5. Злобин Н. Кремлинология: Уроки пожаротушения // Ведомости. 2010. № 141 (2659).
6. Ямполъский М. Инновационный потенциал и структура общества // Новое литературное обозрение. 2009. №9 100.
7. Холодковский К.Г. Партии: кризис или закат? // Политические институты на рубеже тысячелетий, XX-XXI вв. Дубна, 2001.
8. Баранов А.В. Акторы региональных политических процессов в постсоветской России. Краснодар, 2005.
9. Розов Н. С. Геоэкономические перспективы России. Статья 2: Ориентиры и приоритеты // Научный эксперт. 2010. № 4. С. 5-22.
10. Christenson J.A., Fendley K., Robinson J.W. Community Development // Community Development in Perspective / ed. by J.A. Christenson and J.W. Robinson. Ames, 1989. P. 3-25.
11. Gaventa J., Valderrama C. Participation, Citizenship and Local Governance // Background note for Workshop: 'Strengthening Participation in Local Governance'. Sussex, 1999. June 21-24.
12. Волков Д. Представления россиян о будущем // Пресс-релиз Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр). 2010. 21 июля.
13. Гурова Т. Не стать слепыми муравьями // Эксперт. 2010. №9 14 (700).
G.V. Gryzunova
Transformation of Value-Ethical Bases of Civil Service in Russia and Kazakhstan
The problems of government employees' ethical behavior standards in the context of human vital forces sociology are considered. The main accent is made on the formation of government employees' spiritual maturity by means of culture centricity of their professional socialization.
Key words and word-combinations: vital forces and vital space of government employees, culture centricity of civil
В контексте социологии жизненных сил человека рассматриваются проблемыг этических норм поведения государственных служащих. Основной акцент делается на формирование духовной зрелости государственных служащих посредством культу-роцентричности их профессиональной социализации.
Ключевые слова и словосочетания: жизненные силы и жизненное пространство государственных служащих, культуроцентричность государственной службы.
УДК 35.08:1 74(470+571)+(574) ББК 67.401.02:87.754(2Рос+5Каз)
Г.В. Гоызунова
ТРАНСФОРМАЦИЯ
ЦЕННОСТНО-ЭТИЧЕСКИХ
ОСНОВАНИЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
В РОССИИ И КАЗАХСТАНЕ
овременные Россия и Казахстан являются крупнейшими и наиболее стабильными политическими образованиями на постсоветском пространстве. Вопросы становления социально ответственной государственной службы для них особенно актуальны, поскольку успешность дальнейшего развития национальной государственности в значительной степени связана с эффективностью государственного управления. Результативность государственной службы, в свою очередь, напрямую зависит от качества социокультурных, ценностно-этических оснований профессио-
18
2011 • ВЕСТНИК ПАГС
нализма государственных служащих, уровня развития у них социально значимых личностных качеств.
Научное осмысление процесса модернизации государственной службы предполагает познание данной системы, процессов ее воспроизводства и изменения. Представляется необходимым в сравнительном ключе выявить этически ориентированную совокупность параметров, обеспечивающих жизнеспособность деятельности института государственной службы в России и Казахстане. По этой причине правомерно рассматривать сущность и специфику современной государственной службы в ее взаимосвязи с социокультурными и этическими регуляторами поведения современных государственных служащих с позиции социологии витализма [1; 2]. В обозначенном контексте, с нашей точки зрения, государственная служба может быть представлена как сложная многоуровневая социокультурная система, центром которой является человек.
Функционирование государственной службы выражается в форме деятельности облеченных полномочиями субъектов - органов и их должностных лиц. Выполняя свои обязанности, государственные служащие вступают в социальное взаимодействие, реализуя свои жизненные силы. Их профессиональная деятельность осуществляется в определенном жизненном пространстве, характеризующемся комплексом ценностей, норм, ролей, статусов, формальных и неформальных правил относительно средств обеспечения, воспроизводства и совершенствования условий, методов и результатов служения государству и обществу. Вот почему государственная служба может считаться сферой деятельности, где происходит формирование и подъем жизненных сил человека, его социальное и профессиональное развитие.
