Научная статья на тему 'Заочное тестирование по химии в рамках VII конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»'

Заочное тестирование по химии в рамках VII конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» Текст научной статьи по специальности «Химические науки»

CC BY
235
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по химическим наукам, автор научной работы — Мельник А. А.

Конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» проводится для школьников 7-11 классов с 2005 года. В рамках конкурса школьники могут пройти заочное тестирование по теоретическим вопросам выбранной темы исследования. Тестирование позволит участникам конкурса проверить свою подготовку по теоретической части темы исследования, а это в свою очередь может сыграть положительную роль во время защиты работы на конференции при ответах вопросы конкурсного жюри. Кроме того, участие в заочном тестировании напоминает сдачу ЕГЭ и ГИА. Тестирование проводится на сайте конкурса http://www.eco-konkurs.ru. Участникам предлагается выполнить задания: группы «А» – 1 правильный ответ из 4, группы «Б» – 2 правильных ответа из 4, группы «В», группы «Г» – вписать недостающее слово в определение, закончить фразу. В 2011-2012 учебном году школьники в рамках VII конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» проходили заочное тестирование по химии. Тест «Химия-9» прошло 20 школьников, средний балл –42,15 (max 50), тест «Химия-11»: прошло14 школьников, средний балл – 37,2 (max 50). Как показали результаты, у школьников вызвали затруднения некоторые задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заочное тестирование по химии в рамках VII конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»»

ЗАОЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ХИМИИ В РАМКАХ VII КОНКУРСА «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

© Мельник А.А.*

Учебный центр ЗАО «Крисмас+», г. Санкт-Петербург

Конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» проводится для школьников 7-11 классов с 2005 года. В рамках конкурса школьники могут пройти заочное тестирование по теоретическим вопросам выбранной темы исследования. Тестирование позволит участникам конкурса проверить свою подготовку по теоретической части темы исследования, а это в свою очередь может сыграть положительную роль во время защиты работы на конференции при ответах вопросы конкурсного жюри. Кроме того, участие в заочном тестировании напоминает сдачу ЕГЭ и ГИА. Тестирование проводится на сайте конкурса http://www.eco-konkurs.ru.

Участникам предлагается выполнить задания: группы «А» - 1 правильный ответ из 4, группы «Б» - 2 правильных ответа из 4, группы «В», группы «Г» - вписать недостающее слово в определение, закончить фразу.

В 2011-2012 учебном году школьники в рамках VII конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» проходили заочное тестирование по химии. Тест «Химия-9» прошло 20 школьников, средний балл -42,15 (max 50), тест «Химия-11»: прошло14 школьников, средний балл -37,2 (max 50). Как показали результаты, у школьников вызвали затруднения некоторые задания.

Неорганическая химия

Строение атома.

В задании необходимо назвать ион, которому соответствует электронная конфигурация 1s22s22p63s23p6. Из перечисленных вариантов это S2- (вариант «b»). Некоторые участники тестирования указали неверный вариант «с» -Al3+. У этого иона электронная конфигурация 1s22s22p6.

Участники тестирования успешно справились с некоторыми заданиями, указав, что атомы химических элементов бора и алюминия имеют одинаковое число электронов во внешнем электронном слое, а также указав верное число электронов во внешнем электронном слое атома, ядро которого содержит 8 протонов (6).

Гидролиз солей.

Как показали результаты тестирования, у школьников вызывают затруднения понятия «гидролиз по катиону», «гидролиз по аниону», «полный гид-

* Заместитель руководителя.

ролиз». Так, в ответах участники ошибочно указывали, что гидролизуются соли: NaF, СаС12, K2SO4, КВг. Также участники ошибочно указывали, что AgNO3 и Na2CO3 гидролизуются по катиону и аниону одновременно.

На вопрос «Каково отношение к гидролизу сульфида алюминия: ...» некоторые участники выбирали ответы «не гидролизуется» и «гидролизуется по аниону». Сульфид алюминия образован слабыми кислотой и основанием, поэтому правильный ответ «гидролизуется по катиону и аниону», в другом задании некоторые участники ошибочно указали, что соли Fe2(SO4)3 и (NH4)2CO3. подвергаются полному гидролизу.

