DOI 10.26105/SSPU.2022.79.4.004 УДК 373.1 ББК 74.244
Г.И. ЕГОРОВА, А.А. МАРИНОВА
образовательный потенциал функциональной грамотности в параметрах концептуальности и региональной практики
G.I. EGOROVA, A.A. MARINOVA
the educational potential of functional literacy in the parameters of conceptuality and regional practice
В статье раскрыта система концептуальных подходов, обосновано понятие «образовательный потенциал функциональной грамотности» как динамическая совокупность концептов (социокультурного, личностного, содержательно-деятельностного, методологического); необходимый ресурс и средство подготовки выпускника к жизнедеятельности в условиях региона».
Показаны целевые установки, стоящие перед школой в условиях перехода к информационному обществу. Приведены основные содержательные линии формирования функциональной грамотности в региональном образовательном сообществе ХМАО-ЮГРA. Раскрыто психолого-педагогическое осмысление функциональной грамотности как индивидуально-личностной характеристики выпускника образовательного учреждения; ее функционально-дидактическое значение, особенности проектирования, методические приемы, влияющие на специфику и качество образовательной деятельности.
The article reveals the system of conceptual approaches, substantiates the concept of «educational potential of functional literacy «as a dynamic set of concepts (socio-cultural, personal, content — activity, methodological) and a necessary resource and means of preparing a graduate for life in the conditions of the region».
The target characteristics facing the school in the conditions of transition to the information society are shown. The main content lines of functional literacy formation in the regional educational community of KhMAO-YUGRA are given. In the article the authors revealed the psychological and pedagogical understanding of functional literacy as an individual and personal characteristic of a graduate of an educational institution; its functional and didactic significance, design features, methodological techniques that affect the specifics and quality of educational activities.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: функциональная грамотность, образовательный потенциал, концептуальные подходы, региональная практика.
KEY WORDS: functional literacy, educational potential, conceptual approaches, regional practice.
ВВЕДЕНИЕ. Обращение педагогов, ученых к научному концепту «функциональная грамотность» своевременная необходимость в связи с глобальными изменениями, введением ФГОС нового поколения, ориентированием образовательного сообщества на повышение качества и подготовку выпускников к жизнедеятельности, прежде всего в условиях региона. Выбор темы статьи обусловлен накопленным опытом, научными исследования-
ми в вопросах формирования функциональной грамотности обучающихся и подготовки учителя к решению важных задач. Необходимость осознания того, что образовательный потенциал функциональной грамотности влияет на основные организационные процессы образовательной деятельности в диалектической зависимости (цель подходы — принципы и методы — технологии результаты достижений). Учитывая сущность функциональной грамотности, ее статику и динамику формирования, вариативность и перспективность, отметим, что образовательный потенциал функциональной грамотности как динамическая совокупность концептов (социокультурного, личностного, содержательно деятельност-ного, методологического) с учетом возможностей образовательной среды, способностей педагога, оказывать влияние на индивидуальное развитие обучающегося, формирование его жизненного опыта.
ЦЕЛЬ — раскрыть концептуальные подходы, условия формирования функциональной грамотности обучающихся и выявить возможности учителей к решению проблемных вопросов в области ведущих направлений функциональной грамотности в рамках трансформации современного образования и образовательных учреждений.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых документов. Эмпирические: анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение, опросные методы (анкетирование, беседа), статистическая обработка результатов
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Сегодня общеизвестно, что основные задачи, стоящие перед школой будущего, и соответственно, перед учителем будущего, заключаются в физическом и нравственном здоровье школьников, развитии интеллекта, формировании устойчивой привычки к труду, освоению навыков жизни в социуме, передаче основ знаний [11]. Однако наряду с этим отметим, что главное для современного педагога — не просто вкладывать в учеников знания, а развивать умения и навыки жизнетворчества, учить тому, как эти знания добывать, работать с ними, изобретать, творить, применять в жизни. Поэтому обращение педагогов, ученых к научному понятию «функциональная грамотность» это своевременная необходимость в связи с вопросами трансформации, устойчивого развития общества, глобальными изменениями, введением ФГОС нового поколения. Выбор темы статьи обусловлен накопленным опытом, научными исследованиями в вопросах формирования функциональной грамотности обучающихся [7].
Современные условия глобализации, цифровизации, экологизации влияют на целевые и результирующие процедуры образовательного потенциала функциональной грамотности, который служит основой для нового качества образования. Здесь следует сказать о некоторых основаниях для оптимизма.