Взаимосвязь и взаимообусловленность жизненного пространства и жизненных сил государственного служащего находит конкретное проявление в системе установок, ценностных ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди оценивают и воспринимают себя и свою деятельность, а также других людей и их деятельность. Эти диспозиции опосредствуются целями, ценностями и организацией деятельности, в рамках которой проявляется способность человека воспроизводить и совершенствовать жизнедеятельность государственной службы, реализовывать свой личностный и творческий потенциал.
По нашему мнению, основная исследовательская гипотеза состоит в том, что эффективность проводимой модернизации государственной службы определяется не столько социально-структурными изменениями, сколько необходимостью формирования новой социальной культуры, перестройки поведения людей с учетом особенностей взаимосвязи их жизненных сил и жизненного пространства, ценностно-нравственной позиции государственных служащих как критерия их социально-профессиональной зрелости. В связи с этим представляется актуальной идея культроцентричности государственной службы, суть которой заключается в том, что модернизация государственной службы может быть успешной лишь в том случае, когда идеи модернизации усваиваются и принимаются государственными служащими на уровне имеющего социокультурную значимость личностно-ценностного смысла.
Мотивационная направляющая реализации данных задач проявляется в сис-
2011 • ВЕСТНИК ПАГС
19
теме таких ценностей, как безопасность, этичность, духовность - именно они зависят от особенностей национальной культуры и характеризуют личность в ее отношениях с обществом.
В системе государственной службы Республики Казахстан представители казахского этноса составляют подавляющее большинство (более 80%), что дает возможность говорить о важности социокультурных особенностей именно данного этноса применительно к рассматриваемой теме. Став титульной нацией в современном Казахстане, казахи заняли решающие позиции во властных структурах и реализовали этнократическую тенденцию, столь очевидную после провозглашения суверенитета [3, с. 74].
Фундаментальным качеством казахов стал их громадный потенциал адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизнедеятельности. Это накладывается на такую присущую им традиционную национальную черту, как основанный на родовых отношениях коллективизм. Взращенные на такой ценностной основе коллективная ответственность, уважение к старшим, авторитаризм последних выступают целостной характеристикой, позволяющей понять истоки различных по своей природе общественных отношений, в том числе и реализуемых в системе власти. Здесь обнаруживается достаточное сходство с ценностными основаниями российского общества, чему в немалой степени способствовал исторический опыт длительного совместного проживания и усвоения евразийского типа культуры. В политической культуре современного российского общества приоритетное место исследователи отводят ценностям коммунита-ризма, обусловливающим приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы личности. По своей природе они восходят к общинному коллективизму и в конечном счете предопределяют ведущую роль государства в регулировании политической и социальной жизни.
Схожими для российского и казахстанского общества являются требования нравственного характера деятельности власти, персонифицированное ее восприятие, потребность в харизматическом лидере, играющем роль «спасителя Отечества». Общими чертами в механике государственного управления выступают недопонимание роли представительных органов власти, тяготение к исполнительным функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью. Все это, на наш взгляд, во многом исторически определяется влиянием географического фактора на становление и развитие государствообразующих этносов и общностью социокультурного пространства. Методологически схожую оценочную позицию высказывали многие мыслители. В частности, Н. Бердяев подчеркивал взаимосвязь «шири русской земли» с доминированием религиозно-нравственных установок в культуре, а «скудноземельность» стран Запада - с доминированием установок экономико-институционального характера [4, с. 279].
Западный человек более независим от окружающих людей в мотивации и организации своего поведения в силу того, что, свободно путешествуя по разным странам, он мог менять место обитания, статус, род занятий, знакомиться с различными типами культуры. В результате у него формировались индивидуальные механизмы саморегуляции, создавалась система потребностей личности, способная противостоять непосредственному влиянию социального окружения. К
20 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
примеру, Америка была освоена выходцами из Европы - людьми особого психического склада, склонными к риску, ориентированными на собственные индивидуальные потребности, что предопределило формирование таких ценностей, как свобода, индивидуализм, личностный выбор, уверенность в собственных силах.
Суровые климатические условия, большая протяженность территории России и Казахстана, долгое время входящего в состав России, культивировали коллективные формы поведения, основанные на общинных или родовых отношениях. Для человека становилось особенно значимо его социальное окружение; формировались зависимость от межличностных отношений и социальных связей, подчиненность мнению социальной группы, ориентация на социальный статус. Не случайно попытка реализовать идеи коммунизма, понимаемого в терминах равенства, братства и коллективизма, была предпринята именно в России, где главенствовали идеи общинности, а мнение большинства всегда становилось законом для меньшинства.
