«Профессиональная ориентация» ^^ ISSN 2411-2550
2024, №1 4.1. ИДИШ www.careerjourney.ru
УДК 372.8
Демидова Е.А.
Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия
Методический анализ темы «Кислоты» в учебно-методическом обеспечении предмета химия для общеобразовательных учреждений
Аннотация: в работе представлен методический анализ темы «Кислоты» для 8 класса по программе О.С. Габриеляна, описаны общие подходы к предоставлению материала учителем на уроках.
Ключевые слова: методика обучения химии, урок, кислоты, тема, анализ.
Научный руководитель - Е.Г. Нелюбина
Отталкиваясь от одной из главных задач современной школы -формирование ключевых компетенций учащихся через экспериментальную и исследовательскую деятельность - химический эксперимент при изучении химии является основным и специфическим средством обучения. Именно эксперимент наглядно знакомит обучающихся с веществом, явлениями и развивает их познавательный интерес, повышает мотивацию к изучению предмета, имеет профориентационный аспект, которым может воспользоваться не только учитель химии, но и классный руководитель, тьютор для первичного ознакомления школьников с элементами промышленного производства и профессиями, связанными с ними. Также можно осветить экологический аспект воспитания в виде изучения влияния химических процессов на экологический фон окружающей среды.
Немаловажную роль играет патриотический компонент воспитания в виде национального регионального компонента. Учитель проводит аналогию между процессами, которые проводят школьники и промышленными производствами своего региона.
Использование химического эксперимента позволяет рассмотреть теоретические вопросы на более глубоком уровне. Имеет важное значение при изучении любой темы из школьного курса. Не исключением является и тема «Кислоты», которая изучается в 8 классе по УМК О.С. Габриеляна [1].
Данная тема встречается в учебнике дважды: сначала изучается само понятие «кислоты», их классификация и представители данного класса, затем на основе уже имеющихся знаний, школьники проходят химические свойства кислот.
Тема «Кислоты» является одной из сложных тем, которые изучаются в курсе химии в 8 классе. Здесь представлена большая классификация, широкий список представителей класса, химические свойства со своими особенностями и применение.
Помимо сложного для усвоения материала, данная тема актуальна ещё тем, что применяется не только в химической лаборатории, но и подавляющем большинстве всех видов промышленности от
«Профессиональная ориентация» ^^ ISSN 2411-2550
2024, №1 4.1. ИДИШ www.careerjourney.ru
сельскохозяйственной до космической. Несмотря на то, что кислоты открыты и изучены очень давно, всё же химическая промышленность не стоит на месте и предоставляет миру что-то новое. Разнообразные состояния вещества (газообразное, жидкое и твёрдое), способы получения кислот, где и в каких количествах человек встречается с кислот. Всё это открывает большое пространство для рассуждений и изучения. Кроме того, не многие задумываются о том, что сталкиваются с кислотами каждый день: в быту, пище и даже в собственном организме.
Именно из-за широкого спектра применения и разнообразных сложных химических свойств при изучении важна наглядность, которая поможет обучающимся легче усвоить материал.
Для более успешного освоения материала при изучении химии кислот в школьной программе выделяется больше количество времени для проведения эксперимента.
Данная тема делает химический эксперимент разнообразным. Можно использовать как демонстрационный, так и любой вид ученического. Используя химический эксперимент при изучении кислот повышается не только уровень заинтересованности учащихся к предмету, но уровень теоретических знаний. Также химический эксперимент в данной теме играет большую роль в профессиональной ориентации.
Химические свойства кислот можно показать не только в школе проводя эксперимент, но и в домашних условиях. Например, используя уксусную кислоту с содой (что отражает одно из химических свойств - взаимодействие кислоты с солями) в домашних условиях можно устранить засоры.
В настоящее время согласно посланию Президента РФ и стандарту ФГОС [2, 3], химический эксперимент должен являться неотъемлемой частью процесса обучения. Но, к сожалению, на данный момент (в условиях пандемии) складывается тенденция, когда в школе на уроках химии эксперимент либо уходит на второй план, либо исключается, либо отдаётся преимущество виртуальным опытам. Это может быть связано как со снижением количества часов химии в школьном курсе, так и с сокращением времени на выполнение самого эксперимента и изоляцию школьников в период пандемии. Немаловажную роль играет развитие информационных технологий, что ведёт к уменьшению, а иногда к почти полному устранению химического эксперимента на уроках химии в школах.
