Научная статья на тему 'Сравнительный анализ уроков – практикумов на базовом и углубленном уровне при изучении химии в 8 классе'

Сравнительный анализ уроков – практикумов на базовом и углубленном уровне при изучении химии в 8 классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика обучения химии / практикум по химии / урок / базовый уровень / углубленный уровень.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева О.Н.

в работе приведен сравнительный анализ изменений по практическим работам на двух уровнях обучения – базовом и углубленном, выделены особенности организации уроков – практикумов согласно новым требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ уроков – практикумов на базовом и углубленном уровне при изучении химии в 8 классе»

«Профессиональная ориентация» ^^ ISSN 2411-2550

2024, №1 ч.1. 11Дгн11И1 Мй www.careerjourney.ru

УДК 372.8

Беляева О.Н.

Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия

Сравнительный анализ уроков - практикумов на базовом и углубленном уровне при изучении химии в 8 классе

Аннотация: в работе приведен сравнительный анализ изменений по практическим работам на двух уровнях обучения - базовом и углубленном, выделены особенности организации уроков - практикумов согласно новым требованиям. Ключевые слова: методика обучения химии, практикум по химии, урок, базовый уровень, углубленный уровень.

Научный руководитель - Е.Г. Нелюбина

Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений автора под редакцией О.С. Габриеляна, допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации построена на основе концентрического подхода. [1, 2] Одной из ведущих идей предлагаемого курса является: «наука и практика взаимосвязаны: требования практики — движущая сила развития науки — обусловлены достижениями науки».

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, учит школьников безопасному и грамотному обращению с веществами на уроках, в быту и на производстве. Практические работы сгруппированы в блоки -химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля над качеством знаний.

Исходя из тематического планирования по программе О.С. Габриеля от 2011 года, мы выделили небольшую часть, в которой дана характеристика темы «Простейшие операции с веществами» (таб. 1.).

«Профессиональная ориентация»

2024, №1 ч.1.

ISSN 2411-2550

www.careerjourney.ru

Таблица 1. Элемент календарно-тематического планирования по теме V «Практикум №1 «Простейшие операции с веществом»» (5 ч) по программе _О.С. Габриеляна_

Тема урока Цели и задачи Тип Мето- Кон- Эксперимент/ д/з

(понятия) урока, ды троль Наглядность

форма

урока

Практическая Практ- ЧП, Проверка Лабораторное ПР

работа №1 уметь: икум МПИ ПР оборудование. №2

«Правила ТБ при обращаться с

работе в лабораторным

химическом оборудованием;

кабинете. соблюдать

Приемы правил техники

обращения с безопасности;

лабораторным проводить

оборудованием и простые

нагревательными химические

приборами» опыты;

Практическая выполнять Практ- ЧП, Проверка Реакция ПР

работа №2 химический икум МПИ ПР горения. №3

«Наблюдения за эксперимент

изменениями, наблюдать за

происходящими химическими

с горящей процессами и

свечой, и их оформлять

описание.» результаты

Практическая наблюдений; Практ- ЧП, Проверка Приготовление ПР

работа №3 икум МПИ ПР раствора №4

«Анализ почвы и использовать: почвы.

воды» приобретённые

Практическая знания и Практ- ЧП, Проверка Реакции ПР

работа №4 умения в икум МПИ ПР горения, №5

«Признаки практической разложения,

химических деятельности и получения

реакций» повседневной газов, осадков

Практическая жизни. Практ- ЧП, Проверка Приготовление Зад

работа №5 икум МПИ ПР раствора ан

«Приготовление сахара ие

раствора сахара в

и определение тет

массовой доли рад

его в растворе» и

Исходя из таблицы 1, можно сделать вывод о том, что до 2023 года на данную тему отводится 5 часов и практикум был выделен как отдельный раздел в учебной программе.

В связи с ведением в 2023 году новых федеральных государственных образовательных программ по предметам школьного курса обучения, изменения коснулись и такого предмета как химия. Проанализировав нормативные документы, было установлено, что:

- химия может изучаться начиная с 8 класса как базовый курс, так и углубленный курс;

- практикум по теме «Простейшие операции с веществами», включенный ранее в программу курса химии, был частично оставлен при изучении химии как на базовом так и на углубленном уровне;

- при изучении химии на современном этапе практикум «Простейшие операции с веществами» разделен во времени, т.е. он в структуре программы обеих уровней не выделен как отдельный элемент обучения -практикум и вместо 5 практических работ теперь состоит из 2 практических работ, которые проводятся после изучения определённых тем школьного курса химии в течение 1 четверти обучения.

В таблице 2 представлен сравнительный анализ тематического планирования по химии на базовом и углубленном уровне, с выделением часов, отводимых на уроки-практикумы в 8 классе при изучении основ химии.

Таблица 2. - Сравнительный анализ уроков-практикумов на базовом и углубленном уровне при изучении химии в 8 классе (программа О.С. Габриеляна)_

углубленный уровень базовый уровень

№ урока Название темы урока Кол-во часов № урока Название темы урока Кол-во часов

7 Практическая работа № 1 по теме "Правила работы в лаборатории и приёмы обращения с лабораторным оборудованием" 1 3 Практическая работа № 1 «Правила работы в лаборатории и приёмы обращения с лабораторным оборудованием» 1

10 Практическая работа № 2 по теме "Разделение смесей (на примере очистки поваренной соли)" 1 5 Практическая работа № 2 «Разделение смесей (на примере очистки поваренной соли)» 1

Из данных представленных в таблице 2 можно сделать вывод, что при изучении химии в 8 классе сокращение часов на практические работы не обосновано, как по целесообразности, так и по количественному соотношению:

- на углубленном уровне в 1 четверти 40 часов из них 2 урока практикума (5%);

- на базовом уровне в 1 четверти 10 часов из них 2 урока практикума (20%);

Этого недостаточно, что бы сформировать у обучающихся практических навыков в проведении простых химических операций.

Структура программ по химии школьного курса предусматривает определенный перечень демонстрационных, лабораторных опытов, имеющих чаще всего иллюстративный характер, поэтому тот не большой набор практических работ, включенный в современную образовательную программу должен проводиться на высоком методическом уровне.

Библиографический список

1. Габриелян О.С., Ватлина Л. П. Химический эксперимент в школе. М.: Дрофа. 2015. 224с.

2. Габриелян, О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян.-11-е изд. стереотип.- М.: Дрофа, 2023.-286 с.

Информация об авторе:

Беляева Ольга Николаевна, студент 6 курса заочной формы обучения направления подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки, направленность (профиль): «Биология» и «Химия», ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.

Научный руководитель:

Нелюбина Елена Георгиевна, к.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.