Научная статья на тему 'О преподавании дисциплины «Химия» студентам географического факультета'

О преподавании дисциплины «Химия» студентам географического факультета Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
90
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ХИМИИ / НЕХИМИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ / TEACHING CHEMISTRY / NON-CHEMICAL SPECIALTIES / LABORATORY PRACTICE / INDEPENDENT WORK / THE CURRENT CONTROL

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Мочалова Н. К., Котомцева М. Г.

Статья посвящена вопросам преподавания дисциплины «Химия» студентам нехимических специальностей на кафедре неорганической химии, предложены примеры заданий для лабораторных, самостоятельных и проверочных работ, приведены варианты тестового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TEACHING DISCIPLIN «CHEMISTRY» FOR STUDENTS OF GEOGRAPHY FACULTY

The article is devoted to teaching the subject «Chemistry» for students of non-chemical specialties at the Department of Inorganic Chemistry. Examples of tasks for the laboratory and independent verification of work and the tests are offered.

Текст научной работы на тему «О преподавании дисциплины «Химия» студентам географического факультета»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2012 Химия Вып. 2(6)

УДК 546:001(091)

О ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ» СТУДЕНТАМ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Н.К. Мочалова, М.Г. Котомцева

Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: [email protected]

Статья посвящена вопросам преподавания дисциплины «Химия» студентам нехимических специальностей на кафедре неорганической химии, предложены примеры заданий для лабораторных, самостоятельных и проверочных работ, приведены варианты тестового контроля.

Ключевые слова: преподавание химии; нехимические специальности; лабораторный практикум; самостоятельная работа; текущий контроль

Введение

Дисциплина «Химия» является одной из составных частей блока естественно-научных дисциплин, которую изучают студенты географического факультета направлений «География», «Метеорология», «Гидрология» и «Природопользование ».

Студенты-географы учатся на дневном, очно-заочном и заочном отделениях, поэтому на кафедру приходит большое количество студентов - 160-170 человек (7-8 больших учебных групп). Для студентов 1 курса занятия проходят в первом и втором семестрах. В целом общая трудоемкость дисциплины составляет примерно 230 часов, из них 40-60 часов отводится на лекции и 40-60 часов - на лабораторный практикум (дневное отделение), на очно-заочном отделении на лекции выделяется 14 часов, на лабораторные занятия - 14 часов.

Студенты нехимических специальностей не сдают ЕГЭ по химии, поэтому слабо ориентируются в базисных основах химических знаний, не владеют навыками системного подхода к изучению химии. Входной контроль знаний показывает, что из 10 предложенных заданий студент выполняет 3 задания.

Лекции по химии приходится начинать с «ликбеза» - классификации и номенклатуры неорганических соединений. Затем рассматриваются теоретические основы химии; состав, строение и свойства простых веществ и химических соединений; закономерности

протекания химических процессов.

Важнейшая ступень обучения, без которой невозможно понять, «ощутить» химию, - это занятия в химической лаборатории.

Студент не может по тексту учебника или на слух уловить особенности протекания тех или иных реакций. Эксперимент позволяет студенту ознакомиться с техникой проведения химического опыта, увидеть и «почувствовать» признаки протекания реакций: изменение цвета раствора, запах летучих соединений, выделение или поглощение теплоты, образование окрашенных осадков, их структуру, и т. д.

В последнее время в лабораторный практикум для студентов-географов включены новые лабораторные работы, связанные с точными количественными измерениями и расчетами:

1) определение эквивалента сложного вещества методом титрования и расчеты по закону эквивалентов;

© Мочалова Н.К., Котомцева М.Г., 2012 91

2) приготовление растворов по навеске сухого вещества и методом разбавления более концентрированного раствора, определение плотности приготовленных растворов;

3) определение карбонатной, общей и постоянной жесткости воды;

4) определение кристаллизационной воды в кристаллогидратах;

5) решение аналитической задачи на открытие в растворах неорганических ионов.

При выполнении этих экспериментов студенты учатся работать с мерной посудой, проводить титрование растворов, измерять плотность растворов, проводить прокаливание веществ и определять их состав, т.е. знакомятся с методами гравиметрии и титримет-рии и приобретают начальные навыки количественного анализа в химии.

Поэтому много времени отводится на самостоятельную работу студентов, особенно заочного отделения. Практикуется такая форма работы, как выдача студентам заданий по разным темам с последующим устным собеседованием-отчетом по этим работам.

