«Профессиональная ориентация» ^^ ISSN 2411-2550
2024, №1 ч.1. 11Дгн11И1 Мй www.careerjourney.ru
УДК 372.8
Беляева О.Н.
Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия
Сравнительный анализ уроков - практикумов на базовом и углубленном уровне при изучении химии в 8 классе
Аннотация: в работе приведен сравнительный анализ изменений по практическим работам на двух уровнях обучения - базовом и углубленном, выделены особенности организации уроков - практикумов согласно новым требованиям. Ключевые слова: методика обучения химии, практикум по химии, урок, базовый уровень, углубленный уровень.
Научный руководитель - Е.Г. Нелюбина
Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений автора под редакцией О.С. Габриеляна, допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации построена на основе концентрического подхода. [1, 2] Одной из ведущих идей предлагаемого курса является: «наука и практика взаимосвязаны: требования практики — движущая сила развития науки — обусловлены достижениями науки».
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, учит школьников безопасному и грамотному обращению с веществами на уроках, в быту и на производстве. Практические работы сгруппированы в блоки -химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля над качеством знаний.
Исходя из тематического планирования по программе О.С. Габриеля от 2011 года, мы выделили небольшую часть, в которой дана характеристика темы «Простейшие операции с веществами» (таб. 1.).
«Профессиональная ориентация»
2024, №1 ч.1.
ISSN 2411-2550
www.careerjourney.ru
Таблица 1. Элемент календарно-тематического планирования по теме V «Практикум №1 «Простейшие операции с веществом»» (5 ч) по программе _О.С. Габриеляна_
Тема урока Цели и задачи Тип Мето- Кон- Эксперимент/ д/з
(понятия) урока, ды троль Наглядность
форма
урока
Практическая Практ- ЧП, Проверка Лабораторное ПР
работа №1 уметь: икум МПИ ПР оборудование. №2
«Правила ТБ при обращаться с
работе в лабораторным
химическом оборудованием;
кабинете. соблюдать
Приемы правил техники
обращения с безопасности;
лабораторным проводить
оборудованием и простые
нагревательными химические
приборами» опыты;
Практическая выполнять Практ- ЧП, Проверка Реакция ПР
работа №2 химический икум МПИ ПР горения. №3
«Наблюдения за эксперимент
изменениями, наблюдать за
происходящими химическими
с горящей процессами и
свечой, и их оформлять
описание.» результаты
Практическая наблюдений; Практ- ЧП, Проверка Приготовление ПР
работа №3 икум МПИ ПР раствора №4
«Анализ почвы и использовать: почвы.
воды» приобретённые
Практическая знания и Практ- ЧП, Проверка Реакции ПР
работа №4 умения в икум МПИ ПР горения, №5
«Признаки практической разложения,
химических деятельности и получения
реакций» повседневной газов, осадков
Практическая жизни. Практ- ЧП, Проверка Приготовление Зад
работа №5 икум МПИ ПР раствора ан
«Приготовление сахара ие
раствора сахара в
и определение тет
массовой доли рад
его в растворе» и
Исходя из таблицы 1, можно сделать вывод о том, что до 2023 года на данную тему отводится 5 часов и практикум был выделен как отдельный раздел в учебной программе.
В связи с ведением в 2023 году новых федеральных государственных образовательных программ по предметам школьного курса обучения, изменения коснулись и такого предмета как химия. Проанализировав нормативные документы, было установлено, что:
- химия может изучаться начиная с 8 класса как базовый курс, так и углубленный курс;
- практикум по теме «Простейшие операции с веществами», включенный ранее в программу курса химии, был частично оставлен при изучении химии как на базовом так и на углубленном уровне;
- при изучении химии на современном этапе практикум «Простейшие операции с веществами» разделен во времени, т.е. он в структуре программы обеих уровней не выделен как отдельный элемент обучения -практикум и вместо 5 практических работ теперь состоит из 2 практических работ, которые проводятся после изучения определённых тем школьного курса химии в течение 1 четверти обучения.
В таблице 2 представлен сравнительный анализ тематического планирования по химии на базовом и углубленном уровне, с выделением часов, отводимых на уроки-практикумы в 8 классе при изучении основ химии.
Таблица 2. - Сравнительный анализ уроков-практикумов на базовом и углубленном уровне при изучении химии в 8 классе (программа О.С. Габриеляна)_
углубленный уровень базовый уровень
№ урока Название темы урока Кол-во часов № урока Название темы урока Кол-во часов
7 Практическая работа № 1 по теме "Правила работы в лаборатории и приёмы обращения с лабораторным оборудованием" 1 3 Практическая работа № 1 «Правила работы в лаборатории и приёмы обращения с лабораторным оборудованием» 1
10 Практическая работа № 2 по теме "Разделение смесей (на примере очистки поваренной соли)" 1 5 Практическая работа № 2 «Разделение смесей (на примере очистки поваренной соли)» 1
Из данных представленных в таблице 2 можно сделать вывод, что при изучении химии в 8 классе сокращение часов на практические работы не обосновано, как по целесообразности, так и по количественному соотношению:
- на углубленном уровне в 1 четверти 40 часов из них 2 урока практикума (5%);
- на базовом уровне в 1 четверти 10 часов из них 2 урока практикума (20%);
Этого недостаточно, что бы сформировать у обучающихся практических навыков в проведении простых химических операций.
Структура программ по химии школьного курса предусматривает определенный перечень демонстрационных, лабораторных опытов, имеющих чаще всего иллюстративный характер, поэтому тот не большой набор практических работ, включенный в современную образовательную программу должен проводиться на высоком методическом уровне.
Библиографический список
1. Габриелян О.С., Ватлина Л. П. Химический эксперимент в школе. М.: Дрофа. 2015. 224с.
2. Габриелян, О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян.-11-е изд. стереотип.- М.: Дрофа, 2023.-286 с.
Информация об авторе:
Беляева Ольга Николаевна, студент 6 курса заочной формы обучения направления подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки, направленность (профиль): «Биология» и «Химия», ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.
Научный руководитель:
Нелюбина Елена Георгиевна, к.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.