Научная статья на тему 'Методический анализ темы «Кислоты» в учебно-методическом обеспечении предмета химия для общеобразовательных учреждений'

Методический анализ темы «Кислоты» в учебно-методическом обеспечении предмета химия для общеобразовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика обучения химии / урок / кислоты / тема / анализ.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидова Е. А.

в работе представлен методический анализ темы «Кислоты» для 8 класса по программе О.С. Габриеляна, описаны общие подходы к предоставлению материала учителем на уроках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методический анализ темы «Кислоты» в учебно-методическом обеспечении предмета химия для общеобразовательных учреждений»

«Профессиональная ориентация» ^^ ISSN 2411-2550

2024, №1 4.1. ИДИШ www.careerjourney.ru

УДК 372.8

Демидова Е.А.

Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия

Методический анализ темы «Кислоты» в учебно-методическом обеспечении предмета химия для общеобразовательных учреждений

Аннотация: в работе представлен методический анализ темы «Кислоты» для 8 класса по программе О.С. Габриеляна, описаны общие подходы к предоставлению материала учителем на уроках.

Ключевые слова: методика обучения химии, урок, кислоты, тема, анализ.

Научный руководитель - Е.Г. Нелюбина

Отталкиваясь от одной из главных задач современной школы -формирование ключевых компетенций учащихся через экспериментальную и исследовательскую деятельность - химический эксперимент при изучении химии является основным и специфическим средством обучения. Именно эксперимент наглядно знакомит обучающихся с веществом, явлениями и развивает их познавательный интерес, повышает мотивацию к изучению предмета, имеет профориентационный аспект, которым может воспользоваться не только учитель химии, но и классный руководитель, тьютор для первичного ознакомления школьников с элементами промышленного производства и профессиями, связанными с ними. Также можно осветить экологический аспект воспитания в виде изучения влияния химических процессов на экологический фон окружающей среды.

Немаловажную роль играет патриотический компонент воспитания в виде национального регионального компонента. Учитель проводит аналогию между процессами, которые проводят школьники и промышленными производствами своего региона.

Использование химического эксперимента позволяет рассмотреть теоретические вопросы на более глубоком уровне. Имеет важное значение при изучении любой темы из школьного курса. Не исключением является и тема «Кислоты», которая изучается в 8 классе по УМК О.С. Габриеляна [1].

Данная тема встречается в учебнике дважды: сначала изучается само понятие «кислоты», их классификация и представители данного класса, затем на основе уже имеющихся знаний, школьники проходят химические свойства кислот.

Тема «Кислоты» является одной из сложных тем, которые изучаются в курсе химии в 8 классе. Здесь представлена большая классификация, широкий список представителей класса, химические свойства со своими особенностями и применение.

Помимо сложного для усвоения материала, данная тема актуальна ещё тем, что применяется не только в химической лаборатории, но и подавляющем большинстве всех видов промышленности от

«Профессиональная ориентация» ^^ ISSN 2411-2550

2024, №1 4.1. ИДИШ www.careerjourney.ru

сельскохозяйственной до космической. Несмотря на то, что кислоты открыты и изучены очень давно, всё же химическая промышленность не стоит на месте и предоставляет миру что-то новое. Разнообразные состояния вещества (газообразное, жидкое и твёрдое), способы получения кислот, где и в каких количествах человек встречается с кислот. Всё это открывает большое пространство для рассуждений и изучения. Кроме того, не многие задумываются о том, что сталкиваются с кислотами каждый день: в быту, пище и даже в собственном организме.

Именно из-за широкого спектра применения и разнообразных сложных химических свойств при изучении важна наглядность, которая поможет обучающимся легче усвоить материал.

Для более успешного освоения материала при изучении химии кислот в школьной программе выделяется больше количество времени для проведения эксперимента.

Данная тема делает химический эксперимент разнообразным. Можно использовать как демонстрационный, так и любой вид ученического. Используя химический эксперимент при изучении кислот повышается не только уровень заинтересованности учащихся к предмету, но уровень теоретических знаний. Также химический эксперимент в данной теме играет большую роль в профессиональной ориентации.

Химические свойства кислот можно показать не только в школе проводя эксперимент, но и в домашних условиях. Например, используя уксусную кислоту с содой (что отражает одно из химических свойств - взаимодействие кислоты с солями) в домашних условиях можно устранить засоры.

В настоящее время согласно посланию Президента РФ и стандарту ФГОС [2, 3], химический эксперимент должен являться неотъемлемой частью процесса обучения. Но, к сожалению, на данный момент (в условиях пандемии) складывается тенденция, когда в школе на уроках химии эксперимент либо уходит на второй план, либо исключается, либо отдаётся преимущество виртуальным опытам. Это может быть связано как со снижением количества часов химии в школьном курсе, так и с сокращением времени на выполнение самого эксперимента и изоляцию школьников в период пандемии. Немаловажную роль играет развитие информационных технологий, что ведёт к уменьшению, а иногда к почти полному устранению химического эксперимента на уроках химии в школах.

