музейные технологии
Светлана Бородина,
д.п.н., редактор журнала «Мир искусств»
Дарья Молотникова,
искусствовед МИКН
МУЗЕЙ (А ЕСЛИ ВСПОМНИТЬ МУСЕЙОНЫ АНТИЧНОСТИ, ТО ОНИ ИМЕЛИ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЧАСТНЫЙ ХАРАКТЕР) - ЭТО ПЕРВЫЙ ИНСТИТУТ В ИСТОРИИ, СОЗДАННЫЙ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ, ИЗУЧЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ МАТЕРИАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ. ЭВОЛЮЦИОНИРУЯВМЕСТЕСОБЩЕСТВОМИТРАНСФОРМАЦИЕЙЕГОСОЦИАЛЬНЫХИНСТИТУТОВ, ЧАСТНЫЙ МУЗЕЙ ПОДОШЁЛ СЕГОДНЯ К ПРОБЛЕМЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ АКТУАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА И КУЛЬТУРЫ В ЦЕЛОМ. К ИХ ЧИСЛУ ОТНОСЯТСЯ: РАСШИРЕНИЕ АУДИТОРИИ МУЗЕЯ, ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ КРЕАТИВНЫХ ФОРМ ЭКСПОЗИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИНТЕГРИРУЮЩИХ ФИЗИЧЕСКУЮ И ВИРТУАЛЬНУЮ МУЗЕЙНУЮ СРЕДУ ПО ПРИНЦИПУ ФИДЖИТАЛ
«Лицом» музея и основной формой музейной коммуникации является экспозиция. Сегодня экспозиционное пространство претерпевает ряд изменений, что проявляется в первую очередь в большей визуализации и ориентации на электронные формы трансляции и коммуникации.
Вариативность запросов современной аудитории, ее осведомленность, наличие «конкурентов» в виде виртуальных материалов по искусству заставляют музеи искать новые формы продвижения своего собрания. В частности, Институт культурного наследия с момента своего основания ориентируется на параллелизм музейно-вы-ставочного пространства: реального и виртуального. Одним из первых опытов данной деятельности стали виртуальный тур по музею (тогда Международного института антиквариата), выставкам картин западноевропейских мастеров XVII- XIX веков «Ты смотришь на меня со старого портрета...» и
произведениям анималистического жанра «Кошка в кладовой».
В условиях информационного перепроизводства это позволяет получить трудно возобновляемый и очень ценный коммуникативный капитал - внимание.
Современное музейное пространство нередко выступает местом социального взаимодействия в образовательных, просветительских и досуговых и т.д. целях. Группа компаний ASG invest, определив данный тренд на взаимодействие, создала инновационный формат Дома приемов (г. Казань, улица Карла Маркса, 16-18), сочетающего деловое и музейное подпространства. Уникальность объекта и реализуемых им практик - экскурсии, коуч-ме-роприятия, ворк-шоп, презентации проектов и т.д., всякий раз привлекая внимание общества и СМИ, трансформируются в такую составляющую символического капитала как известность, что в свою очередь стимулирует еще более активный интерес к объекту.
VI № 2 (42) 2023
141
Гсир искусств
Ifc.
иДпАГ .
MF ,V-HM'.-MH-JH t—
р.'мегдго fajpowp
JafiOMHjgfifiiae
истуссгд ASQ
I Пмии;
ШШ1
mi ждукд родн ый ИНСТИТУТ АНТИКВАРИАТА
Виртуальные туры
Виртуальный тур посвящен образу книги и чтению 6 Hio6piiHTW»»0w и лрищодивм и<кусет** мпмио* ecpdrt* хул! -
БИБЛИОТЕКА
1 vim it 1N
Л -LJ J _ [о
ля ©
Двадцать картин европейских иаетерав XVII -xjx «в праоет* tL-ie-v «а вист*м.
