Научная статья на тему 'Особенности изучения темы «Соли как производные кислот и оснований» в школьном курсе химии'

Особенности изучения темы «Соли как производные кислот и оснований» в школьном курсе химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Парадигма
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ / УРОК / ТЕМА / УЧИТЕЛЬ ХИМИИ / ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нелюбина Е. Г.

В работе рассматривается методика проведения урока по теме «Соли: состав и классификация» с точки зрения учителей-практиков разных образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности изучения темы «Соли как производные кислот и оснований» в школьном курсе химии»

www.paradigma.science

УДК 37

Нелюбина Е. Г.

Особенности изучения темы «Соли как производные кислот и оснований» в школьном

курсе химии

Нелюбина Елена Георгиевна

к.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», Самара, Россия

Аннотация: В работе рассматривается методика проведения урока по теме «Соли: состав и классификация» с точки зрения учителей-практиков разных образовательных учреждений.

Ключевые слова: методика обучения химии, урок, тема, учитель химии, опыт.

По программе О.С. Габриеляна рассматриваемая тема изучается в разделе «Соединения химических элементов», который рассчитан на 14 часов. Урок по теме «Соли как производные кислот и оснований» изучается на 14 учебной неделе. В работе рассматривается метод проведения урока «Соли: состав и классификация».

Опытный учитель химии и методист Л. И. Асанова полагает, что урок по данной теме по типовой принадлежности должен соответствовать уроку общеметодической направленности и содержать здоровье-сберегательные технологии, элементы проблемного и развивающего обучения, работа в группах, информационно -коммуникационные технологии, а так же развивать практические и исследовательские навыки. На уроке Л. И. Асанова предлагает поставить следующие вопросы, требующие решения: «Каков состав солей? По каким признакам можно классифицировать соли? Где используются важнейшие представители солей: хлорида натрия, карбоната и фосфата кальция?». На основании такого подхода, Л. И. Асанова выделяет следующие элементы содержания и контроля: коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника (стр. 126-132) по предложенному учителем алгоритму; составление таблицы «номенклатура солей» с последующей взаимопроверкой, выполнение заданий по составлению формул солей и их номенклатуре; индивидуальная работа - выполнение задания (стр. 133, упр. 3) с последующим коллективным обсуждением допущенных ошибок; проведение наблюдений свойств различных солей

с соблюдением правил техники безопасности; демонстрация образцов солей и лабораторная работа №12 «Ознакомление с коллекцией солей» [1,2].

Авторы другого методического пособия для учителей химии Г. С. Маслаков и Н. В. Сафронов в несколько более сжатой форме предлагают организовать проведение этого урока, однако ключевые моменты урока оставляют без изменений [3].

Шмаков С. А. в своём методическом труде отмечает, что первый год изучения химии, как нового предмета, очень важен для формирования познавательного интереса обучающихся в рамках дисциплины. В начале изучения предмета наибольший интерес у школьников вызывают проведение опытов и изучение свойств веществ с последующей отсылкой к практической значимости теоретической информации [4]. Очевидно, что снижается интерес при прохождении таких теоретических вопросов, как степени окисления, правила номенклатуры, а также при составлении химических формул и уравнений. Поэтому для того, чтобы ученики не теряли интерес к предмету и не возникал стресс от уроков химии, для создания непринужденной (неформальной) обстановки на уроке и активизации познавательного интереса учащихся к обучению предлагается систему дидактических игр [5]. Поэтому представляется актуальным рассмотреть возможность применения игр в ходе изучения темы «Соли как производные кислот и оснований», так как составление большого количества формул и понятий может утомить обучающихся, а игра способна разгрузить обстановку без потерь для образовательного процесса.

При разработке урока такого типа необходимо ознакомится со следующими методическими рекомендациями:

- Продумать методику проведения игры на уроке (на целый урок или некий фрагмент урока на 10 -15 минут);

- Ввести в игру элементы соревновательности;

- Определить цель проведения игры, составить конспект процесса игры для ведущего (учителя), карточки-инструкции для игроков, дополнительно подобрать и интересно оформить дидактические материалы;

- Разработать и представить игрокам (обучающимся) способы оценки результатов деятельности в целом и ее участников в отдельности;

- Заранее предупредить учащихся об условиях и правилах предстоящей игры;

- Создать творческую, позитивную и демократическую обстановку, которая исключает равнодушное отношение ученика к занятиям и необязательное его участие в уроке.

