Алина Булгакова,
к.п.н., директор МИКН
АННОТАЦИЯ: статья посвящена искусствоведческому анализу парных аллегорических работ «Осень» и «Зима» мастерской Яна Йозефа Хо-реманса Младшего из Большого собрания изящных искусств ASG. Ранее композиции были атрибутированы отцом живописца - Яном Йозефом Хо-ремансом Старшим. Картины входили в цикл четырёх времён года. Местонахождение «Лета» и «Весны» из данной серии неизвестно.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: серия, мастерская, цикл времён года, гравюра, сезонные работы.
ABSTRACT: the article is dedicated to art historical analysis of pair of allegorical pieces of art «Autumn» and «Winter» of Jan Josef Horemans the Younger's workshop from The Grand Assembly of Fine Arts ASG. Previously these compositions were attributed to artist's father - Jan Josef Horemans the Elder. The paintings were parts of series of 4 seasons. Location of «Summer» and «Spring» of this series is not known.
KEYWORDS: «series, workshop, cycle of seasons, engraving, seasonal work.
Ï
-f ff »
S
4
Осенью 2012 года Большое собрание изящных искусств ASG пополнилось парными картинами, которые экспертный кабинет Эрика Тюркина (Cabinet Turquin) атрибутировал мастерской фламандского живописца XVIII века Яна Йозефа Хореманса Старшего (Jan Josef Horemans the Elder, 1682-1759). Композиции эти некогда входили в серию, посвящённую циклу времён года и соответствуют осени и зиме. Местонахождение полотен с изображениями весны и лета нами не установлено. По-видимому, они не сохранились, а, возможно, находятся в не известном нам музейном или частном собрании.
Ян Йозеф Хореманс Старший специализировался на жанровой живописи, писал портреты и аллегорические серии. Художник родился в Антверпене. В 1694 - 1695 годах он обучался у скульптора Михиля ван дер Ворта Старшего (Michiel van der Voort the Elder, 1667-1737), а позднее у живописца Яна ван Пи (Jan van Pee, 1630-1710). В 1706 году Хореманс вступил в гильдию Святого Луки Антверпена. Позднее он женился на дочери своего первого учителя Марии Франциске ван дер Ворт (Maria Francisca
Хореманс Младший, Ян Йозеф, мастерская
Аллегория Зимы
Фландрия, XVIII век
Холст, масло. 30,5*38 см
БСИИ ASG, инв. № 04-3429 (2)
Хореманс Младший, Ян Йозеф, мастерская
Аллегория Осени Фландрия, XVIII век Холст, масло. 30,5*38 см БСИИ ASG, инв. № 04-3429 (1)
van der Voort). Их сын Ян Йозеф Хореманс Младший (Jan Josef Horemans the Younger, 1714-1792) также стал художником. Помимо сына, мастер обучал также своего младшего брата Питера Якоба Хореманса (Peter Jacob Horemans, 1700-1776).
Все жанровые композиции Хореманса Старшего проникнуты фламандским и подчас простонародным грубым юмором. По духу и манере исполнения эти работы больше напоминают картины художников XVII века. Героями произведений живописца становились крестьяне и горожане Антверпена. Мастера называли летописцем повседневной жизни своего родного города. Персонажи художника отмечают праздники, танцуют, дерутся, распивают алкогольные напитки, посещают врачей, ходят за покупками на рынок, наведываются в мастерские сапожников и к парикмахерам. Действие разворачивается в частных домах, гостиницах, дворах и учебных классах. Хоре-манс был очень наблюдателен, ему удавалось живо передать темпераменты своих героев. Цветовая палитра художника была достаточно тёмной, в связи с чем он получил прозвище «le brun» (рус. коричневый) и «le sombre» (рус. тёмный, мрачный). В противоположность этому сына мастера называли «le clair» (рус. ясный), за яркий и свежий колорит.
Художник пользовался успехом у публики. Его работы, по большей части подписные, хорошо продавались. Сегодня он представлен довольно большим числом работ в государственных музеях Нидерландов, Германии, Франции, Великобритании, в частных коллекциях и на аукционах. С подробным перечнем картин художника можно ознакомиться на сайте Нидерландского института истории искусств (RKD-Nederlands Instituut voor Kunstgeschiedenis) [1]. В Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) художник представлен пятью работами: «Танец» (ГЭ-5372), «Жанровая сцена» (ГЭ-9988), «Операция» (1740-е годы, ГЭ-9806), «Завтрак» (около 1712 года, ГЭ-2643), «Жанровая сцена» (ГЭ-9987). В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва) хранится «Мастерская художника» (около 1725-1730 года, Ж-1941).
