Научная статья на тему 'ЭЛЕМЕНТЫ БАКТЕРИОЛОГИИ В ШКОЛЕ'

ЭЛЕМЕНТЫ БАКТЕРИОЛОГИИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
219
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКТЕРИИ / БИОЛОГИЯ / ШКОЛА / BACTERIA / BIOLOGY / SCHOOL

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Попова А.М., Мищенко Т.А.

В статье описано применение элементов бактериологии при изучении биологии в школе. Приведен примерный учебный план занятий по бактериологии, описаны методики изучения и культивирования безопасных для здоровья обучающихся бактерий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Попова А.М., Мищенко Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTS OF BACTERIOLOGY AT SCHOOL

The article describes the application of the elements of bacteriology in the study of biology at school. An approximate curriculum of classes on bacteriology is given, methods for studying and culturing healthy bacteria that are safe for learning are described.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕМЕНТЫ БАКТЕРИОЛОГИИ В ШКОЛЕ»

Образование

ЭЛЕМЕНТЫ БАКТЕРИОЛОГИИ В ШКОЛЕ

ELEMENTS OF BACTERIOLOGY AT SCHOOL

А. М. Попова, Т. А. Мищенко

А. М. Popova, T. A. Mischenko

В статье описано применение элементов бактериологии при изучении биологии в школе. Приведен примерный учебный план занятий по бактериологии, описаны методики изучения и культивирования безопасных для здоровья обучающихся бактерий.

The article describes the application of the elements of bacteriology in the study of biology at school. An approximate curriculum of classes on bacteriology is given, methods for studying and culturing healthy bacteria that are safe for learning are described.

Ключевые слова: бактерии, биология, школа.

Keywords: bacteria, biology, school.

Введение

Бактериология - наука о закономерностях строения, существования и развития бактерий (теоретическая бактериология) и способах использования бактериологических представлений и методов для медицины, ветеринарии, сельского хозяйства и промышленности (прикладная бактериология) [1]. Являясь основой для развития современных био- и генной инженерии, бактериология имеет важное значение для развития медицины, промышленной биотехнологии [2].

Изучение бактериологии в школе может проходить в рамках дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы, в виде внеурочной деятельности или в рамках изучения элективного курса. Целесообразнее реализовывать программу с элементами бактериологии в общеобразовательных организациях, имеющих классы с естественно-научным профилем обучения.

При реализации программы с элементами бактериологии в школе приоритетом должна стать безопасность культивируемых культур бактерий для жизни и здоровья обучающихся. Соответственно, класс (помещение, лаборатория) для реализации указанной программы должны соответствовать всем нормам безопасности и иметь вытяжку (или возможность проветривания),

мойку для рук. Для обеспечения безопасности здоровья детей и предотвращения заражения культур бактерий следует обеспечить обучающихся одноразовыми перчатками, медицинскими халатами и медицинскими масками.

Материал и методика

Для проведения занятий потребуется презентационное оборудование, школьный микроскоп с увеличением 40х15 (на каждую пару обучающихся 1 микроскоп), чашки Петри, предметные и покровные стекла, петли микробиологические, спиртовки и этиловый спирт 95 %, пинцеты, спички, восковые карандаши, простые красители - зеленка или фукорцин в разведении 1:10, физиологический раствор (500 мл), набор красителей для окраски бактерий по Граму, электрическая плитка, термостойкая посуда (конические колбы с плоским дном 500 мл, стаканы на 500 мл), пробирки биологические ПБ2-21x200, ватно-марлевые пробки для колб и пробирок (их можно сделать самостоятельно из марли и ваты), мясопептонный агар (далее -МПА) или мясной отвар с желатином, термостат (при отсутствии термостата возможно использовать очень теплое помещение или батарею). Для стерилизации чашек Петри, пробирок, колб и стаканов удобнее использовать автоклав или сухожаровой шкаф, в отсутствие данного оборудования в школе можно прибегнуть к тиндализации -2-3-кратному последовательному кипячению посуды.