Важным следствием европейского пути развития культуры следует считать глубокое изменение позиции человека через реализацию идей демократии и свободы личности. Можно утверждать, что в Европе и США юридические законы стоят выше воли руководителя; в России и Казахстане воля «правителя» почитается выше юридических законов и норм, поведение людей подчиняется не формальным правилам, а устойчивым человеческим связям.
Казахстанское общество вполне можно назвать «обществом устойчивых связей». Отклонение поведения человека от этих таких связей - случай обычно исключительный. Устойчивость иерархии обеспечивается социальными и психологическими механизмами воспитания группового патриотизма, ценностей рода, семьи, родителей, причем верность этим принципам переносится и на структуру власти, закрепляется в ней, находит выражение в почитании статуса власти. Как следствие, для общества характерны преклонение перед вышестоящем и самоутверждение над нижестоящим через демонстрацию своего более высокого положения. Обычным является поиск высокого покровителя - как правило, родственника - для получения поддержки или протекции.
Возникающая в условиях модернизации новая позиция личности характеризуется разрывом с привычными нормами и традициями, поиском своего места, необходимостью адаптации к изменяющимся условиям. Переход общества к рыночному хозяйствованию, социальное расслоение привели к резкой дифференциации граждан в образе жизни, способах и формах деятельности, к различиям в системах ценностей, норм, идеалов. Все это обусловило стремление человека мобилизовать свои жизненные силы для того, чтобы занять достойное место в жизненном пространстве, выйти на более высокий социальный уровень, прежде всего за счет своего положения, когда должность играет ключевую роль в господствующих товарно-денежных отношениях. Статус государственного служащего стал иметь еще более значимым, поскольку его носителю гарантировалось достойное место в системе социальных взаимодействий.
Вместе с тем современный конкретно-исторический период связан со стремлением государства и общества создать на основе лучших традиций зарубежного и отечественного опыта социально оправданную модель государственной службы. В этом направлении достаточно много сделано, однако внедрение инноваций
2011 • ВЕСТНИК ПАГС
концентрируется в области создания условий деятельности и в целом не затрагивает трансформацию ценностно-смысловой сферы личности госслужащих.
Сегодня объективно востребованы такие качества управленца, как профессионализм, законопослушность, инициативность, ответственность, безупречная нравственность, однако они предстают как внешне заданные, навязанные, противоречащие традиционному типу культуры. Например, в Казахстане разработаны и утверждены Указом Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 г. № 1567 Кодекс чести государственных служащих и Книга контроля этики государственных служащих. Предусмотренные данными документами меры направлены на повышение нравственности и моральной ответственности государственных служащих. Однако в процессе практической реализации выяснилось, что они не содействовали росту требовательности государственных служащих к себе и существенно не повлияли на повышение качества и результативности деятельности. Внешняя конформность государственных служащих к происходящей модернизации аппарата управления находит выражение в том, что они принимают новшества на уровне деклараций, но не личностных смыслов - это отражается как на самой личности, так и на профессиональной группе, организации, обществе в целом.
В мае - июне 2010 г. в Восточно-Казахстанском регионе среди служащих органов государственного управления Республики Казахстан был проведен экспертный опрос с целью выявления ценностных оснований профессиональной деятельности государственных служащих. Было опрошено 200 человек, пропорционально представляющих основные отрасли государственного управления региона. 69,8% респондентов составили женщины, 27,9% - мужчины; в возрасте от 36 до 50 лет - преимущественное количество респондентов (62,3%); средний стаж работы составил около пяти лет у 48,3%, 5-10 лет - 29,7%; по национальному составу 79,8% опрошенных - казахи, 13,9% - русские, 2% - украинцы, другие - 3,5%; ошибка выборки составила ±8%.
Полученные данные говорят о том, что к личным ценностям государственных служащих, определяющих их жизнеспособность в профессиональной среде, относятся дисциплинированность (88,3%), исполнительность (75,9%), умение строить дружеские отношения (65,8%), доброжелательность (60,1%), адаптивность (55,6%), терпимость (53,3%), работоспособность (53,1%), обязательность (53,1%), честность (50,2%). Этот блок ценностей соответствует потребности в безопасности, выделяемой А. Маслоу в качестве одной из жизнеобеспечивающих потребностей человека.