Безусловно, это новый ФГОС начального общего и основного общего образования от 21.05.2021 г., усиливает акцент о роли образовательного потенциала функциональной грамотности. При этом акцент сделан на решении ряда вопросов: «Для чего учить обучающихся и востребовано ли такое обучение в современной жизнедеятельности?». Проявление объективной оценки качества общего образования в России в сравнении с международными стандартами (PISA и др.) также рассматриваем как необходимость и реальность [6].
Именно сторонний, независимый взгляд формирует планку объективности и рациональности. Скажем и о новых возможностях образовательной среды, которые проявляются персонально у каждого обучающегося через комплекс универсальных учебных действий: знание-действие, метаумения (компетенции), индивидуально-личностные качества. Данный комплекс универсальных учебных действий рассматриваем как некую платформу для формирования функциональной грамотности (ФГ) обучающихся. При этом остаются значимыми концептуальные подходы, аспекты преподавания, роль самого учителя, его профессионализм для создания комфортной образовательной среды.
Научные исследования в психолого-педагогической науке раскрывают теоретические, методологические основы образовательного потенциала функциональной грамотности (ФГ), такие как: сферы коммуникации ФГ (Басова Е.А., 2012); ФГ — условие социализации (Сорокин Г. Г., 2006); влияние технологической компетентности учителя на уровень ФГ младшего школьника (Лебедева Е.П., 2012); методика оценки ФГ учащихся (Шутова И.В., 2003); особенности развития профессиональной компетентности учителя по формированию ФГ учащихся основной школы (Бахарева Е.В., 2009); значение ФГ студентов педагогического вуза в условиях гуманитаризации образовательного процесса (Назарова Н.А., 2007).
Широта и многообразие диссертаций в области педагогики функциональной грамотности, за последнее десятилетие отражает научные результаты, связанные как с общими вопросами о функциональной грамотности, так и конкретными средствами, формами, методами для определенной предметной области: знаково-символическое моделирование учебной информации на примере образовательной области «Естествознание» 5,6 классов (Сверчкова Ю.А., 2009); визуализация учебной информации в процессе обучения математике (Пермяков М.Ю., 2015); оценивание функциональной грамотности по химии (Шутова И.В,2003) и др.
В теории и практике педагогического знания востребованы исследования о видовом многообразии в области грамотности и их образовательном потенциале: экономическая грамотность как средство начальной профессиональной подготовки учащихся (Архангельская О.В., 2004); гражданская грамотность старшеклассников — как средство воспитания (Набиева Т.В., 2005); коррекция орфографических и пунктуационных умений как средство повышения уровня правописной грамотности (Малявина Т.П., 2011); экологическая грамотность старшеклассников, ее роль в процессе изучения естественнонаучных дисциплин (Кузьмина С.А., 2010). Отметим и тот факт, что новый ФГОС начального общего и основного общего образования (21.05.2021г) большой акцент делает на вопросах подготовки к жизнедеятельности обучающихся в условиях региона. Анализ научных исследований, литературный обзор, нормативно-правовые документы доказывают, что функциональная грамотность как особый феномен — доминант нового педагогического знания [1].
Такое доминирование не случайность, а закономерность, определенная ценностно-смысловыми ориентирами образовательного потенциала функциональной грамотности: индикатор конкурентоспособности обучающегося, индикатор конкурентоспособности школьного образования, индекс уровня образования и рейтинга эффективности национальной системы.
Сегодня можно утверждать, что рождается новое направление, связанное с педагогикой функциональной грамотности как самостоятельной области педагогического знания, направленного на формирование личности в условиях образовательной среды с учетом многообразия жизненного пространства современного мира. Предметом исследования такой педагогики выступает образовательный потенциал функциональной грамотности как основы жизнедеятельности современного человека [5]. Говоря о дефиниции «образовательный потенциал функциональной грамотности», отметим расширение границы употребления слов «потенциал» и «образование» (образовательный потенциал, ресурс, возможность, уровень).
В переводе с латинского языка, потенциал рассматривается как сила, мощь — система средств, возможностей, в чем либо [2]. Вопросы образования традиционно рассматриваются под разными углами зрения и в различных смысловых контекстах. Результаты контент-анализа позволили определить образовательный потенциал функциональной грамотности как условие успешного процесса при решении задач любой сложности.