Эти задания должны формировать навыки составления обменных, окислительновосстановительных реакций, умения проводить расчеты концентраций растворов, концентраций ионов в растворах электролитов, вычисления водородного показателя, направления протекания химических реакций и т.д.

На примере трех тем - «Классы неорганических соединений», «Окислительно-

восстановительные реакции» и «Приготовление растворов» - приводятся варианты лабораторных опытов (фрагмент), заданий для самостоятельной работы, заданий текущего контроля и тестовый итоговый контроль по этим темам.

I. Тема «Классы неорганических соединений»

Задания для лабораторного эксперимента Опыт. Получение и свойства амфотерных оснований

В пробирку налить 1-2 мл раствора хлорида или сульфата хрома (III), добавить к нему

по каплям раствор щелочи до появления осадка гидроксида хрома Сг(ОИ)3. Затем осадок разделить на две пробирки. В первую пробирку добавить еще немного раствора щелочи, во вторую - немного раствора кислоты.

Отметить растворение осадков в обеих пробирках. Составить уравнения реакций: а) получения гидроксида хрома; б) взаимодействия гидроксида хрома с избытком щелочи и образования комплексной соли хрома; в) взаимодействия гидроксида хрома с кислотой. Какие свойства проявляют амфотерные основания?

Опыт. Получение средних солей

В три пробирки налить по 1-2 мл раствора нитрата свинца. Затем добавить по каплям: в первую пробирку раствор иодида калия; во вторую - раствор сульфата калия или натрия; в третью - раствор сульфида натрия.

Отметить цвета выпавших осадков средних (нормальных) солей. Составить уравнения реакций получения нерастворимых солей ио-дида, сульфата и сульфида свинца.

Задания для самостоятельной работы

Самостоятельная работа №1

Написать формулы оксидов, соответствующих указанным гидроксидам, дать название всех соединений:

ВДОз, 8и(ОИ)2, ИзЛ804, Н2М0О4, Бе(ОН)з.

Написать графические формулы и названия следующих солей:

Са(ШЬ Л1(ОН)С12, (СиОН^О4, Са(ОС1)С1, РЬСгО4, МВз(РО4)2.

Составить уравнения реакций в молекулярной форме, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

а) Р^ Р2О5 ^ Н3РО4 ^ Са(Н2РО4)2 ^ Саз(РО4)2,

б) Сг ^ Сг2(8О4)з ^ [Сг(ОН)2Ь8О4 ^ Сг(ОН)з ^ Каз[Сг(ОН)6].

Самостоятельная работа №2

1. Дайте определение следующим понятиям и приведите по 2 формулы:

а) кислотный оксид;

б) амфотерный гидроксид (амфотерное основание);

в) основная соль.

2. Распределите указанные вещества по классам: КН4ОН, N0, (СиОН)2СОз, Сг2Оз, №Н2РО4, СаСг2О7, НМПО4, МеО, HCN, СгОз, Си(ОН)2 , Ва(НСОз)2, SiO2, Сг(ОН)з, ЯЬ2О, H2SeOз, Сг(ОН)С12, Ва(ОН)2, N80, H2S.

3. Составьте формулы следующих соединений:

оксид бора, селеноводородная кислота, дигидрофосфат аммония, перхлорат бария, сульфат гидроксосвинца (II), ортокремневая кислота, гидрокарбонат кальция, вольфрамовая кислота, гидроксид кобальта (II), нитрат дигидроксоалюминия, сульфит цинка, оксид марганца (VII).

4. Взаимодействуют ли со щелочью:

а) кислотные оксиды;

б) амфотерные основания;

в) основные соли?

Приведите примеры уравнений соответствующих химических реакций и назовите продукты.

5.Составьте уравнения химических реакций, с помощью которых последовательно можно получить следующие соединения, укажите типы химических реакций, назовите продукты реакций:

Л1 ^ АЬОз ^ А1С1з ^ Л1(ОН)з ^ Naз[Л1(OH)6] ^ Лl2(SO4)з.

Задания для текущего контроля

1.Назвать вещества, указать класс соединений: SbOH(NO3)2, Mg(PO3)2, H2SeO3,

Ре(С1О4)2.

2.Написать формулы соединений: гидросульфид кальция; метасиликат меди (II); молибденовая кислота; иодат свинца (II).

3.Написать уравнения реакций, проходящих между нитратом гидроксомагния и азотной кислотой; гидроксидом алюминия и гидроксидом калия.

Задания для теста

Дайте один правильный ответ.