Примерный учебный план занятий по бактериологии представлен в таблице. В зависимости от возможностей образовательной организации учебный план может быть сокращен или увеличен.

Таблица

Примерный учебный план занятий по бактериологии

№ Раздел и тема Количество часов

п/п Всего Теория Практика

1 2 3 4 5

1. Введение в бактериологию

1.1. Работа с микроскопом. Знакомство с лабораторной 2 1 1

посудой

1.2. Разнообразие форм бактерий. Строение бактериальной клетки. Споры бактерий 2 1 1

1.3. Живые препараты бактерий 2 1 1

1.4. Простой метод окраски бактерий 2 1 1

1.5. Сложный метод окраски бактерий по Граму 2 1 1

1.6. Разнообразие кокков 2 1 1

1.7. Разнообразие палочковидных и ветвящихся бактерий 2 1 1

1.8. Разнообразие извитых бактерий 2 1 1

2. Культивирование бактерий

2.1. Дезинфекция, стерилизация, пастеризация, 2 1 1

тиндализация, септика, антисептика

2.2. Методы культивирования бактерий. Питательные 2 1 1

среды.

1 2 3 4 5

2.3. Колонии бактерий 2 1 1

2.4. Культивирование картофельной палочки 2 1 1

2.5. Культивирование сенной палочки 2 1 1

2.6. Культивирование молочнокислых бактерий 2 1 1

2.7. Культивирование масляно-кислых бактерий 2 1 1

2.8. Культивирование клубеньковых бактерий 2 1 1

ИТОГО: 32 16 16

Содержание занятий Раздел 1. Введение в бактериологию

1.1. Работа с микроскопом. Знакомство с лабораторной посудой

Необходимое оборудование и материалы: презентационное оборудование, школьный микроскоп (увеличение 40х15), чашки Петри, предметные и покровные стекла, петля микробиологическая, спиртовка, спички, этиловый спирт 95 %, пинцет, кусок мыла, марля/бинт.

Содержание занятия: Антоний Ван Левенгук и его вклад в историю создания микроскопа. Современные микроскопы. Строение школьного микроскопа. Знакомство с лабораторной посудой (чашка Петри, предметное стекло, покровное стекло, петля микробиологическая, спиртовка). Техника безопасности при работе с лабораторной посудой и спиртовкой. Освоение техники обезжиривания предметных стекол.

Формой аттестации/контроля обучающихся может стать выполнение исследовательской работы по изученным темам.

Техника обезжиривания предметных стекол. Для мятья предметных стекол применяют стиральные порошки. Для обезжиривания стекла натирают сухим кусочком мыла и протирают чистой марлей. Стекла держат пальцами за края. Капля, нанесенная на правильно подготовленное стекло, равномерно растекается и не принимает шаровидную форму [3, с. 12].

1.2. Разнообразие форм бактерий. Строение бактериальной клетки.

Споры бактерий.

Необходимое оборудование и материалы: презентационное оборудование, школьный микроскоп (увеличение 40х15), предметные и покровные стекла, петля микробиологическая, кусок мыла, марля/бинт, культура бактерий сенной палочки (получение накопительной культуры сенной палочки см. в п. 2.5.), концентрированные растворы хлорида натрия или сахарозы.

Содержание занятия: Разнообразие форм бактерий (кокки, палочки, извитые). Строение бактериальной клетки (клеточная стенка, капсула, жгутик(и), пили (фимбрии), плазмиды, нуклеоид, рибосомы, цитоплазматическая мембрана, зерна волютина, цитоплазма). Проведение опыта с плазмолизом бактериальной клетки в концентрированных растворах хлорида натрия или сахарозы для

обнаружения клеточной стенки. Споры бактерий и их функции, расположение спор в бактериальной клетке.

Плазмолиз бактериальной клетки: На предметное стекло наносят каплю концентрированного раствора хлорида натрия или сахарозы. В каплю вносят небольшое количество культуры бактерий сенной палочки микробиологической петлей и выдерживают 10-15 сек. При этом клеточная стенка бактериальных клеток отслаивается от обезвоженной цитоплазмы и становится хорошо видна при микроскопии. Каплю накрывают покровным стеклом и микроскопируют препарат с объективом 40 [3, с. 21].