Образовательный потенциал функциональной грамотности раскрывается через совокупность значимых концептов (социокультурного, личностного, содержательно деятель-
ностного, методологического), остановимся на них более подробно (рис. 1). С позиции социокультурного концепта рассматриваем функциональную грамотность ведущим способом ориентации в социуме каждого обучающегося. Данный способ раскрывает интегрирующую взаимосвязь современного образования с многообразными направлениями деятельности человека, что всегда являлось необходимым компонентом самоопределения личности в условиях региона. Целевые характеристики образовательного потенциала функциональной грамотности решение тех жизненных задач, которые раскрываются с помощью совокупности прикладных знаний и востребованы в деятельности различных сфер региона. С позиции социокультурного концепта важно отметить, что уровень сформированности функциональной грамотности становится важным фактором для образования на протяжении всей жизни, а это в свою очередь взаимосвязано с параметрами личного и общественного благополучия в регионе (С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина, 2007) [3].
Рис. 1. Ведущие концепты образовательного потенциала функциональной грамотности
С позиции методологического концепта образовательный потенциал функциональной грамотности определен системой научных идей и подходов. [8]. В качестве методологических основ выделим некоторые научные идеи: 1) формирование гражданина планеты Земля, способного обеспечивать устойчивое общественное развитие человечества и своей страны; 2) построение процесса формирования функциональной грамотности в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями учащихся; 3) учащийся становится субъектом своего собственного развития, рассматривается как самоценная личность; 4) образовательный потенциал функциональной грамотности строится через потребности, возможности, интересы и опыт школьников; что становится важным средством развития способностей и важных личностно и социально-значимых качеств. Тенденции обновления теории и практики формирования функциональной грамотности связаны с овладением концептуальными подходами, методами, принципами — как стратегическими ориентирами для формирования предметных, метапредметных компетенций. Практика показывает широкое применение совокупности подходов (системно-деятельностный, социокультурный, компетентностный, личностно-ориентированный) при формировании функциональной грамотности различной направленности: читательская (ЧГ), математическая (МГ), естественнонаучная (ЕНГ),
финансовая (ФГ), глобальные компетенции (ГК), креативность (К) [10]. Однако, в практике учителей ХМАО-ЮГРЫ широко востребованы и другие подходы, такие как: средовый, коэволюционный, конвергентный, совершенствующий образовательный потенциал функциональной грамотности (ЕНГ, ГК, К) с учетом принципов: интеграции, конвергенции, взаимопроникновения, взаимообогащения, культуросообразности, формирующих значимые компетенции — как особый личностный концепт (рис. 2).
Личностно-ориентированный
-умение принимать решения и нести за них отв етственность; -решать нестандартные ситуации; -коммуникация, сотрудничество; -мобильность, способность осуществлять образование на протяжении всей жизни в связи.
Социокультурный
-гражданская идентичность; -сохранение этничности;
- толерантность в условиях поликультурного общества;
- достижение социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями.
Средовый
- учет в содержании параметров истории, культуры, ресурсов, промышленности);
- понимание региональной среды в рамках фрактальности и инверсии;
- знание и умения жизнедеятельности, жизнеобеспечения в региональном масштабе.
Системно-деятельностный
- умения планировать деятельность; -интеллектуальные умения деятельность (объяснять, сравнивать, анализировать, аргументировать и т.д.);
экспериментальные умения (осваивать приемы, наблюдать и описывать, находить информацию, ставить эксперименты и т.д.);
метапредметные результаты (исследовательская, проектная деятельность, работа с источниками информации).
Коэволюционный
- умения объединять знания различных наук в решении химических, экологических проблем;
- умения получать экосоциальное знание (взаимодействие социологических, естественных, технических наук);
- мировоззренческие умения;
- умения гуманного и гармоничного отношения человека к природе.
Компетентностный
- информационная компетентность (анализ, оценка, преобразование;)
- коммуникативная компетентность (коммуникация, коллаборация);
- умения дискуссии и аргументации своей позиции;
- природоохранная компетентность (рациональное природопользование, охрана окружающей среды);
- здоровьесберегающая компетентность (ЗОЖ, здоровье, технологии).
Конвергентный
- улучшение здоровья человека;
- повышение производительности труда; -стимулирование экономического развития; -достижение социальной стабильности;
- расширение человеческих знаний и возможностей для образования.