Задание «Щелочную реакцию среды имеют растворы.» имеет два правильных варианта ответаиз предложенных: Na2CO3 и Rb2S. Некоторые участники выбирали неверные варианты CsQ и KCЮ4. Карбонат натрия и сульфид рубидия образованы сильным основанием и слабой кислотой, поэтому реакция раствора щелочная. А хлорид цезия и хлорат калия образованы сильными основанием и кислотой.

Тип химической связи и тип кристаллической решетки.

В задании «Веществом с ковалентной полярной связью является: ...» ошибочно выбирали вещества NaBr и CaQ2, для которых характерна ионная связь.

В задании «Ионную кристаллическую решетку имеет ...» из предложенных вариантов участники тестирования ошибочно выбирали ответы «хлор» и «хлорид фосфора (III)».

Степень окисления.

В задании «Наименьшую степень окисления хром имеет в соединении: .» ошибочно выбирали К2СгО4, где степень окисления хрома +6, и Cr2(SO4)3, где степень окисления хрома +3 (правильный ответ - СгёО4, где у хрома степень окисления +2).

Многие участники неправильно вычислили степень окисления азота в гидроксиламине КИ2ОИ, называя варианты -3 и -2. Правильный ответ: степень окисления равна (-1).

В задании «Атомы азота и углерода имеют одинаковую степень окисления в соединениях ...» было приведено по два варианта соединений углерода и азота: а) КН3, Ь) СО, с) ^2 и d) СС14. В этомзадании нужно было выбрать варианты с и d, поскольку в диоксиде азота и четыреххлористом углероде у азота и углерода одинаковая степень окисления +4. Однако некоторые участники ошибочно указывали варианты а и d (т.е. соединения КН3 и СС14), Ь и d (т.е. соединения СО и СС14), а и Ь (т.е. соединения КН3 иСО).

В одном из заданий участникам тестирования требовалось указать формулу соединения, в котором степени окисления химических элементов равны -3 и +1. Некоторые участники тестирования из предложенных вариантов выбрали №3 (фторид азота). Однако, фтор является элементом с самым большим значением электроотрицательности, поэтому степень окисления фтора в соединениях равна -1, значит, степень окисления азота равна +3.

Качественный и количественный состав неорганических соединений.

В одном из заданий к средним солям участники причисляли NaH2PO4 и KHS, которые относятся к кислым.

В задании «Химическое соединение состава К2Э03 образует каждый из двух элементов: ...» некоторые участники тестирования ошибочно выбирали ответ «азот и сера». Действительно, существует соединение состава K2SO3, однако соединение K2NO3 не существует. Правильный ответ на этот вопрос -углерод и сера, образующие соединения K2CO3 и K2SO3.

Для установления качественного состава раствора хлорида аммония некоторые участники тестирования предлагали использовать раствор нитрата бария, который не является реагентом ни на катион аммония, ни на хлорид-ион.

Все участники тестирования дали верные ответы в заданиях:

- значение массовой доли кислорода в силикате магния.

- верно указали сложное вещество

- назвали реактивы, необходимые для установления качественного состава серной и соляной кислот.

Кислотно-основные свойства неорганических соединений.

При ответе на вопрос «Верны ли следующие суждения о магнии и его соединениях? А. Магний реагирует и с кислотами, и со щелочами. Б. Оксид магния является основным оксидом» часто выбирали вариант «верны оба суждения», забывая, что магний не реагирует со щелочами. К тому же можно заметить, что два суждения явно противоречат друг другу: если бы магний реагировал и с кислотами, и со щелочами, то оксид магния также бы обладал амфотерными свойствами. В данном вопросе верным является только утверждение Б.

В задании «Общим свойством меди и железа является их способность растворяться в .» из ответов выбирали разбавленную серную кислоту и раствор щелочи. Но медь не реагирует с разбавленной серной кислотой, а со щелочью не реагируют, ни железо, ни медь. Из предложенных вариантов ответов правильным был «в азотной кислоте».