1.3. Живые препараты бактерий

Необходимое оборудование и материалы: презентационное оборудование, школьный микроскоп (увеличение 40х15), предметные и покровные стекла, петля микробиологическая, спиртовка, спички, этиловый спирт 95 %, кусок мыла, марля/бинт, культура подвижных бактерий (культура сенной палочки - см. п. 2.5. или культура спирилл - см. п. 1.8).

Содержание занятия: Подвижные и неподвижные бактерии. Разнообразие бактерий по количеству и расположению жгутиков (перитрихи, амфитрихи, лофотрихи, монотрихи). Изготовление живого препарата методом «раздавленной» капли из культуры подвижных бактерий. Наблюдение за движением бактерий. Прижизненная (витальная) окраска клеток бактерий.

Метод «раздавленной» капли: На поверхность обезжиренного предметного стекла наносят каплю исследуемого материала или суспензию бактерий и покрывают ее покровным стеклом. Капля должна быть небольшой, не выходящей за край покровного стекла. Микроскопируют препарат с объективом 40 [4, стр. 24]. При микроскопировании препарата из культуры сенной палочки видны прозрачные с зеленоватым отливом палочковидные бактерии. При микроскопировании препарата из культуры спирилл видны подвижные извитые бактерии.

Прижизненная (витальная) окраска бактерий: Разбавьте раствор фукорцина дистиллированной водой в разведении 1:10. На поверхность обезжиренного предметного стекла нанесите каплю разведенного фукорцина и внесите в каплю взвесь микробов микробиологической петлей из приготовленной культуры. Затем приготовьте препарат «раздавленная» капля и микроскопируйте препарат с объективом 40 [4, с. 24].

1.4. Простой метод окраски бактерий

Необходимое оборудование и материалы: презентационное оборудование, школьный микроскоп (увеличение 40х15), предметные стекла, петля микробиологическая, спиртовка, спички, этиловый спирт 95 %, кусок мыла, марля/бинт, зеленка/фукорцин, пинцет, фильтровальная бумага, физиологический раствор, культура бактерий сенной палочки.

Содержание занятия: Освоение техники изготовления фиксированного мазка из культуры бактерий и техники простой окраски мазков.

Техника приготовления фиксированных препаратов-мазков: для приготовления препарата на обезжиренное предметное стекло наносят каплю физиологического раствора, в которую микробиологической петлей вносят исследуемый материал (культуру бактерий) и распределяют его таким образом, чтобы получить тонкий и равномерный мазок диаметром 1.0-1.5 см, только при таком распределении материала в мазке можно увидеть изолированные бактериальные клетки. Если исследуемый материал содержится в жидкой среде, то петлей его непосредственно наносят на предметное стекло и готовят мазок. Мазок высушивают на воздухе. Для фиксации мазка предметное стекло (мазком вверх) медленно проводят 3 раза (в течение 3 с) через пламя горелки, во время фиксации стекло держат пинцетом. Бактерии при фиксации погибают, плотно прикрепляясь к поверхности стекла, и не смываются при дальнейшей обработке [4, с. 24].

Простой метод окраски мазков: Фиксированный мазок окрашивают каким-либо одним красителем (раствор зеленки или фукорцина в разведении 1:10) в течение 1-2 минут, затем мазок промывают под проточной водой, аккуратно промокают фильтровальной бумагой и микроскопируют препарат с объективом 40 [4, с. 24].

1.5. Сложный метод окраски бактерий по Граму

Необходимое оборудование и материалы: презентационное оборудование, школьный микроскоп (увеличение 40х15), предметные стекла, петля микробиологическая, спиртовка, спички, этиловый спирт 95 %, кусок мыла, марля/бинт, набор красителей для окраски бактерий методом Грама, пинцет, фильтровальная бумага, 3 %-й раствор КОН, готовые культуры грамположительных и грамотрицательных бактерий.

