Литература:
1. Джейранова С.Д., Сравнительный анализ механизмов установления межличностных отношений у младших школьников с ЗПР и нормативным развитием / С.Д. Джейранова // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке: материалы III Виртуальная всерос. науч.-практ. конф. / под. общ. ред. Ю.А. Афонькиной. - Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2019. - С. 29-33.
2. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. - Минск: Тетра Системс, 2000. - 432 с.
3. Королева, Ю.А. Взаимодействие младших школьников с задержкой психического развития в условиях интеграции / Ю.А. Королева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 26 (60). -СПб.: РГПУ, 2008. - С. 404-409.
4. Королева, Ю.А. Психологическое сопровождение социального взаимодействия детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения в школе-интернате / Ю.А. Королева // Педагогика и психология: становление, ценности и приоритеты: кол. монография/под общ. ред. О. И. Кирикова. - Воронеж: ВГПУ, 2011. - С. 84-98.
5. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
6. Тишкина, Т.Н. Взаимосвязь межличностного общения и успешности в обучении в младшей школе / Т.Н. Тишкина // Humanity space International almanac. - VOL. 8. - № 3. - 2019. - С. 387-393.
Педагогика
УДК 378.857
кандидат биологических наук, доцент Коротков Олег Владимирович
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); аспирант Кузнецова Дарья Дмитриевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); магистрант Кострикин Дмитрий Андреевич
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ МИКРООРГАНИЗМОВ К АНТИБИОТИКАМ НА МОДЕЛИ СЕННОЙ ПАЛОЧКИ (BACILLUS SUBTILIS)»
Аннотация: В данной статье рассмотрены основные принципы формирования функциональной грамотности и системно-деятельностного подхода у обучающихся в процессе реализации образовательного проекта по биологии. Рассмотрена и представлена методика биологического эксперимента, адаптированного к условиям школьной биологической лаборатории.
Ключевые слова: естественно-научная грамотность, функциональная грамотность, системно-деятельностный подход, образовательный проект, планируемые результаты деятельности.
Annоtation. This article discusses the basic principles of functional literacy and system-activity approach forming among pupils with realization of an educational project in biology. The methodology of biological experiment, adapted to the conditions of the school laboratory, is considered and presented.
Key words: natural science literacy, functional literacy, system-activity approach, educational project, planned results of activities.
Введение. Естественно-научная грамотность представляет собой готовность обучающихся интересоваться естественнонаучными идеями. Международные сравнительные исследования (TIMSS) в области образования продемонстрировали высокий уровень российских обучающихся в области предметных знаний и были обнаружены трудности в применении предметных знаний в жизненной реальности (PISA) [6].
Поэтому одной из профессиональных задач педагога является разработка методик и технологий способствующих применению полученных в процессе обучения знаний для реализации практических задач, нацеленных на формирование функциональной грамотности. К основным составляющим функциональной грамотности относятся способность решать различные задачи, опираясь на знания, умения и компетенции, приобретенные ими в процессе обучения биологии [5, 6].
Для формирования функциональной грамотности учеников учителю необходимо регулярно использовать в образовательном процессе задания, предполагающие решение проблем, нацеленные на подготовку обучающихся, их способности ориентироваться в незнакомых ситуациях, возникающих в окружающей действительности [5].
Изложение основного материала статьи. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности обучающихся.
Развитие функциональной грамотности может быть достигнуто успешной реализацией ФГОС за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов. Применение системно-деятельностного подхода в учебном процессе способствует применению знаний и умений обучающихся, которые учитель формирует в процессе реализации образовательной программы по биологии. Учителю необходимо обращать пристальное внимание на вопросы: какие задания используемые в образовательном процессе на каждом уроке работают на формирование функциональной грамотности; какой процентный состав таких заданий авторы УМК предлагают для использования в процессе обучения и достаточно ли их для формирования определенного уровня функциональной грамотности. Формирование функциональной грамотности становится приоритетным направлением повышения квалификации учителей, которое реализуется в процессе разработки учебных задач, и применения инновационных методик в процессе их решения [1, 7].
Поставленные задачи учитель может осуществлять в рамках реализации образовательных проектов по биологии.
