Научная статья на тему 'Реализация жизненных сил государственных служащих как показатель профессионализма современной государственной службы'

Реализация жизненных сил государственных служащих как показатель профессионализма современной государственной службы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
336
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ ВИТАЛИЗМА / ЖИЗНЕННЫЕ СИЛЫ / ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / КУЛЬТУРОЦЕНТРИЧНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / SOCIOLOGY OF VITALISM / LIFE FORCES / LIVING SPACE / PROFESSIONAL CULTURE / SPIRITUAL MATURITY / CULTURE-CENTEREDNESS OF STATE SERVICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Григорьев Святослав Иванович, Грызунова Галина Васильевна

В статье рассматриваются проблемы профессионализма государственной службы Казахстана в контексте социологии витализма. Основное внимание уделяется профессиональной культуре государственных служащих через анализ ценностей. По мнению автора, проблема трансформации профессиональной культуры государственных служащих видится в идее культуроцентричности государственной службы, суть которой заключается в том, что процесс модернизации государственной службы может быть успешным лишь в том случае, когда идеи реформ усваиваются и принимаются на уровне личностно значимого смысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Григорьев Святослав Иванович, Грызунова Галина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of Civil Servants' Living Energy as a Factor of Modern Civil Service Professionalism1All-Russian Center of Standard of Living

The problems of professionalism of Kazakhstan state service in the context of vitalism sociology are considered in the article. Basic attention is given to professional culture of state employees through the analysis of values. In the author's opinion, the problem of transformation of professional culture of state service is in the idea of culture-centeredness of state service, the essence of which is in the fact that the process of modernization of state service can be successful only in the case when the ideas of the reforms are adopted on the level of personal significant sense.

Текст научной работы на тему «Реализация жизненных сил государственных служащих как показатель профессионализма современной государственной службы»

УДК 3.08:174 ББК 60.5

С. И. Григорьев г. Москва, Россия Г. В. Грызунова г. Усть-Каменогорск, Россия

Реализация жизненных сил государственных служащих как показатель профессионализма современной государственной службы

В статье рассматриваются проблемы профессионализма государственной службы Казахстана в контексте социологии витализма. Основное внимание уделяется профессиональной культуре государственных служащих через анализ ценностей.

По мнению автора, проблема трансформации профессиональной культуры государственных служащих видится в идее культуроцентричности государственной службы, суть которой заключается в том, что процесс модернизации государственной службы может быть успешным лишь в том случае, когда идеи реформ усваиваются и принимаются на уровне личностно значимого смысла.

Ключевые слова: социология витализма, жизненные силы, жизненное пространство, профессиональная культура, духовная зрелость, культуроцентричность государственной службы.

S. I. Grigoriev Moscow, Russia G. V. Gryzunova Ust-Kamenogorsk, Russia

Realization of Civil Servants’ Living Energy as a Factor of Modern Civil Service Professionalism

The problems of professionalism of Kazakhstan state service in the context of vitalism sociology are considered in the article. Basic attention is given to professional culture of state employees through the analysis of values. In the author’s opinion, the problem of transformation of professional culture of state service is in the idea of culture-centeredness of state service, the essence of which is in the fact that the process of modernization of state service can be successful only in the case when the ideas of the reforms are adopted on the level of personal significant sense.

Keywords: sociology of vitalism, life forces, living space, professional culture, spiritual maturity, culture-centeredness of state service.

Модернизация государственной службы государств постсоветского пространства актуализирует проблему обеспечения аппарата служащими новой формации и квалификации, обладающих инновационным, творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой, высоким профессионализмом. Истинный профессионализм государственного служащего в

современных условиях означает требования высокой социальной ответственности и результативности в конкретной деятельности и предполагает гарантированное наличие не только общих знаний, практических умений и навыков, но и определенный уровень духовной зрелости, развития личностных качеств, гарантирующих такую социальную ответственность.

© Григорьев С. И., Грызунова Г. В., 2011

Профессия государственного служащего - одна из наиболее социально важных, массовых и самых сложных, требующая на подготовку больших затрат времени и средств, а от человека не только служебно-профессиональных, но и высоких нравственных качеств, социальной культуры, творчества. Не случайно во многих цивилизованных странах эта профессия одна из самых престижных, элитарных и хорошо оплачиваемых.

Ядро профессии образует соединение работника с условиями деятельности, тем жизненным и профессиональным пространством, которое задает нормы и стандарты поведения, с одной стороны, и наличием определенного уровня развития жизненных сил человека - с другой. Соответственно этому профессия выступает как усвоенный самой личностью способ ее включенности в трудовой процесс, аккумуляцию качеств, необходимых для выполнения функций, характерных для данного вида профессиональной деятельности, усвоение норм и правил поведения, задающих качественную характеристику профессионального и жизненного пространства государственных служащих.