Содержание занятия: строение клеточной стенки грамположительных и грамотрицательных бактерий, техника окраски бактерий методом Грама, значение метода Грама в дифференцировке бактерий на грамположительные и грамотрицательные. Освоение техники сложного метода окраски бактерий по Граму. Проведение экспресс-метода определения Грам-типа бактерий.

Метод окраски бактерий по Граму: сложные методы окраски мазков включают последовательное нанесение на препарат красителей, различающихся по химическому составу и цвету, протрав и дифференцирующих веществ. Это позволяет выявить определенные структуры клеток и дифференцировать одни виды микроорганизмов от других.

Дифференцирующий метод окраски, предложенный датским врачом Хансом Христианом Иоахимом Грамом в 1884 г., не утратил практического значения до настоящего времени. При окраске этим методом все бактерии подразделяются на грамположительные (имеют толстую клеточную стенку, окрашиваются в сине-фиолетовый цвет) и грамотрицательные (имеют тонкую клеточную стенку,

окрашиваются в красный цвет), что облегчает проведение, например, дифференциальной диагностики инфекционных заболеваний человека.

Алгоритм окраски по методу Грама:

1. На фиксированный мазок нанести избыток раствора генцианового фиолетового карболового на 2 минуты.

2. Слить краску, и не промывая мазок водой, налить на мазок раствор Люголя и выдержать 2 минуты до почернения мазка.

3. Слить раствор Люголя и промыть мазок этиловым спиртом в течение 30 секунд.

4. Промыть мазок водой.

5. Докрасить раствором фуксина Пфейфера в течение 1-й минуты.

6. Промыть мазок водой, высушить его с помощью фильтровальной бумаги и провести микроскопирование.

Экспресс-метод определения Грам-типа бактерий: метод основан на разрушении клеток грамотрицательных бактерий в щелочной среде и определении свободной ДНК. Для этого на предметное стекло наносят каплю 3%-ного раствора КОН и 1 петлю 24-часовой исследуемой агаровой культуры, тщательно перемешивают в течение 5-10 секунд. При тестировании грамотрицательных культур через 5-10 секунд при движении петли вверх образуется слизистый след длиной 1-2 см; если слизь не образуется, то тестируемая культура грамположительная. Образовавшаяся слизь свидетельствует о том, что КОН разрушает бактериальную клеточную стенку и ДНК остается свободной (слизистое образование), т.е. проба положительная, а культура является грамотрицательной.

ГРАМ+ бактерии ГРАМ- бактерии

Нет слизи Есть слизь

1.6. Разнообразие кокков

Необходимое оборудование и материалы: презентационное оборудование, школьный микроскоп (увеличение 40х15), предметные стекла, спиртовка, спички, этиловый спирт 95 %, зеленка/фукорцин, ватные палочки, пинцет, кусок мыла, марля/бинт, фильтровальная бумага.

Содержание занятия: разнообразие кокков (микрококки, диплококки, тетракокки, стрептококки, сарцины, стафилококки), основные представители. Приготовление фиксированного мазка из носовых ходов для обнаружения стафилококков.

Приготовление фиксированного мазка из носовых ходов для обнаружения стафилококков: чистой ватной палочкой необходимо взять мазок со слизистой носа. Для приготовления препарата на обезжиренное предметное стекло наносят каплю физиологического раствора, в который окунают ватную палочку с мазком со слизистой носа и быстро размазывают каплю ватной палочкой по стеклу.

Затем готовят фиксированный мазок, окрашивают его простым методом и микроскопируют препарат с объективом 40. При микроскопировании в мазке видны стафилококки - кокки в скоплениях в форме «гроздьев винограда».

1.7. Разнообразие палочковидных и ветвящихся бактерий

Необходимое оборудование и материалы: презентационное оборудование, школьный микроскоп (увеличение 40х15), предметные стекла, петля микробиологическая, спиртовка, спички, этиловый спирт 95 %, кусок мыла, марля/бинт, зеленка/фукорцин, пинцет, жидкая культура сенной палочки, фильтровальная бумага, культура бифидобактерий (из пробиотиков).

