Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТНЫХ ПРАКТИК РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТНЫХ ПРАКТИК РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОУЧ-ПЕДАГОГ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ПРОГРАММА-ПРОЕКТ / ОНЛАЙН-КВИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мордвинова Елена Александровна

В статье в контексте проблемы внедрения в образовательный процесс школы современных технологий рассматриваются сущность и содержание понятия «функциональная грамотность». Выявляются факторы и условия, определяющие успешное формирование функциональной грамотности обучающихся. Отмечается, что в организации образовательного процесса в школе должна доминировать практико-ориентированная и проектная деятельность обучающихся, в которой каждый из них не только имел бы возможность получать знания, но и осознавал бы их ценность и функциональность, реализовывал себя. Выявляются возможности формирования функциональной грамотности (финансовой, естественнонаучной и развития креативного мышления) подростков в рамках реализации коучинг-проекта «4К: движение навстречу», предусматривающей создание программ и проведение профильных смен в онлайн-формате с использованием проектных практик Российского движения школьников и очно - на базе детских оздоровительных лагерей. Раскрывается социально-педагогическое значение разработанных коуч-педагогами школы учебно-методических комплексов для обучающихся (приобретение компетенций в том или ином виде функциональной грамотности, личностное развитие, позитивная социализация) и для педагогов (повышение профессионального мастерства, применение современных образовательных технологий, в том числе проектной). Обосновывается эффективность заключительного мероприятия всех трех программ-проектов - онлайн-квиза. Указываются метапредметные и личностные результаты, на основе которых можно осуществить оценку эффективности реализации коучинг-проекта «4К: движение навстречу».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мордвинова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ FUNCTIONAL LITERACY DEVELOPMENT BY MEANS OF PROJECT ACTIVITIES IN ALL-RUSSIAN CHILDREN AND YOUTH MOVEMENT

The article considers the essence and content of the concept of “functional literacy” in terms of introducing modern technologies into school education. The factors and conditions for successful functional literacy development of students are identified. The article claims that practice- and project-based activities should be employed to a greater extent, in that case each student would not only gain knowledge, but also be aware of its value and applicability, self-fulfill in various types of activities. It reveals the aspects of functional literacy development (finance, natural science and creative thinking) as presented in adolescents involved in the coaching project “4K: Moving Towards Each Other” - online programs and thematic shifts that displayed project activities of all-Russian children and youth movement and offline activity in children's recreation camps. It shows the social and educational importance of the teaching packs designed by the school coaches for students (competence acquisition in one aspect of functional literacy, personal development, positive social adjustment) and for teachers (proficiency enhancement, application of modern educational technologies, project activity among them). It justifies the effectiveness and uniqueness of the final event of all three programs-projects - an online quiz. It also highlights the metasubject and personal results that make it possible to evaluate the effectiveness of the coaching project “4K: Moving to Each Other” implementation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТНЫХ ПРАКТИК РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 371.388

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТНЫХ ПРАКТИК РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