Таким образом, основными составляющими функциональной грамотности является способность человека ориентироваться в существующих реалиях и действовать в различных ситуациях, возникающих в современном обществе, применяя на практике, приобретенные в ходе выполнения проекта по биологии знания, умения и навыки, а также принимать решения в ситуациях, выходящих за пределы учебных, и не похожих на те компетенции, которые приобретались и отрабатывались в образовательном процессе [2, 3].
Ключевым результатом образования на современном этапе в соответствии с требованиями ФГОС является формирование основных компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, общекультурных, социально-трудовых, личностного самосовершенствования, которые развиваются в процессе формирования универсальных учебных действий (УУД). Это является главной задачей всего образовательного процесса в урочной и внеурочной деятельности [7].
В настоящее время наиболее значимой задачей общего образования является его направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта.
Системно-деятельностный подход в преподавании биологии способствующий формированию компетенций в соответствии с требованиями ФГОС наиболее ярко реализуется в ходе проектно-исследовательской деятельности. Основным требованием к проектно-исследовательской деятельности является формирование комплекса умений самостоятельно творчески осваивать, конструировать новые способы деятельности [3].
В основной школе можно выделить определённые типы задач, способствующих формированию и развитию коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных действий в процессе реализации проекта по биологии.
Исследовательская и проектная деятельность позволяют учителю перейти на качественно новый уровень работы, направленный на достижение основных результатов обучения и воспитания [1].
Проектные и поисковые методы развивают умения и навыки связанные непосредственно с исследовательской деятельностью, которая может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность (по алгоритму), проектирование и исследовательская деятельность обучающихся, подкрепленная реальными действиями [2].
Анализ научной и учебно-методической литературы показывает, что применение проектных технологий, является главным средством для достижения заявленным требованиям современной реальности в процессе обучения биологии. Повышение качества образования возможно путем раскрытия потенциала каждого ученика, в процессе реализации научно-исследовательских проектов. Приобретенные в процессе обучения биологические знания быстро теряют свою актуальность в сравнении с полученными умениями и навыками обучающихся, которые они приобрели в процессе изучения предмета в рамках реализации исследовательских проектов. Самостоятельно добытые знания и навыки позволяют применять их на практике, совершенствовать, развивать и дополнять. Новые знания, приобретенные активным поисковым способом лучше усваиваются обучающимися и остаются в памяти на длительное время [2].
Использование проектных технологий повышает уровень мотивации и эффективность осуществления учебной деятельности.
Работа над проектом не исключает использование формы деятельности направленную на развитие коммуникабельности, навыков выстраивания конструктивного диалога, совместного определения целей, задач, выбора методов и методик выполнения работы, обработки результатов, формулирование выводов на основании полученных данных, способов презентации готового продукта. Решение общих задач, дает возможность почувствовать свою значимость в коллективе каждому участнику проекта, оценивать вклад других участников для достижения общей цели. Таким образом, проектная деятельность имеет кроме образовательного и социальное значение [3].
Необходимо отметить возможные риски, возникающие в ходе реализации проектных технологий в процессе осуществления проектной деятельности: низкая мотивация обучающихся, вероятность некачественного выполнения индивидуальных задач определенным участником группы, отсутствие уважительного отношения к мнению окружающих, навыков слаженной работы в команде. Эти риски исключаются при выполнении индивидуального проекта [1].
Перед современным педагогом стоит задача создания благоприятной обстановки в процессе выполнения проектов, где обучающийся (обучающиеся) полностью реализуют свой творческий и учебный потенциал в соответствии с индивидуальными особенностями. Учитель должен обладать организаторскими способностями, высоким уровнем знаний, компетентности в изучаемой проблеме, поддерживать высокую мотивацию и заинтересованность обучающихся, направлять их деятельность в нужном русле для достижения значимых результатов. Под руководством педагога обучающиеся для успешной реализации проекта по изучаемой проблеме должны изучить различные источники информации, включая научные статьи, интернет источники, монографии, которые позволят им определить актуальность проблемы, правильно выбрать цель исследования, определить задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, правильно интерпретировать результаты проведенных исследований, сформулировать объективные выводы на основе полученных результатов, а также разработать актуальный продукт. Продумать на какую целевую аудиторию он будет нацелен и в каком виде будет представлен. Важно качественно представить результаты исследования и продукт проекта [2].