В задании «Гидроксид натрия взаимодействует с каждым из двух веществ: ...» участники ошибочно выбрали все неправильные варианты: a) MgO и HCl, b) NH3 и SO3, c) H2S и KNO3. Из предложенных вариантов ответов правильным был d: HNO3 и Al.

Химические реакции между неорганическими веществами и условия их протекания.

В задании «C водой при обычных условиях реагирует ...» ошибочно выбирали оксид азота (II) и оксид железа (II). Из предложенных вариантов ответов правильным был оксид азота (IV).

В одном из заданий некоторые участники утверждали, что химическая реакция возможна между NaOH и K3PO4, а другие - между HCl и Ba(NO3)2. Из предложенных вариантов ответов правильным был «между Zn и CuCl2».

В задании «Каждое из перечисленных веществ H2O и Cl2 взаимодействует с веществом: .» некоторые участники отвечали «с кислородом». Из предложенных вариантов ответов правильным был d: с натрием.

В схеме превращений Siö2 ——^ К2БЮЪ ——^ Н2БЮЪ некоторые школьники утверждали, что веществами «X» и «Y» могут быть соответственно b) K2SO4 и H2O и d) KCl и CO2. Из предложенных вариантов ответов правильным был c: KOH и HCl.

Некоторые участники ошибочно полагали, что разбавленная серная кислота может реагировать с серебром Ag и оксидом кремния SiO2. Правильные ответы на этот вопрос - Ba(NO3)2 и Fe2O3.

В задании «И серная кислота, и гидроксид калия способны реагировать с. » участники ошибочно выбирали варианты «с водородом» и «с оксидом магния». Правильные варианты ответов - «с гидроксидом алюминия» и «с цинком»

В задании «Алюминий взаимодействует со следующими веществами.» из 4 предложенных вариантов правильными было три: Fe2O3, HNO3 (р-р) и NaOH^-р). Единственный неверный вариант P2O3 некоторые участники тоже выбрали.

Среди веществ, реагирующих с кислородом при обычных условиях, некоторые участники выбирали веществ кислород, а он азотом при обычных условиях не реагирует, а реагирует с натрием.

Некоторые участники тестирования ошибочно посчитали, что оксид меди (II) и хлорид бария взаимодействует при обычных условиях с кремниевой кислотой.

Указанное некоторыми участниками вещество хлорид меди (II) CuCl2 не вступает в химическую реакцию с оксидом цинка.

Аммиак, указанный некоторыми участниками тестирования, нельзя получать методом собирания над водой.

Все участники успешно справились со следующими заданиями по этой тематике:

- выбрали из предложенных вариантов вещество, взаимодействующее с сульфатом меди,

- выбрали из предложенных вариантов вещество, реагирующее с раствором гидроксида калия,

- из предложенных вариантов указали 2 вещества, образующиеся при взаимодействии гидроксида железа(П) с раствором серной кислоты.

Окислительно-восстановительные реакции.

В задании «Изменению степени окисления Fe+2^Fe3 соответствует схема: ...» некоторые участники выбирали вариант ответа «Fe3O4 + HI^FeI2 + + I2 + H2O». Это неправильный ответ, поскольку в соединении Fe3O4 железо находится в степенях окисления +2 и +3. Правильный вариант ответа b: FeCl2 + C^FeC^.

В одном из зданий некоторые участники тестирования ошибочно причисляли к окислительно-восстановительным следующие реакции: хлорида натрия (твердого) с концентрированной серной кислотой и димеризации оксида азота (IV). Остальные два ответа являлись правильными. Это реакции алюминия с разбавленной азотной кислотой и оксида марганца (IV) с соляной кислотой.

В задании «При взаимодействии Си804 и К1 среди продуктов реакции образуются.» участники должны были выбрать «Си1» и «12». Реакция сульфата меди и иодида калия является окислительно-восстановительной, где медь выступает окислителем, а иод - восстановителем. Некоторые участники ошибочно указывали, что образуется соединение Си12.