Государственный служащий, по своей сути, это и объект, и субъект управления. Человек как субъект - это высший уровень жизнеосуществления, реализации жизненных сил, активно взаимодействующий с природным и социальным миром и практически преобразующий его. В данном контексте, профессионализм можно рассматривать как средство конструирования социальной реальности активно действующим субъектом. Человек как деятель всегда включен в конкретную структуру или процесс, которые определяют количественные и качественные параметры его деятельности.

Активность жизненных сил человека в профессиональной деятельности реализуется, когда возможности жизненных сил человека обеспечивают его оптимальное взаимодействие со средой жизни - жиз-

ненным пространством и деятельностью, эффективным выполнением заданных социальных ролей (специалист, подчиненный, руководитель, коллега). Оптимальность этого взаимодействия определяется успешностью приобретенных знаний и умений, наличием определенных личностных качеств, результативностью их использования в соответствии с потребностями личности и требованиями профессиональной деятельности. Любая профессия основана на определенном уровне профессионального мастерства и квалификации.

Профессионализм деятельности государственного служащего можно определить как качественную характеристику субъекта деятельности, которая определяется мерой владения, воспроизводства и совершенствования им своих жизненных сил в определённом конкретно-историческом пространстве, обеспечивающих высокую профессиональную квалификацию и компетентность, наличие эффективных профессиональных навыков и умений, нравственно-личностных качеств, позволяющих осуществлять деятельность с высокой степенью продуктивности и социальной ответственности [1].

Для государственной службы характерно подчинение личных интересов интересам организации. Следовательно, можно выделить ряд особенностей, которые заданы профессиональной средой, тем пространством, в котором осуществляется профессиональная деятельность современного чиновника, что влияет на реализацию жизненных сил человека и достижения профессионализма в деятельности. Специфика профессии государственного служащего определяется тем, что она относится к профессиям властного типа, призванных быть посредниками между конкретными интересами человека, формально-абстрактными интересами общества и корпоративными интересами ведомств или властных структур. В этой связи социальная значимость профессии государственного служащего определя-

ется тем, что низкий профессионализм, искажение социальных функций данной профессии изменяет ценностные ориентиры не только государственных служащих, но и всего общества в целом. Качественное своеобразие такого рода профессий, по мнению Е. П. Ермолаевой, обусловлено разным сочетанием и степенью выраженности в них трёх типов социальных функций, приводимых по принципу убывания легальности их осуществления:

1) явные, декларируемые принципы - удовлетворять потребности и защищать интересы общества;

2) подразумеваемые - быть буфером между человеком, народом, с одной стороны, и властью или ведомством - с другой, защищая систему;

3) теневые - не соответствующие социальной морали, достижение внепро-фессиональных, корпоративных или корыстных целей посредством должностной роли [2, с. 30].

Исходя из вышеизложенного, можно выдвинуть гипотезу, суть которой состоит в том, что профессионализм современного государственного служащего определяется уровнем взаимозависимости развития его жизненных сил и конкретного жизненного и профессионального пространства. Беря за основу идеи А. Маслоу и Р Баррета, мы предлагаем рассмотреть уровни профессионального пространства государственных служащих через реализацию их жизненных сил [3; 4].

Основной особенностью профессиональной деятельности государственных служащих является нормативность - необходимость следования законам, правилам, предписаниям инструкциям и т. д. Она определяет первый - инструментальный уровень, или уровень выживаемости, государственного служащего в профессиональном пространстве. На этом уровне человек осознает и реализует свои жизненные силы посредством функционально-ролевых отношений, которые отражают технологию деятельности государс-

твенного служащего посредством норм, правил, функциональных обязанностей, принятых в данном профессиональном пространстве. Данный уровень диктует определённые условия жизнедеятельности, когда государственный служащий должен строго следовать предъявляемым требованиям, хорошо ориентироваться в своей профессиональной деятельности, знать нормативные документы, условия и ресурсы совместной деятельности. Инструментальный уровень (уровень выживаемости) требует от государственного служащего исполнительности, дисциплинированности, владения технологическими знаниями, позволяющими адаптироваться и поддерживать деятельность в постоянно мобильной форме. Профессиональная деятельность государственного служащего данного уровня отражает сущностную характеристику жизненных сил, направленность которых определяется базовыми потребностями человека и проявляется в стремлении иметь стабильную работу, обеспечивающую достойное существование, возможности профессионального роста, вызывающие чувство защищенности. С точки зрения организационного контекста данный уровень отражает стабильность системы государственного управления, позволяющей решать запросы как государства, так и общества.