Из этого вытекает алгоритм работы над проектом «Определение чувствительности микроорганизмов к антибиотикам на модели сенной палочки», который представлен в таблице.
Этапы Содержание проекта Планируемые результаты деятельности
1. Подготовительный Выбор темы проекта, обоснование ее актуальности, анализ различных информационных источников. • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления.
2. Аналитический Выбор методики используемой для реализации исследования, составление плана выполнения проекта. • самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
3. Практический • Этапы исследования: 1) Выделение сенной палочки (Bacillus subtilis); 2) Приготовление мясо-пептонногоагара (МПА) и разливка питательной среды; 3) Получение чистой культуры сенной палочки (bacillus subtilis) на чашках Петри; 4) Окраска бактерий по Граму. • Анализ и интерпретация полученных результатов, выводы. • проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой; • Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; • прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
4. Презентационный Создание творческого продукта проекта. Представление выполненного проекта на различных конкурсах и конференциях, защита итогового индивидуального проекта в 9 и 1011 классе • публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта); • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
5. Контрольный Анализ результатов и оценка качества выполненного проекта. • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
Методика исследования, используемая в ходе выполнения проекта «Влияние антибиотиков на развитие сенной палочки Bacillus subtilis».
Выделение сенной палочки (Bacillus subtilis).
Сенную палочку выделяли из окружающей среды стандартным методом. Полученный исходный раствор сенной палочки в количестве 5 мл заливали в стерильные чашки Петри, добавляли охлажденный мясо-пептонный агар и помещали в термостат при температуре 26-270С. Питательную среду стерилизовали в автоклаве при температуре 1320С и давлении 2 атм. в течение 1 часа (стерилизацию питательной среды в условиях школы можно провести методом тиндализации). Чистую культуру сенной палочки получили через 72 часа. Стерильность условий обеспечивалась работой в микробиологическом боксе с ламинарным потоком [4].
Для контроля культуры сенной палочки брали пробу и окрашивали ее по Граму. Удостоверились в наличии сенной палочки в результате микроскопирования.
В ходе исследования мы использовали четыре вида антибиотиков:
1. цефазолин;
2. клиндамицин;
3. левофлоксацин;
4. диоксициклин.
Сенная палочка использовалась как модель, определения чувствительности патогенных микробов к антибиотикам. Данные антибиотики были помещены на питательную среду с чистой культурой сенной палочки. В ходе эксперимента использовалось два таблетированных антибиотика: диоксициклин и левофлоксацин и два порошкообразных: цефазолин и клиндамицин.
Цефазолин частично растворился в питательной среде, а клиндамицин оставался на поверхности МПА без видимых изменений. Таблетка левофлоксацина при взаимодействии с МПА частично деформировалась.
Через 3 дня мы наблюдали появление характерного кольца, в секторе с диоксициклином, так как вещество антибиотика за счет свободной диффузии проникало в агар и разрушало бактериальные клетки. Что указывает на его активность в отношении данной бактерии. Три вида антибиотика никакого влияния на бактериальные клетки не оказали. Повторный
анализ по Граму в зоне действия антибиотика на наличие сенной палочки (Bacillus subtilis) было отрицательным. Данный эксперимент проводился в 3-х повторностях, в которых получены одинаковые результаты.
В качестве продукта данного образовательного проекта может быть составление рекомендаций о правилах приема антибиотиков представленных в виде памятки «Детям об антибиотиках». Краткая информация о разнообразии и назначении антибиотиков, их влиянии на ход лечения, правилах приема и побочных действиях, которые могут быть отражены в данной памятке в лаконичной и наглядной форме.
Помимо памятки может быть разработано и оформлено методическое пособие, которое будет включать подробное описание методики проведения данного эксперимента адаптированного под условия школьной биологической лаборатории. Описание используемой лабораторной посуды, методику выделения бактерии из окружающей среды, получение чистой культуры, приготовление питательной среды, правила работы с биологическим объектом, способы интерпретации результатов эксперимента. Кроме того, в методичке могут быть указаны ссылки на приобретение необходимого оборудования, химических реактивов и питательных сред используемых в эксперименте. Продукт должен содержать графический материал: иллюстрации, фотографии, рисунки, схемы.