В одном из заданий необходимо было выбрать из 4 вариантов химических реакций только те, в которых сера является восстановителем.

Многие участники успешно справились с этим заданием, указав 2 верных варианта, однако некоторые, наряду с верным вариантом, указали неверный.

Из представленных в одном из заданий химических реакций участники тестирования выбрали реакцию, где сера является не восстановителем, как требовалось по условию, а окислителем.

Электролитическая диссоциация.

Некоторые участники считают слабыми электролитами соляную кислоту и гидроксид натрия. Из предложенных вариантов ответов правильным была сероводородная кислота.

Участники успешно справились с другими заданиями по данной теме:

- из списка веществ выбрали неэлектролит,

- верно указали класс неорганических веществ, диссоциирующие с образованием катионов металла и анионов кислотного остатка,

- верно указали сокращенное ионное уравнение, соответствующее реакции между нитратом бария и серной кислотой.

Скорость химических реакций.

Задание, с которымбольшинство участниковне справилось, звучит так: «С наибольшей скоростью соляная кислота взаимодействует с ...». Участники выбирали варианты: с металлическим цинком, с металлическим железом, с твёрдым карбонатом железа (II), но никто не выбрал правильный ответ: с раствором гидроксида натрия. Первые три вещества являются твердыми, соответственно реакция идет на границе твердой фазы и раствора. А в случае с раствором гидроксида натрия реакция идет в однородной (гомогенной) среде, где степень диффузии, а соответственно, и скорость реакции самая высокая.

Периодический закон и периодическая система.

На вопрос: «В каком ряду химические элементы расположены в порядке возрастания их атомного радиуса?...» ошибочно выбирали ответ «Ы, Ве,

В, С». Но в периоде слева направо радиус атомов уменьшается. Правильный ответ - ± Е, С1, Вг, I, поскольку в группах сверху вниз радиус атомов увеличивается.

В задании «Изменение свойств от металлических к неметаллическим происходит в ряду...» все участники тестирования указали верный вариант ответа: Mg ^ Л1^ 81.

Все участники тестирования верно указали, что:

- неметаллические свойства фосфора выражены сильнее, чем неметаллические свойстваалюминия.

- в ряду химических элементов As - Р - увеличивается электроотрицательность и усиливаются кислотные свойства их высших оксидов.

В некоторых заданиях участники давали неполные ответы:

«В ряду химических элементов № - Mg - Л1» указывали только «увеличивается число электронов во внешнем электронном слое», при этом не называя «уменьшается радиус атомов».

Промышленные способы получения металлов.

Некоторые участники тестирования полагали, что из приведенных суждений о промышленных способах получения металлов (А. В основе пирометаллургии лежит процесс восстановления металлов из руд при высоких температурах.Б. В промышленности в качестве восстановителей используют оксид углерода (II) и кокс.) верным является только суждение под буквой Б. На самом деле оба суждения являются врными.

Органическая химия

В ответе на один из вопросов некоторые участники изомером 2-метил-пропанола-1 назвали вещество 2-метилбутанол-1. Однако оно является гомологом, поскольку отличается группой СН3. Правильный ответ - метили-зопропиловый эфир

Некоторые участники тестирования полагают, что только с-связи присутствуют в молекуле бутена-2. Однако, это непредельный углеводород, содержащий в молекуле не только с-, но и я-связи. Из предложенных вариантов ответов правильным был ± изобутан.

Некоторые участники тестирования полагают, что при восстановлении глюкозы образуется кислота. Но глюкоза содержит альдегидную группу, поэтому кислота может образоваться при окислении. А при восстановлении альдегидной группы образуется спирт.

В схеме превращений: этаналь ^ X ^ этилацетат некоторые участники тестирования полагают, что веществом «Х» является ацетат натрия, ацетилен. Из предложенных вариантов ответов правильным был а: этановая кислота.

В задании «Взаимодействие метановой кислоты с этанолом относится к реакциям.» из предложенных вариантов школьники в основном выбирали

«присоединения», что является неправильным ответом. Правильный ответ -с: этерификации.