1. Гидроксид называется амфотерным, если он:

1) взаимодействует только с кислотами;

2) взаимодействует с кислотами и солями;

3) взаимодействует с кислотами и щелочами;

4) взаимодействует только с щелочами.

2. Основными оксидами являются оба вещества:

1) Сг2О3 и А12О3; 3) СО2 и СгО3;

2) СаО и №2О; 4) СгО3 и №2О.

3. К кислым солям относятся:

1) Н2РЬО3; 3) Сг(ОН)С12;

2) NH4H2PO4; 4) Cг2(SO4)з.

4. Формула дигидрофосфата аммония:

1) (1МН4)2НРО4; 3) [А1(ОН)2]зРО4;

2) (NH4)зPO4; 4) Ж^РО^

5. Соль и щелочь образуются при взаимодействии:

1) хлорида алюминия и гидроксида натрия;

2) ортофосфорной кислоты и гидроксида калия;

3) карбоната калия и гидроксида бария;

4) бромида магния и ортофосфата натрия.

6. В схеме превращений 2^О4 + Х ^ №2[2п(ОН)4] + У ^ 2п^О3)2 веществами Х и У являются соответственно:

1) №ОН и NN03;

2) №ОН(изб.) и Н2О;

3) Н2О и HNOз;

4) №ОН(изб.) и HNOз.

II. Тема «Окислительновосстановительные реакции»

Задания для лабораторного эксперимента

Опыт. Влияние среды раствора на окислительно-восстановительный процесс

В три пробирки налейте по 1 мл раствора перманганата калия, затем в первую пробирку добавьте 5-6 капель раствора серной кислоты; вторую пробирку оставьте без изменений, в третью прилейте 5-6 капель раствора щелочи, например гидроксида натрия. После этого во все три пробирки насыпьте немного кристаллического сульфита натрия №^О3.

Отметьте изменение цвета раствора во всех пробирках и появление темного осадка во второй пробирке.

В зависимости от среды - кислой, нейтральной, щелочной - марганец (VII) восстанавливается до разных степеней окисления. В кислой среде ион МпО4- переходит в ион Мп2+; в нейтральной, среде - в МпО2, в сильнощелочной среде - в ион МпО42-. Сульфит натрия переходит в сульфат натрия.

Составьте уравнения реакций взаимодействия перманганата калия с сульфитом натрия: а) в кислой среде; б) в нейтральной среде - в присутствии молекул воды; в) в щелочной среде. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.

В какой среде КМпО4 проявляет окислительные свойства сильнее?

Опыт. Окислительно-восстановительная двойственность нитритов

Возьмите две пробирки. В первую пробирку налейте 1 мл перманганата калия КМпО4 и 4-5 капель раствора серной кислоты; во вторую - 2-3 мл раствора иодида калия и 4-5 капель раствора серной кислоты. Затем в каждую пробирку добавьте раствор нитрита натрия NN02 или калия KNO2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наблюдайте в первой пробирке исчезновение окраски раствора; во второй пробирке -появление окраски раствора и пузырьков газа (какого?).

Составьте уравнения реакций взаимодействия: а) перманганата калия с нитритом натрия в кислой среде; б) иодида калия с нитритом натрия в кислой среде. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Какую роль - окислителя или восстановителя -играет нитрит натрия в данных реакциях? Почему?

Опыт. Окисление продуктов реакции на воздухе

В пробирку налейте 3-4 мл раствора сульфата марганца (II) и прилейте к нему раствор щелочи до появления осадка.

Отметьте цвет выпавшего осадка. Наблюдайте изменение цвета осадка через некоторое время. Составьте уравнения реакций: а) обра-

зования гидроксида марганца (II), б) окисление гидроксида марганца кислородом воздуха до оксида марганца (IV). Расставьте коэффициенты в окислительно-восстановительной реакции методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

Задания для самостоятельной работы

Самостоятельная работа №1

Составить уравнения реакций. Указать, к обменным или окислительно-восстановительным (ОВР) относятся эти реакции. ОВР уравнять методом электронного баланса, указать окислитель и восстановитель:

1. Дихромат калия + серная кислота + сульфид натрия ^ сульфат хрома (III) + сера + ... + ... + ...

2. Иодид калия + перманганат калия + серная кислота ^ сульфат марганца (II) + ... + ... + ...

3. Гидроксид хрома(Ш) + гидроксид натрия (избыток) ^-...