Для выявления тенденции было проведено анкетирование обучающихся 8-9 классов Школа №3 г.о. Самара. Результаты анкетирования представлены на рисунке 1 и 2. Анализ результатов анкетирования школьников 8 и 9 класса показал, что большая часть восьмиклассников хотели бы, чтобы на их уроках присутствовал ученический эксперимент и выполнять его самостоятельно.

«Профессиональная ориентация»

2024, №1 ч.1.

ISSN 2411-2550

www.careerjourney.ru

Девятиклассники хотели бы, чтобы на их уроках присутствовало как можно больше видео-эксперимента, в тоже время в меньшей степени хотели бы выполнять самостоятельно ученический эксперимент.

1. Знаете ли Вы что такое химический эксперимент ?

2- Как часто на уроках химииВам показывают химический эксперимент?

5во

100%

195%

У

а) "Да" ■ Ъ) "Нет"

3. Как Вы сшггаете, химический эксперимент важен при изучении химии^

46%

а) Да

Ь) Нет

■ а) Почти каждый урок

■ Ъ) Раз в месяц

■ с) Раз и четверть

(1) Раз в I од не показывают

4. Как Вы считаете, какой химический эксперимент важнее при изучении химии?

20°/4

56%

У

a) Демонстрационный

b) Ученический

c) Видео эксперимент

d) Виртуальный

Ь В какой форме Вы оы хотели видеть химический эксперимент на Ваших

уроках?

|85%Д

■ а) Демонстрация учителем

■ Ь) Выполнять самостоятельно

■ с) Смотреть ввдео эксперимента

<0 Работать в виртуальных лабораториях

Рисунок 1. Результаты анкетирования 8 классов.

«Профессиональная ориентация»

2024, №1 ч.1.

ISSN 2411-2550

www.careerjourney.ru

Химический эксперимент несёт определённые дидактические возможности, которые помогают школьникам в изучении кислот в школьном курсе химии.

1 Знаете ли Вы что такое химический эксперимент?

114%

а) "Да" ■ Ь) "Нет"

3. Как Вы считаете, химический эксперимент ка лген при изучении ХИМИИ?

2. Как часто на v-роках химниВам показывают химический эксперимент?

67»/.

11

■ а) Почти каждый vpoic

■ Ь) Раз d мест

в с) Раз з четверть

d) Pdj в ; од не показываю i

4 Как Вы считаете, какей химический эксперимент важнее при изучении химии?

|26%

74%

|зо%|

цу

Ш

а) Да ■ Ь) Нет

■ а) ДемонстрагионныР

■ Ъ) Ученический с) Видео-эксперимент (1) Виртуальный

5 В какой форме Вы бы хотели видеть химический эксперимент на Ваших

уроках?

■ а) Демонстрация учителем

■ Ъ) Выполнясь самостоятельно

■ с) Смотретьви^ео эксперимента

ф Р<юс111ь в вир:м.1ьиь_\ лабораториях

Рисунок 2. Результаты анкетирования 9 классов.

«Профессиональная ориентация» ^^ ISSN 2411-2550

2024, №1 4.1. IIArAillllIVIA www.careerjourney.ru

Во-первых, химический эксперимент выступает источником знаний. Во-вторых, он может служить средством наглядности, помогающее школьникам чётко и ясно представить применение процессов в промышленности, воздействие веществ на природные объекты, а также лучше усвоить теоретический материал.

Химический эксперимент может выступать как способ создания проблем и путей их разрешения. Такая дидактическая возможность помогает учащимся лучше запомнить особые свойства концентрированных кислот.

Химический эксперимент развивает экспериментальные умения, помогает лучше подготовить к ОГЭ и олимпиадам. Также может формировать исследовательские умения, что можно реализовать через проектную деятельность или решение экспериментальной задачи.

Библиографический список

1. Габриелян О. С. Химия 8 класс : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С.А. Сладков. - Москва : Просвещение, 2020. - 175 с.

2. Послание Президента РФ // Издательский дом 1 сентября : [сайт]. - 2019. - URL: https://1sept.ru/news/64731 (дата обращения 15.10.2023).

3. Стандарт ФГОС // Гарант : [сайт]. - 2014. - URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (дата обращения: 15.10.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторе:

Демидова Евгения Анатольевна, студент 6 курса заочной формы обучения направления подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки, направленность (профиль): «Биология» и «Химия», ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.

Научный руководитель:

Нелюбина Елена Георгиевна, к.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.