Научная статья на тему 'Методика проведения урока «Степень окисления (со) и окислительно-восстановительные реакции (ОВР)»'

Методика проведения урока «Степень окисления (со) и окислительно-восстановительные реакции (ОВР)» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
736
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ / ОКИСЛИТЕЛЬ / ВОССТАНОВИТЕЛЬ / РЕАКЦИЯ / ПРОЦЕСС ОКИСЛЕНИЯ / ПРОЦЕСС ВОССТАНОВЛЕНИЯ / OXIDATION STATE / AN OXIDANT / REDOX REACTIONS / THE PROCESS OF OXIDATION / PROCESS OF RESTORATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худойназарова Г.А., Гулямова М.Б., Избуллаева М.С.

В данной статье основной целью является познание сущности степени окисления и окислительно-восстановительных реакций. А также направление творческих способностей учащихся на самостоятельное определение степени окисления элементов в химических соединениях и умение уравнивать окислительно-восстановительные реакции методом электронного баланса с помощью различных форм и методов занятия.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nthispaper, the main purpose is to know the nature and degree of oxidation of redox reactions. As well as the direction of the creative abilities of students to self -determination of the degree of oxidation of elements in chemical compounds and the ability to equalize the oxidation-reduction reaction by electron balance using various forms and methods of training.

Текст научной работы на тему «Методика проведения урока «Степень окисления (со) и окислительно-восстановительные реакции (ОВР)»»

УДК 54 (075.8)

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА "СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ (СО) И ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ

(ОВР)"

Худойназарова Г.А., Бухарский государственный университет, e-mail:

akievna1967@umail.ur Гулямова М.Б., Академическтй лицей №4 при БухГУ, e-mail:

rabitbig@mail.ru Избуллаева М.С. Бухарский автодорожный колледж, e-mail: Uzbullaeva83@mail.ru

Резюме: в данной статье основной целью является познание сущности степени окисления и окислительно - восстановительных реакций. А также направление творческих способностей учащихся на самостоятельное определение степени окисления элементов в химических соединениях и умение уравнивать окислительно - восстановительные реакции методом электронного баланса с помощью различных форм и методов занятия.

Ключевые слова: степень окисления, окислитель, восстановитель, реакция, процесс окисления, процесс восстановления.

Abstract. In this paper, the main purpose is to know the nature and degree of oxidation of redox reactions. As well as the direction of the creative abilities of students to self -determination of the degree of oxidation of elements in chemical compounds and the ability to equalize the oxidation-reduction reaction by electron balance using various forms and methods of training.

Keywords: oxidation state, an oxidant, redox reactions, the process of oxidation, the process of restoration

Цель занятия:

Образовательная: Коррекция знаний по анализу окислительно-восстановительных реакций (процессы, участники, переход электронов); Демонстрация практического значения окислительно-

восстановительных реакций в природе и технике;

Развивающая: Развитие сферы умственных действий: наглядно-образных, индукции, рефлексии, абстрагирования, умения работать с информацией; формирование умений работать в сотрудничестве;

Воспитательная: Воспитание мотивов деятельности «я -способен, я - знаю, я - хочу, я - творю».

Тип занятия: Реконструкция знаний по теме «Степень окисления и Окислительно-восстановительные реакции».

Форма занятия: Творческая мастерская, основные идеи которой: процесс познания гораздо важнее и ценнее, чем само знание, сотрудничество, сотворчество, совместный поиск, творческая деятельность.

Методы занятия: устный опрос, тестирование, презентация, демонстрация опытов, наблюдение, сравнение и сопоставление.

Межпредметная связь: математика, биология, экология, физика.

Требования по ГОС: Знать определения: степень окисления, окислительно- восстановительная реакция, окислитель, восстановитель, процесс окисления и процесс восстановления.

Уметь определять степень окисления по формуле и составлять формулы по известной степень окисления, называть вещества.

Записывать простейшие ОВР, составлять схему электронного баланса.

Задачи урока: 1. Закрепить понятия: степень окисления; окислитель; восстановитель.

2. Научить детей быстро находить в реакциях химические элементы, в которых изменилась степень окисления.

3. Зафиксировать в работе учащихся последовательность действий при составлении уравнений электронного баланса.

Оборудование: Видеопроектор (презентационные слайды), наглядные пособия, хим. реактивы: железо, соляная кислота, железный гвоздь и медный купорос, щелочной металл, дистиллированная вода, спички; пробирки, химические стаканы, стеклянная палочка.

Девиз урока: «Жить - это значит узнавать... Жить - это значит творить, трудясь без устали, с неисчерпаемым вдохновением!» (Д.И. Менделеев). (написан на доске заранее)

Ход урока:

I. Организационный момент

• Приветствие

• Доклад дежурного:

А) готовность к уроку: доска, мел, учебники, тетради

Б) посещаемость

II. Опрос домашнего задания

Проверка знаний по теме гидролиз игра «Зашифрованные термины»

Вопрос: Этот процесс протекает с помощью воду и разлагает неорганические вещества, состоящие е из металла и кислотного остатка. Назовите полное название данного процесса. Расставьте цифры, начиная с единицы, для каждой буквы и определите название трёх химических терминов подставляя буквы соответствующим цифрам

0

Решение

0

0

Закрепление новой темы: игра «Зашифрованные термины»

Вопрос: Какая реакция идет с изменением степеней окисления элементов. Расставьте цифры соответствующим буквам и найдите

наименование те

рминов пройденные сегодня во время урока.

0 1 0

0 1 0

Решение

0 1 0 1 2

3 1 4 2

0 1 0

и

III . По вто >р* ни !е 0 1 0

пройденного материала.