Для изучения этой темы А. А. Эсендаров предлагает организовать ролевую игру - «Путешествие в мир Солей» или, по рекомендациям М. В. Еристовой - «Путешествие в «Химляндию»», в которой обобщаются знания по оксидам, кислотам и основаниям и изучается новый класс неорганических соединений - соли. Суть игры сводится к абстрактному путешествию в четыре страны: «Кислотостан», «Оксидония», «Основайские острова», «Соляндия». В ходе данного путешествия обучающиеся выполняют различные задания для повторения тем «Оксиды», «Кислоты», «Основания» и «Соли». Данную игру рекомендуется проводить на втором часе изучения темы «Соли как производные кислот и оснований» для обобщения пройденного материала, так как для изучения нового материала данная игра представляется нецелесообразной [6].

Ниже приведём цели урока по мнению авторов:

Обучающие.

Способствовать:

1) Закреплению знаний об оксидах, основаниях, кислотах, солях.

2) Выработке навыка составления формул по степени окисления.

Развивающие.

Способствовать развитию:

1) Мыслительных навыков: анализа, синтеза, сравнения при выполнении заданий на поиск лишнего вещества, на классификацию веществ, дедукции.

2) Общеучебных умений: пользоваться Периодической таблицей химических элементов, таблицей растворимости.

3) Коммуникативных умений: устной монологической речи при индивидуальном ответе и диалоговой речи для работы в группах.

Воспитательные.

Способствовать:

1) Снижению уровня тревожности (путем создания ситуации успеха, посильности заданий).

2) Повышению предметной мотивации (через использование дополнительной информации).

В ходе игры авторы предлагают делить детей на группы по уровню возможностей и выдавать им интегрированные задания:

Задание для первой группы (учащиеся с высокой степенью обучаемости): установите закономерность заполнения первого и второго ряда и допишите третий ряд:

СаСЬ; СаСОз; Са(ШзЬ; Саз(Р04)2

MgSl0з; Mgз(P04)2; MgS04; MgCI2 Си(К0з)2; ? ? ?

Задание для второй группы (учащиеся со средней степенью обучаемости): из предложенных ионов составьте все возможные формулы солей и дайте им названия: Ыа+; Ва2+; А13+; СГ; Б042-

К+ Са

РО43+

С Оз2-

Задание для третьей группы (учащихся с репродуктивным уровнем обучаемости): составьте формулы солей и дайте им названия.

Данная методика не случайна. Учащиеся 8-го класса обычно имеют развитый интерес к познанию нового, но они не обладают в должной степени развитым абстрактным мышлением. Для них характерна установка на преимущественное запоминание материала, а не на его осмысление. Самостоятельные рассуждения редки, а склонность к критическому анализу встречается крайне редко. Лучше всего в этом возрасте воспринимается не логика изложенного учебного материала, а его образ, собственное впечатление от самостоятельной, практической деятельности. Поэтому наиболее актуальны при проведении уроков химии в начале обучения дидактические игры, направленные на запоминание понятий и терминов. Игры - упражнения занимают обычно 10-15 минут и являются хорошим средством для осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные головоломки, шифрограммы, кроссворды, и т. д.

В конце урока авторы рекомендуют проводить рефлексию путём заполнения таблицы (таблица 1).

Таблица 1. - Образец таблицы для рефлексии

Возника ли ли у тебя проблемы в ходе урока Все ли задания ты выполнил Удовлетворен ность индивидуальной работой Удовлетворен ность групповой работой Самоо ценка

С другой стороны, учитель химии И. А. Осиевская предлагает придерживаться классической форме фронтальной работы с классом и демонстрирует следующий конспект: Цель урока:

- Дать определение солей.

- Рассмотреть состав и название солей.

- Продолжить обучение школьников определять степени окисления в сложных соединениях.

- Научить, составлять формулы солей.

Оборудование: таблица Д. И. Менделеева, ПК, экран, штатив с пробирками.

Реактивы: Образцы солей, гидроксид кальция, цинк, серная кислота. Таблица 2. - Конспект урока, авт. И.А. Осиевкая_

Организационный момент.

Слайды 2 - 5 Проверка пройденного материала. Домашнее задание (у доски два ученика): Определить степени окисления элементов в кислородосодержащих кислотах. Выполнить упражнение №1 на странице 107 (дать характеристику фосфорной кислоты). Одновременно с классом проводится фронтальный опрос: Вопросы (Слайд 2): 1) Какие классы веществ вы знаете? 2) Что такое оксиды? 3) Что такое основания? 4) Что такое кислоты? 5) Что такое основные оксиды, (кислотные оксиды)? Определить к какому классу относятся вещества и дать им названия (слайды 3, 4): N0, НШз, ШОН, НШ2, СО2, М§(ОН)2, Н2СО3, ^БОз, ^БО* Тест (слайд 5): Определите ряд формул, состоящих только из кислотных и только из основных оксидов: • ^О, ^О, СиО; . СО2, Р2О5, С12О7; • М§О, ВаО, 2пО; • Ы2О, СаО, СО.