К существующим организационным ценностям государственных служащих, характеризующих профессиональную среду, были отнесены иерархичность (79,8%), наличие «пожарных» методов работы (71,9%), протекционизм в подборе кадров (60,2%), перегруженность работой (45,9%), профессионализм (40,4%), дефицит профессиональных кадров (35,8%). Среди желаемых организационных ценностей, к которым должны стремиться государственные служащие, выделены высокое качество услуг (79,8%), признание работников (70,7%), отсутствие клановости и родственных связей (58,8%), профессионализм (55,5%) отсутствие бюрократизма (55,1%), законопослушность (50,7%), умение работать в команде (48,4%), непрерывное совершенствование (35,1 %).
22 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
Таким образом, государственные служащие Казахстана в своей деятельности в основном ориентируются на личную эффективность. Их личностное сознание направлено на обеспечение выживаемости и построение отношений в своей профессиональной среде. Они занижают свои персональные стремления и сосредоточивают личные стратегии на выживании, получении сиюминутного результата, что зачастую приводит к использованию должности как источника дохода, порождает коррупционные отношения в системе государственной службы. Частые структурные перестройки, острая неуверенность в стабильности пребывания в должности ориентирует служащих на достижение краткосрочных целей - это значительно повышает ценность адаптивности.
Адаптивность как стратегия выживания прослеживается на всех уровнях государственной службы. Она означает максимальную зависимость человека от логики внешних обстоятельств, изначальное его согласие на ту действительность, в которой он оказался. В такой форме проявляется потребность в безопасности, в результате чего следуют ориентация на установленные правила, готовые образцы поведения, на освоенный опыт, выбор уже апробированного решения, освоенных альтернатив; установка на мнение значимого окружения; ослабление инициативы и ответственности; выполнение только исполнительских функций.
Способность людей выживать, охранять свою жизнь в меняющихся условиях приводит к появлению функциональных противоречий государственной службы. С одной стороны, она в меньшей степени, чем бизнес, подвержена неопределенности и риску. Отсюда проистекает желание людей через эту сферу профессиональной деятельности обрести безопасность и стабильность; они стремятся любыми способами попасть на государственную службу, не имея профессионального опыта и знаний, не разделяя нравственных принципов, положенных в основу этического кодекса государственных служащих. С другой стороны, государственная служба в силу специфики деятельности, широкого диапазона взаимодействий с различными социальными группами дает возможность государственным служащим обрести связи и войти в сферу предпринимательства, что приводит к утрате квалифицированных кадров, феминизации органов государственного управления.
На этом фоне столкновение индивида с новыми ценностными ориентирами, а также противоречия между реальной жизнью и декларируемыми ценностями нередко приводят к формированию «многослойных» ценностных систем. Миссия государственной службы в них зачастую лишь заявляется, но не осознается и не проявляется в реальном поведении конкретного чиновника.
Преодоление обозначенных противоречий невозможно лишь принятием организационных решений в сфере государственной службы. Большое значение имеет трансформация мировоззренческой позиции общества, изменение гражданской позиции конкретного человека, его социальной субъектности. Человек сопоставляет свою деятельность и значимые жизненно важные для себя задачи с социальными требованиями, сравнивает свою активность с активностью окружающих [5, с. 91]. В связи с этим необходимо осознать, что нравственная составляющая профессионализма высокопоставленных кадров государственного управления является ключевой проблемой. Рядовой чиновник, подражая и копируя поведение вышестоящих руководителей, более статусных людей, ориентируется на них.
2011 • ВЕСТНИК ПАГС
Исходя из того, что основой ценностных устремлений государственных служащих должна стать их постоянная направленность на соблюдение интересов гражданского общества, ориентация на достижение государственных интересов через профессиональную деятельность, необходимо, чтобы нормы и ценности государственного управления превратились в постоянные мотивы профессиональной деятельности, отражающие духовную зрелость специалиста. Именно это и определяет необходимость в кардинально иной расстановке ценностей в сознании государственных служащих, формировании нового типа социальной культуры современных государственных служащих, ключевым аспектом которой является развитие их духовной зрелости. Это открывает новые возможности для реализации жизненных сил чиновников.