1. Гимнастика ума (по определениям и основным понятиям химии):

- Какие подуровни имеются на 4 энергетическом уровне (в-, р-, ё-,

- Электронейтральная частица, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов? (атом)

- Сколько периодов в периодической системе и как они делятся? (7 , большие и малые)

- Сколько групп в периодической системе, и на какие подгруппы они делятся? (8, главные и побочные)

- Горизонтальный ряд элементов начинающий щелочным металлом и заканчивающий инертным газом (период)

- Кто и когда открыл периодический закон? (Д.И.Менделеев, 186дг)

- Металл, обладающий антибактериоцидными свойствами

(серебро)

- "Царь металлов" редкий на Земле элемент, жёлтого цвета (золото)

- Простое вещество, применяется в производстве спичек (фосфор)

- Галоген имеющий заряд ядра +17 (Хлор)

- Какое вещество является определителем галоген ионов (Нитрат серебра) .

- Второе название хлорида натрия (поварена соль)

- Какую «пищу» из воздуха получают растения? (СО2)

- Продукт взаимодействия кислорода с водородом (вода)

- Сосуд, который использовал М.В. Ломоносов для прокаливания металлов без доступа воздуха (реторта)

- Пигмент крови, переносящий кислород (гемоглобин)

Дидактическая игра " ЧЕРНЫЙ ЯЩИК "

Игра "Черный ящик" строится по типу одноименного конкурса телепередачи "Поле чудес". Данный прием проводится перед изучением новой темы с целью активизации знаний учащихся. На поставленный проблемный вопрос учащийся должны найти ответ.

Внимание!!! Это вещь используется во всех домах. В состав этого предмета входит красный фосфор, бертолетова соль и остальные вспомогательные вещества. Оно изготавливается из древесины. Когда мы называем эту вещь перед глазами представляется огонь, пожар. В детстве всем нам мамы твердили: не трогай это не игрушка.

ВОПРОС: Что в черном ящике?

Ответ: спички

IV. Подготовка к изучению новой темы

Демонстрация опыта: зажигаем свечку.

Учитель: Значит, происходит химическая реакция. Составьте уравнение этой реакции и укажите, к какому типу эта реакция относиться?

Ответ: Горение парафина. Реакция окисления:

С18Н38 + 27,502 =18 СО2 + 19Н2О

Учитель: Какие виды реакции вам еще известны?

Ответ: Соединение, ... и окислительно-восстановительное

IV. Изучение новой темы- в виде презентации.

Тема: Степень окисления (СО) и окислительно-восстановительные реакции(ОВР).

План : 1. Степень окисления

2. Определение степени окисления

3. Окислительно-восстановительные реакции

4. Алгоритм разбора окислительно-восстановительных

реакций

Учитель. Сейчас давайте перейдем к практике и проведем опыты, которые докажут , что ОВР рядом в нами и мы их используем в нашей жизни.

- Вместе вспомним какие правила техники безопасности следует применять во время проведения опыта:

Правила техники безопасности

Помните: при работе с веществами не берите их руками и не пробуйте на вкус, реактивы - не арбуз: слезет кожа с языка и отвалится рука.

Приступайте к выполнению задания только после разрешения преподавателя.

Выполняйте только ту работу, которая предусмотрена заданием или поручена преподавателем.

Не отвлекайтесь сами и не отвлекайте других от работы посторонними разговорами.

Химические вещества берите строго в количествах предусмотренных методикой проведения опыта или указанием преподавателя.

Не берите химические вещества голыми руками. Используйте для этой цели фарфоровые ложечки.

Не насыпайте просыпанный и не сливайте пролитый реактив обратно в ту тару к основному количеству реактива.

Не пробуйте химические вещества на вкус, иначе можете получить отравление.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При определении вещества по запаху не наклоняйтесь над горлом сосуда и не вдыхайте сильно пары или выделяющийся газ. Для этого нужно легким движением ладони над горлом сосуда направить пары или газ к носу и вдыхать осторожно.

Все работы связанные с выделением вредных паров и газов, производите только в вытяжных шкафах при исправно действующей вентиляции.

При нагревании жидкостей держите сосуд отверстием от себя, и не направляйте их на соседей.

Не заглядывайте в сосуд сверху, так как в случае возможного выброса жидкости могут быть несчастные случаи.

При разбавлении концентрированных кислот водой, осторожно переливайте кислоту в воду, а не наоборот.

Помните: при работе с веществами не берите их руками и не пробуйте на вкус

Социоконструкция Идет обсуждение опыта (1 мин) и выполнение его(5 мин).

Опыт № 1 на доске пишется уравнение реакции опыта:

Зажигаем спичку Р+КС10з=Р205+ KCl

Опыт № 2

Насыпать в пробирку 2-3 щепотки чайной соды и по каплям приливать раствор уксусной кислоты.

NaHC03 + CH3COOH = СН3СООШ+ H2O+CO2

Учитель: Делаем вывод: Существуют 2 вида реакций, один из которых является окислительно - восстановительными реакциями

V. ВЫВОДЫ - в виде презентации

Значение ОВР в природе и технике:

1. При реакции фотосинтеза в зеленых растениях образуется кислород.

2. Реакция дыхания является основой жизни.

3. Реакции горения применяются для получения тепла, света, механической энергии.

4. В металлургии с помощью ОВР получают металлы. 5.ОВР в природе - извержение вулканов, грозовой разряд, образование перегноя, коррозия металлов и др.

Запись в тетради сопровождается показом презентации «Её величество - окислительно-восстановительная реакция»

Анализ ответов учащихся и оценка знаний

VI. Домашнее задание

Составление диаграммы Вена

Расставьте следующие вещества в круги: H2, KMnO4, H2S, H2O2, HNO3, HCIO3, N2, P2O5, Fe, HCIO4, K2MnO4, O2, CI2, Mn, , HNO2 , NH3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.