Научная статья на тему 'Художественно-технологическая специфика живописи старых мастеров и принципы реставрации картин из большого собрания изящных искусств ASG'

Художественно-технологическая специфика живописи старых мастеров и принципы реставрации картин из большого собрания изящных искусств ASG Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
674
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реставрация / старые мастера / технологии / методики / расчистка / лак / restoration / old masters / technology / techniques / cleaning / varnish

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алина Булгакова, Андрей Сульдин

В статье анализируется процесс реставрации картин старых мастеров, осуществляемый в реставрационных мастерских Международного института антиквариата. Помимо примеров уже осуществленных реставрационных работ, в статье приведена методика и последовательность предстоящей реставрации произведения ломбардской школы XVII в. «Дева Мария с младенцем, святым Франциском Ассизским и донаторами».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the process of the restoration of Old Master paintings, carried out in the restoration workshop of the International Institute of antiques. In addition to the examples already implemented restoration work, the article describes a method and sequence of the upcoming restoration of works of the Lombard school of the XVII century. «Virgin and Child with St. Francis of Assisi and donators».

Текст научной работы на тему «Художественно-технологическая специфика живописи старых мастеров и принципы реставрации картин из большого собрания изящных искусств ASG»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ЖИВОПИСИ СТАРЫХ МАСТЕРОВ И ПРИНЦИПЫ РЕСТАВРАЦИИ КАРТИН ИЗ БОЛЬШОГО СОБРАНИЯ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ Л§0

Алина Булгакова искусствовед, директор МИА ASG

Аннотация: в статье анализируется процесс реставрации картин старых мастеров, осуществляемый в реставрационных мастерских Международного института антиквариата. Помимо примеров уже осуществленных реставрационных работ, в статье приведена методика и последовательность предстоящей реставрации произведения ломбардской школы XVII в. «Дева Мария с младенцем, святым Франциском Ассизским и донаторами».

Ключевые слова: реставрация, старые мастера, технологии, методики, расчистка, лак.

Abstract:The article analyzes the process of the restoration of Old Master paintings, carried out in the restoration workshop of the International Institute of antiques. In addition to the examples already implemented restoration work, the article describes a method and sequence of the upcoming restoration of works of the Lombard school of the XVII century. «Virgin and Child with St. Francis of Assisi and donators».

Keywords: restoration, old masters, technology, techniques, cleaning, varnish.

Андрей Сульдин реставратор живописи

Большого собрания изящных искусств ASG

Реставрация всегда представляла собой сложнейшую комплексную задачу, сочетающую поиск адекватных технологий и аутентичных материалов, обеспечение обратимости реставрации, сохранение авторского замысла и т.д. Отбирая и оттачивая наиболее целесообразные методики реставрации предмета, каждый музей формирует копилку собственного профессионального опыта. Часто этот опыт остается неизвестным профессиональному сообществу, что сказывается и на качестве реставрируемых предметов, и на квалификации специалистов. На сегодняшний день к числу наиболее известных и доступных ресурсов по реставрации следует отнести: «ARTconservation» (http:// art-con.ru/) - социальный специализированный ресурс информационного содействия в сфере сохранения, консервации и реставрации памятников материальной культуры, а также «Энциклопедию реставратора» (http:// restorewiki.ru/Заглавная_страница) - общедоступную русскоязычную узкоспециализированную интернет-энциклопедию, посвященную реставрации предметов искусства.

Международный институт антиквариата с момента своего открытия ориентирован на широкий профессиональный контакт, освещая свои технологии реставрации в печатных и электронных СМИ.

Одним из приоритетных направлений в деятельности реставрационных мастерских Международного института антиквариа-

та является восстановление произведений старых мастеров. В целом на сегодняшний день живописное собрание ASG насчитывает около тысячи произведений - это картины французской, итальянской, фламандской, голландской и других школ живописи, на картины старых мастеров приходится около 60 % от общего количества. «Основной массив» живописи старых мастеров уже «рассредоточен» по коллекциям крупнейших государственных музеев мира (Лувр, Эрмитаж, Прадо, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Старая пинакотека, галерея Уффици и т.д.). В связи с этим миссия сохранения этого богатейшего наследия для потомков для Международного института антиквариата как частного музея особенно ответственна и почетна. В наших художественных мастерских были отреставрированы картины таких выдающихся мастеров, как Франс Снейдерс (1579 - 1657, «Олени, загнанные сворой собак», «Собаки на кухне»), Ян Ливенс (1607 - 1674, «Мужской портрет в восточном костюме»), Герард Терборх Младший (1617 -1681, «Мужской портрет»), мастерских Гви-до Рени (1575 - 1642, «Святой Себастьян»), Франса II Франкена (1581 - 1642, «Пир у Есфири», «Выезд царя Артаксеркса на казнь Амана») и многих других. Написанные маслом или темперой на холсте, дереве и меди, все они требуют индивидуального подхода в выборе методики реставрации.