STUDENTS' FUNCTIONAL LITERACY DEVELOPMENT

BY MEANS OF PROJECT ACTIVITIES IN ALL-RUSSIAN CHILDREN AND YOUTH MOVEMENT

© 2022

Е.А. Мордвинова E.A. Mordvinova

В статье в контексте проблемы внедрения в образовательный процесс школы современных технологий рассматриваются сущность и содержание понятия «функциональная грамотность». Выявляются факторы и условия, определяющие успешное формирование функциональной грамотности обучающихся. Отмечается, что в организации образовательного процесса в школе должна доминировать практико-ориентированная и проектная деятельность обучающихся, в которой каждый из них не только имел бы возможность получать знания, но и осознавал бы их ценность и функциональность, реализовывал себя. Выявляются возможности формирования функциональной грамотности (финансовой, естественнонаучной и развития креативного мышления) подростков в рамках реализации коучинг-проекта «4К: движение навстречу», предусматривающей создание программ и проведение профильных смен в онлайн-формате с использованием проектных практик Российского движения школьников и очно - на базе детских оздоровительных лагерей. Раскрывается социально-педагогическое значение разработанных коуч-педагогами школы учебно-методических комплексов для обучающихся (приобретение компетенций в том или ином виде функциональной грамотности, личностное развитие, позитивная социализация) и для педагогов (повышение профессионального мастерства, применение современных образовательных технологий, в том числе проектной). Обосновывается эффективность заключительного мероприятия всех трех программ-проектов - онлайн-квиза. Указываются ме-тапредметные и личностные результаты, на основе которых можно осуществить оценку эффективности реализации коучинг-проекта «4К: движение навстречу».

Ключевые слова: обучающиеся; функциональная грамотность; проектная деятельность; современные образовательные технологии; коуч-педагог; учебно-методический комплекс; программа-проект; онлайн-квиз.

The article considers the essence and content of the concept of "functional literacy" in terms of introducing modern technologies into school education. The factors and conditions for successful functional literacy development of students are identified. The article claims that practice- and project-based activities should be employed to a greater extent, in that case each student would not only gain knowledge, but also be aware of its value and applicability, self-fulfill in various types of activities. It reveals the aspects of functional literacy development (finance, natural science and creative thinking) as presented in adolescents involved in the coaching project "4K: Moving Towards Each Other" - online programs and thematic shifts that displayed project activities of all-Russian children and youth movement and offline activity in children's recreation camps. It shows the social and educational importance of the teaching packs designed by the school coaches for students (competence acquisition in one aspect of functional literacy, personal development, positive social adjustment) and for teachers (proficiency enhancement, application of modern educational technologies, project activity among them). It justifies the effectiveness and uniqueness of the final event of all three programs-projects - an online quiz. It also highlights the metasubject and personal results that make it possible to evaluate the effectiveness of the coaching project "4K: Moving to Each Other" implementation.

Keywords: students; functional literacy; project activity; modern educational technologies; coach-teacher; teaching pack; program-project; online quiz.

Современное школьное образование ориентировано на развитие личности обучающегося, на достижение им образовательных результатов, связанных с «навыками XXI века», на формирование у него позитивных жизненных установок, высокой мотивации к обучению на протяжении всей

жизни, на овладение им стратегиями гибкого поведения в различных ситуациях, готовностью жить в эпоху перемен. Другими словами, современное общее образование - это образование, ориентированное на формирование ключевых компетенций, это «функциональное» образование, в котором совре-

менные образовательные технологии обеспечивают успешную социализацию, профессиональное и личностное самоопределение школьника.

Проблема внедрения современных образовательных технологий (СОТ) в школьную практику обучения и воспитания неразрывно связана с решением задач регионального проекта «Современная школа» при реализации национального проекта «Образование». Актуальность и социальная значимость названной проблемы заключается в возможности профессионального роста педагогов в процессе освоения СОТ, в создании педагогических условий для формирования функциональной грамотности обучающихся, повышения их мотивации к активному включению в социальную жизнь общества. Образовательная значимость данной проблемы определяется изменениями в подходах к организации обучения и воспитания школьников, модернизацией методов, средств, приемов и способов, составляющих содержание СОТ.

Одним из приоритетных механизмов повышения качества общего образования, достижения новых образовательных результатов, развития ключевых компетент-ностей обучающихся становится формирование их функциональной грамотности [1].

Понятие «функциональная грамотность» (ФГ) появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации неграмотности. В середине XX века, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций, было достаточно трех базовых грамотностей: умения читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: глобальных компетенций [2], навыков смыслового чтения, грамотности математической, естественнонаучной, ИКТ-грамот-ности, грамотности финансовой, культурной, гражданской. В основе функциональной грамотности XXI века лежат «навыки 4К»: критического мышления, креативности, коммуникации, координации [3, с. 4], иначе говоря, ключевые компетенции (или универсальные учебные действия) организационные, интел-

лектуальные, оценочные и коммуникативные, основанные на прочных (академических, предметных) знаниях. Приобрести эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.