4. Сульфат меди(П) + гидроксид аммония (избыток) ^ .

5. Перманганат калия + вода + сульфид натрия ^ сера + ... + ... + ...

6. Ортофосфорная кислота (1 моль) + гидроксид натрия (2 моль) ^...

7. Азотная кислота (разбавл.) + цинк ^ нитрат аммония + ... + ...

Самостоятельная работа №2

1. Дайте определение понятиям:

а) степень окисления;

б) окислитель, восстановитель;

в) процесс восстановления; процесс окисления;

г) реакция диспропорционирования;

д) внутримолекулярная окислительновосстановительная реакция.

Приведите примеры соединений и уравнений для пунктов б, в, г, д.

2. Определите, в каком случае идет процесс окисления, в каком - восстановления, укажите для каждой реакции окислитель и восстановитель:

1) MnO4" ^ MnO2;

2) Сг2072"^ Cr042";

3) Cr3+ ^ СГ2О72";

4) 2Cl"^ CI2.

3. Какие из приведенных реакций относят-

ся к окислительно-восстановительным? Для окислительно-восстановительных реакций

укажите окислитель и восстановитель:

1) Cu + И2804(конц.) ^ CuS04 + S02 + H20;

2) C02 + H20 ^ H2C03;

3) S + K0H ^ K2S + K2S03 + H20;

4) K2S03 ^ K2S + K2S04;

5) CaC03 ^ Ca0 + C02;

6) Na2Si03 + H20 ^ NaHSi03 + Na0H.

4. В указанных реакциях расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель, определите тип окислительно-восстановительной реакции:

1. Zn + Ш03(разб.) ^ Zn(N03)2 + NH4N03 + H20;

2. Ca(0H)2 + CI2 ^ Ca(Cl0)2 + CaCb + H20;

3. Al + Na0H + H20 ^ H2t + Na3[Al(0H)6];

4. Mn02 + KCl03 + K0H ^ K2Mn04 + KCl

+ H20;

5. MnS04 + Pb02 + HN03 ^ HMn04 + Pb(N03)2 + PbS04 + H20;

6. As2S3 + HN03 + H20 ^ H3As04 + H2S04 + N0.

Задания для текущего контроля

1. Расставить коэффициенты в уравнениях

окислительно-восстановительных реакций

методом электронного баланса, указать окислитель и восстановитель:

а) MnS04 + KCl03 + K0H ^ K2Mn04 + K2S04 + KCl +H20;

б) P + Na0H + H20 ^ NaH2P02 + PH3.

2. Закончить уравнение окислительно-восстановительной реакции, расставить коэффициенты методом электронного баланса, указать тип данной реакции:

H2S + Cl2 + H20 ^ H2S04 + ... .

Задания для теста

Дайте один правильный ответ.

1. Степень окисления хрома +6 в соединении:

1)Cr2(S04)3; 2)K2Cr207; 3)Cr203; 4)KCr(S04)2.

2. Процесс окисления отражен схемой:

1) Mn04" ^ Mn042"; 3) Mn02 ^ Mn2+;

2) Mn04" ^ Mn02; 4) Mn2+ ^ Mn02.

3. Восстановительные свойства железо проявляет в реакции:

1) Fe0 + H2 S04 ^ 3) 2FeCl2 + Cl2 ^

FeS04 + H20; 2FeCl3;

2) Fe(0H)2 + 2HCl ^ 4) FeCl2 + 2Na0H ^

FeCl2 + 2H20; Fe(0H)2 + 2NaCl.

4. Окислителями являются все вещества в ряду:

1) Cl2, KN02 , NH3; 3) HCl, 02 , HN03;

2) F2, KMn04, HN03; 4) H2, NH3, H202.

5. Окислительно -восстановительную двойственность проявляет вещество:

1) Na2S; 2) Na2S04; 3) ^S04; 4) Na2S03.

6. Окислительно-восстановительная реакция 4Na2S03 ^ Na2S + 3Na2S04 является:

1) внутримолекулярной ОВР;

2) реакцией диспропорционирования;

3) межмолекулярной ОВР;

4) реакцией контрдиспропорционирования.

7. Коэффициент перед формулой окислителя в уравнении реакции

KMn04 + Na2S03 + H2S04 = K2S04 + Na2S04 + MnS04 + H20 равен:

1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5.

8. Коэффициент перед формулой восстановителя в уравнении реакции

K2Cr207 + H202 + H2S04 = K2S04 + Cr2(S04)3+ H20 равен:

1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5.