Хореманс Старший, Ян Йозеф В мастерской скульптора Холст, масло. 49*60 см
Национальный музей изобразительных искусств, Стокгольм
Хореманс Старший, Ян Йозеф
Урок
1729 год
Дерево, масло. 26*23,5 см
Аукцион Lempertz, Кёльн, 21 мая 2016 года, лот 1334
Хореманс Старший, Ян Йозеф Жанровая сцена (Ужин) 1720-е годы
Дерево, масло. 37,5*29 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
При создании собственных произведений Ян Йозеф Хореманс Старший часто искал вдохновение в работах других мастеров. Так, например, свою работу «Кабинет дантиста» он написал под влиянием произведения Теодора Ромбоутса (Theodooг Rombouts, 1597 - 1637) «Зубодёр» из мадридского музея Прадо. Для своей композиции художник значительно переработал картину Ромбоутса. Однако центральных героев (доктора и пациента), а также наблюдающего за ними персонажа, живописец повторил. В нашем собрании хранится работа круга Ромбоутса с одноимённым названием.
Ромбоутс, Теодор, круг Зубодер Фландрия, XVII век Холст, масло, 118*189 см БСИИ ASG, инв. № 04-4909
Хореманс Старший, Ян Йозеф Кабинет дантиста Холст, масло. 39,5*32 см Аукцион Christie's, Лондон, 18 декабря 1998 года, лот 236
Ромбоутс, Теодор Зубодёр 1620 - 1625-е годы Холст, масло. 118*223 см Музей Прадо, Мадрид
25 января 2007 года на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке продавалась серия «Времена года» под авторством Хореманса Старшего. Серию оценили в 60,0 - 80,0 тыс. $ (осталась не проданной). Цикл сохранился полностью. Все композиции подписные: «J. Horemans» («Осень», «Весна» и «Зима» в левом нижнем углу, «Лето» - в правом нижнем углу). Ранее картины находились в Галерее Ньюхаус в Нью-Йорке. Затем были приобретены мистером и миссис Ф. Говард Уолш (Mr. and Mrs. F. Howard Walsh) из Форт-Уэрт (Техас). Покупатели обладали внушительной коллекцией произведений искусства «Walsh Family Art Trust», откуда картины и поступили на торги Sotheby's. На сайте аукциона в разделе с каталожным описанием работ упоминается ещё одна серия «Времён года» Хореманса из четырёх работ, проходившая на декабрьских торгах Christie's в Лондоне в 1986 году (лот 69). На картине «Аллегория Весны» из данного цикла изображено такое же «Майское дерево», что и в одноимённой композиции с аукциона Sotheby's.
Хореманс Младший, Ян Йозеф Аллегория Весны Фландрия, XVIII век Холст, масло. 49,5*58 см
Аукцион Sotheby's, Нью-Йорк, 25 января 2007 года, лот 99
Хореманс Младший, Ян Йозеф Аллегория Осени Фландрия, XVIII век Холст, масло. 49,5*58 см Аукцион Sotheby's, Нью-Йорк, 25 января 2007 года, лот 99
Хореманс Младший, Ян Йозеф Аллегория Лета Фландрия, XVIII век Холст, масло. 49,5*58 см Аукцион Sotheby's, Нью-Йорк, 25 января 2007 года, лот 99
Хореманс Младший, Ян Йозеф Аллегория Зимы Фландрия, XVIII век Холст, масло. 49,5*58 см Аукцион Sotheby's, Нью-Йорк, 25 января 2007 года, лот 99
Картина «Кабинет дантиста» Яна Йозефа Хореманса Старшего была написана по работе его соотечественника Теодора Ромбоутса. В случае с серией времён года художник вдохновился произведениями француза Никола Лан-кре (Nicolas Lancret, 1690 - 1743). Художник написал её в последние годы жизни (1742 -1743 годы) и она была третьим по счёту циклом «Времён года» в творчестве мастера. В Бир-менгемском художественном музее (Алабама) хранится две работы из данного цикла - «Зима» и «Весна». Ранее картины находились в коллекции банкира Альфреда де Ротшильда (Alfred de Rothschild, 1842-1918). Судьба аллегорий «Лета» и «Осени» Ланкре неизвестна. В каталоге-резоне живописца, составленным Жоржем Вильденштейном (Georges Wildenstein, 18921963) в 1924 году, картины эти упоминаются без каких-либо данных об их владельцах или местонахождении [2].