Содержание занятия: разнообразие палочковидных бактерий: вибрионы (слегка изогнутые палочки), бациллы, веретенообразные (фузобактерии). Ветвящиеся бактерии: актиномицеты и бифидобактерии. Изготовление фиксированного мазка из культуры сенной палочки и его окраска простым красителем. Изготовление фиксированного мазка из культуры бифидобактерий и его окраска простым красителем.

1.8. Разнообразие извитых бактерий Необходимое оборудование и материалы: презентационное оборудование, школьный микроскоп (увеличение 40х15), предметные стекла, спиртовка, спички, этиловый спирт 95 %, зеленка/фукорцин, ватные палочки, пинцет, фильтровальная бумага

Содержание занятия: Разнообразие извитых бактерий (спириллы, спирохеты). Изготовление фиксированного мазка из зубодеснового кармана, и его окраска простым красителем для обнаружения зубной спирохеты (Treponema denticola). Роль зубной спирохеты в возникновении и развитии заболеваний пародонта (гингивит, пародонтит). Изготовление фиксированного мазка из культуры спирилл.

Изготовление фиксированного мазка из зубодеснового кармана: чистой ватной палочкой необходимо потереть передние зубы возле десен. Для приготовления препарата на обезжиренное предметное стекло наносят каплю физиологического раствора, в который окунают ватную палочку с мазком с зубов и быстро размазывают каплю ватной палочкой по стеклу. Затем готовят фиксированный мазок, окрашивают его простым методом и микроскопируют препарат с объективом 40. При микроскопировании в мазке видны тонкие нитевидные извитые бактерии - зубные спирохеты.

Приготовление культуры спирилл: вода из канавы набирается в банку, в нее кладется небольшой кусочек мясного фарша, банка неплотно закрывается крышкой и культивируется в теплом месте (возле батареи). На следующий день в культуре при микроскопировании обнаруживаются извитые бактерии -спириллы. Стоит иметь в виду, что данная культура имеет неприятный запах из-за разложения мяса.

Раздел 2. Культивирование бактерий

2.1. Дезинфекция, стерилизация, пастеризация, тиндализация,

септика, антисептика

Содержание занятия: экскурсия в бактериологическую/исследовательскую лабораторию для знакомства с оборудованием для стерилизации. Знакомство с понятиями: дезинфекция, стерилизация, пастеризация, тиндализация, септика, антисептика и их значением для здоровья человека. Физический и химический методы дезинфекции и стерилизации.

2.2. Методы культивирования бактерий. Питательные среды.

Необходимое оборудование и материалы: презентационное оборудование, Стерилизованные чашки Петри и пробирки с ватно-малевыми пробками, петля микробиологическая, спички, этиловый спирт 95 %, электрическая плитка, термостойкая посуда для варки среды (стаканы по 500 мл), МПА либо мясной отвар и желатин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание занятия: Методы культивирования бактерий на жидких и плотных питательных средах. Основные питательные среды для культивирования бактерий (мясо-пептонный агар, желточно-солевой агар, кровяной агар, шоколадный агар, среда Эндо). «Бактерии-сладкоежки» -бактерии, растущие на шоколадном агаре. Приготовление питательной среды (МПА) и розлив в чашки Петри. Посев бактерий на плотную питательную среду в чашки Петри методом секторных посевов по Голду возможен только при наличии культур бактерий безопасных для здоровья человека штаммов!

2.3. Колонии бактерий

Необходимое оборудование и материалы: презентационное оборудование, чашки Петри с колониями различных бактерий (не представляющих угрозу для жизни и здоровья обучающихся), увеличительная лупа.

Содержание занятия: Понятие «колония бактерий». Разнообразие форм колоний бактерий и их значение в идентификации бактерий. Основные характеристики колоний бактерий (форма, размер, поверхность, профиль, блеск, прозрачность, цвет, край колонии). Описание колоний разных бактерий.