«Под функциональной грамотностью, -пишет Н.Ф. Ефремова, - понимается повышаемый по мере развития общества и роста потребностей личности уровень знаний и умений, необходимый для полноправного и эффективного участия человека в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития» [4].

Определение ФГ дано участниками Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment - PISA) через вопросную форму: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» [5].

Функциональную грамотность связывают с возможностью человека использовать полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. По мнению исследователей, ФГ фиксирует необходимый уровень готовности личности к осуществлению ее деятельности [6].

Сущность, содержание понятия «функциональная грамотность», его различные аспекты находят отражение и в научной периодике. Так, В.С. Басюк считает формирование ФГ важным аспектом достижения личностных результатов образования [7], Н.И. Меркушова ведет речь о подходах к определению ФГ, возможных проблемах и решениях, связанных с формированием и оценкой ФГ школьников [8], М.Д. Ма-тюшкина поднимает вопрос о взаимосвязи результатов ЕГЭ и ФГ [9]. Изучаются виды

ФГ: А.Ю. Пентин, ГГ. Никифоров, Е.А. Ни-кишова исследуют естественнонаучную грамотность [10], Ю.Н. Гостева, М.И. Кузнецова, Л.А. Рябинина, Г.А. Сидорова, Т.Ю. Чабан - читательскую [11], Л.О. Рос-лова, К.А. Краснянская, Е.С. Квитко - математическую [12], Е.С. Королькова - финансовую [13], Н.А. Авдеенко, М.Ю. Демидова, Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова, А.М. Михайлова, С.Г. Яковлева - развитие креативного мышления [14], Т.В. Коваль, С.Е. Дюкова -глобальные компетенции [15]. Перечень может быть продолжен.

Из приведенных выше определений вытекает следующее: «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [16, с. 35].

Определяются три уровня сформиро-ванности функциональной грамотности: оптимальный, допустимый и критический. Для обучающихся главным показателем оптимального уровня функциональной грамотности является совокупность предметных, межпредметных, интегративных знаний, метапредметных умений, навыков и способов решения функциональных проблем, которые применяются ими в деятельности, связанной с процессом восприятия, преобразования информации, решения типовых учебных задач, а также задач взаимодействия в обществе.

Полагаем, что основными подходами к формированию ФГ обучающихся являются:

1) личностно-деятельностный, который заключается в создании образовательной системы, ориентированной на возможность самореализации каждой личности в разных видах деятельности, создание ею собственной системы ценностей;

2) компетентностный, который предполагает, что ФГ будет сформирована как компетентность; при нем основной акцент делается на результате образования, под которым понимается не сумма усвоенной ин-

формации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Познавательная активность, ценностное самоопределение; индивидуализация и дифференциация - принципы построения процесса формирования ФГ.

Большинством ученых, которые разрабатывают методологическую и методическую основу проблемы формирования ФГ обучающихся (В.В. Гаврилюк, Г.Г. Сорокин, Ш.Ф. Фарахутдинов [17], А.А. Контримович, М.В. Паюнена [18] и др., определяются следующие факторы ее развития: 1) содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы); 2) формы и методы обучения и воспитания; 3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся; 4) программы внешкольного, дополнительного образования; 5) модель управления школой (общественно-государственная форма управления, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);

6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;

7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Раскрывая содержание второго фактора, теоретики и практики образования отмечают, что для успешного формирования ФГ обучающихся необходимо соблюсти следующие условия: 1) обучение и воспитание носят деятельностный характер;

2) учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

3) на уроках и внеурочных занятиях обучающимся предоставляется возможность приобрести опыт достижения личностно значимой цели; 4) используются продуктивные формы групповой (коллективной) работы, работы в парах, при которых возможны индивидуализация и дифференциация обучения, активно формируются речевые навыки, возникает ситуация коллективного взаимодействия; 5) педагоги могут и умеют применять СОТ (активные, дея-тельностные, «субъект-субъектные», лич-ностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии: проектного

обучения, развития критического мышления, деловые, ролевые игры, решение ситуационных задач).