Духовная зрелость профессионала, находящегося на государственной службе, выражается в безусловно воспринимаемых им нравственных регуляторах социального поведения. В то же время она обусловлена качественным состоянием рефлексивных способностей личности, дающих возможность осваивать и порождать позитивные ценности, нормы, правила, превращая их в личностно значимые смыслы.
Современные исследователи подчеркивают, что «культуроцентричность как идея понимания мира в его различных ракурсах может быть рассмотрена в качестве императива выживаемости общества и человека. А сама культура как порядок мироустройства и сфера бытия личности должна быть своеобразным свидетельством жизнеспособности общества, выполняя целый ряд витальных функций» [6, с. 85]. Следовательно, идея культуроцентричности применительно к сфере государственной службы заключается в необходимости признания ответственного духовно-нравственного выбора и ценностно-мотивированного поступка как основы личностной и профессиональной зрелости государственного служащего.
Культуроцентричность государственной службы должна быть основана на решении следующих задач: формирование мировоззренческой позиции государственного служащего, осознание и принятие им миссии государственной службы, основанной на принципах профессионализма и духовной зрелости; усвоение общечеловеческих норм гуманизма, следование им в жизни и культивирование духовности как значимой ценности; уважение к законам и гражданским правам личности; приобретение навыков рефлексии и саморефлексии. Нравственная составляющая профессионализма кадров государственного управления является ключевой проблемой эффективности управления и устойчивого социально-экономического развития общества.
Ценностная направленность кадров государственного управления службы видится в реализации принципа нравственного императива, признания верховенства этических норм, уважения правовых норм и обеспечения их исполнения; принципа повышения доверия к деятельности государственных служащих; принципа социальной ответственности кадров государственного управления перед потребителями государственных услуг, обществом, государством. Практическая реализация принимаемых управленческих решений возможна лишь при условии интериоризации данных принципов на уровне личностно значимых смыслов (в первую очередь - у государственных управленцев высшего порядка).
Совершаемые государственными служащими поступки будут соответство-
24 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
вать декларируемым принципам только тогда, когда современный чиновник будет обладать индивидуальной и социальной субъектностью, зрелой гражданской позицией и развитым чувством социальной ответственности. Это может быть достигнуто только через формирование целевых приоритетов, отражающих социальные запросы. Модернизация государственной службы в современных условиях требует от управленцев умения соотносить свою профессиональную деятельность и личную жизнь с актуальными требованиями, формулируемыми государством и обществом.
Библиографический список
1. Григорьев С.И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего: избр. статьи. Барнаул, 2001.
2. Григорьев С.И. Новые отношения субъектности в социальной сфере современной России как проблема социологического витализма. М.; Барнаул, 2004.
3. Байдельдинов Л.А. Социокультурная общность в Республике Казахстан и вопросы консолидации общества // Социальная структура современного Казахстана. Астана, 2003.
4. Бердяев Н. Русская идея. Судьба России. М., 1997.
5. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1993.
6. Социологический витализм: новые направления развития: сб. науч. ст. / под ред. С.И. Григорьева, О.Т. Коростелевой. М.; Барнаул, 2006.
I.A. Manakhov
From the Practices
of the Public Administration
Apparatus Training:
Officials for the Empire
The educational policy of the Ottoman Empire in the late XIX - early XX centuries, and the system of state educational institutions is studied. Special attention is paid to the analysis of the public officials' training bases.
Key words and word-combinations: the Ottoman Empire, the state education system, officials' training, public administration apparatus.
Исследуется образовательная политика Османской империи в конце XIX - начале XX в. и система государственных образовательных учреждений. Особое внимание уделяется анализу основ подготовки государственных чиновников.
Ключевые слова и словосочетания: Османская империя, государственная система образования, подготовка чиновников, государственно-административный аппарат.
УДК 373(560)(09)| 1 8/1 9| ББК 74.03(5Туц)
И.А. Манахов
ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОГО АППАРАТА: ЧИНОВНИКИ ДЛЯ ИМПЕРИИ
Йля ряда стран Востока, в особеннос-анской империи, XIX век прошел под знаком реформ. Осмысление этих реформ имеет прикладной характер, в связи с чем их изучение представляется сегодня интересным и актуальным. Подобный опыт вполне может стать частью инструментария анализа реформаторских устремлений современных обществ и власти. В первую очередь следует обратить внимание на подготовку квалифи-
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 25