Выводы. Таким образом, в рамках реализации образовательного проекта по биологии: «Определение чувствительности микроорганизмов к антибиотикам на модели сенной палочки (Bacillus subtilis)» возможно формирование естественнонаучной грамотности, а именно приобретение в ходе выполнения проекта дополнительных знаний, умений и навыков. Самостоятельная работа над проектом расширила компетенции обучающихся.
Литература:
1. Андреева, Н.Д. Методика обучения биологии в современной школе: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н.Д. Андреева, И.Ю. Азизова, Н.В. Малиновская. - М.: Юрайт, 2017. - 294 с.
2. Белозерова, О.М. Организация и реализация проектной деятельности учащихся среднего звена и старшей школы / О.М. Белозерова // Завуч. - 2016. - №8. - С. 89-95.
3. Давыдов, В.Н. Проектная деятельность в системе дополнительного образования детей и ее роль в формировании естественно-научной грамотности учащихся / В.Н. Давыдов // Непрерывное образование. - 2020. - №3 (33). - С. 117-119.
4. Лавренчук, Л.С. Микробиология: практикум / Л.С. Лавренчук, А.А. Ермошин; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 107 с.
5. Паюдис, Т.П. Формирование функциональной естественно-научной грамотности школьников средствами ученического эксперимента / Т.П. Паюдис // Педагогический поиск. - 2014. - №6. - С. 14-16.
6. Полуяхтов, А.В. Роль учебно-исследовательского эксперимента в формировании естественно-научной грамотности учащихся / А.В. Полуяхтов // Исследовательская деятельность учащихся: от детского сада до вуза. Научно-методический сборник в двух томах. Сер. «Библиотека журнала «Исследователь/ Researcher»»/ под. общ. ред. А.С. Обухова, 2010. -С. 107-115.
7. Сайт «Инфоурок» https://infourok.ru/statya-po-teme-formirovanie-uud-v-processe-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti-981496.html дата обращения (25.03.2022).
Педагогика
УДК 378
кандидат биологических наук, доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Корчагина Татьяна Александровна
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Увеличение темпов научно-технического прогресса, динамика объема знаний, умений и навыков, которыми должны обладать нынешние ученики ведет к повышению требований и качеству подготовки учащихся. Обновляющейся российской системе образования требуются образовательные технологии, реализующие связь обучения с жизнью и формирующие активную, самостоятельную позицию учащихся и способствующие активизации познавательного интереса. Одной из таких технологий является проектная деятельность. В работе рассматриваются вопросы применения проектной деятельности на уроках по ОБЖ для повышения познавательной активности обучающихся к предмету.
Ключевые слова: проектная деятельность, познавательный интерес, образовательный процесс, основы безопасности жизнедеятельности.
Annotation. An increase in the pace of scientific and technological progress, the dynamics of the amount of knowledge, skills and abilities that current students should possess leads to an increase in the requirements and quality of student training. The modernizing Russian education system requires educational technologies that realize the connection of learning with life and form an active, independent position of students and contribute to the activation of cognitive interest. One of such technologies is project activity. The paper discusses the application of project activities in the lessons on housing and communal services to increase the cognitive activity of students to the subject.
Key words: project activity, cognitive interest, educational process, fundamentals of life safety.
Введение. Одним из способов повышения эффективности образовательного процесса и активации познавательного интереса учащихся является применение проектной деятельности в обучении, которая способствует самовыражению и самоопределению школьника. Познавательная активность школьников в образовательном процессе была и остается одним из главных критериев оценки их деятельности. Использование проектной деятельности на уроках актуально в образовании, поскольку это весьма интересный и продуктивный способ ведения не только современных уроков, но и возможность заинтересовать школьников предметом «Основы безопасности жизнедеятельности» и положительно повлиять на результативность их обучения.
Изложение основного материала статьи. В отечественной педагогике занимались вопросами проектной деятельности в образовании такие отечественные педагоги, как В.Н. Шульгин, Е.Г. Кагаров, М.В. Крупенина, В.В. Игнатьев, и др. [2]. Однако, исследований, посвященных влиянию проектной деятельности на активизацию познавательной активности обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности, проводилось крайне мало, не установлены основные особенности и формы проектной деятельности, виды проектов, которые целесообразно использовать в преподавании данной дисциплины.