Итак, основные вопросы «функционального» образования - чему и как учить сегодня для успеха завтра [19 ; 20]. Приходится констатировать факт, что в настоящее время учителя недостаточно ориентированы на достижение предметных и метапред-метных умений и действий школьников: не рассматривают их как составляющие качественно нового образовательного результата - ФГ обучающегося, не направляют образовательный процесс на достижение данной качественной характеристики, не выстраивают соответствующего этому комплекса условий и редко используют СОТ, тогда как именно СОТ, инициирующие у обучающихся самостоятельность в определении цели, планировании и осознании своих действий, развивающие их критическое и творческое мышление, - одно из важных средств формирования ключевых компетентностей школьников.

Отсюда ответы на вопрос «Чему и как учить в школе XXI века?» могут лежать в плоскости решения задачи создания технологических и организационных условий для формирования ФГ обучающихся и оценки их способности применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях, а также преодоления противоречия между преобладанием традиционных технологий обучения и воспитания, нацеленных на предметные знания, и необходимостью приобретения обучающимися новых результатов, связанных с «навыками XXI века».

Сегодня учителю следует не просто проводить уроки, развивающие и событийные воспитательные мероприятия на высоком методическом и содержательном уровне, сообщать актуальную и полезную научную информацию в доступной для учащихся форме. Учитель должен перестроить образовательный процесс так, чтобы каждый школьник захотел получить знания, имел возможность это сделать, мог осознать их ценность и функциональность, реализовал себя в различных видах деятельности.

Исследователи отмечают, что в наши дни «доминирующий компонент организации образовательного процесса - практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся» [6, с. 9]. Недостаточная разработанность современной проектной технологии в интересующей нас сфере побудила коуч-группу педагогов МБОУ Школы № 157 г.о. Самара обратиться к созданию программ и проведению профильных смен по формированию функциональной грамотности обучающихся.

Цель всех коуч-программ и профильных смен - воспитание функционально грамотной личности, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Планируемый результат - воспитание обучающегося, ориентирующегося в мире и действующего в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности:

- умеющего быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений; отвечать за свои решения; привычного к поиску решения в нестандартной ситуации;

- способного нести ответственность за себя, своих близких;

- обладающего приемами учения и готового к постоянной переподготовке;

- легко адаптирующегося в любом социуме и умеющего активно влиять на него;

- понимающего, что жизнь среди людей - это постоянный поиск компромиссов, что решения необходимо искать сообща, что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, есть и другие, которые также имеют право на существование;

- хорошо владеющего устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми;

- владеющего современными информационными технологиями;

- обладающего набором компетенций - как ключевых, так и по различным отраслям знаний.

Коуч-учителя школы № 157 г.о. Самара при разработке программ-проектов по формированию функциональной грамотности обучающихся 14-17 лет (в 2022 году -финансовой, естественнонаучной и креативной) приобретают опыт реализации проектных практик Российского движения школьников, пополняют личную и школьную методическую копилку заданий по функциональной грамотности разных видов, а затем транслируют полученные знания и умения педагогическому сообществу. Значимость программ-проектов для обучающихся -в возможности совершенствования базовых навыков и умений во время обучения на ко-уч онлайн-курсах, в приобретении компетенций в том или ином виде функциональной грамотности, в личностном развитии в процессе участия в профильных лагерных сменах на базе детских оздоровительных лагерей, в обобщении накопленного опыта, в рефлексии на итоговом онлайн-квизе «4 К: движение на встречу».

