:

Задание 6. Выработка гипотезы

Злоумышленник входит в ближайшее окружение потерпевшего, способен разрушить хлорид аммония за счет химического взаимодействия с ним.

С какими из веществ, ближайшего окружения будет взаимодействовать Хлорид Аммония? Написать уравнение реакции.

(Са(0Н)2 + 2 N^0 ^ СаС12 + 2 ЯНз| + 2 Н2О)

Задание 7. Следственный эксперимент

Проверить, пойдет ли реакция между твердыми веществами хлоридом аммония и гидроксидом кальция. Как определить?

(Пойдет, причем эта реакция может происходить даже при простом смешивании твердых веществ. Определить по запаху).

Вынесение обвинения

1. Признать Гашеную известь виновной в причинении вреда по изменению состава вещества.

2. Лишить права совместного проживания в местах хранения Хлорида Аммония и Гашеной извести.

3. Компенсировать издержки путем возврата похищенных частей молекулы.

(Команды проводят опыт «Дым без огня» между парами аммиака и концентрированной соляной кислоты).

Апробация данного мероприятия в общеобразовательных школах г. Мичуринска показала, что участники с большим интересом включились в игру, были эмоционально активны, проявляли любознательность. Этому способствовали погружение в другую реальность в соответствие с выполняемой ролью, необычные задания, работа в малых группах, использование духа соревнования.

Таким образом, использование игровых форм обучения на уроке химии способствует созданию комфортных условий обучения, развитию познавательного интереса.

Список литературы:

1. Гусева М. Н. Интерактивные методы формирования имиджа будущего государственного служащего в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17. № 38. С. 40-49. - EDN YONLYL.

2. Петрищева Л.П., Зацепина Д.В., Мелехина В.В. Формирование готовности будущего педагога к использованию технологии педагогического моделирования //Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики: материалы Национальной контент - платформы (г. Мичуринск, 12 декабря 2019г.) под общ. ред. Г.Д. Коротковой - Мичуринск: Издательство Мичуринского ГАУ, 2019.

3. Петрищева Л.П., Попова Е.Е., Эктова Е.Ю. Развитие критического мышления в предметном курсе «Химия» // Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона. Сборник материалов Областной научно-практической конференции. 2018. С. 156-161.

4. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Золотова О.М. Современные технологии организации внеаудиторной работы по химии // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 45.

5. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Попов А.В. Организация проектного обучения во внеурочной деятельности //Наука и Образование. 2021. Т. 4.№ 1.

6. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Попов А.В. Эффективность использования нетрадиционных форм и методов контроля результатов обучения // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

7. Федулова Ю.А., В.В. Мелехина Развитие познавательного интереса средствами персонификации научного наследия // Наука и образование. 2019. № 3.

8. Федулова Ю.А., Волкова А.В. Образовательный туризм: новые подходы в обучении // Наука и образование. 2020. Т.З. № 4. С. 391

UDC 372.854

CHEMISTRY LESSON WITH THE APPLICATION OF THE GAME

FORM OF LEARNING

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lyubov P. Petrishcheva

Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor

dekbiol .michgpi@yandex.ru Tatyana S. Beketova student

Anna M. Mishina

student

Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article deals with the problem of using a game form of education in chemistry lessons to develop cognitive interest in the subject. Key words: interactive learning, game form, cognitive interest.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.