2.4. Культивирование картофельной палочки

Необходимое оборудование и материалы: презентационное оборудование, школьный микроскоп (увеличение 40х15), чашки Петри, предметные и покровные стекла, петля микробиологическая, спиртовка, спички, этиловый спирт 95%, зеленка/фукорцин, пинцет, кусок мела, марля/бинт, фильтровальная бумага, сырая картофелина, мел, нож, термостат.

Содержание занятия: получение накопительной культуры картофельной палочки (Bacillus subtilis var. mesentericus). Роль картофельной палочки в возникновении хлебной болезни. Изучение морфологии картофельной палочки

с помощью метода «раздавленной» капли и приготовления фиксированного мазка бактерий с последующей окраской.

Получение накопительной культуры картофельной палочки (Bacillus subtilis var. mesentericus): в стерилизованные чашки Петри нарезают тонкими ломтиками свежий картофель без кожуры. Нарезанные ломтики натирают мелом. Чашки Петри закрывают и ставят культивировать в термостат на 24 часа при температуре 35-370С. Через сутки на поверхности ломтиков картофеля формируются морщинистые колонии картофельной палочки.

2.5. Культивирование сенной палочки

Необходимое оборудование и материалы: презентационное оборудование, школьный микроскоп (увеличение 40х15), предметные и покровные стекла, петля микробиологическая, спиртовка, спички, этиловый спирт 95 %, зеленка/фукорцин, пинцет, кусок мыла, марля/бинт, фильтровальная бумага, сухая трава (сено), стеклянная банка 0.5 л, препараты «Фитоспорин»/«Бактофит».

Содержание занятия: Получение накопительной культуры сенной палочки (Bacillus subtilis (Ehrenberg 1835) Cohn 1872). Значение бактерий рода Bacillus в получении пробиотиков и антибиотиков. Препараты для растений «Фитоспорин» и «Бактофит», содержащие споры Bacillus subtilis. Изучение морфологии сенной палочки с помощью метода «раздавленной» капли и приготовления фиксированного мазка бактерий с последующей окраской.

Получение накопительной культуры сенной палочки (Bacillus subtilis (Ehrenberg 1835) Cohn 1872): пучок сена мелко нарезают ножницами и помещают в колбу объемом 500 мл, заполняя ее на четверть объема, добавляют 100-150 мл воды и кипятят 15-20 минут, пока среда не приобретет цвет настоя крепкого чая. Сенной отвар разливают в подготовленные конические колбы слоем 1-1.5 см, закрывают ватными пробками и помещают в термостат при температуре 25°С или вблизи радиатора центрального отопления. Через двое суток на поверхности среды развивается беловатая пленка Bacillus subtilis [5, с. 39].

2.6. Культивирование молочнокислых бактерий

Необходимое оборудование и материалы: презентационное оборудование, школьный микроскоп (увеличение 40х15), стерилизованные пробирки с ватно-марлевыми пробками, предметные стекла, петля микробиологическая, спиртовка, спички, этиловый спирт 95%, кусок мыла, марля/бинт, зеленка/фукорцин, пинцет, фильтровальная бумага, обезжиренное молоко, сухая смесь бифидо-бактерий и лактобацилл, термостат.

Содержание занятия: Изучение морфологии бифидобактерий и лактобацилл. Получение накопительной культуры молочнокислых бактерий. Значение бифидобактерий и лактобацилл для здоровья человека. Изучение бактерий молочнокислых продуктов (кефир, йогурт и др.). Изучение морфологии

бифидобактерий и лактобацилл с помощью фиксированного мазка бактерий с последующей окраской простым методом.

Получение накопительной культуры молочнокислых бактерий: свежее покупное молоко разливают в колбы емкостью 100-200 мл, наполняя их на 2/3 объема, закрывают ватно-марлевыми пробками и помещают в термостат с температурой 30-350С. Если используется стерильное молоко, то в него вносят кислое молоко пипеткой 1.0 мл на колбу. После того как в молоке образуется плотный сгусток приступают к микроскопическому изучению молочнокислых бактерии [6, с. 9-10].

