УДК 37
Сафина Л. Г., Шацких Ю. А.
Методика использования игровых технологий
на уроках химии
Аннотация. В статье рассматривается методика использования игровых технологий, которые могут быть использованы в практике преподавания химии в общеобразовательных школах.
Ключевые слова: игровые технологии, дидактические игры, преподавание химии в школе.
В связи с переходом на новые стандарты, развитие образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике преподавания в школе, новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм, методов и способов обучения. Новые стандарты в образовании заставили всех по новому взглянуть на качество преподаваемых предметов в школе, конечно же не обошло это и урок химии. Это новое видение урока: учитель не просто источник знаний, а ученик не просто губка, впитывающая эти знания. Функция учителя сводится в направлении ученика к познанию нового и развитию у него универсальных учебных действий, а так же развитию у него способности применять теоретические знания на практике.
ФГОС определяют такие методические принципы инновационного урока, как: субъективизация, метапредметность, деятельностный подход, коммуникативность, рефликсиыность, использование классических типов урока теряет смысл. Современный урок должен учитывать следующие требование: самостоятельная работа на всех этапах урока, учитель выступает в качестве организатора, а не информатора, высокая степень речевой активности и рефлексию учащихся. Применение дидактических игр или хотя бы элементов игры на уроке может помочь учителю организовать и провести урок в соответствии с современным требованиям, предъявляемым к уроку.
Перед нашим государством, школой, нами - учителями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого ребенка вырастить не только сознательным членом общества, но и способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.
Новые веяния в образовании привели к тому, что появились новые учебники, новые задания, новые подходы к оценке не знаний, умений и навыков учащихся, а результатов их деятельности. Инновационный урок направлен на вовлечение учащихся в разные виды деятельности, развитие
IM
умений видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, самостоятельно делать выводы. Нередко задумываешься над тем, какой станет школа, уроки и конечно предмет химия.
Сегодня, с помощью интернета, можно попасть в любой уголок Земли: побывать на вершине горы или на глубине морского океана, своими глазами увидеть пустыню Сахару и ее обитателей, познакомиться с культурой любого населения мира, побывать на любом материке и много еще где. В мире ещё столько неизвестного и не познанного, не каждый ученик может представить Вселенную, размеры Земли, самые высокие горы, а на уроке с помощью Интернета можно ответить практически на любой вопрос, решить любую задачу, пообщаться с совершенно незнакомым тебе человеком. Целью работы любого учителя является - довести до сознания каждого ученика всю глубину, актуальность, практичность преподаваемого предмета, вызвать интерес и привить любовь к нему[2].
В жизни современного выпускника школы начинаются трудности, которых не знали мы в свое время. Поэтому так важно сейчас дать им не только знания и умения, но и научить их использовать так, чтобы в случае проблемной жизненной ситуации он легко мог найти выход из нее. Активная жизненная позиция может быть присуща только человеку мыслящему творчески, если он видит вокруг возможности для совершенствования. На наш взгляд одним из важных направлений решения этой проблемы является разработка и внедрение в учебный процесс таких педагогических технологий, которые предусматривали бы целенаправленное развитие творческих способностей учащихся.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу технологий, методов, приёмов и средств организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр.
Учебные игры позволяют учащимся решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями, создают возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в жизненную, т.е. применять свои теоретические знания на практике при выполнении заданий игры. Как правило, в содержание разработок дидактических игр по химии входят нестандартные задания (ребусы, шарады, кроссворды, анаграммы и т.д.), которые не похожи на те задачи, которые ученики выполняют на уроках, а следовательно для их выполнения им необходимо воспользоваться воображением, знаниями, полученными в ходе другой деятельности или опыта полученного ранее. При выполнении таких заданий, ученик у себя в голове выдвигает ряд гипотез решения таких заданий, затем часть этих гипотез отвергается и остается одно верное решение. Только наличие творческих способностей у ученика позволит ему найти выход из сложившейся проблемной ситуации.
IM
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии [3].
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью [1].
Для внесения элементов игры достаточно включить в занятие отдельные детали воображаемых ситуаций или деятельности: те или иные элементы одежды, раздаточного материала, проведение занятия в виде заседания учебного совета.
Место и роль игр в учебном процессе, сочетание игры и ученья, во многом зависит от понимания учителем функций и классификаций педагогических игр.
Обширна технология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяют игры по всем школьным дисциплинам.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: ставится цель перед учениками в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом[3].
Игра - это сам по себе достаточно сильный стимул обучения, который опирается на потребность детей в игровой деятельности. Часто дети не имеют возможности заниматься желаемыми делами из-за недостатка опыта, знаний, сил и средств. Игровая деятельность в этом плане компенсирует их отсутствие с помощью воображения, которое у детей развито очень хорошо[1].
В целом влияние дидактической игры на процесс обучения является комплексным и проявляется как со стороны дидактической составляющей (достижение целей и решение задач обучения), так и со стороны учащихся (повышается интерес к предмету) [2].
Использование игр на уроках в той или иной мере стимулируют мотивационно-творческую, познавательную активность и направленность учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий. Любознательность, творческий интерес рассматриваются в этом случае как устойчивая потребность личности в знаниях. Чувство увлеченности, эмоциональный подъем составляют основу «радости открытия». Стремление к творческим достижениям выражается в намерении учащихся наилучшим образом выполнить задание игры.
Поэтому сегодня, как никогда ранее, учителю необходимо умения и навыки по разработке и применению дидактических игр направленных на формирование универсальных учебных действий учащихся.
Библиографический список
1. Сафина Л.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью игровых технологий //Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 102-104.
2. Сафина Л.Г. Современные игровые технологии в методике преподавания химии// Актуальные проблемы реализации современной модели химического образования: сборник материалов областной научно-практической конференции. 6 февраля 2010 года, г. Самара/ отв. ред. Е.Г. Нелюбина.- Самара, 2010.- С.90-94.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]/ Г.К. Селевко. -М.: Народное образование, 2008. 256 с.