жифоЛисыдо ПОАСмДО мфжмО yjHi?v иМ*СТмы* наарниКкнХ ГЧрСОиЩА
ДНСВНИИИ РЕСТАВРАЦИИ
- ш
_ . ~.-; :.:'■■ , сп I'.'IJ (P*Wi*hlim* ASG <&йамикй1
Виртуальные туры на портале «Мир искусств»
ITepyfuan
рвяммш гоеод.
'Сгчсвии»
Усадьба объалинига гемуда в<теа
Подпигка на мовоети
Я хочу ПВЦШТк интер««ые «этвфналы
Выставка *Кош<а в кладовой" Натюрморт и анималистический жанр в западноевропейской живописи
Комплексность целей Дома приемов: арт-резиденция, digital - центр продвижения искусства старых мастеров, искусствоведческий кластер; площадка для официальных мероприятий и т.д. потребовала проектирования различных по функциям пространств на принципах дизайна.
Применение методов дизайн-проектирования пространства ориентировало на учет не только материальных его составляющих - интерьер, текстовая информация, оборудование, освещение, мультимедиа, но и согласования их с цифровой средой: электронным порталом, элементами дополненной реальности, виртуальным туром и т.п. Даже принцип отбора музейных предметов и их сочетание друг с другом в экспозиции подчинялось требованиям дизайна: ассоциативной связи, эргономическим характеристикам маршрутов; цветовой,
световой и объемно-пространственной гармонии и др.
Инновационный объект, на статус которого вполне обоснованно претендуют Дом приемов и Музей частных коллекций ASG, невозможен без системной цифровизации основных ресурсов, продуктов и услуг. С появлением виртуальных технологий музеи быстро воспользовались их преимуществами в интересах сохранности, популяризации собраний и оперативного удаленного доступа ко всем предметам коллекций независимо от места их нахождения. Большая часть электронной библиотеки и цифровых копий находятся в локальной системе базы данных, которая в зависимости от политики конфиденциальности и потребностей музея доступна не только для работников, но и для посетителей. Но, как показывает практика, все же большая часть музеев использует эти техно-
№ 2 (42) 2023 Ж
2
3
4
5
6
ГС л
логии для служебных целей: учета, демонстрации и систематизации собраний. Открытая коммуникационная политика Института культурного наследия, а теперь и Музея частных коллекций в составе Дома приемов привела к тому, что практически все ресурсы находятся в свободном доступе с возможностью беспрепятственного копирования:
1. Информационный портал «Мир искусств» https://int-ant.ru/
2. Большое собрание изящных искусств ASG https://int-ant.ru/about-institute/ assembly/
3. Каталоги БСИИ ASG https://int-ant.ru/ about-institute/directories/
4. Журнал «Мир искусств» https://int-ant. ru/vestnik/
5. Библиотека https://int-ant.ru/library/
6. Дневники реставрации https://int-ant. ru/about-institute/diaries-restoration/
7. Служебный сайт с собранием музея и т.д.
Частота обращения со стороны зарубежных и отечественных посетителей показывает известность и востребованность наших ресурсов. Перспективы этой деятельности видятся в удовлетворении индивидуальных запросов, например, Институт планирует разрабатывать узкотематические виртуальные выставки изобразительного искусства в том числе и по заявке удаленного посетителя. Подготовка реальной выставки в экспозиционном пространстве -долговременный сложный и затратный процесс: отбор произведений, возможное их поновление, развеска, подготовка буклета, в случае выездной выставки добавляются расходы на транспортировку и страховку. И даже если
143
выставка будет функционировать много месяцев, число ее посетителей составит несколько десятков тысяч человек, например, как об огромном успехе говорят устроители выставки в Новом Иерусалиме «Под знаком Рубенса», в которой экспонируются две работы из Большого собрания изящных искусств (https:// int-ant.ru/news/news-culture/depositories-of-museums/pod-znakom-шbensa-ustNchnyy-pirog-i-rozhdestvo-v-novom-ierusalime/ ), что ее посетили 73 тысячи экскурсантов.
Для реальной музейной выставки это действительно немало, тогда как интернет-пользователи какого-либо популярного ресурса составляют сотни тысяч, а иногда и миллионы. При этом реальная выставка неизменна в течение всего периода экспонирования, а виртуальная может непрерывно обновляться, в том числе с учетом предложений посетителей, что является дополнительным источником интереса к ней.