2.7. Культивирование масляно-кислых бактерий

Необходимое оборудование и материалы: презентационное оборудование, школьный микроскоп (увеличение 40х15), стерилизованные пробирки с ватно-марлевыми пробками, предметные и покровные стекла, петля микробиологическая, спиртовка, спички, этиловый спирт 95 %, зеленка/фукорцин, пинцет, кусок мыла, марля/бинт, фильтровальная бумага, сыр, сахар, мел, термостат.

Содержание занятия: Изучение морфологии масляно-кислых бактерий, например, клостридий (род Clostridium). Значение масляно-кислых бактерий в промышленности. Культивирование масляно-кислых бактерий. Изучение морфологии клостридий с помощью метода «раздавленной» капли и приготовления фиксированного мазка бактерий с последующей окраской.

Культивирование масляно-кислых бактерий: в стерилизованную пробирку заливают сахарную среду с мелом и кладут небольшой кусочек сыра. Пробирку плотно закрывают ватно-марлевой пробкой и инкубируют в течение 24 часов в термостате при температуре 30-350С. Из полученной культуры делают фиксированные мазки, окрашивают простым методом и микроскопируют.

2.8. Культивирование клубеньковых бактерий

Необходимое оборудование и материалы: презентационное оборудование, школьный микроскоп (увеличение 40х15), чашки Петри, предметные стекла, петля микробиологическая, спиртовка, спички, этиловый спирт 95 %, зеленка/фукорцин, пинцет, кусок мыла, марля/бинт, фильтровальная бумага, бобовые растения с клубеньками на корнях (люцерна, донник, вика, горох посевной, клевер, соя, люпин, клевер), отвар гороха или бобов с добавлением 1 % сахарозы и 1.5 агара, колбы 500 мл с ватно-марлевыми пробками, термостат.

Содержание занятия: изучение клубеньковых бактерий родов Rhizobium, Bradyrhizobium, Sinorhizobium, Azorhizobium, Mesorhizobium. Значение клубеньковых бактерий в фиксации атмосферного азота. Клубеньковые бактерии бобовых растений: Rhizobium meliloti (люцерна, донник), Rhizobium leguminosarum (вика, горох); Rhizobium trifolii (клевер), Rhizobium japonicum (соя). Сравнение указанных родов с родом Azotobacter - свободноживущих азотфиксирующих бактерий. Культивирование клубеньковых бактерий.

Изучение морфологии клубеньковых бактерий с помощью фиксированного мазка с последующей окраской.

Культивирование клубеньковых бактерий: клубеньковые бактерии хорошо растут на средах, содержащих экстракт (отвар) из бобов или других растений при температуре 20-260С и рН 7.0. Для получения питательной среды готовят отвар гороха или бобов с добавлением 1.0 % сахарозы и 1.5 % агара. Стерильную среду заливают в колбы по 500 мл, где она затвердевает. Материал из клубеньков бобовых растений размножают в гороховом или бобовом отваре и затем суспензией клеток заливают поверхность агара в колбах. Колбы помещают в термостат на несколько суток, пока масса бактерий не покроет всю поверхность питательной среды [2, с. 129]. Из полученной культуры бактерий делают фиксированные мазки, окрашивают простым методом и микроскопируют.

Заключение

Таким образом, в статье рассмотрены возможности изучения и культивирования бактерий для образовательных целей в школе. Указанные методы могут быть использованы для проведения занятий по углубленному изучению биологии.

***

1. Фирсов Н. Н. Микробиология: словарь терминов. М.: Дрофа, 2006, 256с.

2. Бекер М. Е. Введение в биотехнологию. М.: Пищевая промышленность, 1978. 232 с.

3. Воробьев А. А., Кривошеин Ю. С., Широбоков В. П. Медицинская и санитарная микробиология : учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 464 с.

4. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии / под ред. Л. Б. Борисова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1984. 256 с.

5. Прунтова О. В., Сахно О. Н. Лабораторный практикум по общей микробиологии. Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2005. 76 с.

6. Концевая И. И. Микробиология: физиологические группы бактерий : практическое руководство для студ. биологич. спец. вузов. Чернигов: Десна Полиграф, 2017. 40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.