Рис. 2. Ведущие концептуальные подходы образовательного потенциала функциональной грамотности
Ведущие концептуальные подходы задают ценностные ориентиры формирования функциональной грамотности через ряд ключевых моментов в рамках ХМАО-ЮГРЫ: педагогическое сопровождение профессионального самоопределения; новый формат сетевого сотрудничества; совершенствование прикладного характера гуманитарного и естественнонаучного образования; вопросы экологизации образования; участие учителей и обучающихся в региональных проектах; повышение качества образования в регионе; система адресной помощи для устранение профессиональных дефицитов учителей. Дополнительно отметим, что конвергентный, коэволюционный, средовый подходы в современном образовании стали широко применяться для решений как образовательных, так и социальных проблем и наиболее востребованы для формирования глобальных компетенций, естественнонаучной грамотности, критичности мышления. Раскроем особенности данных подходов. Конвергенция знаний, науки и технологий (СК^1) выгодна человечеству по целому ряду причин. В некотором смысле конвергенцию может рассматриваться как единую стратегическую задачу, которая при успешном решении может открыть пути решения многих крупных социально-экономических задач, стоящих перед обществом. Конвергенция обеспечивает получение ценных результатов и интегрированный подход во многих человеческих предприятиях, таких как: улучшение здоровья человека; повышение производительности труда и стимулирование экономического развития; достижение социальной стабильности; расширение человеческих знаний и возможностей для образования. Формирование функциональной грамотности является одной из основных задач развития будущего общества.
Без функциональной грамотности нельзя подготовить качественного ни педагога, ни врача. Качественного сформированная функциональная грамотность это основа поддержания физического здоровья человека. Люди не могут полностью реализовать свой потенциал, если у них присутствуют проблемы с физическим или психическим здоровьем, или они страдают от хронических заболеваний. Конвергентные технологии обладают потенциалом, позволяющим развивать функциональную грамотность для здоровьесбережения, стимулировать его физические силы и увеличивать продолжительности жизни. Для поддержки формирования функциональной грамотности необходимо чаще использовать принцип конвергенции в сфере образования, который предполагает разрабатывать и реализовывать интегрированные системы образования [4].
Формирование функциональной грамотности невозможно и без смены технологий как в процессе обучения в школе, так и в системах повышения квалификации для возможности получения образования в течение всей жизни. При этом выстраивание программ формирования функциональной грамотности с учетом принципа конвергенции обеспечивает создание таких программ, которые могут опережать время и одновременно быть двигателем творчества и инноваций. Кроме этого, формирование функциональной грамотности предполагает разработку интегрированных программ, с учетом понимания когнитивных процессов познания.
Следующим значимым подходом, востребованным в формировании функциональной грамотности, является коэволюционный подход, предполагающий живое чувственное осмысление социально-экологической проблематики. Значение данного подхода обнаруживается в нескольких аспектах. В познавательном плане он предполагает объединение разнородных наук, в частности на реализацию концепции «производства экосоциального знания на основе взаимодействия социологических, естественных и технических наук» [5]. В методологическом плане коэволюционный подход ориентирует на комплексный взгляд учителя к решению проблем формирования функциональной грамотности, с учетом развития мировоззренческих позиций, отражающих окружающий мир как целостное, гармоническое единство его компонентов.
Однако процесс реализации коэволюционного подхода сопряжен с рядом трудностей для современного учителя. Прежде всего, это отбор совокупности специальных приемов, которые обеспечивают приобретение такого знания об использовании природно-регионального окружения, которое ориентировано на сохранение, улучшение и воспроизводство средств и ресурсов каждого региона.
Отметим тот факт, что возможность использования коэволюционного подхода для учителя, реально в следующих трех сферах: познавательной, объединяющей в единую целостность науку и культуру, к примеру, от биологии к культуре, отношение между которыми называют геннокультурной коэволюцией, преобразовательной, учитывающей интересы взаимодействующих сторон; воспитательной, формирующей гуманное и гармоничное отношение человека к природе.
Другим значимым подходом является средовой подход, который представляет собой основу для специально формируемой и развивающей среды управления процессом формирования функциональной грамотности.