Практически стопроцентная оцифровка предметов коллекций Большого собрания изящных искусств ASG позволяет «прокладывать» индивидуальные монографические экс-
курсионные маршруты по собранию: к примеру, «Братья ван Блумен» https://int-ant.ru/search/ index.php?tags=&q=%D0%B2%D0%B0%D0%B D+%D0%B1%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0% B5%D0%BD&where=&how=r .
А электронная библиотека журнала «Мир искусств» может выступать основой самых разнообразных тематических дайджестов: «Га-спар Дюге» https://int-ant.ru/search/index.php7t ags=&q=%D0%B4%D1%8E%D0%B3%D0%B5 &where=&how=r
А Н080С1И инстчттшЗйРимд опюекгс тодьбы библиотек* доению ксиод»» меди»
Поиск по сайту
йюч- ■ егоо№ч.пе?»» < г|с>*ачч»», а втем*'швд г,е«.-<аида. асотое*- иС"уссв«ыА"—аБ1лге<о»
амтнии а-»»
М Л18 И < 11В 86 Н( ШЧ 2020 цчцч» . симамнию Пвкоиалии «хьы юровт-о что лАшм«аилк вшЬп, шш Дм* и*мпра«им па*
Пдт|к.»и. 65 152 65 / 152 65 № 113611021 ПОИ« ВЕРСИЯ. АТРИБУЦИЯ Гор! Сорш (соарешншб «ид! Дим. Гкгар Пшйзаж с ртаыой д«р««и«й Пваи 1670там
"но 73-45.5 пл Дмидшыи ыргишп г«*рм. Англ« Праги«чт иртлш Гкгшра
.. »дат с-а -в пе* МхиуЮжмЛМЖ». В период I. Н35 п» 1637 ГОЙ» «упою-6С1Л с Милане П40уД*4. НМЧСпе - Фмеьшч-. Пеичй 04бОГОи
■»стиии 9-2020
. ие^паКспуи^сэ, «л* и работа из собзани* А5С. -«еиыет томной даты создания Совданилоса кегодведопо^1и--о дзмруь-г-ныеоабат^ Га^сзэДяг« -зтофре-ииизпамццоВалмюн'олеШЗ- 1662 то- дев * папараццо Ьоргезе, со5данные«авммтносФилиптю/1ауди(1б23- 1Б94|в 1672году Всея?**
ГСир
ЧйЙОЗц/
144
№ 2 (42) 2023 Ж
При этом используемые виртуальные технологии воспринимаются нами как дополнительные средства популяризации собрания и достижения узнаваемости музея. Авторитет и известность его по-прежнему базируются на научной деятельности и возможности приобщения к подлинникам в реальности, ведь несмотря на все достоинства цифровой копии произведения, она является в первую очередь репродукцией.
Однако человечество уже вступило в увлекательнейшую игру, в которой цифровая среда стала претендовать на статус второй реальности. Примером является фиджитал - взаимная интеграция цифрового и физического феноменов: в игре, спорте, а теперь и в искусстве.
Синергия классических и цифровых видов спорта будет реализована в «Играх будущего», которые пройдут в Казани в марте 2024 года. Масштабное событие на стыке спорта, науки и технологий, олицетворяя концепцию «фиджитал» (physical+digital), объединяет физическую культуру и киберспорт или VR-/AR-техноло-гию, проверяет навыки атлетов в двух до сих
пор никак не связанных измерениях. Замысел прост: сначала индивидуальный или командный участник доказывает свое первенство за игровой консолью, а затем — в реальных спортивных баталиях. Пока общество пытается определиться со своим отношением к месту киберспорта в мире, сама индустрия огромными темпами движется к финансовому успеху. Этот принцип может быть использован при проведении конкурсов профессионального мастерства среди реставраторов - лепщиков, проектировщиков, дизайнеров и т.д.