Ключевым моментом восстановления картин старых мастеров является отбор современных высококачественных материалов, идентичных старинным. Естественно, речь идет не о растирании красок, а об укреплении красочного слоя, заделке прорывов заплатами и т.д. Дублирование основы подразумевает непременное использование клеев животного происхождения (осетрового и мездрового), а восстановление лакового покрытия - применения лаков на основе растительных смол (даммарный лак). Поскольку каждое произведение старых мастеров безусловно уникально и неповторимо, то принцип «конвейерной» идентичности в методике их восстановления недопустим. Хотя, в целом, в основе реставрации картин лежит единая задача возвращения им первоначального облика, достигаемого посредством расчистки лакового слоя от загрязнений и поздних записей. Здесь одним из основополагающих принципов реставра -ции, которым руководствуются в мастерских Международного института антиквариата, является полная расчистка картин от всех поздних записей, изображений, а иногда и надписей. В результате полной расчистки на картине явственно проступают авторские детали композиций, подчас меняются формы предметов, их цветовая гамма. При этом мы сознаем, что принцип полной расчистки спорен, у него имеются как свои сторонники, так и противники. В данном случае важно найти ту самую золотую середину, при которой возможна обратимость процесса реставрации. Для этого учитываются многочисленные нюансы живописных технологий, которыми пользовались старые мастера. В частности, поскольку в работах часто использовались лессировки на лаке (получение глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета), то для регенерации лакового слоя в наших реставрационных мастерских используется метод Петтенкофера, сохраняющий красочный слой. В этих условиях метод полной расчистки еще более усложняется, становясь одновременно интереснее и результативнее. Все это дает подчас неожиданные, но в нашем случае всегда положительные результаты, чему можно привести немало доказательств.

Так, например, реставрация картины круга итальянского мастера XVII века Николо Кодацци (ок. 1648 - 1693) «Вид на площадь с портиком» проходила в 2010 году. В результате расчистки от поздних записей в левом нижнем углу холста «раскрылись»

изображения трех собак, а также видоизменился парусник в порту.

Состояние работы до реставрации без изображения собаки и с видоизмененным парусником на заднем плане БСИИ ASG Инв. № 04-2751

Фигуры собак были скрыты под слоем тонировок, нанесенных, вероятнее всего, в XVIII столетии по причине многочисленных утрат красочного слоя в данной части холста. Автор этих тонировок не стал утруждать себя восстановлением изображения и привел этот участок композиции с помощью охристых лессировок к общему цветовому знаменателю, нарушив авторский замысел. В результате реставрации картины с полной расчисткой в мастерских Международного института антиквариата она приобрела свой первоначальный облик.

Состояние работы после расчистки и восстановления изображения собаки и первоначального облика парусника

Аналогичная ситуация произошла и с работой голландского живописца XVII века круга Корнелиса Белта (ок. 1660 - после 1702) «Сцена в порту» (реставрация 23.05.2013 г.). При снятии поздних записей в центре композиции проступило изображение всадника, которое было скрыто под тонировками. В данном случае изображе-

Раскрытое изображение всадника в центре композиции БСИИ ASG Инв. № 04-2923

ние явно нарушает композиционный строй работы и оно, скорее всего, было «скрыто» самим автором произведения. Вероятно, художник изначально задумал одно произведение, а потом изменил свой замысел, в который всадник на коне уже не вписался. Живописец не стал брать новую доску и «спрятал» изображение под красочным слоем. Реставрационным советом было принято решение полностью восстановить не только основную композицию произведения, но и изображение всадника. Чаще реставраторы руководствуются выбором самого художника: если он что-то записал в процессе работы над картиной, то это не раскрывается. В данном случае реставрация в МИА обеспечила зрителям возможность войти в творческую «кухню» живописца, представить процесс замысла и творческих поисков во всей полноте.

Большинство картин сразу же после реставрации попадает в экспозиционные залы, и зачастую история их возрождения становится не менее занятной, чем рассказ о сюжете и художнике, создавшем их. Одним из примеров такого рода работ является полотно последователя Хуана де Вальде-са Леаля (1622 - 1690) «В мгновение ока».

Картина последователя Хуана де Вальдеса Леаля до реставрации БСИИ ASG Инв. № 04-2232

Данное произведение было приобретено на аукционе Р^А SA 24 июня 2011 года и изначально представляло собой натюрморт в жанре Vanitas Vanitatum («Суета сует»), олицетворяющий быстротечность всего земного и неизбежность смерти.

В ходе исследования работы выяснились интересные подробности относительно данного полотна. Оказалось, что в церкви Госпиталя братства милосердия Господня в Севилье хранится работа художника, которая послужила основой для нашего натюрморта, воспроизводящего нижнюю часть картины из Севильи без изображения фигуры смерти в виде скелета, держащего косу и гроб.

Хуан де Вальдес Леаль Ы кШ Oculi 1672 г.

Госпиталь милосердия Господня, Севилья

Таким образом, верхняя часть холста оказалась срезанной, а изображение скелета - записанным по заказу последнего владельца полотна. При этом на поверхности холста проступили изображения нижней конечности скелета на глобусе и контура косы, в результате чего было принято решение восстановить его первоначальный облик.