Эффективность применения средового подхода для учителя связана с такими базовыми образовательными процедурами, как: жизнедеятельность, жизнеобеспечение в региональном масштабе (история, культура, ресурсы, промышленность), фрактальность и инверсия среды (она направлена на восстановление понимания среды самим учащимся). Средовый подход расширяет образовательные границы для формирования всех основных направлений функциональной грамотности. С одной стороны, система действий со средой в ходе формирования функциональной грамотности должна превращать её в средство комплекс-
ного целенаправленного воздействия на личность воспитанника. Региональная среда формирует грамотность каждого учащегося по своему образу и подобию, раскрывает те или иные возможности для развития личности ребенка. Среда представляет возможности со-бытийного статуса: со-общаться, со-дружествовать с другими людьми, сотрудничать с ними, соперничать, сопереживать, быть соратниками, современниками. С другой стороны, система действий со средой в ходе формирования функциональной грамотности предоставляет возможность не только индивидуального развития с учетом потребностей каждого обучающегося, но и формирует мотивы и интересы в плане будущей профессиональной деятельности.
Остановимся на содержательно-деятельностном концепте. Содержательно-деятельностный концепт учитывает параметры содержательной области, контекста, формируемых компетенций, видов деятельности и заданий, используемые в рамках учебных и вне учебных занятий (табл. 1).
Таблица 1. Компоненты содержательно — деятельностного концепта
Содержательная область Контекст Компетенция
ЧГ Тип и формат текста Ситуации функционирования текста Находить и извлекать, осмысливать и оценивать, интерпретировать
МГ Разделы математики Мир индивидуума, социума, образования и науки Формулировать, применять, интегрировать, оценивать результаты с позиции математики и реальной проблемы
ЕНГ Естественнонаучные предметы, методология Здоровье, ресурсы, среда, связь науки и технологии Давать научные объяснения, применять естественнонаучные методы исследования, интерпретировать данные, делать выводы
ФГ Деньги и финансы, управление, риски и выгоды Образование и работа, семья, личные траты, досуг, общество Работать с финансовой информацией выявление, анализ и оценка проблемы, применение и понимание
ГК Меж и метапред-метное содержание Глобальные проблемы Критически рассматривать проблемы глобального характера, межкультурного взаимодействия; осознавать культурные, религиозные различия
КМ Самовыражение, Образование, быт, Выдвижение, оценка и доработка идеи решение проблем наука и технология, культура, социум
При проведении теоретико методологического обоснования формирования функциональной грамотности, проведена работа по выявлению структуры понятия и ее дидактической роли (рис. 3).
Направленность на решение социальных проблем Направленность на решение бытовых проблем Качественная характеристика
i
Критерии оценки обучающеюся Щ взрослош населения Дидактическая *—► роЩ ФГ Цель и показатель качества образования образования
1
Средство адаптации: и жизнедеятельности Условие про фее.сионадьной деятельности Условие дальнейшего образования образования
Рис. 3. Дидактическая роль функциональной грамотности
Содержательная область определена видом ФГ, разделом учебной дисциплины. Контекст работает на погружение обучающегося в жизненную ситуацию, которая связана с окружающим миром. Компетенция как особая личностная характеристика работает на погружение ученика в личный контекст.
Данные особенности понятия «образовательный потенциал функциональной грамотности», теоретико-методологические положения позволили нам разработать дорожную карту взаимодействия на 2021-2023 гг. между БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет» с образовательными организациями ХМАО-Югры, в частности, с муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 1», Сургутский район. Тема совместной работы «Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности обучающихся — как условия повышения качества образования». Среди значимых мероприятий отметим некоторые.
Семинар 1. «Функциональная грамотность школьников в свете реализации ФГОС». Теория и методология ФГ. Структура понятия, оценка функциональной грамотности в контексте международных исследований международных исследований PISA, PIRLS, TIMSS). Теоретико-методологические положения, обоснование подходов и принципов деятельности по формированию функциональной грамотности (ФГ). Нормативные документы. Функциональная грамотность в контексте международных исследований (PISA, PIRLS, TIMSS).
Семинар 2. «Опыт международных исследований PISA. TIMSS, PIRLS, Оценка ключевых компетенций обучающихся». Оценка ФГ. Примеры заданий по формированию функциональной грамотности. Методики оценки.
Семинар-конференция «Функциональная грамотность учителя — вызовы и эффективные практики для жизни в условиях региона». Значимым мероприятием для образовательного учреждения становится неделя функциональной грамотности в образовательном учреждении.
Семинар-практикум 3. «Технология формирования ФГ в предметной области». Семинар-практикум 4. «Особенности заданий на формирование ФГ «Технология проектных задач как один из способов формирования ФГ обучающихся». Семинар-практикум 5. «Представление опыта работы учителей предметников (математика, физика, химия, биология русский язык и т.д.) по формированию ФГ». Разработка программы и организация и проведение семинара-практикума.