Некоторые участники тестирования ошибочно причисляли к классу спиртов соединения глицин (на самом деле это аминокислота) и толуол (ароматический углеводород). Правильными ответами были «глицерин» и «бутанол-1».

В одном из заданий тестирования из предложенных вариантов а) этан, Ь) 2-метилпропан, с) бутан, ф метан нужно было выбрать изомеры. Среди перечисленных веществ изомерами являются два вещества: 2-метилпропан и бутан. Некоторые участники ошибочно полагали, что изомерами являются вещества 2-метилпропан и метан.

Задание «Взаимодействие пропена и хлороводорода протекает.» предполагает выбор всех правильных характеристик реакции. Правильных вариантов ответов было два: «с разрывом я-связи в молекуле пропена» и «без катализатора». Некоторые участники ошибочно указывали еще вариант «по цепному радикальному механизму».

Общая химия

Все участники тестирования вено указали сумму коэффициентов в уравнении реакции между оксидом натрия и оксидом фосфора (V).

Не все участники тестирования выбрали рисунок, показывающий правильное нагревание жидкости в пробирке.

В заданиях группы Г необходимо решить расчетную задачу, либо завершить фразу или определение.

Не всем участникам тестирования удалось дать верный ответ на условие задачи:

К 200 г раствора серной кислоты с массовой долей 12,25% прилили избыток раствора нитрата бария. Определите массу выпавшего осадка.

Решение задачи:

И2804 + Ва(Шз)2 = Ва804+ 2ИШз

Рассчитаем массу и количество вещества серной кислоты, содержащейся в растворе:

т (И2804) = 200 гх 0,1225 = 24,5 г. п(И2804) = 24,5 / 98 = 0,25 моль

Определим массу вещества, выпавшего в осадок.

По уравнению реакции n(BaSO4) = п(И2804) = 0,25 моль.

т(Ва804) = 0,25 моль х 233 г/моль = 58,25 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОТВЕТ: m(BaSO4) = 58,25 г.

Некоторые участники давали неверный ответ 1 г.

С заданием «. - это химические реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ, реализующихся путём перераспределения электронов между атомом-окислителем и атомом-восстановителем» все участники тестирования справились успешно, дав правильный ответ «окислительно-восстановительные реакции».

Все участники тестирования знают, что самым легкоплавким металлом (имеющим самую низкую температуру плавления) является ртуть.

Некоторые участники тестирования полагают, что явление, когда один и тот же элемент образует несколько простых веществ, называется «изомерия».

Правильнымявляется ответ «аллотропия». Изомерия - это явление, заключающееся в существовании химических соединений, одинаковых по составу и молекулярной массе, но различающихся по строению или расположению атомов в пространстве и, вследствие этого, по свойствам.

Химическое и электрохимическое разрушение металлов и их сплавов в результате воздействия на них окружающей среды все участники тестирования верно назвали коррозией.

Количество атомов водорода кислот, способных замещаться на металл, называется основностью. С этим заданием большинство участников справились успешно. Некоторые участники дали ответы «кислоты», «неорганические кислоты».

Подробный разбор всех ошибок приведен в пособии на сайте конкурса http://www.eco-konkurs.ru.

Список литературы:

1. Варианты заданий олимпиад по химии Санкт-Петербурга, Пермского края, Казахстана.

2. Мельник А.А. Заочное тестирование в рамках VII конкурса исследовательских работ школьников «Инструментальные исследования окружающей среды». Задания и ответы. - СПб.: Крисмас+, 2012. - 130 с.

3. Тесты. Варианты и ответы централизованного тестирования, 11 класс -М.: Центр тестирования МО РФ, 2003. - 337 с.

4. Тесты. Варианты и ответы централизованного (абитуриентского) тестирования. - М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2005. - 382 с.

5. Тесты. Варианты и ответы централизованного (абитуриентского) тестирования. - М: ООО «РУСТЕСТ», 2006. - 381 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.