III. Тема «Приготовление растворов»

Задание для лабораторного эксперимента

Приготовление раствора по навеске твердого вещества

Реактивы: кристаллогидраты, дистиллированная вода.

Посуда и приборы: мерная колба на 250 мл, коническая воронка, мерный цилиндр на 250 мл, набор ареометров.

Выполнение работы:

Получите задание у преподавателя и перепишите его в лабораторную тетрадь.

1. Рассчитайте количество твердого вещества, необходимое для приготовления раствора указанной концентрации.

2. Взвесьте на весах на часовом стекле навеску указанного вещества с точностью до

0,01 г (навеску готовит лаборант).

3. Вставьте в мерную колбу воронку и осторожно высыпьте через нее отмеренное количество вещества. Остатки вещества со стенок воронки смойте в колбу небольшими порциями дистиллированной воды.

4. Добавьте в колбу немного (примерно 20-30 мл) дистиллированной воды и перемешайте содержимое колбы до полного растворения твердого вещества. Если вещество не растворилось, снова добавьте в колбу небольшую порцию дистиллированной воды и тщательно перемешайте.

5. После полного растворения вещества осторожно доведите объем воды до метки на горлышке колбы. Затем плотно закройте отверстие колбы пробкой. Перемешайте полученный раствор, многократно переворачивая колбу вверх дном и придерживая пробку.

6. Перелейте полученный раствор в мерный цилиндр.

7. Проверьте точность приготовленного раствора - измерьте его плотность с помощью ареометра. Результат измерений запишите в лабораторный журнал.

8. Выполните остальные расчеты, указанные в задании.

Примеры заданий Вариант 1

1. Приготовить 250 мл 6 %-ного раствора ВаС12 с плотностью 1,052 г/мл, используя для этого кристаллогидрат ВаС122Н2О. Измерить плотность полученного раствора. Найти мо-лярность, нормальность полученного раствора и мольную долю в нем хлорида бария. Использовать приготовленный раствор для задания № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Из 6 %-ного раствора ВаС12 методом разбавления приготовить 250 мл 2 %-ного раствора с плотностью 1,015 г/мл. Измерить плотность полученного раствора.

Вариант 2

1.Приготовить 250 мл 6 %-ного раствора CuSO4 с плотностью 1,062 г/мл, используя для этого кристаллогидрат CuS04•5Н20. Измерить плотность полученного раствора. Найти мо-ляльность, нормальность полученного раствора и титр. Использовать приготовленный раствор для задания № 2.

2. Из 6%-ного раствора CuSO4 методом разбавления приготовить 250 мл 4 %-ного раствора с плотностью 1,040 г/мл. Измерить плотность полученного раствора.

Задания для самостоятельной работы

Самостоятельная работа №1

В 1 кг воды растворено 666 г КОН; плотность раствора равна 1,395 г/мл. Найти:

а) массовую долю (процентную концентрацию) КОН; б) молярность;

в) моляльность; г) мольную долю щелочи.

1. Определить массовую долю (процентную концентрацию) CuSO4 в растворе, полученном при растворении 50 г медного купороса CuSO4 5Н2О в 450 г воды.

2. В каком объеме 1 М раствора и в каком объеме 1 н. раствора содержится 114 г сульфата алюминия А12^О4)3?

3. Для получения в лаборатории водорода при взаимодействии цинка и кислоты применяется раствор Н^О4, приготовленный из 1 объема кислоты плотностью 1,84 г/мл и 5 объемов воды. Какова процентная концентрация этого раствора?

4. Сколько воды нужно выпарить из 500 г 5 %-ного раствора хлорида натрия для получения 20 %-ного раствора?

Самостоятельная работа №2

1. Дайте определение понятиям:

а) раствор, растворитель, растворенное вещество;

б) концентрация раствора, молярная концентрация, массовая доля;

в) моляльная концентрация;

г) коллигативные свойства растворов.

2. Решите задачи по теме «Концентрация раствора»:

1. В 1 кг воды растворено 333 г гидроксида натрия; плотность раствора равна 1,275 г/мл. Найдите: а) массовую долю №ОН; б) моляр-ность раствора; в) моляльность раствора.

2. Сколько граммов карбоната натрия №2СО3 нужно взять для приготовления: а) 3 литров 15 %-ного по массе раствора с плотностью 1,105 г/мл; б) 2 литров 0,5 молярного раствора?