Семинар-практикум 6. «Практико-ориентированные задачи жизненных ситуаций в формировании ФГ».В ходе реализации дорожной карты была востребована дискуссионная площадка «Функциональная грамотность как императив нового времени», востребована совокупность изданных учебно-методических материалов, в том числе «База тестовых заданий оценки сформированности функциональной грамотности».
На уровне города и Сургутского района прошло ознакомление педагогической общественности с опытом работы учителей по созданию условий для профессионального и личностного развития педагогов в области функциональной грамотности. При этом учителя указывали на необходимость создания системы психолого-педагогического сопровождения, разработку учебно-методических материалов для учителей, учащихся. Для четкого выстраивания логики работы по формированию функциональной грамотности нами предложен пакет материалов для педагогов, включающий в себя: конструктор функциональной грамотности (ФГ) (виды направлений, этапы формирования); содержание направлений, технология проектирования функциональной грамотности, включая формы, методы эффективного взаимодействия учителей, методику проведения регулярного мониторинга потребностей педагогов и учащихся в области направлений грамотности.
Дополнительно организована системная работы с учителями естественнонаучного и гуманитарного направлений по формированию функциональной грамотности в Ханты-
Мансийском автономном округе. Актуальность работы определена совокупностью нормативных, локальных документов (приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16.092021 № 10-П-1233 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», от 20.09.2021 № 10-П-1244; «Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование, оценку функциональной грамотности обучающихся ХМАО-ЮГРЫ на 2021-2022 учебный год» и многих других.
Раскроем некоторые результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента, проведенного на базе образовательных учреждений Сургутского района. Всего в Сургутском районе 282 педагога, участвующих в формировании функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов по шести направлениям: читательская грамотность; математическая грамотность; естественнонаучная грамотность; финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В рамках исследования были определены различные виды деятельности учителей, направленные на формирование функциональной грамотности (рис. 4)
Индивидуальная работа Командная работа Научно-исследовательская работа Проекты
Решать практические задачи
Приобретать опыт применения реальной региональной...
Рис. 4. Приоритетные виды деятельности учителей по формированию ФГ
Из них 73 человека прошли курсы повышения квалификации, 6 человек проходят в данный период времени, 203 человека не прошли курсы повышения. Учителя Сургутского района (96 человек) участвуют в формировании функциональной грамотности в 8-х классах (34% от кол-ва респондентов); 65 учителей в 9-х классах (23%); 121 учитель формирует функциональную грамотность комплексно, в 8-9 классах, что составляет — 43%.
Что касается количественного показателя, можем отметить, что наибольшее количество педагогов, участвующих в формировании функциональной грамотности ведут свою деятельность в МБОУ «Нижнесортымская СОШ», МАОУ «Лянторская СОШ № 7», МАОУ «Белоярская СОШ № 1», МБОУ «Барсовская СОШ № 1», МБОУ «Солнечная СОШ № 1» (с филиалами), МБОУ «Федоровская СОШ № 1», МБОУ «Федоровская СОШ № 2.
Несмотря на незначительные показатели в таких образовательных организациях, как МБОУ «Ляминская СОШ», МБОУ «Высокомысовская СОШ», МБОУ «Угутская СОШ», отметим, что данные школы имеют небольшую численность педагогических кадров, и, исходя из приведенных показателей, большая часть учителей этих образовательных организаций
реализует направления в рамках формирования функциональной грамотности на интуитивном уровне. При выборе основных форм формирования функциональной грамотности мнение респондентов разделилось следующим образом (рис. 5).
Применение неформального образования
Новые формы учебных занятий Сетевое взаимодействие Дополнительное образование Другое
Рис. 5. Ведущие формы занятий формирования ФГ
Наибольшее количество респондентов выбрали дополнительное образование (26%).
На основе собранной базы данных обучающихся Сургутского района обозначим следующие позиции. Из 2025 обучающихся 8-9-х классов приняли участие в анкетировании по вопросам формирования компетенций функциональной грамотности. Из них 1120 обучающихся проявили интерес к вопросам формирования функциональной грамотности. Среди них учащиеся 8-х классов, что составляет 55% от общего числа участников, и 905 обучающихся 9-х классов, что соответствует 45% (таблица 2).