Никола Ланкре - типичный представитель эпохи Рококо. Он прославился благодаря многочисленным изображениям персонажей итальянской Комедии дель арте, сельских прогулок и увеселений, пасторалей, маскарадов. Художник обучался у Пьера Дюлена (Pierre Dulin, 1669 - 1748), с 1712 года у Клода Жил-ло (Claude Gillot, 1673 - 1722) и Антуана Ватто (Jean Antoine Watteau, 1684 - 1721). В 1719 году стал членом Королевской Академии живописи и скульптуры, в 1735 году - её советником. Работал по заказам герцога д'Антена (duc d'Antin), самого богатого человека при дворе Людовика XIV - Антуана Кроза, тюрингского правителя Фридриха II, для королевских дворцов Фонтенбло, Ла Мюетт и Версаля. В нашем собрании находится «Сцена из новеллы Жана де Лафонтена «Наказанный гасконец» круга Никола Ланкре.
Ланкре, Никола Аллегория Зимы 1742 - 1743 годы Медь, масло. 28,5*37 см Бирменгемский художественный музей, Алабама
Ланкре, Никола Аллегория Весны 1742 - 1743 годы Медь, масло. 28,5*37 см Бирменгемский художественный музей, Алабама
Ланкре, Никола, круг Сцена из новеллы Жана де Лафонтена «Наказанный гасконец»
Франция, вторая половина XVIII века Холст, масло. 31*38 см БСИИ АSG, инв. № 04-1480
С большинства картин Ланкре были сняты гравюры, по мотивам которых в дальнейшем художники писали собственные произведения, копируя первоисточник или же внося в него авторские интерпретации. Произведение круга Ланкре из собрания ASG было исполнено по гравюре Николя де IV Лармессена (Nicolas IV de Larmessin, 1684 - 1755). На сайте Британского музея (Лондон) и Рейксмюсеума (Амстердам) автором гравюр к серии «Времена года» Ланкре указан отец данного гравёра - Николя де III Лар-мессен (Nicolas III de Larmessin, 1645-1725) [3]. Однако Ланкре написал серию в 1742-1743 годах, когда Лармессена III уже не было в живых. Автором серии гравюр «Времена года» является всё тот же Лармессен IV, изготовивший её для Парижского салона 1745 года.
Лармессен IV, Николя де Гравюра выполнена по картине Никола Ланкре
Аллегория Осени 1745 год 33,5*38 см Британский музей, Лондон
Лармессен IV, Николя де Гравюра выполнена по картине Никола Ланкре
Аллегория Зимы 1745 год 33,5*38 см Британский музей, Лондон
Лармессен IV, Николя де Гравюра выполнена по картине Никола Ланкре
Аллегория Лета 1745 год 33,5*38 см Британский музей, Лондон
Лармессен IV, Николя де Гравюра выполнена по картине Никола Ланкре
Аллегория Весны 1745 год 33,5*38 см Британский музей, Лондон
Лармессен IV обучался у отца. Он снял гравюры с нескольких серий Ланкре, в их числе «Времена года», «Четыре возраста жизни», «Четыре времени суток». Он часто изготавливал гравюры по литературным произведениям, чаще всего обращаясь к работам де Лафонте-на. Особенно хорошо гравёру удавались портретные изображения своих современников.
Помимо ошибки с авторством гравюр, сегодня существует ещё одно распространённое заблуждение по поводу названия и, соответственно, сюжетной интерпретации картин из серий Ланкре и Хореманса. Времена года обозначены верно на каждой гравюре Лар-мессена IV в нижней части по центру. На сайте Нидерландского института истории искусств перепутаны названия картин Хореманса с аллегориями «Лета» и «Осени». В изобразительном искусстве Античности, а затем и Ренессанса, живописные, фресковые и мозаичные циклы времён года всегда ассоциировались с сезонно-полевыми работами. Осень олицетворял сбор винограда, а лето - жатва. Соответственно, те картины Ланкре и Хореманса, на которых изображены фривольные сцены на фоне виноградников являются «Аллегориями Осени», а три персонажа со снопами пшеницы и цыплятами - «Аллегориями Лета». Иное истолкование данных аллегорий неверно, хотя оно встречается не только на сайте Нидерландского института истории искусств, но и в некоторых интернет источниках и на аукционных торгах, где проходят картины художников из окружения и последователей Ланкре и Хореманса [4].