Для выявления тенденции было проведено анкетирование обучающихся 8-9 классов Школа №3 г.о. Самара. Результаты анкетирования представлены на рисунке 1 и 2. Анализ результатов анкетирования школьников 8 и 9 класса показал, что большая часть восьмиклассников хотели бы, чтобы на их уроках присутствовал ученический эксперимент и выполнять его самостоятельно.
«Профессиональная ориентация»
2024, №1 ч.1.
ISSN 2411-2550
www.careerjourney.ru
Девятиклассники хотели бы, чтобы на их уроках присутствовало как можно больше видео-эксперимента, в тоже время в меньшей степени хотели бы выполнять самостоятельно ученический эксперимент.
1. Знаете ли Вы что такое химический эксперимент ?
2- Как часто на уроках химииВам показывают химический эксперимент?
5во
100%
195%
У
а) "Да" ■ Ъ) "Нет"
3. Как Вы сшггаете, химический эксперимент важен при изучении химии^
46%
а) Да
Ь) Нет
■ а) Почти каждый урок
■ Ъ) Раз в месяц
■ с) Раз и четверть
(1) Раз в I од не показывают
4. Как Вы считаете, какой химический эксперимент важнее при изучении химии?
20°/4
56%
У
a) Демонстрационный
b) Ученический
c) Видео эксперимент
d) Виртуальный
Ь В какой форме Вы оы хотели видеть химический эксперимент на Ваших
уроках?
|85%Д
■ а) Демонстрация учителем
■ Ь) Выполнять самостоятельно
■ с) Смотреть ввдео эксперимента
<0 Работать в виртуальных лабораториях
Рисунок 1. Результаты анкетирования 8 классов.
«Профессиональная ориентация»
2024, №1 ч.1.
ISSN 2411-2550
www.careerjourney.ru
Химический эксперимент несёт определённые дидактические возможности, которые помогают школьникам в изучении кислот в школьном курсе химии.
1 Знаете ли Вы что такое химический эксперимент?
114%
а) "Да" ■ Ь) "Нет"
3. Как Вы считаете, химический эксперимент ка лген при изучении ХИМИИ?
2. Как часто на v-роках химниВам показывают химический эксперимент?
67»/.
11
■ а) Почти каждый vpoic
■ Ь) Раз d мест
в с) Раз з четверть
d) Pdj в ; од не показываю i
4 Как Вы считаете, какей химический эксперимент важнее при изучении химии?
|26%
74%
|зо%|
цу
Ш
а) Да ■ Ь) Нет
■ а) ДемонстрагионныР
■ Ъ) Ученический с) Видео-эксперимент (1) Виртуальный
5 В какой форме Вы бы хотели видеть химический эксперимент на Ваших
уроках?
■ а) Демонстрация учителем
■ Ъ) Выполнясь самостоятельно
■ с) Смотретьви^ео эксперимента
ф Р<юс111ь в вир:м.1ьиь_\ лабораториях
Рисунок 2. Результаты анкетирования 9 классов.
«Профессиональная ориентация» ^^ ISSN 2411-2550
2024, №1 4.1. IIArAillllIVIA www.careerjourney.ru
Во-первых, химический эксперимент выступает источником знаний. Во-вторых, он может служить средством наглядности, помогающее школьникам чётко и ясно представить применение процессов в промышленности, воздействие веществ на природные объекты, а также лучше усвоить теоретический материал.
Химический эксперимент может выступать как способ создания проблем и путей их разрешения. Такая дидактическая возможность помогает учащимся лучше запомнить особые свойства концентрированных кислот.
Химический эксперимент развивает экспериментальные умения, помогает лучше подготовить к ОГЭ и олимпиадам. Также может формировать исследовательские умения, что можно реализовать через проектную деятельность или решение экспериментальной задачи.
Библиографический список
1. Габриелян О. С. Химия 8 класс : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С.А. Сладков. - Москва : Просвещение, 2020. - 175 с.
2. Послание Президента РФ // Издательский дом 1 сентября : [сайт]. - 2019. - URL: https://1sept.ru/news/64731 (дата обращения 15.10.2023).
3. Стандарт ФГОС // Гарант : [сайт]. - 2014. - URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (дата обращения: 15.10.2023).
Информация об авторе:
Демидова Евгения Анатольевна, студент 6 курса заочной формы обучения направления подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки, направленность (профиль): «Биология» и «Химия», ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.
Научный руководитель:
Нелюбина Елена Георгиевна, к.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.