Таблица 2. Результаты анкетирования обучающихся Сургутского района
8-е классы 9-е классы
Предлагаемые вопросы (% от общего числа среди опрошенных 8-х классов) (% от общего числа среди опрошенных 9-х классов)
Да Нет Да Нет
Формируют ли педагоги читательскую грамотность? 1042 (93%) 78 (7%) 861 (95%) 44 (5%)
Формируют ли педагоги математическую грамотность? 1020 (91%) 100 (9%) 859 (95%) 46 (5%)
Формируют ли педагоги естественнонаучную грамотность? 980 (87%) 140 (13%) 832 (92%) 73 (8%)
Формируют ли педагоги финансовую грамотность? 871 (78%) 249 (22%) 755 (83%) 150 (17%)
Формируют ли педагоги глобальную грамотность? 855 (76%) 265 (24%) 740 (82%) 165 (18%)
Формируют ли педагоги креативное мышление? 943 (84%) 177 (16%) 776 (86%) 129 (14%)
При подведении итогов анкетирования было определено, что учителя Сургутского района положительно относятся к вопросу формирования функциональной грамотности, проявляют высокий интерес, но при этом были определены «западающие» вопросы и направления. Прежде всего, это вопросы, касающиеся отбора содержания, возможности проектирования развивающей среды, системы формирования грамотности на уроке и во внеурочное время.
Среди ведущих направлений в качестве «западающих» учителя указали на финансовую грамотность и глобальные компетенции.
Дополнительно нами было учтено мнение обучающихся педагогических направлений высшей школы по вопросу необходимости их подготовки к формированию функциональной грамотности обучающихся. Приоритетные позиции получили: выполнение ВКР, курсовых работ, включение тем по функциональной грамотности в содержание практик (рис. 6).
12%
23%
25%
Включение обучающихся в реализацию направлений по ФГ в сетевом взаимодействии
Выполнение ВКР, курсовых работ по тематике ФГ, в том числе для детей с ЗПР
Изменение содержания, тематики заданий по различным видам практик
Организация мероприятий воспитанию ценностных отношений к ФГ
Рис. 6. Пути формирования ФГ (мнение студентов)
Анализ проведенной работы позволил выделить педагогические риски, которые возникают в ходе формирования функциональной грамотности обучающихся Сургута и Сургутского района и обозначить пути решения:
— активизировать прохождение учителями курсов повышения квалификации и пересмотреть методические подходы к уроку в рамках формирования шести направлений функциональной грамотности;
— повысить уровень профессионально-педагогической культуры в области функциональной грамотности и организовать корпоративное, сетевое сотрудничество с представителями высшей школы;
— активно использовать ресурсный региональный потенциал.
Результаты проведенной работы положены в основу разработки теоретико-методологических положений, системы комплексных заданий формирования функциональной грамотности обучающихся по различным направлениям.
ВЫВОДЫ. Образовательный потенциал функциональной грамотности становится тем особым понятием, которое позволяет педагогу переосмысливать целевые, содержательные, деятельностные, оценочные компоненты, что требует создания единой образовательной среды, благоприятных условий, способствующих выпуску высоко грамотных и мотивированных на труд и обучение школьников.
Если учесть уровень конкретного образовательного учреждения, то формирование функциональной грамотности строится с учетом готовности учителя к данной деятельности. Параметры готовности современного учителя к вопросу формирования функциональной грамотности выражены на уровне значений (от 18% до 42%), что доказывает заинтересованность учителей как участников образовательного процесса, но слабую теоретико-методологическую, практическую подготовку.
При этом были выявлены и некоторые трудности в организации процесса формирования функциональной грамотности: диверсификация программ, отсутствие четкой структуры методической и проектной деятельности учителя. Однако следует сказать, что в целом анализ анкетирования субъектов образовательной практики показал оптимистический настрой учителей и их готовность формировать функциональную грамотность учащихся.
литература
1. Агранович М.Л. Российское образование в контексте международных индикаторов / М.Л. Агранович, ФИРО РАНХиГС, М., 2019. (In Russian).
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. С. 342.
3. Вершловский С.Г. Изменения в социально-педагогическом портрете выпускника петербургской школы/ С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина // Вопросы образования, 2011. № 1. С. 99-114.
4. Глобальная конкурентоспособность российского образования: материалы для дискуссии / И.В. Абанкина, И.Д. Фрумин и др.; М.: НИУ ВШЭ, 2017. 112 с.