Коуч-педагогами школы разработаны три учебно-методических комплекса (УМК), включающих онлайн-курс и программу профильной смены: по развитию креативного мышления - «Лаборатория кино»; по формированию естественнонаучной ФГ - «Веселый котелок»; по формированию финансовой ФГ - «Эльдорадо - город фракций»

Они ориентированы на позитивную социализацию обучающихся и повышение профессионального мастерства педагогов, готовых и стремящихся использовать в своей работе современные образовательные технологии, в частности проектную.

УМК имеют общие черты.

1. Каждый УМК включает коуч-онлайн-курс, имеет направленность на формирование того или иного вида ФГ. Осваивая его, обучающиеся развивают познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, критически оценивать предлагаемую информацию и ее использовать на практике.

У них формируются внутренние мотивы «научиться учиться» и «учиться всю жизнь».

2. Содержание программ профильных смен «Эльдорадо - город фракций», «Веселый котелок», «Лаборатория кино», а также методы, приемы и средства, которые используют коуч-педагоги, позволяют не только поддерживать детскую инициативу (что является одной из главных задач при организации проектной деятельности школьников в профильных сменах), но и оформить её в виде культурно значимого продукта. Как участники трех профильных лагерных смен обучающиеся получают позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов; вовлеченность в мероприятия и акции смены стимулирует их личностный рост и самореализацию, развивают у них оригинальность и критичность мышления.

3. Обучение на онлайн-курсах и участие в профильных сменах в ходе реализации каждого из трех УМК позволят обучающимся повысить уровень функциональной грамотности, а значит, готовность применять полученные знания и навыки для решения широкого круга задач в разных сферах деятельности, общения и социальных отношений.

4. УМК создают условия для развития у их участников: обучающихся 14-17 лет и педагогов - «4К» (критического мышления, навыков креативности, коммуникации, координации), что не только является точкой их сближения, «снимает» межпоколенную дистанцию, но обеспечивает переход на новый уровень личностного развития.

5. Заключительное мероприятие всех трех программ-проектов - онлайн-квиз -это не только уникальная площадка для подведения итогов совместной работы ко-уч-педагогов и обучающихся, но и нестандартная форма трансляции педагогическому сообществу новых подходов к организации обучения и воспитания школьников, которая дает возможность поделиться с коллегами найденными эффективными методами, средствами, приемами, составляющими содержание современных обра-

зовательных технологий, в частности проектной.

Оценку эффективности программ-проектов предполагается осуществлять на основе анализа результатов их реализации. Планируется:

1) после освоения онлайн-курса и участия в профильной смене по развитию креативного мышления «Лаборатория кино»:

- у школьников повысится уровень художественно-творческих способностей, богаче станет образное и ассоциативное мышление, разовьется зрительно-образная память, эмоционально-эстетическое восприятие действительности;

- расширятся представления подростков о сфере кино и киноиндустрии; работая в командах (творческих «кинолабораториях»), обучающиеся овладеют основами профессий кинорежиссера, оператора, сценариста, звукорежиссера, актера;

- школьники будут способны продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей получения инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения мысли/замысла;

2) УМК «Весёлый котелок» (формирование естественнонаучной ФГ) обеспечит:

- повышение уровня знаний обучающихся об окружающей среде - социальной, культурной, природной;

- расширит их кругозор в области экологических проблем;

- приобретение личностно значимого опыта социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях - на экскурсиях, в экспедициях, походах;

3) освоение обучающимися программы «Эльдорадо - город фракций» (формирование финансовой ФГ) позволит достичь следующих личностных и образовательных результатов:

- повышение уровня финансовой грамотности;

- углубление и расширение представлений подростков в финансово-экономической сфере;

- развитие навыков, необходимых для принятия в разнообразных финансовых ситуациях эффективных решений, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также для возможности участия в экономической жизни.