Хореманс Младший, Ян Йозеф Новая песня 1740 - 1760-е годы Дерево, масло. 60*77 см Рейксмюсеум, Амстердам
Хореманс Младший, Ян Йозеф Запрет на курение 1734 - 1792 годы Холст, масло. 39*47,5 см Аукцион Натре1, Мюнхен, 9 декабря 2011
года, лот 287
На том же сайте института истории искусств Гааги автором серии «Времена года», проходившей на аукционе Sotheby's, указан Ян Йозеф Хореманс Младший [5]. Прежняя атрибуция с авторством его отца была отклонена наиболее авторитетным на сегодняшний день специалистом в области голландской и фламандской живописи Фредом Мейером (Fred G. Meijer). В марте 2007 года серия экспонировалась на выставке TEFAF в Маастрихте ещё под авторством Хореманса Старшего. Художник писал серию по гравюрам Лармессена IV 1745 года. Двадцативосьмилетний Хореманс Младший был в это время уже вполне зрелым мастером, со сформировавшейся манерой и определённым кругом жанров и сюжетов. Он
вступил в Гильдию Святого Луки Антверпена 10 февраля 1767 года, а затем дважды избирался её деканом - в 1768 и 1775 годах. Кроме этого он был членом Антверпенской Академии. В 1788 году он стал одним из основателей творческого объединения художников «Genootschap ter aanmoediging der Schoone Kunsten» (рус. «Общество поощрения изящных искусств»), в которое входили Хендрик Франс де Корт (Hendrik Frans de Cort, 1742-1810), Питер Фаэс (Pieter Faes, 1750-1814), Мартен Ваефелертс (Marten Waefelaerts, 1748-1799), Маттеус Игнатиус ван Бри (Mattheus Ignatius van Bree, 1773-1839) и др. 10 октября 1791 года Хореманс вышел из этого общества.
Хореманс Младший подписывал свои произведения так же, как и его отец. Он тоже специализировался на жанровых сценах в интерьере, которым присуща анекдотичность ситуаций и морализаторство. Но вот живописная манера сына отличалась. Художник резко очерчивал абрисы фигур, использовал более яркую и насыщенную цветовую палитру. Хореманс Старший тяготел к художникам Нидерландов XVII столетия. А вот его сын увлекался и куртуазным французским искусством XVIII века. В частности он повторил композицию Антуана Ватто с изображением пары на фоне пейзажа. Полотно это проходило в Вене на аукционе Dorotheum в 2010 году. По-видимому сочный и интенсивный колорит, харак-
терный для Хореманса Младшего, а также неоднократное обращение этого художника к произведениям французских живописцев стали решающими факторами для Фреда Мейера при переатрибуции серии.
Учитывая значимость и авторитет Фреда Мейера в области атрибуции картин мастеров Голландии и Фландрии, мы также изменим авторство работ из нашего собрания, отнеся их мастерской Яна Йозефа Хореманса Младшего, а не его отца. Хореманс Младший имел немалое число учеников, среди которых выделялся Йохан Херман Фабер (Johan Herman Faber, 1734-1800), специализировавшийся на портретном жанре. «Аллегория Осени» мастерской Хореманса достаточно точно воспроизводит работу самого автора в плане трактовки основных персонажей. Осень олицетворяют сборщики винограда. В центре композиции кавалер добивается расположения дамы. На земле, рядом с ними, - полная корзина винограда. За влюблёнными с любопытством наблюдает нагнувшаяся к корзине молодая женщина в правой части. Пять персонажей (двое мужчин и три женщины) представлены слева чуть в отдалении за деревьями. Они собирают спелые грозди и флиртуют друг с другом. Художник из мастерской Хореманса изменил характер рисунка листвы на деревьях слева, а также отказался от изображения постройки в правой части.
Хореманс Младший, Ян Йозеф Пара на фоне пейзажа Холст, масло. 47*58,5 см Аукцион Dorotheum, Вена, 22 июня 2010 года, лот 149
Хореманс Младший, Ян Йозеф, мастерская Аллегория Хореманс Младший, Ян Йозеф
Осени Аллегория Осени
Фландрия, XVIII век Фландрия, XVIII век
Холст, масло. 30,5*38 см Холст, масло. 49,5*58 см
БСИИ ASG, инв. № 04-3429 (1) Аукцион Sotheby's, Нью-Йорк,
25 января 2007 года, лот 99
Хореманс Младший, Ян Йозеф, мастерская
Аллегория Зимы
Фландрия, XVIII век
Холст, масло. 30,5*38 см
БСИИ ASG, инв. № 04-3429 (2)
Лармессен IV, Николя де
Гравюра выполнена по картине Никола Ланкре Аллегория Зимы 1745 год 33,5*38 см
Британский музей, Лондон
Зиму символизирует катание на льду с изображением молодого мужчины на коньках и его спутницы, которой помогает переобуться другой персонаж в левой части композиции. На заднем плане картины из нашего собрания - деревья с голыми ветками. У Хореманса Младшего мы видим дома, а также сборщиков хвороста справа. Он вводит в композицию изо-
бражение ещё одного мужского персонажа со спины и собаку. Данных деталей, так же, как и постройки в правой части на картине «Аллегория Осени», нет ни у Ланкре, ни на гравюрах Лармессена IV, а значит это авторские находки Хореманса. Таким образом картины мастерской Хореманса иконографически ближе гравюрам.