5. Егорова Г.И. Дискурс-анализ формирования функциональной грамотности будущих бакалавров в области профессиональной деятельности // Вестник ТГПУ. № 5. 2021 г.
6. Ковалева Г.С. Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны: материалы к заседанию Президиума РАО 27 июня 2018 года // Официальный сайт «Центр оценки качества образования ИСРО РАО». URL: http://www.centeroko. ru/public.html (дата обращения: 15.06.2022).
7. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года распоряжение от 24 июня 2022 года № 1688-р
8. Кривых С.В. Пространство и среда в образовании.— Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2017. 77 с.
9. Передовые практики инновационной деятельности образовательных учреждений Адмиралтейского района Санкт-Петербурга: Сборник статей организаторов и участников инновационной деятельности / Под ред. О.М. Гребенниковой, А.А. Кочетовой, С.А. Писаревой. СПб: «Куль-тИнформПресс», 2020. 179 с.
10. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной. Самара: СИПКРО, 2019. 130 с.
11. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
references
1. Agranovich M.L. Rossijskoe obrazovanie v kontekste mezhdunarodnyh indikatorov [Russian education in the context of international indicators] / M.L. Agranovich, FIRO RANHiGS, M., 2019. (In Russian).
2. Azimov E.G., SHCHukin A.N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obu-cheniya yazykam) [A new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching)]. M.: Ikar, 2009. S. 342. (In Russian).
3. Vershlovskij S.G. Izmeneniya vsocial'no-pedagogicheskom portrete vypusknika peterburgskoj shkoly [Changes in the socio-pedagogical portrait of a graduate of the St. Petersburg school] / S. G.Versh-lovskij, M.D. Matyushkina // Voprosy obrazovaniya 2011. № 1. S. 99-114. (In Russian).
4. Global'naya konkurentosposobnost' rossijskogo obrazovaniya: materialy dlya diskussii [Global competitiveness of Russian education: materials for discussion] / I.V. Abankina, I.D. Frumin i dr.; M.: NIU VSHE, 2017. 112 s. (In Russian).
5. Egorova G.I. Diskurs-analiz formirovaniya funkcional'nojgramotnosti budushchih bakalavrov voblas-ti professional'noj deyatel'nosti [Discourse analysis of the formation of functional literacy of future bachelors in the field of professional activity] // Vestnik TGPU. № 5. 2021g. (In Russian).
6. Kovaleva G.S. Vozmozhnye napravleniya sovershenstvovaniya obshchego obrazovaniya dlya obe-specheniya innovacionnogo razvitiya strany: materialy k zasedaniyu Prezidiuma RAO 27 iyunya 2018 goda [Possible directions for improving general education to ensure the innovative development of the country: materials for the meeting of the RAO Presidium on June 27, 2018] // Oficial'nyj sajt «Centr
ocenki kachestva obrazovaniya ISRO RAO». URL: http://www.centeroko. ru/public.html (data obrash-cheniya: 15.06.2022). (In Russian).
7. Koncepciya podgotovki pedagogicheskih kadrov dlya sistemy obrazovaniya do 2030 goda raspo-ryazhenie ot24 iyunya 2022 goda № 1688-r [The concept of teacher training for the education system until 2030 Order No. 1688-r of June 24, 2022] (In Russian).
8. Krivyh S.V. Prostranstvo i sreda v obrazovanii [Space and environment in education]. Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2017. 77 s. (In Russian).
9. Peredovye praktiki innovacionnoj deyatel'nosti obrazovatel'nyh uchrezhdenij Admiraltejskogo rajona Sankt-Peterburga: Sbornik statej organizatorov i uchastnikov innovacionnoj deyatel'nosti [Best practices of innovative activity of educational institutions of the Admiralteysky district of St. Petersburg] / Pod red. O.M. Grebennikovoj, A.A. Kochetovoj, S.A. Pisarevoj. SPb: «Kul'tlnformPress», 2020. 179 s. (In Russian).
10. Razvitie funkcional'noj gramotnosti obuchayushchihsya osnovnoj shkoly: metodicheskoe posobie dlya pedagogov [Development of functional literacy of primary school students: a methodological guide for teachers] / Pod obshchej redakciej L.YU. Panarinoj, I.V. Sorokinoj. Samara: SIPKRO, 2019. 130 s. (In Russian).
11. Ukaz Prezidenta RF ot21.07.2020 N 474 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [Decree of the President of the Russian Federation of 21.07.2020 N 474 «On national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030»]. (In Russian).