3. Определите массовую долю вещества в растворе, полученном смешиванием 300 г 25 %-ного и 400 г 40 %-ного растворов этого вещества.

4. Плотность 40 %-ного раствора азотной кислоты равна 1,25 г/мл. Рассчитайте моляр-ность этого раствора.

5. Решите задачи по теме «Коллигативные свойства раствора»:

1). Чему равно осмотическое давление 0,5 М водного раствора глюкозы С6Н12О6 при 25оС?

2). На сколько градусов повысится температура кипения воды, если в 100 г воды растворить 9 г глюкозы С6Н12О6?

3). При какой температуре будет кристаллизоваться 40 %-ный по массе водный раствор этилового спирта С2Н5ОН?

4). В радиатор автомобиля налили 9 л воды и прибавили 2 л метилового спирта СН3ОН, плотность которого составляет 0,8 г/мл. При какой температуре можно после этого оставлять автомобиль зимой на открытом воздухе, не опасаясь, что вода в радиаторе замерзнет?

Задания для текущего контроля

1. В каком объеме 1 н. раствора содержится 114 г сульфата алюминия?

2. Вычислить молярность и титр 9 %-ного раствора сахарозы С12Н22О11, если плотность указанного раствора составляет 1,105 г/мл.

3. Сколько миллилитров 30 %-ного раствора гидроксида калия с плотностью 1,3 г/мл нужно взять, чтобы методом разбавления приготовить 2 л 0,5 М раствора?

Задания для теста

Дайте один правильный ответ.

1. Молярная концентрация показывает:

1) массу вещества в 100 г раствора;

2) количество эквивалентов вещества в 1 литре раствора;

3) количество растворенного вещества в 1 литре раствора;

4) количество растворенного вещества в 1 кг растворителя.

2. 10,6 г карбоната натрия растворили в 0,5 л воды. Молярная концентрация полученного раствора равна:

1) 0,1; 2) 0,2; 3) 0,3; 4) 0,4.

3. Моляльная концентрация показывает соотношение:

1) массы вещества и массы раствора;

2) количества эквивалентов растворенного вещества и объема раствора;

3) количества растворенного вещества и объема раствора;

4) количества растворенного вещества и массы растворителя.

4. В 2 кг воды растворили 5,85 г хлорида натрия. Моляльность раствора равна:

1) 2,925; 2) 0,029; 3) 0,5; 4) 0,05.

5. В 240 г воды растворили 0,1 моль серной кислоты. Массовая доля кислоты (%) в полученном растворе равна:

1) 4,08; 2) 5,42; 3) 3,92; 4) 2,55.

6. Смешали 100 мл раствора с массовой долей азотной кислоты 10 % (р = 1,056) с 100 мл раствора с массовой долей 30 % (р = 1,184). Массовая доля азотной кислоты в полученном растворе (%) равна:

1) 10,0; 2) 20,0; 3) 20,57; 4) 23,04.

7. Для приготовления 400 г 10 %-ного рас-

твора сульфата меди (II) из CuSO4•5H2O требуется ________г кристаллогидрата:

1) 62,57; 2) 40,00; 3) 31,26; 4) 78,53.

8. Для приготовления 0,1 М раствора гидроксида натрия из 250 мл 0,25М раствора

нужно добавить_________мл воды:

1) 100; 2) 150; 3) 200; 4) 250.

Библиографический список

1. ГлинкаН.Л. Общая химия. М.: Интеграл-пресс, 2006.

2. Глинка Н.Л. Сборник задач и упражнений по общей химии. М.: Интеграл-пресс, 2006.

3. Коровин Н.В. Общая химия. М.: Высшая школа, 2005.

4. Коровин Н.В., Мингулина Э.И., Рыжова Н.Г. Лабораторные работы по химии. М.: Высшая школа, 1998.

5. Лидин Р.А., Савинкина Е.В., Рукк Н.С. и др. Тестовые задания по общей и неорганической химии с решениями и ответами. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

THE TEACHING DISCIPLIN «CHEMISTRY» FOR STUDENTS OF GEOGRAPHY FACULTY

N.K. Mochalova, M.G. Kotomtseva

Perm State University. 15, Bukireva st., Perm, 614990 E-mail: [email protected]

The article is devoted to teaching the subject «Chemistry» for students of non-chemical specialties at the Department of Inorganic Chemistry. Examples of tasks for the laboratory and independent verification of work and the tests are offered.

Keywords: teaching chemistry; non-chemical specialties; laboratory practice; independent work; the current control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.