Слайды 6-10 Объяснение нового материала. Соли - это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков. Водород в кислотах замещается атомом металла (Слайды 6, 7). Н2БО4 (серная кислота) 2пБО4-(еульфат цинка). Наиболее распространённая и хорошо вам известная соль - хлорид натрия, или поваренная соль, имеет следующую формулу - №С1. Демонстрации. Образцы некоторых солей в коллекции. Реакция взаимодействия цинка и серной кислоты: Zn + Н2804 = ZnSO4 + Н2. Помутнение раствора гидроксида кальция. Са(0Н)2 + СО2 = СаСОз + Н2О. Номенклатура солей (Слайд 8): Название соли = название кислотного остатка + название металла в родительном падеже + степень окисления металла Задание 1:По таблице растворимости дать названия всех солей для иона натрия. Задание 2: С помощью таблицы растворимости составить формулу сульфата алюминия (Слайд 9): При составлении формулы соли необходимо: • расставить заряды ионов металлов и заряды ионов кислотных остатков; • по правилу креста расставить коэффициенты.

www.paradigma.science

• чётные коэффициенты сократить. Составьте формулы: сульфата натрия, сульфата кальция, сульфата железа(Ш). Задание 3: Определить степени окисления каждого элемента для солей: №2ТОЭ, MgS04, KзP04. Определение степеней окисления каждого элемента аналогично кислотам: 0з"2 Закрепление: Что такое соли? Дать названия веществам: Са(К03)2, K2S03, Li2C03, CuS04. Определить растворимость этих веществ. Составить формулы солей: нитрита магния, силиката натрия, фосфата кальция.

Слайд 11 Домашнее задание: Параграф 21, упражнение №1, 3, выучить наизусть названия кислотных остатков по табл., стр.109

Итоги урока. Оценки.

С сопровождающий презентацией в формате Microsoft Office Power Point можно ознакомиться на сайте издательства «1 сентября», проект «Открытый урок».

Стоит отметить, что поставленные автором цели урока, а так же его градация и формы деятельности обучающихся не в полной мере отвечает ФГОС ОО. Кроме этого, изучение солей в этом разделе не предполагает знакомство с химическими свойствами данного класса, так как обучающиеся ещё не умеют составлять уравнения химических реакций.

При изучение сингапурских практик в образовании и опыт их внедрения в российские школы были обнаружены некоторые интересные методики. Например, для рефлексии использовать метод «Клумба», который заключается в заполнении следующей схемы:

Рис. 1. Схема для рефлексии «Клумба»

А для первичного контроля в данных методиках предлагается заполнение таблицы «Алфавит»:

Таблица 3. - Первичный контроль «Алфавит»

А Б В Г Д

Е Ж З И К

Л М Н О П

Р С Т У Ф

Х Ц Ч Ш Щ

Э Ю Я

На заполнение такой таблицы отводится 2-3 минуты, во время которых ученики записывают слова, относящиеся к пройденной теме начинающиеся на первую букву в ячейке.

А для поддержания рабочий остановки и включения каждого обучающегося в познавательный процесс, предлагается использовать метод «Бинго», в ходе которого ученики будут следить за словами учителя, ведь им нужно зачеркнуть быстрее всех слова в карточке. Первому, кто зачеркнул все слова, а значит внимательней всех слушал - выставляется оценка.

В основном все авторы соглашаются в основополагающих моментах -основные виды работы: фронтальный опрос в виде беседы, игра, демонстрация химических реактивов, работа с дидактическими карточками; оборудование: таблицы «Химические элементы», «Кислоты и соли», «Растворимость кислот, оснований и солей в воде»; химические реактивы «Соли», дидактические карточки с заданиями.

Библиографический список

1. Асанова, Л. И. Рабочая программа по химии. 8 класс / Сост. Л. И. Асанова. - М.: ВАКО, 2016. - 64 с.

2. Габриелян, О. С. Химия. 8 класс: учебник / О. С. Габриелян. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. - 287 с.: ил.

3. Маслакова, Г. И. Химия. 8-11 классы: рабочие программы по учебникам О. С. Габриеляна / авт.-сост. Г. И Маслакова, Н. В. Сафронов. - Волгоград: Учитель, 2017. - 203 с.

4. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры [Текст]: / С.А. Шмаков - М.: Новая школа, 1994. - 138 с.

5. Акулова, О. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова - СПб.: КАРО, 2008.

6. Эксендаров, А.А, О способах активизации познавательного интереса [Текст] / А.А. Эксендаров, Л.А. Казиева, Ш.Ш. Хидиров // Химия в школе.- 2007 №1. - С. 43-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.