Второй уровень - социальный, или уровень отношений в профессиональном пространстве. Это отношения с клиентами, вышестоящим руководством, коллегами, другими заинтересованными лицами, позволяющие выстроить эффективную структуру процессов. Данный уровень отражает социальный контекст профессиональной деятельности государственных служащих с точки зрения тех услуг, которые государственная служба оказывает обществу. На социальном уровне профессиональные роли государственного служащего определяются социальным статусом самой государственной службы, системообразующей категори-

ей которой является власть, и степенью интериоризации этой власти на уровне конкретной личности. Именно эти отношения обуславливают в конечном счёте психологическую и социальную совместимость властных структур и граждан, удовлетворение запросов потребителей государственных услуг.

Третий уровень, задающий качественную характеристику профессионального и жизненного пространства государственных служащих, мы определили как социокультурный, который выражается ценностно-смысловыми отношениями.

На данном уровне в полной мере проявляется социальная субъектность жизненных сил государственного служащего, что находит отражение в определённом уровне развития духовной зрелости человека через феномен правосознания, социальной ответственности, социального мышления, другими словами, в формировании нового типа социальной культуры, что обеспечивает жизнеспособность системы в долгосрочной перспективе. Данные уровни профессионального пространства государственного служащего представлены на рисунке.

X

о о

10

3 1

4 а л я к

д

о

и

Д

и 5

г? ° 8

А

н

о

о

д

д

д

й

о

*

*

И

И

И

Потребности

Духовные

Умственные

Личностное

сознание

Эмоциональные

Физические

Служение

Желание что-то изменить

Социальное

мышление

Трансформация

сознания

Самоуважение

Отношения

Выживание:

стабильная

работа,

достойное

существование

Уровни

л

III УРОВЕНЬ

СОЦИОКУЛЬ-

ТУРНЫЙ

У

II УРОВЕНЬ

СОЦИАЛЬНЫЙ

>

I УРОВЕНЬ

ИНСТРУМЕН-

ТАЛЬНЫЙ

Организационные

ценности

Социальная ответственность гос. службы

Непрерывное совершенствование

Удовлетворение потребителей; качество услуг

Стабильность государственной службы: нормы, правила, функциональные обязанности

Рис. Уровни профессионального пространства государственного служащего

Жизненное пространство профессиональной деятельности государственных служащих есть некая иерархическая духовно-материальная структура, свойства которой определяются как уровнем развития субъекта профессиональной деятельности, так и качественными характеристиками самого пространства, что находит

отражение в уровне развития организационного сознания. Параметры, определяющие уровень существования - выживания человека и существующей системы государственного управления (1-2 уровень), являются базовыми, но не единственными, обеспечивающими жизнеспособность системы. Используя ресурсы своих

жизненных сил и ресурсы пространства государственной службы, государственные служащие могут отвечать современным требованиям профессионализма, проходя путь от уровня выживания (приспособления к существующим нормам и требованиям) через трансформацию сознания к преобразующему уровню духовной зрелости. Представленная модель позволит проектировать и анализировать свойства, способы профессиональной деятельности государственных служащих, определить, на каком уровне профессионального развития находится государственный служащий и государственная служба в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенный авторами экспертный опрос среди казахстанских государственных служащих1 позволил выделить три уровня ценностей.

Первый уровень - качества, характерные для профессиональной деятельности государственного служащего; второй - качества, характерные для казахстанской государственной службы; третий - качества, к которым необходимо стремиться, для того чтобы соответствовать идеальной с точки зрения государственных служащих государственной службе. В результате было выявлено 10 наиболее значимых ценностей, которые госслужащие считают важными для себя в своей профессиональной деятельности. Анализ полученных данных позволил определить базовые приоритеты и второстепенные качества, необходимые в профессиональной деятельности государственных служащих.

Государственные служащие считают, что приоритетной ценностью в их про-

1 Опрос проведен в 2010 г. (май-июнь) в ВосточноКазахстанском регионе РК среди служащих органов государственного управления. Опрошено 200 чел., пропорционально представляющих основные отрасли госуправления региона. 69,8 % составили женщины, 27,9 % мужчины, преимущественное количество респондентов (62,3 %) имеют возраст 36-50 лет, средний стаж работы составил около 5 лет (48,3 %);

29.7 % - 5-10 лет; по национальному составу

79.8 % - казахи, 13,9 % - русские, украинцев - 2 %, другие - 3,5 %. Ошибка выборки составила ± 8 %.