На реставрацию полотно поступило в удовлетворительном состоянии. Была проведена очистка от загрязнений, снятие старого лака и дублировочного холста с переносом его на новый, был изготовлен подрамник с последующей натяжкой на него холста и подведен грунт. Далее началась самая ответственная работа - наращи-

вание холста с последующей заделкой шва и нанесение рисунка для восстановления недостающей части картины. Только после этого работа вновь стала соответствовать идее, которую вложил в нее автор.

Полотно в процессе реставрации (проведена расчистка, наращивание холста и нанесение рисунка недостающей части композиции)

В данном случае картина получила интересную хронологию - нижняя левая часть композиции - XVII в., а верхняя и изображение скелета - наши дни. Подобный подход к реставрации также довольно спорен, и многие специалисты скажут, что картина превратилась в новодел. Однако для наших специалистов это стало важным экспериментальным опытом, позволившим обрести картине свой первоначальный облик и стать намного более интересной в сюжетном отношении.

На проведение реставрации, подобной вышерассмотренным работам, мастер тратит в среднем несколько месяцев. Но есть и более длительные работы. Сроки зависят от масштабов утрат и размера восстанавливаемых композиций. Наиболее продолжительный период реставрации имела работа итальянского мастера XVII века Грацио Коссали (1563 - ок. 1627) и его мастерской «Дева Мария Розария прославляет победителей в битве при Лепанто». По причине внушительных площадей поврежденного красочного слоя и его утрат, а также значительных размеров композиции (240x169 см), реставрация полотна длилась целый год.

Полотно Грацио Коссали до реставрации БСИИ ASG, инв. № 04-2685

Картина последователя Хуана де Вальдеса Леаля после восстановления ее первоначального облика

Полотно Грацио Коссали после реставрации

На данный момент в реставрацию поступила работа еще более внушительных размеров - 342x234 см, также имеющая серьезные повреждения. Композиция принадлежит ломбардской школе XVII века и изображает Деву Марию с младенцем Иисусом, святым Франциском Ассизским и донаторами. Произведение, учитывая размеры полотна и облачение донаторов, включенных вместе со своим патроном в центр композиции, вероятно, было выполнено по заказу францисканского монастыря. Работа отличается высокими живописными качествами, изысканным колоритом, сочетающим оттенки ультрамарина в комбинации с бордо и умброй. Особо привлекают образы святого и двух донаторов, черты лица которых носят явно портретный характер. Мастер уделяет повышенное внимание жестам

утонченных рук персонажей, которые и задают ритмику композиции.

Картина поступила в Большое собрание изящных искусств ASG на временном транспортировочном подрамнике с многочисленными повреждениями. По всей поверхности наблюдается разложение загрязненного и потемневшего слоя лака, красочный слой и грунт разорваны мелкой сетью кракелюра с приподнятыми краями, трещинами и царапинами, а по краям - обветшавшие кромки. Кроме того, от неправильного хранения в сложенном виде видны следы продольных и поперечных «переломов».

Ломбардская школа XVII в.

Дева Мария с младенцем Иисусом, святым

Франциском Ассизским и донаторами

Холст, масло. 342*234 см

БСИИ ASG, инв. № 04-3292

Реставрация полотна еще не началась, и нам бы хотелось поэтапно изложить методику и последовательность предстоящих реставрационных работ:

1. Визуальное исследование и фотофиксация

2. Подведение кромок

3. Наложение реставрационных заплат в местах утрат

4. Перенос холста с транспортировочного подрамника на вновь изготовленный

рабочий подрамник, исполненный в соответствии с размерами полотна

5. Промывка красочного слоя слабощелочным раствором с моментальной просушкой

6. Расчистка полотна от загрязнений

7. Снятие разложившегося и потемневшего лака и поздних записей

8. Укрепление красочного слоя

а) Нанесение на полотно клея

б) Покрытие намазанного клеем участка папиросной бумагой размером несколько больше укрепляемого места

в) Проглаживание заклеенного места слабо нагретым утюгом через кусок обыкновенной бумаги

г) Удаление излишков клея с поверхности живописи

9. Наложение мастики в местах утраты

10. Подведение реставрационного грунта

11. Тонировка и восстановление красочного слоя в местах утрат

12. Покрытие реставрационным лаком

В данном случае мы специально освещаем алгоритм еще неосуществленных реставрационных работ, дабы пригласить потенциальных читателей к диалогу-обсуждению этого процесса и правильности выбора нашей тактики. Вероятно, реставрация картины займет длительное время, и дневник реставрации будет вестись в режиме он-лайн (http://int-ant.ru/about-institute/diaries-restoration/). Мы рассчитываем на то, что специалисты примут участие и будут высказывать свое мнение о правильности реставрационных решений.

Реставрационные мастерские Международного института антиквариата всегда открыты к сотрудничеству и готовы к обсуждению проблемных ситуаций и поиску совместных решений по реставрации произведений искусства, нуждающихся в спасении.

Список использованной литературы:

1. Kjellberg P. Les bronzes du XIXème siècle , Dictionnaire des sculpteurs. - Paris : Les Editions de l'Amateur, 2005. - 688 p.

2. www.wikipedia.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.