Для сферы культуры и искусства фиджитал привлекателен в первую очередь усиленной адресностью, персональностью коммуникации: интернет-технологии позволяют каждому человеку получить сообщение, адресованное только ему, поэтому жесткое разделение реальности на виртуальную и физическую больше не является релевантным. Синтез двух миров, соединенных цифровыми технологиями, однозначно приведет к синергии их возможностей при условии готовности музейного сообщества к работе в новых условиях.
I ¡nt-ant.ru
Информационный портал Мир Искусств - культура, искусство, архитектура, реставрация
п л Информационный портал
¿Чир шжусетв
Следите за нашими новостями ^^ ^^
международный
ИНСТИТУТ АНТИКВАРИАТА
международный институт антиквариата
о проекте усадьбы
БИБЛИОТЕКА
дневники реставрации
ГУСЕВА ПОЛОСА
.Эи
Е г- :..... —, -"{ п
S
ПУТЕВО АН! ЕЛЬ
Выборка новостей
Амурные истории от Франсуа Буше
Жан де Лафонтен (Jean de La Fontaine, 1621 -1695) - выдающийся французский писатель XVII столетия. Он оставил после себя большое число басен в стихах, фривольных сказок и повесть «Любовь Психеи и Купидона» (1669 год). Его литературные произведения вдохновляли не одно поколение художников на создание живописных композиций, которые служили не просто иллюстрациями к ним, но самоценными картинами жизни общества с обличением его пороков и прославлением добродетелей. Особенно часто живописцы избирали для своих работ сатиру де Лафонтена. Так французский мастер Пьер Юбер Сюблейра (Pierre Hubert Subleyras, 1699 -1749) написал полотно по рассказу де Лафонтена «Сокол» (вторая четверть XVIII века. Музей Лувра, Париж), Жан-Батист Патер (Jean-Baptiste Pater, 1695 -1736) обратился к «Поцелую за поцелуй» (1733 год. Портлендский художественный музей, США), а Никола Ланкре [Nicolas Lancret, 1690 - 1743] к «Собачке, сыплющей деньгами и драгоценностями» (около 1737 года, Собрание
í~íhh Цуальго
Л\ ! ,
1 W -ТЩ
и
Спасибо за ваше бескорыстие
Уоллеса, Лондон). Искусство 25.09.2023 | Щ Комментарии
Украденное благословение: атрибуция картины круга Гербрандта ван ден Экхаута
Большое собрания изящных искусств A5G регулярно пополняется новыми приобретениями - произведениями старых мастеров. В декабре 2022 года в коллекцию живописи БСИИ A5G поступило полотно голландской школы XVII века. Французские эксперты аукционного дома «Hôtel Drouot» атрибутировали сюжет картины таким образом: «Товия, исцеляющий отца от слепоты». Однако на произведении представлена совершенно иная ветхозаветная сцена, так как здесь не изображен архангел Рафаил. Чаще всего его включают в композицию живописного полотна на данную тему, как например, на работах Доменико Фетти («Исцеление Товита». 1621—1622 годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Бернардо Строцци («Товия излечивает своего отца от слепоты» 1625 года, Художественный музей Кливленда), Саймона Хенрикса ван Амерсфорта («Товия и ангел, исцеляющие Товита от слепоты» 1630 года, Бирмингемский художественный музей), Антонио де Беллиса («Исцеление Товита» 16001650 годы, Национальный музей Прадо, Мадрид).
fmf & Ш
Видеоэкскурсии
Отец и сын Хореманс: пастораль по-фламандски
ЭТир искусств
•И
itlHIBIK
im™:™ ïi'i'iiiivuim
Дневники реставрации
Л Инвентарный номер: 13-3633
Инвентарный номер: 23-3848
Все дневники
Осенью 2012 года Большое собрание изящных искусств ASG пополнилось парным картинами, которые экспертный кабинет Эрика Тюркина (Cabinet Turquin) атрибутировал мастерской фламандского живописца XVIII века Яна Йозефа Хореманса Старшего (Jan Josef Horemans the Elder, 1682 - 1759). Композиции эти некогда входили в серию, посвященную