фессиональной деятельности является ответственность (98 %). К базовым ценностям они относят профессионализм (85 %), знание своего дела (77 %), уважение к людям и умение строить отношения (67 %). К второстепенным качествам, не имеющим особого значения для профессиональной деятельности государственных служащих, было отнесено - качество услуг (60 %), законопослушание (55 %), самостоятельность (49,5), признание со стороны руководства (76,5 %), самореализация (49,5 %).

По мнению государственных служащих, приоритетным качеством, характеризующим казахстанскую государственную службу в реальной жизни, является также профессионализм (94,5%). Далее идёт исполнительность (87,5 %), жёсткий контроль (76,5 %). Качества, не вошедшие в распределение приоритетов, - это открытость, финансовое благополучие, адаптивность к изменениям и т. д.

В качестве главных приоритетов будущей государственной службы респонденты выделяют профессионализм (97 %) и законопослушание (94,5 %), если отметить ещё и наличие такого качества, как отсутствие коррупции (77 %), то всё это отражает актуальные проблемы современной государственной службы. Сравнивая реальный и идеальный образ профессионального пространства государственных служащих, можно сказать, что государственные служащие в своей деятельности ориентируются на личную эффективность и профессиональное развитие, когда зачастую в качестве ключевого ресурса выступает наличие связей и умение строить отношения с людьми. Интересным представляется факт, что качество предлагаемых услуг не является приоритетной ценностью. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что государственные служащие в системе отношений с населением на уровне осознания этих отношений выступают, прежде всего, как олицетворение должностной власти, которая не ориентирована на потребителя.

Анализ полученных данных говорит о том, что реализация жизненных сил государственных служащих находится на первых двух уровнях развития профессионального пространства: инструментальном и социальном. Говорить о реализации социальной субъектности государственных служащих достаточно сложно. Во-первых, потому, что, по мнению респондентов, ключевым ресурсом развития являются межличностные отношения и связи. Во-вторых, не удовлетворены потребности в самореализации, уважении к личности, что при наличии жесткого контроля, недостаточного законопослушания, ведёт к стратегии выживания, адаптации к принятым нормам и правилам игры, ориентации на мнение власть держащего.

Процесс становления современного профессионала в сфере государственной службы представляет собой необходимость трансформации сознания, качественного изменения приоритетов в ценностном сознании государственного служащего, формирования мировоззрения, ценностных ориентаций, направленных на осознание социальной ответственности, новой социальной культуры, за счет которых будет обеспечиваться качественное выполнение задач и реализация полномочий государственных органов, жизнеспособность системы государственной службы. Основной акцент в достижении профессиональной зрелости должен быть сделан на новых измерениях, на постепенном включении в профессиональную деятельность государственного служащего всей совокупности его отношений

с миром, а также на изменениях качества исходных для профессионала отношений, основой которых является гуманизм, ответственность, творческая активность, профессиональная честь. Проблема трансформации профессиональной культуры государственных служащих, наполненность её социальным содержанием видится в идее культроцентричнос-ти государственной службы, суть которой заключается в том, что модернизация государственной службы может быть успешной лишь в том случае, когда идеи реформ усваиваются и принимаются на уровне личностно-ценностного смысла. Следовательно, необходим акцент в проводимых реформах на признании духовно-нравственного ответственного выбора и ценностно-мотивированного поступка как основы личностной, профессиональной и социальной зрелости государственного служащего.

Обобщая вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что этап модернизации государственной службы на пути её профессионализации должен предусматривать приоритет духовно-ценностного развития государственных служащих как одного из условий формирования нового типа социальной культуры профессиональной госслужбы. Формирование нового типа социальной культуры государственного служащего по своему внутреннему содержанию есть процесс развития социальной субъектности жизненных сил человека, мера его совершенствования, самопознания и самореализации жизненного потенциала.

Список литературы

1. Григорьев С. И. Виталистская социология : парадигма настоящего и будущего : избр. ст. Барнаул : АРНЦ СО РАО, АлтГУ 2001. 340 с.

2. Ермолаева Е. П. Социальные функции и стратегия реализации профессионала в системе «человек - профессия - общество» // Психологический журнал. Т. 26. № 4. С. 30-42.

3. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. А. Татлыбаевой М. ; СПб., 1999. 478 с.

4. Маслов Д., Роше Г. Трансформация организационной культуры через анализ ценностей // Методы менеджмента качества. 2006. № 2. С. 18-23.

Рукопись поступила в редакцию 30.03.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.