Современная школа должна помочь обучающимся войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном мире, адаптироваться к социуму [21]. Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их жизненной позиции учителя могут и должны сформировать у них функциональную грамотность. Перед педагогами стоит амбициозная задача - вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра»: жить, работать, творить в меняющемся мире с его нестабильностью, неопределенностью, сложностью, неоднозначностью.

* * *

1. Ковалева Г.С. Современные исследования качества образования (международные, национальные, региональные) // Курсобр. Качество. Управление. Развитие системы образования : информационно-аналитический портал. URL: https://kursobr.ru/ekspertnoe-mnenie/6-na-kursobre-material-otkrytaya-lektsiya-kovaleva-g-s-sovremennye-issledovaniya-kachestva-obrazovaniya-mezhduna-rodnye-natsionalnye-regionalnye.html (дата обращения 08.12.2021).

2. Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Глобальные компетенции - новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4(61). С. 112-123.

3. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке : практические рекомендации / авт.-сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова. М. : Российский учебник, 2019. 76 с.

4. Ефремова Н.Ф. Организация оценивания компетенций студентов, приступающих к освоению основных образовательных программ вузов : рекомендации для вузов, приступающих к пере-

ходу на компетентностное обучение студентов. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 132 с.

5. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris : OECD Publishing, 2019. 308 p.

6. Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А., Киселев Ю.П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся : учебно-методическое пособие / науч. ред. И.Ю. Алексашина. СПб. : Каро, 2019. 160 с.

7. Басюк В.С. Формирование функциональной грамотности - важный аспект достижения личностных результатов образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. № 6. С. 34-42.

8. Меркушова Н.И. Формирование функциональной грамотности школьников: проблемы и перспективы // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IX международной научной конференции (г. Краснодар, январь 2021 г.). Краснодар : Новация, 2021. С. 6-9.

9. Матюшкина М.Д., Белоусов К.Ю. Исследование эффективности школы по различным критериям (результаты ЕГЭ и функциональная грамотность выпускников) // Проблемы современного образования. 2020. № 1. С. 102-118.

10. Пентин А.Ю., Никифоров Г.Г., Никишова Е.А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4(61). С. 80-97.

11. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности / Ю.Н. Гостева [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4(61). С. 34-57.

12. Рослова Л.О., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4(61). С. 58-79.

13. Королькова Е.С. Формирование финансовой грамотности при решении познавательных заданий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4(61). С. 196-207.

14. Основные подходы к оценке креативного мышления в рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности» / Н.А. Авдеенко [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4(61). С. 124-145.

15. Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Концептуальная рамка глобальных компетенций: к постановке проблемы // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. К 20-летию кафедры методики преподавания истории, обществознания и права : сборник научных статей / под ред. А.А. Сорокина. М. : Книгодел, 2019. Вып. VI. С. 378-382.

16. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. М. : Баласс, 2003. 368 с.

17. Гаврилюк В.В., Сорокин Г.Г., Фарахутдинов Ш.Ф. Функциональная неграмотность в условиях перехода к информационному обществу. Тюмень : ТюмГНГУ, 2009. 244 с.

18. Контримович А. А., Паюнена М.В. Развитие функциональной грамотности: из опыта преподавания иностранного языка // Известия Иркутской государственной экономической академии : электронный научный журнал. 2013. № 2. URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=17291 (дата обращения: 11.12.2021).

19. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И.Д. Фрумин [и др.]. М. : НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.

20. Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности // Вестник образования России. 2019. № 16 (август). URL: http://skiv.instrao.ru/content/ ЬоаМ1/Ковалева%20Г.С.%20Что%20необходимо%20знать%20каждому%20учителю%20о%20ФГ. pdf (дата обращения 08.12.2021).

21. Холодная М.А. Приоритеты современного школьного образования: способность адаптироваться к социуму или интеллектуальное развитие и воспитание? // Психология и современное российское образование : материалы IV всероссийского съезда психологов образования России (812 декабря 2008 г., Москва). URL: https://pandia.ru/text/77/202/64006.php? (дата обращения: 12.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.